Марченко теория государства и

Лада Есакова

Когда учащийся 11 класса начинает готовиться к ЕГЭ по информатике – как правило, он готовится с нуля. В этом одно из отличий ЕГЭ по информатике от экзаменов по другим предметам.

По математике у старшеклассника знания точно не нулевые. По русскому языку – тем более.

А с информатикой ситуация намного сложнее. То, что изучается в школе на уроках, никак не связано с программой подготовки к ЕГЭ по информатике.

Что такое ЕГЭ по информатике?

Контрольный тест ЕГЭ по информатике содержит 27 заданий, который относятся к самым разным темам. Это системы счисления, это булева алгебра, алгоритмика, это программирование, моделирование, элементы теории графов.

ЕГЭ по информатике охватывает очень большой спектр информации. Конечно, на экзамене понадобятся только азы, но это основы важных и современных тем.

Подготовка к ЕГЭ по информатике с нуля подразумевает, что ни одну из этих тем ученик не проходил в школе. Обычно это так и есть!

Например, такая тема, как булева алгебра, или алгебра логики, включена в ЕГЭ по информатике. Но она не изучается в школах, даже в специализированных. Ее нет ни в курсе школьной информатики, ни в курсе математики. Школьник о ней понятия не имеет!

И поэтому знаменитую задачу на системы логических уравнений не решает практически никто из учеников. Эта задача в ЕГЭ по информатике идет под номером 23. Скажем больше - преподаватели часто рекомендуют старшеклассникам вообще не пытаться решить эту задачу, и даже не смотреть на нее, чтобы не тратить время.

Означает ли это, что задача 23 из ЕГЭ по информатике не решается вообще? Нет, конечно! Наши ученики регулярно решают ее каждый год. На нашем курсе подготовки к ЕГЭ по информатике из многих тем мы берем только то, что потребуется на экзамене. И уделяем этим задачам максимальное внимание.

Почему же школа не готовит к ЕГЭ по информатике?

Связано это с тем, что информатика – предмет не обязательный. Каких-либо стандартов и программ Министерство образования не дает. Поэтому учителя на уроках информатики дают школьникам совершенно разный материал – кто что может. Более того - в некоторых школах вообще нет уроков информатики.

Чем же обычно занимаются старшеклассники на уроках по информатике? Неужели играют в стрелялки?

К счастью, в школе на уроках информатики все-таки школьники занимаются не ерундой, а вполне полезными вещами. Например, изучают Word и Escel. В жизни это пригодится, но, к сожалению, для сдачи ЕГЭ – абсолютно бесполезно.

Причем Word ребята изучают на серьезном уровне, и некоторые даже сдают экзамены по компьютерной верстке и получают свидетельство верстальщика. В каких-то школах изучают 3D-моделирование. Очень многие школы дают веб-дизайн. Это прекрасная, полезная в будущем тема, но к ЕГЭ она совсем никак не относится! И приходя к нам на курсы, ученик действительно готовится к ЕГЭ по информатике с нуля.

Похожая ситуация – у старшеклассников профильных лицеев. Сильные профильные лицеи честно дают на уроках информатике программирование. Ребята выходят оттуда хорошими программистами. Но ведь в ЕГЭ по информатике всего 5 заданий хоть как-то связаны с программированием, и из них ровно одна задача в варианте ЕГЭ посвящена написанию программы! Результат – максимум 6 задач на ЕГЭ по информатике.

Сколько же нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля?

Есть хорошая новость! Подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля можно за один год. Это не легко, но можно, и наши ученики каждый год это доказывают. Курс подготовки к ЕГЭ по информатике не очень большой. Заниматься на курсах можно 1 раз в неделю по 2 часа. Конечно, надо активно выполнять домашние задания.

Но есть одна поправка. Если ученик никогда до 11 класса не занимался программированием, за год вряд ли возможно освоить программирование в полной мере. Поэтому нерешенной останется задача №27 варианта ЕГЭ по информатике. Она самая сложная.

Особенно трудно готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля тем ученикам, кто вообще никогда не был знаком с программированием и не знает, что это такое. Это область достаточно специфичная, поэтому подготовке по программированию нужно уделять много времени и нарешивать огромное количество задач.

На наших курсах мы обязательно разбираем все типовые задания по программированию. И ни разу на экзамене задача по программированию не оказалась для наших учеников сюрпризом –все они были на курсах разобраны. И только задача 27 остается за бортом для тех, кто вообще до 11 класса программированием не занимался.

Приходя к нам на курсы по информатике, ученики и родители иногда удивляются, не видя в учебном классе компьютеров. Они думают, что раз пришли готовиться к ЕГЭ по информатике, то на столах должны быть компьютеры. Но их нет! Насколько необходимо при подготовке к ЕГЭ по информатики наличие ноутбуков и компьютеров?

Это особенность ЕГЭ по информатике. На экзамене компьютера не будет! И да, надо будет решать задания ручкой на листе бумаги, потому что именно в таком формате сейчас проходит ЕГЭ по информатике. Это реальная проблема для тех, кто его сдает.

