Наказание за тунеядство в 1972 году. Закон о тунеядстве в рф. Налог на тунеядство в России

Майя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 г. до н. э. — 250 г. н. э.), большинство ее городов достигло пика своего развития в классический период (250—900 гг. н. э.). Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.

Территория
Территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть). Найдено около 1000 городищ культуры майя, но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 поселков.

История
В древности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В результате исследований, реализованных в отношении языка майя, было сделано заключение, что примерно около 2500-2000 гг. до н. э., в районе современного Уэуэтенанго (Гватемала), существовала группа протомайя, члены которой говорили на одном языке, тоже названном исследователями протомайя. С течением времени этот язык разделился на разные языки майя. Впоследствии, носители этих языков эмигрировали и осели в разных районах, где позднее сформировалась зона майя и возникла высокая культура. Миграции населения привели как к отдалению различных групп, так и к сближению их с представителями других культур. Периодизация культуры майя подобна хронологии всей Мезоамерики, хотя более точна благодаря расшифровке временных иероглифов и их сопоставлению с современным календарем. Историю и культуру народа майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:
- период формирования (1500 г. до н. э. - 250 г. н. э.);
- Древнее царство (250 - 900 гг. н. э.);
- Новое царство (900 г. н. э. - XVI в.).
Цивилизация майя сложилась на Мексиканском полуострове Юкатан и горной Гватемале. В области майя сложились три крупные языковые группы: юкатекская, цельтан и киче. В начале 1000 гг. киче представляли собой наиболее могущественное объединение майянских племен. Племена майя начали свое развитие в культурном плане около 2-го тыс. до н.э. В этот период на Юкатане и прилегающих областях сменили друг друга две культуры - "окос" и "квадрос", в то время появились прекрасные керамические изделия, поверхность глиняных сосудов была покрыта штампованным узором из полос, который создавали при помощи волокон агавы. История майя начинается с 500 г. до н.э. по 300 гг.
н.э. Культура майя начинает свое формирование. Особенно это заметно на человекообразных фигурках из глины, где присутствуют физические характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя. Именно тогда в южных областях Гватемалы начинают появляться крупные культовые центры. Стремительно развиваются Исапа на побережье Тихого океана и горные области Гватемалы. В позднем архаическом периоде появляется Каминальхуйю - древнейший центр майяской культуры, неподалеку от нынешнего Сьюдад де Гватемала. В это время в Гватемале зарождается культура "мирафлорес", и, по всей видимости, Каминальхуйю становится военным противником Исапы. К северу в это же время происходит соприкосновение культур ольмеков и майя. К 1 в. н. э. полностью исчезают все следы культуры ольмеков, закат которой начался тремя веками раньше. В ранний Доклассический период общество майя составляли группы семей, объединенных одним языком, обычаями и территорией. Они объединялись для возделывания почвы и рыболовства, охоты и собирательства с целью добычи продуктов питания для выживания. Позже, с развитием земледелия, были сооружены оросительные системы, и расширился ассортимент выращиваемых культур, часть которых уже шла на продажу. Ускорился рост населения, началось строительство городов и крупных церемониальных центров, вокруг которых оседал народ. В результате разделения труда появились классы. С Доклассического периода майя начали строить отдельные сооружения, в которых угадывается влияние и других культур. Позже архитектура майя стала выражать мистические и религиозные идеи; поэтому в центральной части городов возводились храмы и дворцы, площадки для игры в мяч, а жилые постройки располагались в окрестностях. 250 г. Начало раннеклассического периода. В этот год Теотиуакан с Каминальхуйю формируют торговый альянс с Тикалем. В 400 гг. н.э. Каминальхуйю полностью попадает под власть Теотиуаканских купцов почтека - теотиуаканцы приходят в город и на его месте сооружают миниатюрную копию своей столицы, который становится юго-восточным аванпостом империи. В течение этапа "эсперанса" горная область майя находится под протекторатом теотиуаканских династий и конечно же под влиянием теотиуаканских художественных стилей. Тогда, к северу от Каминальхую начинают возводиться первые циклопические сооружения майя, которые по началу служили мавзолеями теотиуаканских "наместников" - почтека. Отличительным признаком данного этапа является тонкая "оранжевая" керамика. Она покрыта геометрическими узорами, явно теотиуаканского происхождения. Появляются треножные сосуды. Подобные изделия были распространены и в Центральной Мексике. В последствии, когда гегемония Теотиуакана в землях майя завершается, этап "эсперанса" переходит в не менее заметный этап в истории майя - "тсакол". Во время этапа "тсакол" влияние культуры Теотиуакана на Петен и горную область майя всё еще велико.
Классический период:
С 325 по 925 г. н. э. Он подразделяется на Ранний классический (325-625 г. н. э.), когда прекращалось влияние извне и появлялись собственные черты. Период расцвета (625-800 г. н. э.), когда достигли своего максимального блеска математика, астрономия, керамика, скульптура и архитектура, и Период кризиса (800-925 г. н. э.) - время, когда культура пришла в упадок и церемониальные центры были покинуты.
Классическая эпоха - время истинного расцвета майя, как в горной Гватемале, как на Петене, так и на Севере Юкатана. Возникает классическая культура майя, развивается иероглифическая письменность, возводятся циклопические известняковые сооружения. Наблюдается расцвет наук - астрономии, математики, врачевания. В Классический период у майя появляются собственные элементы в архитектуре такие, как, например, ложный свод, надстроенные террасы, лепные украшения, гребни на коньках крыш, которые, смешиваясь, привели к возникновению того, что в архитектуре носит название стиль Петен. Он характеризуется сооружениями на фундаментах ступенчатых террас, толстыми стенами, лестницами вне фасада, высокими гребнями над задней стеной и гипсовыми украшениями в виде гротескных масок. В Гватемале сменяют друг друга могущественные династии исконно майяских правителей - в начале позднего периода классической эпохи происходит возвышение Тикаля. Неподалеку от Копана, на востоке Гватемалы расположен "город" Киригуа. Он не менее примечателен, чем Копан и довольно с ним схож своим архитектурным стилем. Наиболее величественный монумент Киригуа - несомненно стела "Е", достигающая внушительной высоты и покрытая изысканными рельефами, обладающими барочной избыточностью. По всей видимости Киригуа был главным городом региона, и Копан был его протекторатом. Копан - уникальный город. Но истинного величия "города" майя достигли в 8-9 вв. Тикаль одержал победу над Калакмулем, и начинает править всем Петеном. В это же время в бассейне реки Усаманситы процветают Паленке, Бонампак, Йашчилан, Пьедрас-Негрос. В этих местах искусство майя достигло наивысшего расцвета. В Бонампаке создаются великолепные стенные росписи, которые повествуют о победе местного правителя над армией Йашчилана.

Постклассический период:

В постклассический период высокая культура майя сохранялась только на Севере Юкатана, но в синтезе с совершенно иной цивилизацией - тольтекской. Города Петена и горной Гватемалы пришли в запустение, многие были покинуты жителями, другие превратились в крохотные деревушки. Север Юкатана и в классическую эпоху процветал - там сложилось несколько крупных регионов: Ченес, Рио-Бек, Пуук. Центром первого был "город" Чиканна, второго - Калакмуль, Эль-Мирадор, Сэрос, в третьем процветали Ушмаль, Коба, Сайиль, "некрополь" острова Хайна. В классическую эпоху это были богатейшие города Юкатана, поскольку имели возможность торговать с тольтеками. Но к концу классической эпохи эти города были уничтожены вторжением народности майя-чонталь, которые находились на более низкой ступени развития, чем юкатеки и киче. Они были подвержены влиянию тольтекской культуры больше, чем культуры майя. Вскоре после вторжения чонталь был основан культовый центр Чичен-Ица . Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы. Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики. Приход же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя. Наиболее знаменитые культовые постройки Чичена - огромная площадка для игры в мяч, Колодец Жертв - карстовый пролом и конечно же знаменитый Эль-Кастильо, храм Кукулькана. Период с 1200 по 1540 г. н. э. Эпоха конфликтов, когда разрываются межплеменные союзы и происходит ряд вооруженных столкновений, которые разделили народ и еще больше обеднили культуру. Юкатан вступает в полосу раздробленности и упадка. На его территории образуются гос-ва Ваймиль, Кампече, Чампутун, Чикинчель, Экаб, Мани-Тутук-Шиу, Четумаль и др. Эти государства непрерывно воюют между собой и когда испанцы прибыли в зону майя, крупные церемониальные центры уже были покинуты, и культура находилась в полном упадке.

Искусство
Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем.

Одежда
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка, она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обертывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению ее владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду еще длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья, которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами.

Архитектура
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.

Письменность и исчисление времени у майя
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и исчисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки. Майя имели сложную и довольно точную для своего времени систему календарей.
Письменность
Первый открытый археологами на территории современного мексиканского штата Оахака монумент майя с высеченными на нем иероглифами относится приблизительно к 700 году н. э. Сразу после испанского завоевания письменность майя пытались расшифровать. Первыми исследователями письменности майя стали испанские монахи, которые пытались обратить майя в христианскую веру. Самым известным из них был Диего де Ланда, третий епископ Юкатана, который в 1566 году написал труд, названный «Сообщения о делах в Юкатане». По мнению де Ланды, иероглифы майя были сродни индоевропейским алфавитам. Он полагал, что каждый иероглиф представляет собой определенную букву. Наибольшего успеха в расшифровке текстов майя добился советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, сделавший свои открытия в 1950-е годы. Кнорозов убедился, что список де Ланды не был алфавитом, но он не отверг его полностью по этой причине. Ученый предположил, что «алфавит» де Ланды в действительности являлся списком слогов. Каждый знак в нем соответствовал определенной комбинации одного согласного с одним гласным. Соединенные вместе знаки были фонетической записью слов.
В результате открытий XX века стало возможным систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определенном порядке в прямолинейной решётке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных надписей.
Система счета у древних майя
Система счета у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространенной в месоамериканских культурах двадцатиричной. Истоки лежат в методе счета, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырех блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности.

Религия майя
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 до 900 года н. э. во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоев общества. Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию. Например, их расчеты движения Венеры расходились с современными астрономическими данными всего на несколько секунд в год. Они представляли себе Вселенную, разделенную на три уровня — подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами.
По астрологии и календарю майя, «время пятого Солнца» закончится 21—25 декабря 2012 года (зимнее солнцестояние). «Пятое Солнце» известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого многие погибнут.
Боги и жертвы
Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней), через проделанные отверстия продевали шнурок или веревку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия. Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определенной мере продлить жизнь богам. Человеческие жертвоприношения были распространенным явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди еще бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племен, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоев общества. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племен, в том числе члены высших слоев противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки.
Политическая и социальная структура общества
Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры различались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством "аява" (правителя) имели место также олигархические и аристократические формы правления. У племени киче имелись также благородные семьи, выполняющие различные задачи в государстве. Также демократические институты имели место как минимум в нижнем слое общества: существующая и по сей день процедура избрания каждые три года бургомистра, «майя-бургомистра», существует, надо полагать, довольно давно. В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населенных пунктах.

являлись и являются богатейшим источником знаний о древнем мире. Сама же цивилизация майя наряду с шумерами является одной из знаменитейших империй древнего мира, получивших широкое распространение в исследовательских кругах, благодаря высокоразвитому искусству, математике, архитектуре и астрономии. Раскопки древних городов показывают, что древняя индейская империя простиралась по всему полуострову Юкатан - от современного Белиза, Гватемалы, Гондураса до земель Мексики и Сальвадора. Города майя, фото сделанные специалистами, научные изыскания позволяют исследователям предполагать, что маяйнское государство начало формироваться еще в 2000 году до нашей эры, в предклассическую эпоху. Тогда же стали возникать и первые города майа, в будущем ставшие символами величия древних индейцев в Америке.

Среди достижений майя числятся открытия в математике, в частности введение нуля в вычисления, города индейцев майя, поражающие своим величием, открытия в астрономии - изучение планет, Луны, внедрение в повседневную жизнь календаря, в искусстве и архитектуре - своды, арки, ткацкое мастерство, музыка с использованием духовых инструментов. К слову, древние города индейцев майя, жрецы, практиковавшие в местных храмах, использовали не просто календарь, а календарную систему, считающуюся одной из точнейших за всю историю человечества. Индейцам удалось, казалось бы, невозможное; они с точностью до минуты рассчитали продолжительность земных суток и года. Их календарная система использовалась и другими индейскими народами Центральной Америки, и продолжает использоваться сегодня.

Города-государства майя разработали и применяли уникальную иероглифическую систему письма. Сегодня письменный язык майя расшифрован, но лишь частично. Название городов майя звучит на весь научный мир, десятки и сотни ученых по всему миру бьются над решением загадок, оставшихся после майянцев. Как индейцам, не знавшим колеса, удалось совершить фундаментальные открытия в астрономии? Откуда у майянцев, поощрявших жертвоприношения столь обширные знания в математике? Как города и архитектура майя стали такими, какие они есть? Все это пока вопросы без ответов, которые надеемся, в скором времени будут получены.

Город Копан - юго-восточная столица империи.

В центре индейского величия неспроста располагались эпохальные городища и самостоятельные государства, являвшиеся оплотом древних знаний в науках, религии и искусстве. Майянский город возводился из камня, чтобы никто не мог проникнуть за его стены. Значительная часть бывших столиц майянской империи сегодня находится в плачевном состоянии и включена в список объектов Всемирного наследия Юнеско, среди них: город Чичен-Ица, Ушмаль, Тикаль, Копан, Паленке и многие-многие другие. Практически все древние поселения майянцев превратились в руины, однако, благодарю труду ученых и исследователей, у нас имеется возможность посетить, как город Копан, так и другие поселения и представить какими они были сотни и тысячи лет назад.

Копан майя сегодня - это крупнейшее археологическое городище на территории Гондураса, а в древности - величественное и могучее поселение, принадлежавшее майянцам. Город располагался на западе современного Гондураса, в центре долины реки Копан, в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Город Копан был построен еще в 1-2 века до нашей эры и просуществовал до эпохи расцвета майя, до 7-9 веков нашей эры. Копан относился к числу государств и владел юго-западными территориями Гондураса, и большей частью юго-восточных земель современной Гватемалы. Приостановление развитие города, а впоследствии и его упадок состоялись приблизительно в 9 веке нашей эры, когда великая империя майя заканчивала свое существование.

Наиболее известной постройкой, располагающейся в городе Копане, является Храм 16, возвышающийся более чем на 30 метров над центральной площадью. Этот храм-пирамида - высочайшая постройка в группе сооружений, именуемых “Акрополь”. Практически под каждым храмом города и пирамидой простираются туннели, общей протяженностью в несколько километров. Не исключение и Храм 16. Подземные ходы, расположившиеся в городе, под храмом 16, встречают всех посетителей грозным ликом солнечного царя. Эта гравюра в форме лица древнего правителя, расширившего город Копан, является украшением первого яруса Розалилы - постройки, которая в стародавние времена стояла на месте Храма 16, а сегодня погребена глубоко под землей (город в целом напоминает скорее развалины). В древности Розалила, храм, был окрашен в красный, практически кровавый цвет, что соответствовало его ритуальному предназначению. Упомянутая голова царя, расширившего город, его владения, голова, отпугивающая посетителей подземных туннелей Храма 16, украшена головным убором из желтых, зеленых и красных перьев священной птицы кетцаля, а линии глаз правителя, и другие мелкие детали ассоциируют его с изображениями бога солнца.

Имя царя, с чьего портрета был списан лик, ставшее известным благодаря скульптурным элементам, - К’инич-Йаш-К‘ук’-Мо, что в переводе “Сверкающий кетцаль со взором подобным солнцу”. Это первый известный майянский царь Копана. Считается, что это именно он положил начало строительству храмов и пирамид, вознесших город Копан на новый уровень архитектурного величия. Храм 16 за свою историю пережил семь основных этапов возведения, около 10 перестроек и всевозможных дополнений. Последняя фаза сооружения храма стартовала в 775 году, незадолго до опустошения самого Копана.

Храм 16, расположившийся в городе Копан, был обнаружен еще в 1989 году. Открытие совершил исследователь Рикардо Агурсиа, по совместительству директор туристической и исследовательской организации Южной Америки. Обнаружение храма в свое время стало своеобразной революцией, толчком для ученых со всего мира, заставившим их изучать город, его окрестности и в целом величественную индейскую империю, заброшенную вот уже тысячу лет.

Города индейцев майя: Ушмаль - северо-западная столица империи.

Ушмаль - руины поселения, история которого берет свое начало еще в 800 году до нашей эры. Именно в эту эпоху началось заселение земель, на которых в будущем и был основан Ушмаль. Конкретно строительство самого города индейцев майя можно отнести к 800-900 годам нашей эры, именно в эти сроки были возведены первые храмы, жилые поселения и другие постройки, обнаруженные исследователями. Конечной точкой развития Uxmal, как и других городов индейцев майя, считается 1000 год нашей эры, период оккупации Юкатана тольтеками. И именно в этот период были прекращены все строительные работы, что велись в Ушмале, а после, за несколько десятилетий до прибытия испанцев, поселение и вовсе было покинуто местными жителями, о чем свидетельствуют многочисленные археологически находки на месте города индейцев майя, некогда являвшегося великим.

Для исследователей Uxmal является одним из сложнейших и прекраснейших примеров архитектурного стиля Puuc, в котором возводились единичные поселения майянцев. Для многочисленных же туристов Ушмаль, как и многие другие города индейцев майя , - это главный туристический пункт их путешествия. Ежегодно сотни тысяч людей прибывают в этот некогда крупный населенный пункт, чтобы своими глазами увидеть архитектурное чудо древних майя. Но не одни лишь туристы десятками прибывают в этот регион. Немалый вклад в развитие Ушмаля делают и исследователи, посещающие раскопки в надежде пролить свет на темные пятна в истории индейского народа, сгинувшего тысячу лет назад.

Puuc, что в переводе «холмистая сторона» - название местности в которой впервые были обнаружены постройки одноименного стиля, в котором построены города и архитектура майя. В этой стилистике выполнено не больше десятка поселений, некогда принадлежавших майя. Практически все такие города и архитектура майя были возведены на соседствующей горной территории и строились в последние столетия истории майянской цивилизации, а именно в 800 - 900 года нашей эры.

Наиболее примечательными сооружениями, из раздела поздние города и архитектура майя, сооружениями, когда-либо возведенными в Ушмале, считаются: “Дворец правителя” - дворцовый комплекс, яркий пример выдающийся майянской архитектуры, украшенный скульптурами и мозаичным фризом, состоящим из 20 отдельных пластин; “Пирамида волшебника”, так называемый “Дом карлика” - по сути, ярчайший пример городов и архитектуры майя Puuc, а на деле - храм на пирамиде овальной формы высотою в 40 метров; «Женский монастырь» - комплекс, состоящий из 4 зданий, обрамляющих внутренний двор.

Города-государства майя: Паленке - западная столица империи.

Паленке, как и значительная часть майянских поселений, располагается в горной местности на возвышенностях Юкатана. Имения города-государства раскинулось в преддверии скал Tumbala. Выступ, на котором майянцами был возведен Паленке, выходит на болотистые равнины, простирающиеся далеко на север вплоть до побережья залива. Скорее всего, именно уникальное расположение Паленке между двумя мирами и наделило архитектуру неповторимым шармом, притягивающим тысячами туристов со всего мира. Перспектива плоских равнин на севере и туманный зеленый цвет пышного горного фона на юге захватывают воображение посетителей этих прекрасных земель.

Археологические находки города цивилизации майя, Паленке, указывают на то, что городище начало свое развитие приблизительно в 300 году нашей эры, практически в самом начале золотой эпохи цивилизации майя. Большая часть построек Паленке, как жилых, так и церемониального назначения, возведена в период между 400 и 900 годами нашей эры. Причина, по которой приблизительно в 1000 году нашей эры эти чарующие воображение земли были оставлены местными жителями, остается загадкой.

На текущий момент Паленке, как и значительная часть бывших городов-государств майя, представляет собой наиболее оживленное место археологических раскопок. Исследователями и археологами была восстановлена приблизительно треть городской архитектуры общим числом в 500 построек, формировавших центральную площадь и окрестности Паленке. В тоже время Паленке это еще и излюбленный туристический пункт. Ежегодно тысячами люди со всего мира прибывают в Юкатан, чтобы полюбоваться былым величием индейского народа.

В число наиболее примечательных сооружений, расположившихся в Паленке, входят: Храм XII и “Дворец археологов”.

Храм XII - уникальное даже для индейской архитектуры сооружение города-государства майя , входящие в число основных достопримечательностей не только Паленке, но и всей Центральной Америки. Храм также известен под названиями “Храм Черепа” и “Храм Мертвой Луны”. Во время первого этапа археологических раскопок на территории Паленке в 1992-1994 годах на территории храма были обнаружены ценнейшие экспонаты - несколько сотен элементов сооружений, деталей декора, посуды, одежды, церемониальных приспособлений. Рядом с Храмом XII, именуемым Храмом Мертвой Луны”, как нетрудно догадаться, расположился Храм солнца, построенный приблизительно в четырнадцатом веке нашей эры, в период, когда развитие цивилизации майя уже сошло на “нет”. Город Паленке, архитектура этого поселения были уникальными и величественными, однако, сегодня храм находится в ужасающем состоянии и в планах археологов находится его частичная или полная реставрация, что не может не радовать.

“Дворец Археологов” - постройка города-государства майя, Паленке, представляющая собой обширный дворцовый комплекс и получившая свое название в честь профессии, люди которой стоят за ее обнаружением. Части здания, скорее всего, использовались по своему прямому назначению, как место жительство правящей династии, однако у дворца была и другая функция: он использовался в качестве административного центра, когда-то многолюдного и шумного городища. Что примечательно на четвертом уровне дворцовой постройки расположилась настоящая астрономическая обсерватория, возведенная древними индейцами майя. Ее структурный тип и архитектурная стилистика уникальны даже для майянцев. В день зимнего солнцестояния из обсерватории прекраснейшим образом наблюдается ночное небо, звезды и луна.

Города майа: Чичен-Ица - северная столица империи.

Предполагается, что древняя история Чичен-Ица, города майа, берет свое начало в 5-6 веке нашей эры. Тогда Чичен-Ица - одно из крупнейших поселений индейцев на территории Юкатана. Однако уже к концу 10 века по неизвестным причинам местные жители практически полностью покинули Чичен-Ицу. Это предположение подтверждается тем фактом, что в период с 10 по 12 столетие на территории города майа не было построено не одного здания, ни жилого, ни религиозного назначения. Однако имеются и подтверждения тому, что Чичен-Ица был снова заселен приблизительно в 13 веке. Новыми жителями столицы стали тольтеки, заселившие Юкатан.

Тольтеки даровали городам майа вторую жизнь. Обосновавшись в Чичен-Ице, они постепенно, шаг за шагом, завоевывали соседствующие территории, тем самым увеличивая влияние в регионе. В оставленные руины некогда величественного поселения завоеватели принесли не только жизнь, но и многочисленные обряды, обычаи, и свое, уникальное, видение архитектуры. Так, под управлением тольтекского племени была возведена северная часть Чичен-Ица. В лучшие годы, как правления майя, так и правления тольтеков, население городища составляло от 20 до 30 тысяч жителей.

Ранее считалось, что Чичен-Ица, чуть ли не возглавлявший главные города цивилизации майя , играл роль летней резиденции императора, где во дворце проживали члены правящей династии, а на территории жилых районов, обосновывалась прислуга. Об этом в первую очередь свидетельствовали расположение и архитектурные особенности поселения. На территории Чичен-Ицы имелся специальный жилой квартал для бедняков, натолкнувший ученых на мысль об узкой специальности всего поселения. Однако, ближе к концу 20 века исследователями было сделано несколько важнейших археологических находок, опровергнувших первичную теорию о том, что Чичен-Ица являлся только летней резиденции короля.

Чичен-Ица, расположившийся на территории современной Мексики, неспешным темпом развивался вплоть до 13, пока вследствие роста могущества, как самого города майа, так и соседних провинций, не назрел неизбежный политический и военный конфликт. Правители Чичен-Ица требовали от соседних властителей все больших поднесений и сбирали все большие налоги, в результате чего объединенное войско нескольких государств, некогда починявшихся Чичен-Ице, вышло на войну с бывшими хозяевами и разгромило армию тольтекского племени. Это привело к упадку и катастрофическому снижению населения города майя - Чичен-Ицы. Уже к концу 14 века Чичен-Ица был практически полностью оставлен местными жителями и опустошен.

Примечательнейшей из всех построек, когда-либо и кем-либо возведенных на территории Чичен-Ицы, является пирамида Кукулькана. Это монументальное сооружение, пирамида, высотою в 24 метра возвышается над центральной площадью и все архитектурой Чичен-Ицы. Состоит Пирамида Кукулькана из 9 уровней и ориентирована строго по сторонам света, что свойственно для майянской архитектуры. На верхней части постройки расположился храм, в котором проводились регулярные обряды и церемонии, в том числе и церемонии жертвоприношения. В основании пирамиды Чичен-Ицы находится квадрат со стороной в 55 с половиной метров. Также у основания пирамиды расположились величественные каменные головы змей, обрамляющие каждую из лестниц, ведущих к храму на вершине. Пирамида строго ориентирована по сторонам света.

Пирамида Кукулькана города майя обладает несколькими, весьма удивительными, архитектурными свойствами. Во-первых, общее число ступеней пирамиды равняется 365, что соответствует числу дней в календарном году. Эта особенность пирамиды натолкнула исследователей на мысль, что Пирамида Кукулькана выполняла функцию своеобразного календаря или, по крайней мере, в основу пирамиды был заложен принцип календарной системы. Широко известный факт - астрономии майя, как прогрессивной на то время науке, были известны и продолжительность земных суток, и длительность земного года. Во-вторых, в период осеннего и весеннего равноденствия у основания пирамиды Чичен-Ица наблюдается уникальное зрелище.

Майянские города отталкиваясь от накопленных знаний, в том числе и в астрономии. По основной лестнице пирамиды, ведущий к храму на ее вершине, спускается тень в форме гигантского змея, бога Кетцалькоатля (пернатый змей), которому поклонялись майянцы, и в честь которого была возведена пирамида. Этот феномен, наблюдаемый вследствие игры света и тени, а также благодаря архитектурным свойствам пирамиды, длиться ровно 3 часов и 22 минут. Считается, что змей, спускающийся по ступеням пирамиды, ознаменовывал собой наступление весны и осени соответственно.

Древние города индейцев майя: Тикаль - центральная столица империи.

Тикаль или Tik’al - сегодня одно из крупнейших мест археологических раскопок на территории Юкатана, а в древности крупнейшее городище майя и основное звено торговой и религиозной цепи исчезнувшей цивилизации. Тикаль располагается в географической области бассейна Petén, что в северной части современной Гватемалы, где ранее проживали индейцы майя. Именно майянцами в свое время и был возведен Тикаль и именно им он принадлежал долгие столетия. Сейчас часть Тикаля, что располагается в бассейне Petén - это Национальный Парк Гватемалы, а с 1979 года благодаря Юнеско Тикаль и его архитектура являются объектом всемирного достояния.

Тикаль, как и некоторые древние города индейцев майя, - бывшая столица завоеванного государства, позже превратившаяся в одно из наиболее сильных и могущественных королевств цивилизации Майя в Юкатане. Хотя монументальная архитектура, найденная на месте раскопок древнего поселения, датируется еще 4-м столетием до нашей эры, максимальной точкой развития Тикаля считается период классической эпохи цивилизации майя - приблизительно 200 - 900 года нашей эры. В это время в истории многих древних городов индейцев майя наступает период, когда они являются воплощением могущества американских индейцев. Между Тикалем и практически всеми крупными поселениями Юкатана были проведены дороги, соединявшие между собой столицы древней империи. Тикаль можно считать своеобразной версией мегаполиса на фоне исчезнувшего государства. В лучшие годы на территории Тикаля проживало около 100 тысяч жителей, о чем свидетельствуют обнаруженные учеными находки и немногочисленные записи.

Цивилизация индейцев майя - одна из древних цивилизаций Мезоамерики, которой удалось достичь значительного развития в разных сферах. Особенно выделяется майянская письменность, искусство, архитектура, математика и астрономия. Кроме того, эта цивилизация существовала достаточно долгое время - история цивилизации племени майя кратко не описывается, хотя бы потому, что зародилась она в начале второго тысячелетия до нашей эры. Становление цивилизации, во время которого древние племенные поселения майя выросли до состояния городов, и у всех проживавших в Юкатане народов, объединенных общей культурой, языком и традициями, сформировалась общая политическая система.

Начиная с 250 года до н.э. цивилизация майя стала одной из главенствующих в регионе. Цивилизация индейцев майя отошла от родоплеменного устройства. Майя возводили большие города из камня, в некоторых, по предварительным оценкам, проживало до двух сотен тысяч человек. Созданный майя календарь нашел применение и у иных народов Мезоамерики. У них было свое иероглифическое письмо и развитая земледельческая система, однако уже к приходу испанцев в 16 веке цивилизация практически погибла.
Историки сделали вывод, что история цивилизации племени майя кратко может быть разделена на шесть основных периодов. Первый период их развития - с начала 2 тысячелетия до 900 года до н.э. Именно тогда образовались первые поселки майя. Они занимались охотой и земледелием. Самые старые поселения были обнаружены на нынешней территории Белиза, отсюда племена майя распространились в северном направлении вплоть до Мексиканского залива. На рубеже 2 и 1 тысячелетий появился Кахаль Печ, город, который существовал до 7 века н.э.

Все про древнюю цивилизацию Майа

С 9 по 5 века до н.э. древние майя прошли через средний доклассический период. В это время поселения расширились до уровня городов, между ними активизировалась торговля, а майя занимали новые территории. На берегах Мексиканского залива в 5 веке до н.э. были созданы первые храмы, в том числе и пирамидальной формы, крупнейший из них (72 метра) находился в Эль-Мирадоре.В 7 веке до н.э. майя создали свою письменность. Тогда влияние на майянское искусство оказала цивилизация ольмеков, которая развивалась на берегах Мексиканского залива, и контактировала со всеми другими местными народами. Вполне возможно, что общество майя сделалось иерархическим именно под влиянием ольмеков.

С начала 4 века до н.э. и до 250 года н.э. древняя цивилизация майя создала первый солнечный календарь в виде изображения на камне. Этот период выделяют как поздний доклассический. В их городах появились первые монархи, во время их правления был основан великий город Теотиуакан, который долгое время являлся центром всей Месоамерики, и имел большое значение для ацтеков и после того, как майя покинули город по неизвестным причинам.

Начиная с 250 года и до начала 7 века н.э. согласно принятой у историков доктрине выделяется ранний классический период. В это время цивилизация индейцев майя создала своего рода сверхгосударство - его центром стал город Тикаль. В него переселились многие жители Теотиуакана, попутно перенимая новые обычаи и обряды, заодно приобщившись к жертвоприношениям. В 562 году Калакмуль с Тикалем начали кровопролитную войну, в ходе которой властитель Тикаля был пленен и принесен в жертву. Окончательно свое значение Тикаль потерял к концу 6 века.

С этого момента начался поздний классический период, который продлился до 900 года. В это время майя являли собой целую сеть городов-государств, все они мнили себя независимыми, и имели собственного правителя. Культура майя распространилась на весь Юкатан, и в этот период она достигла наибольшего расцвета. В те времена появились такие города как Чичен-Ица, Цшмаль и Коба. Города были соединены между собой посредством дорог, в каждом из них проживало до 10 тыс. жителей, это больше, чем было в этот период в европейских городах.

Однако после этого периода древние майя пришли к упадку. В 9 веке их население резко сократилось, многие города опустели, а ирригационные сооружения были запущены. В 10 веке прекратилось возведение каменных сооружений. Ученые до сих пор бьются над вопросом, что именно стало причиной гибели их цивилизации. Существует две основные гипотезы. Одна группа ученых считает, что причина их гибели стала в нарушении баланса взаимоотношения между людьми и природой в этом регионе. Население постоянно росло, в то время как земли, пригодные для земледелия, заканчивались. В 1921 году данную теорию сформировал О.Ф. Кук.
По мнению другой группы ученых, майя погибли вследствие климатических изменений, природных катаклизмов или завоевания другими народами. В пользу последней версии говорят различные предметы, созданные в этот период, но не принадлежащие к культуре майя. Тем не менее, эта версия остается непопулярной.

Немногим раньше по времени, по соседству с ацтеками (на территории нынешних Юкатана-Гватемалы-Сальвадора-Гондраса) существовала более обширная цивилизация индейцев майя.

Цивилизация Майя

Майя - группа индейских народов, родственных по языку. Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Центральной Америки? Точного ответа на эти и другие вопросы не существует. На сегодняшний день одна из основных точек зрения по этому вопросу состоит в том, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т.е. приблизительно 30 тысяч лет назад.

Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это «культура-загадка», «культура-феномен» полная противоречий и парадоксов. Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Майя, живя практически в каменном веке (не знали металлов до X века н.э., колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных), создали точный солнечный календарь, сложнейшую иероглифическую письменность, использовали понятие нуля раньше арабов и индусов, предсказывали солнечные и лунные затмения, вычислили движения Венеры с ошибкой лишь на 14 секунд в год, достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и производстве керамики. Поклонялись своим богам и в то же время подчинялись царям и жрецам, строили под их руководством храмы и дворцы, совершали ритуальные обряды, приносили себя в жертву, воевали с соседями.

Майя создали необыкновенные сами по себе города, построенные только на мускульной силе. И почему-то, почти все города классического периода несут на себе следы насильственного разрушения. В настоящее время известно более 200 развалин древних городов. Полный список известных городов майя .

Вдревности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В связи с этим, характеристики их культур были сходными, физические черты совпадали, и говорили они на языках, относящихся к одной лингвистической ветви. При изучении цивилизации майя, выделяют несколько периодов. Их названия и хронология таковы:
- ранний доклассический (около 2000 – 900 годы до н.э.)
- средний доклассический (900 – 400 годы до н.э.)
- поздний доклассический (400 год до н.э. – 250 год н.э.)
- ранний классический (250 – 600 годы н.э.)
- поздний классический (600 – 900 года н.э.)
- постклассический (900 – 1521 годы н.э.)

Эта строгая научная информация, ни в коей мере не объясняет, почему города майя начали приходить в упадок, их населения сокращаться, а междоусобица усиливаться. А вот процессы, окончательно погубившие великую цивилизацию, проходившие в колониальный период, длившийся с 1521-го по 1821 год, совершенно очевидны. Великие гуманисты и христиане - мало того, что завезли грипп, оспу и корь, - огнем и мечом образовывали на американском континенте свои колонии. То, что раньше не шло на пользу майя, – разрозненность и отсутствие единого управляющего центра государства, не пошло на пользу и завоевателям. Каждый город являл собой отдельное воинственное государство, и приходилось прилагать все новые и новые усилия, чтобы захватить территорию.

А города майя строили с большим умением и размахом. Стоит упомянуть Ламанай, Кахаль Печ, Эль Мирадор, Калакмуль, Тикаль, Чичен-Ицу, Ушмаль, Копан. Некоторые из этих городов существовали более тысячелетия. Развалины каждого из них - подарок археологам, историкам и туристам.

Большой интерес вызывают представления угасшей цивилизации о времени и космосе. Цикличное время майя, связанное с природными и астрономическими явлениями, отображалось в различных календарях. Согласно одному из предсказаний, очередной (последний) цикл завершится 22 декабря 2012 года. Конец цикла будет ознаменован наводнением, после чего погибнет этот мир, родится новая вселенная и начнется новый цикл… Что ж, у нас есть все шансы убедиться в достоверности предсказаний майя.

