Миграционные процессы в России: в чем особенности и закономерности. Понятие и сущность миграционных процессов

Издавна люди склонны искать для себя максимально удобные и выгодные условия существования. Именно стремление к лучшей жизни на протяжении веков стимулирует миграционные процессы в России и во всем мире. Исторически так сложилось, что крупными центрами миграции считаются Северная Америка, Канада, Австралия. В двадцатом веке с развитием и укреплением позиций Европейского Союза, иностранцев стали привлекать государства Западной Европы. Сюда миграционные потоки манил высокий экономический уровень, прекрасные показатели безопасности, возможность реализации собственного потенциала.


Многие сегодня не до конца понимают, что такое миграция, и как она влияет на жизнь государства и международной политики. Самостоятельно разобраться в данных вопросах без соответствующего образования и опыта будет крайне сложно, поэтому наиболее рациональным решением в такой ситуации станет обращение за помощью к компетентному юристу. Миграционный защитник знает, что собой представляет миграция населения, какие права имеет мигрант, каковы основные проблемы, мешающие людям мигрировать и т. д. Эксперт в правовой отрасли сможет удовлетворить любопытство самых тщательных соискателей, разъяснит гражданам их обязанности и возможности при миграции, расскажет, чем грозит нелегальная миграция, и что такое миграционный прирост населения. Чтобы стать более осведомленным в вопросах миграции, нет необходимости тратить средства на консультацию платного адвоката.

На нашем сайте миграционный защитник в режиме онлайн и по телефону, оперативно и профессионально смогут изучить проблемы и вопросы граждан, подберут индивидуальное решение поставленных задач и составят эффективный алгоритм действий, позволяющий мигрировать за рубеж с минимальными потерями личных ресурсов. Наши эксперты, как протекали миграционные процессы в России, и что говорит современное миграционное законодательство РФ. Используя показатели миграции населения, профессионалы подберут соискателям перспективное направление для переезда и оценят все возможные риски переезда.


Миграция населения – это процесс, когда люди переселяются с одной территории на другую. В большинстве случаев он является добровольным, хотя история знает случаи, когда была проведена вынужденная миграция или принудительное переселение. Понятие миграции можно будет понять, когда мигрант разберется с причинами, заставляющими людей покидать родину и оставаться на ПМЖ за рубежом. Наши юристы помогут всем желающим изучить основания для миграции и разъяснят, что статус «мигрант» люди выбирают, если столкнуться с:

  • Экономическими проблемами. Именно растущая инфляция, низкий уровень заработной платы и социальных гарантий, безработица влияют на то, что человек решает мигрировать за рубеж. Миграционный процесс в таком случае стимулируется желанием выжить и обеспечить себе достойное будущее.
  • Военными конфликтами. Если в стране идут военные действия и жизни человека или членов его семьи грозит опасность, многие решают мигрировать на ПМЖ в более безопасные и стабильные страны. Чаще всего вынужденная миграция происходит именно по этой причине.
  • Политическими преследованиями. Нередко граждане сталкиваются с тем, что власти преследуют их за национальные, религиозные или политические взгляды. по указанной причине проводилась во времена существования СССР.
  • Экологическими причинами. Миграция населения может проводиться из-за того, что в стране или определенном ее регионе стало невозможно жить. Экологические катастрофы и смена климата могут лишить людей источника средств к существованию, чтобы решить проблемы, останется только одно – мигрировать.
  • Семейно-бытовыми обстоятельствами. Также миграционные потоки могут образовываться из-за того, что люди хотят воссоединиться со своими родственниками, которые много лет назад получили статус «мигрант» за рубежом, а затем оформили там гражданство и получили широкий ряд привилегий.

Решив мигрировать, важно объективно оценить свои возможности и проблемы, с которыми предстоит столкнуться иностранцу за границей. Миграционный процесс представляет собой длительную процедуру, которую не удастся организовать правильно и законно, не заручившись профессиональной юридической поддержкой. Миграционный защитник поможет с подготовкой документов, а также изучения миграционного законодательства.

Виды миграции населения и ее особенности

Миграция населения имеет четкую классификацию. Каждый из существующих вариантов имеет свои преимущества и проблемы. Миграционный защитник разбирается в особенностях каждого варианта и сможет представить объективную оценку любого из них. Мнение специалиста мигрант может использовать, чтобы подобрать для себя оптимальное решение, основываясь на личных обстоятельствах и возможностях. Виды миграции сегодня интересуют граждан все чаще. Интерес людей также подогревают различные государственные программы, направленные на привлечение иностранцев в страну с целью увеличить миграционный прирост. Согласно действующим нормам миграция населения бывает:

  • Временная и постоянная. При первом варианте человек уезжает на ограниченное время, такой процесс получил определение сезонная миграция. Второй предусматривает, что мигрант останется на ПМЖ за границей.
  • Внешняя и внутренняя миграция. В первом случае граждане решают мигрировать в другое государство, внутренняя миграция же подразумевает переселение в другой регион, находящийся в пределах государства.
  • Легальная и незаконная миграция. Есть люди, которые заранее готовят миграционный процесс. Оформляют въездные разрешения, ищут работу и жилье. Также можно выделить граждан, которые посещают иностранную державу с целью туризма или посещения родственников и остаются в ней жить. Нелегальная миграция – объект борьбы всех государств в мире.
  • Организованная и индивидуальная. Человек может захотеть мигрировать сам, а иногда миграция населения носит массовый характер. Это отражается на социальных, демографических и политических сферах жизни страны.
Также нельзя не сказать о том, что миграционные потоки могут быть направлены внутрь страны или из нее. Лица, выезжающие из страны, называются эмигранты. Этот же мигрант, с точки зрения того государства, куда он переезжает, называется иммигрантом. Разница между количеством выехавших и въехавших лиц получило название миграционный прирост, подробно рассказать о термине всегда готов наш миграционный защитник.

Значение миграционного контроля и внутренняя миграция


Любой миграционный процесс имеет свои проблемы. В России главными объектами борьбы является нелегальная миграция и последствия такого процесса, как внутренняя миграция. Незаконная миграция отрицательно отражается на жизни страны. Мигрант, прибывший неофициально, не может устроиться на легальную работу, поэтому соглашается на те условия, что ему диктует работодатель. Это приводит к тому, что местные квалифицированные кадры не могут найти достойный заработок из-за возросшей конкуренции. Также нелегальная миграция негативно отражается на экономике государства. Незаконный мигрант не платит налоги, но получает все социальные блага. Еще незаконная миграция мешает отследить миграционный прирост, составить объективную оценку происходящим процессам.

С целью организовать миграционный процесс и решить все проблемы, которые возникают в данной правовой отрасли, в России создана Федеральная миграционная служба. Эта инстанция тесно сотрудничает с местными органами исполнительной власти и оказывает ощутимый эффект, помогая урегулировать миграционные потоки.

