Массовые беспорядки. Массовые волнения Призывы к всестороннему неподчинению законным требованиям

Массовые беспорядки – это совершаемое большой группой людей (толпой) посягательство на общественную безопасность, сопровождающееся насилием над людьми, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Чаще всего массовые беспорядки сопряжены с действием толпы, иногда возникают стихийно, иногда их тщательно организуют.

Статья 212 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) гласит, что организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Криминальные действия большого количества людей (толпы) отличаются, как правило, агрессивностью, сильным взаимовлиянием, накалом эмоций, активным использованием таких ситуаций преступным элементом.

Основным объектом массовых беспорядков является общественная безопасность. Дополнительными объектами являются жизнь, здоровье и телесная неприкосновенность граждан, а также их и государственная собственность, которая часто страдает в результате подобных деяний.

Мотивы массовых беспорядков могут быть любые, например озлобленность на действия властей, национальная и религиозная вражда, корысть, когда в ходе массовых беспорядков и погромов происходит разграбление магазинов, складов, квартир и т.д.

УК РФ предусмотрена ответственность за действия по созданию, организации и участию в массовых беспорядках, а также призывы к участию в них третьих лиц и активному сопротивлению законным представителям.

Потенциальные опасности, возникающие в результате массовых беспорядков:

  • паралич деятельности органов государственной власти и управления;
  • масштабные нарушения общественного порядка;
  • безопасность жизнедеятельности населения;
  • причинение вреда здоровью различной тяжести, человеческие жертвы;
  • серьезный экономический ущерб государству, обществу либо конкретной личности.

Организация массовых беспорядков заключается в действиях по организации и возбуждению агрессивных настроений в массах людей, направлению организованной (или неорганизованной) толпы во главе с зачинщиками на совершение насильственных действий, погромов, противодействие властям и органам правопорядка. Организаторы заранее планируют массовые беспорядки и постепенно подготавливают людей, часто это делается посредством распространения листовок, средств массовой информации, ресурсов сети Интернет. Весомые, на первый взгляд, аргументы вызывают возмущение у большого количества людей и тем самым направляют толпу на определенный объект.

Преступление "организация массовых беспорядков" является свершенным, когда массовые беспорядки действительно возникли и имели место применение насилия к гражданам, огнестрельного оружия, попытки погромов, поджогов и прочих деяний, предусмотренных законодательством РФ. В случаях, когда массовые беспорядки были спровоцированы, но не свершились, можно говорить о "покушении на организацию массовых беспорядков".

Участие в массовых беспорядках предполагает активные действия, такие как применение насилия, оружия, совершение поджогов, участие в погроме, оказание вооруженного сопротивления представителям власти.

Наиболее распространенными деяниями при участии в массовых беспорядках являются погром и вооруженное сопротивление представителям власти. Погром подразумевает разрушение или повреждение жилых и служебных помещений, уничтожение оборудования и предметов обихода, умышленное уничтожение и повреждение имущества. Вооруженное сопротивление представителям власти подразумевает непосредственное применение огнестрельного или холодного оружия или угрозу применения оружия, адресованную представителям власти, мирным гражданам с целью помешать им в восстановлении порядка, пресечении массовых беспорядков.

Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а также призывы к насилию над гражданами также предусмотрены УК РФ и подлежат уголовному преследованию. Подобные деяния выражаются в агитации, направленной на возбуждение недовольства, агрессивных настроений у неопределенного числа лиц. Призывы могут выражаться в высказывании противоправных агрессивных идей на собраниях, в написании и распространении письменных материалов, содержащих такие идеи. Чаще всего призывы бывают направлены не против конкретных лиц, а против каких-либо групп населения по национальным, социальным, религиозным признакам.

Лица, находившиеся в составе толпы, но не принимавшие участия в погромах, поджогах, применении насилия и оружия, ответственность за участие в массовых беспорядках не несут. Они будут являться свидетелями по делу о массовых беспорядках.

Характерные особенности массовых беспорядков:

  • потребность в лидере, которому толпа будет безоговорочно подчиняться, или объекта ненависти, который она будет уничтожать;
  • снижение интеллектуального начала и повышение эмоционального;
  • появление чувства силы и осознание анонимности;
  • быстрый эмоциональный спад: после достижения цели или поражения происходят смена поведения и оценка происходящего;
  • повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов независимого мышления;
  • подавление чувства ответственности за собственные поступки, способность как на крайнюю жестокость, так и на самопожертвование.

Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

РЕФЕРАТ

Массовые беспорядки

Студент, ПП08-15С Кущинская С.В.

Преподаватель Холостова З.Г.

