Магия. Как зародилась магия и откуда пошло понятие "Магия"

лат. magia, от греч. mageia) - различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности.

Одна из первых теорий предложена Дж. Фрэзером. Он отличает М. от религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не существует реальной причинной связи; апелляция к М. позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые roc-ва, получать статус святых и богов после смерти; М. вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида.

По Б. Малиновскому, М. обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; на ее основе создается церемониальная структура торговли, организуются сложные формы коллективного труда; М. действует с помощью усиления социального давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; М. представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, отличающийся от повседневного языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения; М. - предельный случай, демонстрирующий силу и активность языка, т.к. всякий язык имеет магическую функцию; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к про-говариванию мифа. Этнографические исследования показывают, что М. воплощает в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание. Она культивирует также свободную индивидуальность, сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» - шамане. М. дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. заключается, по Малиновскому, в ритуал изации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием.

Антропологи исследуют М. в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность (единство племени, успешность деятельности и т.п.). Психологическое объяснение М. К. Леви-Стросом ставит в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее значимым примером психомагического действия является магическое лечение. Для объяснения этих феноменов Леви-Строс выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, определенным магическим ритуалом и далее - психикой и физиологией человека - объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа, во имя которой осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности М. Основой этой теории является гипотеза об «эффективности символов», якобы обеспечивающих коммуникативный резонанс психических и физических структур.

Все объяснения М. строятся или по космологическому, или по социокультурному принципу. Космологический, или натуралистический, способ объяснения М. предлагается обыденным сознанием, а также физикой, биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного через якобы известное и использует логический прием аналогии. Так, М. рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке: астрология исходит из психокосмических связей; экстрасенсорика и психокинез - из психической энергии; телепатия, ясновидение, предвидение - из дальнодействия и обратного течения времени. Известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека; подобно этому еще не известные, но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М.

Обособленность космологического подхода в том, что он так же неопровержим, как и сама М. Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно, нет сомнений в перспективах науки понять неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики; М., становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятного объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания М. определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение и сводятся к вытеснению М. из культуры или редукции ее к чему-то иному, «рациональному».

Религиоведение, культурология, этнография, социальная психология, лингвистика предлагают социокультурный способ объяснения М. как функции некоторых способов социальной организации («функционализм» Малиновского), функции культуры, функции языкового символизма. Основным принципом этого способа объяснения является рассмотрение М. как реакции на определенные социальные потребности) а также потребности психологического характера (смягчение стресса, чувства вины, страха, неуверенности). В ходе магического действия осуществляется незаметная подмена целей; задача преобразования природы решается путем изменения коллективной психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы. Сущность М. обнаруживается в ее принципиальной приграничное™ с наукой и практикой; там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляет убедительного объяснения, всегда находится место для М.

Междисциплинарное взаимодействие религиоведения, социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М. выполняет не только научную, но и общекультурную функцию - раскрывает корни и содержание современного «оккультного возрождения», освобождает массовое сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдонаучные претензии современных оккультистов, а также идеологов, эксплуатирующих магические понятия (харизма, судьба, тайные силы) для создания политических мифологий.

О Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1985; Эванс-ПричардЭ. Нуэры. М., 1985; Элиаде М. Космос и история. М., 1987; Заблуждающийся разум. М., 1990; Магический кристалл. М., 1992; Знание за пределами науки. М., 1996; Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIII-XIX вв. М., 1999; Разум и экзистенция. СПб., 1999; Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999. И. Т. Касавин

Единого принципа классификации магических приемов не существует. По сфере применения выделяют земледельческую, промысловую и охотничью М., по характеру действий индивидуальную либо групповую, а также вербальную и обрядовую М., хотя словесные и обрядовые магические действия обычно переплетаются. С т. зр. ценностных характеристик различают вредоносную (черную) и полезную (белую) М.Но чаще всего схемы классификации магических обрядов строятся по признаку назначения обрядов (хозяйственная, лечебная, любовная, военная, кладоискательская, воровская М.), а также по способу передачи магической силы с учетом психологической природы магического воздействия: симпатическая М. строится на символическом изображении желаемого; парциальная М. предполагает действие над целым по его части; к контактному виду М. относится передача желаемого свойства путем прикосновения; имитативная М. основана на провоцировании желаемого на основании образно-символического сходства с магическим действием. Выделяют также очистительные, обрядовые действия, предохранительные магические обряды и обряды умилостивительные. Инициальная М. ритуальным изобилием в день празднества призвана была обеспечить достаток в течение всего года. Различные классификации не исключают, а дополняют друг друга, позволяют полнее охарактеризовать явление, при том что многие магические действия носят сложно-составной характер и не могут быть описаны с т. зр. к.-л. одного принципа.

Хозяйственная М. направлена на обеспечение благополучия. У славян-земледельцев ею пронизаны календарные земледельческие праздники и приуроченные к ним обряды, связанные с почитанием обожествленной природы, к крой, как к сверхъестественной силе, обращаются участники магических действий. В сельскохозяйственной магии имитационные и контактные действия были нацелены на стимуляцию плодородия и повышение урожая. Во время сева практиковалось обрядовое совокупление на поле, что являлось симптоматическим средством магического оплодотворения Земли и символизировало космический брак Неба и Земли, считавшийся причиной плодородия. В ослабленной форме та же М. плодородия осуществлялась способом катания мужчин, священника или женщин по пашне. Для усиления плодородия Земли в нее зарывали изображение фаллоса, практиковалось сидение обнаженных женщин на борозде, прикосновения сеятеля к половым органам женщины, выход мужчин на посевную без порток и метание семян между ног, игровое спаривание молодежи, ритуальное целование, участие в посеве невесты или беременной женщины. Симптоматическая М. по мере деградации ритуалов плодородия в сторону упрощения сменяется контактной с большим удельным весом символической имитации.

