Локальные акты по охране труда. Издавать нормативные правовые акты по охране труда имеет право. Соглашение об охране труда

Главная | Охрана труда и техника безопасности | Материалы по охране труда |

В соответствии с законодательством РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возложены на работодателя. Для реализации этой задачи в организации должна быть создана система управления охраны труда, регламентированная законодательными, подзаконными нормативными правовыми актами и организационно-методическими документами. Наличие комплекта таких документов должен обеспечить работодатель с учетом специфики деятельности организации (ст. 212 ТК РФ).

В нашей стране за последние годы произошли серьезные позитивные изменения в законотворческой деятельности в сфере охраны труда. И наиболее важным моментом явилось принятие Трудового кодекса РФ, который не только закрепил ранее действовавшие положения об охране труда, но и поднял на более высокий уровень обеспечение гарантий прав работников на здоровые безопасные условия труда, закрепленные ст. 7 и ст. 37 Конституции РФ.

Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты по охране труда

Основополагающими среди документов по обеспечению безопасности условий труда, которые должны быть в организации, являются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ об охране труда, которыми устанавливаются требования, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности.

Федеральные нормативные документы

  • Конституция РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Приказ Минтруда "Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда" от 19.08.2016 N 438н
  • Приказ Минтруда РФ "Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте" от 28.03.2014 № 155н
  • Приказ Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" от 10.12.2012 N 580н
  • Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н)
  • Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 25.03.2013 N 257)
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" от 13.01.2003 N 1/29
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда" от 17.12.2002 N 80
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях" от 22.01.2001 N 10
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда" от 17.01.2001 N 7
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" от 08.02.2000 N 14 (ред.

    от 12.02.2014 N 96)

  • Постановление Министерства труда РФ "Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" от 08.04.1994 N 30
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" от 17 мая 2012 г. N 559н
  • Приказ Минздравсоцразвития "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности" от 09.09.2011 N 1034н
  • Приказ Минздравсоцразвития России "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" от 05.03.2011 №169н
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" от 29.05.2006 N 413 (ред. от 12.02.2014 N 96)
  • ГОСТы ССБТ
  • ЕТКС и КС
  • Гигиенические нормативы (СаНПиН)
  • Типовые инструкции по охране труда
  • Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Специальная оценка условий труда
  • Пожарная безопасность
  • Средства индивидуальной защиты
  • Межотраслевые правила по охране труда

(http://trud22.ru/ohrana_truda/npa/)

Нормативные документы субъектов РФ и муниципалитетов

Перечень документов, используемых при создании служб по охране труда и локальной документации может быть увеличен и за счет регионального законодательства, ведь органы местного самоуправления на основании норм закона также имеют право издать нормативные акты регулирующие некоторые виды правоотношений в субъектах федерации.

Локальные акты организации по охране труда

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В него могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по всему комплексу вопросов социально-трудовых отношений в организации с учетом ее финансово-экономического положения.

Отдельным разделом в колдоговор включаются обязательства по улучшению условий и охраны труда и здоровья работников, выплатам компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, режиму труда и отдыха, санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживанию, а также обучению и профессиональной подготовке в области охраны труда и другие вопросы, определенные сторонами.

Соглашение по охране труда входит в колдоговор в качестве приложения или разрабатывается и утверждается в виде самостоятельного правового акта, включающего обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 ТК РФ).

Нарушение работодателем требований законодательства, регламентирующих порядок заключения и выполнения коллективного договора, соглашения об охране труда, относится к административным правонарушениям, за которые устанавливается административная ответственность (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях).

Право наложения административных взысканий ТК РФ возложено на государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

Основным нормативным документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении всех видов работ, является инструкция по охране труда для работников конкретной организации.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (либо межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), с учетом требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной и технологической документации и конкретных условий производства.

Эти требования излагаются применительно к должности или профессии работника либо с учетом выполняемой работы (постановление Минтруда России от 17.12.02 № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований по охране труда»).

Инструкции для работников организации разрабатываются руководителями цехов (или участков при безцеховой структуре), отделов, лабораторий и других соответствующих им подразделений после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом (либо другим представительным органом работников) и службой охраны труда.

Контроль за изучением и выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов, участков, а также бригадиров.

Одним из основных условий для обеспечения эффективного функционирования системы управления охраной труда является принятие в организации распорядительных документов. К таким мерам административного характера относится издание приказов: – о назначении специалиста по охране труда (или о создании службы) либо о возложении этих обязанностей на одного из технических специалистов; – о распределении функциональных обязанностей по охране труда среди руководящего состава организации, в т. ч. руководителей структурных подразделений; – о назначении ответственных лиц по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов, сосудов, работающих под давлением, газового хозяйства, паровых и водогрейных котлов, энергетического оборудования, других объектов и работ повышенной опасности; – об утверждении инструкций (положений) по охране труда руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, объектов и работ.

(www.kadrovik.ru)

Учетные и отчетные документы организации по охране труда

Немаловажная роль в организации работы по охране труда отводится ведению учетно-отчетной документации по всем направлениям деятельности.

Рассмотрим виды учетно-отчетных документов внутреннего пользования.

Прежде всего, это журналы регистрации и программы проведения вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или технический специалист, на которого возложены эти обязанности приказом по организации. Вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу без исключения.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель (начальник отдела, цеха, участка, мастер и др.), в чье непосредственное подчинение поступает работник. Инструктаж проводится индивидуально с каждым работником, с учетом его индивидуальных особенностей (стажа работы, профессии и т. п.). Список работников, освобождаемых от первичного инструктажа, утверждается руководителем организации.

Журналы инструктажей должны быть скреплены подписями инструктируемого и инструктирующего. Программы инструктажей должны соответствовать типовым, изложенным в ГОСТ 12.0.004–90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», с учетом особенностей предприятия и конкретного рабочего места.

Журнал распоряжений рекомендуется иметь на участке, в цехе, отделе. В нем должны фиксироваться все распоряжения, касающиеся стажировки, допуска к самостоятельной работе, закрепления ответственных лиц, дисциплинарных наказаний, поощрения работников и т. п.

Все лица, поименованные в распоряжениях, должны быть ознакомлены с ними под роспись, что повышает ответственность и дисциплинированность.

График периодических медицинских освидетельствований обычно составляет отдел кадров совместно с руководителями подразделений на основании утвержденного в организации перечня производств (и профессий), при работе в которых обязательно прохождение медицинских осмотров. При уклонении работника от прохождения медицинского освидетельствования работодатель обязан не допускать его к выполнению трудовых обязанностей.

Личная карточка учета сертифицированных средств индивидуальной защиты,утв. постановлением Минтруда России от 18.12.98 № 51, заводится на каждого работника, в которой он расписывается за получение и сдачу СИЗ. Эти записи в личной карточке работника будут являться основанием, подтверждающим выдачу работнику СИЗ, при расследовании произошедшего с ним несчастного случая.

Еще один вид отчетной документации – приказ о назначении комиссий по обучению и проверке знаний по вопросам охраны труда. Как правило, в организации создаются комиссии двух уровней: одна для проверки знаний руководителей подразделений и специалистов, вторая – для рабочих.

Председатель первой комиссии – главный инженер или другое лицо, осуществляющее техническое руководство предприятием, члены комиссии – ведущие специалисты, представители профкома и отдела по охране труда. Председатель второй комиссии – руководитель подразделения (филиала, цеха и др.), а члены комиссии – мастера и уполномоченные по охране труда. Члены первой комиссии должны пройти обучение и проверку знаний охраны труда в одном из региональных учебных центров. Проведение проверки знаний обучающихся должно быть скреплено подписями членов комиссии (не менее трех) и экзаменуемого.

Программа обучения рабочих безопасным методам труда должна быть составлена по всем профессиям и видам работ с использованием технических средств.

С экзаменационными билетами или специальными вопросниками по проверке знаний по охране труда все работники (руководители, специалисты и рабочие) должны быть ознакомлены до начала проверки знаний (минимум за месяц). Рекомендуется проводить семинары и занятия с экзаменуемыми.

Перечень действующих инструкций по охране труда должен охватывать все виды работ и профессий организации. Этот перечень согласовывается с профсоюзной организацией или с другим уполномоченным работниками представительным органом. Количество инструкций должно соответствовать перечню. Пересмотр должен проводиться не реже одного раза в пять лет, а для профессий с повышенной опасностью – раз в три года.

Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности хранится на участке в цехе. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации. Наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности заполняется лицами, которые назначаются приказом руководителя организации с учетом структуры и местных условий, в соответствии с требованиями межотраслевых и отраслевых правил по охране труда. Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах: первый находится у лица, выдавшего наряд, второй – у ответственного исполнителя работ. Наряд-допуск подлежит хранению в течение года.

Кроме того, чтобы регистрировать всю входящую документацию по охране труда, ведутся специальные журналы регистрации входящей и выходящей документации по охране труда. Инженер по охране труда должен знакомить работников со всей новой документацией и литературой по охране труда под роспись и под роспись выдавать ее работникам организации.

Каждый расследованный и оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (уполномоченным лицом) в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, предусмотренной положением о расследовании, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73. Акты о несчастных случаях на производстве хранятся в течение 45 лет и включаются в годовую форму государственной статистической отчетности.

Во всех организациях, деятельность которых затрагивает автоперевозки, должны быть подготовлены приказы по организации работы автотранспортных средств: о порядке перевозки негабаритных грузов, о назначении ответственных лиц за техническое состояние автотранспорта, за перевозку людей, о проведении медицинских осмотров водителей, допущенных к этой работе, и др.Среди других учетных документов предусмотрен перечень должностей руководителей, специалистов и электротехнического персонала, которые должны иметь группу по электробезопасности.

Работники, принимаемые для выполнения работ на электроустановках, должны иметь соответствующую характеру работы профессиональную подготовку (группу допуска).

Руководители, в подчинении которых находится электротехнический персонал, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала. Эти работники для допуска к самостоятельной работе должны быть обучены в специализированных центрах подготовки персонала.

Неэлектротехнический персонал, выполняющий работы, связанные с возможностью возникновения опасности поражения электрическим током (в т. ч. и пользователи ПЭВМ), должен иметь первую квалификационную группу по электробезопасности.

(www.kadrovik.ru)

Аттестация рабочих мест

1.1 Законодательные и нормативные акты по охране труда

Любая производственная, хозяйственная или иная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность…

Безопасность и условия труда. Трудовая дисциплина

труд охрана безопасный Наряду с основополагающими нормативными актами, которые определяют политику Российской Федерации в сфере охраны труда (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ…

Вредные влияния условий, возникающих при механической обработке металлов на человека, меры защиты от их воздействия

1.1 Законодательные и нормативные акты по охране труда. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. ст.

41, 45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья. Основополагающим актом…

Законодательные акты по охране труда

4. Нормативно-правовые акты по охране труда

Нормативно-правовые акты по охране труда — это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения. Раздел 5 законов об охране труда состоит из следующих статей: Статья 28. Разработка…

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Одним из аспектов трудового законодательства является охрана труда граждан РФ. Закрепленные в Конституции Российской Федерации права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…

Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность

2.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПЕРЕВОДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профессиональная деятельность лингвистов-переводчиков, прежде всего, регулируется основным законом о трудовой деятельности — ТК РФ…

Нормативные акты и распоряжения правительства Российской Федерации о соблюдении правил безопасности на производственных предприятиях

2. Законодательные акты и нормативные документы по охране труда

В законодательстве под ОТ (охрана труда) понимается комплекс правовых норм, непосредственно направленных на создание безопасных и безвредных условий труда. Эти нормы есть в российском законодательстве, правилах ТБ, коллективных договорах…

Нормативные документы в наглядной агитации по охране труда

Нормативные документы по охране труда

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 24.07…

Обеспечение безопасности условий труда в организации

1.3 Нормативные акты по охране труда. Инструкция по охране труда

Наряду с основополагающими нормативными актами, которые определяют политику Российской Федерации в сфере охраны труда (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства и др.)…

Основы пожарной безопасности

1. основные законодательные и нормативные правовые акты по пожарной безопасности

Изменения и дополнения: · Закон Республики Беларусь от 3 мая 1996 г. № 440-XІІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 21, ст.380) · Закон Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. № 87-З (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь…

Охрана труда на морском транспорте

1. Основные законодательные акты по охране труда

Основными законодательными актами по охране труда являются: Национальные документы: — Конституция Украины; — Закон Украины «Про охорону праці»; -Закон Украины «Про загальнообовязкове державне соціальне страхування від нещасного випадку на…

Права работника на безопасные условия труда

1.3 Основные законодательные акты Республики Беларусь в области охраны труда

Определив то, что Конституция Республики Беларусь является правовой основой организации работы по охране труда, следует рассмотреть и иные законодательные акты государства в области охраны труда. Таким является Трудовой кодекс (далее ТК)…

Правила безопасности при работе в лабораториях кафедры агрохимии

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО — ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Законодательно — правовыми актами по охране труда и охране окружающей среды являются: Конституция Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской федерации (КЗоТ РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации…

Правовые и организационные вопросы охраны труда

1. Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда

охрана труд аттестация здоровье Правовой основой организации работы по охране труда в Республике Беларусь является Конституция РБ (ст.41,45,46). Положения Конституции конкретизированы в Трудовом Кодексе РБ, а так же в постановлениях, приказах…

Функции комитетов по охране труда. Аттестация рабочих мест. Медицинские осмотры

2. Участие трудового коллектива в управлении и контроле по охране труда. Комитеты (комиссии) по охране труда, уполномоченные доверенные лица по охране труда трудового коллектива. Порядок их назначения, функции, задачи, организация работы

Общественный контроль за охраной труда признан эффективным способом улучшения условий и охраны труда работников во всех отраслях экономики России…

26.5. Межотраслевые и отраслевые нормативные правовые акты

К числу таковых относятся правила и инструкции по охране труда, которые имеют следующие обозначения (аббревиатуры):

    ПОТ Р М – правила по охране труда: Р – Россия, М – межотраслевые;

    ПОТ Р О – правила по охране труда: Р – Россия, О – отраслевые.

    ТИ Р М – типовые инструкции по охране труда: Р – Россия, М – межотраслевые;

    ТИ Р О – типовые инструкции по охране труда: Р – Россия, О – отраслевые.

Кроме межотраслевых инструкций по охране труда, разрабатываемых и утверждаемых Минздравсоцразвития и отраслевых инструкций по охране труда, разрабатываемых и утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, на каждом предприятии на основании вышеперечисленных правил и инструкций, как правило, разрабатываются свои локальные инструкции по охране труда по видам работ или по профессиям.

Порядок разработки ПОТ и ТИ, а также локальных инструкций определяется:

    постановлением Минтруда и социального развития РФ от 17.12.2002 г. № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»;

    постановлением Минтруда и социального развития РФ от 13.05.2004 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда».

26.6. Документы по обеспечению безопасности предприятия (локальные нормативные акты предприятия)

Локальные нормативные акты предприятия по управлению промышленной безопасностью и охраной труда принимаются работодателем. В них отражаются вопросы, которые не регулируются нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов. К таковым можно отнести:

    стандарты предприятия;

    коллективные договоры и соглашения по охране труда;

    инструкции по охране труда;

    положения, приказы и т.п.

Локальные нормативные акты предприятия условно можно разделить на два вида:

    принимаемые работодателем единолично, например приказы, распоряжения;

    принимаемые с учетом мотивированного мнения представительного органа работников (профсоюза и др.), например коллективные договоры, соглашения по охране труда, инструкции по охране труда и др.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Международные законодательные акты по охране труда.

    Структура российского законодательства об охране труда.

    Система нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

    Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

    Объем стандартизации ССБТ.

    Межотраслевые и отраслевые нормативные правовые акты.

    Локальные нормативные акты предприятия.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих госу­дарственные нормативные требования по охране труда в РФ, утвер­жден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 и включает:

· государственные стандарты системы стандартов безопасно­сти труда (ГОСТ Р ССБТ) — одна из систем государственной системы стандартизации;

· отраслевые стандартысистемы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ);

· санитарные правила (СП);

· санитарные правила и нормы (СанПиН);

· строительные нормы и правила (СНиП);

· правила безопасности (ПБ);

· правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);

· инструкции по безопасности (ИБ);

· межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации);

· правила по охране труда отраслевые (ПОТ О);

· типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ); инструкции по охране труда (ИОТ);

· отраслевые организационно-методические указания, ре­комендации.

Правила безопасности (ПБ), инструкции по безопасности (ИБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Ростехнадзором России.

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстроем России.

Государственные санитарно — эпидемиологические нормативы: строительные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравсоцразвития России.

ССБТ- комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопас­ности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ в системе государственной системы стандартизации России присвоен шифр 12 и соответственно имеет вид: ГОСТ ХХ. Х. ХХХ. ХХ, где ХХ — шифр от 1 до 99; Х — подсистема; ХХХ — порядковый номер; ХХ — год утверждения (последние две цифры года).

В рамках этой системы производится взаимная систематизация всей нормативной и нормативно – технической документации по безопасности труда. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов, терминологию в области охраны труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.

Стандарты подсистемы 1 — устанавливают требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров, методы и средства защиты работающих от их воздействия, методы контроля указанных факторов.

Стандарты подсистемы 2 – устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы 3 — устанавливают требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов, методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы 4 – устанавливают требования к средствам защиты работающих. Объединяющий ГОСТ этой подсистемы – ГОСТ 12.4.011 –89 «Средства защиты работающих. Общие требования и классификация».

Ценность его в том, что в нем приводится перечень всех видов средств защиты – коллективных и индивидуальных.

Стандарты подсистемы 5 – устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавли­вающий требования по охране труда при выполнении работ в произ­водственных помещениях, на территории предприятия, на строитель­ных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его профессии или вида выполняемой работы на основании приказа (распоряжения) работодателя в соответствии с наименованиями профессий и перечнем видов работ, утверждаемыми работодателем.

Перечень инструкций, подлежащих разработке, утверждается работодателем и рассылается в структурные подразделения организации.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии — межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений организации и утверждаются приказом работодателя по согласованию с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работниками представительным органом.

1. Общие требования безопасности.

2. Требования безопасности перед началом работы.

3. Требования безопасности во время работы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5. Требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в инструкцию по охране труда можно включать другие разделы (Методические рекомендации по разработке стандартов по охране труда-2002 г.).

4 Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость как результат негативного воздействия техносферы на человеческий организм

4.1 Производственный травматизм.

Классификация

Ответственность в деле создания безопасных условий труда, расследования, учета и предупреждения несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя и непосредственных руководителей работ. По этому каждый инженерно-технический работник должен знать порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, а так же уметь правильно разработать мероприятия по борьбе с травматизмом.

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работу или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности, либо его смерть.

Опасный производственный фактор — это фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор — это фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный фактор может быть опасным.

По виду поражающего фактора ГОСТ 12.0.003-74* устанавливает следующую классификацию опасных и вредных производственных факторов:

ФИЗИЧЕСКИЕ — движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, повышенная запыленность, повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте, повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и т.д.,

ХИМИЧЕСКИЕ — подразделяются по характеру воздействия на организм человека (токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные и влияющие на репродуктивную функцию) и по пути проникновения в организм (органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки);

БИОЛОГИЧЕСКИЕ — патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности;

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы подразделяются на физические (перегрузки аппарата движения, недостаточная двигательная активность) и нервно-психофизические (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки).

По тяжести повреждения травмы делятся на:

· микротравмы, повлекшие потерю трудоспособности менее одной рабочей смены;

· легкие травмы;

· тяжелые травмы, смертельные.

По массовости:

· одиночные;

· групповые - это травмы, полученные двумя или более работающими по одной и той же причине в одно и то же время.

По обстоятельствам, при которых произошли травмы. В зависимости от обстоятельств определяют порядок их расследования, учет и выплату пособий по временной нетрудоспособности пострадавшему.

Рисунок -2 Схема классификации несчастных случаев по обстоятельствам

Несчастными случаями на производстве считаются случаи, если они произошли:

а) в течение рабочего времени на территории организации или вне территории организации (включая установленные перерывы), а так же во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т. п. перед началом или по окончании работы, а так же при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;

б) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте, либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях;

в) при следовании к месту командировки и обратно;

г) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик на рефрижераторной секции в поезде и т. п.);

д) при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

е) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

ж) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

К несчастным случаям на производстве, не связанным с производством, относятся несчастные случаи

а) в алкогольном опьянении;

б) при хищении;

в) при изготовлении чего-либо в личных целях.

Связанные с работой считаются несчастные случаи если они произошли:

а) в пути на работу или с работы (исключая перевозки людей на транспорте предприятия);

б) при выполнении государственных и общественных обязанностей;

в) при выполнении долга гражданина РФ по спасению человеческой жизни.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 363 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. (статья 209 ТК РФ).

Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств обеспечения их соблюдения, т.е. охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает в себя федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальные нормативные акты, принимаемые на конкретных предприятиях и в организациях.

Социально-экономические мероприятия включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах и т.д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в организации служб и комиссий по охране труда на предприятиях и организациях в целях планирования и осуществления работы по охране труда, а также обеспечения контроля за соблюдением правил охраны труда; организация обучения руководителей и персонала; информирования работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов; аттестации рабочих мест, а также в целях устранения или уменьшения степени воздействия негативных факторов при проведении мероприятий по внедрению новых безопасных технологий, использованию безопасных машин, механизмов и материалов; повышении дисциплины труда и технологической дисциплины и т.д.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредностей с целью предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия включают организацию первичных и периодических медицинских осмотров, лечебно-профилактического питания и т.д.

Реабилитационные мероприятия подразумевают обязанность администрации (работодателей) перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.

К иным мероприятиям следует отнести мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, промышленной безопасности, электробезопасности и прочего в процессе трудовой деятельности работников.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются (статья 210 ТК РФ):

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей; и т.д.

Государственные нормативные требования охраны труда и здоровья.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. (статья 211 ТК РФ)
Конституция Российской Федерации
Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Работник обязан:

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания;
  • проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.

Цели, задачи и принципы правового регулирования охраны труда.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управление трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда);
  • разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений (Ст. 2 ТК РФ):

  • Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • Равенство прав и возможностей работников;
  • Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • Обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • Сочетание государственного договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленным Трудовым Кодексом и иными федеральными законами;
  • Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

В соответствии с главой 35 «Организация охраны труда» Трудового Кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.
В соответствии со статьей 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующим требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Нормативно-правовые акты по охране труда: гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, стандарты безопасности труда

Правовое поле в области охраны труда состоит из четырех взаимосвязанных уровней правовых нормативов: единых, межотраслевых, отраслевых и нормативов предприятий.

Единые правовые нормативы включают в себя основные государственные документы, которые устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труда. Это Конституция, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ФЗ – 181).
Межотраслевые правовые нормативы представляют собой государственные документы, которые действую без исключения во всех отраслях экономики, т.к. не имеют отраслевого признака. К ним относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТы и ССБТ), межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы), руководства (Р) Госсанэпидемнадзора Минздрава России, правила безопасности (ПБ) Ростехнадзора, документы Госэнергонадзора России («Правила устройства электроустановок» – ПУЭ, «Правила эксплуатации электроустановок потребителей» – ПТЭ, «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей» — ПОТ РМ-016-2001), строительные нормы и правила (СНиП).
Отраслевые правовые нормативы определяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли экономики. Это – отраслевые стандарты – ОСТы, отраслевые правила по охране труда – ПОТ О, типовые отраслевые инструкции – ТОИ. Эти правовые нормативы рассчитаны только на конкретную отрасль экономики и не имеют юридической силы в других отраслях.
Нормативные правовые акты предприятия представляют собой локальные акты, действующие только на конкретном предприятии: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда и др.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия Системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ.
Каждый из документов имеет равную правовую силу. Например, требования безопасности труда, заложенные в инструкции по охране труда на рабочем месте, являются столь же обязательными для работника и работодателя, как и выполнение требований статей Конституции Российской Федерации.

Порядок обеспечения охраны труда и осуществление
государственного контроля и надзора.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.
В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:
1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

  • федеральная инспекция труда;
  • федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;
  • органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

  • органы исполнительной власти на федеральном уровне;
  • органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;
  • органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

  • профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

Контроль состояния охраны труда на рабочих местах в ОАО «РЖД».

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:

  • Государственный контроль и надзор;
  • Ведомственный контроль:
    • Комплексные проверки;
    • Целевые проверки;
    • Оперативный контроль
  • Общественный контроль;
  • Производственный контроль.

Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной инспекцией труда и иными федеральными органами контроля.

Ведомственный контроль осуществляется:

  • Департаментом охраны труда ОАО «РЖД»;
  • Службами охраны труда железных дорог;
  • Руководителями предприятий и учреждений;
  • Ведомственными органами контроля и надзора (Ростехнадзор);
  • Общественный контроль осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников.

Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма на железных дорогах.
Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет.
Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда.
Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог.
Оперативный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителями и специалистами управлений и отделений дороги при посещении ими предприятий.

Обязанности работодателя по созданию безопасных условий труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, применяемых инструментов и материалов;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха;
  • приобретение и выдачу спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • обучение безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • контроль состояния условий труда на рабочих местах;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • недопущение работников без прохождения обязательных медосмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • беспрепятственный допуск лиц органов управления охраной труда, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профзаболеваний.

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники, осуществляющие виды деятельности, связанные с источниками повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Статья 214 ТК РФ обязывает работника:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно применять средства защиты;
  • проходить обучение безопасным методам выполнения работ, приемам оказания первой помощи, инструктажи по охране труда, стажировку, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни людей, о каждом несчастном случае, о признаках острого профзаболевания;
  • проходить медицинские осмотры.

Права и обязанности работников в области охраны труда.

Право работника на труд определено статьей 219 ТК РФ. Каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • получение достоверной информации об условиях охраны труда на рабочем месте;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • обеспечение средствами защиты в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обучение безопасным методам и приемам труда;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля;
  • личное участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая или профзаболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
  • компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (статья 220 ТК РФ). Условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда.

Если работа приостановлена органами надзора из-за нарушения требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы и средний заработок на время приостановления работы. При отказе работника от работ в случае опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае не обеспечения работника средствами защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший простой. Отказ работника, в таких случаях, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. №125-ФЗ.

Государство устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда.

На работах с вредными условиями труда, или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно сертифицированные средства индивидуальной защиты и спецодежда (статья 221 ТК РФ) в соответствии с установленными нормами, коллективным договором или тарифным соглашением. Их приобретение, хранение, ремонт, стирка, дезактивация осуществляются за счет средств работодателя.
В целях обеспечения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в организации оборудуются санитарно-бытовые помещения (для приема пищи; оказания медицинской помощи; отдыха в рабочее время и психологической разгрузки). Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи. Перевозка в лечебные учреждения работников, пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний, производится транспортными средствами организации либо за ее счет (статья 223 ТК РФ).
В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда: дисциплинарная, административная, материальная и уголовная. Дисциплинарная – в соответствии ТК РФ: замечание, выговор, увольнение.
Административная – в соответствии КоАП РФ.
Материальная – в виде возмещения убытков в добровольном либо судебном порядке.
Моральный ущерб – только по обоюдному согласию либо через суд.
Уголовная ответственность – в соответствии УК РФ ст. 143 — Нарушение правил охраны труда, 113 – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, 216 – нарушение ПБ при ведении горных, строительных и иных работ, 217 – нарушение ПБ на взрывоопасных объектах, 219 – нарушение правил пожарной безопасности, 350 – нарушение правил вождения или эксплуатации машин.
Ответственность за нарушение нормативных актов по охране труда определены статьей 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23…26 Основ законодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238,263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 5, 6, 8…13). Должностные лица, виновные в нарушении законодательных и нормативных актов об охране труда, привлекаются к ответственности.
Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах.
В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил охраны труда лицом, ответственным за соблюдение этих правил, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет; если это повлекло за собой смерть человека - лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей – наказывается наложением штрафа в размере 100-200 МРОТ либо лишением свободы до 2 лет.

Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда.

Действующим законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственности руководителей, должностных лиц и организаций за нарушения, связанные с охраной труда.

Административная ответственность наступает если:

  1. нарушения, не связанные с привлечением к уголовной ответственности; (ответственность определяется в виде наложения штрафа от 5 до 50 МРОТ;
  2. нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору штраф от 30 до 50 МРОТ;
  3. сокрытие страхового случая при обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве (штраф 3-5 МРОТ, а с юридического лица 50-100 МРОТ).

Соглашения по охране труда. Роль профсоюзов.

Участие Работников в управлении охраной труда осуществляют при проведении:

  • специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • производственного контроля;
  • контроля и оценке состояния условий и охраны труда на производственном объекте.

Представительным органом работников ОАО «РЖД» является РОСПРОФЖЕЛ. Предложения работников по улучшению условий и охраны труда рассматривают в комитетах (комиссиях) по охране труда и учитывают в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора.
Коллективный договор – это соглашение между представителями руководства ОАО «РЖД» и представителями работников, в лице руководства РОСПРОФЖЕЛ.
Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ, внештатные технические инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в установленном порядке беспрепятственно посещают производственные подразделения ОАО «РЖД» для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий трудового договора.
Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами представления, требования и предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Техническая инспекция труда осуществляет свои функции в соответствии с положением, утвержденным РОСПРОФЖЕЛ.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда исполняют свои функции в соответствии с Типовым положением об уполномоченном (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза с учетом особенностей и специфики работы согласно положению, утвержденного РОСПРОФЖЕЛ.
Руководители филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» предоставляют в установленном порядке соответствующему выборному органу РОСПРОЖЕЛ сведения о принятых мерах, выполнении мероприятий по улучшению условий и охране труда и устранению причин происшедших несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Предполагает наличие нормативно-правовой системы, функционирование которой ориентировано на обеспечение нормальных и безопасных условий осуществления профессиональной деятельности работниками предприятий. В обязанности руководителей входит разработка и реализация различных профилактических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и иных мероприятий. Рассмотрим далее, какие существуют в настоящее время нормативно-правовые документы по охране труда и промбезопасности.

Специфика формирования информационной базы по ОТ

В соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 12.0.006-2002, на предприятии должны быть обеспечены:

  1. Передача сведений об условиях и мероприятиях по охране труда между подразделениями и управлениями, функционирующими на различных производственных уровнях.
  2. Предоставление информации заинтересованным сторонам.

В организации должна быть разработана документация по охране труда. Ее оформление может осуществляться как на бумажных, так и на электронных носителях. Нормативные документы по охране труда должны легко идентифицироваться, являться доступными для прочтения и понимания, сопровождаться указанием дат введения в действие и его продолжительности. На предприятии устанавливаются методы и определяются обязанности, связанные с разработкой и обновлением сведений по ОТ.

Особенности контроля

На предприятии необходимо разрабатывать и реализовывать методы надзора за состоянием документации и актуальностью сведений. Такой контроль необходим для:

  1. Периодического анализа информации, корректировки и повторного утверждения ответственными лицами.
  2. Обеспечения доступности копий учтенных документов и данных на всех рабочих местах.
  3. Своевременного изъятия отмененных положений и неактуальной информации.

Кабинет ОТ

Его рекомендуется создавать в качестве неотъемлемого компонента системы информирования служащих об их обязанностях и правах в сфере охраны труда, состоянии рабочих условий на предприятии в целом и отдельных подразделениях в частности. Кроме этого, в кабинетах ОТ осуществляется ознакомление с положениями, инструкциями и пр. Они создаются в соответствии с постановлением Минтруда № 7 от 17 янв. 2001 г. Рекомендуется разбивать тематическую структуру кабинетов на специальный и общий разделы.

Перечень нормативных документов

В список положений включены:

  1. Государственные требования ОТ. Они представляют собой правила, критерии, процедуры, ориентированные на сохранение здоровья, жизни персонала при осуществлении им профессиональной деятельности. Данные требования присутствуют в федеральных и региональных законах.
  2. Требования по промышленной безопасности. Они представлены в виде ограничений, запретов, условий и иных предписаний. Данные требования содержатся в ФЗ № 116, госстандартах, инструкциях, применяемых в соответствии с указанным законом.

В перечень нормативных документов также входят соответствующие указы президента, правительственные постановления, предписания федеральных исполнительных структур, региональных и местных органов. В них также присутствуют требования ОТ и ПБ.

Локальные предписания

Эти акты по охране труда разрабатываются непосредственно на предприятии в соответствии с положениями ТК. Руководитель единолично утверждает штатное расписание, инструкции, распоряжения, приказы, положения о персонале, комиссии по спорам, организации работы по ОТ и пр. Директор предприятия также принимает такие нормативные документы по охране труда, как:

  1. Положение о правилах обучения и проверке знаний по ОТ.
  2. Список профессий и деятельности, к которым предъявляются повышенные требования.
  3. Перечень видов работ и мест производств по наряду-допуску.
  4. Список сотрудников, обязанных проходить медосвидетельствование.
  5. Технологические регламенты.
  6. Список тяжелых и вредных работ, привлечение к которым лиц до 18-ти лет и женщин не допускается.

При разработке правил распорядка, графиков сменности, положений по зарплате и нормам учитывается мнение представительной структуры работников. Утверждение инструкций по ОТ, очередности предоставления отпусков, норм продолжительности вахты, режимов отдыха и труда производится по согласованию с выборным профсоюзным органом.

Дополнительно

Локальные нормативные документы по охране труда включают в себя требования ПБ. В соответствии с ФЗ № 116, на предприятии должны приниматься:

  1. Распоряжения, приказы, в том числе о распределении обязанностей по соблюдению и контролю выполнения требований.
  2. Положения о производственном надзоре, специализированных участках, функциональных службах.
  3. Должностные инструкции.
  4. Положения о системе нарядов.
  5. Инструкции по использованию спецобуви, спецодежды и прочих СИЗ.
  6. Планы по проведению мероприятий по обеспечению реализации требований ПБ.
  7. Инструкции по безопасному осуществлению работ.

Нормативные документы по охране труда и ПБ содержат в себе также планы проведения контрольно-профилактических ревизий, положения о правилах поведения при возникновении аварий и их расследовании.

Соглашение по ОТ

В качестве одного из ключевых принципов регулирования взаимодействия между нанимателем и персоналом выступает социальное партнерство в области охраны труда. Основными его формами являются коллективный и трудовой договоры. Посредством первого реализуются обязанности работодателя и права сотрудника. В коллективном договоре содержатся положения по улучшению условий профессиональной деятельности. Соглашение рассматривается в качестве правовой формы планирования и осуществления мероприятий. В договоре должны четко прописываться профилактические меры, сроки их реализации, ответственные лица, объемы материальных и финансовых расходов. В соответствии с этим документом формируются месячные и квартальные планы по конкретным подразделениям организации.

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда, за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней:

Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств.

Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др.

Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту.

Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли и не имеющие юридической силы в других отраслях.

Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии.

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные - единым и межотраслевым, предприятий - отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;

содействие общественному контролю в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда;

распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;

установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно - бытовыми помещениями, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

ССБТ представляет собой комплекс взаимосвязанных нормативных документов, направленных на обеспечение и улучшение условий труда работающих в народном хозяйстве.

ССБТ включает в себя организационно-методические стандарты, устанавливающие требования к организации работ по обеспечению безопасности, и организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда, а также стандарты на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, на требования безопасности к производственному оборудованию, к производственным процессам, на требования к средствам защиты работающих, на требования безопасности к зданиям и сооружениям. Задачами данных стандартов, в частности, являются:

стандартизация требований безопасности труда;

включение требований безопасности труда в стандарты и технические условия на конкретные объекты.

ССБТ, созданная в 1972 г., непрерывно развивается и совершенствуется в соответствии с возрастающими требованиями к охране труда. Она включает в себя около 400 государственных стандартов. Нормы и требования, установленные в ССБТ, включены в 76 тыс. стандартов и технических условий на конкретные виды выпускаемой продукции, в частности на оборудование, материалы и т.д. В ССБТ установлен единый порядок разработки стандартов, их рассмотрения, согласования, утверждения, издания, планового введения в действие; установлена система контроля и надзора за внедрением и соблюдением. Нормы и требования ССБТ в обязательном порядке включаются во все виды документации - конструкторской, технологической, проектной, а также в инструкции по охране труда и другие документы

Нормативные правовые акты об охране труда и ответственность за их выполнение

Основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда

Основные законы , которыми должны руководствуются работодатели в части организации работы по охране труда:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон №181 ФЗ ʼʼОб основах охраны труда в РФʼʼ (1999)

Федеральный закон ʼʼОб обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийʼʼ (1998 ᴦ.)

Федеральный закон №116-ФЗ ʼʼО промышленной безопасности опасных производственных объектовʼʼ

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (Трудовой кодекс).

Основные положения в этих законодательных актах следующие:

Обозначена сфера действия и основные направления государственной политики в области охраны труда;

Предусмотрено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий;

Определœены полномочия в области охраны труда органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Установлены права и гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

Установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по соблюдению требований охраны труда на предприятии;

Определœена ответственность работодателя за вред, причинœенный здоровью работника трудовым увечьем; предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда; работодателœей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

Предусмотрено предоставление работникам компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;

Определœены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

Определœены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

Предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актам по охране труда.

1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ) (утверждает Минтруд России).

2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) (утверждают Федеральные органы исполнительной власти).

3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) (Ростехнадзор России).

4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) (Госстандарт России, Госстрой России).

5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) (Госстрой России).

6. Государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы - санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН) (Минздрав России).

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда должна быть административной, материальной, дисциплинарной и уголовной.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда предусмотрена также ответственность организации.

Нормативные правовые акты об охране труда и ответственность за их выполнение - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нормативные правовые акты об охране труда и ответственность за их выполнение" 2017, 2018.