Красноярск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
7
ТИПОЛОГИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 15
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА БЕСПОРЯДКАМИ 16
МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ В СССР. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ 37

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в стране масштабные реформы и процессы расширения демократии сопровождаются ростом политической активности людей и расширением форм выражения индивидуального, коллективного и массового мнения граждан по тем или иным вопросам общественной жизни. Все это выдвигает перед государственными органами новые задачи, связанные с учетом мнения общественности с одновременным обеспечением безопасности граждан и правопорядка.
Современное российское общество несет огромные потери от криминальных проявлений в ходе социально-политических, экономических, национальных, религиозных конфликтов. Снижается общий уровень правовой культуры населения.
Общее осложнение криминогенной обстановки происходит в значительной мере за счет распространения таких преступных проявлений, как массовые беспорядки, групповые нарушения общественного порядка, сопровождающиеся различными криминальными посягательствами, религиозный экстремизм, разжигание национальной розни. Порождаемые объективными условиями жизни общества, они содержат в себе немалый разрушительный потенциал и нарушают нормы не только общественного порядка, но и являются угрозой для национальной безопасности, посягают на нормальную деятельность государственного аппарата, дестабилизируют в целом обстановку в стране. Это во многом связано с кризисом в экономической, политической сфере, распадом либо значительным ослаблением традиционных социальных институтов (семья, школа, вуз), нравственных ценностей. Значительная доля ответственности за превенцию указанных деяний лежит на государственных органах всех уровней, которые обязаны выступать гарантом спокойствия и правопорядка в обществе, но не должным образом выполняют данную функцию.
Начиная с 1987 г. на территории бывшего Союза ССР статистикой отмечается заметное увеличение числа случаев возникновения массовых беспорядков. Представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, массовые беспорядки и в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста, в результате чего представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций.

Для России как многонационального федеративного государства с многочисленными кризисными явлениями проблема предупреждения массовых беспорядков весьма актуальна.
Одним из условий эффективности предупреждения массовых беспорядков является комплексный подход к решению этой проблемы, заключающийся в единстве общесоциального, криминологического, охранительного и уголовно-правового предупреждений, т.е. в работе всей системы предупредительного воздействия. Реализация этого подхода на практике затрудняется тем обстоятельством, что весьма трудно определить границы указанных видов профилактики. Сложная социально-правовая природа массовых беспорядков исключает возможность абсолютно четкого разделения их превенции на изолированные участки деятельности.
В системе методов и средств борьбы с массовыми беспорядками важное место занимает использование соответствующих уголовно-правовых норм и институтов. Своевременное их применение способно уменьшить численность потенциальных субъектов данных эксцессов путем удержания от участия в них лиц, способных в силу своих криминальных ориентаций нарушить уголовно-правовой запрет. В конечном счете, это приводит к снижению тяжести последствий массовых беспорядков, а в некоторых случаях и к их предотвращению.

Вместе с тем, на практике существуют проблемы уголовно-правовой квалификации массовых беспорядков. Так, данное преступление сложно разграничить от сходных составов преступлений (например, хулиганство ст. ст. 213 УК РФ), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 280 УК РФ), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282, 282-1, 282-2 УК РФ), так как основу признаков объективной стороны указанных преступлений составляют действия, сопряженные с массовыми беспорядками.
Ранее не принято было сообщать о массовых волнениях, порой происходивших с применением насилия, а тем более анализировать породившие их причины. В результате мы сейчас имеем серьезные явления, требующие правового регулирования, которые застигли государство и правоохранительные органы врасплох. Отсюда - поспешное принятие законодательных актов, которые спустя несколько месяцев уже требуют пересмотра, попытки привлекать к охране порядка различные полусамодеятельные образования и, что самое опасное,- армию.
Массовые беспорядки возникают как в связи с проведением демонстраций, так и в ходе различных других событий. От демонстраций их отличает то, что демонстрация - это мирное собрание, на которое граждане правового демократического государства имеют конституционное право и где они могут выражать коллективный протест против социальных недостатков, устранение которых как раз и предотвращает массовые беспорядки. Массовые беспорядки отличает, прежде всего: противозаконность собрания лиц, их скопление в количестве более трех человек, проведение заранее подготовленных акций с распределением ролей, применение насилия ". Как правило, это толпа, которая кидает булыжники в полицейских, бьет стекла витрин, грабит магазины, переворачивает и поджигает автомобили, возводит баррикады. Оценка массового беспорядка в качестве такового дается обществом, и социальная реакция на него сопряжена с решением непростых проблем. Насилие, применяемое участниками массовых беспорядков, имеет следующие признаки: связь с избыточной активностью организма; психический, физический и социальный вред жертве насилия либо преднамеренный материальный ущерб. Правда, насилие не является исключительной целью участников массовых беспорядков. Применяется оно противоправно или правомерно - это определяется законодательством. При этом важное значение имеет анализ поведения участников беспорядков, жертв и представителей властей .
Статья 212 УК РФ предусматривает ответственность за различные формы участия в массовых беспорядках и призывы к их совершению. Эта статья, по сравнению со ст. 79 УК РСФСР 1960 года, значительно расширена, детализирована, дополнена новым объектом этого преступления и состоит из трех частей.
Основным объектом преступления являются основы общественной безопасности. Дополнительными объектами следует считать собственность (любой формы), здоровье и телесную неприкосновенность граждан. Второй дополнительный объект как самостоятельно обособленный появился именно в ст. 212 нового УК.
Опасность рассматриваемого преступления и его отличительная особенность от других посягательств на собственность, здоровье и телесную неприкосновенность граждан заключается в том, что в совершение этого деяния втягиваются (как стихийно, так и тщательно спланированно) массы людей. Хорошо известен "эффект толпы", когда законопослушные, уравновешенные люди под влиянием массового психоза начинают совершать преступные действия. Именно невозможность прогнозировать, сдерживать действия участников массовых беспорядков, от которых можно ожидать любых, даже самых тяжких деяний, и вызывает особую опасность этого преступления. Если в обычной обстановке призывы к неподчинению законным требованиям представителей власти не образуют состава преступления, то здесь они влекут ответственность по ч. 3 ст. 212 УК .


ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

Массовые беспорядки - преступление прот ив общественной безопасности , заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами , поджогами , уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия , взрывчатых веществ или взрывных устройств , а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти .
Законодатель не определил, какое количество людей необходимо для признания беспорядков массовыми. Полагаю, что количество людей для наличия данного признака объективной стороны состава должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, т.е. контролировать положение на определенной значительной территории.
Массовые беспорядки, о которых идет речь в ст. 212 УК, должны сопровождаться насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Если они указанными действиями не сопровождались, их организаторы и участники подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 1661 КоАП РСФСР при условии, что ими было допущено нарушение порядка организации или проведения публичного мероприятия. Участники массовых беспорядков также могут подлежать уголовной или административной ответственности по соответствующим статьям УК и КоАП за деяния, не охватываемые диспозициями чч. 1 и 3 ст. 212 УК.
Объективную сторону преступления образуют только активные действия. Просто нахождение в толпе, совершающей массовые беспорядки, не образует состава преступления. Формами активных действий являются: организация массовых беспорядков; участие в них; призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, призывы к насилию над гражданами.
Организация массовых беспорядков - самая опасная форма этого преступления - заключается в выполнении определенных действий по вовлечению большого количества людей в массовые беспорядки, сопровождаемые насилием, погромами и т. д. (по диспозиции ч. 1 ст. 212 УК). Действия организаторов заключаются в подборе и организации людей, склонных к совершению хулиганских действий, агрессивных и желающих публично выражать свое "недовольство жизнью", психически неуравновешенных и склонных к насилию лиц. Как правило, проводится работа по вооружению этих людей, подготовке предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия. Организаторы планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых "провокаторов" и "боевиков", воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов. Особенно опасны действия организаторов, проводимые на почве разжигания национальной или религиозной вражды, поскольку, как показывает практика, в этих случаях, как правило, неминуемы посягательства на жизни людей.
Уже непосредственно при совершении массовых беспорядков организаторы лично либо через своих доверенных лиц руководят действиями толпы, координируют их для наиболее эффективного сопротивления правоохранительным органам, постоянно поддерживают у людей возбужденное и агрессивное настроение выдвижением новых лозунгов, сообщением сведений, вызывающих возмущение людей.
Преступление считается оконченным с момента, когда начато совершение хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 212 УК действий лицами, составляющими толпу и именно тогда, когда она стала чинить массовые беспорядки.
Если активные действия организаторов не привели к массовым беспорядкам, но сами эти действия ясно выражали их цели и организаторы выполнили все планируемые мероприятия или не смогли их выполнить по не зависящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как покушение на организацию массовых беспорядков.
Менее опасным, по сравнению с действиями организаторов, является участие в массовых беспорядках. По смыслу статьи уголовной ответственности подлежат только те лица, которые непосредственно совершали насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применяли огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, оказывали вооруженное сопротивление представителям власти. На мой взгляд, диспозицией статьи охватывается только такое насилие, при котором оказывается физическое воздействие, поскольку, когда законодатель желает предусмотреть ответственность и за психическое насилие, то прямо об этом говорит в тексте закона (например, "с применением насилия или угрозой его применения" - п. "а" ч. 3 ст. 286 УК). Если в результате насилия наступает тяжкий вред здоровью или смерть, совершается изнасилование, требуется дополнительная квалификация по соответствующим статьям УК.
Под погромами следует понимать разорение, повреждение, разрушение, разграбление, осквернение, уничтожение какого-либо имущества, представляющего ценность. Это происходит дерзко, с задействованием большого количества людей, с демонстрацией грубой силы и явного пренебрежения к обществу. Поджог - умышленные действия, направленные на уничтожение имущества путем организации пожара.
Если имущество уничтожается не при погроме или поджоге, то для наличия состава преступления по ст. 212 УК необходимо, чтобы уничтожение причинило значительный ущерб.
Участие в массовых беспорядках является оконченным преступлением с момента начала участия в таких действиях, как погром или поджог.
Законодатель определил две формы утоловно наказуемого использования оружия при массовых беспорядках:

    применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств во время массовых беспорядков само по себе образуют состав преступления и не обязательно, чтобы оно использовалось против представителей власти;
    состав преступления образует использование против представителей власти любого оружия, подпадающего под положения Закона РФ "Об оружии".
Понятие "вооруженное сопротивление" не подлежит расширительному толкованию и применение предметов, используемых в качестве оружия, не может расцениваться как вооруженное сопротивление.
Часть 3 ст. 212 УК предусматривает уголовную ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, к массовым беспорядкам, а равно за призывы к насилию над гражданами. К сожалению, законодатель не определил, при каких условиях наступает ответственность за указанные действия.
Представляется, что эти призывы должны звучать на массовых мероприятиях либо в местах массового скопления людей. Эти действия отличаются от действий организаторов массовых беспорядков. Различие здесь можно провести только по субъективной стороне. Если организатор действует с прямым умыслом и желает наступления всех вредных последствий, то призывающий к активному неподчинению, к массовым беспорядкам и насилию над гражданами действует с косвенным умыслом и лишь сознательно допускает возможность наступления вредных последствий от своих действий. Он может и не желать их наступления или надеется, что "ничего плохого не произойдет", а лишь так выражает свою активную позицию, не заботясь о последствиях. Подчеркну, что это только моя точка зрения, не подкрепленная судебной практикой ввиду ее отсутствия.
Субъектом всех преступлений, предусмотренных ст. 212 УК, могут быть лица, достигшие шестнадцати лет. Мотивы при массовых беспорядках могут быть различными и не влияют на квалификацию преступления, а только учитываются при назначении наказания .
Массовые беспорядки как социальное явление представляют собой серьезную опасность для общества. Они могут быть вызваны различными причинами:
    социально-экономическими (нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т. д.),
    политическими (произвол властей, недовольство политикой правительства и т.д.),
    этническими (нарушение прав национальных меньшинств или, наоборот, засилье в социально значимых сферах общественной жизни представителей некоренной национальности и т. д.),
    религиозными (разногласия между представителями различных конфессий),
    криминальными (борьба за передел сфер влияния между преступными группировками) и иными .
Так, например, в последнее время достаточно широкий размах стали принимать вылазки экстремистских группировок, акции антиглобалистов и столкновения между футбольными «фанатами».
Но каковы бы не были причины массовых беспорядков в их основе лежат неразрешенные противоречия, которые переросли в прямое противостояние, конфликт. По характеру возникновения они могут быть преднамеренные, т.е. вызванные действиями определенных социальных сил, или непреднамеренные, возникшие стихийно под влиянием каких-то объективных факторов.
По масштабам действия массовые беспорядки чаще всего носят локальный характер, так как происходят обычно в городском районе или небольшом населенном пункте. Если массовые беспорядки выходят за рамки местных масштабов, они уже принимают характер региональных конфликтов со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых говорилось ранее.
Первые исследования массовых беспорядков восходят к рубежу XIX и
XX столетий. Современные теории и эмпирические исследования этого явления используют психологический и социологический подходы.
Психологический подход характеризуется подчеркиванием гомогенности и иррациональности массы людей, оценкой массы как неполноценной. Согласно Г. Лебону, масса безлика и аморфна. В беспорядках проявляется стадное чувство людей, которые впадают в первобытное состояние, опускаясь до уровня животных. В ситуации беспорядка развивается коллективный дух, определяющий подверженность толпы единому воздействию, эмоциональному заражению, и уменьшается ответственность отдельного индивида. 3. Фрейд на базе этого учения развил свое психоаналитическое обоснование: безответственность скоплений людей и их подверженность в ходе массовых беспорядков единым побуждениям основываются на преобладании инстинктивного начала в толпе.
Индивидуальное торможение уходит, мрачные деструктивные инстинкты вырываются наружу. В таком порыве инстинкты удовлетворяются свободно, эффективность действий растет, а их осмысленность падает. В ситуации беспорядка массовое сознание складывается в результате идентификации каждого из участников с лидером, коллективным идеалом.
К. Ясперс говорил об импульсивности, суггестивности (подверженности внушению), нетерпимости, индивидуальной нерешительности массового человека, о неполноценности многих, неполноценности усредненного.
Д. Рисман считает, что «управляемые люди», воспитанные авторитарно, особенно предрасположены к тому, чтобы раскрываться в массе.
Социологический подход подчеркивает рациональность и гетерогенность (разнородность) массовых скоплений людей. Дж. Смелзер выдвинул «теорию коллективного поведения». Он предложил модель типичной последовательности развития массового беспорядка. Как правило, в основе последнего лежит структурная предрасположенность и напряженность, представления о которых распространяются в общественном сознании. Для обозначения этого феномена Смелзер ввел понятие «обобщенное представление», под которым он понимает процесс идеологической обработки, травли «козлов отпущения», на которых возлагается вина за социально-структурные неполадки. Изображение обобщенного символа зла сопровождается действием факторов, возбуждающих общественную атмосферу и ускоряющих взрыв. Агитация вожаков мобилизует рядовых участников беспорядков к действию, известную роль при этом играют и механизмы социального контроля.
Возникновение беспорядков - процесс многоплановый и комплексный. В нем играют свою роль психологические, социологические и социально-психологические факторы. Теории причин беспорядков лишь отчасти могут быть эмпирически и экспериментально проверены. Таким образом, обозначилось множество теорий, правильность которых эмпирически достаточно не подтверждена.
1. Криминально-биологическая теория регрессии исходит из наличия у
человека агрессивного инстинкта и видит в беспорядке возврат к животному состоянию.
2. Психоаналитическая теория заражения, согласно которой участии
ков беспорядков одолевают и увлекают бессознательные побуждения, чувства и аффекты.
3. Психоаналитическая теория конвергенции, которая утверждает, что
участниками беспорядков становятся индивидуумы со схожими личностными характеристиками, имеющие различные личностные отклонения, представители «дна» общества.
Указанные теории чрезмерно преувеличивают роль индивидуума, не
учитывают разнородности поведения и мотивов участников беспорядков.
Для одних важно выразить протест, другим - использовать хаос ситуации, третьи являются просто пассивными зрителями.
Большинство социологических, психологических и социально-психологических теорий объясняют лишь отдельные аспекты беспорядков. Но многоплановость их причин и особенности предупредительно-контрольных механизмов могут быть учтены лишь при комбинации этих теорий .


ТИПОЛОГИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

В процессе исторического развития встречаются три формы коллективного насилия. Примитивное (племенная вражда, суд Линча) заключается в агрессии одной небольшой социальной группы в отношении другой. Реактивное коллективное насилие (беспорядки, вызванные несправедливым распределением продуктов питания, недовольством высокими ценами на них; восстания против сборщиков налогов, военной службы; разрушение автомобилей или другой техники) выражает протест против власть имущих, против социальной системы. Наконец, современное коллективное насилие характеризуется заметным увеличением среднего числа участников беспорядков и большей определенностью целей совместных действий.
Современные массовые беспорядки можно условно разделить на четы-
ре группы (идеальных типа):

    вооруженные (их отличает рациональное планирование, четкая целевая установка, социально-структурная обусловленность);
    экспрессивные беспорядки (подчеркнуто выразительны, подчинены выражению чувств и мнений);
    беспочвенные (не имеют социально-структурных причин);
    беспорядки переходного типа .

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА БЕСПОРЯДКАМИ

Поскольку массовые беспорядки (за исключением так называемых беспочвенных) являются формой проявления социально запущенных конфликтов, коренящихся в социально-структурных недостатках, задача политиков и журналистов - вовремя распознать эти недостатки и сделать их предметом открытого общественного обсуждения. Разрешение конфликтов, вызывающих беспорядки, не может быть задачей полиции, которая вмешивается в события, когда они уже наступают, т. е. слишком поздно. Существует целый ряд мер, с помощью которых можно заблаговременно предотвратить беспорядки. Прежде всего, это воздействие на общественное мнение, чтобы все население однозначно осуждало неоправданное применение насилия. При этом понятие «насилие» не должно ограничиваться применением физического насилия. Воспитание детей силой примера, без насильственных наказаний, опыт мирного решения конфликтов в семье и школе - служат задаче предупреждения в будущем криминального насилия. Запрещение законом телесных наказаний также может в этой связи быть важным воспитательным средством.
Политики и журналисты должны быть готовы к уважительному диалогу с гражданами об их потребностях и опасениях, чтобы иметь возможность разрешать застарелые конфликты к обоюдному согласию.
Следует расширить политические права граждан, обеспечивающие их участие в обсуждении и принятии решений, особенно на уровне общин.
Предприниматели, политики, ученые, деятели культуры, известные
спортсмены - вообще видные люди - должны глубже осознать, что они являются примером для подражания и что политические скандалы компрометируют общественные идеалы.
Следует по возможности не допускать возникновения очагов социальной дезорганизации, например бедняцких гетто. В этом значительную роль играют архитектура и планировка города, препятствующие развитию преступности. Они должны способствовать формированию стиля поведения и общения людей, основанного на развитии соседских контактов, понимании общих территориальных интересов.
В командных играх, футболе или хоккее, основным объектом внимания и оценки должны стать техника игры, ее содержание, эстетика сыгранности и человеческая кооперация. Сейчас многие спортсмены слишком тяготеют к агрессивной профессиональной субкультуре, которой свойственно оправдание и даже высокая оценка игры с применением насилия.
Например, футбольная игра сейчас превратилась в беспощадный спор о символах, моральной значимости, уважении, престиже футбольных клубов и городов, которые они представляют. Борьба эта беспощадная, потому что в споре о символах не существует компромиссов.
Функция контроля над беспорядками возложена на систему уголовной юстиции и особенно на полицию. Поскольку беспорядки часто возникают в ходе демонстраций, основной задачей становится содействие безнасильственной культуре их проведения.
Полиция должна облегчать проведение мирных демонстраций и для этого заботиться о координации действий с организаторами до демонстрации, во время и после нее, а при массовых митингах планировать их ход по взаимному согласию. Полиция по возможности должна привлекать к контролю самих демонстрантов. Имеет смысл после демонстрации обсудить ее ход с организаторами и полицией, так как круг демонстраций,
в которых дело доходит до политически мотивированного применения насилия, относительно постоянен. Поэтому каждая демонстрация может обогатить опытом обе стороны.
Накануне демонстрации необходимо как можно лучше информировать население, чтобы люди лучше осознали сложность задачи полиции по контролю за порядком. Стереотипы противника надо разрушать, нельзя доходить до поляризации, до эскалации насилия, до столкновения между группами протестующих и полицейских.
Полиция - не конфликтующая партия, но блюститель порядка (миротворец между конфликтующими партиями). Она должна научиться преодолевать стрессы и налаживать контакты, оставаться хладнокровной и спокойной перед лицом любых провокаций и реагировать на все происходящее благоразумно. Полицейский должен понимать социально-структурные причины беспорядков и типичные особенности их протекания.
Полиция должна подготовиться к контролю над беспорядками, даже если они не возникали долгое время, составить рабочие планы и быть в курсе событий, она должна быть оснащена технически и иметь хорошие навыки слаженных командных действий. Риск быть привлеченным к ответственности за нарушение закона для виновников насилия должен быть очень велик, поэтому при беспорядках необходимо ввести специальные подразделения захвата нарушителей и обеспечить сбор улик.
Прокуратуре должны быть предоставлены улики, которые можно использовать в суде. При контроле над беспорядками перед полицией стоит двойная задача, а именно: пресекать нарушение порядка и одновременно отыскивать виновных и привлекать их к ответственности.
и т.д.................

Но одно дело, когда столкнулись интересы двух государств и граждане из чувств патриотизма спешат встать на защиту своей родины и совсем другое дело, когда граждане пытаются учуять разборки внутри государства, что может запросто повлечь гражданскую войну и унести жизни тысяч мирных граждан.