Летняя обрядность призвана была обеспечить быстрый и качественный рост злаков. В карпогонических обрядах подскакивания вверх, подбрасывания к небу ритуального печения (обычно т. наз. лестниц) и пляски-подпрыгивания с заклинаниями высоких и дружных всходов заключалась летняя М. плодородия. Обрядовая еда (каши, кисели) с обрядовым кормлением скота и зарыванием части пищи в землю (вид жертвоприношения) дополняли весенне-летний обрядовый комплекс умилостивительными магическими действиями.

В осеннем обряде завивание «Волосовой бородки» из оставленного в поле пучка колосьев, а также в праздновании «именин снопа» был заложен принцип парциальной М., выражавшейся в представлении о концентрировании всей плодоносящей силы поля в пучке колосьев. Принципы парциальной М., когда свойство части переносится на весь объект, отразился в егорьевских обрядах, призванных предотвратить потерю животных.

С этой целью пучки остриженной шерсти скотины помещали под порог или в замок, «закрепляя» т. обр. животных за домом.

Обряды лечебной М. были направлены на изгнание болезни из тела или на предохранение от возможного вреда. Для этой цели широко практиковалась очистительная (катарсическая) М.Не без влияния контактных приемов болезнь выкуривали, отпугивали неприятными запахами, выгоняли отвратным зельем, опрыскивали водой «с уголька». В очистительных целях широко использовались св. природные стихии огня, земли, воды. Вся лечебная М. была построена на вербальных методах без применения заговорных формул не обходилось ни одно лечение, оказывающее благотворное воздействие внушением. Вербальная М. сочеталась с контактной, сообщавшей телу свойство того или иного предмета (накладывание красной повязки, прикосновение к ране различных, в т. ч. лекарственных, веществ, зашивание раны). Приемы парциальной М. применялись при остановке крови. Они основаны на введении в обряд предмета-заместителя, к-рый находился в соприкосновении с больным и, как часть, символизировал целое. Так, бинты с раны подвешивали к печи, чтоб с высыханием материи кровь остановилась. При лечении иных болезней, особенно детских, замещающим болезнь носителем выступала одежда больного, его срезанные ногти и волосы, вода, к-рой обмывали тело. По принципам парциальной логики эти заместители отправлялись вместе с болезнью по течению рек. Способы имитативной М. применялись при лечении сыпи, нарывов, ячменя, зубной боли («как у мертвяка зубы не болят - так у меня не боли», «как зерно сгорает в огне так исчезнет ячмень из глаз» и т. д.). В медицинских целях, а также при борьбе с эпидемиями широко использовалась предохранительная М. Особую силу приписывали борозде, пропаханной вокруг селения обнаженными девственницами. Чтобы не допустить распространения болезни, защищались очерченным при помощи плуга кругом и добытым трением огнем. К лечебной М. примыкает М. плодородия, направленная на охрану беременности и родов. Мн. действия восходят к свадебной обрядности (обсыпание зерном, использование защитительных свойств шкуры, сажание ребенка на колени, съедание яйца).

Любовная М. была направлена на регуляцию отношений между полами, но практиковалась чаще девушками, привораживавшими суженых.

К контактной М. относилось употребление «наговоренной» пищи, с к-рой связывались надежды на присушку жениха. Наговор на след жениха относился к парциальной М. Имитативная М. широко применялась в наговорах («как у мене сердце горит так и у него, раба божия, бы горело»).

Вредоносная М. (см. Колдовство) по большей мере основывалась на контактных принципах воздействия (подбрасывание колдовского зелья или предмета с наговором, употребление с целью порчи довольно безвредных вещей: кореньев, воды, соли, хлеба и т. д.). Нанесение вреда через предмет-заместитель, находившийся в соприкосновении с человеком (широко практиковавшиеся операции с т. наз. вынутым следом), относится к разряду парциальной М. Принципы имитационной М. были положены в основу заговоров («как мертвец умер так ты, раб божий, умри»). В целом в традиционной обрядности применялся богатый арсенал магических приемов, из сочетания к-рых складывался узор многоцелевых ритуальных комплексов.

В реликтовых формах лечебная, любовная и хозяйственная М. сохранилась в изолированных р-нах с коренным населением, живущим в экстремальных условиях (Север России) или в регионах, наименее затронутых цивилизацией (белорусское Полесье).

Отличное определение

Неполное определение ↓

"Магия — это особый вид энергии. Вы можете расколоть скалу молотом, но для этого необходимо много раз поднимать и с силой опускать молот, то есть, выделять и тратить энергию. Именно эта энергия разрушает скалу, а вовсе не молот. Заметьте, от вашей руки исходит энергия. Магия — это нечто подобное такой энергии, но исходит она от вашего разума". Как и электроэнергию, магическую энергию нельзя увидеть и пощупать, но присутствие высокой концентрации магии можно почувствовать. "Воздух был наполнен запахом магии такой силы, что я был уверен в ее способности с легкостью уничтожить всех людей, собравшихся здесь". При такой концентрации магии во рту возможно присутствие острого кисло-металлического привкуса.