Также правительство РФ разработало специальную Концепцию развития миграционной сферы, которую необходимо реализовать до 2025 года. Она направлена на урегулирование основной проблемы отрасли, оптимизацию и создание комфортных условий для интеграции иностранцев в РФ, нейтрализацию дискриминации, привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.

Нелегальная миграция – не единственная сложность отрасли. Второй проблемой является внутренняя миграция, а точнее, ее последствия. В России жители дальних регионов востока и севера стремятся мигрировать в более развитые субъекты РФ – Москву, Санкт-Петербург и другие крупные экономические центры. Центральные области сегодня перенаселены, в то время как крайние регионы находятся на грани исчезновения. Внутренняя миграция также привела к росту урбанизации. Сегодня численность населения городов неуклонно растет, в количество сельских жителей падает. Поэтому одним из направлений государственной концепции является создание выгодных условий для миграции граждан в дальние регионы. Мигрант в РФ сегодня может рассчитывать на государственную поддержку, если он переедет в приоритетные области страны.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Миграционные процессы [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В статье рассмотрено понятие миграции и миграционных процессов, как таковых. Кроме того, особое внимание уделено особенностям миграционных процессов в современной России с учетом новых геополитических особенностей.

В настоящее время в мире отмечается новый бум миграции.

В связи с новыми геополитическими факторами отмечается появление новых миграционных процессов, которые оказывают серьёзное влияние на демографическую политику большинства стран.

Таким образом, возникает острая необходимость в пересмотре существующих миграционных прогнозов.

Это обусловлено тем, что современные миграционные процессы становятся все менее предсказуемыми.

Понятие миграции

В силу высокой актуальности, миграционные процессы заслуживают подробного изучения. Однако начать следует с рассмотрения различных трактовок такого понятия как миграция. В настоящее время миграция представляет собой крайне важный фактор влияющий на изменение структуры населения в местах прибытия и оттока мигрантов. Термин "миграция" имеет латинские корни, а именно "migracio"(пер. с лат.) – перемещение, переселение. Однако современные трактовки понятия миграция неоднородны, и включают в себя элементы различные по структуре и функциональности.

Л. Л. Рыбаковский отмечал особенность понятийного аппарата "миграции". По его мнению "в демографической науке, как, впрочем, и в других науках, изучающих миграцию, ни одно понятие не имеет столько различных трактовок, как миграция" . В. А. Ионцев отмечал 36 определений понятия "миграция населения" в отечественной и 27 определениях – в зарубежной литературе .

Изучив множество определений миграции можно выделить общее для большинства трактовок, а именно термин миграция в большинстве случаев рассматривается в узком и широком смыслах без отрыва от понимания миграционных процессов.

В данной статье приедем общепонятную трактовку термина миграция, характерную для большинства словарей.

Миграция – перемещение людей, с изменением места жительства и места работы .

Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. В настоящее время зафиксировано несколько видов миграции населения. Виды миграции населения представлены на рисунке1.

Рисунок 1. Виды миграции

Кроме базового разделения миграции существует также деление на виды согласно пространственного движения населения. К этим видам миграции относят следующее:

  • эпизодическая миграция,
  • маятниковая миграция,
  • сезонная миграция,
  • постоянная миграция.

Все четыре вида миграции отличаются по своим целям и причинам.

Миграционные процессы: понятие и сущность

Процессы миграции активно развиваются в современном глобализирующемся обществе, что несёт как положительные, так и отрицательные последствия для развития Российской Федерации. В 21 веке миграционные процессы влияют на народонаселение, движение капиталов и развитие территорий, формирование правовой и политической культуры общества.

В современной науке отсутствует общепризнанная трактовка понятия "миграционный процесс ". По итогам изучения множества определений миграционных процессов, была выделена трактовка, предложенная Е.А. Соловьевой и Д.Ю. Иванченко.

Под миграционным процессом как процессом миграции следует понимать зафиксированную в пространстве и времени серию миграционных событий – с формальной стороны, а также совокупность собственно переселений – со стороны содержательной.

Изучив ранее понятие миграции как демографического явления можно провести его сравнение с понятием миграционный процесс. Миграционный процесс в отличие от миграции, имеет под собой еще и правовое основание, а, следовательно, может рассматриваться и как правовое понятие. С этой точки зрения, миграционный процесс, как и любой другой процесс, должен быть закономерным и последовательным, а все его стадии должны подчиняться правовому регулированию, основой которого выступают определённые международные стандарты и национальное законодательство.

Однако, важно понимать, что каждое государство должно следовать той миграционной политике, которая позволит ей усилить свой потенциал и защитить суверенитет.

Миграционные процессы в России

В современной России, в период с 1994 по 2010 годы, миграционные процессы обладали рядом особенностей, которые совершенно перестали быть актуальными, начиная с 2013 года.

  • сокращение внутренних и внешних миграционных потоков почти в два раза;
  • преобладание мигрантов трудоспособного возраста, на долю которых приходится 4/5 общего числа;
  • превышение количества въехавших в Россию мигрантов численности выевших за ее пределы, что компенсировало только половину естественной убыли в стране;
  • доминирование во внешнем миграционном потоке граждан стран СНГ и Балтии;
  • увеличение численности вынужденных внешних мигрантов.

Таблица 1 – Показатели международной миграции населения РФ, человек

I полугодие 2012г.

I полугодие 2011г.

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост (+), снижение

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост (+), снижение (-)

Международная миграция

в том числе:

с государствами- участниками СНГ

в том числе:

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Киргизия

Республика Молдова

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

со странами дальнего зарубежья

в том числе:

Германия

Финляндия

другие страны

Начиная с 2012 года ситуация начала меняться, а 2015 год стал переломным. Структура и направленность миграционных потоков в России изменилась. После украинского путча и свержения законной власти в Украине произошли изменения в структуре миграции.

Так в 2015 году миграционный прирост населения России уменьшился на 31,2 тыс. человек, или на 12,7%, что произошло в результате возросшего числа выбывших из Российской Федерации (на 43,2 тыс. человек, или на 15,3%), в том числе за счет эмигрантов в государства-участники СНГ на 40,5 тыс. человек, или на 17,1%. Это связано в основном с возвращением к постоянному месту жительства мигрантов, ранее зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Наряду с этим отмечено увеличение числа прибывших из-за пределов России на 12,0 тыс. человек, или на 2,3%, в том числе из государств-участников СНГ на 11,3 тыс. человек, или на 2,4%.

Изучив отчёт ФМС РФ за 2015 год, можно отметить относительную стабильность миграционных потоков в Российской Федерации. (см. рисунок 2)

Рисунок 2. Динамика въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ за последние пять лет

Основной целью въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации остаются частные поездки (40,2%).

