Методическая работа – средство обеспечения профессионально-личностного роста учителя. Методическая деятельность педагога профессиональной школы

Методическая деятельность педагога: объекты методической работы, предметы методических разработок и результаты методической деятельности.

Объектом м.д. педагога профессиональ­ной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Предмет м.д. составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики со­держания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), создан­ные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами м.д. являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, от­крытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной науч­но-методической системы.

Продуктами {результатами) методической деятельности явля­ются: методически переработанный, отобранный учебный мате­риал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обуче­ния; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методиче­ской деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует по­нимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять ре­гуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному пред­мету или циклу учебных дисциплин.

Виды методической деятельности

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуще­ствления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

Анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

Методический анализ учебного материала;

Планирование системы уроков теоретического и практичес­кого обучения;

Моделирование и конструирование форм предъявления учеб­ной информации на уроке;

Конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

Разработку методики обучения по предмету;

Разработку видов и форм контроля профессиональных зна­ний, умений и навыков;

Управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

Рефлексию собственной деятельности при подготовке к уро­ку и при анализе его результатов.

Преподава­тель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методиче­ской работы. Результатами его методической деятельность пользу­ются в основном учащиеся.

Методические умения могут быть сформированы на опреде­ленных уровнях.

Первый уровень сформированности методических уме­ний характеризуется осознанием цели выполнения того или ино­го методического приема, осмыслением его операционного со­става и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические уме­ния в процессе изучения учебного предмета «Методика профес­сионального обучения».

Второй уровень - применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические уме­ния этого уровня приобретаются будущими педагогами профес­сиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных ме­тодических приемов, их комплексов и видов методической дея­тельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сфор­мированной ориентировочной основы методической деятельнос­ти и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уро­вень представляет методическая деятельность педагога-практика.

Методическая работа педагога превращается в профессиональ­ную методическую деятельность, которая создает условия и обес­печивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного на­значения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.

Педагоги-технологи разрабатывают для пе­дагогического процесса системы средств обучения, методическая работа не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.

Педагог-технолог специалист интегрального типа, орга­нически сочетающий в себе функции деятельностного (образова­тельно-воспитательного) и метадеятельностного (организацион­но-методического) характера.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Методическая деятельность педагога профессионального обучения.:

  1. 16.Средства обучения в деятельности педагога профессионального обучения. Учебно-методический комплекс по предмету (УМК) профессионального цикла.
  2. 15. Методический анализ в профессиональном обучении. Сущность методической деятельности педагога
  3. Индивидуальная методическая работа педагога профессионального обучения. Разработка методических материалов. Самообразование.
  4. Методика профессионального обучения как область научно-педагогических знаний, общепрофессиональная дисциплина и нормативный способ деятельности педагога профессионального обучения.

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

2.повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

3.организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

7.оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

8.повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Цель методической работы, функции.

Группа Функции
1 группа функций - формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности

Обогащение знаний педагогов;

Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;

Развитие мотивов творческой деятельности;

Развитие устойчивых нравственных качеств личностей;

Развитие современного стиля педагогического мышления;

Развитие педагогической техники;

Развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.

2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу

Сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;

Выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;

Организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;

Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

Выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;

Стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

Приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.

3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.

Творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;

Внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;

Внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;

Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.



Способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и практики научно-методической работы в школе.

Организация методической работы

Формы организации методической работы.

Методическая работа – целостная, взаимосвязанная система мер, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективная форма методической работы.

1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):

Взаимосвязь теории и практики (практические упражнения с учителями);

Обеспечить обстановку творчества неформального общения;

Организовать дискуссию, диспут;

Коллективное решение специальных учебно-педагогических задач;

Приобщение к научно-исследовательской работе.

2.Научно-практическая конференция и педчтения.

Это сфера проведения итогов работы коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными проблемами;

Используется демонстрация наглядных пособий, фотографий, слайдов, ученических работ и др.;

Очень краткое выступление;

Сообщение, доклад, обсуждение, полемика, дискуссия.

3.Читательские и зрительские конференции.

Обсуждение художественных произведений, публикаций, литературы, педагогический крик статей с помощью вызвать интерес;

На зрительские конференции проводятся коллективное обсуждение просмотренных кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач, программ, посвященных школе;

Иногда такое обсуждение может проводиться на заседании методкомиссии неформальных общений учителей.

4.Школа передового опыта группы наставников.

Знакомство с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планом его работы и др. методическими документами;

Приглашение наставника на свои уроки;

Совместно с ним планирование урока, классных часов, получение консультации.

5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

Обсуждение обучения самоанализа собственной деятельности;

Совместное обдумывание планов, проведение и анализ;

Иметь программу выращивания творческого учителя.

6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

В этих формах находит отражение единая методическая тема, в бюллетенях дается материал о ценных методических приемах, находках с насыщенных уроков.

7.Методический уголок и кабинет в школе.

Помещают текущую методическую работу; в кабинете собирают материал, наглядные средства, оформляют стенды, выставляют с целью активного обучения методической работе учителей.

8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

В форме ролевой игры может быть проведен урок или фрагмент урока. Работа в микрогруппах – 3-6 человек, объединяются на основе личной дружбы, психологической совместимости, интереса к проблемам. Цель – желание освоить какую-либо педагогическую идею, методику.

Неформальные группы учителей – это может быть микрогруппа, которая стремится:

Освоить концепцию, теорию, методику, идею;

Каждый член группы изучает самостоятельную новую разработку или часть ее;

Излагает своим коллегам – они ее дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями;

Реализация изучаемой идеи в своей практике;

Потом эта идея осваивается и группа распадается.

Мозговая атака. Цель – овладеть конкретной методической идеей. Максимально концентрировать внимание участников по избранной проблеме. Короткие сроки ее решения. Активное участие всех педагогов.

9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

(обязательно и показ нового).

Учитель рассказывает о проекте урока;

Знакомит с творческой лабораторией;

Проводит открытый урок;

Самоанализ урока (реализация намеченного). Что удалось, почему;

Задаются уточняющие вопросы;

Высказывания присутствующих.

10.Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие отчеты).

11.Методические объединения. Организация взаимоконтроля и взаимопосещения. Выпуск рукописных журналов. Выступление учителей с обменом опыта на педсовете, методсовете. Оформление стендов. Из опыта «Эффективность урока».

II. Направленность работы методического объединения.

Изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;

Ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;

Изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;

Углубленное изучение методики преподавания данного предмета;

Опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;

Изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;

Изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;

Информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;

Изучение состояния знаний, умений, навыков;

Внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.

III. Работа над единой методической темой (проблемой).

Требования к теме:

1.Актуальность темы для данного коллектива.

2.Соответствие уровню педагогического развития коллектива.

3.Созвучие современных педагогических идей.

4.Выбор темы должен проводиться коллективно, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива.

5.Желательна связь единой методической темы с имеющимися передовыми педагогическими опытами, с конкретными научно-педагогическими исследованиями, проводимыми отдельными лицами или целым коллективом.

6.Методическая тема должна охватывать как учебную, так и воспитательную работу.

7.Выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной.

8.Тема может быть распределена по годам.

Единая методическая тема должна организовывать все формы методической работы. В основе оптимизации любой деятельности лежат три методических принципа:

1.Системности

2.Конкретности.

3.Меры (гармонии).

Начать выбор оптимального содержания методической работы:

1.с изучением процесса результатов деятельности учителей и постановки (выбора) задач (в ЗБР) коллектива.

2.формулировка комплексной задачи, обязательное выделение доминирующей в данный момент задачи.

3.ориентировка на опытно-экспериментальную работу.

4.выявление того, что слабее развито, чего более не хватает, то, что ликвидирует доминирующие причины затруднений и неумений учителей.

IV. Программа изучения личности и профессиональных умений учителя.

Следует учитывать следующие показатели:

1.Систематичность работы по повышению профессиональных знаний и умений. Участие в методической работе.