Форма применения магии может быть различна: "Сам он практиковал магию жеста, "пальцовку", как ее окрестили в Эбо выходцы из России; Великий Черный, судя по его однообразному взмаху рукой, работал с внутренними заклятьями. Многие маги не без основания считали, что заклятья, сплетенные из магических нитей, нужно подкреплять дикими воплями и бормотанием, то есть собственно заклинаниями. Действительно, так получалось лучше — но подлинные маги считали это дурным тоном. Практиковались также магия дыхания — умелым выдохом маг мог повалить десяток деревьев — магия взгляда, магия жеста, магия сновидения… Наконец, среди совсем уж диких магов, которым самое место в Черных Песках, пользовалась популярностью магия подобия. Иглы, воткнутые в деревянную фигурку, на которой кровью выцарапывалось истинное имя мага-конкурента; песчаные конусы, сдуваемые магом с ровного камня и изображающие шатры врагов…"

Магия изначально не бывает "Белой" и "Черной". Такой ее делают маги, которые ее используют. "Магия — это всего лишь инструмент: Если человек избил своего соседа палкой, ты же не станешь утверждать, что дерево — плохое?" Обычно "Белой" называют магию, приносящую Добро, а "Черной", соответственно, Зло. Если вы с помощью магии выращиваете цветочки в своем саду, то кто угодно скажет, что это "Белая" магия. Если же вы эти цветы выращиваете на голове у кого-нибудь, то любой подтвердит, что это "Черная" магия. "Белый" маг использует и "Белую" магию и "Черную":

"- Белые маги при случае используют то, что известно как черная магия, и наоборот. Мы знаем, что это почти одно и тоже, но есть оттенки магии, по которым их различают — это собственные наклонности, которые проявляет маг, находясь в одиночестве; иначе это можно назвать стилем поведения. Какой стиль ближе лично тебе?

— Я использую все, что считаю нужным, — произнес Поль, — хотелось бы думать, что мои умыслы относительно чисты, но многие стремятся обелить себя в собственных глазах. Тем не менее, я думаю, что в большинстве поступаю корректно."

У магии есть свои законы, которым учат в первую очередь. Нарушение законов магии грозит как самому магу, так и окружающему его миру, большими неприятностями (не знаю можно ли назвать смерть большой неприятностью?)

Магия как основа возникновения религии

В любой религии, какой бы она ни была, всегда присутствует вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий и жизнь человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Человек стремится любым способом использовать эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и обеспечить нужные результаты.

Формирование магических представлений

В процессе организации племенной структуры возникает социальная ниша для людей, которые должны выполнять магические действия в интересах племени. На данном этапе уже появляется определенное разделение. Так, шаман - это человек, способный путем шаманских плясок и камлания войти в мистический транс, вернуть потерянную душу, изгнать духов болезни, и общаться с богами и демонами, взбираясь по Дереву Мира на небеса, или спускаясь в подземный мир. Колдун - человек, влияющий на мир путем симпатической магии , предполагающей связь схожих, либо побывавших в непосредственном контакте объектов. Жрец - тот, кто претендует на непосредственную связь с богами и их умилостививание поклонением, ритуалами и жертвоприношениями . Разумеется, это разделение весьма условно, и случается не всегда, а формирование роли жреца ещё и более позднее - оно связано в основном с переходом к аграрной деятельности и необходимости ритуалов плодородия (для сравнения, у чукотских народов плодородие обеспечивает шаман, входя в транс и спускаясь в своих видениях на дно, к морской богине, с просьбами прислать побольше рыбы к берегам). Однако, существует достаточно примеров социумов (например, австралийские аборигены), у которых подобное разделение (на шаманов и колдунов) существует.

Европейский оккультизм конца XIX - начала XX века

Данный период времени характеризуется повышенным интересом к различным формам мистико-магических традиций и попытками синтезировать их в единую концепцию. Предтечей этого направления можно считать Элифаса Леви , а основоположником течения - орден «Золотой Зари» , члены которого стремились к аккумулированию традиционного европейско-античного опыта (включая розенкрейцерство , масонство , алхимию , каббалу , гримуарную традицию , таро , и, в широком смысле, египетское и греческое наследие). «Высокие» магические традиции того времени склонялись к использованию ритуальной магии. Вопреки распространенному заблуждению, «Золотая Заря» первоначально не использовал ни восточных практик (таких как йога), ни секс-магии; они были добавлены позднее Алистером Кроули , под влиянием Алана Беннета и «Ордена Восточных Тамплиеров» .

Западные течения конца XX века

С середины XX века в западных традициях начинается, своего рода, обратный процесс, отход от сложных синтетических систем к более простым концепциям. Характерные примеры - New Age и Викка . Викка строится на поклонении неким обобщённым божествам «Богини-матери» и «Рогатого Бога», якобы существовавшим в друидской традиции дохристианской Европы. Крайним примером «упрощения» оккультного знания становится дискордианство, вообще отрицающие необходимость каких бы то ни было магических систем.

Термины

  • Магия - способность управлять течением энергетических процессов посредством собственной развитой воли.
  • Маг - тот, кто активно использует естественные магические взаимодействия между людьми и процессами.
  • Ведьма (Ведун) - понятие, произошедшее от слова «ведать». Ведьма ближе к материальной стороне этого мира, нежели маги, и соответственно, могут извлечь из его материи больше пользы. Как пример можно привести лечение различных болезней. Магу для этого потребуется усилие воли и личная сила (если он, конечно, будет в состоянии ею воспользоваться), в то время как ведьма может воспользоваться силой и энергией природы окружающего мира, качественно отличающейся от той энергии, которой пользуется маг, и соответственно, затратить меньше личной силы. В отличие от ведьм и ведунов, колдуньи и колдуны ближе к человеку и его жизни, нежели к природе и её процессам.
  • Абракадабра («творю по слову» - ивр.) - выражение, символизирующее магическое заклинание. Оно связано с представлением каббалы об имени как о постижении Творца . Духовный свет может войти только в истинное имя , то есть, в меру подобия человека Творцу. И тогда все желания человека могут быть осуществлены. «Слово» при этом означает намерение в сердце человека. То, что произносят лишь губы, силы не имеет.
  • Жрец - человек поклоняющися какому либо божеству или принадлежащий к какой либо традиции.
  • Практик - в магическом сленге колдун, который постояно работает над собой. Не достиг ступени мага, но выше обычных колдунов.
  • Шаман - колдун работающий в основном с духами. Часто для достижения результата применяет психотропные вещества.