Даже старшеклассники из специализированных лицеев, хорошо умеющие программировать, могут оказаться беспомощны на ЕГЭ по информатике. Они, разумеются, программируют на компьютерах, то есть в специальной среде. Но что будет, когда компьютера нет? И не только школьники – даже профессиональные программисты с очень большим трудом могут написать программу на бумаге. Поэтому мы готовимся к такому сложному формату сразу. Мы осознанно не используем при подготовке к ЕГЭ по информатике компьютеры и ноутбуки – согласно правилу «Тяжело в учении, легко в бою».

Уже несколько лет ходят слухи, что ЕГЭ по информатике переведут в компьютерную форму. Это обещали сделать в 2017 году, но не сделали. Сделают ли в 2018 году? Пока не знаем. Если введут такой формат экзамена – готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля будет намного проще.

Итак, год активной подготовки к ЕГЭ по информатике с нуля, и ваш результат - 26 задач из 27 возможных. А если вы хоть немного знакомы с программированием – то и все 27 из 27. Мы желаем вам достичь на экзамене такого результата!

И еще раз рекомендую для подготовки теоретический материал и свою книгу «Информатика. Авторский курс подготовки к ЕГЭ» , где дается практика решения задач.

Расскажи друзьям!

Попросту невозможно поступить на бюджет в престижный вуз на популярные специальности, такие как экономика, юриспруденция, компьютерная безопасность и т.п. Обучение на платной основе большинство людей просто не в состоянии - платить от 100 тысяч рублей в год могут лишь единицы.

При этом школьная программа, в большинстве случаев, не включает в себя заложенные в ЕГЭ темы. Да и большинство школьных учителей не в состоянии дать ученику тот уровень, который необходим для получения высоких баллов. От учащихся часто можно услышать о переписывании учебников вместо грамотного обучения, решении на уроках совсем не тех примеров, которые им нужны, малого количества нужных им уроков.

Что же делать ученику и родителям в таком случае? Большинство родителей стараются найти своему чаду профессионального учителя по необходимому предмету, что, в принципе, правильно, особенно если брать такие предметы, как математика и физика. Подготовка к этим предметам крайне сложна: для сдачи математики необходимо прорешать огромное количество различных вариантов заданий, в физике - знать все необходимые законы, формулы, и уметь их применить.

Принцип сдачи экзамена по информатике кардинально отличается от сдачи названных выше предметов. Во-первых, большинство заданий - типовые, и, чтобы их выполнить, не нужно прорешивать сотни разных вариантов. Во-вторых, некоторая часть заданий рассчитана на умение соображать логически. Многие ученики, впервые взяв пробный вариант по информатике, искренне удивляются тому, что задания похожи на головоломки, и начинают решать их в свободное время просто ради интереса.

Здесь нужно понимать, что некоторые задания крайне сложны, и потребуют от ученика максимума усилий не только для их решения, но даже для понимания того, чего от него вообще хотят. Однако для получения проходного балла (40 баллов в 2013 году) нужно просто несколько часов покорпеть над заданиями. И это при практически нулевой базе знаний по предмету.

Задания ЕГЭ по информатике можно разделить на несколько основных блоков:

  1. Программирование. Традиционно самый сложный раздел экзамена. Проблема заключается в том, что в большинстве общеобразовательных школ учителя дают минимальный уровень по программированию, а то и вовсе обходят эту тему стороной. И ученик просто не может понять основных принципов работы программы. Однако в современном интернете есть огромное количество справочных материалов, написанных понятным школьнику языком. И все же для изучения этой темы крайне желательно нанять репетитора, хотя бы для получения базовых знаний.
  2. Логика. Второй по сложности раздел экзамена. Для выполнения большинства заданий необходимо решить логическое уравнение или систему, уметь работать с множествами.
  3. Количество информации. Что может быть проще, чем посчитать количество байт в текстовом документе? При том, что дано количество символов в этом документе и размер каждого символа.
  4. Электронные таблицы. Здесь нужно знать основные математические функции программы MS EXCEL и принцип адресации ячеек в таблице. Excel установлен у большинства людей с пакетом Microsoft Office, и прорешать задания дома не составляет труда.
  5. Работа с системами счисления. Тут нужно будет вспомнить начальную школу : умение делить с остатком и решать примеры столбиком, т.к. калькулятором на ЕГЭ пользоваться запрещено.
  6. Различные задания на мышление, логику, счет.

Разумеется, при должном желании, подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и набрать 60-80 баллов вполне возможно, однако крайне желательно найти репетитора, или, в крайнем случае, просто разбирающегося в информатике человека, который сможет указать на ошибки и подсказать верное решение. Приходить к такому человеку достаточно раз в неделю-две с выписанными заданиями, в которых возникли проблемы. И, разумеется, активно использовать интернет - на форумах по программированию, в социальных сетях, на тематических сайтах огромное количество всевозможных заданий с подробным решением.

Теория государства и права. В 2 ч. Под ред. Марченко М.Н.