2.Уровень общей культуры. Расширение культурного кругозора.

3.Нравственный климат.

4.Умение конструировать оптимальный вариант деятельности:

Как учитель;

Как классный руководитель;

5.Умение реализовать намеченный план:

Как учитель;

Как классного руководителя;

6.Умение активно оценить результат деятельности:

Как учитель;

Как классный руководитель;

7.Педагогическая наблюдательность, системность психолого-педагогического изучения личности школьника.

8.Сформированность творческой деятельности. Овладение педагогической техникой.

9.Взаимодействие с родителями и общественностью.

10.Общая оценка результатов работы:

Как классного руководителя;

V. Основные элементы исследовательской деятельности.

1.Выделение интересующей педагога проблемы, установление ее актуальности, научной новизны, практической значимости.

2.Выбор темы исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования.

4.Продумывание ведущей идеи и замысла.

5.Формирование гипотезы исследования.

6.Постановка цели и рабочих задачи.

7.Выбор методов исследования и т.д.

VI. Этапы работы по самосовершенствованию.

1.Анализ новых требований к школе, деятельности и личности учителя.

2.Анализ своих достижений и затруднений, уровня своих возможностей.

3.Принятия принципиального решения о необходимости специальной работы над собой.

4.Целеполагание, постановка конкретных целей и задач, профессионального самосовершенствования.

5.Выбор средств реализации этих задач, а также последовательности и срок их применения с использованием работы планирования.

6.Осуществление плана, программы самоизменения – центральный этап работы над собой.

7.Самоконтроль над ходом реализации программ, творческого роста.

8.Корректировка хода работы над собой, сопоставление их с намеченными целями, оценки достигнутого и принятие решения о дальнейшем совершенствовании.

Критерии оценки опыта (показатели).

1.Высокая эффективность.

2.Устойчивость результатов. Определенная деятельность финансирования данного опыта.

3.Сбалансированность и коллективность результатов.

4.Рациональность затрат времени, усилий, средств.

5.Соответствие реальными возможностями основной массы учителей, материальной базы.

1.Общекультурная подготовка учителя, расширение его кругозора, развитие интеллекта.

2.Методическая, мировоззренческая подготовка.

3.Частнопредметная подготовка.

4.Дидактическая подготовка.

5.Психолого-физическая подготовка.

6.Этическая и правовая подготовка.

7.Воспитательная подготовка.

8.Управленческая подготовка

9.Техническая подготовка.

Например, суть дидактической подготовки учителя – в рамках внутришкольной методической работы каждый учитель за то или иное время изучает как минимум восемь ведущих дидактических концепций, теорий, являющихся призванными во всем мире достижениями педагогов-психологов. Это:

1.Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

2.Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

4.Проблемного обучения (М.Н. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин).

5.Программированного обучения (Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина).

6.Развитие познавательного интереса (Г.И, Щукина).

7.Оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский)

8.Активизация учебной деятельности учащихся (Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов).

Знания этих теорий (все они снабжены технологиями) позволяет учителям научно обосновать и развить любые свои авторские методики.

Формы методической работы

1.Работа над единой методической темой.

2.Предметные методические объединения.

3.Творческие объединения.

4.Микрогруппы учителей.

5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение.

6.Психолого-педагогические семинары.

7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).

8.Читательские и зрительские конференции.

9.Школы передового опыта.

10.Групповое наставничество.

11.Шефство.

12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности.

13.Открытые уроки с их самоанализом и анализом.

14.Формы активных занятий.

15.Индивидуальное наставничество.

16.Колективное и индивидуальное самообразование.

Индивидуальная методическая работа учителя как один из путей повышения уровня профессионального мастерства.

Воспитать человека с современным мышлением, способного само реализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.

Цель МО - : непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагога, формирование компетентного подхода в деятельности учителя.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования.

Действующее законодательство РФ и нормативно-правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе. Задача методической службы заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации учителя нашей школы проходят своевременно.

Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.

Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности.

Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.

Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связаны с ИК-технологиями.

В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.

Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя.

Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников. В школе имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя

Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствует развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызывают большой интерес учащихся, увеличивают мотивацию к изучению предметов.

Каждый учитель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления, разработки уроков, внеклассных мероприятий.

Итак, совершенствование педагогического мастерства учителя через МО предполагает различную научно-методическую деятельность:

Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания различных дисциплин;

Изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков;

Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их;

Повышение квалификации (в большей степени через обучение на разнообразных проблемных курсах и т.д.);

Стремление учителя к повышению квалификационного разряда;

Самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки;

Посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации, методов преподавания;

Проведение выставок, смотров творческой деятельности учителя (доклады, выступления, конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.


Основные дидактические единицы . Понятие, особенно- сти, основные направления профессионально-педагогической деятельности. Виды профессионально-педагогической дея-тельности: преподавание, воспитательная и методическая ра- бота, производственно-технологическая, исследовательская, организационно-управленческая, культурно-просветительская деятельность. Методическая деятельность педагога профессио- нальной школы в структуре профессионально-педагогической деятельности: особенности, структура, направления, виды. Me-тодические умения. Уровни и формы осуществления методиче- ской деятельности в профессиональной школе.

1. Методическая деятельность в полной мере не ис- следовалась и не описывалась как самостоятельный вид про- фессиональной деятельности педагога . В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую дея- тельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразовани- ем педагога, работой с дидактическими средствами, повышени- ем квалификации в предметной области .

Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предме- ту . В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термин «методическая деятельность», «обучающая деятельность» ис- пользуются как синонимы. |

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокуп- ность относительно самостоятельных умений с четко выражен- ной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности .

Под методической деятельностью следует понимать само- стоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обу- чающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин .



2. Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и вос- питанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обуче- ния различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выпол- нения, единая структура этого вида профессиональной дея- тельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

Цель методической деятельности – обслуживание практи-ки обучения .

Функции методической деятельности :

– аналитическая;

– проектировочная, связанная с перспективным планиро-ванием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

– конструктивная, включающая систему действий, свя- занных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), пред- ставление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирова- ния новых знаний и профессиональных умений и навыков;

– нормативная, способствующая выполнению образова- тельных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учеб- ного заведения;

– исследовательская.

3. Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный про- цесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или орга-низационное, – необходимо определить отличия в их предмете деятельности .

4. Объектом методической деятельности педагога профес- сиональной школы является процесс формирования профес-сиональных знаний, умений и навыков .

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета . Эта деятельность про- является опосредованно через методические продукты (резуль- таты), созданные в ходе методического проектирования и кон- струирования.

5. Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов . Опыт педагога-новатора ассоци- ируется с конкретным методическим приемом, который скон- струирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в раз- личных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы но результатам иссле- дования собственной научно-методической системы. I

6. Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; ал- горитмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, мето- ды обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. . Про- дуктами методической деятельности пользуются учащиеся на учебных занятиях.

7. Методические умения могут быть сформированы на опре- деленных уровнях :

Первый уровень сформированности методического уме- ния характеризуется осознанием цели использования того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методи- ческих рекомендациях. На этом уровне формируются методи- ческие умения в процессе изучения учебного предмета «Мето- дика профессионального обучения». ||

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных ме- тодических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос осущест- вляется на основе осознания целей и использования сформиро- ванной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.

Задание 8. Перечислите виды профессионально-педагогическом деятельности педагога профессиональной школы, дайте им крат кую характеристику. Какое место среди этих видов занимает ме-тодическая деятельность? (Ответ можно представить схемати-чески)

Задание 9. . Решите предложенные ниже задачи. Во время ре- шения задач подумайте, какой педагог завоевывает расположения обучающихся в первую очередь? Почему? Ответ обоснуйте.

Задача 1 . В профессиональное училище пришел специалист высокой квалификации, отлично знающий свой предмет, автор нескольких изобретений и учебных пособий, но на учебном заня- тии обучающиеся работают неохотно, много пропускают, шумят. Почему сложилась данная ситуация? Как ее можно разрешить?