Понятие

Массовые беспорядки одно время были для нашей страны практически нормой. Даже сегодня мы можем наблюдать, как наши братья славяне участвуют в подобных действиях.

По своей сути, массовые беспорядки — это отсутствие дисциплины в государстве, а также отсутствие демократии. Слабости правительства и проявлении анархии.

Но что же такое массовые беспорядки?

Массовые беспорядки нашили свое отражение в статье 212 УК РФ .

Они представляют собой в общем и целом преступления не против конкретных людей, а именно их общественной и всесторонней безопасности.

Также преступление предполагает организацию этих самых беспорядков, применение насилия а также различные погромы , сопровождающиеся различной степени поджогами , влекущее непременное уничтожение имущества мирных граждан.

Чаще всего массовые беспорядки совершаются с применением, так называемого холодного или же огнестрельного оружия.

Что же касается форм проведения массовых беспорядков, то их насчитывают три. Первая — это, безусловно, зачаточная, в которой принимают участие организаторы этих самых массовых беспорядков.

Следующая – это участники в них. Третья — это совмещение и первой и второй стадии. Рассмотрим их подробнее.

Статья 212. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, — наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами — наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Организация

За организацию подобных действий также предусматривается уголовная ответственность.

Организаторы имеют целью разложить, расстроить общество, в котором живут сами и это самая опасная из преступных целей.

Что же такое организация массовых беспорядков?

В первую очередь это всем уже известный действия, которые направлены на формирование сплоченности людей в одном месте, попросту говоря – толпы, а также предоставление в пользование оружия, которым может быть осуществлены все массовые беспорядки.

Также под организацией понимают подстрекательство или по-другому распространение, каких-то сведений, которые породят агрессию .

Таким образом, организаторство само по себе очень страшное преступление ведь посредством него людям дают право на анархию внутри правового государства. Это не только грубое нарушение закона, но и преступление .

Участие

Участие в беспорядках карается уголовной ответственностью.

Так, само участие предполагает нанесение имущественного и физического вреда гражданам, что не может оставаться незамеченным.

Также стоит отметить, что участие в различных беспорядках предполагает применение оружия, что просто невозможно в условиях современного мира для поддержания демократии.

Именно поэтому данное преступление строго наказывается с точки зрения закона.

Вооруженное сопротивление

Вооруженное сопротивление власти при массовых беспорядках – преступление, за которое полагается высокая ответственность.

Представители власти действуют в рамках законодательства, а значит, совершают действия направленные на подавления массовых беспорядков совершенно законно.

Но, к сожалению, не всегда правонарушители точно знают, что государство желает только добра и пытается защитить мирных жителей от угрозы нападения на них.

Призывы к всестороннему неподчинению законным требованиям

Государственная власть отражает собой закон в целом.

Призыв не обращать внимания на действующую власть проявляет собой ни что иное, как само по себе безвластие.

Это значит, что подобные действия влекут непременную дезориентацию общества, смещение его интересов, а также непременное разрушение общественных устоев на корню.

Таким образом, подобное подстрекательство также является тяжким преступлением.

Уголовно-правовая характеристика

Уголовно-правовой характеристикой данного преступления является безоговорочное проявление силы.

Это значит, что граждане находятся в опасности .

Именно поэтому законодатель обращает внимание на очаг возгорания проблемы недовольства граждан и рекомендует представителям власти направить все свои силы на то, чтобы потушить его.

Таким образом, можно сказать происходит подчинение толпе с последующим построением диалога на равных условиях и основаниях.

Состав преступления

Объектом рассматриваемого нами явления, является нерушимая общественная безопасность, которую грубо нарушают подобными действиями.

Объективной стороной преступления можно назвать все действия или же в каких то случаях бездействия, которые направлены на подобное деяние, а именно разжигание беспорядков и их планирование, что также очень важно.

Субъективной стороной является мотив. Мотив, как правило, может выражаться по-разному.

Это может быть желание быть услышанными государственными органами, недовольство граждан или же попытка смены власти и режима.

Субъектом данных преступлений являются лица, которые достигли возраста 16 лет, а также являются пологостью вменяемыми.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующим признаком является прохождение лицом, так называемого обучения, которое направлено именно на подготовку соответствующих специалистов к осуществлению данного преступления.

То есть человека готовят к совершению массовых беспорядках, рассказывают о тонкостях этого деяния.

Преступниками по данному преступлению являются обучающий и обучаемый.

Также распространители оружия особенно огнестрельного также являются квалифицирующим признаком и подлежат немедленной уголовной ответственности.

Отграничение от смежных преступлений

Массовые беспорядки схожи с некоторыми другими видами преступлений именно поэтому сразу необходимо отграничить их друг от другая.

От хулиганства

В чем же отличие массовых беспорядков от группового хулиганства?

Групповое хулиганство также посягает на общественные отношения, но чаще всего на . Хулиганство не предполагает антигосударственный призывов и лозунгов.

Именно в этом состоит главное отличие. Также хулиганы не используют в своих нападениях огнестрельное оружие.

От вандализма

Вандализм – это порча памятников архитектуры и других ценностей.

Но стоит сказать, что этот состав отличить от массовых беспорядков сможет даже ребенок.

Вандализм не предполагает собой толпы, а совершается либо по одиночке, либо небольшими группами.