М.: изд. Зерцало-М; 2011. - Т.1 - 516с., Т.2 - 336с..

Учебник подготовлен в соответствии с новыми стандартами на основе обобщения и привлечения новейшего фактического материала. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов. Рекомендован Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов юридических вузов.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 5 Мб

Скачать: 29

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 3,3 Мб

Скачать: 29 .12.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект" (см. примечание)

Часть 1. Теория государства
Введение 8
Глава I. Предмет и методология теории государства и права 13
§ 1. Предмет теории государства и права 13
§ 2. Методология теории государства и права 17
Глава II. Место и роль теории государства и права в системе других наук 24
§ 1. Политико-юридический характер теории государства и права 24
§ 2. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук 31
§ 3. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками 45
Глава III. Разнообразие теорий происхождения государства и права 56
§ 1. Необходимость исследования проблем происхождения государства и права 56
§ 2. Причины разнообразия теорий происхождения государства и права 65
§ 3. Естественно-правовая теория 75
§ 4. Договорная теория 93
§ 5. Теория насилия 104
§ 6. Другие теории происхождения государства и права 115
Глава IV. Понятие и сущность государства 118
§ 1. Понятие государства 118
§ 2. Признаки государства 121
§ 3. Сущность государства 126
§ 4. Факторы, определяющие природу и сущность государства 128
Глава V. Типология государств 133
§ 1. Типология и ее необходимость 133
§ 2. Рабовладельческое государство и право. Социально-экономическая основа и сущность рабовладельческого государства 142
§ 3. Что представляло собой рабовладельческое право? 149
§ 4. Феодальное государство и право 151
§ 5. Капиталистическое государство и право 161
§ 6. Социалистическое государство и право 168
Глава VI. Государство и право переходного типа 176
§ 1. Некоторые особенности государства и права переходного типа 176
§ 2. Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа 189
§ 3. Особенности развития конституционного законодательства в переходный период 200
Глава VII. Функции государства 214
§ 1. Функции государства: понятие и основные признаки 214
§ 2. Критерии классификации и виды функций государства 219
Глава VIII. Формы государства 231
§ 1. Понятие формы государства 231
§ 2. Формы рабовладельческого государства 236
§ 3. Формы феодального государства 240
§ 4. Формы капиталистического государства 245
Глава IX. Государственный аппарат 250
§ 1. Понятие государственного аппарата 250
§ 2. Структура государственного аппарата 253
§ 3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата 260
Глава X. Разделение властей в государственном механизме 268
§ 1. Истоки, роль и назначение теории разделения властей 268
§ 2. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе 278
§ 3. Теория разделения властей и современные российские дилеммы 294
Глава XI. Государство, право и экономика 306
§ 1. Соотношение государства и экономики в исторически разных социальных системах 306
§ 2. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы 316
§ 3. Собственность как экономическая и правовая категория.... 324
Глава XII. Правовое воздействие на экономику: понятие, формы, тенденции 332
§ 1. Понятие и формы правового воздействия на экономику 332
§ 2. Особенности правового воздействия на экономику 343
Глава XIII. Государство, право, природа 358
§ 1. Единство общества и природы 358
§ 2. Роль государства и права в оптимизации взаимодействия общества и природы 362
§ 3. Международное сотрудничество в области охраны природы 368
Глава XIV. Государство и личность 372
§ 1. Общество, личность, государство 372
§ 2. Государство и правовой статус личности 375
§ 3. Правовой статус и фактическое положение человека 379
§ 4. Система прав и свобод личности 381
§ 5. Международно-правовое сотрудничество государств и проблема прав человека 385
Глава XV. Государство, право и политическая система 388
§ 1. Государство как особое звено политической системы 388
§ 2. Конституционный суд в политической системе общества 395
§ 3. Нормативная основа политической системы общества 405
Глава XVI. Гражданское общество, государство и право 414
§ 1. Становление и развитие гражданского общества 414
§ 2. Гражданское общество и государство 418
§ 3. Гражданское общество и право 424
§ 4. Этапы развития государства и права в гражданском обществе 424
Глава XVII. Правовое государство 431
§ 1. Становление и развитие идеи правового государства 431
§ 2. Развитие идей правового государства в России 439
§ 3. Основные признаки и черты правового государства 452
Глава XVIII. Государство и право в условиях глобализации 465
§ 1. Методологические проблемы исследования государства и права в условиях глобализации 465
§ 2. Воздействие глобализма на национальное государство и право 483
§ 3. Миф о формировании мирового государства и права в условиях глобализации 500