Задача 2 . В профессиональном училище работает мастер,который хорошо владеет ремеслом и быстро обучает ему сту- дентов на оборудовании. Когда в училище проходила аттеста- ция, мастер ее не прошел, его собираются уволить. Почему? Что нужно сделать мастеру, чтобы предотвратить увольнение?

Задача 3 . Молодой преподаватель профессионального учили-ща пользуется большим уважением среди обучающихся, так какон очень креативный (участвует вместе со студентами в меропри- ятиях, олимпиадах и конкурсах), отзывчивый (помогает студен- там решить их проблемы, затруднения), добрый. Однако во времяконтрольного среза обучающиеся показали результат ниже сред- него. Почему? Что необходимо предпринять преподавателю?

Задание 10. Распределите методические умения педагога про- фессионального обучения, представленные в информационном фраг- менте ниже, по группам. Заполните табл. 3.

Педагогическая деятельность преподавателя многогранна, сложна, трудоемка, в ней нет неизменных элементов. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с обучающимися в процессе обучения.

Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно – методическая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для подготовки к устному ответу взят из следующих источников :

1. Ерошина, В.И. Методическая деятельность педагога // Профессионал. – 2004. - № 3. – С. 21 – 24.

2. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗе / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Владос, 2002. – 298 с.

3. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 162 с

Педагогическая деятельность преподавателя многогранна, сложна, трудоемка, в ней нет неизменных элементов. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с обучающимися в процессе обучения.

Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно – методическая работа.

Методическая работа – это одна из обязанностей преподавателя и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины.

Научно – методическая работа – это научное исследование, цель которого получение собственных, т.е. авторских выводов и результатов в области преподавания конкретной образовательной дисциплины и в рамках избранной темы.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.

Главная цель научно – методической работы:

Повышение профессиональной квалификации и научно – методического уровня педагогов;
-обеспечение целостного педагогического процесса научно – обоснованными методическими материалами (программами, планами, учебными пособиями, дидактическими материалами и т. д.).

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Функции и виды методической деятельности педагога.

Основными функциями методической деятельности преподавателя выступают:

Аналитическая, связанная с анализом существующих методических разработок, материалов, опыта коллег;

Проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

Конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

Нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Исследовательская – поиск новых форм и методов работы.

Виды методической деятельности.

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.

Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, относятся:

Анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

Методический анализ учебного материала;

Планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

Конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

Разработку методики обучения по предмету;

Разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

Управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

Рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

О результатах своей научно – методической работы преподаватель докладывает на заседаниях предметно – цикловых комиссий, конференциях, заседаниях кафедры, педагогических чтениях, в периодической печати.

В школах действует целостная методическая служба – это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, в конечном счете – на повышение качества профессионального образования.

Можно выделить основные направления методической службы:

Педагогическое: оказание практической помощи педагогам в совершенствовании методического мастерства, повышение квалификации, консультативная помощь преподавателям в научно – методическом обеспечении образовательных стандартов.

Управленческое: создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям учебно – воспитательного процесса в условиях реализации государственного образовательного стандарта.

Научное: организация опытно – экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения.

Технологическое: анализ на диагностической основе педагогической деятельности, описание педагогического труда, осмысление перехода на новые педагогические технологии.
Таким образом, результатом научно – методической деятельности преподавателя является методический профессионализм – это мера и способ творческой саморегуляции личности в разнообразных видах общения и деятельности, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.

Методические умения преподавателя.

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной школы. Она включает:

1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.

2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.

4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.

6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.

8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений обучающихся.

9. Умение разрабатывать различные формы учебной и учебно-практической деятельности обучающихся.

10. Умение проводить анализ уроков теоретического производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:

1. Умение планировать систему уроков по изучаемой схеме на основе методического анализа.

2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу обучающихся по профессиональной деятельности.

3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать

соответствующие учебные действия и практические операции.

4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

6. Умение анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.

3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения предмета «Методика профессионального обучения».

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.

Таким образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя и направлена на совершенствование методики преподавания дисциплины.