Лия и рахиль библия. Лия прародительница двенадцати колен израилевых. Лия рождает последних детей: Иссахара, Завулона и дочь Дину

Бедная Рахиль!
Если допустить, что истории, изложенные в Библии, произошли в действительности – когда-то, в незапамятные времена, насколько печальна судьба Рахили!
И в какой запутанный, трагичный узел сплелась судьба всех действующих лиц этой истории: Иакова, Рахили и ее сестры Лии, и все это произошло по воле хитрого и безжалостного отца двух сестер – Лавана, а также по воле Господа Б-га - справедливого, но не менее жестокого в своей справедливости, чем Лаван в своей хитрости.
Такое обычное начало истории: путник, пришедший из чужих краев, подошел к колодцу, где собирались пастухи, поившие здесь свои стада, и увидел красивую пастушку – Рахиль.

Усталый путник, завершивший свое путешествие – Иаков, сын Исаака и Ревекки.
Иаков, любимчик матери… Что принесло ему право первородства и благословение отца, добытое материнской хитростью, кроме изгнанничества?
Поспешное бегство в Месопотамию от ярости обманутого брата, едва прикрытое необходимостью жениться в чужих краях, поскольку плохи – непочтительны и склочны - местные девицы.
Долгий путь из Ханаана в Месопотамию; и вот, наконец - место, где живет его дядя по матери Лаван, у которого может изгнанник найти приют и защиту, и жену по вкусу родителей – одну из дочерей Лавана. Явно такая жена придется по вкусу родителям, ведь она будет точь-в-точь, как мама Ревекка в молодости.
И как хорошо, что прекрасная девушка, встреченная им у колодца, оказалась одной из дочерей Лавана!

Наконец изгнанник обретет покой: он – среди родных; и, возможно, женится на дочери Лавана, если отец ее согласится отдать ее за него… И здесь мы впервые узнаем, что у Лавана было две дочери: старшая, Лия, была не очень красива, и, кроме того, «слаба глазами»; младшая, Рахиль, была «красива лицом» и «стройна станом».
И Лаван согласился отдать Иакову в жены свою дочь Рахиль; но, поскольку у Иакова, пришедшего в его дом изгнанником, не было никакой собственности, а в тех краях и в то время было принято платить выкуп за невесту, жених и отец невесты договорились, что Иаков будет работать на Лавана семь лет, чтобы получить в жены его младшую дочь Рахиль.
«И служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.» Это строки из Библии – так поэтично, так проникновенно о любви…

Люди, которым не довелось в своей жизни познать любовь, считают ее досужей выдумкой глупцов, которых можно и следует обманывать, используя эту их «любовь». Таков был и Лаван, отец Рахили. По прошествии семи оговоренных в договоре лет, Лаван недрогнувшей рукой ввел вечером в свадебный шатер Иакова не Рахель, а Лию, свою старшую дочь. В шатре было темно, невеста, согласно обычаю, была под покрывалом, и голосом она себя тоже не выдала.

Музей Израиля. Наряд невесты

Жаль, конечно, и Лию, которая по согласию с отцом пошла на этот обман – наверное, перспектив на другое замужество у нее не было. Но что чувствовала Рахиль в эту ночь, когда вместо нее за ее любимого Иакова отдавали замуж ее сестру?...

Обманутый Иаков при свете утра увидел рядом с собой не Рахиль, а Лию. В ужасе он спрашивает Лавана: «Что ты сделал со мной?! Я ведь просил у тебя в жены Рахиль, и за нее работал у тебя семь лет!»
Вот в этом и вся причина Лаванова обмана: семь лет на него работал работник, которому не нужно платить; и работал он, как говорят «не за страх, а за совесть», стремясь угодить будущему тестю - чтобы не передумал, не отдал Рахиль замуж за другого…
И вдруг лишиться такого работника?!
Лаван уже все продумал: «В наших местах не отдают замуж младшую дочь прежде старшей! А что ты работал семь лет, то я ведь не отдаю своих дочерей бесплатно: мои дочери – это мое достояние, каждая стоит семь лет работы!»
Действительно, был такой обычай, и даже не в столь глубокой древности, что не могла младшая дочь выйти замуж раньше старшей; но ведь не сказал Лаван этого Иакову, когда тот просил у него в жены младшую дочь!
И сказал Лаван Иакову: «Ну и что здесь плохого?! У тебя будет две жены, потому что я отдам за тебя замуж и младшую дочь… только отработай за нее еще семь лет! А я уж сделаю тебе одолжение – отдам Рахиль авансом; подожди только неделю, поживи с Лией – все-таки муж ты ей теперь. А через неделю и вторую свадьбу сыграем! А отрабатывать ты будешь после свадьбы – семь лет работы за Рахиль, как и договаривались.»
Так и началась совместная жизнь – втроем: две женщины и один мужчина. Две сестры, две соперницы… Одна – любимая, но и вторая – жена, со всеми полагающимися ей правами: на одежду, на украшения … и на совместную постель. Одна получает все, как дар; вторая – по обязанности.
И здесь, согласно Библии, в ситуацию вмешался Господь Б-г… Скучно ему стало на небесах; решил подшутить над тремя не слишком счастливыми людьми, прикованными друг к другу. Б-г любит шутки и нестандартные решения…