Часть 2. Теория права
Глава I. Современные правовые доктрины в странах Европы и США 7
§ 1. Введение 7
§ 2. Социологическая юриспруденция 9
§ 3. Психологическая теория права 14
§ 4. Нормативизм 18
§ 5. Теории естественного права 23
Глава II. Понятие и основные признаки права 28
§ 1. Определение понятия права 28
§ 2. Основные признаки права 36
§ 3. Право и закон 47
§ 4. Основные принципы права 52
Глава III. Правовые системы современности 58
§ 1. Правовые системы и критерии их классификации. Правовые семьи 58
§ 2. Англосаксонская правовая семья 71
§ 3. Романо-германская правовая семья 81
§ 4. Мусульманское право 94
Глава IV. Право в системе социальных норм 105
§ 1. Социальные нормы и их классификация 105
§ 2. Взаимосвязь права и морали 111
§ 3. Право и технические нормы 116
Глава V. Формы (источники) права 121
§ 1. Понятие и виды форм (источников) права 121
§ 2. Нормативно-правовые акты как источники права 128
§ 3. Законы. Их виды и особенности 133
§ 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 142
§ 5. Иные формы (источники) права 151
Глава VI. Правовой договор как источник права 157
§ 1. Общая теория договора: основные положения 157
§ 2. Особенности нормативно-правового договора как источника права 172
§ 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования 185
§ 4. Международный договор в системе источников современного российского права 200
Глава VII. Нормы права 217
§ 1. Понятие и признаки правовых норм 217
§ 2. Логическая структура правовой нормы 223
§ 3. Виды правовых норм 225
§ 4. Соотношение норм права и текстов нормативных актов 234
Глава VIII. Правовые отношения 240
§ 1. Понятие правовых отношений и их основные виды 240
§ 2. Субъекты права и участники правоотношений 247
§ 3. Содержание правоотношения 251
§ 4. Юридические факты 253
§ 5. Объекты правоотношений 257
Глава IX. Правотворчество 259
§ 1. Понятие правотворчества, его виды и принципы 259
§ 2. Законодательная процедура и ее основные стадии 264
Глава X. Реализация права 275
§ 1. Основные формы (способы) реализации права 275
§ 2. Использование, исполнение и соблюдение права 275
§ 3. Применение права 281
§ 4. Правовое регулирование и правовое воздействие 292
Глава XI. Правосознание 296
§ 1. Понятие правосознания 296
§ 2. Структура и виды правосознания 299
§ 3. Роль правосознания в жизни общества 305
§ 4. Правосознание, право и язык юридических актов 308
§ 5. Правовое воспитание граждан 312
Глава XII. Правонарушение и юридическая ответственность 316
§ 1. Понятие правонарушения 316
§ 2. Основные виды правонарушений и санкций за их совершение 319
§ 3. Основные принципы законодательного определения правонарушений и санкции за их совершение 322
§ 4. Понятие и виды юридической ответственности 326
§ 5. Принципы юридической ответственности 328