Виды магии

  • Симпатическая магия предполагает существование магической связи между объектами, сходными по виду, либо побывавшими в непосредственном контакте. Так, для наведения порчи через энвольтование маг изготавливает куклу жертвы (сходство), добавляет внутрь её ногти либо волосы (вольт), и затем наносит кукле повреждения. Основной принцип симпатической магии выражен в изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста : «то, что внизу, подобно тому, что вверху, и наоборот: что вверху подобно тому, что внизу».
  • Шаманизм основан на вхождении в мистический транс (путем камлания или употребления наркотических веществ), и дальнейшем взаимодействии с богами, духами-проводниками, духами болезней либо душой больного.
  • Мантика - практики, якобы позволяющие предвидеть будущее, как в форме непосредственных видений , так и в форме каких-либо знаков (геомантия, таро , и т. п.).
  • Ритуальная магия - набор обрядов , магических инструментов и так называемых «слов силы», с помощью которых маг пытается устанавить контакт со сверхприродными сущностями, повелевать ими, либо просить о помощи и содействии. Наиболее характерные примеры - теургия и гоетия .
  • Заговорная магия - ритуалы, основанные на силе слов, фраз и предложений, именуемых заговоры .
  • Магия Вуду - магия основаная на работе с духами вуду. Исконно африканская магия, получила распростронение в латинской америке, вместе с привезеными рабами. Для сохранения своих традиций была завуалирована под христианскую религию, и имела христианские маски. Главный пантеон Эшу. Смысл в том что маг (жрец вуду) отдает духу жертву взамен исполнения какой либо работы.
  • Чёрная Магия - магия, с точки зрения морали работающая с темными силами или причиняющая вред человеку.
  • Белая Магия - магия направленая на помощь человеку и работающая со светлыми направлениями.
  • Магия Стихий (элементалистика). В западном мире имеет четыре направления - это вода, огонь, воздух и земля. Каждый раздел основан на работе с энергией данной стихии. На востоке имеет место другое выделение элементов - вода, дерево, земля, огонь, металл.

Магия и религия

Литература

  • Чернецов С. Эфиопская магическая литература // Антропологический форум № 2. Исследователь и объект исследования. - СПб., 2005, с. 228-240
  • Скотинин Г. краткое введение в практическую некромагию и хаотическую магию. // стр. 40 СПб., 2009

Магические традиции

  • Магия хаоса
  • Церемониальная магия
  • Некоторые направления Нью-Эйдж

См. также

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Магия (определение)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Магия (значения). «Ци … Википедия

    - − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду (магия подобия) либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта) якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь. Симпатическая … Википедия

    Колдовство - определение, относящееся к «черной» (вредоносной) магии, либо негативная церк. характеристика любых магических действий, связанных с верованиями в сверхъестественную силу воздействия на человека, обво и природу заговоров, заклинаний, гаданий,… … Религии народов современной России

    - (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/27 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    Разработчик New World Computing Издатель 3DO … Википедия

    Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

    Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия

    Иллюстрация из Часослова герцога Беррийского 15 века, отображающая связь знаков Зодиака с Гиппократовыми темпераментами в соответствии с «горячестью холодностью» и «влажностью сухостью» … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Книги

  • История магии и экспериментальной науки и их связь с христианской мыслью в первые тринадцать веков нашей эры. В 2-х книгах. Книга 1: Римская империя. Книга 2: Ранняя христианская мысль (количество томов: 2) , Торндайк Л.. Цель этой книги. - Охватываемый ею период. - Как изучать историю мысли. - Определение магии. - Магия первобытного человека; возникла ли цивилизация из магии? - Прорицание в Древнем Китае. -…

Все древние люди искренне верили, что в мире действует великое множество невидимых могучих сил. У американских индейцев это – «Оренда» и «Вокан» (сила духа), у древних инков – «Охала». Но в наш рациональный век в такие тайные силы почти никто не верит, считая, что все это – игра воображения. Всю истину о Вселенной, уверены люди, человеку может сообщить лишь здравый разум.

Хота думающий человек в какой-то мере способен понять окружающий его рациональный мир, но он до сих пор не в состоянии оценить мир иррациональный. Он не знает, что творится там, в другом, не подвластном его пяти чувствам мире, более широком, еще не познанном, в котором столько неразгаданных пока тайн.

«Фауст» Гете – это не просто рассказ о взаимоотношениях человека с Дьяволом. Это – символическая драма. Великий ученый Фауст хочет проверить с помощью сокровенных «оккультных» наук, существуют ли на самом деле в нашем мире невидимые властные силы.

Да и не он один настолько любопытен. Во все времена у всех народов пытливый человеческий ум стремился ко всему чудесному, необъяснимому, таинственному, старался открыть и исследовать то, что казалось ему загадочным, необъяснимым, ускользающим от познания, не дающимся в руки.

Первобытный, примитивный человек, конечно, понимал, насколько он беззащитен перед могущественными стихийными силами природы.

Совершенно естественно, он боялся их и все то, что ему было непонятно, относил к непроницаемой тайне высших сил. Так зарождался оккультизм (латинское слово occultus означает тайное, скрытое). Чем менее развит человеческий ум, чем менее обременен он знаниями, тем шире, необъятнее представлялась ему область чудесного и сверхъестественного. Искренне удивляясь чудесам», человек в то же время не сдается, не хочет быть обреченным на бездействие. Он в глубине души абсолютно уверен, что в мире существует невидимая сверхъестественная сила, управляющая по собственному разумению всеми видимыми, но недоступными для понимания явлениями. И она, эта сила, наделена неоспоримым, трудно вообразимым могуществом.

Люди всегда относились к такой невидимой силе с трепетным благоговением, особой робостью и почтительным уважением. И не только к ней одной.


Со временем, признав эту силу за высшее божество, люди воздвигали ей алтари, выбирали из своей среды самых достойных, самых умных, самых исключительных и сильных. Те по праву становились жрецами, то есть посредниками между божеством и простым народом, между привычной землей и поражающим своей необъяснимостью небом. Они, эти жрецы, были ближе всего ко Всемогущему и поэтому обладали особыми правами и всевозможными преимуществами.

По твердому убеждению индийцев, например, раса жрецов, или браминов, произошла от мозга Брахмы, и посему их каста почиталась «мудрейшей из мудрейших» и считалась самой привилегированной.

Законодатель Заратустра

У персов маги также считались потомками их Учителя и законодателя Заратустры, а их божество Митpa является источником света и причиной всего существующего под солнцем.

Однако у всех народов бытовало убеждение, что верховное высшее божество не существует одно – в печальном одиночестве. Оно наверняка окружено компанией подвластных ему божеств помельче, послабее, бесплотными, невидимыми духами, произошедшими от Света и Тьмы его власти.

Менее совершенные из них, более склонные по своей природе к злу, считались нечистыми, а беспорочные, пекущиеся только о добре – чистыми.

Так в сознании первобытных людей постепенно крепли представления о существовании духов чистых и нечистых, света и тьмы, добрых и злых, влияющих на весь мир и на живущих в нем людей.


Для тех девушек, которые желают узнать, в каком возрасте они вступят в брак, мы предлагаем следующее гадание. Возьмите стакан с серебряной водой, в золотое кольцо проденьте черную нитку и держите его над стаканом. Мысленно задайте вопрос: «Когда я вступлю в брак?» Кольцо начнет качаться из стороны в сторону. Запоминайте, сколько раз оно ударит о левый бортик стакана - во столько лет вы и выйдете замуж. Такое гадание нужно совершать...

Гадания для девушек с помощью воды

Оккультное строение человека

Оккультное строение человека: Аура человека

Давно уже не секрет для ученных всего мира что существует би0 - оболочка не только у человека, но и у животных и растений, минералов. Ученые в серьез занялись ее изучением, создавая все новые и новые приборы. Но магу для того что бы видеть ауру приборы не нужны он видит ее четко и ясно

Научитесь видеть с начало ауру своих рук Для этого достаточно повторить изложенные методики по проявлению собственной ауры....

Стихии покровители человека. В первую очередь огонь обладает не только силой, но и яростью. Она является его непременной составляющей. Ярость пламени, которое сжигает все на своем пути, - это сила уничтожения, но есть и другая - притяжение. Говоря об энергии огня, можно сказать, что она заключается в самом его сердце. Вы можете увидеть лишь язычок пламени, а можете и огромное феерическое зрелище...

Из такого умозрительного учения о мире духов возникли все суеверия, таинства, чародейские безумства, которых полным-полно в верованиях египтян, халдеев, иудеев, пифагорейцев, римлян, индусов. Знания, представления о сверхъестественном, о волшебстве повсюду черпались из одного источника, из существовавшего на Востоке кладезя знаний – «школ тайных, сокровенных, или оккультных наук».

Разработанная там магия быстро укоренялась во всех областях. Даже умнейший греческий философ и геометр Пифагор не мог преодолеть соблазна и наряду с математикой увлеченно занимался оккультизмом.

Мнимые «чудеса» совершались, конечно, с помощью ловких махинаций или знаний, недоступных народу, и жрецы строго хранили ото всех свои тайны и чародейские деяния.


С Востока школы оккультных наук распространились по всему свету, и они – тайные, сокровенные, эзотерические (от греческого слова «esotericas» – внутренний, тайный, скрытый) становились достоянием немногих избранных, которых было принято повсюду называть «посвященными».

Часть этих наук после определенной систематизации распространялась уже под общим названием – «оккультизм».

Школа Пифагора

В широком значении слово «оккультизм» означает самые разнообразные явления – магию , телепатию, астрологию , герметизм , алхимию , нумерологию , каббалу , спиритуализм , некромантию и другие мало исследованные загадочные явления физической и психической природы человека.

История земли

Введением в оккультизм как науку стала сокровенная история земли , в которой фигурируют четыре расы людей, которые из поколения в поколение передают священные тайны, полученные от Величайших Божественных Посланников.

В сферу этого предания входят еврейское учение каббалы, греческая философия, отрывки из арабских ученых трактатов, легенды о таких магах-жрецах, как Зороастр, Симон, герой сказаний о короле Артуре Мерлин, скандинавские саги, христианские апокрифы и сочинения гностиков.

Четыре расы

Согласно древнеегипетским представлениям все человечество делится на четыре расы: красную – это сами египтяне, черную – нубийцы, желтую представляют евреи и азиаты, а белую – ливийцы.

Каждая из этих рас осуществляла собственную интеллектуальную эволюцию под влиянием наук и преданий, вдохновляясь при этом проявлением божественного в каждой из них. Каждая раса заимствовала у других определенные, своеобразные способы перехода от природного инстинкта к состоянию божественного озарения.

Египет долгое время был колонией красных, а лучшие, поражающие воображение памятники, были обнаружены в далеком Перу.

После гибели Атлантида передала свое могущество черной расе, очень скоро завоевавшей большую часть земли. В это время белая раса только зарождалась где-то поблизости от Северного полюса.

Черная раса долгое время господствовала на нашей планете. Она занимала территорию почти всей Америки и большую часть Азии, где подчинила себе желтую расу.

Говоря о герметизме как некоем сплаве религиозных верований, нельзя не вспомнить о религии Древнего Египта, безусловно повлиявшей на становление учения Гермеса Трижды Величайшего.

Книга Тота

Герметизм – учение эпохи эллинизма и поздней античности, вобравшее в себя высочайшие достижения мысли Древнего Востока. В книгах Гермеса Трижды Величайшего посвященному открываются все тайны мироздания. Согласно книгам Гермеса, вначале существовал горний свет (верховный ум).

Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста

С исторической точки зрения, пифагорейцы – сторонники древнего мистического учения – жили и творили раньше, чем адепты герметизма. Основателем их учения был тот самый Пифагор – автор теоремы о равенстве квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов.

древ. греки так называли совокупность таинств. обрядов, связанных с астрологией, гаданием и нар. медициной (по назв. жреч. касты в Мидии). Неоплатоники и неопифагорейцы широко пользовались понятием М. и не отожд. его с чародейством. Только в 3 в. М. стала идентична колдовству. Это значение она сохранила до наших дней.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАГИЯ

Magia, magica ars,

чародейство. M. и религия имеют одну почву; и та и другая прежде всего основываются на той зависимости, в которой находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Если человек успокаивается на этой зависимости от объективных сил, не стараясь противодействовать им, то его чувства носят религиозный характер. Напротив того, при помощи чародейства человек старается сделаться господином этих стесняющих его объективных властей и подчинить себе их силы, а именно сверхъестественным образом, не обращая внимания на естественные средства. Отсюда мы различаем два вида М. - дивинаторскую и оперативную или гадательную и действующую, т. е. мантику и собственно М. в тесном смысле. Посредством мантики (см. Divinatio, Дивинация) человек старается сверхъестественным образом узнать будущее, судьбу и т. п., посредством М., не пользуясь естественными средствами, действует на объективный мир, на природу, богов и людей. М., как и религия, существует издревле; мы находим ее, так же как и религию, у всех народов. В Азии считались великими чародеями индийцы, затем персидские маги, халдеи, египтяне; в позднейшее время были очень распространены чародеи. Малая Азия, особенно Фригия - место культа Кибелы, и Колхида являются как земли чародейства. У греков и римлян М. была в большом ходу, и она сначала, вероятно, не была сюда занесена из чужих стран, но возникла на месте. Уже у Гомера есть достаточно указаний на чародейство: волшебное питье Елены (Ноm. Od. 4, 220), заговаривание раны Одиссея сыновьями Автолика (Ноm. Od. 19, 457), обращение спутников Одиссея и других в свиней, львов и т. п. посредством жезла и питья Кирки, их освобождение от чар посредством травы????? (Ноm. Od. 10, 212, 233, 287 слл. ), некромантия Одиссея (Ноm. Od. 10, 503 слл. 11, 1 слл. ). В этих местах, приведенных нами, мы находим также волшебный язык в его главных формах, именно слова: ???????, ????????, ????????. ? более позднее время М. греков еще более расширилась вследствие азиатского и египетского влияния. Азиатская М. явилась в Греции при посредстве азиатских культов природы, которые или продолжали существовать самостоятельно, или же соединились с такими местными культами, которые, не подвергаясь общему ходу развития религиозных представлений в эллинский период, выродившемуся в отдалении олимпийских богов от природы, оставались в тесной связи с темными началами стихийной жизни. Таким образом, мистерии в честь Диониса, служения подземному миру, фригийские и египетские культы служили удобною почвою для развития чародейства, так что тут все богослужение сводилось к колдовским искупительным и очистительным обрядам. При описании чародейства у древних невозможно провести границу между более ранним и поздним, первобытным и производным, между греческою и римскою М. Начиная с самого магического персонала, мы находим, что он состоит из чародеев-богов, героев и людей. Между богами уже у Гомера является могучею волшебницею Афродита, благодаря ее волшебному поясу, и Гермес, благодаря траве????? и волшебному жезлу. По преимуществу же богинею-волшебницею считается Геката, подземная, ночная богиня, мистерии которой творились при громе и молнии и разного рода привидениях. Она сообщала силу чарам, почему и призывалась при приготовлении их. Theocr. 2, 15. Verg. Aen. 4, 511. Рядом с нею стоит Артемида, богиня луны, смешиваемая часто с Гекатою; она учит заклинаниям, наводит сумасшествие, производит чародейственные травы. Главным божеством чародейства была фригийская Мать богов, жрецы которой занимались чародейством и приготовляли яд; фригийские обряды и процессии назывались: ????????? ???? ???????? ???? ??????????? ???? ???????????? ???? ????????. К чародеям-героям принадлежал Демон Темесский (Strab. 6, 255. Paus. 6, 6. 7), лакедемонский Астрабак. Hdt. 6, 61 слл. 69. У Гомера к подобного рода волшебным существам принадлежат сирены (Ноm. Od. 12, 39 слл. ), Агамеда, дочь Авгейя (Il. 11. 