Итак, «Господь узрел, что Лия была нелюбима и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна».
У некрасивой и нелюбимой Лии один за другим рождаются сыновья: Рувим, Симеон, Левий, Иуда.
А Рахиль – бесплодна.
Ночи, проведенные с ней – это ночи любви, но это – пустые, бесполезные ночи, они не приносят плодов.
После этих ночей не родятся дети, которые продолжат дело отца; не будет преемников, которые из отчего дома выйдут осваивать новые земли; не появятся дочери, которые будут покоить и нежить престарелого отца в своем доме.
Бесплодная женщина – проклята, презираема всеми; муж имеет право развестись с ней и вернуть ее в дом родителей, как бракованный товар.
Бедная Рахиль!

Ее слезы в истории стали понятием нарицательным:

А рядом – сестра Лия со своими сыновьями, сыновьями Иакова, любимого мужа Рахели, так похожими на Иакова… Лия может их ласкать, играть с ними… и Иаков радуется, глядя на детей, и знает, что Лия – мать его детей, Лия – продолжательница рода.
Рахиль плачет и просит: «Иаков, дай, дай мне детей, или я умру!»
И Иаков разгневался на Рахиль, и сказал: «Разве я – Б-г, который не дал тебе плода чрева? Проси у Господа детей!»

Отчаявшаяся Рахиль прибегла к помощи – как сказали бы сейчас – суррогатной матери: она дала в наложницы Иакову свою невольницу Валлу. Когда Валла забеременела и пришло ей время рожать, Рахиль сразу же приняла новорожденного себе на колени – таков был, уже в те времена старинный, обряд усыновления ребенка женщиной. Теперь был уже у Рахили сын от Иакова – Дан, как она назвала его; но Валла родила еще раз от Иакова, и Рахиль приняла и этого ребенка на колени, как своего… И вот уже два сына есть у Рахили от любимого мужа!
А что же Лия? Лия, которая последнее время по какой-то причине перестала беременеть, боясь утратить свою роль главной, плодовитой женщины в семье, тоже прибегает к суррогатному материнству! Она немедленно тоже отправляет в постель Иакова свою рабыню Велфу, которая тоже рожает сына Иакова, которого Лия признает своим.

В общем-то, Иакову жилось неплохо...

А после этого начинается темная и не совсем красивая история с мандрагорой. Мандрагора – это растение семейства пасленовых, и, как и почти все пасленовые, она очень ядовита. Однако в древности и даже в Средние Века мандрагора считалась волшебным растением, применялась в различных колдовских обрядах; а главное – считалось, что настойка мандрагоры излечивает женщин от бесплодия.

Так случилось, что однажды старший сын Лии, Рувим, нашел мандрагоры и принес их своей матери. Увидела это Рахиль, и попросила у сестры мандрагор: «Зачем они тебе, Лия? А я – бесплодна и не могу родить сына мужу нашему и господину».
И Лия ответила: «Неужели тебе мало завладеть мужем МОИМ, что ты еще домогаешься и мандрагоров сына моего?»
В этих словах – ответ тем, кто утверждает, что сестры мирно делили одного мужа на двоих, и что Рахиль, якобы, сама помогала перед свадьбой облачать Лию в ее, Рахили, одежды – потому что, якобы, без участия Рахили нельзя было осуществить подмену невесты. Да Рахиль, скорее всего, просто заперли где-то во время брачного обряда, когда Лия, закутанная в покрывала, изображала Рахиль! И затем, когда Иаков все-таки женился на Рахили, Рахиль уже всегда была второй, младшей женой, а по мнению Лии – узурпаторшей, захватившей ее, Лии, законного мужа!
И сказала Лия насмешливо: «Купи у меня мандрагоры! Что ты можешь мне дать равноценного за волшебные мандрагоры, излечивающие от бесплодия?!»

И ответила ей Рахиль: «За мандрагоры сына твоего я отдам тебе мою ночь с мужем. Пусть он сегодня ляжет в твою постель, а не мою.»
Лия вышла навстречу пришедшему вечером с поля Иакову, и объявила: «Я купила тебя на сегодняшнюю ночь за мандрагоры сына моего!» И Иаков послушно отправился в постель Лии, не возмутившись тем, что стал предметом торга, сделки купли-продажи.
А что же остальные действующие лица этой истории?
Рахиль получила мандрагоры и, по-видимому, начала с их помощью лечиться от бесплодия.
Лия здесь выступает ловкой торговкой, провернувшей удачную сделку, практичной и находчивой женщиной.
А Господь Б-г?! Как он отреагировал на женскую уверенность в том, что муж может быть предметом торговли? Он погладил свою умную дочь Лию по головке и послал ей еще двух сыновей и одну дочь. Всего Лия родила Иакову шесть сыновей: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона и дочь Дину.
А Рахиль все это время мечтала о детях, но не могла забеременеть…

И вот, наконец, «… вспомнил Б-г о Рахили, и услышал ее Б-г, и отверз утробу ее. Она зачала и родила сына; и сказала: снял Б-г позор мой».
Бедная Рахиль!
Ее сестра, рожая своих многочисленных детей, которые так легко ей давались, стремилась добиться любви мужа – чужого жениха, полученного обманным путем и закрепить свое положение в семье.
Одинокая Рахиль в большой семье, где была другая женщина и множество ее детей, была чужой и посторонней; положение ее было неясно: да, жена, но где же ее дети? – скорее любовница, наложница, женщина для удовольствия хозяина, предмет всеобщего презрения и насмешек. Именно поэтому Рахиль, родив, наконец, долгожданного ребенка, говорит: «снял Б-г позор мой!»

Вскоре после того, как Рахиль родила долгожданного сына, Иаков собрался возвращаться на родину; он попросил расчет у Лавана – сколько ему причитается за многолетнюю работу во славу дома Лаванова?
Хитроумный Лаван, не желавший расставаться с хорошим работником, заявил, что ничего Иакову не положено: он только отработал выкуп за двух своих жен. Лаван предложил Иакову продолжать работать на него. За какую плату? Это надо подумать…
Иаков сам предложил вид оплаты: из тех Лавановых стад, что он пасет, он будет забирать скот, как сказали бы сейчас, «некондиционный» - с пятнами и крапинами.
После этого Иаков еще прослужил у Лавана шесть лет.

Иаков работает у Лавана

Все эти годы Лаванов скот в основном рожал потомство пестрое, в пятнах и крапинах. Так случилось, как пишут Библия и Танах, благодаря помощи Б-га Иакова, и его собственным, Иакова, ухищрениям – Иаков, как сказали бы сейчас, вел целенаправленную селекционную работу по выведению пестрого скота. Правда, метод, описанный в Писании, несколько странен на наш современный взгляд, но, тем не менее, за шесть лет Иаков приобрел огромные стада пестрых овец и коз, а Лавановы стада значительно уменьшились, поскольку «кондиционная» скотина в эти годы рождалась намного реже, чем «некондиционная».
По прошествии шести лет Иаков, теперь уже богатый человек, решил, что настало время возвращаться в родной Ханаан. Боясь, что Лаван воспротивится его уходу, он решил это сделать втайне, и обе жены – Лия и Рахиль – согласились с этим; оказалось, что и у них была обида на отца: «… продал нас и не выделил доли» и какое-то «серебро наше проел». Естественно, что женщинам, прожившим 20 лет с мужем, муж уже дороже отца, и благосостояние своей семьи важнее, чем благосостояние отца и братьев.
Вместе с женами, детьми, прочими чадами и домочадцами, вместе со стадами, приобретенными за шесть последних лет работы, Иаков в отсутствие Лавана отправился в путь. Тесть его вернулся домой только через три дня и, не найдя Иакова с семьей, бросился вдогонку.
Догнав их, Лаван упрекнул Иакова: «Что ж ты ушел тайно? Не позволил мне попрощаться с дочерьми, поцеловать внуков в последний раз… А вдобавок и обокрал!» Оказалось, что без ведома Иакова кто-то украл святыню и ценность – идолов Лаванова дома(Лаван-то, оказывается, хотя и верил в «Б-га отца нашего», в то же время держал дома и идолов, и поклонялся им!).
Иаков чистосердечно возмутился: «Какие идолы? Не брал я! Обыщи весь наш стан – не найдешь, я уверен. А если у кого найдешь – тот не будет жив!»»
И действительно, не нашли… Так и расстались, попрощавшись.
А идолов взяла Рахиль: то ли боялась остаться без их покровительства, то ли хотела, чтобы у любимого мужа было все, даже отцовские идолы; чтобы помогали эти идолы отныне не Лавану, а любимому мужу – Иакову. А ведь кто-то еще утверждает, что Лия больше любила мужа, а не Рахиль…
Потом еще много было событий, поскольку странствия Иакова не закончились: он встретил брата своего Исава, вместо которого он обманом получил отцовское благословение; Иаков, зная вину свою, низко кланялся Исаву, называя его господином своим, а себя – его рабом, и подарил ему дорогие подарки.

Встреча Иакова и Исава

Были скитания среди враждебных племен, убийства и предательство, и снова скитания. Все это касается Рахили лишь постольку, поскольку она, наконец, снова забеременела и, где-то в дороге, родила второго сына; рожала тяжело, и, дав жизнь ребенку, сама не выжила, умерла; двух ее сыновей – Иосифа и Вениамина – Иаков всегда любил больше всех своих детей.