  • § 3. Естественно-правовая теория
  • § 4. Договорная теория
  • § 5. Теория насилия
  • § 6. Другие теории происхождения государства и права
  • Глава IV. Понятие и сущность государства § 1. Понятие государства
  • § 2. Признаки государства
  • § 3. Сущность государства
  • § 4. Факторы, определяющие природу и сущность государства
  • Глава V. Типология государств § 1. Типология и ее необходимость
  • § 2. Рабовладельческое государство и право. Социально-экономическаяоснова и сущность рабовладельческого государства
  • § 3. Что представляло собой рабовладельческое право?
  • § 4. Феодальное государство и право
  • § 5. Капиталистическое государство и право
  • § 6. Социалистическое государство и право
  • Глава VI. Государство и право переходного типа § 1. Некоторые особенности государства и права переходного типа
  • § 2. Основные задачи и направления деятельностигосударства переходного типа
  • § 3. Особенности развития конституционного законодательствав переходный период
  • Глава VII. Функции государства § 1. Функции государства: понятие и основные признаки
  • § 2. Критерии классификации и виды функций государства
  • Глава VIII. Формы государства § 1. Понятие формы государства
  • § 2. Формы рабовладельческого государства
  • § 3. Формы феодального государства
  • § 4. Формы капиталистического государства
  • Глава IX. Государственный аппарат § 1. Понятие государственного аппарата
  • § 2. Структура государственного аппарата
  • § 3. Основные принципы организации и деятельностигосударственного аппарата
  • Глава X. Разделение властей в государственном механизме § 1. Истоки, роль и назначение теории разделения властей
  • § 2. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе
  • § 3. Теория разделения властей и современныероссийские дилеммы
  • Глава хi. Государство, право и экономика § 1. Соотношение государства и экономикив исторически разных социальных системах
  • § 2. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы
  • § 3. Собственность как экономическая и правовая категория
  • Глава XII. Правовое воздействие на экономику:понятие, формы, тенденции § 1. Понятие и формы правового воздействия на экономику
  • § 2. Особенности правового воздействия на экономику
  • Глава XIII. Государство, право, природа § 1. Единство общества и природы
  • § 2. Роль государства и права в оптимизации взаимодействияобщества и природы
  • § 3. Международное сотрудничество в области охраны природы
  • Глава XIV. Государство и личность § 1. Общество, личность, государство
  • § 2. Государство и правовой статус личности
  • § 3. Правовой статус и фактическое положение человека
  • § 4. Система прав и свобод личности
  • § 5. Международно-правовое сотрудничествогосударств и проблема прав человека
  • Глава XV. Государство, право и политическая система § 1. Государство как особое звено политической системы
  • § 2. Конституционный суд в политической системе общества
  • § 3. Нормативная основа политической системы общества
  • Глава XVI. Гражданское общество, государство и право § 1. Становление и развитие гражданского общества
  • § 2. Гражданское общество и государство
  • § 3. Гражданское общество и право
  • § 4. Этапы развития государства и права в гражданском обществе
  • Глава XVII. Правовое государство § 1. Становление и развитие идеи правового государства
  • § 2. Развитие идей правового государства в России
  • § 3. Основные признаки и черты правового государства
  • Глава XVIII. Государство и право в условиях глобализации § 1. Методологические проблемы исследования государстваи права в условиях глобализации
  • § 2. Воздействие глобализма на национальное государство и право
  • § 3. Миф о формировании мирового государства и правав условиях глобализации
  • Глава XIX. Современные правовые доктрины в странах Европы и сша § 1. Введение
  • § 2. Социологическая юриспруденция
  • § 3. Психологическая теория права
  • § 4. Нормативизм
  • § 5. Теории естественного права
  • Глава xх. Понятие и основные признаки права § 1. Определение понятия права
  • § 2. Основные признаки права
  • § 3. Право и закон
  • § 4. Основные принципы права
  • Глава XXI. Правовые системы современности § 1. Правовые системы и критерии их классификации. Правовые семьи
  • § 2. Англосаксонская правовая семья
  • § 3. Романо-германская правовая семья
  • § 4. Мусульманское право
  • Глава XXII. Право в системе социальных норм § 1. Социальные нормы и их классификация
  • § 2. Взаимосвязь права и морали
  • § 3. Право и технические нормы
  • § 3. Законы. Их виды и особенности
  • § 4. Действие нормативно-правовых актов во времени,в пространстве и по кругу лиц
  • § 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования
  • Глава XXV. Нормы права § 1. Понятие и признаки правовых норм
  • § 2. Логическая структура правовой нормы
  • § 3. Виды правовых норм
  • § 4. Соотношение норм права и текстов нормативных актов
  • Глава XXVI. Правовые отношения § 1. Понятие правовых отношений и их основные виды
  • § 2. Субъекты права и участники правоотношений
  • § 3. Содержание правоотношения
  • § 4. Юридические факты
  • § 5. Объекты правоотношений
  • Глава XXVII. Правотворчество § 1. Понятие правотворчества, его виды и принципы
  • § 2. Законодательная процедура и ее основные стадии
  • Глава XXVIII. Реализация права § 1. Основные формы (способы) реализации права
  • § 2. Использование, исполнение и соблюдение права
  • § 3. Применение права
  • § 4. Правовое регулирование и правовое воздействие
  • Глава XXIX. Правосознание § 1. Понятие правосознания
  • § 2. Структура и виды правосознания
  • § 3. Роль правосознания в жизни общества
  • § 4. Правосознание, право и язык юридических актов
  • § 5. Правовое воспитание граждан
  • Глава xxх. Правонарушение и юридическая ответственность § 1. Понятие правонарушения
  • § 2. Основные виды правонарушений и санкций за их совершение
  • § 3. Основные принципы законодательного определенияправонарушений и санкции за их совершение
  • § 4. Понятие и виды юридической ответственности
  • § 5. Принципы юридической ответственности
  • Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004. (Классический университетский учебник).

    Учебник подготовлен в соответствии с новыми стандартами на основе обобщения и привлечения новейшего фактического материала. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов.

    Коллектив авторов

    Бережнов А.Г. - кандидат юридических наук, доцент - глава 14;

    Воротилин Е.А. - кандидат юридических наук, доцент - глава 19;

    Кененов А.А. - кандидат юридических наук, доцент - глава 4;

    Лейст О.Э. - доктор юридических наук, профессор - главы 16, 25, 28, 30;

    Марченко М.Н. - доктор юридических наук, профессор - введение, главы 1 (§ 1), 2-3, 5-11, 15, 17-18, 20-21, 23-25, 27;

    Мачин И.Ф. - кандидат юридических наук, доцент - глава 1 (§ 2);

    Мицкевич А.В. - доктор юридических наук, профессор - глава 26;

    Орехова Т.Р. - кандидат юридических наук, доцент - глава 12;

    Попков В.Д. - доктор юридических наук, профессор - главы 13, 22, 29.

    Теория государства и права Предисловие Уважаемый читатель!

    Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии "Классический университетский учебник", посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

    Московский университет всегда славился своими профессорами и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студентов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

    Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира.

    Издание серии "Классический университетский учебник" наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию.

    Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии "Классический университетский учебник". Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служит также свидетельством того, что 250-летний юбилей Московского университета - выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества.

    В.А. Садовничий,

    ректор Московского университета

    академик РАН, профессор

    Введение

    Вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделяется большое внимание. Об этом, в частности, свидетельствуют опубликованные на рубеже XIX-XX вв. работы известных российских ученых-юристов, философов: Муромцева С.А. "Определение и основное разделение права" (М., 1879); Коркунова Н.М. "Лекции по общей теории права" (СПб., 1904); Трубецкого Е.Н. "Энциклопедия права" (М., 1906); Кокошкина Ф.Ф. "Русское государственное право" (М., 1908); Шершеневича Г.Ф. "Общая теория права" Т. 1-4 (М., 1910-1912); Михайловского И.В. "Очерки философии права" (Томск, 1914) и др.

    О значительном внимании к вопросам теории государства и права в послереволюционный период свидетельствуют также многочисленные монографии, учебники и учебные пособия по данной тематике. В числе последних работы: Денисова А.И. "Теория государства и права" (М., 1948); Каревой М.П., Кечекьяна С.Ф., Федосеева А.С. и Федькина Г.И. "Теория государства и права" (М., 1955); Мокичева К.А. "Теория государства и права" (М., 1971) и ряд других учебников и учебных пособий.

    Особенно большое число учебников и учебных пособий по теории государства и права было подготовлено и опубликовано отдельными авторами и коллективами авторов за последние годы. Начавшиеся в 1985 г. "перестройка" и демократизация общественно-политической и государственной жизни на основе новых принципов и социальных ценностей стимулировали данный процесс и подтолкнули авторов на написание новых работ.

    Одновременно весьма остро встал вопрос не столько о количестве изданных учебников и учебных пособий по теории государства и права, сколько об их качестве. Весьма важной оказалась проблема оптимального сочетания современного, новейшего государственно-правового материала с традиционным, ставшим классическим для отечественного государствоведения и правоведения материалом.

    Не менее важной и актуальной оказалась проблема переоценки некоторых устаревших, хотя и сложившихся лишь за последние десятилетия в нашей стране государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных ценностей.

    Речь идет, в частности, о необходимости "корректировки" укоренившегося в сознании юристов и специалистов в области других общественных наук представления о государстве, праве, политике и демократии лишь как о "чисто" классовых явлениях, институтах и учреждениях, тогда как они сочетают в себе наряду с классовыми также национальные, групповые, клановые, этнические, личные и многие другие цели и интересы.

    Речь идет также об изменении отношения под влиянием появившихся новых фактов и обстоятельств к таким политико-юридическим по своей природе явлениям, институтам и учреждениям, как правовое государство, принцип разделения властей, институт частной собственности, многопартийность и множественность ("плюрализм" - американский вариант) идеологий, деление права на публичное и частное, и др. Раньше они воспринимались, как правило, лишь в сугубо критическом, точнее - негативном плане, тогда как опыт России и других государств показывает, что их следует рассматривать и в позитивном плане.

    Следует отметить, что процесс пересмотра некоторых ценностей и изменения отношения к отдельным явлениям, институтам и учреждениям в нашей стране и в других, ранее именовавших себя социалистическими, странах не всегда проходил гладко, безболезненно. Отдельные авторы, в частности, специалисты в области конституционного (прежнего - государственного) права, иногда раскаивались в совершении ими неких теоретических "грехов" в прошлом и эмоционально заявляли о том, что они будут "правильными", политически и идеологически непогрешимыми в настоящем и будущем*(1) .

    Однако, несмотря на отдельные эмоциональные, зачастую порожденные новой политической конъюнктурой в России и других странах "всплески", в целом, вполне естественный, обусловленный объективными изменениями в экономике, обществе и государстве процесс пересмотра некоторых прежних взглядов и подходов, а также зарождения и становления новых государственно-правовых воззрений и доктрин проходил без особых потрясений и вполне достойно.

    И это понятно, поскольку в данном случае речь идет не о крушении каких-то политических или идеологических идеалов и нереализованных амбиций, затрагивающих значительные слои населения или отдельные группы людей, а о закономерном процессе непрерывного развития и совершенствования юридической науки и образования. Последние имеют свои непреходящие, фундаментальные академические и образовательные ценности, не подверженные ни конъюнктурной эрозии, ни влиянию со стороны непрерывно возникающих в обществе и по истечении определенного времени канущих в лету сиюминутных политических и государственно-правовых идей.

    Это касается, в частности, фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы.

    Какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его реальная роль по отношению к государству? Меняются ли они применительно к разным типам государства и права или же остаются неизменными?

    Безусловно, меняются и весьма существенно вместе с изменением общества и государства. Имея в виду неразрывную связь государства и права, можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства - таковой будет и роль права.

    Следует отметить также, что государство и право не только зависимы друг от друга, но в то же время они сохраняют и определенную самостоятельность. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, порядок функционирования и взаимоотношений.

    Но это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относятся лишь к определенному типу государства и права и не имеют общего фундаментального характера, так же, как и функции, и роль права по отношению к государству и обществу.

    Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.

    В этом заключаются одна из его функций и назначение. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.

    Именно поэтому каждое государство стремится не только к изданию отвечающих его интересам законов и других правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т.п.), но и к их полному осуществлению. Не случайно в таких фундаментальных юридических актах, как Кодекс Наполеона, особо указывается на то, что "законы являются подлежащими исполнению на всей французской территории". Что "нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы". И что судья, который откажется судить "под предлогом молчания, темноты или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии".

    Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право в любом обществе и государстве выполняет также воспитательную роль, которая заключается в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальное значение. Небезынтересно отметить, что еще римские юристы придавали праву огромное нравственное и воспитательное значение.

    Цицерон, например, считал, что "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". По его мнению, каждому закону должно сопутствовать введение (преамбула), цель которого - укрепить "божественный авторитет закона" и использовать страх божьего наказания для предотвращения его нарушения.

    На авторитет, воспитательную роль закона и на божью кару уповали не только римские юристы и философы, но и многие мыслители более поздних времен. "Величие и ничтожность человека настолько зримы, - писал великий французский философ Вольтер (1694-1778), - что истинной религии необходимо поучать нас тому, что в человеке заложен некий огромный принцип величия и одновременно - некий огромный принцип ничтожества".

    Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел, - с пафосом провозглашали римские юристы. - Нужно только, чтобы он стоял "во главе как добрых, так и злых", служил "мерилом справедливого и несправедливого". Он приказывает делать то, что "должно быть совершаемо".

    Помимо названных функций право по отношению к любому обществу и государству выполняет и иные функции. Данный вывод имеет не локальный, а общий, универсальный характер, не подверженный сиюминутным политическим или иным влияниям.

    В предлагаемом третьем издании учебника по теории государства и права предпринимаются попытки оптимального сочетания фундаментального материала и прикладного, традиционных классических выводов и подходов к исследованию предмета с современными, новыми подходами.

    При подготовке учебника широко использовался отечественный и зарубежный опыт написания подобных работ. Учтены современные научные исследования в сфере государственной и правовой жизни, а также новейшее российское и, отчасти, зарубежное законодательство. В работе представлен широкий спектр мнений по рассматриваемым проблемам.

    Учебник написан в соответствии с учебной Программой по теории государства и права. В настоящем издании учебника представлены также отдельные, теоретически и практически значимые темы, которые выходят за рамки действующей учебной программы. В их числе такие темы, как "Государство и право переходного типа", "Разделение властей в государственном механизме", "Государство и право в условиях глобализации", "Правовое воздействие на экономику: понятие, формы, тенденции", "Правовой договор как источник права", и другие.

    М.Н. Марченко,

    профессор

    Теория государства и права. В 2 ч. Под ред. Марченко М.Н.

    М.: изд. Зерцало-М; 2011. - Т.1 - 516с., Т.2 - 336с..

    Учебник подготовлен в соответствии с новыми стандартами на основе обобщения и привлечения новейшего фактического материала. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов. Рекомендован Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов юридических вузов.

    Часть 1.

    Формат: pdf

    Размер: 5 Мб

    Скачать: 29

    Часть 2.

    Формат: pdf

    Размер: 3,3 Мб

    Скачать: 29 .12.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект" (см. примечание)

    Часть 1. Теория государства
    Введение 8
    Глава I. Предмет и методология теории государства и права 13
    § 1. Предмет теории государства и права 13
    § 2. Методология теории государства и права 17
    Глава II. Место и роль теории государства и права в системе других наук 24
    § 1. Политико-юридический характер теории государства и права 24
    § 2. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук 31
    § 3. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками 45
    Глава III. Разнообразие теорий происхождения государства и права 56
    § 1. Необходимость исследования проблем происхождения государства и права 56
    § 2. Причины разнообразия теорий происхождения государства и права 65
    § 3. Естественно-правовая теория 75
    § 4. Договорная теория 93
    § 5. Теория насилия 104
    § 6. Другие теории происхождения государства и права 115
    Глава IV. Понятие и сущность государства 118
    § 1. Понятие государства 118
    § 2. Признаки государства 121
    § 3. Сущность государства 126
    § 4. Факторы, определяющие природу и сущность государства 128
    Глава V. Типология государств 133
    § 1. Типология и ее необходимость 133
    § 2. Рабовладельческое государство и право. Социально-экономическая основа и сущность рабовладельческого государства 142
    § 3. Что представляло собой рабовладельческое право? 149
    § 4. Феодальное государство и право 151
    § 5. Капиталистическое государство и право 161
    § 6. Социалистическое государство и право 168
    Глава VI. Государство и право переходного типа 176
    § 1. Некоторые особенности государства и права переходного типа 176
    § 2. Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа 189
    § 3. Особенности развития конституционного законодательства в переходный период 200
    Глава VII. Функции государства 214
    § 1. Функции государства: понятие и основные признаки 214
    § 2. Критерии классификации и виды функций государства 219
    Глава VIII. Формы государства 231
    § 1. Понятие формы государства 231
    § 2. Формы рабовладельческого государства 236
    § 3. Формы феодального государства 240
    § 4. Формы капиталистического государства 245
    Глава IX. Государственный аппарат 250
    § 1. Понятие государственного аппарата 250
    § 2. Структура государственного аппарата 253
    § 3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата 260
    Глава X. Разделение властей в государственном механизме 268
    § 1. Истоки, роль и назначение теории разделения властей 268
    § 2. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе 278
    § 3. Теория разделения властей и современные российские дилеммы 294
    Глава XI. Государство, право и экономика 306
    § 1. Соотношение государства и экономики в исторически разных социальных системах 306
    § 2. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы 316
    § 3. Собственность как экономическая и правовая категория.... 324
    Глава XII. Правовое воздействие на экономику: понятие, формы, тенденции 332
    § 1. Понятие и формы правового воздействия на экономику 332
    § 2. Особенности правового воздействия на экономику 343
    Глава XIII. Государство, право, природа 358
    § 1. Единство общества и природы 358
    § 2. Роль государства и права в оптимизации взаимодействия общества и природы 362
    § 3. Международное сотрудничество в области охраны природы 368
    Глава XIV. Государство и личность 372
    § 1. Общество, личность, государство 372
    § 2. Государство и правовой статус личности 375
    § 3. Правовой статус и фактическое положение человека 379
    § 4. Система прав и свобод личности 381
    § 5. Международно-правовое сотрудничество государств и проблема прав человека 385
    Глава XV. Государство, право и политическая система 388
    § 1. Государство как особое звено политической системы 388
    § 2. Конституционный суд в политической системе общества 395
    § 3. Нормативная основа политической системы общества 405
    Глава XVI. Гражданское общество, государство и право 414
    § 1. Становление и развитие гражданского общества 414
    § 2. Гражданское общество и государство 418
    § 3. Гражданское общество и право 424
    § 4. Этапы развития государства и права в гражданском обществе 424
    Глава XVII. Правовое государство 431
    § 1. Становление и развитие идеи правового государства 431
    § 2. Развитие идей правового государства в России 439
    § 3. Основные признаки и черты правового государства 452
    Глава XVIII. Государство и право в условиях глобализации 465
    § 1. Методологические проблемы исследования государства и права в условиях глобализации 465
    § 2. Воздействие глобализма на национальное государство и право 483
    § 3. Миф о формировании мирового государства и права в условиях глобализации 500

