«Новый гедонизм» Оскара Уайльда. Гедонист – это что за человек такой

На примере гамбургеров автор выделяет 4 архетипа поведения человека, характеризующийся специфичными для него психологическими установками и поведенческим образцом: Гедонист, Нигилист, Участник крысиных бегов и просто Счастливый человек

(мне кажется без гамбургеров было бы лучше, но что поделать, американский автор)


Архетип
Гедонизма


Первый архетипический гамбургер — вкусная, но вредная для здоровья булочка с сомнительной начинкой. Поедание такого гамбургера в настоящий момент было бы благом, поскольку доставило бы мне удовольствие («нынешнее благо»), но в будущем непременно обернулось бы злом , поскольку впоследствии я бы плохо себя чувствовал («будущее зло»).

Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма , как раз и заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом. Гедонисты живут по принципу: «Стремись к наслаждениям и избегай страданий»; все их старания направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью сегодня и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Гедонист ищет наслаждений и избегает страданий. Он заботится только об утолении собственных желаний и почти совсем не думает о будущих последствиях. Полноценная жизнь, по его мнению, сводится к последовательности приятных ощущений. Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это служит достаточным оправданием для того, чтобы этим заниматься, пока на смену прежнему увлечению не придет новое. Гедонист с энтузиазмом заводит новых друзей и возлюбленных, но как только их новизна меркнет, он моментально находит себе новые привязанности. Поскольку гедонист зациклен только на том, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать поступки, которые впоследствии способны нанести ему громадный урон. Если наркотики приносят ему наслаждение, он будет их принимать; если ему кажется, что работа — это слишком трудно, он будет ее избегать.

Гедонист совершает ошибку, отождествляя любое усилие со страданием, а наслаждение — со счастьем. Мы не сможем найти счастье, если ищем только одних лишь наслаждений и избегаем страданий. И тем не менее гедонист, живущий внутри каждого из нас, в неизбывной тоске по какому-то райскому саду продолжает отождествлять труд со страданием, а безделье с наслаждением.

Михай Чиксентмихайи, который в своей научной работе исследует почти исключительно состояния наивысшей творческой активности и душевного подъема, утверждает, что «лучшие моменты в жизни человека обычно наступают тогда, когда его тело или ум напряжены до предела в добровольном стремлении выполнить какое-то трудное задание или совершить подвиг ». Гедонистическое существование без борьбы — отнюдь не рецепт счастья.

Жить па гедонистический манер временами тоже бывает полезно. Тот, кто живет сегодняшним днем, молодеет душой — лишь бы в долгосрочном плане это не привело ни к каким негативным последствиям (вроде тех, которые бывают от приема наркотиков). Если мы немножко расслабимся, побездельничаем и порадуемся жизни — поваляемся на пляже, наедимся гамбургеров из «Мак-Дональдса», а потом еще полакомимся мороженым с фруктами и взбитыми сливками или просто поглазеем в телевизор, — мы от этого сделаемся только счастливее.

Вопрос: Вернитесь памятью в те времена — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы жили как гедонист. Что вы приобрели и что потеряли, живя подобным образом?

Архетип Крысиных Бегов


Второй тип гамбургера, который пришел мне на ум, — это безвкусная булочка с постной вегетарианской начинкой, приготовленная исключительно из полезных для здоровья ингредиентов. Поедание такого гамбургера было бы благотворно для будущего , поскольку вследствие этого я был бы здоров и хорошо себя чувствовал («будущее благо»), но в настоящий момент причинило бы мне одни неприятности , поскольку мне было бы противно жевать эту дрянь («нынешнее зло»).
Этому гамбургеру соответствует архетип крысиных бегов . С точки зрения «крысы», настоящее не стоит ломаного гроша по сравнению с будущим, и бедняга страдает во имя некой предвкушаемой выгоды.

Участники крысиных бегов отличаются прежде всего своей неспособностью получать удовольствие от своих занятий, а также своей неистребимой верой в то, что стоит им достичь какой-то конкретной цели — и они будут счастливы во веки веков.

Причина того, что вокруг нас так много людей, участвующих в крысиных бегах, кроется в нашей культуре, которая способствует укоренению подобных суеверий. Если мы заканчиваем семестр на одни десятки, то получаем подарок от родителей; если мы выполняем план на работе, то в конце года получаем премию. Мы привыкаем не думать ни о чем, кроме цели, которая маячит перед нами на горизонте, и не обращать внимания на то, что происходит с нами в настоящий момент. Всю свою жизнь мы гонимся за бесконечно ускользающим от нас призраком будущего ус пеха. Нас награждают и хвалят не за то, что происходит с нами в пути, а лишь за успешное завершение путешествия. Общество вознаграждает нас за результаты, а не за сам процесс; за то, что мы достигли цели, а не за то, что мы прошли тот путь, который к ней ведет.