Гробница Рахили

А Лия? Лия прожила еще много лет, но все же умерла раньше Иакова; была похоронена в семейной гробнице в пещере Махпела, рядом с другими праотцами и праматерями еврейского народа.
Такова эта древняя история любви-ненависти трех человек Иаков, Рахиль и Лия. Все три имени тысячелетиями популярны в еврейском народе, их именами называют новорожденных. Согласно каббале, вместе с именем новорожденный принимает судьбу человека, которого прежде так называли. Все родители хотят своим детям счастья. Так кто же был счастливее: Лия или Рахиль? И что такое вообще – счастье, и так уж необходима для него любовь?

Такова старинная легенда, как она изложена в Библии. Однако за много столетий накопилось немало толкований, мифов, легенд, дополняющих Библию… и как бы слегка исправляющих ее. В них неожиданно характеры сестер – Лии и Рахиль - и их роль изменились.
Лия вдруг стала превозноситься как «настоящая жена» «любившая мужа до самозабвения», ее качества - «терпение, смирение и безмерная любовь к мужу». «Лия была безропотной, она умела терпеть даже неправду, и спокойно выносила тяжелые обстоятельства. При всем этом она была довольной и благодарной», «От ее слабых, тусклых глаз исходила застенчивость и беспомощность» и даже ее глаза, согласно некоторым легендам, стали «слабыми», из-за того, что она «выплакала»их еще в девичестве, когда, по одним легендам, «просила у Б-га праведного мужа», а по другим – «узнала, что ей, как старшей дочери Лавана, предназначено стать женой старшего сына Исаака, Исава, о дурном нраве которого она была наслышана»(в то время, как Исав об этом даже не слышал, взяв себе двух жен в родных местах, как сообщает Библия).
Образ Рахили тоже вдруг стали толковать по-другому. Ее качествами вдруг стали «гордыня, зависть, борьба с сестрой», «настырное упрямство». «Рахиль же была дерзкой не только в обращении с людьми, но и по отношению к Самому Богу. Когда что-либо шло не по ее воле, она ссорилась и пререкалась с Ним, если же исполнялось ее желание, то она хотела еще большего! Безобразно обращалась она со своей сестрой.»(Последняя цитата взята с одного из христианских сайтов, который учит женщин смирению и любви к Б-гу; интересно все-таки, как авторы, спустя несколько тысячелетий выяснили такие подробности отношений Рахили с Б-гом, которые, кроме них, никому не ведомы.)И в вину Рахили ставится даже ее беда:, то, что она родила первого сына лишь по прошествии семи лет после свадьбы.
Действительно – бедная, бедная Рахиль!

Четыре праматери еврейского народа:
Сарра, Ривка, Лея и Рахель
(Сарра, Ревекка, Лия и Рахиль)

Однако еврейская традиция обеих сестер называет «праматерями» - прародительницами еврейского народа, и каждой воздает по заслугам. Лия стала родоначальницей восьми «колен израильских» из двенадцати; будучи старшей дочерью, Лия получила большие дары от Бога: ее потомкам принадлежит как священничество (ее потомок Аарон), так и царство (ее потомок Давид).
Не забыта и Рахиль(Рахель): ее первенец, Иосиф, во время голода спас все потомство Иакова от голодной смерти, и все сыновья Лии «поклонились ему в ноги». Рахиль, как утверждается, была заступницей перед Б-гом за еврейский народ во времена его бедствий, и молила Господа смилостивиться над людьми, угоняемыми в вавилонский плен. Когда изгнанники шли мимо ее могилы, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего: «Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои – от слез… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твое… и возвратятся дети в пределы свои!»
Кроме того, по некоторым источникам, одно из священных 4-х растений праздника Суккот(Кущей), а именно - речная верба, вянущая первой, символизирует Рахиль, жизнь которой была недолгой.
И, наконец, в христианской традиции Рахиль стала символом умозрительной монашеской жизни, а Лия - деятельной мирской и продолжательницы рода.

Микеланджело. Рахиль(слева) и Лия(справа).

Реферат на тему:

Валла (Библия)



Валла (ивр. בִּלְהָה ‎, Bilha, Bilhāh, «Нерешительная, застенчивая») - персонаж Книги Бытия, служанка Рахили, которая становится женой Иакова и приносит ему двух сыновей, Дана и Неффалима.

Завещание Неффалима, часть свитков Мёртвого моря, говорит, что отца Валлы и Зелфы звали Аhийот (букв. «сёстры»). Он был взят в плен и освобожден Лаваном, отцом Рахили и Лии, который дал ему жену, звавшуюся Hannah, которая была их матерью. Талмудические источники (Мидраш Раба, Быт.74:13 и др.), с другой стороны, утверждают, что Валла и Зелфа были также дочерьми Лавана, через его наложниц, что делает их сводными сёстрами Рахили и Лии.

