Может ли несовершеннолетний брат быть свидетелем. Могут ли несовершеннолетние быть свидетелями. Опрос несовершенноглетнего — могут ли без родителей

«Когда я прихожу в храм, мне хочется плакать. Если я помолилась у иконы, но не поплакала, то мне кажется, что я зря пришла в церковь. Меня удивляют те, кто улыбается в храме, разговаривает друг с другом время от времени. Когда я стою на службе, то чувствую сильнейшее внутреннее напряжение. И мне кажется, что я не имею права ни на что другое».

Эта фраза одной из участниц конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви», которая проходила в Москве в январе, в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, буквально врезалась в память нам, их делегатам. И сегодня, продолжая разбирать и публиковать материалы этого глобального форума, мы решили обратить внимание именно на эту тему. Нужно признать, что подобные мысли и переживания так или иначе посещают многих христиан: убежденность в том, что пребывание в храме — это сосредоточение на своей виновности перед Богом, на своей негодности, на бездарно растраченной жизни, — не такое уж редкое мнение. Но также нередки бывают и нервные срывы, после которых человек, подменивший сокрушение сердечное растаптыванием себя, порой вообще перестает ходить в храм.

Как отличить истинное чувство вины от невротического расстройства? Чем отличается страх Божий от страха человеческого? Обо всем этом — в нашем материале.

Ругать себя, чтобы смириться?

— И здоровое, и невротическое чувство вины весьма мучительны и очень похожи, — рассказал один из участников конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви» Дмитрий Сергеевич Дроздов — магистр психологии, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Но есть, по его словам, и существенная разница: здоровое чувство вины направлено на поступок, а невротическое человек направляет на самого себя.

Грех, безусловно, отзывается в нас виной. Но если в человеке нет душевных патологий, его совесть не только указывает на неправоту, но и показывает, как можно исправить ситуацию. Если же личность невротизирована, то человек от конкретной ситуации тут же переходит к обвинению себя, не связанному с отдельными поступками. Вся его жизнь и деятельность связана с постоянным переживанием стыда, но не за что-то, о чем он может определенно сказать, а непонятно за что. Ему кажется, что он всегда виноват и поэтому исправить ситуацию невозможно. Невротическое чувство вины рождает в человеке пассивность — это его характерный внешний признак.

Но, может быть, постоянно ругая себя, мы приблизимся к духовной высоте апостола Павла, который совершенно искренне считал, что он есть самый грешный человек на земле? Увы, это не так. Чувство собственной беспросветной «плохости», как ни странно, не делает нас смиреннее. Наоборот, человек, терзаемый чувством невротической вины, очень часто не способен адекватно реагировать даже на мягкую критику. Он так измучен внутренней ненавистью к себе, что жаждет похвалы и поддержки извне. Такие люди панически боятся оценки окружающих, им всегда кажется, что их оценили недостаточно — а это, в свою очередь, приводит к росту тревоги, напряжения и в итоге к клинической депрессии.

Невротическая вина иллюзорна, и она — как любая иллюзия — закрывает человеку путь к подлинному покаянию. Она изматывает, и личность, которую терзают ее проявления, тратит на борьбу с призраками те силы, которые могла бы направить на преодоление себя, своих реальных грехов и их последствий. Исповедь в таких случаях если и дает облегчение, то только на короткое время. Страдающий невротик может прекрасно понимать, что его мучительные самообвинения не имеют ничего общего с реальностью, но одного понимания недостаточно. Это чувство нельзя победить уговорами и другими способами рационализации.

Что же делать? Дмитрий Сергеевич Дроздов продемонстрировал собравшимся несколько приемов работы с навязчивым чувством вины, которые позволяют пациенту если не освободиться от него сразу, то по крайней мере взглянуть на свои мучения со стороны.

— Для этого нужно принять позу вины, как бы надеть на лицо маску вины, — пояснил он. — Что мы чувствуем? Наверное боль, может быть, усталость, отчаяние… А теперь мысленно нарисуйте картину вашей вины. Что вы видите? Что с вами происходит?

На сеансах психотерапии пациент при поддержке терапевта пытается мысленно перейти из состояния вины к состоянию свободы. Существуют различные методики, помогающие это сделать. Такого рода упражнения помогают дистанцироваться от навязчивых мыслей и сделать первый шаг по направлению к душевному здоровью.

Страх Божий и страх человеческий

— Страх Божий, — отметил Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий , — это состояние души высокодуховного человека. Это духовный дар, который дается Господом так же, как дар покаяния и другие подобные дары. От страха Божия следует отличать чисто человеческий страх наказания.

