Назначение, общее устройство, тактико-технические характеристики пожарного поезда. Пожарная техника на базе кораблей и судов канадское пожарное судно «William Lyon Mackenzie»

Пожары могут возникать не только на земной поверхности. Часто возгорания случаются на водных объектах и прибрежных зонах. В таких случаях служба МЧС задействует пожарные суда.

Они используются для ликвидации возгораний, возникающих:

  • на самой водной поверхности водоема (реки, озера, моря и океаны)
  • на объектах, которые там расположены (корабли, установки, маяки)
  • на береговой линии

Кроме того, они участвуют в спасательных мероприятиях при различных ЧС на воде и профилактических работах на установках, связанных с нефтедобычей. Пожарные корабли способны быстро доставить к месту бедствия необходимое оборудование, огнетушащие средства и дополнительные расчеты специалистов. Они осуществляют буксировку к суше горящие объекты водной инфраструктуры и помогают в спасении людей.

Основные характеристики

По видам они бывают мореходными, речными и базовыми. Помимо кораблей в состав водной техники МЧС входит и катер. Из-за небольшого размера он обладает хорошей маневренностью. Способен набирать большую скорость, нежели стандартные типы судов.

Помимо современных навигационных качеств, специальный водный транспорт должен иметь следующие характеристики:

  1. Автономность.

Заключается в возможности корабля осуществлять свои прямые функции в течении обозначенного времени без дополнительного пополнения продуктами, материалами и оборудованием.

  1. Остойчивость.

Для участия в ЧС на воде это свойство имеет первостепенное значение. Пожарные судна при воздействии на них внешних непреодолимых сил (погодные условия, огонь, морские волны) должны им противостоять и сохранять равновесие. При прекращении возмущающего воздействие корпус корабля возвращается в первоначальное положение.

  1. Ходность.

Используя главный двигатель даже на минимальной мощности судно способно развить необходимую скорость.

  1. Управляемость.

Возможность судна своевременно реагировать на любые изменения в положении основных приборов и органов управления.

  1. Непотопляемость.

Заполнение водой нескольких отсеков, не должно приводить к затоплению всего судна. Оно, благодаря этому свойству, способно оставаться на плаву.

Корпус также имеет свои особенности. Если посмотреть пожарные корабли на фото, то видно, что зачастую он гладкопалубный. Состоит корпус из прочной стали, а носовая часть имеет плавную форму.

Чтобы корабли были маневренными, они имеют двухвальные ходовые машины. Иногда на них устанавливают специальную установку с водометами и подруливающие устройства.

Пожарные корабли

Судно проекта 14613 МАРС

Такие судна специального назначения считаются вспомогательными транспортными средствами при ликвидации ЧС на воде.

Все они состоят из следующих элементов:

  • корпус, имеющий необходимые надстройки
  • системы орошения
  • насосы
  • иловую установку
  • водопенные коммуникации

Для того чтобы корпус в процессе борьбы с возгоранием избежал повреждений из-за теплового воздействия применяются . Они обеспечивают необходимую защиту по периметру. Корпус же состоит из усиленных отсеков, обладающих водонепроницаемостью.

Надстройки необходимы для размещения бытовых, служебных комнат, кают для отдыха. Для бесперебойного оснащения корабля энергией имеются вспомогательные двигатели. Они состоят из генераторов и оборудованы 2 системами запуска. Осуществлять управление двигателями возможно как из центрального пункта управления, так и из машинного отдела.

На суднах ставят минимум 2, максимум 4 насоса для осуществления ликвидации огня. Для их привода используются отдельные двигатели, иногда возможно применение главных ходовых двигателей. Для быстрого пополнения насосов водой, их расположение должно быть ниже ватерлинии. Среднее количество воды, которое подается ими достигает 1000 м3/ч. При этом напор может быть до 100 м.

Пожарная техника, которой оснащаются корабли, может быть различна. Это зависит от типа судна. Но всегда имеются как минимум 2 лафетных ствола. Один находится на верхней палубе, а другой в той части палубы, от которой он будет отшвартовываться в процессе работы.

Корабль Полковник Чернышев

Пожарные катера

Обладающие небольшими размерами, катер эксплуатируется в основном на небольших водоемах – реки и озера. Согласно санитарным правилам, этот транспорт не относится к судам, на которых разрешено постоянное нахождение или проживание людей.

Наиболее распространенным является стальной спасательный катер водометный типа КС-110-39.

