Миграционная амнистия для украинцев. В Думу внесли законопроект о «миграционной амнистии» для украинцев. К ним относится

Иностранцев, относящихся к традиционно проживающим в России народам, ждут миграционные послабления

В ближайший год иностранных граждан, которых российское законодательство определяет как соотечественников, ожидает целый ряд послаблений. Вплоть до амнистии для тех из них, кто живет на территории России нелегально.

Как сообщил «Известиям» председатель комиссии по миграционным вопросам президентского Совета по межнациональным отношениям Асламбек Паскачев, вопросы амнистии для нелегальных мигрантов обсуждались на прошлой неделе на совместном заседании совета и профильных ведомств - МВД, ФАДН и Минтруда.

Речь шла, в частности, о том, что в первую очередь под амнистию должны подпадать соотечественники, а также люди, которые родились на территории России, работают здесь и платят налоги. Эти предложения сейчас изучают в ведомствах.

Соотечественниками по российскому закону считаются люди, «относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации». Среди них - граждане бывших республик СССР.

С 1 ноября 2018 года вступает в действие «миграционная амнистия» — свод законодательных изменений, благодаря которым иностранные граждане, находящиеся в «чёрном списке» из-за неразрешения въезда по причине нарушения ряда статей федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», смогут вновь прибыть в Россию.

Кто может рассчитывать на миграционную амнистию?

Новость о грядущей миграционной амнистии быстро распространилась, и к нам приходит огромное количество вопросов и просьб разъяснить, кто именно может рассчитывать на миграционную амнистию.

Напомним, что в результате встреч глав РФ и Кыргызской Республики российской стороной было принято решение применить «миграционную амнистию» в отношении граждан Кыргызстана в России, находящихся в «чёрном списке», а также в связи с нарушениями миграционного законодательства.

Согласно официальным данным, в России пребывает около 650 000 граждан Кыргызской Республики. При этом более 50 000 граждан Кыргызской Республики были выдворены, а около 70 000 временно неразрешен въезд в РФ. Именно эти две группы мигрантов могут рассчитывать на миграционную амнистию, так как предполагается, что из приведённого количества ограничений в силе останутся только около 20 000.

Иностранные граждане, которым не разрешен въезд на территорию РФ в соответствии с пунктами 4 и 8 статьи 26 Федерального закона РФ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», могут рассчитывать на пересмотр их дел и отмену запретов. Напоминаем содержание указанных норм закона:

Статья 26. Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:

4) неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, — в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;

8) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.

Также граждане Кыргызской Республики, временно пребывающие на территории РФ свыше разрешённого срока, имеющие нарушения режима пребывания, могут беспрепятственно в период с 16 октября до 10 декабря 2018 года выехать за пределы России и въехать обратно, при этом к им не будет вменяться нарушение миграционного законодательства.

Не следует рассчитывать на миграционную амнистию гражданам Кыргызской Республики:

— внесенным в «черный список» решением судебных органов России, в том числе, в отношении которых было принято судебное решение РФ о выдворении путем контролируемого самостоятельного выезда (не исполнившие судебные решения и не выехавшие из РФ);

— лицам, находящимся в розыске;

— гражданам Кыргызской Республики, которым запрет на въезд в Россию наложен в соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ №114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Одновременно с новостью о миграционной амнистии для граждан Кыргызской Республики появилась информация о послаблениях для жителей некоторых регионов Восточной Украины. Следует разъяснить, что накануне, а именно 26 октября, в Ялте завершилась встреча руководства Донецкой Народной Республики с представителями Российской Федерации, в ходе которой депутат Госдумы Андрей Козенко заявил следующее:

«Законопроект разработан и подан, получены заключения с предложением внести некоторые корректировки. Но самое главное, что более 50 субъектов поддерживают эту инициативу и направили свои отзывы в адрес Госдумы. Думаю, в ближайшее время мы этот вопрос решим. Либо законодательно, либо решениями правительства это будет отрегулировано».

На деле это означает, что в случае принятия законопроекта, граждане ДНР могут рассчитывать на увеличение срока временного пребывания с 90 дней до 180 дней, а также возможность трудоустройства в России без необходимости предварительного оформления трудового патента.

Кроме того, депутат Госдумы Константин Затулин рассказал о принятии в первом чтении поправок к закону «О гражданстве», которые помогут упростить «Государственную программу содействия переселению соотечественников. проживающих за рубежом» для той категории иностранных граждан, которой российское гражданство может быть предоставлено в упрощённом порядке из гуманитарных соображений.

Заместитель председателя комитета по делам СНГ Константин Затулин 25 июня внес в Государственную Думу законопроект, который позволит облегчить положение беженцев из Украины, переезжающих в Россию. Закон вводится для граждан, постоянно проживающих в отдельных областях Донецкой и Луганской областей Украины.