Владыка предложил собравшимся в форме свободной дискуссии порассуждать о том, правда ли, что для большинства современных православных христиан вера связана со страхом перед адскими муками. И если это так, то хорошо ли это?

Слушатели высказали разные точки зрения. Для кого-то апелляция к страху наказания оказалась неприемлемой даже в воспитательных целях, кто-то, напротив, высказал убеждение, что страх наказания за грех — естественная составляющая духовной жизни падшего человека.

— Если у человека есть какие-нибудь психологические проблемы, неврозы, — подвел итог обсуждения Митрополит Игнатий, — то он легко может принять сопутствующий им страх за непременное условие духовной жизни. Чтобы побороть свою тревожность, такие люди стараются исполнить все церковные предписания вплоть до мельчайших. Они становятся заложниками своей боязни.

Однако страх как таковой — далеко не всегда отрицательное явление. Это заложенный в нас Богом сигнал об опасности, который, в том числе, помогает нам избежать греха. Вместе с тем нужно помнить, что страх наказания — это страх раба, страх не получить свою награду — это страх наемника, а подлинный страх Божий выше всего этого. Он сочетает в себе благоговение перед величием Бога и понимание, как же мал и немощен человек по сравнению с Его могуществом. Это страх оскорбить Бога, потерять Его любовь, на которую человек уже откликнулся всем сердцем.

Куда уходят желания?

— Часто бывает так, — поделилась опытом своих наблюдений психолог, психотерапевт, член Российского общества «Person Centered Approach» Марина Сергеевна Филоник , — что человек сам не знает, чего хочет — ни в духовной жизни, ни вообще. Он ни к чему не стремится, ничего не делает, но при этом чувствует катастрофический упадок сил. Причина такого болезненного состояния чаще всего заключается в том, что человек неправильно строит отношения со своими желаниями.

Все мы знаем, что наши желания могут не исполниться. Не получая чего-то вожделенного, мы испытываем душевную боль, расстройство, разочарование, смущение. Такого рода переживания в нашей жизни неизбежны. Они помогают человеку взрослеть, обогащают наш душевный опыт. Однако невротизированная личность может решить проблему неисполнения желаний по-другому: просто избавиться от них. Нет желания — нет разочарования. Однако парадокс в том, что наши желания являются в то же самое время источником энергии, которая помогает добиваться цели. Посмотрите, например, с какой неохотой и слабостью нерадивый студент просыпается утром, чтобы пойти на первую пару, — и с каким рвением тот же самый студент, который еле-еле досиживал лекции, бежит на свидание к любимой девушке… Откуда только силы взялись! Конечно, желание желанию — рознь, и греховные стремления нужно уничтожать в зародыше. Но видеть свои желания и осознавать, что они есть и каковы они, обязательно нужно. Тогда мы сможем построить с ними правильные отношения.

Эти отношения начинаются с понимания того, что наши желания вытекают из наших потребностей. Потребности бывают разные, но в целом это то, что нам необходимо, чтобы жить полноценной жизнью. Если их игнорировать, могут возникнуть проблемы со здоровьем и различные психологические нарушения. Однако уделяя должное внимание своим желаниям, нужно научиться от них дистанцироваться. То есть у нас должна быть установка не «я — это мое желание», а «у меня есть желание». Тогда мы сможем лишить вредные желания влияния на нас, а полезные — максимально использовать для достижения благих целей.

Газета «Православная вера» № 05 (601)

Словосочетание «христианский комплекс вины» стало весьма расхожим. Очень часто приходится встречать утверждения, будто христиане приобретают этот комплекс из-за регулярных исповедей. Зачем же Церковь «подвергает» паству такому «жесткому психологическому прессингу»? Особенно в пост, когда священнослужители рекомендуют прихожанам исповедоваться каждую неделю?

Исповедь и разные комплексы

Противники Православия дают на это однозначный ответ - «Церковь хочет превратить верующих в закомплексованных нытиков, неспособных на самостоятельные мысли и поступки».

«Одна из главных идей, лежащих в основе христианского мира – это идея вины. Всеобщая вина перед богом за мифический «первородный грех» первой пары людей. Даже маленький ребёнок, только что родившийся, уже виноват перед богом. Ведь он рождён «во грехе». По некоторым источникам этот грех искупил Иисус Христос, но даже в этом случае мы грешим беспрерывно, и, стало быть, виноваты каждую секунду своей жизни...

