Михайленко е гражданское право общая часть. Нормативные правовые акты. Соотношение гражданского права с другими отраслями российского права

Задачи: 1 Расширить представление учащихся о стране изучаемого языка 2 Познакомить учащихся с достопримечательностями Берлина.3 Учить читать с полным пониманием 4 Повторить порядок слов в простом повествовательном предложении

Ход урока

I Начало урока Организационный момент.

ОЗУ Введение в тему

II Речевая зарядка.

1 Wo liegt Deutschland?

2 Woran grenzt Deutschland?

3 Wie heißt die Hauptstadt der BRD?

4 Wie heißen die Bundesländer Deutschlands?

Предъявление нового материала. Организация тренировки в применении

1 Heute sprechen wir zum Thema „ Eine Reise durch die BRD“

Die BRD Was fällt euch dazu ein?

2 S. 151.Üb 1a Widerholen wir die Wortfolge in einfacher Satz

3 Подготовка сообщения о ФРГ

4 S. 151.Üb 2 а чтение текста и извлечение информации из текста Die beliebtesten Reiseziele sind ... (der Rhein, der Schwarzwald, Bayern, der Harz, der thüringer Wald und die Ostsee und die Nordsee

5 Запись сообщения в тематические тетради

III Заключительный этап урока

Д З Рассказать о Германии

Подведение итогов урока

EINE REISE DURCH DIE BUNDESREPUBLICK DEUTSCHLAND

Задачи: 1 Контроль умения учащихся рассказывать о Германии 2 Более подробное знакомство учащихся с достопримечательностями Берлина.3 Учить рассказывать о достопримечательностях Берлина 4

Ход урока

Heute sprechen wir zum Thema „ Berlin . Sehenswürdigkeiten“

Was fällt euch dazu ein?

II Речевая зарядка.

1 Wann wurde Berlin gegründet?

2 Was ist das Wahrzeichen Berlins ?

3 Wie heißt der älteste Stadtteil Berlins?

4 Wie heißt eine der schönste und größten Straßen Berlins?

III Повторение

Контроль сообщения о ФРГ

1 Berlin ist die Hauptstadt Deutschlands

Wir machen eine große Stadtrundfahrt. Welche Sehenswürdigkeiten können wir dort sehen

2 Аудирование текста

3 S. 152 -153.Üb 3 In Paaren lesen und übersetzen

Die Information tauschen

Запись сообщения о достопримечательностях Берлина в тематические тетради

V Заключительный этап урока

Д З Рассказать о достопримечательностях Берлина

Подведение итогов урока

EINE REISE DURCH DIE BUNDESREPUBLICK DEUTSCHLAND

Задачи: 1 Контроль умения учащихся рассказывать о достопримечательностях Берлина 2 Учить читать текст с полным пониманием, вычленяя при этом главные факты и опуская детали.3 Учить пересказывать текст 4 Расширить представление учащихся о столице Баварии Мюнхене и его достопримечательностях

Ход урока

I Начало урока Организационный момент. ОЗУ

Heute sprechen wir zum Thema „ München . Sehenswürdigkeiten“

Was fällt euch dazu ein? Assoziogramm machen

II Повторение

Контроль сообщения о достопримечательностях Берлина

1Heute sprechen wir über die Hauptstadt Bayerns - München

Den Text lesen und im großen und ganzen verstehen.

2 Перевести предложения с опорой на прочитанный текст

1 Мюнхен – столица Баварии.

2 Мюнхен составляет 310 км.

3 Город насчитывает 1,3 мил жителей.

4 В Мюнхене есть много достопримечательностей: башни «Старый Пётр», женская церковь, новая ратуша.

5 В центре площади Марии стоит статуя с колонной Девы Марии

6 Главная улица города называется Maximilianstraße

7 В Мюнхене живут много иностранцев.

8 Всемирно известны Баварские блюда: телячья колбаса, свинина на косточке с тушёной капустой, и пиво.

