Объекты подлежащие государственному экологическому надзору. Какие объекты подлежат федеральному государственному экологическому контролю? Положение о региональном государственном экологическом надзоре, осуществляемом на территории Московской области

Дата публикации: 22.10.2016

К какому государственному экологическому надзору подлежит Ваша организация? Федералы или регионалы? Куда подавать экологическую отчётность?

Что это такое и для чего это нужно знать?

Вы столкнулись с тем, что все-таки необходимо делать . Представление о перечне необходимых документов у вас уже есть. И тут оказывается, что документы подаются в разные органы надзора.

Какие организации относятся к федеральному значению, а какие — к региональному? Что это значит? Где же об этом написано?

Итак, государственный экологический надзор — это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области охраны окружающей среды уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от того, какими критериями обладает организация (), выделяют федеральный и региональный государственный экологический надзоры.

Для точного отнесения организаций к тому или иному экологическому надзору, был утвержден приказ МПР от 26.10.2010 № 462 (ред. от 29.06.2015) , где указан список организаций, подлежащих к федеральному экологическому надзору. При отсутствии в этом списке вашей организации следует отнести ее к объектам, подлежащим региональному экологическому надзору соответственно.

Куда всё-таки нести экологическую отчётность?

Так, от уровня государственного экологического надзора, к которому будет отнесен объект хозяйственной деятельности, зависит:

  • в какой орган необходимо обращаться за получением природоохранной разрешительной документации, а именно:
    — документа ;
    — разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух от стационарных источников (см. );
  • в какой орган следует сдавать экологическую отчетность, а именно отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (см. );
  • в какой орган необходимо подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (см. )
  • в какой орган необходимо будет представлять декларацию о воздействии на окружающую среду (см. ).

Региональные предприятия подают экологическую отчётность в комитет по природопользованию, федеральные — в Росприроднадзор.

Каждому хозяйствующему субъекту необходимо знать, к какому уровню государственного экологического надзора — федеральному или региональному — относятся эксплуатируемые им объекты. При этом отнесение объектов к одному из уровней надзора требуется не только для определения органа, который уполномочен на проведение проверок в отношении лица, осуществляющего деятельность на данных объектах, но и для решения целого ряда иных вопросов природоохранного характера.

Так, от уровня государственного экологического надзора, к которому будет отнесен объект хозяйственной деятельности, зависит:

1) в какой орган необходимо обращаться за получением природоохранной разрешительной документации, а именно:

  • документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

Извлечение
из Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

(в ред. от 05.04.2016)

[…]
5. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение […] применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих , устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .

6. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение […] применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих , устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами .
[…]

  • разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух от стационарных источников;

К СВЕДЕНИЮ

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (в ред. от 25.06.2014), определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору , и не распространяется на вопросы выдачи разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю .

2) в какой орган следует сдавать экологическую отчетность, а именно отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства);

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

[…]
7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору , представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. […]

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору , представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке . […]
[…]

3) в какой орган необходимо подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет:

Извлечение
из Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572)

[…]
2. Государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.
[…]
7. Государственный реестр состоит из:
а) федерального государственного реестра;
б) региональных государственных реестров.

8. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих […] федеральному государственному экологическому надзору .

9. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору .

10. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов.

11. Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.
[…]
17. Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме […], которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
[…]

4) в какой орган необходимо будет представлять декларацию о воздействии на окружающую среду с 01.01.2019 (для лиц, осуществляющих деятельность на объектах II категории).

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)

[…]
2. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору , в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти , в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации .

1. Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный экологический надзор включает в себя:

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

государственный земельный надзор;

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

федеральный государственный охотничий надзор;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти


Текст документа Аннотация Изменения
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"

В соответствии со статьей 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
2. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим постановлением.
3. В пункте 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 53 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 5, ст. 625), слова "от 29 октября 2002 г. N 777" заменить словами "от 31 марта 2009 г. N 285".
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4390).

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285)

1. Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации:
а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
б) объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;
в) объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;
г) объекты, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации;
д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:
объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
природные объекты Байкальской природной территории.
2. Объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
3. Объекты, подлежащие федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 640.
4. Объекты, подлежащие государственному лесному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.
5. Объекты, подлежащие государственному земельному контролю, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689.
6. Объекты, подлежащие государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293.
7. Объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов.

Установлен новый перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Так, федеральному контролю в области охраны окружающей среды подлежат: объекты федеральных энергетических систем, федерального транспорта, путей сообщения, линий связи (включая телекоммуникационные сети); линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству (включая объекты внутренних контролируемых и запретных зон); объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты производства ядовитых веществ и наркотических средств.
Также федеральному государственному экологическому контролю подлежат объекты, расположенные на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ. Не вошли в перечень объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ.
Федеральный экологический контроль осуществляется в отношении объектов, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды, а также объектов, подлежащих федеральному государственному водному и геологическому контролю, государственному земельному и лесному контролю. Кроме того, в перечень включены опасные производственные объекты, негативно воздействующие на окружающую среду.
Списки конкретных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утверждаются Минприроды России.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

2. Подпункт "б" пункта 4 критериев, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

1. Объект размещается:

А) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

Б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

В) в границах водно-болотного угодья международного значения;

Г) в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

Д) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российской части (российского сектора) Каспийского моря.

2. Объект используется в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства.

3. Объект является:

А) объектом федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
б) объектом земельных отношений, в отношении которого осуществляется государственный земельный надзор в рамках федерального государственного экологического надзора;
в) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации, допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более;
г) морским портом;
д) объектом трубопроводного транспорта, предназначенным для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральный и межпромысловый трубопровод);
е) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта;
ж) пунктом хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктом хранения, хранилищем радиоактивных отходов, пунктом захоронения радиоактивных отходов.

4. Объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4-2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", относится:

5. На объекте эксплуатируются:

А) ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

Б) радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду.

6. На объекте осуществляется деятельность:

А) по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 м и более;
б) по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения;
в) по утилизации пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению;
г) по хранению и складированию нефти, продуктов переработки нефти с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более;
д) по хранению пестицидов и агрохимикатов с проектной вместимостью 50 тонн и более;
е) по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
ж) по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более;
з) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

7. На объекте осуществляется деятельность с использованием оборудования:

А) для графитизации или производства искусственного графита с проектной производительностью 24 тыс. тонн искусственного графита в год и более;
б) для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, других твердых топлив с номинальной проектной мощностью 20 МВт и более;
в) для производства обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;
г) для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон, с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более;
д) для производства силикатного кирпича с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более.