Катер водометный типа КС-110-39

Он применяется в следующих случаях:

  • при необходимости подачи воды в район пожара из водоема через лафетный ствол стационарного типа;
  • когда нужно быстро доставить к месту возгорания дополнительные силы людей, оборудование или запас веществ для тушения;
  • при осуществлении доставки пены к очагу огня из штатных пенобаков.

Катера также оснащаются огнетушителем, топором, специальным ломом и пожарным покрывалом. Для схода с мели используется лебедка с канатом до 30 м, которую легко можно переносить. В некоторых ситуациях применяется система для осуществления объемного тушения возгорания. Обязательно наличие радиостанции. Она получает питание от сети судна черед специальный блок питания. Ориентируется радиооборудование на внешнюю антенну. Радио в катере является только стационарным. В случае необходимости транспортировки пожарного катера прибегают к помощи наземного транспорта (автомобиль или поезд).

Конструкция судна это металлический каркас, надстройка, систем управления и движения, надувной подушки. В передней части располагается кабина рулевого, в ней находится экипаж и необходимое оборудование для управления ХИВУС 20. Средняя часть секция для перевозки людей и багажа, согласно основным ТТХ максимальная вместимость 18 человек, не считая багажа. Внутри секции установлены кресла обитые мягким материалом и обязательно оборудованные ремнями безопасности. Имеются полки и санузел. Багажные отсеки располагаются снаружи.

  • Длина габаритная не более: 12,7 м
  • Ширина габаритная не более: 4,4 м
  • Высота габаритная (без мачты): не более: 4,25 м
  • Минимальный состав экипажа: 2 чел.
  • Пассажировместимость: 18 чел.
  • Главный двигатель: дизельный, не менее 312 л.с.
  • Емкость топливных баков: 1000 л.
  • Крейсерская скорость хода на тихой воде (высота волны менее 0.1 метра, скорость ветра менее 2 м/с): не менее 50 км/час.
  • Водоизмещение полное: 6,6 тонн
  • Дальность плавания: 900 км.

Скорость судна на тихой воде:

  • эксплуатационная, не менее: 50 км/ч
  • максимальная: не менее 65 км/ч

Мореходность судна:

  • при ходе на воздушной подушке - волнение с высотой волны 3% обеспеченности до 0,4 м;
  • при движении в водоизмещающем режиме со скоростью хода не более 10 км/ч - волнение с высотой волны 3% обеспеченности до 2,0 м.

Угол преодолеваемого затяжного подъема на ровной твердой поверхности - 6°, на максимальной скорости - короткие (до 20 м) уклоны до 8°. Высота преодолеваемого одиночного вертикального уступа 0,4 м на курсовом угле не более ±30° к линии уступа.

Многоцелевой поисково-спасательный катер Мангуст

Катер предназначен для проведения поисково-спасательных работ на больших внутренних водоемах, таких как Ладога или Байкал, а также в 12-мильной береговой зоне. Он используется для поиска судов и людей, терпящих бедствие, водолазных работ, а также тушения пожаров на судах и береговых сооружениях. Судно обладает высокими скоростными характеристиками, обеспечивает безопасность плавания при волнении на воде до 4 баллов включительно. Дальность плавания - до 300 миль.

Технические характеристики:

  • Длина габаритная – 19,45 м
  • Ширина – 4,4 м
  • Скорость хода – до 53 узлов
  • Корпус из алюминиево-магниевого сплава.

Плавающий транспортер ПТС-М

Посейдон является многофункциональным универсальным транспортным средством, предназначенным для выполнения специальных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций:

  • пожаротушение на водных объектах;
  • ведение подводного осмотра и водолазных работ;
  • спасение утопающих и вывоз находящихся на льдинах;
  • доставка спасательных средств (надувных плотов и лодок) в места чрезвычайных ситуаций.

Судно может использоваться в круглогодичном периоде при температурах от минус 50°С до плюс 50°С при любой влажности по относительно ровной поверхности вода, лед, мели, пески. Преодолевает уклоны с места до 7°С, с ходу на скорости 50 км/ч, преодолевает уклоны до 30° С.

Управление судном осуществляется одним капитаном-водителем. Количество перевозимых пассажиров составляет 6-10 человек (в зависимости от модификации).

Основной особенностью судна «Посейдон» является наличие сменно-съёмных модулей, что позволяет быстро сформировать нужную комплектацию (пожарную, водолазную, жизнеобеспечения, спасательную и т.д.) в конкретной ситуации в зависимости от существующей чрезвычайной ситуации.

Характеристики амфибий впечатляют – она способна развивать скорость свыше 100 км/час, при компактных размерах (длина 7,4 м и высота 2,3 м) в лодке достаточно места, чтобы разместить 6-8 человек или принять на борт до полутора тонн груза. Мощность двигателя 265 лошадиных сил. Но самое главное преимущество “Пираньи” – проходимость, судно одинаково легко передвигается по воде, льду, а так же болотистой местности и камышам.

«Скорость и возможность добраться до самых труднодоступных мест – это важнейшие условия для эффективной работы спасателей. Министерство своевременно оснащает нас усовершенствованной техникой и самыми передовыми технологиями спасения для повышения оперативности поисково-спасательной службы. Новая аэролодка идеально сочетает в себе быстроходность глиссера и вездеходность аэросаней».

Пожарное судно

Пожарное судно в действии

Пожарное судно - Корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. . Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки - системами динамического позиционирования.

Классификация

Пожарные суда делятся на специализированные (имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет их использовать не по назначению) и комбинированные (пожарные и портовые буксиры, имеющие пожарное оборудование, не снижающее их эффективности как буксировочных средств). В зависимости от района плавания делятся на речные и морские.

Средства пожаротушения

Основным средством пожаротушения на пожарном судне являются высокопроизводительные (до 10 000 м³/ч) насосы , подающие воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии . Насосы имеют привод от специальных или ходовых двигателей судна и устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии , что обеспечивает быстрое заполнение насосов самотеком. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке и обеспечивают длину струи до 200 м и высоту до 50 м. На некоторых судах имеются телескопические вышки и стрелы, так же оборудованные пожарными стволами. Кроме того, указанные вышки и стрелы используются для высадки аварийных партий к очагам пожара и снятия людей с горящих судов. Для тушения нефти и нефтепродуктов на танкерах , береговых складах и нефтебуровых установках применяются средства химического пожаротушения - пенообразующие вещества , диспергенты , устройства локализации нефтяного пятна. Для защиты от теплового воздействия по периметру судна проложены трубопроводы оросительной системы.

См. также

  • Пожарная машина
  • Пожарный самолёт
  • Пожарный вертолёт

Пожарные корабли (суда) предназначены для тушения пожаров на объектах, расположенных на море и прибрежных полосах, а также для проведения спасательных и профилактических работ на морских нефтегазодобывающих и других объектах. Они доставляют к месту пожара боевые расчеты, пожарно-техническое вооружение и огнетушащие вещества и подают забортную воду в очаги горения. Наличие на кораблях запаса пенообразователя позволяет тушить горящие нефтепродукты. Они могут также использоваться для буксировки горящих судов и вести спасание тонущих людей.

Пожарные корабли могут быть мореходные, базовые и речные. К пожарным судам относятся и пожарные катера. При небольших размерах корпуса и осадки они имеют повышенную скорость по сравнению с пожарными судами.

Пожарный корабль должен обладать рядом специфических свойств, прежде всего, навигационными качествами. К ним относятся:

Остойчивость – способность судна противостоять внешним силам, нарушающим его равновесие, и возвращаться в исходное положение после прекращения действия этих сил.

Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после заполнения одного или нескольких отсеков.

Ходность – способность судна развивать заданную скорость при минимальной мощности главного двигателя.

Управляемость – способность судна двигаться по заданному курсу и быстро реагировать на изменение положения органа управления.

Автономность – это продолжительность плавания корабля без пополнения эксплуатационными материалами, провизией и водой.

Пожарные корабли должны быть гладкопалубными. Иметь прочный стальной корпус и оконечности с плавными очертаниями носовой части.

Повышенная маневренность корабля обеспечивается двухвальными ходовыми машинами, иногда – установкой специальных водометов, а также подруливающих устройств.

По периметру пожарного корабля создаются водяные завесы для защиты его от теплового воздействия при тушении горящих объектов.

Пожарные корабли относятся к вспомогательным судам специального назначения. Они должны соответствовать требованиям Регистра страны. Он является органом государственного контроля, который рассматривает и согласовывает проекты судов, наблюдает за их постройкой, ремонтом и осуществляет контроль их технического состояния.

Пожарные корабли имеют общие элементы: корпус с надстройкой, иловую установку, пожарные насосы, водопенные коммуникации, системы орошения.

Корпус – это водонепроницаемая оболочка, усиленная внутри системой балок и специальных элементов: шпангоутов, бимсов, полубимсов и др., расположенных в продольном и поперечном направлениях. В совокупности – это корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки.

Надстройка служит для размещения служебно-бытовых помещений, кают, кают-компании, столовой. На ней расположена шлюпочная палуба и спарден (самая верхняя палуба) – это ходовой мостик. Рядом с ним устанавливается радионавигационное оборудование, штурманское помещение, радиорубка и т.д.

Судовая установка включает главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка – установка, обеспечивающая кораблю движение, как правило, это дизели.

Для энергетических потребностей кораблей используются вспомогательные двигатели с генераторами переменного или постоянного тока .

Дизельные двигатели оборудуются двумя системами запуска – от аккумуляторных батарей и при помощи сжатого воздуха. Управление двигателями осуществляется как из машинного отделения, так и из ходовой рубки или центрального поста управления.

Пожарные насосы на кораблях центробежные, двухступенчатые. На кораблях устанавливают от 2 до 4 насосов.

Для привода насосов применяются отдельные двигатели. Допускается использование главных ходовых двигателей. В этом случае мощность к насосу подводится от коробки отбора мощности.

Все насосы устанавливаются ниже ватерлинии*. Этим обеспечивается быстрое заполнение насосов водой самотеком.

Насосами может подаваться вода в количестве до 1000 м 3 /ч при напоре до 100 м.

На пожарных кораблях имеется различное пожарно-техническое вооружение и устанавливается не менее двух лафетных стволов. Один из них устанавливается на верхней палубе, а второй в той оконечности, которой он отшвартовывается для боевой работы.

Продольный разрез пожарного корабля показан на рис. 16.27.


Рис. 16.27. Продольный разрез пожарного судна:

1 – лафетные стволы; 2 – монитор на подъемной мачте (башне); 3 – вьюшка для пожарных шлангов; 4 – камбуз; 5 - цепной ящик; 6 – кубрик команды; 7 – цистерна пресной воды; 8 – топливная цистерна; 9 – главный пожарный насос; 10 – главный дизель; 11 – главный генератор; 12 – гребной электродвигатель; 13 – распределительный щит; 14 – топливная цистерна; 15 – кормовая дифферентная цистерна

Наиболее совершенным можно назвать пожарный корабль «Генерал Гамидов». Некоторые его технические данные представлены в табл. 16.14.

Таблица 16.14

Корабль может использовать свою технику для тушения пожаров при волнении воды до 4 баллов.

Непотопляемость его гарантируется при заполнении водой даже одного любого отсека.

Автономность судна обеспечивается запасом топлива 77 т, с мертвым его запасом 6 т. На корабле имеется запас питьевой и котельной воды в количествах, равных 26 и 18 т, соответственно. Запас пенообразователя около 16 м 3 .

Корабль оснащен двумя главными двигателями типа 40 ДМ мощностью каждый по 1850 кВт. Запуск и управление ими производится из центрального поста или с постов у главных двигателей в машинном отделении.

На корабле имеются три генератора переменного тока напряжением 400 В. Два генератора мощностью 200 кВт работают от двигателей 7Д-12 и один, мощностью 100 кВт, – от двигателя типа 7Д-6С.

Средства пожаротушения на корабле достаточные для тушения пожаров водой и пеной кратностью 9 – 12. Четыре насоса ДПЖН-14 подают воду по 1000 м 3 /ч (277,7 л/с) и развивают напор 100 м.

Специальная противопожарная система обеспечивает тушение различных пожаров, в том числе горящих нефтепродуктов и электрооборудования. Подача пенообразователя во всасывающие магистрали насосов производится специальными дополнительными насосами. Подача пены в очаги горения осуществляется стационарными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами и ручными стволами. На корабле установлена одна гидропушка с диаметром спрыска 95 – 110 мм, обеспечивающая подачу воды 1100 – 1400 м 3 /ч на расстояние 130 – 140 м.

Каждый из установленных лафетных стволов с диаметром спрыска
63 – 65 мм подает 300 – 530 м 3 /ч воды на расстояние 100 – 110 м.

На корабле имеется четыре лафетных ствола, обеспечивающих подачу пены средней кратности в пределах 4500 – 6000 м 3 /ч на дальность до 80 м.

Для распределения огнетушащих веществ по рукавным линиям на судне имеются три шестиклапанные колонки с клапанами ДУ-80 и 1 – 2 раздаточные клинкеты (запорные приспособления с клиновидными задвижками) с ДУ-150.

Для отгона горящей на воде пленки нефтепродуктов и предохранения судна от теплового воздействия на нем имеется специальная система отгона пленки и водяная завеса.

На судне оборудованы установки жидкостного пожаротушения СЖБ с емкостями 78 л для внутренних нужд и 40450 л для тушения пожаров на аварийных объектах.

Корабль укомплектован 8 переносными лафетными стволами, пенными стволами, 8 ГПС-200. Кроме того, на нем имеется три погружных электронасоса ЭСП 16/П, электроэжектор ВЭЖ-21 и другое оборудование.

Для спасания людей на палубе имеются: катер, шлюпки, надувные жилеты.

Для маневрирования и удержания корабля в районе пожара на нем имеется подруливающее устройство, а для грузовых операций на нем установлен электрокран грузоподъемностью 1 т.

Тушение пожаров на причальных сооружениях портов осуществляется подачей огнетушащих веществ по развертываемым рукавным линиям. Оно может осуществляться с любой оконечности корабля присоединением рукавов с диаметрами 150, 88 и 66 мм к переносным раздаточным колонкам.

Для оказания экстренной помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре возможно использование ряда пожарных судов. Их тактико-технические характеристики приведены в табл. 16.15.

Таблица 16.15

На рассматриваемых судах используются в основном пожарные насосы и пожарно-техническое вооружение, применяемое на пожарных автомобилях.

Пожарно-спасательный водометный катер КС-110-39 – глиссирующий речной стальной катер с водометным двигателем. Он предназначен для:

доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, запаса ОВ и комплекта аварийно-спасательного оборудования;

подачи в очаг пожара воды из открытого водоема через стационарный лафетный ствол и ручные стволы;

подачи в очаг пожара воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатных пенобаков.

Катер предназначен для эксплуатации на реках разряда «Р» по классификации Российского Речного регистра, в том числе, с малыми глубинами, засоренным фарватером.

Катер по санитарным правилам отнесен к группе судов без проживания людей на борту.

Дальность плавания по топливу на свободном ходу до 300 км. Продолжительность непрерывной работы двигателя пожарного насоса не менее 6 часов.

Размещение оборудования на катере показано на рис.16.28. В пожарном отсеке 3 размещено пожарное оборудование. Оно состоит из стационарной водопенной установки и переносного пожарно-спасательного оборудования.

Рис.16.28. Пожарно-спасательный водопенный катер КС-110-39

1 – главный двигатель; 2 – топливные баки; 3 – пожарный отсек; 4 – двигатель пожарного насоса; 5 – пожарный насос; 6 – водозаборник; 7 – санблок; 8 – пульт управления; 9 – каюта; 10 – диван; 11 – рубка; 12 – стол-тумба с раковиной; 13 – шкаф; 14 – пенобак; 15 – трап в пожарный отсек; 16 – аварийно-спасательное оборудование; 17 – стволы, генераторы пенные; 18 – выхлопная система главного двигателя; 19 – реверс-рулевое устройство

Стационарная водопенная установка включает: пожарный насос НЦПН-100/100 МК (поз.5 на рис.16.28) с приводом от дизеля ЯМЗ-238НДУ (поз.4), водозаборник (поз.6), бак для ПО (поз.14) и другое оборудование.

Лафетный ствол ЛСД-С100/150У с дистанционным управлением установлен на крыше пожарного модуля. Рядом с ним находится патрубок для соединения с рукавными линиями, обеспечивающими подачу воды на берег. Внешняя магистраль обеспечивается ПНР различных диаметров, общей длиной до 800 м. На катере предусмотрена система водяной защиты по бортам.

На катере имеется контейнер для хранения мотопомпы МЦП-800/80.

Переносное пожарно-спасательное оборудование комплектуется по индивидуальному договору с заказчиком.

Судовой пожарный инвентарь включает: два кара, огнетушители, лом пожарный, топор пожарный и покрывало пожарное.

На катере предусмотрена система объемного пожаротушения.

На катере имеется ручная переносная лебедка с канатом, длиной 30 м. Она предназначена для снятия катера с мели.

Для обеспечения управления на катере предусмотрено радиооборудование.

Радиостанция «Гранит-2Р-24» работает на внешнюю антенну. Ее питание от судовой сети 24В осуществляется через блок питания СВЭ-24. Радиостанция устанавливается стационарно.

Носимая радиостанция «Гранит-2Р-44» заряжается от судовой сети 12В. Вторая радиостанция носимая УКВ – радиотелефонная станция с зарядкой от сети 24В постоянного тока.

Транспортировка катера (без демонтажа) осуществляется по железной дороге или автомобильным транспортом (автомашинами МАЗ или
КамАЗ).

Обычно в своих материалах мы рассказываем о людях, которые несут службу на территории Северного административного округа: о пожарных, спасателях, инспекторах надзорной деятельности, и других сотрудниках Управления МЧС по Северному округу.

И сегодня речь пойдёт о пожарном, но не о человеке, а о пожарном корабле «Надежда», который стоит на пожарно-техническом вооружении в 51специализированной пожарно-спасательной части, расположенной в Северном административном округе.

Всего на водных просторах города Москвы несут службу два пожарных корабля это «Полковник Чернышев» и «Надежда».

Пожарный корабль «Надежда» проект №16640 построен в 2002 году в городе Рыбинске Ярославской области на заводе «Вымпел». Судно предназначено для доставки боевого расчета, пожарного оборудования и средств пожаротушения к месту пожара для его тушения на прибрежных объектах озер и рек, а так же на плавсредствах. Зона ответственности выхода пожарного корабля в черте города Москвы составляет 82 километра водного пути и поделена на 4 акватории.

Для тушения пожаров на корабле имеются три стационарных лафетных ствола: кормовой, носовой и рубочный. Тушить пожары здесь имеется возможность, как с корабля, так и при прокладке рукавной линии на удалении от реки на 1,5 километра. За время существования корабль принимал участие в тушении пожаров, как на воде, так и в прибрежной зоне. Капитан корабля майор внутренней службы Романчук Владимир Николаевич рассказал, что данный корабль неоднократно принимал участие в ликвидации крупных пожаров таких как: пожар на ТЭЦ-1 на Раужской набережной; крупный пожар, при котором горел мост на причале Лужники; пожар на «Вьетнамском рынке» на Новоданиловской набережной. Участвовал корабль «Надежда» и при тушении теплоходов «Москва-58» и «Москва-90» на затоне «Новинки». Был на счету корабля и случай, когда возвращаясь с учений, около Шелепихинского моста команда заметила двух тонущих людей и спасла их.

Вообщем работы у команды, служащей на корабле хватает, а команда состоит из 28 человек, которые несут службу посменно по 7 человек на сутки. Личный состав корабля отличается высоким профессионализмом и любовью к своей профессии. Требования к лично¬му составу пожарных кораблей иные, чем в пожарных частях на суше. Здесь мало знать пожарную технику и тактику пожаротушения. Необходимо ещё знать и флотское дело. Механик корабля старший лейтенант внутренней службы Ефимов Анатолий Юрьевич с гордостью показывает машинное отделение, это можно сказать сердце корабля, и рассказывает про принцип работы двигателя и для чего нужны те или иные агрегаты. Далее проходим в капитанскую рубку, и капитан объясняет, как управлять таким судном, ведь рулевого штурвала здесь нет, и корабль управляется при помощи специальных рычагов-переключателей.


Также капитан рассказывает, что с 2013 года «Надежда» не только пожарный корабль, но и спасательный, так как сотрудники, работающие на корабле, прошли специальное обучение и получили соответствующие удостоверения. Из рубки спускаемся вниз, здесь в специальном отсеке корабля, хранится всё пожарно-спасательное оборудование, которое может понадобиться при ликвидации пожара или для спасения людей, но всё это будет уже весной, а сейчас корабль и его команда готовятся к закрытию навигационного сезона.

Классификационные общества осуществляют государственный надзор за постройкой, эксплуатацией и ремонтом пожарных судов.

Согласно предъявляемым требованиям, пожарное судно должно обладать определенными мореходными, эксплуатационными и тактическими качествами.

Мореходные качества характеризуют способность судна плавать при определенных условиях. К мореходным качествам относят: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, период качки, управляемость. К эксплуатационным качествам относятся: грузоподъемность и автономность.

Плавучесть - способность плавать при определенном положении относительно поверхности воды, неся все предназначенные по его роду службы грузы, и иметь при этом заданное погружение (осадку).

Во время эксплуатации судно по тем или иным причинам может получить пробоину, через которую внутрь корпуса будет поступать вода. Поэтому, наряду с водоизмещением судна, важно знать запас его плавучести, т.е. количество груза, которое может быть принято на судно, чтобы оно не затонуло. Подобно тому как мерой плавучести судна является объем, ограниченный его подводной поверхностью, запас плавучести измеряется объемом надводной части судна, причем сюда относят только те отсеки, водонепроницаемость которых обеспечена.

Остойчивость - способность судна сохранять свое положение равновесия и вновь возвращаться к нему после того, как прекратится действие внешних сил, вызвавших изменение положения судна (например, порыв ветра, удар волны).

Непотопляемость - способность судна оставаться на плаву после затопления части отсеков, сохраняя при этом остойчивость и частично другие мореходные качества. Она обеспечивается запасом плавучести, который равен внутреннему объему надводной части корпуса, имеющего водонепроницаемые закрытия.

Пробоины в корпусе выше ватерлинии, а также открытые иллюминаторы в надводной части снижают запас плывучести, т.к. водонепроницаемый надводный объем уменьшается до нижней кромки этих отверстий.

Место стоянки пожарного поезда на строящейся или реконструируемой станции должно предусматриваться в проекте, а на действующей - определяться комиссией. Комиссия назначается приказом начальника отделения дороги, в состав которой входят специалисты локомотивного хозяйства, перевозок, движения, пути водо- и электроснабжения, связи и военизированной охраны.

Место стоянки пожарного поезда обычно располагается на путях с двусторонним


выходом, вблизи расположения пожароопасных объектов станции. В тех случаях, когда пожарный поезд входит в состав стрелково-пожарной (пожарной) команды, его место стоянки должно находиться на расстоянии не более 500 метров от указанного подразделения.

Существует также ряд жестких требований по оборудованию места стоянки пожарного поезда развитыми коммуникациями и инфраструктурой. В частности, место стоянки должно быть оснащено стационарными бытовыми помещениями: для хранения топлива и горюче-смазочных материалов, мастерской для обслуживания и ремонта пожарного оборудования, камерой дымоокуривания для тренировок звеньев ГДЗС, туалетом и другими бытовыми помещениями. Вблизи поезда должны находиться: водопровод с пожарным гидрантом, линия электроснабжения напряжением 220 или 380 вольт и линия телефонной связи.

Постановка другою подвижного состава на путь стоянки пожарного поезда не допускается.

Другие бытовые помещения предусмотрены типовым проектом, утвержденным МПС для конкретного пожарного поезда.

Водопровод, гидранты и другое оборудование системы водоснабжения состоят на балансе отделения железной дороги.

Передислокация пожарного поезда из одного пункта в другой производится :

в пределах дороги - по указанию начальника железной дороги после согласования с Управлением военизированной охраны МПС;

в пределах нескольких дорог - по указанию МПС России.


Несение службы на пожарном поезде

Вопросы организации и несения пожарной службы, проведения пожарно-профилактической работы, обязанности должных лиц на пожарном поезде определяются «Наставлением по организации службы в пожарных подразделениях военизированной охраны Министерства путей сообщения (МПС)» и «Наставлением но организации и проведении пожарно-профилактической работы на железнодорожном транспорте».

Непосредственное руководство деятельностью пожарного поезда осуществляется отрядом и службой военизированной охраны железной дороги.

За постоянную боевую готовность пожарного поезда, профессиональную подготовку личного состава и правильную организацию пожарной службы несут ответственность - начальник пожарного поезда, (начальник стрелково-пожарной команды, его заместитель по пожарно-технической части) и начальник дежурного караула; за оснащение пожарного поезда в соответствии с табелем - начальник отряда, начальник службы военизированной охраны дорога.

В целом, пожарный поезд имеет структуру организации отрядной пожарной части. Здесь также на несении круглосуточной четырехсменной службы назначается четыре караула. Боевой расчет каждого из них насчитывает 6-8 человек (приложение 4). При выезде на тушение он может пополняться за счет:

личного состава военизированной охраны, несущего службу на постах, объектах и в парке станции, на которой дислоцируется пожарный поезд;

свободных от дежурства работников пожарного поезда, проживающих вблизи его стоянки, а также за счет членов добровольных пожарных дружин (ДПД), подготовленных для включения в боевые расчеты.

До постановки пожарного поезда на место стоянки постоянной дислокации оставлять его без локомотива запрещается.

За своевременное отправление, беспрепятственное проследование пожарного поезда к месту пожара, происшествия и возвращение его на место постоянной стоянки несут ответственность:

в пределах отделения железной дороги - дежурный по отделению:

в пределах железной дорог и - старший дорожный диспетчер оперативно-распорядительного отряда службы перевозок.

При необходимости оказания помощи в тушении пожара на соседней железной дороге пожарные поезда высылаются по получению заявки от дороги, на которой возник пожар, с последующим сообщением в Управление военизированной охраны МПС.

При получении сообщения о сходе с рельсов вагонов с опасными грузами, пожарный поезд высылается вместе с восстановительным поездом для оказания помощи в обеспечении пожарной безопасности при проведении восстановительных работ.

Пожарный поезд сопровождается к месту происшествия представителем железной дороги, которой он принадлежит. Этот представитель является ответственным за безопасность движения пожарного поезда.

Все передвижения пожарного поезда от момента взятия его с постоянного места стоянки и до возвращения на место дислокации производится только по согласованию с начальником пожарного поезда (начальником караула).

Расходы по высылке пожарного поезда производятся за счет стороны, затребовавшей его.

Техническая характеристика пожарных поездов

Пожарные поезда универсальный, первой и второй категории состоят из 5, 4 и 3 вагонов соответственно - табл. (2).

* Примечание: вагон-гараж может быть заменен транспортной системой комбинированного пожаротушения.

Схема формирования пожарного поезда НИН может быть различной. В сцепке вагонов возможно присутствие цистерн емкостью 50 и 25 м 3 . Однако вагон-гараж всегда остается крайним в составе для обеспечения скорейшего боевого развертывания пожарного автомобиля.


Пожарный поезд первой категории по своей технической оснащенности практически не уступает универсальному пожарному поезду, поэтому ниже будут приведены данные по пожарным поездам и второй категорий.



ПРИМЕЧАНИЯ: противогазы должны храниться в шкафах, оборудованных гнездами. Гнезда обеспечиваются табличками с указанием на них номера противогаза и фамилии лица, за которым закреплен противогаз. Хранящиеся противогазы должны быть подготовлены к работе.

Номер необходимого инструмента для проверки противогаза и контрольные приборы определяются в зависимости от типов противогазов , имеющихся в пожарном поезде.

Пожарный поезд, оснащенный аппаратами сжатого воздуха, укомплектовывается
компрессором для зарядки баллонов.

В аптечках должен быть необходимый набор медикаментов. Одна из аптечек является неприкосновенной и без особой надобности не расходуется.

Пополнение аптечек производится отрядами военизированной охраны через лечебно- профилактические учреждения.

Вода в питьевом бачке должна быть кипяченой. Смена воды и промывка бачка производится ежедневно.

Личному составу, участвующему в тушении пожара, спецодежда выдается дополнительно согласно утвержденных норм (Приказ МПС № 38 Ц от 29.12.90 г).

Спецодежда личного состава (плащи, куртки, комбинезоны, брюки, телогрейки) после работы на пожаре очищается, а в необходимых случаях промывается и сушится.

В холодных климатических районах караулы пожарных поездов обеспечиваются дополнительно полушубками, валенками согласно норм, определенных для стрелково- пожарных команд, а также в пожарном поезде создается резерв теплой одежды для начальствующего состава отряда (службы) военизированной охраны железной дороги.






ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9

Базовые транспортные средства, их силовые агрегаты. Порядок разработки и сертификации пожарной

техники
Цель работы: Изучить системы и механизмы пожарных автомобилей и ДВС.
Системы и механизмы ПА и ДВС

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

Двигатель – машина, преобразующая какой либо вид энергии в механическую работу. На автомобиле двигатель преобразует тепловую энергию, выделяющуюся в процессе сгорания топлива, в механическую работу.

Шасси состоит из механизмов, предназначенных для:

а) передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля.

б) передвижения автомобиля.

в) управления им.

К шасси относятся: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля и состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей.

Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и служит для кратковременного их разобщения и плавного соединения.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и для длительного разобщения двигателя и трансмиссии.

Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче под изменяющимся углом.

Главная передача служит для увеличения крутящего момента на ведущих колесах и передачи его под прямым углом от карданной передачи через дифференциал к полуосям.

Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различной скоростью , что необходимо при поворотах и движении автомобиля по неровной дороге. Полуоси приводят во вращение ведущие колеса.

Ходовая часть состоит из рамы, передней и задней осей, рессор, амортизаторов и колес с пневматическими шинами. В безрамных автомобилях агрегаты крепятся к кузову.

Механизмы управления состоят из рулевого управления и тормозов. Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота передних колес, а тормоза – для замедления движения автомобиля и полной его остановки.

Автомобили делятся на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирским относятся: легковые, микроавтобусы (до 8 мест) и автобусы.

К грузовым – грузовые автомобили с грузовой платформой и легковые автомобили оборудованные для перевозки грузов(масса более 3.5 т).

К специальным – автомобили оборудованные для определенных видов работ:

Пожарные

Скорая помощь

Автомобили, применяемые в ГПС создаются на шассе грузовых автомобилей. На шассе этих автомобилей устанавливаются 4-х тактные карбюраторные ДВС или дизельные двигатели.

Поршневой ДВС представляет собой совокупность механизмов и систем:

кривошипно-шатунного механизма и механизмов газораспределения и передач;

системы питания,

системы смазки;

система охлаждения;

система зажигания;

система запуска.
Система питания состоит из топливного бака, топливопровода, фильтра топливного, топливного насоса, карбюратора (инжектора, топливный насос высокого давления плунжерного типа).
Система смазки состоит из масляного картера, масляный насос (шестеренчатого типа), масляной фильтр. Главная масляная магистраль и масло подающие каналы.
Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения, радиатора, водяной помпы (ц\б), расширительный бачек, термостат и охлаждающей жидкости.