3 Контроль (перевод предложений отобразить на проекторе)

V Заключительный этап урока

Д З Рассказать о Мюнхене

Подведение итогов урока

EINE REISE DURCH DIE BUNDESREPUBLICK DEUTSCHLAND

Задачи: 1 Контроль умения учащихся рассказывать о Мюнхене 2 Учить читать текст с извлечением необходимой информации из прочитанного.3 Учить пересказывать текст 4 Продолжить знакомство учащихся с Германией, с её землями и городами

Ход урока

I Начало урока Организационный момент. ОЗУ

II Речевая зарядка.

1 Wie groß ist München?

2 Wieviel Millionen Menschen leben dort? Gibt es viele Ausländer?

3 Welche Sehenswürdigkeiten gibt es hier?

4 Wie heißen die größten Straßen der Stadt?

II Повторение Контроль сообщения о Мюнхене

III Предъявление нового материала. Организация тренировки в применении

1 Und noch eine Information von Munchen und Bayern.

Аудирование текста с показом на карте. Задание: записать по–русски, что поняли из текста

Bayern ist das größte von allen Bundesländern. Es ist größer als Belgien, Niederland und Luxemburg zusammen.

Im Süden liegt Österreich und im Osten die Tschechien. Die Alpen bilden die geographische Südgrenze. München und Augsburg liegen im Alpenvorland. Nördlich der Donau liegt die Fränkische Alb und schließlich im Norden Franken mit den herrlichen alten Städten Nürnberg, Bamberg und Würzburg. Der Großraum um München hat sich zu einem Industriezentrum entwickelt. Besonders der Automobilbau (z. B. BMW) spielt dort eine große Rolle. In München ist die größte Universität Deutschlands. Immer mehr Menschen ziehen in diese „Weltstadt mit Herz", wie sie zörtlich genannt wird. In München gibt es viele klassischen Bauten aus dem 19. Jahrhundert, viele Kirchen und Schlösser aus der Renaissance und dem Barock. Berühmte Museen und Kunstgalerien befinden sich hier. Das Künstlerviertel Schwabing ist ebenfalls sehr bekannt. Es gibt ein breites Angebot an Konzerten und kulturellen Veranstaltungen. Wer das echte Bayern erleben will, besucht einen der vielen Biergarten.

2 S. 159 - 160 Üb 7 Составить ассоциограмму «Достопримечательности Мюнхена»

EINE REISE DURCH DIE BUNDESREPUBLICK DEUTSCHLAND

Задачи: 1 Развитие речевых навыков учащихся. 2 Практиковать в чтении текста с извлечением необходимой информации.3 Учить работать с картой 4 Развивать интерес и познавательную активность учащихся

Ход урока

I Начало урока Организационный момент. ОЗУ

II Речевая зарядка.

III Повторение

1 Контроль домашнего задания

IV Предъявление нового материала. Организация тренировки в применении

1Wir arbeiten an der Karte

1 Wo fließt der Rhein?Durch welche Bundesländer?

2 Welche großen Städte liegen am Rhein?

3 Was wisst ihr von diesen Städten

(опрос учащихся, работавших по карточкам о городах вдоль Рейна.)

2 S. 160 – 161 Üb 9

Выписать из текста названия всех городов и притоков Рейна

V Заключительный этап урока

Д З Рассказать о Рейне

Подведение итогов урока

EINE REISE DURCH DIE BUNDESREPUBLICK DEUTSCHLAND

Задачи: 1 Контроль умения учащихся рассказывать о Рейне.2 Развитие диалогической речи учащихся. 3 Аудирование текста с полным пониманием. 3 Продолжить знакомство учащихся с городами Германии (Кёльном и его достопримечательностями)

Ход урока

I Начало урока Организационный момент. ОЗУ

II Речевая зарядка.

III Повторение

1 Контроль домашнего задания

2 Индивидуальная работа по карточкам

IV Предъявление нового материала. Организация тренировки в применении

1 S. 186– 188 Üb 1

1) прослушивание в записи

2) проговаривание за диктором

3) работа над переводом

4) чтение в группах

5) Контроль

2 S. 188 Üb 2 Составить ассоциограмму «Достопримечательности Кёльна»

3 S. 188 Üb 3 диф -но

4 S. 188 Üb 4 диф -но

V Заключительный этап урока

Д З Рассказать о Кёльне

Подведение итогов урока

In Worms spielt zum Teil die Handlung des großen deutschen Volksepos, (народный эпос) des Niebelungenlieds («Песнь о Нибелунгах»). Heute ist Worms ein Industriezentrum, in dem Maschinen, Leder, Textilien, Chemikalien und andere Produkte hergestellt werden.

Die Stadt Mainz ist mehr als 1000 Jahre alt. Sie ist vor allem bekannt als die Stadt, in der Gutenberg { Иоганн Гутенберг , изобре татель книгопечатания в Германии ) das erste Buch gedruckt hat { напечатал ). Mainz hat einen berühmten alten Dom, einen mächtigen Bau im romantischen Stil.

Am linken Rheinufer liegt die Stadt Bonn. Im Bonn wurde 1770 der große Komponist Ludwig van Beethoven geboren.

Köln liegt auch am Rhein. Das ist eine große und bekannte Stadt Deutschlands, die schon fast 2000 Jahre alt ist. In der Stadt gibt es viele Sehenswurdigkeiten, darunter den beruhmten Kölner Dom, ein Wunderwerk gotischer Architektur, dessen Bau 1248 begonnen und erst 1880 vollendet wurde.

Die Hauptstadt des Ruhrgebiets ist Düsseldorf, am rechten Rheinufer gelegen. Diese Stadt ist bekannt durch mehrere Industriezweige (отрасли промышленности) Eisen und Stahl, Glas und Optik, Baustoffe (строительные материалы) und Radiogeräte. In Düsseldorf wurde 1797 der große deutsche Dichter Heinrich Heine geboren

EINE REISE DURCH DIE BUNDESREPUBLICK DEUTSCHLAND

Задачи: 1 Контроль умения учащихся рассказывать о Кёльне.

2 Познакомить учащихся с новой лексикой по теме. der Bahnsteig,

das Gleis, der Fahrplan, der Schalter, der Wagen, die Abfahrt, die Ankunft,

die Auskunft, die Information, das Auskunftsbüro, abfahren, ankommen,

Abschied nehmen von j-m, sich verabschieden von j-m, abholen,

3 Привлечение внимания учащихся к правильному поведению на вокзале

Ход урока

I Начало урока Организационный момент. ОЗУ

II Речевая зарядка.

III Повторение

1 Контроль домашнего задания

2 Индивидуальная работа по карточкам

IV Предъявление нового материала. Организация тренировки в применении

1 S. 168 Üb 1а Введение новых слов с опорой на картинки с 168

1) работа над переводом запись в словарные тетради

2) проговаривание за учителем, отработка произношения

2 S. 167 Üb 2 прослушивание записи

Перевод объявлений на русский язык в парах

Работа над произношением и интонацией немецких предложений

3 S. 169 - 170 Üb 3 диф -но

V Заключительный этап урока

Д З слова по теме

Подведение итогов урока

Дата: 24.01.18 г.

Конспект урока по немецкому языку 9 класс

На тему: Двойственная система профессиональной подготовки в Германии

Выполнил учитель: Лобышева А.А.

Цели урока:

    углубить представление о школьной системе Германии; сравнить ее со школьной системой России

    учить высказываться о выборе профессии;

    тренировать в чтении текста с пониманием основного содержания.

Воспитательные, образовательные и развивающие цели:

    расширение кругозора учащихся; развитие познавательной активности;

    побуждение учащихся к размышлениям о выборе своей будущей профессии;

    привлечение к значимости этого решения;

    знакомство с информацией о том, как немецкие школы готовят учащихся к выбору профессии;

    углубление представлений учащихся о двойственной системе профессиональной подготовки в Германии.

Ход урока.

    Организационный момент.

- (учитель приветствует класс, проверяет готовность класса к уроку. Сдача рапорта дежурного)

Guten Tag, Kinder! Setzt euch!

1. Рапорт дежурного

Wer hat heute Klassendienst?

Der wiefielte ist heute?

Welcher Wochentag ist heute?

Wer fehlt heute?

    Проверка домашнего задания

- Welche Hausaufgaben es auf das Haus? (Какое домашнее задание было на дом?).

Prüfen! (Проверяем)

Antworten. (отвечают:)

Klasse, ob Sie alle richtig haben? (класс, все ли они верно выполнили?)

Sie haben Fragen zu diesem Aufgaben ? (У вас есть вопросы по этому заданию?).

Gut gemacht! (молодцы).

3. Изучение новых знаний и способов деятельности

II. Речевая зарядка

a) Sprecht mir nach!

b) Wer ist der beste Dolmetscher? (учащиеся переводят слова, кто лучший переводчик)

    das Reifezeugnis аттестат зрелости

    der Abschluss окончание

    die Berufsausbildung обучение профессии

    die Anforderung требование

    der Arbeitnehmer работающий по найму

    der Arbeitgeber работодатель

    der Fachmann специалист

    die Lehrberufe обучающие профессии

    вesprechen обсуждать

    кreativ творческий

    entscheiden решать

III. Jetzt sprechen wir über das deutsche Schulsystem. (Повторение) О школьной системе

1. Beantwortet meine Fragen:

Die Lehrerin: Wieviel Stufen hat das deutsche Schulsystem?
Schüler 1: Das deutsche Schulsystem hat 3 Stufen: Primarstufe, Sekundarstufe I, Sekundarstufe II.
Die Lehrerin: Welche Klassen umfasst die Orientierungsstufe?
Schüler 2: Die Orientierungsstufe umfasst 5, 6 Klassen
Die Lehrerin: Welche Schultypen hat das deutsche Schulsystem?
Schüler3: Das sind: Hauptschule, Realschule, Gymnasium, Gesamtschule.
Die Lehrerin: Welche Klassen umfasst die Hauptschule?
Schüler 4: Sie umfasst die Klassen 5 bis 10.
Die Lehrerin: Welche Klassen umfasst das Gymnasium?
Schüler 5: Das Gymnasium umfasst die Klassen 5 bis 13.

Ответы на мои вопросы:

Учительница: сколько уровней имеет немецкая школьная система?

Студент 1: немецкая школьная система имеет 3 уровня: первичный, вторичный I, вторичный II.

Учительница: какие классы относятся к уровню ориентации?

Ученик 2: уровень ориентации включает в себя 5, 6 Классов

Учительница: какие типы школ имеет Немецкая школьная система?

Ученики 3: это: главная школа, реальная школа, гимназия, общая школа.

Учитель: какие классы включает в себя главная школа?

Учащиеся 4: классы от 5 до 10.

Учитель: какие классы включает в себя гимназию?

Учащиеся 5: гимназия включает классы 5-13.

2. Wir machen einen Test

1. Zuerst kommen die deutschen Kinder in …

a) die Grundschule
b) die Realschule
c) das Gymnasium

2. In der … Klasse ist die Grundschule zu Ende.

a) fünften
b) dritten
c) vierten

3. Die Hauptschule bereitet die Schüler auf … vor.

a) die Beruf
b) das selbständige Leben
c) das Lernen im Gymnasium

4. Nach dem Abitur kann man … gehen.

a) auf eine Universität
b) in die Hauptschule
c) in die Realschule.

5. In der deutschen Realschule gibt es…

a) das sogenannte Probehalbjahr
b) solche Fächer wie Chor, Orchester, Gartenbau
c) eine Orientierungsstufe.

6. In der ersten Waldorfschule lernten…

a) nur die besonders begabten Kinder
b) die Kinder der Fabrikarbeiter
c) die Kinder der Reichen

Die richtige Antworten:

    1. a) die Grundschule

  • 3. а) die Beruf

    4. а) auf eine Universität

    5. a) das sogenannte Probehalbjahr

    6. b) die Kinder der Fabrikarbeiter

Die Lehrerin: Macht die Bücher auf die Seite128. Ubung 1.

Учащиеся отвечают на вопросы устно.

Отвечает: Пастухов А, Хаббасов К, Абросимов Е, Муравьев Е, Наумкин Д.

Gut gemacht! (молодцы).

- Ubung 2. Учащиеся дописывают предложения. У доски: Шавкун Д. Цупов А, Сладков С

Gut gemacht! (молодцы).

- Ubung 3.

Отвечает: Полянский А, Жигурин С. Шерементьева И.

Gut gemacht! (молодцы).

4. Итог урока

Выставление оценок.

VI. Заключительный этап урока

1. Подведение итогов

Die Lehrerin: Wir beenden unsere Stunde. Sie haben sehr gut gearbeitet. Ich meine, dass sie gute Kenntnisse bekommen haben, die sie im Leben gebrauchen können.

2. Домашнее задание: стр. 128 упр 5

Н епосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Гражданское право».

Предназначено для студентов юридических факультетов высших учебных заведений.

Принятые сокращения

1. Нормативные правовые акты

Конституция

– Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

– Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 05.02.2007); часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 20.04.2007); часть третья от 26.11.20–01 № 146-ФЗ (в ред. от 03.06.2006); часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

– Гражданский кодекс РСФСР, утвержден Верховным Советом РСФСР 11.06.1964 (вред, от26.11.2001)

– Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 05.12.2006)

– Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (вред, от 29.12.2006)

2. Органы власти

Минздрав России

– Министерство здравоохранения Российской Федерации

Минфин России

– Министерство финансов Российской Федерации

Минюст России

– Министерство юстиции Российской Федерации

Минэкономразвития России

– Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Росимущество

– Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

3. Прочие сокращения

– абзац(-ы)

– глава (-ы)

орган ЗАГС

– орган записи актов гражданского состояния

– пункт (-ы)

– подпункт (-ы)

Тема 1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

1.1. Предмет и метод гражданского права как отрасли частного права

Понятие и предмет гражданского права.

Гражданское право понятие многогранное. Прежде всего под ним понимают

отрасль российского частного права.

В этом смысле оно выступает совокупностью правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, и на властном подчинении одной стороны другой, а также защищающих неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага. Основой характеристики гражданского права как отрасли права служат его

Также под гражданским правом зачастую понимают

систему нормативных правовых актов, содержащих гражданско-правовые нормы; науку как систему знаний о гражданско-правовых явлениях и деятельность по производству новых знаний; учебную дисциплину, включающую общую и особенную части.

При этом общая часть охватывает вопросы, относящиеся ко всем (или большинству) регулируемых гражданским правом отношений, а особенная часть – вопросы, касающиеся конкретных имущественных правоотношений, прежде всего отдельных видов обязательств.

Предметом гражданского права являются три группы отношений:

1) имущественные отношения; 2) тесно связанные с имущественными личные неимущественные отношения; 3) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, если иное не вытекает из сути этих отношений.

Имущественные отношения

составляют основную группу отношений, регулируемых нормами гражданского права. Имущественными являются отношения собственности и другие вещные отношения; отношения, связанные с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а также отношения, возникающие в рамках договорных и иных обязательств. Цивилистическая наука издавна различала

личные неимущественные отношения, связанные с имущественными отношениями,

личные неимущественные отношения, не связанные с ними.

В качестве примера личных неимущественных отношений, тесно связанных с имущественными, можно привести отношения авторства на произведения науки, литературы, искусства, изобретения и другие идеальные результаты интеллектуальной деятельности. Группу личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, составляют такие отношения, которые, во-первых, лишены материального (имущественного) содержания, их невозможно оценить в денежном выражении; во-вторых, они неразрывно связаны с личностью их носителя, что означает невозможность их передачи другим лицам; и в-третьих, они принадлежат гражданину от рождения. При этом гражданское право не регулирует, но защищает такие неотчуждаемые права и свободы человека, как, в частности, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, выбор места пребывания и жительства (ст. 150 ГК).

В ст. 2 ГК законодатель отметил, что важным элементом предмета гражданского права служит

Метод гражданского права.

1.2. Принципы гражданского права

На современном этапе развития гражданского общества уровень правового регулирования отношений, возникающих между различными субъектами права, зачастую еще не соответствует предъявляемым к нему требованиям. Это выражается, в частности, в допустимости различного рода вольных трактовок правоприменительными органами тех или иных положений, изложенных в законе. Чтобы избежать этого, при принятии решений по сложным, неурегулированным законом ситуациям правоприменительные органы должны руководствоваться соответствующими принципами права. Под

правовыми принципами

(от лат. priuzipium – начало, первоначало) в правовой науке понимаются стабильные нормативно-руководящие положения, отражающие объективную экономическую и социально-политическую реальность и выражающие закономерности развития имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, в соответствии с которыми строятся нормативная база гражданско-правового регулирования, регламентация поведения субъектов гражданского права и правоприменение. Таким образом, важнейшей функцией принципов права является обеспечение единства норм права в целом, а также в рамках отдельной отрасли.