В течение I - начале II тысячелетия н.э., народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен, дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.

Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.

В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи, в низменных районах Гватемалы, обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время, появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.), в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор).

Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода, развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время, впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи, майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования, обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь). Начало раннего классического периода, приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи, простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории.


Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майянского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26, в Яшчилане, изображена супруга правителя, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи, возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Ритуальная игра в мяч, имела важное значение в религии майя. Практически в каждом крупном поселении майя была одна или более подобная площадка. Она представляет собой, как правило, небольшое прямоугольное поле, по бокам которого расположены пирамидальные платформы, с которых жрецы наблюдали за отправлением ритуала. Между тем существовал культ игры. В "Пополь-Вух", бесценном своде мифов майя, игра в мяч упоминается, как игра богов: в ней состязались божества смерти Болон Тику (или как их называют в тексте Владыки Шибальбы, т.е. преисподней) и два брата полубога Хун - Ахпу и Шбаланке. Таким образом, игроки инициировали на сцене один из эпизодов борьбы между добром и злом, светом и тьмой, мужским и женским началом, змеем и ягуаром. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами.

Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500 годы), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 века. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками около 900 года, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов "чи" ("рот") и "ица" ("стена"), но его архитектура в т.н. стиле Пуук, нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450), Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты - например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период, майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.

В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления - т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием "тун", разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени - 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.

На семьи правителей, возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств, будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.

Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале, в 8 веке. На самом верху социальной лестницы, находились правитель и его ближайшие родственники. Далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом - простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках, находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи.

Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.
До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения на счёт исчезновения цивилизации майя - экологическая и неэкологическая гипотезы.

Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком.

Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки - тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывает геолог Геральд Хауг (Gerald Haug), занимающийся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.

В 1517 году, на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году, колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году, последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании. Так закончилась одна из самых интересных цивилизаций древней Месоамерики.

Города Майя :

Гватемала : Агуатека - Балберта - Гумарках - Дос Пилас - Ишимче - Ишкун - Йашха - Каминальхуйу - Канкуэн - Киригуа – Ла Корона - Мачакила – Мишко Вьехо - Наачтун - Накбе - Наранхо – Пьедрас Неграс - Сакулеу – Сан Бартоло - Сейбаль - Сиваль - Тайясаль – Такалик Абах - Тикаль - Топоште - Уашактун - Эль Бауль - Эль Мирадор - Эль Перу

Мексика : Аканмуль - Акансех - Баламку - Бекан - Бонампак - Ичпич - Йашчилан - Кабах - Калакмуль - Коба - Комалькалько - Кохунлич - Лабна - Майяпан - Мани - Нокучич - Ошкинток - Паленке – Рио Бек - Сайиль - Сакпетен – Санта Роса Штампак - Танках - Тонина - Тулум - Ушмаль - Хайна - Цибильчальтун - Чакмультун - Чакчобен - Чиканна - Чинкультик - Чичен Ица - Чунчукмиль - Шкипче - Шпухиль – Эк Балам - Эдзна

Белиз : Алтун Ха - Караколь - Кахаль Печ - Куэйо - Ламанай - Лубаантун – Ним Ли Пунит - Шунантунич

Гондурас : Копан – Эль Пуэнте

Сальвадор : Сан Андрес - Тасумаль – Хойя де Серен

Цивилизация майя - уникальна. Их письменность, система календарей, познания в астрономии поражают даже современных специалистов по космологии. Индейцы Майя - одни из самых древних и загадочных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле.

Рождение цивилизации майя

Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки.

Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру – строили города, занимались земледелием.

К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса.

Индейцы майя: история развития цивилизации

Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность.

На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль.

Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками – пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей.

Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом – нагрудным зеркалом. «Зеркало народа» - так называли майя своего верховного правителя.

Правящий класс майя

Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек.

Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.

Экономическое развитие племен майя

Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием – вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.

Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота – на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды.

Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары.

Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег.

Производство соли

Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.

Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене.

Нефритовые изделия

Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей.

Искусство и архитектура

Во время «классических» раннего и позднего периодов (250 – 600 годы нашей эры и 600 – 900 годы нашей эры) было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства.

Ниже фото барельева с изображением правителя.

Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.

Миграция

Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. До 1000 года нашей эры растет влияние мексиканской культуры, процветают города Лабна, Ушмаль, Кабах и ЧиЧен-Ица.

Ниже фото пирамиды в городе ЧиЧен-Ицы

После таинственного краха Чичен-Ицы главным городом майя становится Майяпан.

Почему исчезла цивилизация майя

Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод. Затем появились конкистадоры.

Ниже на фото - последний центр цивидизации.

В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Болезни, которые принесли с собой испанцы, вызвали вспышки эпидемий. У индейцев не было иммунитета к гриппу, кори и оспе, и они умирали миллионами.

Культура и религия индейцев истреблялась всеми возможными способами: рушились храмы, уничтожались святыни, идолопоклонничество каралось пытками.

За 100 лет с момента пришествия в Латинскую Америку европейцами была полностью искоренена цивилизация майя.

Смотрите ниже документальный фильм канала BBC о загадочной цивилизации майя