Меры по предупреждению банкротства организации. Какие существуют меры для предупреждения банкротства

В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В юридической литературе справедливо отмечается, что именно в результате отсутствия в конкурсном законодательстве надлежащего механизма предупреждение банкротства юридического лица положение большинства юридических лиц выглядит как массовое банкротство . Более того, отсутствует легальное определение понятия «предупреждение банкротства».

Правовая регламентация данного феномена содержится в главе II Закона о несостоятельности (банкротстве), именуемая «Предупреждение банкротства» . Из указанной главы Закона о банкротстве, как совершенно верно отмечают авторы следует, что мероприятия по предупреждению банкротства рассматриваются в широком и узком смыслах. В широком смысле под данными мероприятиями следует понимать систему мер, направленных на недопущение признания должника банкротом, которые включают в себя досудебные и судебные мероприятия, как то: диагностика несостоятельности; меры предусмотренные главой II Закона о банкротстве «Предупреждение банкротства»; процедуры финансового оздоровления, внешнего управления , мирового соглашения. В узком смысле предупреждение банкротства ограничивается лишь мерами, которые применяются до подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд , а именно меры по предупреждению банкротства предусмотренные главой II Закона о банкротстве, а также диагностика несостоятельности .

Следует обратить внимание на то, что большинство авторов критически оценивают название главы II Закона о банкротстве.

Так, Б. Габричидзе, Т. Жукова предлагают вовсе исключить из Закона о банкротстве главу II «Предупреждение банкротства». Такое предложение авторы аргументируют тем, что в Законе о банкротстве объединены различные по целям мероприятия, поскольку предупреждение банкротства это восстановительные мероприятия, которые направлены на его предотвращение, они проводятся до признания арбитражным судом должника банкротом. Авторы предлагают подготовить и принять Федеральный закон «О досудебном восстановлении платежеспособности юридических лиц», который бы содержал положения об оценке, прогнозировании и восстановлении платежеспособности юридических лиц .

М.В. Телюкина полагает, что название главы «Предупреждение банкротства» не является удачным, поскольку исходя из данного названия следует вывод о том, что на предупреждение банкротства направлены только нормы данной главы, что приводит к смешению понятия «предупреждение банкротства» в широком и узком смыслах. М.В. Телюкина предлагает назвать главу Закона «Предупреждение подачи заявления о банкротстве» или «Досудебное предупреждение банкротства» . Последний взгляд представляется более убедительным, поскольку в ст. 1 Закона о банкротстве сказано, что им регулируются не только отношения по признанию должника банкротом, но и отношения, регулирующие порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства. Данный закон носит универсальный характер, т.к. содержит положения, направленные как на восстановления платежеспособности должника, так и его ликвидацию. Однако неточность названия главы II Закона о банкротстве может привести к двоякому ее пониманию. По этой причине принятие специального Федерального закона «О досудебном восстановлении платежеспособности юридических лиц» представляется излишним, и вслед за М.В. Телюкиной предлагаем назвать главу II Закона «Досудебное предупреждение банкротства».

В п.1 ст.30 Закона о банкротстве, именуемая как меры по предупреждению банкротства организаций сказано: в случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве признаками банкротства юридического лица являются неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или обязанность) не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Несомненно, установление обязанности по информированию руководителем должника указанных лиц о наличии признаков банкротства является попыткой законодателя предоставить шанс учредителю для принятия мер по предупреждению банкротства в целях сохранения юридического лица. Однако установление данного правила аннулируется тем, что отсутствует санкция для руководителя должника в случае невыполнения им этой обязанности. В некоторых случаях, как отмечают в юридической литературе, трудно исполнить обязанность по извещению о признаках банкротства, когда учредителей (участников) должника сотни или тысячи . Вместе с тем, представляется необходимым установление санкций в отношении руководителя должника за невыполнение указанной обязанности, поскольку участники такого юридического лица обладают теми возможностями, которые позволяют не допустить несостоятельность.