Именно этим и отличаются данные преступления друг от друга.

Наказание и ответственность

За совершение данного преступления предусмотрена ответственность в виде .

В случае такого деяния совсем не стоит говорить о и .

Данное преступление отнесено к типу тяжкое, а значит и наказание за его совершение должно быть соответствующим.

Необходимо помнить о том, что при назначении наказания суд учитывают что, как правило, такие преступления не совершаются по одиночке, а значит, для всех участников преступных групп было предусмотрено серьезное наказание.

В чем проявляется данное наказание?

Как правило, оно проявляется в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Однако если преступление , то величина срока можешь быть значительно увеличена.

Примеры из судебной практики

В судебной практике частенько находятся подобные примеры.

Пример 1

Один из самых ярких произошел в девяностые годы, когда из-за национальной розни представители кавказкой национальности и россияне столкнулись в массовых беспорядках.

Происходило все это на улицах Москва. Было нанесено множество ущерба, а также унесены несколько десятков человеческих жизней.

Пример 2

Случай произошел в Хабаровске.

Массовые беспорядки начались ввиду недовольства граждан местным правительством в результате столкновения также пострадали люди и многочисленное имущество, которое находилось на пути у ликующей неподвластной толпы.

И тот и другой конфликт удалось подавить путем сил государственного принуждения, но стоит сказать о том, что этих конфликтов могло и не быть, если бы граждане отдавали себе отчет в своих действиях и думали о будущем.

Также преступление не должно оставаться вне поля зрения граждан нашей страны.

Заключение

Необходимо принимать меры для того чтобы в будущем не допустить подобных преступлений, ведь каждый из нас – гражданин огромной страны, а значит имеет право на безопасность .

Мы живем в современном обществе, где свое недовольство можно высказывать посредством референдумов , правительство всегда готово вести открытый диалог .

Учинением массовых беспорядков вы не навредите никому, кроме себя и своих же близких.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Массовые беспорядки

Массовые беспорядки - преступление против общественной безопасности, заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Уголовный кодекс (УК РФ ) Статья 212. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Классификация массовых беспорядков.

1. По причинам возникновения:

· политические

· экономические

· социальные

· этнические

· религиозные

· экологические

· по причине неправомерных действий работников милиции

2. По характеру:

· общего характера (выражаются в погромах учреждений,= магазинов, киосков и т.д., поджогах и других подобных действиях)

· особенного характера (выражаются в погромах квартир граждан)

3. По тяжести наступивших последствий:

· повлекшие смерть людей

· с телесными повреждениями различной тяжести

· с причинением значительного материального ущерба

4. По месту возникновения:

· в населенных пунктах

· в исправительных учреждениях

5. По продолжительности:

· длительные

· эпизодические

6. По числу участников:

· до 100 чел.

· до 1000 чел.

· до 10000 чел.

· более 10000 чел.

Процесс развития массовых беспорядков включает в себя три стадии.

1. Осложнение обстановки. Эта стадия предшествует массовому антиобщественному поведению. Она характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства, т.е. негативных массовых настроений, которые выступают «горючим» материалом, способным при самом незначительном поводе обострить обстановку. Ее возникновение предваряют такие кризисные явления, как резкое усиление тенденции к дифференциации (размежеванию) населения на богатых и бедных при неразвитости среднего класса и обострение противоречий между ними; возникновение тревожной информации, слухов, нездоровых мнений и настроений, недовольство действиями представителей власти, снижение уровня жизни вследствие спада производства, инфляции, роста цен и т.п.; ослабление авторитета власти; консолидация (сплочение) оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения. Недовольство не всегда бывает обоснованным. Однако если оно достигает критической точки и обострено чувством несправедливости, то может вызвать массовый беспредел.

2. Возникновение повода для массовых беспорядков и их осуществление. На этой стадии массовые беспорядки берут свое непосредственное начало: появляется формальный повод, который используется их зачинщиками в качестве детонатора. Таким поводом часто выступает событие, способное оправдать участников эксцессов, придать их действиям «справедливый» характер и позволить втянуть в эти события большие массы людей. Отличительная черта массовых беспорядков заключается в том, что, раз начавшись, они становятся независимыми от породивших их причин и могут продолжаться даже тогда, когда те уже исчерпаны. В этот период для них характерно: выдвижение требований с позиции силы и в то же время их анонимность; внезапность и неотвратимость действий; возникновение условий для изменения сложившейся системы отношений; создание препятствий для целенаправленных действий силовых структур; привлечение внимания общества к событиям; формирование общих и частных (вспомогательных) целей, последовательность действий по их реализации (захваты, поджоги, погромы, убийства и др.); вовлечение в события больших масс людей путем угроз, слухов, внушения и пр.; создание образа «общего врага»; выработка тактики действий; действия, совершаемые в состоянии аффекта, как следствие проявления компенсаторной реакции (вымещение накопившейся напряженности); участие в групповых эксцессах значительного числа людей, склонных к риску.

3. Обстановка после массовых беспорядков. Эта стадия характеризуется ситуацией после их ликвидации, которая далеко не сразу становится нормальной. Обстановка в любое время может осложниться под воздействием слухов, неудовлетворенности результатами событий. Необходимо помнить и о том, что психологическая реакция людей на массовые беспорядки различна - от депрессивного состояния до мобилизационного, поэтому есть все основания опасаться их возобновления. Об этом свидетельствует общественная практика. Так, после ГКЧП состояние социальной напряженности, сопровождаемое массовыми беспорядками и различного рода эксцессами разной степени интенсивности (например, развал СССР, события осени 1993 г. в Москве, криминализация общества и др.), лихорадили нашу страну вплоть до середины 1990-х годов.

Формы участия в массовых беспорядках

· Организация массовых беспорядков - действия, направленные на сбор толпы, доставка и распространение в толпе оружия, разжигание в толпе агрессивных настроений, руководство толпой в ходе погромов, поджогов, применения насилия, сопротивления органам власти и управления.

· Участие в массовых беспорядках - непосредственное участие в массовых беспорядках, то есть совершение погромов, поджогов, актов насилия лично.

Выжить в экстремальной ситуации поможет соблюдение определенн ых правил поведения в толпе:

· нельзя поддаваться общему психозу и стремиться спастись любой ценой. Чтобы не стать пешкой в толпе, необходимо отключить эмоции и полагаться на разум - анализ ситуации поможет найти наиболее перспективные пути спасения;

· не следует слепо подчиняться мнению толпы, сколь бы верным оно ни казалось, - нужно принимать самостоятельное решение, исходя из конкретной ситуации;

· не рекомендуется высказывать или каким-либо образом проявлять свое несогласие с мнением и действиями толпы, так как инакомыслящих и инакодействующих она уничтожает. Не высказывайте, не защищайте свое мнение, не вступайте в дискуссию в толпе, сосредоточьтесь на действии, оно важнее слов.

Силы и средства, привлекаемые к ликвидации массовых беспорядков

В случае возникновения массовых беспорядков в населенном пункте, к локализации, пресечению МБ, выявлению и задержанию зачинщиков привлекаются следующие силы:

· Личный состав территориальных ОВД;

· Специальные подразделения полиции;

· Внутренние войска.

· В местах лишения свободы, кроме перечисленных сил, привлекается личный состав Федеральной службы исполнения наказаний.

Согласно действующему законодательству большинства республик бывшего СССР, к ликвидации массовых беспорядков запрещается привлекать армию. Данное решение было принято руководством страны после событий в Тбилиси в 1989 году, когда в ходе ликвидации массовых беспорядков были привлечены воздушно десантные части, что повлекло необоснованно высокие жертвы среди мирного населения. Данный факт обусловлен тем, что армия, в отличие от внутренних войск имеет совершенно иную подготовку и личный состав нацелен, прежде всего, на уничтожение противника. Внутренние войска, в свою очередь, проходят обучение и имеют специальные средства для ликвидации МБ с наименьшим ущербом для вреда здоровью участникам.

В ходе ликвидации МБ, личный состав использует следующие средства:

· Специальные средства;

· бронетранспортеры специальные;

· Пожарные автомобили;

· Служебных собак.

Заключение

массовый уголовный беспорядок преступление

Таким образом, массовые беспорядки - это крайне опасное социальное явление, в основе которого лежит актуализация негативных массовых настроений толпы. Без сомнения, существует самая непосредственная связь между поведением толпы и общественной безопасностью. Поэтому сегодня, когда уровень ее еще недостаточно высок, каждому человеку важно не только знать правила поведения в толпе и основные способы защиты в условиях массовых беспорядков, но и уметь при необходимости применять их на практике.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и признаки преступлений против общественной безопасности. Правовая характеристика массовых беспорядков в уголовном праве, их отличие от схожих составов преступлений. Виды юридической ответственности за организацию и участие в массовых беспорядков.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Массовые беспорядки: исторический экскурс в проблематику массовых беспорядков. Международно-правовые нормы и зарубежное законодательство о массовых беспорядках. Квалификация беспорядков по элементам состава преступления. Объект массовых беспорядков.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2010

    Сущность и характер проявления массовых беспорядков. Понятие толпы и закономерность ее поведения. Характеристика массовых беспорядков: объект и субъект преступления. Социально-психологические особенности толпы, ориентированной на массовые беспорядки.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Появление в обществе на почве различий экономических, национальных, религиозных, политических и других интересов очагов напряженности и конфликтов. Определение объекта массовых беспорядков. Объективная и субъективная сторона массовых беспорядков.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2011

    Понятие и классификация массовых беспорядков, сравнительный анализ их квалификации в России и зарубежных странах. Уголовно-правовая классификация массовых беспорядков по элементам состава преступления: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2017

    Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование уголовной ответственности за совершение массовых беспорядков. Законодательная модель уголовной ответственности. Причины и условия совершения массовых беспорядков в период отбывания наказания.

    Квалификация массовых беспорядков по элементам состава преступления. Социально-психологические и иные факторы, влияющие на правоприменительную деятельность правоохранительных органов, в т.ч. органов внутренних дел в сфере борьбы с массовыми беспорядками.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2011

    Тактические действия нарядов полиции по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Изучение деятельности органов внутренних дел по предотвращению правонарушений. Обеспечение прав и законных интересов граждан.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2015

    Преступления против общественной безопасности. Преступление против основ общественной безопасности террористической направленности. Преступления, связанные с созданием специальных видов организованных преступных групп и сообществ. Массовые беспорядки.

    статья , добавлен 06.02.2008

    Понятие и виды массовых мероприятий. Характеристика задач органов внутренних дел и особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Анализ административно-правовых средств, предупреждающих и пресекающих нарушение порядка.