В 2015 году зафиксировано снижение численности трудовой миграции. Это обусловлено тем, что в РФ было ужесточено миграционное законодательство.

В завершении необходимо упомянуть о новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Данная Концепция направлена на оптимизацию миграционных потоков в Российской Федерации. Кроме того, она является базой для совершенствования государственной миграционной политики в современных геополитических условиях.

Литература

  1. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. – М.: Диалог-МГУ,1999. – 370 с.
  2. Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 год // [Электронный ресурс] URL:http://гувм.мвд.рф
  3. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. – М.: Наука, 1987.- 200с.
  4. Словарь по экономике и юриспруденции // Большой юридический словарь [Электронный ресурс] URL: slovareko.ru/byus/migratsiya
  5. Соловьева Е.А., Иванченко Д.Ю. Понятие и сущность миграционного процесса //[Электронный ресурс] URL: pglu.ru›upload/iblock/12a/10.pdf

Под миграцией населения (лат. - переселение) понимают перемещение людей по территориям, которые связаны со сменой постоянного места жительства и работы и приводят к механического прироста населения. В зависимости от причин миграции бывают экономические, политические, религиозные, гуманитарные, экологические, военные. По срокам миграции делятся на: постоянные, сезонные, временные. В зависимости от характера перемещения населения различают внешние миграции-перемещение людей из страны в страну - эмиграция, иммиграция) и внутренние (переселение людей внутри страны, в основном из села в город, что усиливает процесс урбанизации).

Особое место занимает так называемая маятниковая миграция рабочей силы - переезды от места жительства к месту работы и обратно, которая распространена в пригородных зонах. Миграционные процессы состоят из потоков выбытия и потоков прибытия населения за определенный период (зарок). Разница между числом прибытии и числом тех, выехавших за этот период времени, - сальдо миграции, которое определяет увеличение численности населения данной территории за указанный период.

Формирование миграционных потоков происходит под действием специфических закономерностей. Наиболее устойчивыми из них являются:

приоритет экономических факторов в формировании системы потоков добровольной миграции - основная масса перемещений в пространстве вызвана желанием индивидов улучшить свое материальное состояние;

дифференциация уровня миграционной мобильности в зависимости от качественных характеристик индивидов повышенная степень участия в миграционном движении присуща молодым, хорошо образованным лицам, которые не состоят в браке, имеют хорошее состояние здоровья!я. определенные особенности характера (инициативность, смелость);

функционирование двух противоположно направленных потоков - достаточно длительное существование потока миграции вследствие возвращения части мигрантов, которым не удалось закрепиться на новом месте;

инерционность потоков миграции-перемещение населения в установленном направлении продолжается еще некоторое время после того, как прекращается действие факторов, обусловивших формирование соответствующего потока;

определяющее влияние на формирование объема перемещения миграционных возможностей региона, выхода и миграционной емкости населения региона, показателями которых являются численность населения - миграционный поток тем более массовый, чем больше по численности населения регионов, между которыми он проходит;

зависимость объемов миграции от расстояния - чем ближе расположены регионы, тем, при прочих равных условиях, интенсивнее миграционные связи между ними;

взаимосвязь миграционных процессов и ментальных особенностей населения - чем больше степень родства менталитета жителей двух регионов (схожесть языков, обычаев, религии, преобладающих ценностей, репродуктивных установок), тем интенсивнее миграционные контакты, а наличие длительного и интенсивного обмена населением способствует сближению социальных признаков.

Миграционные процессы влияют на естественное воспроизводство населения путем изменения возрастной структуры регионов выхода и населения, трансформацию репродуктивного поведения контингентов населения, изменения условий жизни переселенцев, что отражается на состоянии их здоровья. Миграция влияет и на функционирование и развитие рынка труда; миграционные процессы способствуют развитию расширенного мировоззрения личности, обусловливают повышение приспособляемости к разнообразным условиям жизни, а также обмен навыками и опытом между жителями разных регионов, распространение полезных знаний. Они приводят к перераспределению производителей и потребителей материальных благ и платных услуг между регионами и их подразделениями, изменяют качественные характеристики рабочей силы различных регионов вследствие неравномерной участия в миграционных процессах представителей различных социально-демографических групп.

Миграционные процессы часто приводят к заполнению рабочих мест, не пользующихся спросом у коренного населения - когда отдельные специалисты мигрируют за границу, а там работают на рядовых работах (особенно женщины - домохозяйками, горничными, ухаживают за престарелыми и т. п).

Миграционные процессы, таким образом, является своего рода демографической и демоекономічною "инвестиции" в регионы-реципиенты и, наоборот, вызывают старение населения и ухудшение трудоресурного потенциала в регионах-донорах. Особенно большое экономическое значение миграция имеет как фактор урбанизации, что является неотъемлемым источником количественного и качественного роста. Следовательно, процесс миграции всегда является географическим по форме проявления и социально-экономическим по содержанию.

В экономическом аспекте миграции, прежде всего, выделяют такие ее формы:

миграция, связанная со сменой места жительства (стационарная миграция);

трудовая миграция, которая преимущественно имеет обратный характер.

Такое деление является сугубо теоретическим. На практике, как правило, разделить акты переезда по признаку возвратности можно лишь условно. Мигрант, выбывает до нового места жительства с намерением поселиться на постоянно, может через некоторое время вернуться в места рождения и, наоборот, временный выезд иногда завершается закреплением на новом месте. К тому же цели лиц, которые мигрируют, могут существенно отличаться от оформленных деклараций.

Миграционные процессы переезда за своими причинами можно объединить в две большие группы:

добровольные (трудовая, учебная, этническая, брачная, климатическая, договорная миграция и т. п.);

вынужденные (экологические миграции, насильственной выезд, бегство населения в результате военных действий и миграции по политическим мотивам). По способу реализации миграции делятся на организованные и индивидуальные.

Внешние миграции классифицируют также по принципу легальности (легальные и нелегальные) и по статусу мигрантов. Как отдельные категории участников миграционного процесса выделяются:

лица, которые переезжают на постоянное проживание;

трудовые мигранты, которые переезжают на работу по контрактам (на срок действия контракта);

высококвалифицированные специалисты

работники транснациональных компаний и совместных предприятий, которые по характеру деятельности переезжают из страны в страну;

нелегальные трудовые мигранты;

лица, ищущие политического убежища, беженцы.

Характерными чертами современной миграционной ситуации в Украине в большой степени является ликвидация последствий (ошибок) миграционной политики бывшего Советского Союза, в частности:

репатриация представителей депортированных народов и этнических украинцев - жертв политических репрессий;

постепенное затухание миграционных контактов с государствами Балтийского региона, Закавказья, Центральной Азии наряду с углублением связей со странами, не входившими в состав бывшего СССР;

уменьшение интенсивности стационарных миграций (которые связаны со сменой места жительства и регистрируются государственной статистике) вместе со становлением и развитием нового для Украины вида международного движения населения - трудовой миграции

Широкомасштабные колебания миграционного прироста происходят на фоне стабильного снижения интенсивности стационарных миграций населения.