740), Елена и Кирка (Цирцея), которые и впоследствии считались волшебницами (Hdt. 6, 61. Ov. met. 14, 346 слл. ), Медея , дочь волшебника Эета (???????) и Гекаты, от которой она научилась этому искусству. В поэтических сказаниях Медея представляется идеалом всякого чародейства; она правит облаками, потрясает горы и леса, вырывает деревья с корнями, сводит луну с неба и т. п. Из мужских чародеев-героев сюда принадлежат: Персей (??????), отец Гекаты, Эет, Геракл Дактиль (???????? ???????, жрецы Кибелы), италийские демоны Пик и Фавн , далее кабиры, корибанты , куреты , телхины. К подобным же демоническим существам, но второстепенным, принадлежат: керкопы , Эмпуза, ламии, геллуды (?????), по верованию лесбосцев - преждевременно умершие девицы, - они убивали детей и съедали их печень; далее стриги (Striges, ???????), птицеподобные волшебные демоны (Ov. am. 1, 12, 20. Ov. met. 7, 269. Hor. epod. 5, 20), которые высасывали у детей кровь и пожирали внутренности, а мужчин лишали силы и т. п. Далее сюда надо причислить являющиеся призраками души умерших, ларвы, которые мучили людей. К людям-чародеям принадлежит Орфей, мифический представитель майи; рядом с ним Пифагор, личность которого окружена множеством сказаний, представляющих его великим магом; сюда относятся его баснословные путешествия, посещение подземного мира, его связь с иудеями, браминами, египтянами, магами и т. п. Подобным же чародеем является Эмпедокл, учеником которого в М. был Горгий Леонтийский, а у позднейших греков - перс Осфан, учеником которого слыл Демокрит. С Орфеем и Пифагором сопоставляются Мелампод (Hdt. 2, 49), Епименид, Мусей (Hdt. 7, 6. Plat. Protag. p. 316), Бакид (Hdt. 8, 96), Абарис (Hdt. 4, 36. Plat. Charm. p. 158). Из целых семейств чародеев называют Ямидов в Олимпии и Клитидов в Трое, сюда же принадлежат сивиллы. К низшему разряду чародеев принадлежат толпы орфеотелестов, агиртов, менагиртов, метрагиртов, которые были нищими и занимались колдовством (??????????????, ?????????????, ??????????, ????????, ?????????); ? ним же принадлежали старые колдуньи (Главкотея, мать Эсхина), Theocr. 2, 92. Ov. am. 1, 8, 5. Ov. fast. 2, 571. Plat. r. p. 2. p. 364. Dem. pro cor. p. 314. Martial. 11, 85. Sen. de brev. vit. 26; далее множество чародеев, которые были распространены по всей Римской империи под именем магов, вавилонян, халдеев, математиков, жрецов Исиды и которые пользовались дурною славою вследствие их бесчестности, порочности и производимых ими обманов. Между землями, известными чародейством, главное место в мифическое время занимала Колхида, родина целой семьи чародеев, детей Эета, далее Фракия, а позже особенно Фессалия (именно город Гипата). У римлян считались чародеями следующие народы: этруски, сабиняне , марсы (Sabella carmina, Marsa naenia. Hor. epod. 5, 76. 17, 28. Horat. Sat. 1, 8. Verg. Aen. 7, 758. Ov. a. a. 2, 102). Впоследствии выводили всякое чародейство от египтян, ассирийцев, вавилонян, персов, сирийцев. Отдельные явления и средства М. О мантике см. Divinatio, Дивинация ; и Chaldaei, Халдеи . Средствами оперативной магии были: магические слова и формулы (???????, carmina, cantamina, incantationes, preces; ?????????, incantatores, arioli и т. п.); особенно действенными считались древние, варварские слова и заклинания (?????, dirae, deprecationes, detestations, defixiones). Знамениты были эфесские буквы и формулы (?????? ????????), которые были вырезаны на подножке, поясе или венце эфесской Артемиды и которыми, по преданию, воспользовался уже Крез, когда был осужден на сожжение на костре; слова эти были следующие: ´?????? или ´????, ????????? или???????, ??? или?´??, ?????? или??????, ???????????, ?´???? - и значили, говорят: тьма, свет, земля, год , солнце , истинный глас; их носили как амулеты. У римлян славились Sabella carmina, Marsae voces. Волшебные травы (???????, veneficia); сюда принадлежали: polium или tripolium, moly, verbena, scilla, malva, asphodelus и др. Рlin. 20, 32. 39. 21, 7. 25, 4, 9: вырывать их было трудно и сопряжено с большой опасностью. Ноm. Od. 10, 305, Рlin 30, 2. Волшебные камни, аэролиты или же камни, вырытые из священной земли, имели б?льшую силу, чем травы, но вместе с тем имели только целебное свойство. Далее сюда принадлежат талисманы и амулеты (amuleta, ?????????, ??????????, ????????); на талисманах написаны были известные знаки; кольца (кольцо Гигеса. Plat, r. p. 2, p. 359), волшебные узлы (??????????, ??????????. Plat. legg. 11, p. 933. fila magica. Plin. 28, 12), пояса, венки (Verg. Ecl. 7, 27), музыка , магические числа, части тела животных (гиен, лягушек, человеческие кости. Plin. 28, 8. 10, 49. 28, 2). Влиянию чародейства подчиняется, с одной стороны, природа: оно останавливает звезды, производит затмение солнца, сводит луну с неба, раскалывает землю, задерживает течение рек, потрясает горы и леса. Ov. met. 7, 199 слл. Verg. Aen. 4, 487 слл. Plat. Gorg. p. 513. Hor. epod. 5. 45. Посредством волшебных песен и различных церемоний наводятся и прогоняются тучи и бури, производится засуха, неплодородие, дождь, снег и ясная погода, отводится град и т. п. Можно было перевести рожь с поля соседа на свое поле посредством употребления понтийских зелий или верчения веретена, о чем упоминается уже в законах XII таблиц (еxcantare, pellicere fruges. Plin. 30, 1. 28, 2); превращать воду в вино; оживить статуи богов и другие неодушевленные вещи (метлы, носящие воду, Lucian. Philops., с. 55). укрощали диких зверей (Орфей , Медея . Ov. met. 7, 203; как очарователи змей были известны марсы); исцеляли от укуса ядовитых пресмыкающихся посредством камней, амулетов, заговоров; таким же образом вылечивали домашних животных и т. п. Действия волшебства на человека были очень разнообразны. Чародеи, особенно женщины с двойными зрачками, могли сглазить человека (fascinatio, ??????????, ????????) или обратить его волшебною силою в животное, навести на него болезнь, убить его (убийство Германика. Tac. ann. 2, 69). С другой стороны, подобные бедствия можно было устранять также чародейством и вообще споспешестовать благосостоянию, сообщать силу и неуязвимость, возвращать молодость. Психические болезни, наводимые М., были: сумасшествие, потеря памяти и т. п. От пожаров защищали себя формулою: arse verse; греческие заговоры, волшебные ветви боярышника и лавра, повешенные на воротах, считались целительными; мертвые головы и др. держали в мастерских от дурного глаза. Волшебники открывали двери, насылали и прогоняли домовых. Детей охраняли амулетами. Для того чтобы заставить кого-нибудь полюбить, употребляли заговоры, питья (??????), вертели на колесе птицу вертошейку (iynx), употребляли волшебные узлы и т. п. Theocr. id. 2. Verg. Ecl. 8. 