Система принципов гражданского

права представлена на рис. 1.

В цивилистической литературе по вопросу системы гражданско-правовых принципов нет однозначной позиции. Так, одна группа ученых дифференцирует все гражданско-правовые принципы на общеправовые, отраслевые и подотраслевые. К

общеправовым принципам

относятся равноправие субъектов; законность; оптимальное сочетание коллективных, общественных и частных интересов; реальность и гарантированность прав и обязанностей субъектов права.

Отраслевые принципы

включают в себя свободу договора; неприкосновенность собственности; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; всемерную защиту гражданских прав; восстановление нарушенных прав; свободу, инициативность и добросовестность в реализации прав и обязанностей субъектов гражданского права.

Подотраслевые принципы

представлены: а)

принципами права собственности

Вместе с тем, другие авторы не видят необходимости в таком различении и вслед за законодателем под системой гражданско-правовых принципов понимают семь основных принципов, названых в п. 1 ст. 1 ГК, в основном базирующихся на положениях Конституции и выражающих особенности гражданского законодательства.

1.3. Соотношение гражданского права с другими отраслями российского права

Отрасли права различаются как по предмету и методу правового регулирования, так, в определенной степени, и по своим функциям. Тем не менее их объединяют принципы права и государственного устройства, основополагающие критерии и понятийный аппарат.

Как правило, выделяют три основных, но не всеобъемлющих группы отраслей права: государственно-правовую, гражданско-правовую и уголовно-правовую.

Отрасли государственно-правовой группы

регулируют отношения, связанные с государственным и административно-территориальным устройством, законотворчеством, закреплением и реализацией основных конституционных прав и свобод, формированием государственного бюджета и др. При этом в соответствии с конституционным принципом разделения властей гражданское право дает понятия и систему гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3 ГК). Согласно построению государственных органов, государственно-территориального устройства гражданским правом регулируется возможность участия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях. Также гражданское право конкретизирует конституционные права и свободы. Совместно с государственным правом гражданское право регулирует вопросы собственности, правового режима различных объектов. Большое значение для гражданского права имеет государственная регистрация актов гражданского состояния, юридических лиц, сделок (ст. 47, 51, 164 ГК), а также институт лицензирования, осуществляемого в административном порядке.

Отрасли гражданско-правовой группы.

Наиболее сложно разграничивать отрасли, составляющие одну группу: гражданское право, земельное право, семейное право, трудовое право, гражданский процесс. Так,

земельное право

сочетает в себе и метод власти-подчинения (административно-правовой), и гражданско-правовой метод. Согласно ст. 9 Конституции природные ресурсы частично входят в круг объектов частной собственности и гражданских правоотношений (ст. 130, гл. 17 ГК), хотя и имеют особый режим. Важно различать гражданско-правовые обязательства по оказанию услуг, выполнению работ и долгосрочное, систематическое выполнение трудовых обязанностей

Уголовно-правовую группу отраслей

Таким образом, все отрасли права в совокупности представляют собой целостный механизм воздействия на общественные отношения. Преследуя общие цели и задачи, нормы одних отраслей права межфункционально взаимодействуют с другими, комплексно воздействуя на общественные отношения.

1.4. Система гражданского права

Систему гражданского права образуют гражданско-правовые нормы и их блоки, в том числе гражданско-правовые институты и суперинституты,

внешним выражением которых могут служить структурные элементы важнейшего акта гражданского законодательства – Гражданского кодекса Российской Федерации, состоящего из гражданско-правовых предписаний, объединяемых в статьи и подборки статей: параграфы, главы, подразделы, разделы и части. При этом под

институтом права

понимается законодательно обособленная совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной относительно самостоятельной группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений.

Суперинститут

представляет собой совокупность нескольких однородных и предметно взаимосвязанных гражданско-правовых институтов. Например, суперинститутом гражданского права является обязательственное право, а его институтом – нормы, регулирующие возмещение морального вреда.