В абсолютном выражении главным миграционным партнером как прибытия, так и выбытия является Россия. На нее приходится около 55 % общего зовнішньоміграційного оборота.

По относительной интенсивности убытия из Украины первое место занимает Израиль (в 1999-2000 гг. около 300 выбывших в расчете на 100000 жителей этой страны в среднем за год), далее идут Молдова, Россия, Беларусь (30-50 чел на 100000 населения), Германия и большинство стран СНГ Основными миграционными партнерами по прибытию населения в Украину является Молдова (более 100 человек на 100000 жителей), Российская Федерация (28), Армения, Израиль, Беларусь (17-18).

За 1994-2000 pp. Украина по официальным данным потеряла более 600 тыс. человек вследствие миграции, преимущественно молодого и среднего возраста. Сегодня легально и нелегально за пределами Украины находятся и работают около 5,5 - 6,0 млн. лиц, среди которых значительное количество высококвалифицированных специалистов и ученых различных специальностей. Однако ежегодное количество выбывших до экономически развитых стран постепенно уменьшается:

во-первых, из-за исчерпания этнической составляющей этого потока;

во-вторых, вследствие смягчения действия факторов, стимулирующих отъезд;

в-третьих, благодаря расширению возможностей проведения возвратной трудовой миграции в эти страны без изменения местожительства.

Повышение уровня жизни населения постепенно нивелирует этот миграционный процесс, учитывая, что властями государства будет принята программа по созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройства работоспособного населения с доведением до минимума имеющегося безработицы. Сегодня в условиях практического исчерпания потенциала демографического роста едва ли не единственной возможностью увеличения общей численности населения Украины остается активная миграционная политика. Именно миграционный приток может компенсировать естественную убыль населения и обеспечить сбалансирование половозрастной структуры населения.

Миграционный процесс - множество событий, влекущих за собой смену места жительства. Одни из этих событий явные (переселение), другие - латентные (формирование подвижности и т.д.). Чтобы все эти события представляли собой процесс, они должны составить статистически значимую совокупность. Миграция, как и другие процессы, совершается во времени, поэтому ее можно измерить в определенном временном интервале. Характеристика структуры миграции принимается как средняя для этого интервала. Структура - это процесс в статике, а процесс - это по своей сути структура в динамике, т.е. непрерывная смена ее состояний. Причем непрерывно меняется структура не только миграционного процесса, но и тех совокупностей людей, которые отдают и получают мигрантов.

Для каждой территориальной совокупности людей миграционный процесс выступает как двоякое движение - как поток выбытий и как поток прибытий, т.е. происходит взаимодействие двух противоположно направленных, относительно однородных серий событий. Но для мигранта событием является не начало (выбытие) или конец (прибытие) миграционного перемещения, а само переселение, т.е. смена постоянного места жительства. Поэтому при рассмотрении миграции, во-первых, со стороны территориально локализованных совокупностей людей и, во-вторых, со стороны участников переселений в понятие «миграционное событие» вкладывается различный смысл. В первом случае из событий формируется процесс, а во втором - поток.

В социологии изучение миграционных процессов должно реализовываться в поиске особенных граней социологического анализа, отражающих сущностные характеристики миграционных процессов в органической связи с их субъектами и с учетом воздействующих на них факторов как институционального, так и ситуационного характера, а также объективного и субъективного аспектов. Так как не только миграционный процесс влияет на социальную ситуацию во всех сферах общества, как принимающего, так и отдающего население (назовем это «миграционный процесс - фактор»), но и сама ситуация воздействует на этот процесс («миграционный процесс - функция»), то при анализе данного процесса нужно исходить из его полисубъектности.

Когда миграционный процесс выступает как фактор (от лат. factor - делающий, производящий), то его можно рассматривать как основную причину и движущую силу тех социальных изменений, социальных связей и отношений, которые обусловливают объективно неизбежные или субъективно возникающие изменения во всех сферах общества приема и отдачи населения.

Для социологического анализа важно определить масштабы и характер воздействия миграционного процесса как фактора на те или иные сферы жизнедеятельности общества, а также придерживаться определенной системы их квалификации в зависимости от проблем и целей исследования, критериев и группировочных признаков.

В качестве основных группировочных признаков можно назвать:

Объективные и субъективные признаки со всеми оттенками и переходами;

Отношение к субъекту деятельности (перемещения);

Отношение к объекту деятельности (внешнее, внутреннее);

Масштаб воздействия;

Динамичность и регулируемость конкретных значений факторов;

Время действия;

Характер действия (постоянно, временно).

Каждая из этих групп факторов находится в сложном переплетении с другими и сама дифференцируется.

При социологическом анализе миграционный процесс как функцию (от лат. function - исполнение, осуществление, соответствие) необходимо рассматривать в следующих значениях:

Как внешнее проявление свойств миграционного процесса в той или иной системе отношений (функция - свойство);

С позиции роли, которую выполняет миграционный процесс по отношению к обществу в целом (функция - роль);

С точки зрения связей миграционного процесса с обществом или сферами его жизнедеятельности и их взаимозависимости (функция - связи).

В социологических исследованиях важным моментом является построение системы воздействия ситуации на миграционный процесс. При этом прежде всего следует выделять основное (или основные) воздействие, что, конечно, не принижает значимости остальных воздействий.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 178-179; Юдина Т.Н. Социология миграций: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2006. С. 203-205.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Смотреть что такое "Миграционный процесс" в других словарях:

    Ростральный миграционный тракт - Ростральный миграционный поток в мозге мыши. Ростральный миграционный поток, или ростральный миграционный тракт (англ … Википедия

    Ростральный миграционный поток - в мозге мыши. Ростральный миграционный поток, или ростральный миграционный тракт (англ. rostral migratory stream, RMS, rostral migratory pathway, RMP) путь, по которому клетки предшественники нейронов (нейробласты) у некоторых животных мигрируют… … Википедия

    Ростральный миграционный путь - Ростральный миграционный поток в мозге мыши. Ростральный миграционный поток, или ростральный миграционный тракт (англ. rostral migratory stream, RMS, rostral migratory pathway, RMP) путь, по которому клетки предшественники нейронов (нейробласты)… … Википедия

    Теория трех стадий миграционного процесса, разработанная в 1970 1980 х гг. А.А. Рыбаковским. Она исходит из того, что безвозвратная миграция это процесс, представляющий собой зафиксированную в пространстве и времени серию миграционных событий.… …

    - (от лат. migratio перемещение, переселение). В российской научной литературе термин «миграция» в качестве собирательного понятия употребляется и в единственном числе «миграция», и во множественном числе «миграции». В современной отечественной… … Миграция: словарь основных терминов