Судебная практика по вопросам отмены решения суда о признании должника банкротом случае в случае неизвещения учредителей (участников) юридического лица складывается неоднозначно.

Так, в одних случаях, дело о признании юридического лица банкротом было передано на новое рассмотрение, поскольку удовлетворяя заявленные требования, суд не учел, что до подачи заявления учредители юридического лица приняли решение об увольнении руководителя, более того, руководитель не направлял им сведения о наличии признаков банкротства, следовательно, учредители были лишены возможности принять меры, необходимые для восстановление платежеспособности юридического лица .

В других случаях, суд полагает, что неизвещение учредителей (участников) должника о выявлении признаков банкротства не является основанием для отмены решения суда о признании должника банкротом .

Согласно п.2. Ст.30 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия , федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Заметим, что в главе II Закона о банкротстве, за исключением досудебной санации, отсутствует перечень мероприятий, которые могут применить учредители (участники) юридического лица в целях предотвращения его несостоятельности. Более того, в Законе не определен срок и порядок проведения таких мероприятий.

В юридической литературе разработаны следующие меры, направленные на предупреждение банкротства юридического лица.

А.Н. Семина называет такие меры как: 1) реорганизация должника; 2) смена его руководителя или руководства в целом; 3) изменение системы управления; 4) перепрофилирование и закрытие убыточных производств ; 5) отказ от заключения определенных договоров; 6) продажа части имущества, относящегося к производству, не приносящему прибыли .

М.В. Телюкина наряду с предложенными выше мерами называет: анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств; 2) разработка и внедрение новой маркетинговой политики; 3) достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения долгов, скидок с долгов, прощения долга; 4) представление инвестиций под гарантии (залог, поручительство, банковская гарантия) определенных лиц . Причем указывается, что представление инвестиций под гарантии необходимо отграничивать от досудебной санации, поскольку главным является не факт инвестирования , а факт предоставления обеспечения по договору . Кроме того, М.В. Телюкина классифицирует предложенные досудебные мероприятия на экономические (модернизация , перепрофилирование) и юридические (истребование имущества по виндикационному иску, получение кредитов и т.п.) .

В юридической литературе высказано предложение о включении в главу II Закона норм о добровольном банкротстве, т.е. досудебной процедуры, осуществляемой непосредственно должником и состоящей в применении некоторых положений Закона о банкротстве без контроля суда. Авторами предложено выделять этапы добровольного банкротства: 1) принятие решения о добровольном банкротстве; 2) уведомление кредиторов о желании осуществить добровольное банкротство; 3) получение согласия кредиторов; 4) объявление о добровольном банкротстве; 5) проведение ликвидационных мероприятий; 6) завершение добровольного банкротства. Для объявления о добровольном банкротстве необходимо наличие признаков банкротства . Действительно, положения о добровольном банкротстве содержались в ранее действовавшем Законе о банкротстве 1998 г (гл. XI). Возможность проведения добровольного банкротства допускалась и ГК РФ. Можно заключить, что сегодня отсутствует возможность применения такого банкротства.

Несмотря на то, что добровольное банкротство, по мнению многих авторов, является удобным способом ликвидации небольших юридических лиц, у которых нет большой задолженности перед кредиторами, представляется излишним введение такой досудебной меры в Закон о банкротстве. Дело в том, что целесообразнее при наличии соответствующих признаков возбудить дело о банкротстве, поскольку иначе возникает опасность упустить время, когда судебные процедуры дали бы результат. Более того, после возбуждения дела о банкротстве должник и кредиторы в случае достижения консенсуса об исполнении обязательств правомочны заключить мировое соглашение.

Некоторые авторы, в качестве меры, направленной на предупреждение банкротства юридического лица называют введение моратория на все обязательства юридического лица. Авторы полагают, что введение такой меры использовать организации (должнику) свои активы для стабилизации производства и спасения бизнеса . Думается, что данное предложение носит скорее исключительный характер и возможно только при наличии согласия кредиторов, поскольку в соответствии с гражданским законодательством , обязательство должно быть надлежащим образом исполнено в срок.

В соответствии с п.3 ст.30 Закона о банкротстве меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

В литературе, верно, указывается, что кредиторы или иные лица принимают меры по финансовой поддержке на основании соглашения с должником, например, соглашения о скидке с долга, отсрочке или рассрочке уплаты задолженности , прощение долга, исполнение третьим лицом за должника его обязательств . На первый взгляд данные соглашения весьма схожи с мировым соглашением. Однако между ними имеется принципиальное различие. Заключить мировое соглашение должник и кредитор могут только после возбуждения дела о банкротстве, поскольку такое соглашение согласно ст. 27 Закона о банкротстве является судебной процедурой. При этом В. Говорин справедливо отмечает, что в соглашении по осуществлению досудебных мер между кредитором или третьим лицом с должником должны быть закреплены гарантии защиты прав данных лиц. Кроме того, к числу существенных условий такого соглашения должны быть отнесены условия о порядке и сроках осуществления мероприятий по предупреждению банкротства .

В отличие от учредителей должника, на данных лиц не возлагается обязанность по применению досудебных мер, они самостоятельно принимают решение о предоставлении помощи должнику, а потому Законом для кредиторов и третьих лиц не предусмотрена ответственность за непринятие таких мер.

Обратимся к характеристике санации.

В соответствии с п.1 ст.31 Закона о банкротстве учредителями должника, собственником имущества – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами может быть предоставлена финансовая помощь должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

В юридической литературе нет единства взглядов на правовую природу санации. Некоторые авторы полагают, что санация является восстановительной процедурой, как наблюдение и внешнее управление . Автор разделяет позицию тех исследователей, которые не рассматривают санацию как судебную процедуру . Действительно, ст. 27 Закона не относит санацию в качестве процедуры, применяемой деле о банкротстве. На самом деле санация представляет собой денежную помощь должнику. Считается, что объем денежных средств должен быть достаточен для удовлетворения требований кредиторов, срок исполнения которых уже наступил. Хотя, как справедливо отмечает М.В. Телюкина, необходимо учитывать интересы и кредиторов, срок исполнения которых не наступил, а также интересы должника. В результате сформулирован вывод о том, что размер финансовой помощи при санации должен быть достаточен как для удовлетворения требований кредиторов, так и для восстановления платежеспособности должника, т.е. для продолжения функционировании организации в нормальном режиме, что в свою очередь повлечет своевременное удовлетворение требований кредиторов по мере наступления сроков их исполнения. Соответственно при проведении санации можно удовлетворить одновременно все требования в полном объеме .

Кроме того, заметим, что для проведения досудебной санации необходимо согласия юридического лица, платежеспособность которого восстанавливается. В противном случае оказание такой финансовой помощи будет именоваться не санацией, а простой уступкой требования (цессией).

В соответствии с п.2 ст.31 Закона о банкротстве предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Анализ соответствующей дефинитивной нормы позволяет сделать вывод о том, что финансовая помощь может оказываться как на возмездной, так на безвозмездной основе. В этой связи в юридической литературе не раз возникал логичный вопрос: является ли оказание финансовой помощи на безвозмездной основе договором дарения ? Дело в том, что согласно ст. 575 ГК РФ установлен запрет дарения между коммерческими организациями. На данный вопрос наиболее удачно ответила М.В. Телюкина, указав, что не следует смешивать санацию и договор дарения, поскольку цель санации – восстановление платежеспособности должника, а цель дарения – безвозмездная передача имущества одним субъектом другому. Более того, договор о санации является непоименованной сделкой, а соответственно, осуществлять санацию на безвозмездной основе могут и коммерческие организации .

Санация фактически предусматривает возможность полного изменения правоотношения . В Законе о банкротстве не указано, что вновь принятые обязательства третьих лиц перед новым кредитором должны полностью соответствовать первоначальному обязательству должника. Следовательно, первоначальное обязательство может коренным образом измениться как по субъектному составу, так и по кругу регулируемых отношений. При проведении санации, как совершенно верно указывается в юридической литературе, необходимо обратить особое внимание на соблюдение требований налогового законодательства, которое, в частности, не допускает замену обязанного лица .

Основанием для прекращения санации является обращение должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Ранее заключенный, но не исполненный договор о проведении санации, прекращается, поскольку исполнить его не представляется возможным.

Принимая во внимание изложенное, можно заключить, что на сегодняшний день в Законе о банкротстве отсутствует порядок проведения санации, а именно не урегулирован порядок привлечения инвесторов и оформления соглашения о санации, срок проведения санации, а также не определена ответственность сторон. В этой связи, учитывая высокое значение санации для предупреждения банкротства юридических лиц, представляется необходимым дополнить ст. 31 Закона о банкротстве указанными положениями.

Заметим, что на сегодняшний день в законодательстве отсутствуют положения о методике диагностики банкротства юридических лиц. Как отмечается в литературе, попытки введения подобной диагностики на законодательном уровне не увенчались успехом . Единственным нормативным актом , содержащим критерии для оценки неплатежеспособности юридических лиц является постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа » . Однако данное постановление применяется уже после возбуждения судом дела о банкротстве.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего реформирования законодательства о предупреждении несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Литература:

1. Васильев А.Н. Способы предупреждения банкротства юридического лица: соглашения, заключаемые в рамках финансового оздоровления /А.Н. Васильев // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 1. – С. 85-89.

2. Витрянский В.В. Постатейный комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / В.В. Витрянский. – М., 2001. – 1037 с.

3. Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности (банкротства) / В. Говорин. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Габричидзе Б. Административно-правовые проблемы обеспечения финансовой устойчивости юридических лиц / Б. Габричидзе. [Электронный ресурс ]. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-75807.html (дата обращения 15.12.2013).

5. Жукова Т., Кондратьева К. К вопросу о тенденциях развития законодательства о предупреждении банкротства в России / Т. Жукова // Право и экономика. – 2007. – № 1. – С. 96-97.

6. Иванин И.Е. Добровольное объявление о банкротстве / И.Е. Иванин, А.В. Нутрихин // Финансовая Россия. – 1999. – № 16.

7. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М., 2003. – 488 с.

8. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Залесского. – М.,2003. – 617 с.

9. О несостоятельности (банкротстве) : федеральный закон от 26 окт. 2002 г. №127-ФЗ // Собрание законодательства. – 2002. – № 43, ст. 4190.

10. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа: постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 // Собрание законодательства. – 2003. – № 26, ст. 2664.

11. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2010 по делу № А65-379/2010 по делу № А65-379/2010. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс.

12. Постановление ФАС Поволжского округа от 24 янв. 2008 по делу № А12-13877/07-С55. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

13. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 окт. 2007 № Ф04-7456/2007(39545-А70-24) по делу № А70-8194/3-2006. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс.

14. Семина А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника – юридического лица: Научно-практическое издание / А.Н. Семина. – М., 2003. – 224 с.

15. Свит Ю. Восстановительные процедуры – способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. – 1998. – № 3. – С. 16-18.

16. Телюкина М.В. Конкурсное право. Гражданско-правовые проблемы: дисс. … докт. юрид. наук / М.В. Телюкина. – М., 2003. – 473 с.

17. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / М.В. Телюкина. – М., 2003. – 616 с.

18. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. – М.,1996. – 469 с.

Сегодня банкротство представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства - являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя.

Досудебные процедуры банкротства, несмотря на их целевую направленность, отличаются от судебных процедур тем, что :

  • - проводятся заинтересованными лицами самостоятельно, без вмешательства судебных органов;
  • - в этих процедурах активную роль выполняют должник и его собственник (учредители);
  • - внесудебные процедуры целесообразны на начальных стадиях развития банкротства.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - закон о банкротстве), меры по предупреждению банкротства организаций:

  • 1. В случае возникновения признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 3 закона, руководитель должника обязан направить сведения о наличии признаков банкротства собственнику имущества должника - унитарного предприятия и лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), в течение 10 дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении.
  • 2. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
  • 3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его финансовому оздоровлению (санации). Наиболее широкий диапазон форм имеет досудебная санация «меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства» (ст. 2 Закона о банкротстве).

Досудебная санация - одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь.

Основным требованием, предъявляемым к досудебной санации, является ее размер. Так, п. 1 ст. 31 Закона о банкротстве предусмотрено, что «учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановления платежеспособности должника (санация)».

Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно. При этом, проведение досудебной санации возможно ровно до тех пор, пока кредитор, либо группа кредиторов, либо другие субъекты не обратятся в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника о признании должника банкротом (сделать это может и сам должник, подав заявление о банкротстве). При наличии определенных признаков суд обязан будет принять заявление, даже если должник представит доказательства осуществления досудебной санации (например, соответствующий договор, подписанный с санатором накануне). В случае принятия судом заявления о банкротстве дальнейшие мероприятия будут судебными, т.е. будут проводиться в соответствии с Законом о банкротстве под контролем суда. Заключенный, но не исполненный договор о досудебной санации в этом случае прекращается по причине невозможности исполнения .

В то же время, оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия и учредители (участники) юридического лица, кредиторов.

Пункт 2 ст. 31 Закона о банкротстве уточняет, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Таким образом, досудебная санация носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации. Данные процедуры позволяют без обращения в арбитражный суд решить вопросы о дальнейшей деятельности организации или добровольно ликвидироваться. И, хотя, эта помощь не будет безвозмездной, однако она позволит сохранить предприятию жизнь.

Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий как в индустриально развитых странах, так и в современной России, позволяет выделить две наиболее распространенные тактики проведения финансового оздоровления (санации) предприятий :

  • 1) Защитная (оборонительная) тактика является основной тактикой для проведения процедуры. Прежде всего, она направлена на то, чтобы сократить инвестиции фирмы и операционные объемы, сбалансировать приток и расход денежных средств. Данная концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации предприятия с целью сокращения персонала, закрытия отдельных структурных подразделений, уменьшения объемов производства и т.п.
  • 2) Наступательная тактика направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности предприятия, привлечение внешней финансовой помощи для расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрое завершение реальных инвестиционных проектов и т.п. В этом случае привлечение внешней помощи необходимо, для того чтобы укрепить объемы производства. Предполагается расширить ассортимент товара, выдвинуть продукцию на более высокий уровень, увеличить конкурентоспособность. Также должна присутствовать возможность выхода на региональный рынок. Необходимо спланировать завершение инвестиционных операций в кратчайшие сроки. Процедура досудебной санации направлена на то, чтобы стабилизировать все функции предприятия и при этом не нарушить его деятельность.

В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия выявленных в процессе диагностики банкротства и принятой концепции санации, различают 2 основных направления ее осуществления:

  • - Санация, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию);
  • - Санация, направленная на реструктуризацию (рефинансирование) долга.

Финансовая помощь может быть оказана в виде:

  • - возвратной финансовой помощи - займа (процентного и беспроцентного);
  • - безвозвратной финансовой помощи - безвозмездное поступление;
  • - принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей;
  • - принятия решения об увеличении уставного капитала (увеличение номинальной стоимости акций или дополнительный выпуск акций).

При этом, прежде чем приступать к досудебной санации, необходимо определить ее целесообразность. Если в данном случае имеются альтернативные формы проведения санации, необходимо подробно изучить их. Узнать, будет ли эффективным проведение этой процедуры, можно при помощи расчета, который покажет все шансы успешности.

Досудебная санация должна быть направлена на устранение кризиса. Она проводится в целях поддержания финансовой устойчивости. В процессе у предприятия может сформироваться дополнительная прибыль за счет повышения производства и хозяйственной деятельности. Для того чтобы эффективно произвести затраты на санацию, следует выделить дополнительные средства и сформировать бюджет, при этом происходит объективная оценка инвестиций.

Примером проведения успешного финансового оздоровления может послужить ситуация на Челябинском тракторном заводе УРАЛТРАК .

В последние несколько лет назад это предприятие являлось убыточным. Но благодаря грамотно проведенной реструктуризации производство удалось возродить, более того, расширить. Завод находился в конкурсном производстве и шел к ликвидации.

В настоящее время, ЧТЗ - это завод гигант, занимающий 1, 5 млн м2 площадей под производство, имеющий в своем распоряжении почти 20 тыс. ед. техники, станков и иного оборудования, предоставляющий рабочие места 20 тыс. чел. В его состав входит 150 юридических лиц и несколько десятков дочерних предприятий. За два последних года его выработка выросла в 2, 5 раза. Для компании сложным было решение о разделе ЧТЗ на части, но оно оказалось спасительным - организованный технопарк помог создать новые рабочие места, дал производственные мощности, которые ранее простаивали, имущество завода стало работать эффективнее.

Затем администрация области приобрела пакет акций предприятия, что также способствовало упрочению его положения.

При этом все же, главными шагами стало ориентирование на развитие, на расширение производства, на обновление парка техники. Использование новейшего, модернизированного оборудования способствовало выходу предприятия на новые рынки - зарубежные.

Сейчас ЧТЗ поставляет свою продукцию в Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливию, Вьетнам, а также в Грузию и страны Прибалтики. Как можно видеть, финансовое оздоровление было проведено максимально грамотно - предприятие не стало сокращать мощности и увольнять людей, а наоборот, развернулось, не считаясь с тратами, изменило политику.

Таким образом, для того чтобы предотвратить банкротство, необходимо принимать меры, как экономические, так и юридические. Последние предусматривают заключение кредитных сделок, контрактов, своевременное взыскание дебиторской задолженности. Эти мероприятия направлены на преодоление кризисного состояния. Они должны способствовать повышению платежеспособности должника. Принятые меры в дальнейшем помогут избежать нежелательных признаков банкротства. Немаловажно погасить задолженность по обязательным платежам. Для того чтобы провести досудебную санацию, необходимо, чтобы у должника были шансы на восстановление. Эти возможности выявляются на основе анализа финансового состояния.

Мероприятия по предупреждению банкротства в узком смысле - меры, направленные на недопущение судебного разбирательства, т.е. меры, связанные с устранением условий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника. Досудебные мероприятия применяются в период предбанкротного состояния должника, когда во-первых, его платежеспособность уже пошатнулась; во-вторых либо еще нет оснований для заявления о банкротстве, либо основание есть, но ими еще никто не воспользовался.

Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства – являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя. В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

В соответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Наиболее распространенными мерами предупреждения и предотвращения банкротства принято считать:

1. Выделение денежных средств организации-должнику по договору займа (кредита) учитывая условия, которые позволяют выполнить текущие требования должника;

2 Обеспечение поручительств либо банковских гарантий должнику;

3. Отсрочка и/или рассрочка платежа.

4. Перевод долга организации-должника на другие лица с соглашения кредиторов.

5. Прекращение, прощение долга: обязательство прекращается в результате снятия кредитором с должника лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает чужие права в отношении имущества должника. Долг может быть прощен как полностью, так и частично.

6. Новация долга. Предусматривает замену существующего долга на иной путь изменения предмета или способа исполнения обязательства;

7. Дополнительные различные вложения в уставный капитал организации.

Досудебная санация – одна из предупредительных процедур, направленных на предупреждение несостоятельности должника до подачи заявления о возбуждении конкурсного процесса в арбитражный суд. Досудебная санация - одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь. Оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторов.

Если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий год либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Для принятия решения о проведении досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.