    Часть 2. Теория права
    Глава I. Современные правовые доктрины в странах Европы и США 7
    § 1. Введение 7
    § 2. Социологическая юриспруденция 9
    § 3. Психологическая теория права 14
    § 4. Нормативизм 18
    § 5. Теории естественного права 23
    Глава II. Понятие и основные признаки права 28
    § 1. Определение понятия права 28
    § 2. Основные признаки права 36
    § 3. Право и закон 47
    § 4. Основные принципы права 52
    Глава III. Правовые системы современности 58
    § 1. Правовые системы и критерии их классификации. Правовые семьи 58
    § 2. Англосаксонская правовая семья 71
    § 3. Романо-германская правовая семья 81
    § 4. Мусульманское право 94
    Глава IV. Право в системе социальных норм 105
    § 1. Социальные нормы и их классификация 105
    § 2. Взаимосвязь права и морали 111
    § 3. Право и технические нормы 116
    Глава V. Формы (источники) права 121
    § 1. Понятие и виды форм (источников) права 121
    § 2. Нормативно-правовые акты как источники права 128
    § 3. Законы. Их виды и особенности 133
    § 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 142
    § 5. Иные формы (источники) права 151
    Глава VI. Правовой договор как источник права 157
    § 1. Общая теория договора: основные положения 157
    § 2. Особенности нормативно-правового договора как источника права 172
    § 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования 185
    § 4. Международный договор в системе источников современного российского права 200
    Глава VII. Нормы права 217
    § 1. Понятие и признаки правовых норм 217
    § 2. Логическая структура правовой нормы 223
    § 3. Виды правовых норм 225
    § 4. Соотношение норм права и текстов нормативных актов 234
    Глава VIII. Правовые отношения 240
    § 1. Понятие правовых отношений и их основные виды 240
    § 2. Субъекты права и участники правоотношений 247
    § 3. Содержание правоотношения 251
    § 4. Юридические факты 253
    § 5. Объекты правоотношений 257
    Глава IX. Правотворчество 259
    § 1. Понятие правотворчества, его виды и принципы 259
    § 2. Законодательная процедура и ее основные стадии 264
    Глава X. Реализация права 275
    § 1. Основные формы (способы) реализации права 275
    § 2. Использование, исполнение и соблюдение права 275
    § 3. Применение права 281
    § 4. Правовое регулирование и правовое воздействие 292
    Глава XI. Правосознание 296
    § 1. Понятие правосознания 296
    § 2. Структура и виды правосознания 299
    § 3. Роль правосознания в жизни общества 305
    § 4. Правосознание, право и язык юридических актов 308
    § 5. Правовое воспитание граждан 312
    Глава XII. Правонарушение и юридическая ответственность 316
    § 1. Понятие правонарушения 316
    § 2. Основные виды правонарушений и санкций за их совершение 319
    § 3. Основные принципы законодательного определения правонарушений и санкции за их совершение 322
    § 4. Понятие и виды юридической ответственности 326
    § 5. Принципы юридической ответственности 328