Постоянное чувство вины имеет глубокое разрушающее действие на личность человека, это вам любой психолог подтвердит. Именно это чувство стремятся привить с детства, стараясь приобщить детей к церкви, как можно раньше. Им бесконечно вдалбливается вина и стыд, за любые поступки маленького человека. За стремления и желания. Ведь взрослый человек он менее подвержен воздействию. Подобные уроки несут максимальный вред несформировавшейся личности.
Оставшись в подсознании они создадут в последствии новую единицу – «Раба Божия».

Внушенное адептам чувство вины также составляет основу могущества и власти церкви». (). - Вот вполне характерный ход мыслей антихристианов (орфография и пунктуация авторские). Подобные претензии выдвигают Церкви в той или иной форме - и неоязычники, и вульгарные материалисты, и просто обыватели, имеющие весьма смутное представление о христианстве.

Что же, посмотрим на Таинство Исповеди (Покаяния) с научной точки зрения и попробуем понять, насколько это Таинство способствует развитию личности, или наоборот - разрушает личность.

«Благий Бог даровал первозданным людям совесть – первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем-то поступает неправильно, то совесть, работая у него внутри, обличает и ведет его к покаянию. Однако должно заниматься правильным духовным деланием и испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас... ...Чтобы быть уверенным в том, действительно ли мы поступаем по голосу своей совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику » - учит блаженный старец Паисий Святогорец. Разберём же речения старца с научной точки зрения. В приведённой цитате можно вычленить три основных совета - «испытывать свою совесть », «следить за собой » и «открывать себя духовнику ». Собственно, это практически исчерпывающее описание практики покаяния.

Испытывать свою совесть

«Испытывать свою совесть » - значит проверять соответствие своих мыслей и действий своим идеалам, рефлексировать, вырабатывать способность к самооценке. А полезно ли человеку рефлексировать?

«Сначала индивид должен стать наблюдателем своих мыслей, чувств и поступков, то есть интенсифицировать самоосознание. Это помогает ему заметить противоречивость, взаимную несовместимость некоторых своих мыслей, поступков и принципов, что, в свою очередь, активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения », - пишет доктор философских наук, профессор, академик И. Кон в работе, посвящённой человеческой личности и её самосознанию. «Замечать противоречивость мыслей, поступков и принципов » - это ведь и значит «испытывать свою совесть ».

Знаменитый русский педагог К. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, однажды разработал для себя специальные правила, своеобразную программу самовоспитания и саморазвития. Правила состояли из десяти пунктов и восьмым был пункт: «Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках ». То есть - вспоминать и анализировать свои поступки, проверять соответствие действий и идеала.

Как можно видеть, афонский старец, учёный Российской Империи и советский академик солидарны: без регулярных «испытаний своей совести» самосовершенствование немыслимо. Стало быть, первый совет старца Паисия - вполне себе выдерживает проверку наукой. Глупо спорить с утверждением, что для занятий самосовершенствованием необходимо сперва решить, какие черты характера стоит развивать, какие - подавлять, а для этого сперва нужно осмыслить свои положительные и отрицательные стороны.

Следить за собой

Берём следующий совет - «должно следить за собой » - тут блаженный старец Паисий рекомендует учиться самоконтролю. Вполне логичный шаг после «диалога со своей совестью». Теперь, когда ты уже отдаёшь себе ясный отчёт в своих действиях, нужно стараться пестовать свои положительные качества и искоренять отрицательные.

«От природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает », - рассказывает о самом себе Антон Павлович Чехов. Антон Павлович - образец интеллигентности. И стал он таковым - как мы можем видеть из процитированного письма - благодаря рефлексии и самоконтролю. То есть сперва Чехов думает о своих поступках, сравнивает их с идеалом «порядочного человека». И затем сдерживает порывы, которые ведут к недостойным идеала поступкам, борется с самим собой.

А ведь преподобный Симеон Новый Богослов учит, что Покаяние как раз и есть - «сознательная борьба с самим собой ». «С собой надо бороться. Себя надо воспитывать, друзья. ...Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель - иди к ней твердо! » - учит, в свою очередь, академик АН СССР П. Кочина. Как можно видеть, по вопросу самовоспитания византийский подвижник и советская учёная новейшего времени дают одинаковые рекомендации: «Выяви свои отрицательные черты и борись с ними!» Рефлексия и самоконтроль. Стало быть, второй совет старца Паисия тоже не противоречит науке.