Предлагаются нормы, которые позволят провести амнистию для нарушителей срока пребывания в России свыше 90 дней, упростят получение вида на жительство и, впоследствии, гражданства РФ. Беженцы из ДНР и ЛНР получат возможность работать без патента, обязательного для всех категорий иностранных граждан.

На «Прямой линии» президента РФ Владимира Путина 7 июня 2018 года МВД было дано поручение скорректировать правила трудоустройства переселенцев из Донбасса. Речь шла также о бывших гражданах СССР, которые продолжают считать себя частью русского мира.

«Если люди кровно связаны с Россией, знают русский язык, хотят работать и горят желанием, необходимо этим людям создать все условия для пребывания в нашей стране с учетом интересов регионов и особенностей рынка труда».

Подготовка нескольких проектов законов ведётся с весны 2018 года. Первыми с инициативой выступили члены Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков и Ольга Кавитиди. Они 5 апреля внесли законопроект, разрешающий приехавшим в Россию жителям Донецкой и Луганской республик работать без патента. Для этого предполагалось дополнить список категорий граждан, которым не нужно получать разрешение на работу, вынужденными переселенцами из Донбасса, приравняв их к беженцам либо получившим убежище на территории РФ.

Ранее 18 февраля 2018 года президентом был подписан указ, по которому "на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании минских соглашений на территории России признаются действительными документы жителей ДНР и ЛНР".

После вступления в силу законов, те, кто просрочил 90 дней разрешенного пребывания на территории РФ, смогут продлить этот срок до 180 дней. Действие закона предлагается ввести задним числом и привязать к дате февральского указа президента для «вывода из тени и легализации переселенцев с Донбасса». Сегодня нарушение правил нахождения на территории РФ иностранными гражданами наказывается выдворением из страны и запретом на въезд сроком до 5 лет.

В этом случае соотечественники на законных основаниях смогут сразу получить вид на жительство не оформляя разрешение на временное проживание, после чего получить гражданство в упрощенном порядке, срок проживания по виду на жительство снизить с 5 до 3 лет. Кроме этого, не понадобится сдавать экзамен по русскому языку и подтверждать свой доход.

Амнистия будет касаться тех граждан, которые уже нарушили миграционный режим.

Большое количество граждан Украины, постоянно проживающих на полуострове, покинули Крым в период с весны 2014 года. Многие из них возвращаются обратно. Амнистия необходима для них, чтобы легализоваться на присоединенной территории и законно оформить российское гражданство.

Депутаты Госдумы от Республики Крым в числе прочих называют необходимость упростить процесс миграции рабочей силы на период отпусков. Сложности, связанные с оформлением патентов на работу, отпугивают граждан Украины, приезжающих на заработки в летнее время. Со слов депутатов, их количество в сезон доходит до 50%, дефицит персонала катастрофический, молодежь разъехалась.

С 2014 года на территорию России въехало 2,5 млн вынужденных переселенцев из отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Паспорта граждан Российской Федерации получили не более 300 тысяч. Законодатели обещают распространить действие законов для соотечественников, временно проживающих во всех странах мира.

Одним из самых обсуждаемых событий недавнего времени стало внесение на рассмотрение в государственную думу Российской Федерации законопроекта № 495240-7, предусматривающего «миграционную амнистию» для украинцев и предоставлением им возможности упрощённого получения российского гражданства. Ниже приведён текст пояснительной записки к законопроекту, а также предлагаемые поправки в законодательство.

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении дополнения в статью 5 и статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 14 Федерального закона «О граждансвте Российской Федерации»

На территории Российской Федерации находятся около 2 миллионов граждан Украины, в том числе около 970 тысяч — прибывших из юго-восточных районов страны.

Масштабы гражданского конфликта на Украине не ограничиваются территориями Донецкой и Луганской республик, в той или иной мере общественно-политическая обстановка нестабильна на всей территории Украины. В случае развития конфликта в него будут вовлечены все слои украинского общества.

Надо признать, что события, сотрясающие украинское общество, длящиеся уже пятый год, не имеют перспективы скорого разрешения. Необходимо законодательное подкрепление правового положения граждан Украины, ищущих убежище в России. Внутриведомственными распоряжениями миграционных органов, имеющими временный и наследственный характер, проблема легализации граждан Украины, бежавших в Россию, не может быть решена должным образом, как это следует из лозунга «своих не бросаем».
Для законодательного обеспечения легального нахождения на территории Российской Федерации беженцев с Украины законопроектом предлагается ряд последовательных мер по регистрации их временного пребывания до получения вида на жительство и гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке.
Устанавливается особый порядок пребывания на территории России граждан Украины. В первую очередь законопроект закрепляет норму, позволяющую гражданам Украины продлить срок временного пребывания на территории России сверх девяноста сток без выезда из России, путём подачи мотивированного заявления (поправка в статью 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Чтобы преодолеть необходимость обязательного выезда из России на следующие 90 суток беженцев с Украины, которым, как правило, некуда возвращаться из-за угрозы жизни и других преследований.