    На первых порах исследования миграции в России находились в центре внимания историков, географов, статистиков и носили сугубо прикладной характер. Во второй половине XIX в. они были ориентированны на современные практические потребности… … Миграция: словарь основных терминов

    Миграция сложный социальный процесс, тесно связанный как с экономическим уровнем развития того или иного общества, так и с социальными преобразованиями в нем. Миграция как системный элемент существовала в различных видах. Можно выделить следующие … Миграция: словарь основных терминов

    Вид социального поведения, включающий определенные действия и поступки, связанные с пространственным перемещением населения. Оно включает опирающуюся на миграционный опыт деятельность по подготовке перемещений и отказ от таковых, сам миграционный … Миграция: словарь основных терминов

    Социологическая теория, объектом познания которой является население, вовлеченное в миграционный процесс, а предметом динамика изменения объективных и субъективных аспектов социальных отношений перемещаемых лиц в рамках прежнего и нового социумов … Миграция: словарь основных терминов

    Сирия - Сирийская Арабская Республика, гос во в Зап. Азии, на 3. омывается Средиземным морем. Название впервые встречается в вавилонских клинописных табличках в форме Сири, происхождение и значение названия неизвестны. Считают, что это название не имеет… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Миграционные процессы современности. Ситуативное явление или глобальный исторический вызов? , Медушевский Н.А.. Представленная монография включает результаты авторского анализа различных миграционных практик. Обзор охватывает европейский регион, Россию, страны Ближнего Востока и Африканский континент.…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное казенное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский институт министерства внутренних дел российской федерации»

(ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России)

Кафедра философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по экономике на тему:

«Миграционные процессы в России»

Введение

2.1 Современная миграционная ситуация в России

2.2 Механизм реализации современной миграционной политики

Заключение

Введение

Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут за город, проводят свой отпуск в деревне или отправляются путешествовать в совершенно другие края. Все эти явления заключены в одном понятии - миграции. Но, конечно, в более частых случаях под миграциями понимают более масштабный процесс - процесс переезда, смены постоянного места жительства.

Весь временной путь, пройденный человечеством с древнейших времен и до наших дней, непременно сопровождался территориальными перемещениями, переселениями людских масс в поисках лучших условий для существования. Миграция - один из факторов, влияющих на формирование рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения. Правильная продуманная миграционная политика государства способствует социально-экономическому развитию страны. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства. Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

1. Понятие и классификация миграций

миграция россия трудовой государственный

1.1 Трактовка понятия «миграция». Виды миграций

Несмотря на все возрастающий интерес к миграции населения, до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого подхода к формулировке этого понятия. В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Рыбаковским Л.Л. в 1987 г., которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе.

Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения.

Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.

К другим признакам миграции относят функциональный признак, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки.

По временному признаку выделяются временная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции.

По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину). Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков.

По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР.

Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн. немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.

По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические, или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические, вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые.

Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища.

В зависимости от того, обменивается ли данная территория населением с другими, различают открытое и закрытое население. Примером открытого населения может служить населения любого района или города. Абсолютно закрытым является только население всего земного шара. В прошлом закрытым было население многих изолированных районов, отдельных островов и даже целых континентов. Социально - экономический прогресс разрушил замкнутость отдельных территорий, но все же и сейчас население многих стран с незначительным объемом внешней миграции практически близко к закрытому.

2. Современная миграционная ситуация в России и ее государственное регулирование

2.1 Современная миграционная ситуация в РФ

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Сохраняется внутренняя миграция населения, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

В условиях сокращения прироста населения России за счет внешней миграции, особенно заметного в начале текущего десятилетия, миграционный баланс всех федеральных округов, за исключением Центрального, приблизился к нулю. Чем ниже миграционный прирост населения России, тем большая часть мигрантов концентрируется в Центральном округе. В 1995-1998 гг. этот округ впитал 36% положительной нетто-миграции разность между числом прибывших (иммигрантов) на какую-либо территорию (страну) и числом выбывших (эмигрантов) из нее за определенный период (год). Косвенно может быть получено как разница между общим приростом населения и естественным приростом населения за определенный период (год) в стране, в следующем пятилетии - половину, в 2005-2008 гг.- 83%, и только увеличение миграционного прироста в 2007 и 2009 гг. сократило его долю до 75 и 66% соответственно.

Внутри России в 2010 г. сменили место жительства 2,0 млн. человек, или 1,4% населения страны. Вот уже в течение шести лет внутренняя мобильность удерживается на этом уровне. В действительности миграционная мобильность гораздо выше. В стране, по оценкам, около 3 млн. внутренних трудовых мигрантов, как фактически постоянно проживающих не в тех местах, где они прописаны, так и сезонных. Почти во всех региональных центрах есть такие мигранты. Трудности с решением жилищной проблемы сдерживают переселение россиян в пределах своей страны, воскресив феномен отходничества, столь характерный для конца ХIХ - начала ХХ вв. Несмотря на значительные масштабы внутренней миграции, федеральные округа получают основной миграционный прирост за счет переселенцев из СНГ.

Во внутренней же миграции все округа, кроме Северо-Западного, теряют население в пользу Центрального округа. Внешнего притока едва хватает, чтобы возместить эти потери только в европейских регионах, о Сибири и Дальнем Востоке говорить не приходится. Все федеральные округа теряют население в западном направлении и получают прирост за счет прибывших с востока. В 2000-х гг. (в том числе и в 2007 г.) такой перенос населения сохранялся примерно на одном уровне, но по сравнению с 1990-ми гг. он сильно уменьшился.

Главной причиной такой динамики было завершение массового населения с севера, а также возвратной миграции демобилизованных военнослужащих из расформированных после распада СССР воинских частей.

В 1990-е гг. западный перенос, возможно, даже был еще сильнее, чем показывает статистика. Так, согласно переписи 2002 г. все регионы восточной части страны (за исключением Алтайского края) недосчитались населения по сравнению с текущим учетом, т.е. фактическая численность их жителей была меньше, чем показывали расчеты на основе данных текущего учета населения. Иными словами, в период 1989-2002 гг. произошел недоучет выезда населения из этих регионов в европейскую часть России. Выезд мог достигать ориентировочно 1 млн. человек. Таким образом, масштабы «западного дрейфа» за 1991-2007 гг. могли быть чуть ли не вдвое выше, чем показывают данные текущей статистики (2,3 млн. против 1,3 млн. человек).

С сокращением размеров западного переноса многие регионы, лежащие на пути дрейфа, потеряли возможность возмещать часть своих потерь в западном направлении. Так, Амурская область и Бурятия стали чистыми донорами; Иркутская область компенсировала в 2001-2007 гг. только примерно четверть потерь за счет миграции с востока, тогда как в 1990-е гг.- половину; немногим лучше положение Красноярского края. Даже Новосибирская область стала терять население во внутрироссийской миграции. Небольшой миграционный прирост получила только Свердловская область.

Пока не видно причин, по которым «западный дрейф» населения России мог бы быть остановлен или, тем более, повернут вспять. В стране в отличие от предыдущих десятилетий просто нет демографических (людских) ресурсов, которые можно было бы направить «на восток». Ресурсы села и малых городов практически полностью исчерпаны: если там и сохраняется потенциал выезда молодежи, то в условиях высокого спроса на труд в крупных городах Европейской России он полностью поглощается последними. Города Сибири и Дальнего Востока не выдерживают конкуренции с городами европейской части страны ни по экономическому потенциалу, ни по развитости социальной инфраструктуры, ни, наконец, по климату. Пока на востоке России нет ни одного центра, сопоставимого по миграционной привлекательности не только с Московской и Санкт- Петербургской агломерациями, но и с таким регионом, как Краснодарский край, восточнее Новосибирска нет ни одного города с миллионным населением.

Почти весь миграционный прирост в межрайонной внутренней миграции получают 10 наиболее привлекательных регионов страны - 93% в 2005--2007 гг. При этом Московская область и Москва приняли 28 и 26% внутренних мигрантов соответственно, а вместе - 54%.

Центром притяжения общероссийского масштаба является также Санкт-Петербургская агломерация. Кроме того, на такую роль могут претендовать Краснодарский край и Белгородская область. Мощными региональными лидерами являются Республика Татарстан, Свердловская, Самарская, Ярославская области. К региональным лидерам второго плана можно отнести Карелию, Волгоградскую, Саратовскую, Кемеровскую области, Хабаровский край. Подавляющее же большинство регионов России теряет население, причем потери по регионам распределяются довольно равномерно.

За 2005-2007 гг. города в целом росли на 62% за счет международной, на 26% - внутрирегиональной и на 12% - внутренней межрегиональной миграции. Село потеряло 70% мигрантов в пользу городских поселений своего региона, 30% - других регионов, при этом международная миграция восполнила потери села на 67%. Мигранты, как внутренние, так и внешние, стремятся в крупные города, где много возможностей для трудоустройства, получения высоких заработков, самореализации. Из 13 регионов, возглавлявшихся городамимиллионниками, в 2001-2005 гг. восемь имели устойчивый миграционный прирост, в 2006 г. - 10, в 2007 г. - 11. При этом и само число городов-миллионников в 2004 г. сократилось до 12 (в результате сокращения населения Перми), а в 2005 г. - до 11 (из группы городов-миллионников выбыл также Волгоград).

Население региональных столиц прирастает за счет его постепенного стягивания из других городов и сельской местности «подведомственной» территории и регионов-соседей. Даже в регионах, где наблюдается устойчивый миграционный отток населения, столицы прирастают за счет мигрантов. Пример - города Иркутской и Красноярской агломераций. Региональные столицы (включая Москву) в равной мере росли за счет внутрирегиональной и межрегиональной миграции, при этом роль внутренней миграции составляла 60% от общего миграционного прироста. Нестоличные крупные города имели близкий к нулевому миграционный баланс внутрироссийской миграции и прирастали только за счет международной миграции. Средние и малые города теряли население в межрегиональном обмене, но восполняли эти потери за счет обмена с сельской местностью. Поскольку в России потенциал сельско-городской миграции близок к исчерпанию, малым и средним городам практически нечем пополнять население. Только в начале 1990-х гг., когда миграционный приток русского и русскоязычного населения, в том числе вынужденных переселенцев, был ориентирован в значительной мере на малые и средние города и сельскую местность (здесь переселенцам проще было решить жилищную проблему), они получали миграционную подпитку. В последние годы рост экономики восстановил спрос на труд, прежде всего в крупных городах, что послужило стимулом для миграции из малых городов.

В настоящее время в Российской Федерации четко можно выделить два типа трудовых миграций: из сел в города, из малых городов в крупные. Имеют место также переезды из сельских поселений сразу в крупные города, административные центры, но по объему такие потоки оказываются заметно меньшими. Безусловное лидерство среди крупных городов по количеству привлекаемой рабочей силы удерживает Москва. Результаты опросов исследований свидетельствуют о том, что в столичный регион желают переехать не только жители соседних областей, но и представители регионов других федеральных округов, вплоть до Дальнего Востока.

Уровень мобильности населения в течение последних нескольких лет постоянно снижался. Изменились и основные направления миграционных потоков. Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, сложившуюся в регионах Центральной России. По итогам 2007-2008. Как и прежде в большинстве субъектов центрального федерального округа наблюдается миграционный прирост, который частично сглаживает естественную убыль населения, характерную абсолютно для всех субъектов ЦФО. Миграционная убыль по данным на конец 2008 года имела место только в Брянской и Костромской областях. Однако практически во всех регионах, где наблюдается положительное сальдо миграционных потоков, межрегиональная миграция характеризуется превышением числа выбывших над числом прибывших. Такое положение дел в Брянской, Владимирской, Ивановской, Орловской, Рязанской и других областях. Понятно, что для большинства внутренних мигрантов ЦФО центром притяжения является Москва и Московская область. В Тверской области ситуация более сложная, что связано с межстоличным положением региона, и фактически он становится донором трудовых ресурсов и для Москвы, и для Санкт-Петербурга. Таким образом, общий миграционный прирост большей части субъектов ЦФО обеспечивается внешними иммигрантами, абсолютное большинство которых выходцы из стран СНГ и Балтии.

В то же время такие регионы как Белгородская, Ярославская области отличаются положительным миграционным сальдо, как по международной миграции, так и по межрегиональной. Эти субъекты наряду с Калужской, Липецкой и Тверской областями входят в группу наиболее приближенных регионов к Москве и Московской области по размеру средней номинальной начисленной заработной платы в центральном федеральном округе по данным статистики за январь-ноябрь 2008г., что еще раз подтверждает значимость экономического фактора при миграции.

Цифры, приводимые федеральным и территориальными органами государственной статистики, неточны по объективным причинам. В статистике данные о мигрантах, зарегистрированных по месту пребывания, вообще не учитываются вне зависимости от срока пребывания, о чем свидетельствуют методологические пояснения Госкомстата. Но даже если бы такой учет велся отдельной строкой межрегиональной миграции во избежание двойного счета, то всё равно полученные цифры вряд ли смогли бы адекватно отразить ситуацию, поскольку очень немногие внутренние мигранты оформляют временную регистрацию по прибытию в другой регион.

В современных экономических условиях, сказавшихся, в том числе, и на рынке труда, когда происходит снижение уровня заработной платы, сокращения персонала на предприятиях, в средствах массовой информации появились прогнозы о будущем оттоке населения из столичного региона. Была высказана точка зрения, что внутренние трудовые мигранты, попавшие под сокращение и не имеющие здесь собственного жилья, будут возвращаться в родные регионы. В свою очередь для специалистов давно живущих и работающих в Москве столица также будет терять былую привлекательность, что связывают с тремя основными причинами: крайне высокие цены на недвижимость и невозможность улучшить жилищные условия, высокий уровень конкуренции и невозможность продвижения по карьерной лестнице, а также тяжелая психологическая атмосфера.

С другой стороны в последние годы постоянный приток мигрантов в Москву и Московскую область происходил на фоне высокого экономического потенциала региона, высокого уровня старения населения и дефицита рабочей силы в трудоспособном возрасте, что создавало условия для внутренних мигрантов занять существующие вакансии и не оказаться лишними на рынке труда. В настоящее время снижение численности населения трудоспособного возраста происходит на всей территории России. В Москве темпы старения населения самые высокие в стране, и для нормального функционирования региона ей необходим постоянный приток мигрантов. Поэтому «оптимизации численности персонала», как часто называют на предприятиях текущие сокращения, происходят под давлением демографического фактора. Такие пополнения рядов кандидатов на замещение имеющихся вакансий приводят к снижению уровня спроса на рабочую силу. В результате уменьшается разрыв между спросом и предложением труда в столичном регионе. В то же время некоторое выравнивание на рынке труда в количественном плане не обеспечивает большей сбалансированности в качественном плане: структура вакансий работодателей и рабочие места, которые ищут кандидаты, заметно расходятся. Возможно, сближению спроса и предложения в структурном плане будет способствовать получение новой квалификации некоторыми сокращенными работниками.

2.2 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации

Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации», ныне недействующий нормативно-правовой документ.

Координационным органом, обеспечивающим согласованные действия органов исполнительной власти РФ и ее субъектов по реализации единой государственной миграционной политики, является Правительственная комиссия по миграционной политике. При разработке и реализации государственной и региональной миграционной политики органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов сотрудничают с международными организациями.

В разработке и реализации государственной миграционной политики наряду с ФМС России призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти: Минрегион России, Минюст России, МВД России, Минэкономики России, Минфин России, МИД России, Минтруда России, Минздрав России, Минобразования России, Минкультуры России и другие заинтересованные органы власти.

Для реализации государственной миграционной политики Правительство Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета ежегодно предусматривает средства на финансирование соответствующих мероприятий.

Миграционная политика учитывает основные положения Комплексного плана мероприятий по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается на нормах международного права и международных договорах, положениях Конституции РФ и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, договорах и соглашениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и в их деятельности. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда зарубежных государств.

2.3 Особенности Государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке

Отдельно стоит рассмотреть миграционную ситуацию на Дальнем Востоке, так как этот район представляет большой интерес за счет актуальности его заселения во все времена. Вначале мы обратимся к истории, потому как она хорошо объясняет современные тенденции развития.

При всех недостатках миграционной политики царского правительства именно в середине XIX - начале XX вв. заселение Дальнего Востока привело к позитивному социально-экономическому эффекту и на длительный период заложило основы успешного саморазвивающегося общества в восточной части страны.

Главным условием успеха стал ориентир на долгосрочное закрепление переселенцев в новых территориях. Он лег в основу системообразующей цели колонизации дальневосточных земель, что определило комплексный подход к переселенческой политике. К переселению на Дальний Восток стимулировались социальные группы, способные благополучно адаптироваться в новых условиях и создать социальные основы для закрепления господства России в новых землях.

Существуют сведения о государственном стимулировании притока в регион экономически независимого и активного населения. С 1862 г. переселение проводилось за счет самих мигрантов. Естественно, решиться на переезд могли только те, кто имел необходимый для этого материальный ресурс и рассчитывал на свои силы в обивании нового места.

До 1905 г. разрешение на переселение в Амурскую и Приморскую области предоставлялось крестьянам, способным привезти с собой на новое место жительства не менее 600 рублей. Деньги требовались для приобретения хозяйственного инвентаря и на обустройство, так как государственных ссуд не хватало. В марте 1861г. были изданы «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях». В основе этого документа лежал принцип добровольного льготного переселения с правом приобретения земли в собственность. В частности, предписывалось:

1) всем желающим селиться в Амурской и Приморской областях отводить свободные участки казенной земли во временное владение или в полную собственность;

2) желающим поселиться целым обществом, которое должно состоять не менее как из 15 семейств, отводить сплошной участок земли на пространстве не более 100 десятин на каждое семейство;

3) на пространстве от вершин реки Уссури и по ее течению к морю такие участки предоставлять в вечное и постоянное пользование всего общества. Общество имеет право продать участок другому обществу, состоящему не менее как из 15 семейств;

4) во всех других местностях отведенные крестьянским обществам участки предоставлять в пользование на 20 лет бесплатно, однако последние права ни продавать, ни отчуждать не имеют.

2.4 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

1. В области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников

* обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;

* разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

* разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;

* государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;

* развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;

* использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

* оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории РФ.

2. В области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации

* восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;

* стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств - Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России;

* проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.

Для достижения оптимального результата целесообразна скорейшая разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики, которая призвана определить основные направления реализация государственной политики. Концепция должна выступать в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры миграционной политики в непротиворечивую систему. Фундаментальной идей концепции должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства, а благо для России.

Необходимо преодолеть закрепощенность населения неразвитостью институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено следующими методами: содействие широкому распространению и развитию института ипотеки; содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья; содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья; государственная поддержка девелоперских компаний (с учетом потребностей региона в населении и рабочей силы). Должна быть обеспечена максимальная доступность жилья на рыночных условиях для подавляющего большинства населения. Среднеоплачиваемый работник, нашедший работу в конкретном регионе, должен иметь возможность на свою заработную плату найти приемлемое жилье и при этом не голодать, не ходить в обносках и не жертвовать образованием детей. Необходимо также разработать механизм действенного обеспечения защиты частной собственности, прежде всего, жилищной, поскольку в настоящее время владельцы жилья часто отказывают квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потерять жилье.

Создание эффективного рынка жилья приведет к тому, что приоритетным при выборе места будет уже наличие свободных вакансий в данном регионе и предлагаемый уровень зарплаты. Последнее позволит сформировать в России эффективный межрегиональный рынок труда. Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Как показывает анализ, в настоящее время во внутрироссийских миграционных потоках преобладает внутрирегиональной миграции (почти 60%). Следствием последнего является уменьшение влияния внутрироссийской миграции на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов путем перераспределения рабочей силы между регионами. В итоге в современной России вместо "единого рынка труда" существуют относительно замкнутые, независимые и автономно развивающиеся региональные рынки труда. Кроме того, в России не существует развитой информационной базы об имеющихся вакансиях, значительная часть людей (особенно в регионах) вынуждено искать работу через друзей, знакомых, используя другие неформальные каналы поиска работы.