Открывать себя духовнику

Рассмотрим третий совет старца - «открывать себя духовнику ». Тут оппонировать будут уже не только противники религии как таковой, но и представители религиозных течений, не признающих «посредников между Богом и человеком». В самом деле, допустим, размышлять о своих мыслях, мотивах, целях и поступках - действительно полезно. Но зачем говорить о результатах самокопания?

Противники Православия утверждают, что это - часть плана Церкви по закабалению верующих. «Снять вину может лишь посещение храма и исповедь. Поэтому священник самый необходимый для нас человек, только он может «отпустить грехи». А церковь единственное место, где это можно сделать. Думаю не надо объяснять, что люди с комплексом вины легко управляемы » (блогер starvera, “Вред христианского мировоззрения”). Ну, теории заговора - дело хорошее, конечно. Но давайте снова обратимся к науке.

«Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее », - писал профессор С. Долецкий. Стало быть, говорить о своих недостатках полезно. И стократ полезнее - обсудить свои недостатки с умным, понимающим и любящим человеком, который поможет разобраться в себе и найти пути к исправлению. Получается, и третий совет Паисия можно считать «научно обоснованным».

Таким образом, получается, что страхи антиправославных конспирологов напрасны. Таинство покаяния по самой своей сути помогает развитию человека как личности. Кроме того, Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

И постоянные самокопания с целью припомнить свои грехи способствуют не «появлению разнообразных комплексов», но - развитию самоконтроля и умения быть требовательным к себе. Тем более, что Господь учит нас приводить в порядок не только дела, но и мысли. Отказываться не только от злых поступков, но и от помыслов, которые к этим поступкам ведут. Именно поэтому, а вовсе не из-за «комплекса вины», называют себя «грешниками» даже христианские подвижники и святые. Тут дело не в самоуничижении, а в признании того факта, что для самосовершенствования нет пределов.

Конечно, отдельные личности могут самокопанием и самоедством довести себя до исступления, истерики и депрессии. Но это - явление другого плана. И проистекает оно из неправильного понимания сущности Таинства Исповеди. Про таких личностей говорится в старой русской пословице: «Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт! »

Чудотворные слова: молитва от избавления чувства вины в полном описании из всех найденных нами источников.

Доброго времени суток, друзья! Глубокое чувство вины, непрощение себя - один из мощнейших источников саморазрушения, который может блокировать вход позитивных изменений в жизнь человека, убивать радость в его сердце и полностью останавливать развитие, перекрывая любое движение вперёд.

Представьте, что у вас внутри, в душе, есть чёрная дыра или мохнатая злая сущность, которая пожирает всё светлое, что появляется (рождается) у вас во внутреннем мире - сжирает светлые чувства, радость, энтузиазм, творческую энергию, стремления вашей Души, внутреннюю силу, напрочь лишая способности наслаждаться жизнью.

Чуть подробнее о чувстве вины

Чувство вины - это фактически зло в чистом виде, прямое насилие над собой и разрушение собственной Души. Причём с Совестью человека вина не имеет ничего общего, тем не менее, люди часто их путают. И получается так, что хороший по своей сути человек может буквально обеими руками удерживать в себе разрушающее его чувство вины, считая, что это голос совести, и он страдает заслуженно. Но в большинстве случаев это не соответствует действительности. Т.е. человеку не обязательно бесконечно страдать и угнетать себя, в действительности нужно лишь исправить ошибки прошлого и идти дальше, радоваться жизни, простив себя. А чувство вины нужно из себя выбросить, как заражающую сознание болезнь, как поражающую инфекцию, которая заставляет гнить его Душу.

Легко сказать «нужно просто простить себя», но сложнее это сделать по-настоящему, тем более, что ситуации бывают очень сложные, трагические, когда простить себя бывает действительно очень сложно. По себе знаю, с некоторой «виной» я справлялся по нескольку лет, пока не увидел духовную глубину этой темы и не открыл для себя основы чувства вины и осуждения. Этими практиками и находками я и поделюсь с вами в данной статье.

Вина, по своей сути, это - обида на себя и осуждение себя (пожелание себе зла и пожелание наказания себе). С духовной и эзотерической точки зрения такая позиция делает человека полностью уязвимым перед силами Зла и притягивает негатив в его жизнь со всех сторон. По сути, когда человек не прощает себя, он напрямую обращается к этому миру с призывом - «мир - накажи меня, разрушь меня, потому что я - виноват, я - плохой». Виной и самоосуждением - человек просто требует насилия по отношению к себе. И если от него идёт такой призыв - он это обязательно получит, «накличит» на свою голову!

У человека с хроническим чувством вины, духовная и энергетическая защита не работает, потому что он добровольно впускает зло (наказания) в себя и свою жизнь, сам открывает Злу двери и приглашает его войти. Зло - входит и начинает разрушать всё хорошее, что есть в человеке и его судьбе. Поэтому, важно чувство вины уметь быстро пресекать, и правильно убирать, в противном случае - это приговор себе.

Эзотерический взгляд на чувство вины

Вина - блокирует и начинает разрушать чакры «Свадхистхана», «Вишудха», чакру «Индивидуальности», «Атман», разрушает самооценку и защиту в чакре «Манипура», другие. Фактически, в этих чакрах образуются дыры, через котоыре идёт потеря энергии человека, и в них же нагнетается негативная, разрушающая их энергия. В тонких телах человека тоже образуются дыры, для сброса позитивной и нагнетания негативной энергии.

Кроме того, человек, который «жуёт», «смакует» своё чувство вины со временем получает ещё и кармические наказания Свыше за разрушение себя, за то, что позволяет разрушать свою Душу, вместо того, чтобы защищать её, очищая себя от негатива (чувства вины, обид, т.д.).

Если вы не освобождаетесь от разъедающего чувства вины, а подпитываете его - вы, по сути, становиться на сторону зла по отношению к себе самому и собственной жизни, и за это обязательно придётся расплачиваться, вплоть до неизлечимых заболеваний! Не стоит доводить до такого.

Как избавиться от чувства вины? Я не могу простить себя, что делать?

Давайте разложим чувство вины на составляющие, и поговорим о том, каким людям оно присуще.

Чувство вины, непрощение себя:

  1. Обида на себя , когда человек держит зло на себя. Важно научиться не держать зло на себя, и в себе. Обиду, в т.ч. на себя самого, прорабатывайте по статье - Обидчивость. Как избавиться от обидчивости?
  2. Осуждение себя - подсознательное или осознанное желание наказывать себя («совершите на до мной насилие», «сделайте мне больно», «сотрите меня с лица Земли», др.). Дополнительно изучите статью - Осуждение людей. Как научиться не осуждать других людей?
  3. Гордыня по отношению к себе и собственной Душе. Проявление гордыни в том. что человек берёт на себя роль Бога и сам решает, что он заслуживает наказания и должен пострадать, и сам же это наказание и исполняет. При этом, чаще всего, Бог человека уже давно простил, а человек продолжает себя наказывать и разрушать не зная меры, иногда это может длиться веками.

Это не все основы. Копнём ещё глубже:

Чувство вины рождается и развивается у людей, которые не дают себе права на ошибку, ограничив свою Богом данную Свободу для обучения и развития. В этом случае чакра «Свадхистхана» заблокирована несвободой и самоограничениями - «я не имею право на это, и на это не имею право и на то…».

Человек, его Душа приходит на Землю, в первую очередь, чтобы учиться и развиваться, и ошибки человеческие - это часть процесса обучения, и без них никак. Так задумал Творец и Он дал человеку свободу выбора - человек имеет право самостоятельно решать абсолютно всё в своей жизни, имеет право ошибаться (косячить), отвечать за свои немудрые и ошибочные решения и действия, анализировать и осознавать свои ошибки, просить прощения и каяться, и действовать снова, исправляя свои ошибки новыми поступками.

Здесь важно принять, впустить в себя мысль, убеждение, что «я - Свободный Человек», что «Творец дал мне право учиться и ошибаться тоже разрешил», и не для того, чтобы потом наказывать меня и мучить, а чтобы каждый на своём опыте смог вырасти, научиться различать Добро и Зло, стать мудрее, счастливее и т.д. Нашу Свадхистхану и Вишудху во много разблокирует и раскрывает именно принятие принципа «Свободы» - права данного нам Свыше на жизнь, обучение, использование всех возможностей жизни, право пробовать и ошибаться, права каяться за свои промахи и грехи, право прощать себя и изменяться, становиться лучше, выше, сильнее, право наслаждаться жизнью и достигать самых высоких вершин. Все эти права нам, нашей Душе, даны по рождению, и только мы сами можем позволить забрать эти права у нас и посадить себя в клетку ограничений.

Поэтому, вина сама по себе - бесплодна, она никому чести не делает и не помогает в развитии, а только разрушает и ограничивает, лишает нас того Доброго, хорошего, чего наша Душа действительно заслуживает.

Я не могу простить себя: раскладка на примерах

В жизни бывает всякое, жизнь посылает нам всевозможные испытания и, в том числе, кармические наказания за прошлые грехи, которые нам нужно осознать и отработать. Поэтому, в жизни бывают серозные осечки, ошибки, которые нам потом очень сложно себе прощать. Но это нужно научиться делать.

Замечу, что сложнее всего себя прощать людям, в которых мало любви по отношению к собственной Душе, но много жёсткости, осуждения и даже скрытой жестокости к себе самому.

Такие люди почему-то полагают, что имеют право сами себя судить, а это ни что иное, как Гордыня в чистом виде. Когда ложное «Я» человека (его Эго) берёт на себя роль бога и наказывает Душу человека (его Высшее чистое «Я»). Это и есть сброс Души человека его собственной Гордыней, что и является насилием над своей Душой. При этом страдает и разрушается Атман человека, его духовное сердце (центр души): разрушаются светлые чувства, способность радоваться (источники радости), удовлетворённость, светлая Вера в Добро, человек начинает отбивать светлые потоки, которые даются ему сверху Творцом, его судьба сереет, а затем и темнеет.

Здесь важно сделать выбор - что для вас более важно и ценно, ваша божественная Душа и её счастье, или внутреннее желание вашего Эго совершить над душой садистский акт. Сделать выбор - вы на стороне своего Эго или на защите своей Души. Если на защите Души - обиду на себя нужно отпустить и переступив через эго, простить себя.

Почему это правильно!? Потому что, Бог не посылал бы нам испытаний, если бы Он сам не был бы готов нас прощать за наши ошибки, которые есть и будут всегда в силу несовершенства человека! Если человек осознал свой грех и внутренне раскаялся, если он очень не хотел бы совершить подобный грех в будущем, то он по определению заслуживает прощение Бога и Сил Света, а значит и сам себя доложен простить.

И если Бог прощает тебя, то с какой кстати ты сам себя не прощаешь, а судишь и наказываешь? Ты что выше Бога? У тебя прав больше? Или ты лучше Создателя понимаешь можешь ты быть прощён или нет?

Стоит слезть с трона, принять свою роль, что ты на Земле прежде всего учишься, в том числе на своих ошибках, и попросив прощения за них, просить себя.

Хроническое чувство вины. Вина бывает вполне конкретная, когда человек помнит свой грех, свою ошибку, и не может отпустить негатив на себя, а бывает вина неосознанная, живущая глубоко в его подсознании. Часто, чувство вины (непрощённые себе грехи) душа приносить с собой из своих прошлых жизней, которых здесь и сейчас человек не помнит. Хроническое чувство вины можно узнать по поведению человека. Такой человек почти всегда чувствует себя виноватым, основные признаки:

  1. Человек постоянно перед всеми извиняется, у него может быть навязчивая идея - «чтобы не произошло, виноват всегда буду я».
  2. На такого человека окружающие постоянно пытаются переложить ответственность за происходящие промахи и неудачи.
  3. Такие люди могут быть несправедливо обвинены в каких-то преступлениях (отсидеть за кого-то, выплачивать долг вместо кого-то другого, т.д.).

Если вы постоянно попадаете в ситуации, когда оказываете виноваты в тех грехах, которых не совершали - знайте, внутри вас, в подсознании, работает хроническое чувство вины, которая работает на притяжение негатива и проблем на вашу голову. Это как вывеска на голове - «я - виноват», «бейте меня», «если что, всё валите на меня» . Это роль жертвы нужно из себя вытащить и выбросить на свалку.

И если вы не хотите всю жизнь выбираться из под завалов сброшенных на вас чужих грехов, чужой ответственности - корни тотального чувства вины, вместе с ролью жертвы, нужно выкорчевать из себя обязательно! Как это сделать - см. ниже по тексту.

Прощение. Чтобы подойти к прощению себя, важно понять что такое Прощение! Энергия Прощения, которая даётся нам свыше нашим Создателем, Богом - это ничто иное как энергия Исцеления. Когда мы прощаем себя, мы позволяем энергии Исцеления войти в нас сверху, от Бога. Эта энергия прощения (исцеления) начинает заживлять раны нашей души, а так же восстанавливать нашу энергетику и тело. Прощение - это целительная энергия, именно поэтому одна из основ духовного целительства и исцеления - это искреннее покаяние и прощение, прощение даваемое нам Творцом и наше прощение самих себя. Соответственно, если человек не прощает себя - он отбивает и не впускает в себя энергию исцеления свыше, его душевные раны продолжают кровоточить, душа - страдать, судьба и тело - разрушаться. В таком состоянии, с гниющими ранами в душе и дырой в сердце, человек может существовать десятилетиями, хотя энергия прощения и исцеления может висеть над его головой в течение всей жизни, потому что Бог уже давно простил человека. Не стоит поступать подобным образом, подкладывая свинью самому себе, и предавая свою Душу.

Практики: как избавиться от чувства вины

  1. Принимаем Свободу, данную нам нашим Создателем и роль ученика на Земле: «я здесь на Земле учусь Жизни и мудрости. Я принимаю Богом данную мне Свободу выбора, решений, поступков. Вместе со свободой я принимаю на себя и ответственность за свои действия, и право совершать ошибки. А также, право их осознавать, исправлять и прощать себя…» . Так же, стоит раз 50, спокойно и осознанно, проговорить себе «Я - Свободный Человек», «я принимаю Свободу, данную мне моим Творцом с благодарностью» (чтобы ваше подсознание это приняло).
  2. Следующее, что нужно сделать это решить «кто в доме хозяин»: кто определяет как вы себя будете чувствовать - Вы, ваша Душа или разъедающее вас чувство вины? Вы главнее в вашем внутреннем мире или проблема (вина)? Если вы позволяете вине и самоосуждению налазить себе на голову и гнуть свою линию, то вы «жертва», вы раб своей проблемы, но никак не хозяин себя и своего внутреннего мира. Примите сильное решение - «я хозяин своего внутреннего мира, я отвечаю за самочувствие своей души и ни какое чувство вины больше не будет меня разрушать, отравлять мне жизнь, не будет заставлять меня страдать!» . Возьмите верх над своей проблемой, верните себе власть над ней, поднимитесь над виной своим Духом и Душой и крепко держите вожжи чувства вины в своих руках. Тогда вы быстро сможете её победить.
  3. Основной практический блок. Это молитва-настрой, которую нужно проговаривать вглубь себя, спокойно и с добротой к себе: «Я прощаю себя за… (конкретно за что), потому что мой Небесный Отец меня прощает, потому что я изменяюсь и расту, я прощаю себя и легко отпускаю чувство вины, самобичевание, осуждение себя, мне это больше не нужно. Я впускаю в себя поток Света от Бога, я принимаю - Всевышний прощает меня, я принимаю прощение от моего Отца Небесного, впускаю в себя поток прощения и исцеления, поток очищения и развития». «Я принимаю поток прощения и исцеления от Бога и сам тоже себя прощаю, вину отпускаю легко и безвозвратно…» . Когда проговариваем программу «я прощаю себя» - представляем, как в груди вспыхивает шар Света и Свет этот направляем из центра груди на всего себя, на свою жизнь. Эта энергия целительная, она запускает процесс исцеления и восстановления. Когда проговариваем молитву «я принимаю прощение от Бога» - представляем, как поток золотого Света входит в вас через макушку, разливаясь по всему телу, освобождая вас от негатива на себя, от разрушений, вины, обиды и гордыни. Если будете делать данные практики искренне и с пожеланием себе добра - это даст невероятные позитивные трансформации и очень быстро.
  4. Отдельно предлагаю очень эффективный алгоритм письменно проработки и устранения Вины: 1. Задаём себе вопросы - «за что я не могу простить себя?» «за что я на себя обижаюсь» , далее слушаем и выписываем приходящие в голову ответы в столбик. Здесь же желательно сделать пометку - почему именно вы не можете себя простить (если такое понимание есть), если нет - переходим ко второму шагу. 2. По каждому написанному пункту - пишем ответ на вопрос «Почему я прощаю себя?» (я прощаю себя потому что 1,2,3), давая несколько значимых для вас обоснований. Это помогает быстро отпустить и повыбрасывать из себя большую часть претензий и обид на самого себя!
  5. И ещё одна практика, которую я даю многим ученикам при индивидуальной работе - написать духовное сочинение-настрой «Я прощаю себя и принимаю прощение моего Создателя». И практика эта предполагает, что человек напишет развёрнутую работу, напишет от сердца. Когда человек пишет духовное сочинение на важную для него тему - он входит в поток позитивных трансформаций и образов, и часто заканчивает писать такое задание буквально растворившись в потоках Света, в медитативном состоянии. А встаёт со стула уже другим человеком, преобразившимся. Конечно, не у каждого это получается, ведь здесь важно открыться сверху, чтобы Свет начал входить.
  6. В конце каждой практики просто попросите искренне Бога и Силы Света - освободить вас от разрушающего чувства вины, а так же исцелить вашу душу и тело.

Все эти практики реально очень сильные и действенные, я сам с детства рос с хроническим чувством вины внутри и разрушенным отношением к себе, и всё это я смог перестроить во многом благодаря этим практикам, помощи друзей-целителей и Творца.

Из опыта скажу, что не всегда можно быстро, в себе самом, увидеть корни (причины) вины и самоугнетения, иногда это очень старые не прощённые себе грехи прошлого, и без профессионального взгляда со стороны не обойтись. Поэтому, если сами не справитесь - обращайтесь, у вас есть возможность поработать с Духовным Наставником или Целителем по этим и другим важным вопросам.

Как избавиться от Чувства Вины и Простить Себя (Видео) Урок из курса «Реальный Прорыв»

Полная программа курса развития «Реальный Прорыв» - http://www.life-meditation.ru/real/

Некоторые, далёкие от Православия, люди, в основном сектанты и атеисты, утверждают, что = христианство занимается выискиванием грехов, чтобы человек себя чувствовал виноватым =

Давайте уже разберёмся, что есть грех, вина, чувство вины и как от них избавиться.

1. Грех, если коротко, это – нарушение Божественного, нравственного Закона.
Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (св. Иоанн Дамаскин).
Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский).
В русском языке слово «грех» (ст.-слав. гр;хъ), изначально соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом означающим «промах, погрешность, провинность»,

Грехи, выискивай их или нет, есть у каждого. Только, одни видят свои грехи, а другие – свои в упор «не видят», а в других видят их великое множество.

Церковь учит видеть, в первую очередь, свои грехи, и очищаться от них, как от грязи, а не осуждать других. Господь говорит:«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Мф.7,5)

2. Вина - 1. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех (в знач. проступка), (По Далю)
То есть вина – проступок или преступление против Закона или грех против БОГА, человека, природы.

Если человек не покается, не исповедуется, не компенсирует ущерб, не загладит вину, то есть не поступит по совести с чувством ответственности за содеянное, то в нём развивается «чувство вины», деструктивное и тягостное чувство. Иногда это чувство возникает из мнимой вины, когда человек чувствует себя виноватым, за то, что от него не зависит.

3. Чувство вины - последствие нераскаянного греха и обратная сторона гордыни. И то и другое для христианина не приемлемо.

Чувство вины наносит человеку глубочайший вред. Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, не реалистично, неконкретно, размыто. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску.
Чувство вины опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека и ведёт к неврастении и прочим заболеваниям.
Чувство вины, по сути, это - агрессия, направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

Это то, что произошло с Иудой после предательства им Иисуса ХРИСТА. Он понял, что совершил страшный грех, и невыносимое чувство вины заставило его думать, что он имеет право и должен сам себя наказать за грех предательства. И вместо истинного покаяния, молитвенного обращения к Иисусу ХРИСТУ, который конечно бы его простил, Иуда пошёл и повесился.

4. Как же избавиться от греха и чувства вины? В Православии есть такое средство, которое уже 2 тыс. лет успешно помогает миллионам верующих, и без которого невозможно совершенствование и духовное возрастание человека. Это средство называется – покаяние.

Покаяние – это изменение себя и своего отношения к данному греху. Нужно возненавидеть его (не себя!), и иметь твёрдое намерение не повторять его в будущем.

Итак, вместо чувства вины, самобичевания - осознав свой грех, свою вину, необходимо, не откладывая, принести покаяние в Церкви в Таинстве Исповеди и сделать всё, чтобы компенсировать с избытком нанесённый грехом ущерб, проявив сострадание и помощь пострадавшему. И впредь с твёрдой решимостью измениться, стараться не повторять этот грех. Только так человек полностью освободится от опустошающего, обессиливающего чувства вины, и от гнёта греха, который исчезнет, как будто его и не было.
Но бывает, что по нашей слабости или невнимательности мы вновь совершаем этот грех повторяется. И тогда ни в коем случае не надо отчаиваться! Нужно покаяться во вновь совершенном грехе и, возненавидев этого навязчивого беса (грех), с ещё большим упорством стараться его победить. С каждым покаянием грех слабеет и настанет момент, когда Вы забудете о нём, как будто его не было.

«И сказал Господь Моисею… : если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу;» (Чис.5,5-7).
Можно оказать помощь больным, немощным, старикам, брошенным детям, тому, кто нуждается, или пожертвовать на строительство церкви. Говорит Господь: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф.35,30)

Наша задача - мощную деструктивную, разрушающую и убивающую энергию чувства вины преобразовать в позитивную энергию изменения себя к лучшему, в созидание в себе Нового нравственно совершенного человека.

Использованы фрагменты из статьи http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=519 Точка зрения: чувство вины - духовность или незрелость?