В 2014 году для решения вопросов легализации в России 2,5 млн. беженцев, прибывших в экстренном массовом порядке с территории Украины, были приняты определённые меры, позволившие части из них (300 тыс. чел.) решить вопросы пребывания, трудоустройства и получения гражданства РФ (через участие в государственной программе содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом). Большая часть прибывших, однако, не смогла добиться своего (из-за квотных ограничений Госпрограммы, блокировки получения статуса «носителя русского языка» требованием предоставления справки о выходе из гражданства Украины, а также ограничения соискателей происхождением с территории «в современных границах Российской Федерации»). Применение к беженцам с Украины ограничения на пребывание в РФ 90 сутками с обязательным выездом из России на следующие 90 суток (правило «90-180»), общего для граждан стран с безвизовым режимом въезда в Россию, привело к семейным драмам и массовым нарушениям по независящим от беженцев обстоятельствам. Скорыми судами с подачи миграционных служб беженцы присуждаются к депортации с запретом на въезд в Россию, что зачастую означает высылку их на театр военных действий или неизбежные преследования за занятую ими гражданскую позицию.

В российской практике, в гораздо менее острых и принципиальных случаях, когда дело касалось гастрабайтеров из Молдавии и Таджикистана, было проведение в 2017 году по просьбе президентов этих стран «миграционной амнистии». Только что в ходе визита делегации Государственной Думы в Киргизскую Республику была подтверждена заинтересованность в проведении такой амнистии в России для трудовых мигрантов из Киргизии — по просьбе нового президента Киргизии. Очевидно, что за беженцев Украины никто, кроме властей России, не заступится.

Внесённый законопроект предусматривает вывод из тени и легализацию находящихся на территории России временных беженцев с Украины путём «миграционной амнистии»: указывается, что гражданин Украины, «просрочивший срок своего пребывания на территории Российской Федерации, вправе в течение 180 суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, продлить срок своего временного пребывания без выезда с территории Российской Федерации». Прежние нарушения при этом не должны быть основанием для привлечения его к административной ответственности.

Узаконивший своё пребывание в России временный беженец Украины, в соответствии с законопроектом, получает вид на жительство без промежуточной стадии разрешения на временное проживание (РВП) и затем вправе претендовать на получение гражданства РФ в упрощённом порядке.

Законопроект предлагает дать право гражданам Украины, законно находящимся на территории Российской Федерации, на получение вида на жительство без необходимости предварительно получать разрешение на временное проживание (аналогично высококвалифицированному специалисту, носителю русского языка или участнику Государственной программы содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом). Вид на жительство гражданину Украины будет выдаваться на три года с правом продления.

Настоящий проект федерального закона устанавливает право гражданам Украины, имеющим вид на жительство в России, получать гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке. При этом от них не потребуется подтверждение материального обеспечения и сдача экзамена по русскому языку. Отказ от гражданства Украины может быть оформлен в заявительном порядке, т. е. соответствующее заявление может быть направлено по почте заказным письмом.

Законопроект предлагает дать право на получение гражданства России в упрощённом порядке для граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших до 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и вернувшихся для постоянного проживания на территорию данных субъектов Российской Федерации после дня их присоединения к России. Данные лица, проживавшие свою жизнь в Крыму или Севастополе и по жизненной необходимости выехавшие за его пределы, снятые с регистрации на день принятия Республики Крым и г. Севастополя в Российскую Федерацию, по возвращению в родные места не могут получить гражданство России, становясь иммигрантами на своей Родине, что вызывает определённую социальную напряжённость в связи с разделением семей и другими жизненными проблемами. Данные лица не подпадают под действие Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с которым постоянные жители Крыма и Севастополя признаются гражданами России по оптации. Предлагаемый законопроект снимает данную проблему.

Федеральный закон
О внесении дополнений в статью 5 и статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

О предоставлении гражданам Украины, находящимся на территории Российской Федерации, права на продление срока временного пребывания и получения вида на жительство, а также на получение ими и жителями Крыма гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следующие изменения.

Дополнить статью 5 пунктами 8 и 9 следующего содержания:

«8. Срок временного пребывания на территории Российской Федерации гражданина Украины, временно пребывающего на территории Российской Федерации, продлевается на следующие девяносто суток без выезда с территории Российской Федерации по заявлению гражданина Украины, поданному не позднее семи рабочих дней до окончания срока временного пребывания.

9.Гражданин Украины, находящийся на территории Российской Федерации, просрочивший срок своего временного пребывания на территории Российской Федерации, вправе в течение ста восьмидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона продлить срок своего временного пребывания без выезда с территории Российской Федерации.