Согласно Раши, пока Рахиль была жива, Иаков держал своё ложе в её шатре и посещал других жён в их шатрах. Когда Рахиль умерла, Иаков перенёс своё ложе в шатер Валлы, которая была наставником Рахили, чтобы сохранить близость к своей любимой жене. Однако, Рувим, старший сын Лии, чувствуя, что этот шаг пренебрегает его матерью, которая была главной женой, перенёс ложе Иакова в шатёр своей матери. Это вторжение в частную жизнь Иакова рассматривалось так серьезно, что Библия приравнивает его к прелюбодеянию, и потерял Рувим, первенец его, право на двойное наследство.

Валла считается похороненной в Гробнице праматерей в Тверии.


В популярной культуре

Идея наложниц раскрывается в «Рассказе служанки» Маргарет Этвуд. В романах «Красный шатёр» Аниты Диамант, и «Рахиль и Лия» Орсона Скотта Карда, Валла и Зелфа - сводные сёстры Лии и Рахили от разных матерей, следуя талмудической традиции.

Примечания

  1. Талмудичские источники (Мидраш Раба, Быт.74:13 - ru.wikisource.org/wiki/Бытие#74:13 и др.)
  2. 1 2 Завещание Неффалима, часть свитков Мёртвого моря
  3. Быт.30:3-5 - ru.wikisource.org/wiki/Бытие#30:3-5, 35:25 - ru.wikisource.org/wiki/Бытие#35:25
  4. Быт.35:22 - ru.wikisource.org/wiki/Бытие#35:22, 49:3,4 - ru.wikisource.org/wiki/Бытие#49:3.2C4; Втор.21:17 - ru.wikisource.org/Второзаконие#21:17
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 09:28:42
Похожие рефераты: Валла-валла (племя) ,

Лия - прародительница двенадцати колен Израилевых

29-я глава книги Бытия рассказывает о двух дочерях Лавана Арамеянина: «Лаван имел двух дочерей; старшая звалась Лия, а младшая Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем». Сестры сильно отличались не только внешне, но и характерами. Лия была скромной, доброй и кроткой; Рахиль - жизнерадостной, самоуверенной и дерзкой. С детства осознавая внешнее превосходство младшей сестры, Лия не завидовала ей и горячо любила всех своих родных.

К моменту появления Иакова Лия уже давно была на выданье, но женихов она не привлекала. Иаков, прибывший к Лавану с целью найти себе жену, с первого взгляда влюбился в его младшую дочь Рахиль. Однако по существующую закону младшая дочь не могла выйти замуж раньше старшей. Безусловно, Лаван мог бы увеличить приданое за Лией и найти ей какого-нибудь мужа. Богатые невесты всегда ценились не меньше, чем красавицы.

Но Лаван поступил иначе: он не хотел какого-нибудь мужа для Лии. Любящему сердцу отца обе дочери казались красавицами. Его хитрый поступок говорит о том, что Лаван одинаково любил своих дочерей. Отец хотел, чтобы у старшей дочери тоже был достойный, надежный муж, отец ее будущих детей и его собственных внуков.

Согласно библейскому предписанию, деторождение, а не любовь между мужчиной и женщиной, - основная цель брака. Библия видит в детях благословение Божие (Быт 22:17; 32:13). Вот чем объясняется обман, который совершил Лаван, подменив в брачную ночь обещанную Иакову Рахиль.

Иаков пришел к тестю и воскликнул: «Что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену». Фактически Лаван почти одновременно, с разницей в неделю выдал замуж обеих своих дочерей.

Почему Лаван поставил Иакову условие: после женитьбы на Рахиль отработать за нее еще семь лет? Просто он не хотел расставаться с любимыми дочерьми, мечтая увидеть и понянчить внуков. Можно ли при этом считать Иакова пострадавшим? Все-таки он получил одновременно двух жен и двойное приданое за них! Кроме того, как рассказывает Библия, Иаков покинул тестя очень богатым человеком.

История двух жен Иакова - любимой Рахиль и нелюбимой Лии - была наполнена множеством драматических событий. Кроткая, романтичная Лия искренне полюбила своего мужа и мечтала заслужить любовь Иакова. Когда она родила первенца, сына Рувима, в ее сердце появилась большая надежда. Она сказала: «Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой».

После рождения сына Симеона жаждущая любви Иакова Лия с отчаянием и надеждой произнесла: «Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего». В третий раз став матерью, родив сына Левия, наивная душа Лия восторжествовала: «Теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов». В ветхозаветные времена женщина-мать, родившая сыновей, пользовалась особым почитанием в обществе и уважением мужа.

Однако ее женская любящая душа жила напрасными надеждами: сыновья, рожденные Лией, для Иакова оказались менее важны, чем Рахиль. Лия смирилась с долей нелюбимой жены. «…Смирение предшествует славе», - сказал премудрый Соломон (Притчи 18:21).