Повышению миграционной подвижности индивидов будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского банка вакансий (национального банка вакансий) и национального банка граждан, готовых сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета сведений о потребностях в рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость и мелкое предпринимательство. Важным представляется объединить усилия государственных служб и негосударственных информационных посредников, в первую очередь на электронном рынке трудоустройств. Основной задачей межрегиональных трудовых центров должно стать предоставление гражданам-потенциальным мигрантам информации о возможностях внутрироссийских переселений; о перспективных либо не рекомендуемых для расселения территориях и населенных пунктах; оказание поддержки переселенцам из неперспективных населенных пунктов, позволяющей мигрантам осознанно и целенаправленно принимать решение о переселении. В межрегиональных трудовых центрах, а также территориальных управлениях службы занятости должна быть база данных об имеющихся вакансиях по всей стране, перечень ведущих предприятий и организаций данного региона с характеристикой их отраслевой структуры и профессионально-квалификационными требованиями к работникам; перспективных направлениях развития частного предпринимательства и малого бизнеса. По возможности, банк данных должен включать сведения о наличии и возможности получения жилья, список. Поскольку в настоящее время предприятия не всегда предоставляют сведения об открывшихся вакансиях в службу занятости, то, возможно, необходимо законодательно закрепить обязанность компании при открытии вакансии предоставлять информацию о ней в службу занятости.

В рамках реализации третьей фундаментальной цели необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Произошедшее в 1990-е годы кардинальное изменение по сравнению с предыдущими десятилетиями направлений внутрироссийских миграционных потоков привело к значительному сокращению численности населения в стратегически важных с точки зрения интересов национальной безопасности регионах России. Снижение численности население северных и восточных регионов России, в свою очередь, разрушает трудовой потенциал, адаптированный к природным условиям этих регионов и в перспективе может стать угрозой реализации крупных инвестиционных проектов.

Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, предоставления налоговых льгот и субсидий; на развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры, жилищное строительство в указанных регионах.

Заключение

Миграция - это часть современной мировой глобализации. Существующая в огромных масштабах миграция вовлекает в свой оборот огромные массы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Миграция - процесс, главным следствием которого является усложнение экономической и общественной жизни. И в то же время она открывает новые возможности.

Миграция населения (в первую очередь трудовая) - позитивное явление, позволяющее сбалансировать прирост населения, прежде всего числа трудоспособных лиц. Современная миграционная ситуация в России является ни чем иным как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

Проблема миграции как явления не только социально-экономического, но и политического должна решаться при пристальном внимании со стороны государства. Для этого оно составляет и постепенно реализует свою миграционную политику. Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых - первоочередная задача и цель любого государства.

Список использованной литературы

1. Алешковский И.А.Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика М., ТЕИС, 2007, С.96

2. Бугаева Н.Г. Внутренняя трудовая миграция в Центральной России в современных экономических условиях / / Орловский государственный университет, факультет экономики и управления.М.: Инфро, 2008.

3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгана Н.А.; ред. кол.: Владимирова А.А. и др. -М.: ОАО «НПО «Экономика», 2005. - 735 с.

4. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экон. и фин., 2011. 447с.

5. Дергачев В.А. Международные экономические отношения. Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 368 с.гл.8

6. Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 214 с.

7. Емцов Р.Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М.: Дело и Сервис, 2011. 317 с.

8. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: учебное пособие.- М.: Дело, 2002. - 472 с.

9. Кабузан В.Н. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII-начало XX вв.). Хабаровск, 2004.

10. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года указ президента РФ Путина 9окт 2007 года

11. Красниковой Е.В. Макроэкономика: учебное пособие. - М.:ТЕИС, 2003 - 254 с. Адамович Т.И.Современная политическая экономия: учебное пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородич, П.С. Лемещенко и др. - Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2011. - 472 с.

12. Лахин Ю.В. Макроэкономика: практический курс, учебное пособие.-Мн.: Светоч, 2010. - 372 с.

13. Лемешевский, И.М. Макроэкономика / Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2013. - 576 с.

14. Макроэкономика: Соц.ориентир.подход: Учеб. пособие/ Э.А.Лутохина, В.В.Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э. А. Лутохиной. -Мн.: Тесей, 2009. - 320 с.

15. Макроэкономика: Учеб. пособие/Н.И. Базылев, М.Н., С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гур-ко.2-е изд., перераб. - Мн.: БГЭУ, 2010.-214с.

16. Макроэкономика: Учеб.пособие/М.И. Плотницкий, Э. И. Любкович, М.Г. Муталинов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.- М.: Новое знание, 2012. - 462 с.

17. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов. / Под ред. А. К. Шуркалина, Н. С. Цыпиной. - М.: Логос, 2012. С. 128.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие "миграция населения". Классификации факторов миграции. Теории исследования миграционных процессов. Миграционные процессы Е.Г. Равенштейна. Миграционные процессы Л.Л. Рыбаковского. Миграция – как социальный процесс. Региональная политика.

    контрольная работа , добавлен 15.01.2008

    Миграция населения, ее динамика, структура и социально-экономические последствия. Государственное управление миграционными процессами в Российской Федерации. Основные цели, принципы, задачи и механизм реализации регулирования миграционных процессов.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2011

    Понятие международной миграции населения, ее разновидности, основные причины и предпосылки, экономические и социально-общественные. Факторы, оказывающие влияние на динамику миграционных процессов, государственное регулирование в современной России.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Характеристика структуры рынка труда, его особенности в России. Основные цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда. Перспективы регулирования занятости населения и снижения безработицы в России.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Основные концепции и положения регулирования государством внешнеэкономической деятельности. Характеристика таможенно-тарифных и нетарифных методов. Особенности, принципы и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2009

    Причины и виды международной миграции. Экономические последствия миграции рабочей силы. Международное регулирование миграционных процессов, механизм их контроля и правовое регулирование. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Экономическая природа и сущность занятости. Показатели ее уровня и динамики, государственное регулирование и стратегическое планирование в России. Меры по оптимизации структуры занятого населения и совершенствованию качественного состава рабочей силы.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Инвестиции как объект государственного финансового регулирования. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика России в 2013 году. Пути совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2015

    Эволюция взглядов на государственное регулирование экономики, понятие и принципы реализации данного процесса, его цели, субъекты и объекты. Перспективы создания конкурентоспособной экономики России, национальные мегапроекты и оценка их эффективности.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Раскрытие процессов регулирования, применяемых в конкретных областях и сферах, выделение основных направлений государственного регулирования и определение их роли в реформировании экономики. Роль государственного регулирования в экономике России.