64 слл. Juv. 6, 609. Horat. Sat. 1, 8. Lucan. 6, 46. Tibull. 1, 2, 8. Ov. her. 6. Ov. am. 1, 8. Prop. 3, 5. Plin. 20, 5. 22, 8. 28, 6. 30, 15. 34, 18. Волшебники летают по воздуху, разъезжая, подобно Абариду, на стреле или на копье, полученном от Аполлона, души их оставляют тела и отправляются в путешествия; они появляются в одно время в разных местах (Пифагор , Аполлоний Тианский). Заклинаниями и жертвами целые народы сдерживались в подчинении; посредством черного астробола, благородного камня, завоевывали города и флотa. Plin. 37, 9. Волшебными песнями, музыкой и очищениями прекращали повальные болезни и моровые язвы; так, в Спарте - гортинец Фалет, в Афинах - Эпименид. Ради гадания вызывали умерших из ада; самый древний пример такой некромантии (??????, ????????????, ???????????, ?????????) находится у Гомера. Ноm. Od. 11, 23 слл. Касательно церемоний при заклинаниях мертвых см. , кроме того, Horat. Sat. 1, 8, 24 слл. Tibull. 1, 2, 45. Этим занимались Аппий, друг Цицерона, Ватиний, Либон Друз, Нерон, Канидия. Cic. tusс. 1, 16. div. 1, 58. Cic. Vat. 6. Tac. ann. 2, 28. Suet. Nero. 34. Horat. Sat. 1, 8. Заклинания эти производились на известных местах (??????????????, ?????????????), как, напр., при устье Ахеронта в Феспротии (Hdt. 5, 92), в аркадской Фигалейи при Авернском озере в Нижней Италии. Но, кроме того, некроманты и вызыватели душ составляли свободные артели, подобно другим волшебникам. С некромантией находится в связи заклинание демонов. Если демоны получили власть над человеком, то такие бесноватые (??????????????, ?????????????, ??????????????) освобождаются от своих мучителей посредством эфесских формул, Соломоновых заклинаний, корней, колец, слюны, ногтей, волос и т. п. Демонов заставляли исполнять разные службы; эта служба злых демонов называлась преимущественно гоетейею (???????) в противоположность???????? и???????. Сюда же относится и заклинание богов, которое сначала свойственно было этрускам и римлянам. Сюда же принадлежит вызов (evocatio) чужих богов, практиковавшийся римлянами, призвание Hумою Юпитера Елиция посредством колдовства. У греков это волшебное воздействие на богов является в орфических мистериях (???????, ????????, ?????????, ??????, ?????????????? и т. п.), которые связаны с именами Орфея, Мелампода, Мусея, Эмпедокла и др. и преимущественно имели отношение к подземным богам (????? ????????, ??????, ?????????, ??????, ?????????, ?????????????). Заклинатели старались подчинить их своей воле посредством жертв, молитв, формул, обрядов и угроз; при этом употребляли различные волшебные орудия, критские травы, египетских птиц, иберийские кости, лемносскую землю, коловорот (????) на магических нитях, золотой круг с сапфиром и т. п. Цель заклинаний состояла в излечении болезней, причинении неприятелю вреда, устранении гнева волшебных божеств, искуплении собственных проступков и отпущении грехов умершим, особенно же в получении радости и блаженства после смерти. Кающиеся должны были подвергать себя купанию в море, постам; по целым дням должны были сидеть на земле и лежать на спине. На этих основах возникла теургическая магия новоплатоников, самая высшая степень магии, по учению которой душа, представленная эманациею абсолютного, приходит в мистическое единение с богами при посредстве строгого аскетизма, всевозможных церемоний и различных волшебных орудий и подчиняет богов своему произволу. Таким образом, философ сам делается богом и может производить те же действия, как и боги. Но философы никогда не считали эти свои действия волшебством. У греков волшебство само по себе не было запрещено и не преследовалось государством; напротив, государство даже пользовалось им в отдельных случаях, так, напр., для афинян изречения Мусея и Бакида служили государственным оракулом (Hdt. 7, 6) и Эпименид был призван для очищения и искупления города. Точно так же в Спарту были вызваны фессалийские психагоги с целью примирить призрак Павсания. Если в Афинах судили и приговаривали к смерти волшебников и волшебниц, напр., Феориду и Нину (?????), то не чародейство само по себе, а преступное пользование им было тому причиною. В Риме чародейство никогда не было прямо дозволяемо, но и никогда само по себе не было и запрещаемо. Государство выступало против чародейства и иноземных гаданий только тогда, когда они угрожали опасностью государству и религии или жизни и имуществу граждан. Когда же к концу Республики большая распространенность чужеземных гаданий, казалось, стала приносить ущерб национальным гаданиям авгуров и гаруспиков, то были приняты меры против чужеземных фигляров. Август запретил астрологам заниматься своим промыслом и сжег их книги; еще строже поступал Тиберий, прибегая к казням, ссылкам и конфискации имущества. Tac. ann. Неполное определение ↓