В угасающей смиренной женской душе, не познавшей любви мужчины, стала рождаться новая душа - душа матери. Она росла и наполнялась духовной красотой. В смиренной Лии проснулась гордость. Всю свою невостребованную Иаковом любовь мать полностью, без остатка отдала детям. Как повествует Библия, она продолжила борьбу за свое счастье, за право быть матерью многочисленного потомства. Полная самоотдача материнству сделали Лию одной из четырех прародительниц еврейского народа.

После рождения четвертого сына Иуды гордая мать произнесла: «Теперь-то я восхвалю Господа!» В рождении и воспитании детей Лия обрела неиссякаемый источник силы, вдохновение и свое предназначение в жизни.

Особенно к матери был привязан ее первенец Рувим. Ему было только пять лет, когда он принес Лии мандрагоры. Рувим их не случайно нашел. Ребенок сильно переживал за мать из-за ее приниженного положения нелюбимой жены. Однажды Рувим подслушал разговор взрослых и узнал о редком для Месопотамии растении: мандрагоровых яблоках. По народному поверью это растение обладало чудесным свойством: приготовленный из него напиток возбуждал любовь и увеличивал способность к деторождению. Во время сбора урожая пшеницы, когда все взрослые были заняты, Рувим незаметно сбежал и направился на поиски мандрагоры. Ему хотелось сделать свою мать счастливой. И он нашел мандрагоры и принес их своей матери! В конечном счете эти чудодейственные плоды оказались у Рахиль.

Лия отдала их сестре в обмен на свидание с мужем. Но не ради еще одной попытки завоевать сердце Иакова, иначе она ни за что бы не отдала мандрагоровые яблоки своей сестре. Она сделала это только ради одного: чтобы иметь еще детей.

Через девять месяцев Лия родила пятого сына - Иссахара, через год шестого - Завулона. Тогда она сказала: «Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов». Лия очень нуждалась в статусе главной жены. Ей было необходимо, чтобы Иаков жил в ее шатре вместе с сыновьями, чтобы своим вниманием он укреплял ее авторитет как матери в глазах подрастающих детей. Кроме того мальчики нуждались в более близком общении с отцом. С ним они должны были делиться своими детскими мечтами, от него должны были получать наставления и поучения. Это смогло бы в будущем уберечь сыновей Иакова от неправильных поступков. Однако ложе Иакова по-прежнему оставалось в шатре Рахиль. Его любовь к женщине была сильнее, чем любовь к детям.

После рождения у Лии дочери Дины наконец-то забеременела и родила долгожданного сына Иосифа и Рахиль. И сказала она: «снял Бог позор мой».

В скором времени Иаков решил уйти от Лавана и вернуться в родные земли. Он ушел тайно, никого не известив об этом. Лаван, который мечтал, чтобы дочери и внуки всегда оставались с ним, бросился в погоню. Отец был потрясен и не мог поверить, что дочери могли покинуть его, не попрощавшись. Догнав Иакова, он сказал ему с болью: «Для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих как пленниц?», «ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих» (Быт 31:26, 28). Тем не менее, Лаван благословил и отпустил своих любимых детей, взяв с Иакова клятву: «Если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то… смотри, Бог свидетель между мною и между тобою» (Быт 31:26).

По дороге в Ханаан у беременной во второй раз Рахиль начались схватки, но что-то пошло не так… Роды были очень тяжелыми. Любимая жена Иакова умерла сразу после рождения второго сына. Рахиль безумно хотелось жить. Перед смертью она отчаянно кричала и плакала. «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31:15). Умирая, Рахиль успела дать новорожденному младенцу имя: Бенони - «сын моей печали». Иаков изменил это имя на Вениамин.

После смерти Рахиль Лия стала нежной матерью для младенца Вениамина и маленького Иосифа. Своей преданной любовью и неустанной заботой она объединила всех детей Иакова, стала для них не только мудрой матерью, но и наставником и близким другом. Именно с ней сыновья Иакова делили все свои радости и печали, тревоги, надежды и мечты.

К сожалению, сам Иаков перенес свою любовь к Рахиль на Иосифа. Его он выделял среди сыновей особым вниманием и дорогими подарками. «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду» (Быт 37:3). Конечно, остальным сыновьям Иакова это было обидно: ведь они тоже нуждались в отцовской любви. Собственно, некрасивый поступок, который совершили братья с Иосифом, продав его мадиамским торговцам, спровоцировал сам Иаков.

Рувим, первенец Лии, всегда стоял на страже интересов своей матери. По еврейскому преданию, сохраненному Раши, после смерти Рахиль Иаков перенес свое ложе в шатер ее служанки Валлы. Рувим не мог вынести очередного унижения своей матери. Он взял и сам перенес ложе отца в шатер Лии. Несмотря ни на что отец очень ценил своего старшего сына. В своем благословении сыновьям Иаков говорит: «Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества» (Быт 49:3). Не забудем, что именно Рувим спас жизнь Иосифу Прекрасному, когда братья собирались его убить.

Мать Лия до конца своей жизни любила одинаково всех детей Иакова и жила их интересами. Несмотря на слабое зрение своим любящим материнским сердцем она сумела помочь каждому из сыновей Иакова найти свой жизненный путь. Перед смертью патриарх завещал своим сыновьям похоронить его рядом с Лией в пещере Махпела: «там похоронили Авраама и Сарру, жену его, там похоронили Исаака и Ревекку, жену его, и там похоронил я Лию» (Быт 49:31).

Лия родила шесть сыновей и одну дочь. Вместе с усыновленными она вырастила и воспитала двенадцать сыновей Иакова, ставших родоначальниками двенадцати колен Израилевых: Рувима, Симеона, Левита, Иуду, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина.

От Лииного сына Иуды произошло колено Иудино, из которого вышел царский род Иессея и Давида, правившего в Израиле. К этому же роду принадлежал и Иисус Христос (Лк 3:23, 31–33). От другого Лииного сына Левия пошел род священников Израилевых. Не внешняя красота Рахиль и страстная любовь к ней мужа, а внутренний свет, величие души, несокрушимая вера и преданная материнская любовь Лии сделали Иакова патриархом еврейского народа.

Знаменитая скульптурная композиция Микеланджело, установленная в Риме на гробнице папы Юлия II в 1545 году, состоит из трех фигур: в центре пророк Моисей, а по бокам - прародительницы еврейского народа: справа Лия, слева Рахиль. Задумчивая и благородная Лия держит в левой руке зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой - гирлянду цветов - символ человеческих добродетелей. Фигура Лии символизирует «жизнь деятельную», в то время как фигура Рахиль символизирует «жизнь созерцательную». Именно так изобразил двух сестер Данте Алигьери в «Божественной Комедии». В ней величественной Лии посвящены такие строки:

Чтоб всякий ведал, как я названа,
Я - Лия, и, прекрасными руками
Плетя венок, я здесь брожу одна.

Для зеркала я уберусь цветами;
Сестра моя Рахиль с его стекла
Не сводит глаз и недвижима днями.

Ей красота ее очей мила,
Как мне - сплетенный мной убор цветочный;
Ей любо созерцанье, мне - дела.

В Православии Лия - ветхозаветная святая, оберегающая молодых людей от неверного выбора супруга или супруги, а также защищающая от осложнений во время родов.

История о любви Иакова и Рахиль

Эта история о любви очень давняя. Она началась в 1781 году до н. э. Иаков, как послушный сын, отправился в далекий Харран, чтобы найти себе жену из родственников-евреев. Его отец Исаак повелел, чтобы он не брал в жены женщину из Ханаана. Почему? Хананеи поклонялись ложным богам и отличались крайней безнравственностью - гомосексуализмом, скотоложством и кровосмешением. В поклонении богам они приносили в жертву своих детей-первенцев. Наверное, каждому из нас было бы не по себе от такой невестки, привыкшей к таким обычаям своего народа.

Прибыв в Ханаан, после многих дней пути, Иаков встречает людей у колодца. Эти люди присматривают за овцами. Иаков спрашивает у них, живет ли здесь его родственник Лаван. Они указали на девушку, которая шла к колодцу с овцами. Ее звали Рахиль, она дочь Лавана. Когда Иаков увидел эту девушку, он был счастлив, что нашел ее! Подойдя к ней, он поцеловал Рахиль и громко заплакал от радости. Иаков влюбляется в Рахиль с первого взгляда. Она была красива лицом и у нее была красивая фигура. Рахили тоже понравился Иаков. Оба счастливые они идут к Лавану.

Лаван очень рад, что на пороге появился видный жених. У Лавана было две дочери Лия и Рахиль, которые были уже готовы выйти замуж. Иаков хочет взять в жены Рахиль. Однако Лаван, как коммерсант того времени, сказал, чтобы Иаков отработал за Рахиль 7 лет. Что ж делать... Иаков соглашается, ведь он очень любит Рахиль.

Ну вот и прошли долгих 7 лет. Счастливый Иаков готовится к свадьбе. Наконец-то он будет с Рахиль. Но в первую брачную ночь, он с ужасом осознал, что оказался с Лией. Лаван обманул Иакова, отдав ему в жены Лию. Возмущенный Иаков идет к Лавану. Он не любит Лию! Однако Лаван, нашел оправдание своему поступку, якобы у них не принято выдавать младшую дочь раньше старшей. Как вы думаете, какой выход предложил Иакову Лаван? Отработать за Рахиль еще 7 лет. Я возмущена, например. А вы? Иаков идет и на это. Его любовь к Рахиль очень сильна. Спустя эти 7 лет, Иаков и Рахиль наконец-то вместе! Лаван же обогатился за счет Иакова, потому что Бог любил Иакова и благословлял его в труде.

Все было бы хорошо у Иакова, если бы Лия и Рахиль жили дружно. Но такого не было. Между ними было постоянное соперничество за внимание Иакова. Лия осознавала, что не любима и поэтому старалась как могла. Она родила Иакову много сыновей. Как пишет Библия, Лию благословлял , понимая ее ситуацию. А вот у Рахили детей не было долго. Это ее сильно мучило. Можно себе представить, как Лия всем своим видом показывала свое преимущество над Рахиль. Через какое-то время у Рахили все таки появляются дети. Первого звали Иосиф, второго - Вениамин. Однако, когда Рахиль рожала Вениамина, она была в дороге. Роды были сложными и Рахиль в муках умерла. Эти два сына были самыми любимыми у Иакова. Всех же сыновей у Иакова было 12.

Братья ненавидели Иосифа, продали его в рабство в Египет. Отцу сказали, что его растерзал дикий зверь. Иаков от горя долго плакал, так что они уже пожалели о том что сделали. По их вине чуть не пропал и Вениамин. Этого бы точно не перенес Иаков. Братья были очень расстроены произошедшим с Вениамином и очень переживали за отца. Но все обошлось. Иосиф оказался живой, да к тому же еще стал самым важным человеком в Египте после фараона. С Вениамином тоже все в порядке. Своих братьев с женами и детьми, а также отца Иакова, он позвал жить в Египет, что спасло их от голода, который начался в земле Израиль.

На этом хочу закончить эту замечательную историю о любви. О ней вы можете прочитать в Библии - Бытие с 29 до 46 главы.

Подпишись на рассылку! Без любви нет счастья в жизни! Она бесценный дар, но каждый в праве обладать ею!

Спасаясь от гнева обманутого брата, Иаков по совету матери отправился к ее брату Лавану Арамеянину в Харран. Через месяц Лаван поинтересовался: «Неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе?» У Лавана были две дочери: старшая по имени Лия – невзрачная и «больная глазами», – и младшая Рахиль – «красива станом и красива лицем». Иаков предложил отработать у дяди семь лет за Рахиль, которую он встретил, еще подходя к Харрану, у колодца, куда Рахиль привела поить овец. Лаван охотно согласился. «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее». По истечении условленного срока Иаков потребовал отдать ему Рахиль в жены. Лаван устроил большой пир, а с наступлением темноты ввел невесту к жениху – Лию вместо Рахили. Иаков «вошел к ней», не заметив подмены. Утром, когда обнаружился обман и возмущенный Иаков стал упрекать тестя, Лаван объяснил ему, что «в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей». Он предложил зятю подождать, пока закончится неделя свадебных торжеств, а затем он сможет получить в жены и Рахиль, если согласится отслужить за нее еще семь лет. Иаков согласился, и спустя неделю после первой свадьбы сыграли вторую. Получив Лию в жены против своей воли, Иаков никогда не любил ее, его сердцем безраздельно владела лишь Рахиль. Однако у Лии было и большое преимущество перед красавицей сестрой: Бог «отверз утробу ее», а Рахиль в первые годы своего супружества «была неплодна». В отличие от Рахили, родившей лишь двух сыновей (Иосифа и Вениамина), Лия подарила мужу шестерых сыновей (Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара и Завулона) и единственную дочь (Дину). Вместе с женами Иаков получил от Лавана двух служанок – Зелфу, отданную с Лией, и Валлу, состоявшую при Рахили. Служанки родили Иакову четырех сыновей: Зелфа стала матерью Гада и Ассира, а Валла – Дана и Неффалима.

С помощью какой хитрости разбогател Иаков?

Отработав у Лавана в Харране 14 лет, Иаков попросил тестя отпустить его к родителям в Ханаан. На вопрос Лавана, чем наградить его за службу, Иаков ответил: «Не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих. Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне». Лаван согласился и в тот же день «отделил… козлов пестрых и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим; и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути». Иаков, продолжавший пасти скот своего тестя, прибег к следующему способу увеличения количества и качества животных, которые становились его собственностью. «И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову». В результате такой хитроумной селекции Иаков вскоре стал «весьма-весьма богатым, и было у него множество мелкого скота и крупного скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов».

Как Иаков стал Израилем?

Возвращаясь из Харрана в Ханаан, Иаков мучился мыслью о встрече с братом Исавом, которого он подло обманул. Признавая его гнев справедливым, Иаков боялся этой встречи. Он даже разделил своих людей и скот на два стана: «…если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись». Ночью накануне встречи Иакову приснился странный сон. «И боролся Некто с ним до появления зари» и, увидев, что не может одолеть Иакова, коснулся жилы его бедра, и та немедленно засохла. На просьбу отпустить Его, «ибо взошла заря», Иаков во сне дерзко ответил: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». На это Некто заявил: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь», – а затем, отказавшись сообщить Свое имя, «благословил его там». Проснувшись, Иаков обнаружил, что хромает на одну ногу.


Похожая информация:

  1. B) Несколько примеров методик формирующих будущую реальность.
  2. P.S. Простите, это слово я сдержать не могу. В его замечаниях было сколько обиды|оскорбления|, грязи и несправедливости! У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у! Ниагарский водопад отдыхает!