Стоит нам только достичь намеченной цели, как мы немедленно испытываем чувство облегчения, которое так легко перепутать со счастьем. Чем тяжелее бремя, которое мы несем в пути, тем сильнее и приятнее испытываемое нами чувство облегчения. Когда мы путаем это минутное облегчение со счастьем, мы тем самым укрепляем иллюзию, будто счастливыми нас сделает простое достижение цели. Чувство облегчения, конечно же, имеет для нас определенную ценность — ведь оно приятно и вполне реально, — и все же не нужно путать его со счастьем.

Чувство облегчения можно считать своего рода негативным счастьем, поскольку его источник — это те же стресс и беспокойство, но взятые с обратным знаком. По самой своей природе облегчение предполагает неприятные переживания, и поэтому счастье, возникшее из чувства облегчения, не может длиться сколько-нибудь долго. Если у женщины, страдающей от мучительного приступа мигрени, вдруг перестанет раскалываться голова, то из-за одного только отсутствия боли она почувствует себя счастливейшим человеком на свете. Но поскольку подобному «счастью» всегда предшествует страдание, то отсутствие боли — это всего лишь минутное облегчение от чрезвычайно негативных переживаний.

К тому же чувство облегчения всегда является временным. Когда у нас перестает стучать в висках, само по себе отсутствие боли доставляет нам определенное удовольствие, но затем мы очень быстро привыкаем к этому состоянию и считаем его чем-то само собой разумеющимся.

Участник крысиных бегов, который путает облегчение со счастьем, проводит всю жизнь в погоне за своими целями, считая, что для счастья ему достаточно просто чего-то достичь.

Вопрос: не чувствуете ли вы время от времени, что вы точно такой же участник крысиных бегов? Если бы у вас была возможность взглянуть на свою жизнь со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

Архетип Нигилизма


Третий тип гамбургера — наихудший из всех возможных — одновременно и невкусен, и вреден для здоровья. Если бы я его съел, это причинило бы мне вред и в настоящем, поскольку у этого гамбургера отвратительный вкус, и в будущем, поскольку его поедание порядком подпортило бы мне здоровье.
Наиболее точная параллель для такого гамбургера — это архетип нигилизма . Он характерен для человека, который утратил вкус к жизни; такая личность не в состоянии ни наслаждаться минутными радостями, ни устремляться к великой цели.

В контексте этой книги нигилист — это человек, который разочаровался в самой возможности счастья и покорно смирился с тем, что в жизни нет никакого смысла . Если архетип крысиных бегов весьма удачно характеризует состояние человека, который живет ради светлого будущего, а архетип гедонизма — состояние человека, который живет сегодняшним днем, то архетип нигилизма в точности отображает состояние человека, который прикован цепями к прошлому. Те, кто смирились со своим нынешним несчастьем и заранее уверены, что такая же жизнь уготована им и в будущем, никак не могут выбросить из головы свои прежние неудачные попытки стать счастливыми.

Вопрос: Попробуйте вспомнить то время — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы ощущали себя нигилистом, неспособным выбраться из скорлупы своего тогдашнего несчастья. Если бы у вас была возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист — все они, каждый на свой лад, заблуждаются — неверно интерпретируют действительность, не понимают истинной природы счастья и не знают, что нужно для полноценной жизни. Участник крысиных бегов страдает вследствие «обманчивости любых достижений» — ложной веры в то, что если мы достигнем очень важной цели, то будем счастливы до конца своих дней. Гедонист страдает из-за «обманчивости текущего момента» — ложной веры в то, что счастье можно испытать, погрузившись в нескончаемый поток минутных наслаждений в отрыве от нашего жизненного предназначения. Нигилизм — это также заблуждение, неверная интерпретация действительности — ошибочная вера в то, что как ни крути, а счастье все равно недостижимо. Упомянутое заблуждение проистекает из неспособности усмотреть возможность синтеза между стремлением чего-то достичь и текущим моментом — некоего третьего пути, по которому можно будет выбраться из того незавидного положения, в которое мы попали.


Архетип Счастья


Однако эти три представленных мной архетипа отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов — остается еще один, который нам необходимо рассмотреть. Что вы скажете насчет гамбургера, который был бы ничуть не менее вкусен, чем тот, от которого я отказался, и в то же время ничуть не менее полезен для здоровья, чем постная булочка с вегетарианской начинкой? Гамбургер, который бы одновременно содержал в себе и нынешнее, и будущее благо?

Этот гамбургер суть живая иллюстрация архетипа счастья . Счастливые люди живут спокойно, пребывая в твердой уверенности, что те самые занятия, которые доставляют им массу удовольствия в настоящем, обеспечат им полноценную жизнь в будущем.

Иллюзия участника крысиных бегов заключается в том, что если он когда-нибудь в будущем сумеет достичь намеченной цели, то будет счастлив до конца своих дней; ему невдомек, что путь к цели ничуть не менее важен, чем сама цель. Иллюзия гедониста, наоборот, заключается в том, что для него важен только путь, но не цель. Нигилист, отчаявшись достичь цели и махнув рукой и на нее, и на путь к ней, полностью разочаровался в жизни. Участник крысиных бегов становится рабом будущего, гедонист — рабом настоящего, а нигилист — рабом прошлого.

Для того чтобы стать счастливым всерьез и надолго, необходимо получать удовольствие от самой дороги к цели, которую мы считаем достойно й. Счастье не в том, чтобы взобраться на вершину горы, и не в том, чтобы бесцельно бродить по горам; счастье — это то, что мы испытываем, когда карабкаемся на вершину.

Наша главная цель — проводить как можно больше времени, занимаясь теми делами, которые являются для нас источником не только настоящих, но и будущих благ.

Вопрос: Вспомните один или два периода в вашей жизни, когда вы наслаждались одновременно настоящими и будущими благами.

Упражнение Четыре сектора


Опросы людей, которые регулярно ведут дневник, свидетельствует о том, что письменный отчет о событиях нашей жизни — как негативных, так и позитивных — способствует повышению уровня нашего душевного и физического здоровья.

На протяжении четырех дней подряд как минимум по пятнадцать минут в день пишите о том, что с вами происходило в каждом из этих четырех секторов. Напишите о тех временах, когда были участником крысиных бегов, гедонистом и нигилистом. В четвертый день напишите о счастливых временах в вашей жизни. Если вы растрогаетесь до такой степени, что захотите написать о каком-то конкретном секторе побольше, так и сделайте, но не пишите больше чем об одном секторе в день.

Не беспокойтесь насчет грамматики или правописания — просто пишите. Важно, чтобы в своем сочинении вы честно рассказали о тех эмоциях, которые вы испытывали когда-то или испытываете сейчас , а также о том, какой именно поведенческий сценарий вы осуществляли (то есть какие поступки вы тогда совершали) и какие мысли при этом были у вас в голове или возникли в ней во время написания этого текста.

Вот кое-какие инструкции по поводу того, что писать в каждом из этих четырех секторов:
. УЧАСТНИК КРЫСИНЫХ БЕГОВ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы чувствовали себя крысой, безостановочно бегущей вперед и вперед по беговой дорожке к «светлому будущему». Почему вы это делали? Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
. ГЕДОНИСТ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы жили как гедонист или предавались гедонистическим радостям. Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
. НИГИЛИСТ. Расскажите о самых тяжелых минутах в своей жизни, когда вы, махнув на все рукой, смирялись со своей горькой участью. Или о том, что происходило с вами в более длительный промежуток времени, на протяжении которого вы чувствовали себя беспомощным. Поделитесь самыми сокровенными чувствами и мыслями, которые вам приходили в голову тогда и теперь, когда вы пишете этот текст.
. СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Расскажите о каком-нибудь невероятно счастливом времени в своей жизни или о тех минутах, когда вы были особенно счастливы. Перенеситесь в своем воображении в то время, попытайтесь повторно испытать свои тогдашние эмоции и затем напишите о них.
Что бы вы ни писали, пока вы это пишете, ваши писания предназначаются только для ваших собственных глаз. Если же, закончив писать, вы захотите прочитать то, что у вас получилось, близкому человеку, вы, конечно же, вправе это сделать, но важно, чтобы при выполнении этого упражнения вы не чувствовали себя скованно. Чем больше вы сумеете открыться, тем больше пользы вы извлечете из своих писаний.

Сектор нигилизма и сектор счастья необходимо будет проработать еще как минимум дважды. Когда вы будете выполнять упражнение повторно, можно вспомнить те же самые события или написать о чем-нибудь другом. Время от времени пересматривайте заново все, что написали, — это можно делать раз в три месяца, раз в год или раз в два года.

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым

Обратите внимание на наше общество. Оно разделено на части по критерию «искренняя улыбка на лице, излучающая позитив», причём, гораздо больше людей вечно недовольны чем-то, и сей факт не обязательно зависит от материального статуса или семейного благополучия. Абсолютно здоровые и успешные люди не умеют быть счастливыми и получать удовольствие от факта самой жизни.

Человек, который наслаждается жизнью и постоянно счастлив, зачастую становится изгоем общества. Гедонист – это человек, который способен взять от жизни всё, при этом может отдавать часть наслаждений другим, его основной целью является постоянное получения ощущения кайфа и состояние вечного счастья.

В наши дни студенты только и делают, что жалуются на нищету, на то, как трудно поддерживать беспутный, гедонистический образ жизни.
Джонатан Коу. Дом сна

Зарождение гедонизма - корнями глубоко в истории

Любая культура определяется своими учителями и основателями. Гедонизм уже можно признать за тот факт, что зародился он давно, ещё в Древней Греции, а основоположником данного направления стал ученик, уважаемого до сих пор, великого Сократа.

Фрейд, развивая данное учение, определил, что человек со дня своего рождения является природным гедонистом, но со временем всё приедается, а для получения удовольствия от жизни требуется контроль над своими действиями и метод «потрудился, постарался – насладись жизнью».

Гедонист: смысл жизни в значении слова

Кто такой гедонист, определим значение слова. Гедонизм – это система убеждений, принципов и ценностей человека, определяющих высшей своей жизненной миссией получение ежесекундного наслаждения.

Возможно, общество и готово поддержать благие порывы быть счастливым, но не методы, которыми большинство гедонистов достигают свой «потолок» наслаждения.

Способы получения постоянного кайфа гедонистами

Гедонист убеждён, что ради получения наслаждения можно пожертвовать, установленными негласно в обществе, нормами морали, чести и этики.


Рассмотрим основные способы получения удовольствия гедонистами:
  1. секс;
  2. алкоголь;
  3. хобби;
  4. работа;
  5. друзья;
  6. признание;
  7. достижение высшего духовного развития.
Кроме основных способов, ведущих к блаженству, гедонист способен ловить моменты счастья от любых мелочей: будь то созерцание природы, организация вечеринок, путешествие по всему миру, даже добродетель может стать причиной осознания полного счастья.

Наши ожидания как преграда к гедонизму

Гедонист – это, прежде всего, термин философский. С точки зрения психологии человека, оценку своему состоянию может дать только он сам, а она складывается из его ожиданий и отношении к жизни и ситуациям, которые в ней происходят. К примеру, человек может «ловить» абсолютный кайф при употреблении лапши быстрого приготовления, тогда как другому необходимо для обретения счастья сходить поужинать в элитный ресторан любимой кухни. В обоих случаях они оба получают максимальное удовольствие.

В сексуальных отношениях также может происходить подмена понятий. Для кого-то секс с любимой супругой один раз в неделю абсолютное блаженство, а кому-то необходима ежедневная близость с разными партнёрами. Гораздо ближе к термину «гедонизм» станет тот, кто в своей голове настроит шкалу «счастья» и постарается реализовать себя в соответствии с ней.

Гедонист убеждён, что счастливым его делает он сам, поэтому удовлетворяя первичные потребности необходимо заранее определить планку, которая позволит, реализовывая их по минимуму, получить максимум удовольствия.

Гедонист и эгоист - разные люди?

Зачастую гедонистов не любят, так как считают, что они живут только для себя, на самом деле это совсем не так. Когда рядом счастливые люди, их число с каждым днём растёт, можно заразить оптимизмом, но сделать это намного сложнее, чем распустить вокруг негатив.

Гедонисты стараются развиваться постоянно, ведь деградируя можно получить лишь краткосрочный кайф, в основном этим страдают алкоголики и наркоманы. Поэтому получать удовольствие желательно, не нанося вред другим, а в первую очередь самим себе.

Гедонист приближается к эгоисту в стремлении постичь себя духовно, узнать предназначение собственного «я» и наделить его в своей голове абсолютным счастьем. Человек, который переводит бабушек через дорогу, помогает близким материально, готов оказать моральную поддержку родным, тоже может быть гедонистом, но лишь при условии, что от своих добрых дел он становится счастливее с каждой минутой.

Чего боится гедонист?

Самое страшное слово для гедонистов это «долг». Если Вы скажете ему, что он должен что-то сделать или в его обязательство входят следующие действия, ответом станут порицание и равнодушие.

Любое сопротивление в его организме, отделяющее его от получения удовольствия, бесполезное по убеждению гедониста действие приводит человеческий механизм в ступор. Он превращается в отрицательный персонаж, как для общества в целом, так и для своей семьи и друзей.

Гедонист может являться человеком максимально ответственным, выполнять все поручения качественно и в срок, но не нужно его подталкивать и торопить, и, особенно, навязывать ему своё собственное мнение.

Гедонисты среди нас

Внимательно присмотревшись к своим друзьям, коллегам на работе, родным и близким, легко выявить гедониста. В основном это творческие люди, ведущие отличный от основной массы людей образ жизни, зачастую выглядят, либо стремятся казаться моложе своих лет, могут быть очень активными, либо философски смотрящие на жизнь. Обладают отличительным чувством юмора, самоиронии, ранимые, чувствительные, романтичные.

Если Вы сможете заглянуть в их душу и понять их, то Вам с ними рядом будет интересно проводить время, общаться и даже вести бизнес.

Заключение

Подведём итог: гедонисты среди нас и этот фактор нельзя опровергнуть. Пока мы не поймём их душу и не разделим часть взглядов, нам сложно принять их в свой круг.

Гедонист – это человек, который способен принести обществу пользу, не причинив вреда своим убеждениям и принципам.

Ваш выбор становиться гедонистом или не принимать данное учение вовсе, но уважать человека, способного быть счастливым, просто необходимо, ведь мир развивается лишь при позитивном к нему отношении, а не наоборот.

Попробуйте ответить на ряд вопросов: насколько в Вас развит гедонизм, кого из своих знакомых Вы определите как истинного гедониста, и дайте оценку своему отношению к этому термину?

Появление гедонизма, как этико-психологического учения, берёт своё начало ещё в Древней Греции. Считается, что родоначальником гедонизма был древнегреческий философ Аристипп (435 – 355 гг. до н. э.). Что же подразумевает данное понятие и кого можно назвать гедонистом?

Что такое гедонизм?

Значение определений из различных научных источников сводится к понятию гедонизма как этического учения, согласно которому смысл жизни человека заключается в постоянном стремлении получать наслаждение и всевозможные удовольствия буквально от всего, что его окружает.

Это учение рассматривает чувственную радость, удовольствие, наслаждение как главную цель, мотивацию к жизни, или доказательство нравственности.

Гедонистический образ жизни подразумевает такое поведение человека, которое направлено на получение наслаждения , причём наслаждения как на физическом (от приёма вкусной пищи, интимной близости с партнёром, проживании в комфортных условиях, ношения удобной и качественной одежды и т. п.), так и на духовном уровне (от чтения книг, посещения театров, прослушивания музыки и т. п.).

Чаще всего представитель гедонизма – гедонист – стремится получать больше удовольствия от физических вещей и занятий.

Гедонизм в философии

Гедонизм был представлен его родоначальником – Аристиппом, который утверждал, что душа человека имеет двойственный характер : с одной стороны – это удовольствие, как проявление мягкости, нежное, а с другой – боль, как проявление грубости, резкости души. Таким образом, Аристипп полагал, что путь к счастью лежит в получении максимального наслаждения от своей жизни и избегании неприятных ситуаций, то есть боли. По мнению Аристиппа, истинное удовольствие возможно получить именно на физическом уровне.

Говоря об отдельных проявлениях философии гедонизма, следует отметить такого известного мыслителя, как Эпикур , который, хотя и не был ярым пропагандистом этого этико-философского направления, однако, его научные воззрения имеют множество сходств с ним. Философия Эпикура получила название эвдемонизм , в котором удовольствие определялось как принцип удачливой жизни и целью эвдемонизма (и отчасти гедонизма), по его полаганию, является избавление от страдания и несчастья, а не само получение удовольствия.

Высочайшее наслаждение, как утверждал Эпикур, заключается в полном избавлении от боли и страдания. Следовательно, состояния счастья можно достичь, просто освободившись от боли и беспокойства и через умеренное пользование земными благами – атараксии.

В эпоху абсолютизма гедонизм был одним из ярчайших жизненных принципов, которого придерживалась аристократия XVIII века в Европе. Наиболее полно гедонистические идеи завладели представителями этой эпохи именно во Франции, при правлении Людовика XV. Однако понятие гедонизма в этот период истории сводилось, в основном, к стремлению получать простейшие удовольствия (то есть удовольствия уровня физического, что зачастую считалось проявлением аморального поведения).

Возрождение же всестороннего философского подхода к гедонизму произошло в XIX веке и связано оно с именем британского юриста и философа Джереми Бентама . Бентам был известен тем, что стал родоначальником идеи утилитаризма – этической теории, строящейся на таких основных постулатах, как:

  1. получение удовольствия и избавление от страданий являются смыслом деятельности человека;
  2. полезность человека и его дел для общества – это самый значимый критерий оценки всех явлений;
  3. главным критерием нравственности является ориентир на обретение счастья для наибольшего количества членов общества;
  4. постоянное стремление к расширению всеобщей пользы через достижение гармонии индивидуальных и общественных интересов как основная цепь развития человечества.

Иными словами, Бентам считал, что человек должен иметь «гедонистическую расчётливость» в повседневной жизни.

Кто такие гедонисты?

Это люди, которые на протяжении своей жизни придерживаются принципов гедонизма. Первичной целью для них является получение всевозможных удовольствий и наслаждений; они всячески стремятся к уменьшению страданий.

Все старания гедонистов направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Полноценная жизнь, по мнению гедониста, есть совокупность приятных ощущений.

Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это является несомненным поводом для того, чтобы уделить этому занятию всё своё внимание и свободное время до тех пор, пока новое увлечение не сменит старое. Это тот, кто с большим интересом заводит новые знакомства для дружбы или любви, но как только их новизна блёкнет, он тут же находит себе новые привязанности. Поскольку для гедониста ценно только то, что происходит с ним в настоящий момент , он ради минутного удовольствия готов совершать такие поступки, которые могут впоследствии принести ему немало печали.

Безусловно, ещё одна отличительная черта гедонистов – это чрезмерная демонстративность их поведения и стремление находиться в центре внимания . И это тому доказательство:

  1. Они придают чрезмерно большое значение собственной внешности, без их пристального внимания не останется ни одна модная тенденция, причём не только актуальная, но и в перспективе;
  2. Несомненно, им может быть отведена роль законодателей моды;
  3. Они – первооткрыватели новых, экстраординарных, почти неизвестных широкому кругу людей марок.
  4. Они экспериментируют с огромным наслаждением: надевают одежду креативных оттенков, обожают смешивать разные стили.

Для них характерно импульсивное поведение, и покупки очень часто совершаются быстро; этот человек берёт с витрины магазина первую понравившуюся самую яркую вещь и даже не раздумывает над её приобретением. Одежда, как и образ гедониста в целом, должны быть выражением их жизненного кредо: «Я уникален и достоин только вашего восхищения!». Кроме того, для гедонистов важно ощущение своей обезоруживающей привлекательности, поэтому они, несомненно, остановят свой выбор на той одежде, что подчёркивает их исключительность и красоту.

Сейчас почти каждый представитель рода человеческого хочет трех вещей:

  • удовольствия;
  • вечной молодости (здоровья);
  • счастья.

Причем удовольствие и счастье в большинстве случаев сливаются в один феномен. Люди полагают, что, достигнув наслаждения, они доберутся и до высшей точки человеческого существования - счастья.

Что такое гедонизм

Гедонизм - это система ценностей, усматривающая высшую цель человеческого существования в наслаждении. Для гедониста наслаждение и счастье - синонимы. Причем здесь совершенно неважно, от чего человек получает наибольшее удовольствие: от чувственных (сексуальных, гастрономических) или интеллектуально-духовных (чтение книг, просмотр фильмов) наслаждений. Интеллектуальные усилия и чувственные удовольствия ставятся в один ряд тогда, когда первые не преследуют цель обучения, а совершаются исключительно ради наслаждения. Другими словами, можно сказать, что гедонизм - это, помимо всего прочего, еще и деятельность, не отягощенная целью и какими бы то ни было внешними или внутренними результатами. Например, человек смотрит фильмы и читает книги только ради развлечения или повышения самооценки.

Гедонизм глубоко укоренен в природе человека

Наверное, самый широко известный психолог XX века З. Фрейд положил в основание своего учения (психоанализа) принцип гедонизма (удовольствия). По мнению австрийского врача, человек - природный гедонист. В младенчестве его потребности удовлетворяются непосредственно и быстро: жажда, голод, потребность в материнской опеке. Когда же человек вырастает, общество предъявляет к нему требования и настаивает на том, чтобы он контролировал, сдерживал свое стремление к удовольствию и удовлетворял свои потребности в подходящее время. Говоря психоаналитическим языком, общество хочет, чтобы "принципу реальности" подчинялся "принцип удовольствия".

Таким образом, общество в некотором смысле управляет человеком посредством «жетонного метода»: поучился, потрудился - насладись. При этом понятно, что жизнь не может состоять из одного сплошного удовольствия, потому что такая форма существования, хоть она и возможна для некоторых (например, дети очень богатых родителей), ведет к моральному распаду и в итоге к социальной деградации.

Алкоголики и наркоманы как жертвы бездумного стремления к наслаждению

Есть один очень известный эксперимент: к центру удовольствия в мозге крысы присоединили электрод, а провод, идущий от него, прикрепили к педали и сделали так, чтобы каждый раз, когда крыса нажимала на педаль, электрический разряд стимулировал центр удовольствия. Через некоторое время крыса отказалась от воды и еды и только жала на педаль, беспрестанно наслаждаясь, утопая в сладостной истоме, но удовольствие постепенно убивало ее. Именно поэтому гедонизм - это система ценностей, нуждающаяся в нравственно-моральном ограничителе.

Может быть, это прозвучит жестоко и цинично, но алкоголики и наркоманы - это такие же "крысы", которые забыли мир ради наслаждения. Алкоголик ради бутылки. Наркоман ради дозы. Уловка зависимостей в том, что они дают быстрое ощущение счастья. А вообще-то в жизни миг счастья следует заслужить. Например, человек трудится-трудится, и когда работа закончена, он испытывает внезапный (может быть, ожидаемый) «укол» счастья. Но через некоторое время снова надо работать. Кто же на это согласится?

Стимуляторы же дают безбрежное ощущение счастья почти без усилий по сравнению с реальным трудом, фактически воплощая основной постулат человеческого существования, на котором настаивает этика гедонизма в своем вульгарном выражении: нужно жить так, чтобы бытие доставляло как можно больше удовольствия. И по возможности наслаждения должны быть максимально интенсивными.

Еда и секс как ловушки для ценителей чувственных удовольствий

Но в группе риска не только любители экспериментов со своим сознанием. Обжорам и сластолюбцам тоже не следует расслабляться. Правда, первые теряют человеческих облик и разрушают только себя, а вот вторые вполне могут навредить и другим.

Фильм «Основной инстинкт». Случай Кэтрин Трамелл

Здесь не будет подробного описания сюжета фильма, потому что это не входит в задачи, но следует сказать, что Кэтрин Трамелл - это классический случай гедониста, перешедшего границы добра и зла. Почему она это сделала? Потому что ей стал скучен обычный секс, и она обратилась к сексу, сопряженному с убийством для остроты ощущений. Если наслаждение не преследует никакой моральной цели, то оно быстро наскучивает. Человек переходит от одного наслаждения к другому, нигде не находя покоя (классическое описание такого состояния дано у С. Кьеркегора в его книге "Наслаждение и долг"). Затем он также случайно, не замечая, оставляет позади все моральные общественные установления. И если мера скуки превысила все возможные пределы, то гедонист не остановится даже перед убийством - все только для того, чтобы себя хоть как-то развлечь. Кстати, таким человеком был еще и римский император Нерон. При этом вышесказанное не означает, что само наслаждение или стремление к нему преступно. Само удовольствие не может быть каким-то образом морально окрашено. Гедонизм - это преступление, но только тогда, когда удовольствие для человека самоценно и ему решительно все равно, из какого источника его черпать.

Формы морального ограничения желаний

  1. Золотое правило нравственности. Наслаждение - это результат, а побудительной силой выступают человеческие желания. Поэтому в идеале все стремления человека должны согласовываться с золотым правилом нравственности, которое звучит (в самом общем виде) так: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой».
  2. Творчество. В нем есть и страстность, и стремительность порывов, и свобода. Когда человек творит, он восходит на Эверест наслаждения, и это удовольствие высшей пробы. В нем смешаны и духовные, и чувственные наслаждения. В нем есть и отдохновение, и труд. И вместе с тем оно требует от творца высочайшей концентрации и самоотверженности.

Наслаждение и смысл жизни

Вооружившись вышесказанным, нетрудно понять, что девиз «смысл жизни - гедонизм» может существовать только в случае, если удовольствие одухотворено и подчиняется определенным моральным ограничениями. Сами наслаждения не могут быть положены в основу жизни или человеческого счастья, потому что они всегда приводят вместе с собой скуку, и этого никак не избежать.

Другое дело, когда человек находит удовольствие в труде или самопожертвовании, тогда выигрывает и он, и общество. К тому же любая, даже самая незначительная деятельность, которая не причиняет вреда окружающим и ведет к гармонизации внутреннего мира, может стать источником смысла жизни для человека. За редким исключением так полагали и мудрецы (Например, А. Шопенгауэр и Эпикур). Для них гедонизм в философии - это, прежде всего, не интенсивность удовольствий, а отсутствие страданий.

Были, конечно, и те, кто настаивал на наслаждении во всех его многообразных формах (например, мыслители эпохи Возрождения). Но сейчас и так большинство людей буквально сошли с ума на почве поклонения удовольствиям. Современный человек отчаянно жаждет наслаждений, гармонии внутренней и внешней жизни и поэтому покупает и покупает разные вещи, надеясь, что они заменят ему счастье. И в обществе тотального потребления всего и вся как нельзя кстати придется определение о том, что гедонизм в философии - это главным образом отсутствие страданий, а не постоянный мутный поток сомнительных чувственных удовольствий.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Современный мир представляет собой невероятное изобилие приятных вещей и развлечений. В таких условиях сложно опираться на и оставаться аскетом.

Но возведение наслаждения в апогей практиковали ещё задолго до появления дорогих машин, блюд со всего мира в одном ресторане и вещей на любой вкус. Возможно, что гедонизм – это естественное состояние для человечества, которое всегда было в нашей природе? Или нет? Давайте разбираться.

Экскурс в историю

Аристипп – это древнегреческий философ и отец такого учения, как гедонизм . В своей концепции он считал, что существует только два состояния для человека, которые являются диаметрально противоположными по своей сути. Это наслаждение и боль.

То, какое именно это удовольствие и каким образом достигнуто – не имеет значения. Поскольку это всё равно приносит высокий уровень наслаждения, в котором нет места страданиям. Смысл жизни у Аристиппа трактовался именно как физическое наслаждение .

В XVIII веке во времена абсолютизма данное течение было очень распространённым. Особенно на территории Франции во время Людовика XV. Но эту философию неправильно позиционировали, в результате чего «гедонисты» занимались удовлетворением желаний, которые были аморальными, вели себя превратно и распутно.

Гедонизм стали рассматривать через более серьёзную и значимую для социума призму только после еремия Бентама. Британский философ написал несколько трудов, в которых изложил свою точку зрения по поводу утилитаризма . Это направление основано на достижении удовольствия, только в рамках общественных установок.

Бентама описал правила и законы, в которых нужно формировать социум и страну, чтобы все стремились к удовлетворению общественного наслаждения. Но такие люди должны отказаться от достижения личного счастья. В этом и заключается разница между классическим гедонизмом.

Гедонисты – что это за люди?

Гедонист – это человек, который придерживается ценностей и принципов, заложенных в эту философию из Древней Греции. Цель в жизни – это наслаждение каждой секундой . Представители этого течения могут переступить через , мораль, законы, чтобы достичь удовольствия.

Среди основных источников наслаждений:

  1. секс;
  2. хобби;
  3. употребление пищи;
  4. признание;
  5. алкоголь;
  6. друзья;
  7. семья;
  8. достижение высокого уровня развития (как процесс, так и результат).

То, от чего человек будет получать наслаждение, зависит от его личности и уровня развития. Например, он может радоваться каждому заходу солнца, купленной книге, путешествиям или помощи нуждающимся.

Отвечая на вопрос: «кто есть такой гедонист», стоит помнить, что каждый представитель этого учения (мировоззрения, ) сам выбирает сферу и планку . Для кого-то это жареная картошка от любимой жены, для другого – изысканное блюдо в ресторане каждый раз с новой девушкой.

Настоящие гедонисты, которые несут в себе такую философию жизни, склонны к саморазвитию (в отличие от ). Поскольку безмерное употребление алкоголя и наркотиков — удел зависимых людей.

А они должны возбуждать в себе все новые и все более изысканные желания (хотелки), чтобы всегда иметь возможность получать полное наслаждение и чтобы это не надоедало (не приедалось).

Такие люди не терпят чувство долга. Если им сказать, что они кому-то чем-то обязаны, то это их приводит в расстроенные чувства и появляется недоброжелательность к собеседнику. Любые обязанности противоречат их легкому жизненному настрою. Но при этом гедонисты могут быть ответственными и сами контролировать ситуацию.

Является ли гедонизм синонимом к эгоцентризму? Только в стремлении познать свою личность, чтобы удовлетворить свои желания, а не навязанные кем-то. Также его цель может состоять в принесении счастья другим, а .

Гедонизм в современном мире

Из-за темпа современной жизни, человек несет на себе очень много обязанностей и рутинных дел, которые он должен выполнять для выживания в социуме. Большой информационный поток утомляет нас, и от этого мы становимся хронически недовольными.

Поэтому всё больше людей присоединяются к течению гедонизма, чтобы получить наслаждение уже сейчас . А не работать с раннего утра и до позднего вечера, чтобы где-то потом приобрести на старость квартиру.

Изобилие приятных вещей и разнообразных развлечений позволяет достигать удовольствия прямо сейчас. Гедонисты стремятся к тому, чтобы приобрести самое лучшее, поскольку часто считают, что именно оно может принести счастье. Например, дорогие алкогольные напитки, кожаный диван.

В социуме начали различать здоровый и нездоровый гедонизм . К первому относят удовлетворение своих желаний, не принося вред окружающим людям и среде. Ко второму – противоположная позиция. Когда человек для получения наслаждения готов пренебрежительно отнестись к чувствам других или морали, законам.

Примеры чрезмерного гедонизма

Существует много примеров в истории, когда гедонизм вышел за допустимые рамки и оставил негативный отпечаток для общества:

  1. Во времена золотой лихорадки в Калифорнии люди кинулись искать драгоценный металл, чтобы быстро разбогатеть. Они покинули свои дома и жили в специальных лагерях. Туда привозился опиум, и люди, желая получить хотя бы иллюзорное удовольствие, становились наркоманами и не могли ничего уже добыть.
  2. После революции во Франции, гашиш был распространенным способом достижения удовольствия. Почти все высокоинтеллектуальные люди того времени променяли свои высокие идеалы на удовольствия такого сомнительного рода.
  3. Во время сухого закона запретили еще один способ наслаждения – алкоголь. Однако в подпольных клубах его разливали всем желающим и способным заплатить. Даже те, кто не имел пристрастия к спиртному раньше, теперь хотели получить то, что запретили во всей Америке (запретное удовольствие).
  4. Эпоха хиппи. Они принимали психоделические вещества, а также выступали за , выключая и половые связи. Находили счастье в свободе и фенечках на руках. В итоге их субкультура затерялась среди сотен других.

Если прислушиваться к своим желаниям и при этом стремиться к саморазвитию , а не получать удовольствия за счёт других, то гедонизм как течение и философия жизни нормально сосуществует с другими жизненными позициями. Во всяком случае, так было до сегодняшнего дня.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Сибарит - это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни Что такое месть - ее психология, негативный фактор для мстителя и как избавиться от желания мстить Что такое жизнь - определение и 4 главных этапа жизни человека Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Социопатия - что это такое и кто такие социопаты Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости