Можно ли по 44 фз привлекать соисполнителей. Соисполнитель по госконтракту это. Изучение условий закупки

«Договор» или «контракт»?

О том, какого характера соглашение необходимо подписывать между подрядчиком и субподрядчиком в рамках выполнения работ по госзаказу, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Игорь Котыло и Аркадий Серков.


С предприятием в рамках выполнения работ по государственному оборонному заказу был заключен государственный контракт. При этом предприятие получило право привлекать к ведению работ субподрядчиков. Может ли такое предприятие настаивать на заключении с субподрядчиком КОНТРАКТА, а не договора - при том, что текст этого контракта является зеркальным отражением госконтракта, включая требование его обеспечения.

Именование договора субподряда, заключаемого исполнителем государственного контракта, также "государственным контрактом" некорректно, однако само по себе не влечет для сторон каких-либо негативных последствий.

Включение в такой договор положений, аналогичных условиям государственного контракта, в целях исполнения которого договор заключается, не обязательно. Однако заказчик по такому договору - подрядчик по государственному контракту, вправе обусловить само заключение такого договора включением таких положений.

Обоснование вывода. Прежде всего отметим, что "контракт" - латинское слово, которое означает то же, что и "договор" по-русски. Поэтому в публицистике, деловом обороте и юридической науке слова "договор" и "контракт" являются синонимами. Вместе с тем в нормативных актах термин "контракт" может использоваться для именования некоторых категорий договоров, чтобы отделить их от прочих. Это касается и выделения нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) государственных контрактов. Так, согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным контрактом понимается договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд. Практически то же определение дается в ГК РФ, хотя и только применительно к государственным и муниципальным контрактам на поставку товаров (ст. 525 ГК РФ) и на выполнение подрядных работ (ст. 763 ГК РФ). Эти категории договоров регулируются отдельными нормами: параграф 4 главы 30 ГК РФ и параграф 5 главы 37 ГК РФ соответственно, хотя к ним применяются и общие положения о купле-продаже (п. 5 ст. 454 ГК РФ) и подряде (п. 2 ст. 702 ГК РФ) соответственно.

Как видим, главным определяющим условием для квалификации договора как "государственного контракта" является то, что со стороны заказчика он заключается именно государственным заказчиком, к которым согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ относятся получатели федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Соответственно, договор, заключаемый иными лицами, в том числе - подрядчиками по государственному контракту, не может быть квалифицирован как "государственный контракт".

При этом законодательство также не требует именовать какие-либо договоры, включая государственные контракты, определенным образом и не устанавливает каких-либо негативных последствий за "неправильное" наименование документа. Однако в любом случае при рассмотрении спора в судебном порядке суд в силу ст. 431 ГК РФ будет толковать договор исходя из существа возникающих из него обязательств, а не из названия или применяемой терминологии. А из ч. 6 ст. 13 АПК РФ следует, что суд в первую очередь будет применять к договору те нормы, которые прямо регулируют возникающие из него обязательства.

Соответственно, договор, заключенный лицом, не являющимся государственным заказчиком, не будет квалифицирован как государственный контракт, даже если он будет заключаться в целях исполнения государственного контракта, и к нему нормы ГК РФ и Закона N 94-ФЗ о государственных и муниципальных контрактах применяться не будут.

Напомним также, что Закон N 94-ФЗ применяется при размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками, а также бюджетными учреждениями (ч. 2 ст. 1 указанного Закона). Под размещением заказов понимаются действия, совершаемые в соответствии с Законом N 94-ФЗ указанными лицами по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей и заключению с ними соответствующих контрактов или иных гражданско-правовых договоров (ст. 5 Закона N 94-ФЗ). Соответственно, требования, установленные ст. 9 и другими нормами Закона N 94-ФЗ к условиям контрактов, применяются именно только к контрактам и гражданско-правовым договорам, заключенным вышеуказанными лицами в соответствии с этим Законом. К договорам, заключаемым для обеспечения исполнения этих контрактов, эти требования не применяются.

Исключение составляют случаи исполнения государственного оборонного заказа. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" примерные условия государственного контракта (контракта) на выполнение оборонного заказа определяются Правительством Российской Федерации, а согласно пп. "а" п. 7 примерного государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 41, условия этого государственного контракта подлежат включению исполнителем в контракты с соисполнителями.

В остальных же случаях условия договора субподряда, заключенного с целью исполнения государственного контракта, определяются в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. В связи с этим напомним, что согласно принципу свободы договора, закрепленному п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В данном случае законом или иными правовыми актами не предусмотрена обязанность сторон по включению в заключаемый ими договор условий, аналогичных условиям государственного контракта, установленных Законом N 94-ФЗ. Однако, исходя из того же принципа свободы установления договорных отношений, исполнитель государственного контракта - заказчик по договору субподряда вправе предложить потенциальному контрагенту включение в договор субподряда таких условий и отказать от заключения такого договора в случае отказа.

komdir

Привлечение соисполнителей к исполнению контракта может способствовать более качественному и оперативному выполнению договорных обязательств. Кроме того, привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО будет учитываться в годовом объёме закупок у этого вида бизнеса.

1. Привлечение субподрядчиков при закупках по 44-ФЗ

Законодательство в сфере контрактных закупок строго регламентирует процесс привлечения субподрядчиков . При закупке по 44-ФЗ заказчик может установить обязательное требование к исполнителю по привлечению субподрядчиков из числа СМП или СОНО и прописать это в в извещении о закупке. Доля объема работ этих субподрядчиков должна составлять не менее пяти процентов. Поставщик обязан выполнить это требование и направить заказчику письмо о подтверждении данного факта.

Испытываете сложности с участием в торгах?

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

2. Условия привлечения субподрядчиков

Поставщик может привлекать субподрядчиков и по своей инициативе при условии, что такая возможность предусмотрена договором. Согласно ч. 1 ст. 770 ГК РФ, поставщик должен согласовывать с заказчиком привлеченных исполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ.
Однако при НМЦ контракта в один миллиард рублей и более для региональных нужд и в сто миллионов рублей для муниципальных нужд победитель закупки извещает заказчика о привлечённых исполнителях в обязательном порядке.
При закупке по 223-ФЗ регламент привлечения субподрядчиков , в том числе и СМП и СОНО , должен быть прописан в Положении о закупках.

3. Видео-инструкция "Субподряд в госзакупках"


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Привлечение субподрядчиков - это возможность для поставщика получить помощь от сторонней организации, чтобы исполнить госконтракт вовремя и качественно. Это допускается в закупках и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. Но есть строгие ограничения и правила.

Как привлекают подрядчиков по 44-ФЗ

По в извещении о закупке можно установить требование к поставщику о работе привлечь к исполнению госконтракта организацию из числа . Этот факт и объем таких работ в виде процентной ставки (не менее 5%) необходимо зафиксирован в контракте. За невыполнение этого условия поставщики несут (например, штраф 1 % от цены договора). Причем заказчик учитывает эту долю в годовом объеме закупок у подобных организаций и контролирует выполнение поставленного условия (). В Постановлении Правительства РФ № 1466 от 23.12.2016 установлены типовые условия вышеуказанных контрактов. В качестве подтверждения победителю понадобится направить письмо заказчику о привлечении субподрядчика, образец такого документа приведен в статье.

Поставщик вправе и самостоятельно прибегнуть к услугам соисполнителей, если это не запрещено документацией или контрактом.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44 ФЗ со стороны заказчика может быть как правомерным, так и нет. В первом случае речь идет о требовании, установленном не к самому участнику, а к способу после торгов. Перечень работ, которые победитель тендера обязан выполнить самостоятельно содержится в Постановлении Правительства РФ № 570 от 15.05.2017. Во втором случае нарушается . Причем, как показывает практика судов и ФАС, часто именно эту позицию принимают высшие инстанции.

Как написать письмо о привлечении субподрядчика

Ч. 1 ст. 770 ГК РФ обязывает поставщика согласовывать с заказчиком привлеченных исполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ.

При в размере 1 млрд. руб. и 100 млн. руб. для федеральных и муниципальных нужд соответственно, победитель тендера обязан предоставлять покупателю информацию о сторонних договорах, касающихся данной сделки (). Но при невыполнении этой нормы договор останется действительным.

Для уведомления заказчика о привлечении соисполнителей контракта, генподрядчик направляет ему письмо.

Как привлекают субподрядчиков по 223 ФЗ

Для отдельных видов юридических лиц закон не устанавливает четких требований к услугам соисполнителей. Основным документом здесь является , в котором прописаны правила привлечения субподрядчиков по 223 фз, в том числе СМП и СОНКО.

Важно обратить внимание на сроки оплаты таких договоров. По п. 14(3) Постановления Правительства №1352 от 11.12.2014, на перечисление денег за товары или услуги вышеуказанных организаций у генподрядчика есть не более 30 календарных дней. Следовательно, последний ориентируется именно на этот период, а не на тот, который указан в Положении о закупках.

Компании по разным причинам не могут или не хотят участвовать в госзакупках напрямую:

  • Организация — «новичок» в закупках. Субподряд поможет узнать кухню госзаказа и в некоторых случаях зарекомендовать себя перед крупным заказчиком.
  • У участника недостаточно ресурсов для участия: не хочет выводить из оборота деньги на обеспечение, получать узкоспециальные лицензии, чтобы выполнять все работы самостоятельно на генподряде.
  • Участник по каким-то причинам оказался в РНП. Субподряд поможет не потерять рынок, пока компания состоит в реестре.

Кому требуются субподрядчики?

Победитель обязан привлечь к работам малый бизнес

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны отдавать определенный процент закупок представителям малого бизнеса (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). Один из вариантов выполнить это обязательство — прописать в контракте условие нанять СМП и СОНО в качестве субподрядчиков . В этом случае заказчик:

  • Указывает в контракте такую обязанность.
  • Заранее определяет процент от цены контракта, который уйдет на субподряд.

Победитель закупки может не выполнять этот пункт, только если он сам представитель СМП и СОНКО. Правда, практика в этом вопросе неоднозначна: сами заказчики могут настаивать на привлечении субподрядчиков и в этом случае.

Победителям закупки нужны спецтехника, кадры или уникальные товары

Победитель не всегда может самостоятельно выполнить все работы по контракту. Например, при работах требуется сложное оборудование или квалифицированные специалисты, которых нет у победителя или их количество недостаточно. В этом случае привлечение соисполнителей поможет генподрядчику исполнить контракт в срок, без штрафов и неустоек.

Победитель не планирует сам выполнять работы

Нередко исполнитель контракта заключает субдоговор с подрядчиком, который готов выполнить работы по более низкой цене, чем цена контракта, а разницу оставляет себе.

Как искать субподряд?

Следите за активными закупками или смотрите завершенные

Поиск генподрядчика не сильно отличается от поиска закупок. Можно действовать по двум алгоритмам:

  • Настроить поиск по своей отрасли, крупной сумме контракта, заказчикам, закупкам для СМП и сохранять интересные закупки в Избранном. Дальше можно следить за интересными закупками, оперативно узнавать о победителях и предлагать им субподряд.
  • По тем же параметрам смотреть не активные, а завершенные закупки — например, за последние 1-3 дня.

Проверьте условия контракта

  • Есть ли ограничения на субподряд? ФАС может признать ограничением конкуренции, если заказчик запрещает привлекать к исполнению третьих лиц. Но если такое ограничение есть, а закупка состоялась без жалоб в ФАС, ничего не поделать.

В соответствии с пунктом 23 Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2020 и 2019 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1552 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 2, ст. 380), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Федеральным казначейством мониторинга операций по исполнению государственных контрактов (контрактов, договоров) в случае, если контракты (договоры), заключаемые исполнителями (соисполнителями) в рамках исполнения государственных контрактов, подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации банковскому сопровождению.

Порядок

осуществления Федеральным казначейством мониторинга операций по исполнению государственных контрактов (контрактов, договоров) в случае, если контракты (договоры), заключаемые исполнителями (соисполнителями) в рамках исполнения государственных контрактов, подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации банковскому сопровождению

1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления Федеральным казначейством мониторинга операций по исполнению государственных контрактов (контрактов, договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд в случае, если контракты (договоры), заключаемые исполнителями (соисполнителями) в рамках исполнения указанных государственных контрактов, подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации банковскому сопровождению (далее соответственно — Порядок, казначейское сопровождение, мониторинг, государственный контракт, контракт (договор), банковское сопровождение).

2. Мониторинг осуществляется путем сбора, обобщения, анализа, сопоставления информации, полученной в соответствии с Порядком, в целях обеспечения:

исполнения условий государственного контракта, контрактов (договоров);

исполнения обязательств по государственному контракту, контрактам (договорам).

3. Мониторинг осуществляется:

территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия государственному заказчику, заключившему государственный контракт, лицевого счета получателя бюджетных средств (далее — государственный заказчик, лицевой счет, орган Федерального казначейства);

территориальными органами Федерального казначейства по месту открытия исполнителю (соисполнителям) государственного контракта лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, осуществляющими казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, предоставленных исполнителю (соисполнителям) на основании государственного контракта, контракта (договора), в рамках исполнения которых заключаемые исполнителем (соисполнителями) контракты (договоры) подлежат банковскому сопровождению (далее — соответствующий лицевой счет, соответствующий орган Федерального казначейства);

территориальным органом Федерального казначейства, уполномоченным по сбору, анализу и мониторингу информации по казначейскому сопровождению (далее — Уполномоченный орган Федерального казначейства).

4. Органом Федерального казначейства по месту открытия государственному заказчику лицевого счета осуществляется мониторинг операций по перечислению средств, предоставляемых государственным заказчиком в целях осуществления расчетов по государственному контракту, включая авансовые платежи, на соответствующий лицевой счет исполнителю указанного государственного контракта в соответствующем органе Федерального казначейства.

5. Соответствующими органами Федерального казначейства по месту открытия исполнителю (соисполнителям) государственного контракта соответствующих лицевых счетов осуществляется мониторинг:

а) операций по зачислению средств, поступающих от государственного заказчика (исполнителя (соисполнителя) государственного контракта) в целях осуществления расчетов по государственному контракту, контракту (договору), в том числе авансового платежа, на соответствующий лицевой счет исполнителя (соисполнителя), а также операций по списанию средств с указанного лицевого счета в рамках исполнения государственного контракта, контракта (договора):

на соответствующие лицевые счета, открытые соисполнителям в соответствующих органах Федерального казначейства, — в целях осуществления расчетов, в том числе авансового платежа, по контрактам (договорам), подлежащим казначейскому сопровождению;

на счета, открытые исполнителю (соисполнителям) в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях (далее — банк) — в целях возмещения произведенных исполнителем (соисполнителями) расходов (части расходов) за счет собственных средств;

на отдельные счета, открытые соисполнителям в уполномоченном банке, осуществляющем банковское сопровождение контрактов (договоров) (далее — отдельный счет, уполномоченный банк), — в целях осуществления расчетов, включая авансовые платежи, по контрактам (договорам), подлежащим банковскому сопровождению.

6. Уполномоченным органом Федерального казначейства в целях подготовки аналитической информации по государственному контракту осуществляется с применением информационной системы, обеспечивающей визуализацию исполнения обязательств по государственному контракту, анализ информации о соисполнителях государственного контракта, заключивших контракты (договоры) в рамках его исполнения, включая контракты (договоры), подлежащие банковскому сопровождению, а также мониторинг операций по казначейскому и банковскому сопровождению, информация о которых поступает:

от соответствующих органов Федерального казначейства — по операциям, проведенным на соответствующих лицевых счетах;

от уполномоченного банка — по операциям, проведенным на отдельных счетах.

7. Мониторинг осуществляется с использованием информации:

а) о реквизитах платежных документов, о документах, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, представляемых исполнителем (соисполнителями) по государственному контракту в соответствующий орган Федерального казначейства, предусмотренных Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2020 и 2019 годов», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 244н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 января 2017 г., регистрационный номер 45370)*, в уполномоченный банк — в соответствии Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. № 963 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 39, ст. 5259; 2015, № 26, ст. 3904; 2016, № 47, ст. 6647; 2017, № 1, ст. 207) (далее — Постановление № 963);

Напомним, за невнесение предусмотренных законодательством данных в реестр госконтрактов для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 20 тысяч рублей (п. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

комментарии

Больше материалов по теме:

Сюжеты

Госорганы

Справка

Тематики

Может ли организация закрепить в Учетной политике по налоговому учету стоимостной критерий ОС по 3 амортизационной группе (транспортные средства) для применения амортизационной премии?

Добрый день! Наше предприятие формирует резерв сомнительных долгов, сальдо на на 01.01.2014 г. 63 счета 18 095 827,48 руб. за 2014 год начислен резерв на сумму 12 683 088.83 руб. в течении 2014 года восстановлен резерв на сумму 7 0.

нужно ли сро при производстве работ по ремонту систем вентиляции на химическом предприятии, если сметная стоимость менее 3 000 000 р

ЕЖЕДНЕВНАЯ РАССЫЛКА

Каждый будний день мы будем отправлять вам всё, что было опубликовано вчера

Вы ничего не пропустите!

Документы

«Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций»

Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна

Привлечение соисполнителей из СМП и СОНО

Кто такой соисполнитель

Соисполнитель по госконтракту – это организация или физлицо, в т. ч. в виде ИП, не участвующие в закупке, но выполняющие часть или весь объём обязанностей в рамках заключенного по 44-ФЗ контракта на основании договора с победителем закупки. В частности, ст. 706 ГК РФ предусматривает случай, когда подрядчик привлекает субподрядчика к выполнению своих обязательств.

Условия признания организации СМП или СОНО

Субъектом малого предпринимательства считается организация, соответствующая в течение трёх последовательных лет условиям, указанным в ст. 4 закона от 24.07.2007 №209-ФЗ (Письмо Минэкономразвития от 16.12.2016 №Д28и-3478):

  1. по доли участия определённых организаций в уставном капитале и пр. (п.1 ч.1.1);
  2. по среднесписочной численности– до 100 человек за предыдущий год (п.2 ч.1.1);
  3. по предельной сумме дохода в целях налогообложения по всем используемым налоговым режимам – 800 млн. рублей за предыдущий год (п.3 ч.1.1 ст.4 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265);
  4. прочие условия ст.4 209-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Организации, отвечающие указанным требованиям, вносятся ФНС РФ в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, доступный в сети Интернет (ст. 4.1 209-ФЗ), что облегчает поставщику их поиск.

Состав социально-ориентированных некоммерческих организаций по 44-ФЗ определён ч.2 ст.30 44-ФЗ, сюда не относятся организации, учреждённые РФ, её субъектами или МО. Для того, чтобы предприятие могло рассчитывать на преференции, в его Уставе должен быть указан вид деятельности, соответствующий перечню в п.1 ст.31.1 7-ФЗ.

Субподряд по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые запреты и ограничения

Субподряд в рамках 44-ФЗ - это привлечении сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госконтракту.

В практике государственных закупок довольно часто встречаются ситуации, когда победитель торгов делегирует частичное или полное исполнение обязательств по контракту на третьих лиц.

Предусматривается 2 варианта привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ:

когда подрядчик обязан воспользоваться услугами третьих лиц, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;

подрядчик на собственное усмотрение нанимает субподрядчика для исполнения контракта. В данном случае присутствует ряд ограничений, о которых мы расскажем ниже.

Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО

В ч. 1 ст. 30 44-ФЗ устанавливается, что государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% от своего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно п. 5 ст. 30 44-ФЗ, если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субъекты малого предпринимательства, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.

При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчиком в счет годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства в отчете о проведенных закупках.

В случае нарушения подрядчиком, не являющимся СМП, СОНКО требования о привлечении таких организаций к исполнению контракта, договор должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.