Лицо, указанное в настоящем пункте, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данным лицом заявления о продлении срока его пребывания на территории Российской Федерации.»

Дополнить пункт 3.1 статьи 8 подпунктом 4 следующего содержания:

«4) гражданам Украины, законно находящимся на территории Российской Федерации.»

Дополнить статью 8 пунктом 3.7 следующего содержания:

«3.7. Вид на жительство гражданину Украины, указанному в подпункте 4 пункта 3.1 настоящей статьи, выдаётся на три года с правом продления на каждый следующий трёхлетний срок. Срок рассмотрения заявления на получение или продление вида на жительство данному иностранному гражданину не может превышать двух месяцев».

Статья 2

Дополнить статью 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» частями 8 и 9 следующего содержания:

«8. Граждане Украины вправе обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

9. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории республики Крым или города федерального значения Севастополя, снявшиеся с регистрационного учёта по месту жительства в Республике Крым или в городе федерального значения Севастополе до 18 марта 2014 года и выехавшие временно за пределы Республики Крым до 18 марта 2014 года в связи с трудовыми и служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам, и возвратившиеся в республику Крым или город федерального значения Севастополь после вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вправе обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона».

Следует отметить, что некоторые предлагаемые данным законопроектом изменения уже ранее реализовывались на практике. В частности, когда миграционная служба столкнулась с большим количеством украинцев, прибывших в Россию в экстренном и массовом порядке в 2014 году, в регионах, где на тот момент не действовала Госпрограмма переселения соотечественников, украинцам продлевали временный срок пребывания свыше 90 суток по заявлению в котором указывалось, по какой именно причине данный иностранный гражданин не может покинуть Россию.

Практика отказа от гражданства без получения соответствующей справки о выходе из гражданства, а только по уведомительному заявлению, отправленному почтой в адрес посольства Украины в Москве, применялась для участников Госпрограммы переселения.

Законопроект, если он будет принят, возможно, сократит украинцам путь к российскому гражданству, позволив миновать этап оформления РВП. Однако нам с вами ещё предстоит увидеть, как это будет происходить в реальности, если данный законопроект будет принят.

Иностранных соотечественников, проживающих на территории России нелегально, ожидает миграционная амнистия, сообщают «Известия».

По действующему в РФ законодательству соотечественниками считаются лица, принадлежащих к исторически проживающим на территории России народам и те, чьи родственники по прямой линии проживали в России.

Как рассказал изданию председатель комиссии по миграционным вопросам президентского Совета по межнациональным отношениям Асламбек Паскачев, вопросы амнистии для нелегальных мигрантов обсуждались на прошлой неделе на совместном заседании совета и профильных ведомств - МВД, ФАДН и Минтруда. Речь шла, в частности, о том, что в первую очередь под амнистию должны подпадать соотечественники, а также люди, которые родились на территории России, работают здесь и платят налоги. Эти предложения сейчас изучают в ведомствах.

В ближайшее время облегчение миграционного режима коснется лиц с украинским гражданством, которые приехали в Россию после начала боевых действий в Донбассе, сообщил изданию председатель комиссии по миграции СПЧ при президенте Евгений Бобров.

Для них планируется упростить порядок получения российского гражданства. Если сейчас они должны принести справку о прекращении действия украинского гражданства, то по новым правилам достаточно будет уведомления, что заявление на прекращение гражданства направлено в посольство. Соответствующие решения будут приняты в течение месяца.

Также прорабатывается вопрос и об упрощении порядка получения вида на жительство и гражданства России для соотечественников, - рассказал председатель комиссии. - Студенты вузов и средних специальных учебных заведений по нынешним правилам должны после получения диплома прожить на территории России три года, прежде чем смогут обратиться с заявлением на получение российского гражданства. По новым правилам этот трехлетний срок будет отсчитываться либо с первого курса, либо с того момента, как они трудоустроятся.

Кроме того, те иностранные граждане, у кого есть супруг или дети с гражданством России, не будут выдворяться за незначительные правонарушения.

Впрочем, эксперты опасаются, что из-за расплывчатого понятия «соотечественники» под амнистию могут попасть люди, не имеющие отношения к России. Так, директор Независимого института семьи и демографии Игорь Белобородов отметил, что нынешний закон содержит слишком неконкретное определение и под программы поддержки соотечественников могут попасть люди, к России отношения практически не имеющие, но пожелавшие переехать сюда жить и перевезти свою родню.

Русское Общественное Движение продолжает сбор средств на XVIII гуманитарную миссию на Донбасс.

Мы получили заявки на препараты и дезинфицирующие средства для амбулатории прифронтового поселка Донецкий и на продовольственную помощь для малоимущих семей, живущих в Стаханове.

Напомним наши реквизиты: