Образец соглашения между юрлицами ниокр. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ниокр). Исполнение договоров на выполнение НИР и ОКР

Социология управления - это социологическая дисциплина, которая является одним из направлений социологии, а точнее экономической социологии. Кроме того, социология управления является еще и пограничной наукой. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. Как же развивались дисциплины, лежащие в основе социологии управления?

Развитие наук «социология» и «управление» как база возникновения социологии управления

В системе научного знания социологии отведено особое место. Это молодая наука, изучающая самый сложный объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Открытие первых социологов сводится к тому, что не только люди управляют экономическими и политическими отношениями, но в этом участвуют также незримые социальные связи. Эти связи - социальные отношения между людьми. Задача новой науки состояла в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать их с целью выявления законов, управляющих обществом. А поскольку общество состоит из различных групп и личностей, то социология изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей .

0 классовом строении общества, принципах социальной справедливости, правильном разделении труда писали в IV в. до н.э. Платон и Аристотель. После них свои гипотезы предлагали Ибн Хальдун, Руссо, Вольтер, Кант, Маркс и Гегель. Множество вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти ответ. Однако основателем социологии считается французский мыслитель начала XIX в. Огюст Конт, который дал имя новой науке.

Социология сегодня - это логически стройная и обоснованная система достоверного знания. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, социология не занимается тем, что называется «человеческои» натурой, ее интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

Социология позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов, прогнозировать будущие события. Предметом социологии выступает концептуальная (т.е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Социолога интересует не исключительное, а закономерное и типичное.

Поскольку половина активной жизни человека проходит в сфере труда, производства и экономической деятельности, особого внимания заслуживают те социальные отношения, которые формируются и функционируют в данной социальной среде. Наука, объектом изучения которой является взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов - экономических и социальных, и называется социологией экономической жизни, или экономической социологией. Особенность этого объекта состоит в том, что описываются не отдельно взятые тенденции в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное: механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи. Так, распределительные отношения - это феномен экономики, но в основе этих отношений лежит определенный регулирующий их социальный механизм - поведение и взаимодействие социальных групп, от которых зависит характер распределения благ.

Социология экономической жизни как разработка социальных подходов к экономике формируется уже около трех веков. Ее основатели - Э. Дюрк- гейм, М. Вебер, Т. Веблен, К. Маркс, А. Смит - стремились объяснить социальные изменения, происходившие в западноевропейском обществе, исходя из влияния на них разделения труда, состояния экономики, урбанизации индустриального общества, трансформации социальной структуры. Так формировалась система социологических взглядов на производительную деятельность, «погруженную» в контекст экономических изменений, постепенно превращаясь в самостоятельную и авторитетную дисциплину 1 .

Социология экономической жизни возникла практически одновременно с появлением социологии как науки. Сегодня это одно из ведущих направлений социологии, в котором выделяется целый ряд поднаправлений и подотраслей: социология промышленности и социология сельского хозяйства, социология процветания и социология бедности, социология предпринимательства и социология управления, социальные исследования миграции и многие другие.

Экономическая деятельность всегда должным образом организуется и институционализируется, а не выступает в виде хаотически реализуемых поступков людей, поэтому перед социологами встала задача - определить направленность изучения социальных явлений в данной области, в области социального управления. Появляется еще одно направление в социологии - социология управления.

Появление социологии управления - это вполне закономерный процесс, поскольку из всех ресурсов общественного развития - материально- сырьевых, духовных, финансовых - ресурс управления имеет огромнейшее значение. При этом управление только тогда может быть качественным ресурсом, когда в нем отражен весь управляемый объект, в центре которого субъектно-объектные отношения. Такую целостную и адекватную картину можно получить только с помощью социологических методов, поэтому социология еще в начале XX в. стала неотъемлемой частью управленческих технологий .

Социология управления - социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также отношения и взаимодействие больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в масштабах всего общества .

Предметом социологии управления является изучение характеристик социальных отношений, возникающих между людьми в процессе управления, функциональных и структурных сторон процесса управления, социальных характеристик участников управления. Социология управления изучает также основы и закономерности функционирования социальных организаций, принципы и механизмы регулирования, оптимизации и координации социальных процессов, стимулирования и мотивации социального поведения людей, социальных групп во всех сферах общественной жизнедеятельности, во всех видах социальных организаций и пр.

Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего управления, а точнее менеджмента, а еще точнее его подраздела - управления персоналом. Однако методы этой дисциплины, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социологии (о чем было сказано ранее). Социология управления глубже, чем менеджмент, связана с менталитетом (духовными и социальными ценностями). Социология управления ориентирована не на иерархическое администрирование, а на расширение и углубление социального партнерства и не только в трудовых отношениях, а во всех институализированных формах социального взаимодействия.

Функциональное отличие социологии управления от менеджмента заключается в необходимости сосредоточения ее интересов на формировании собственного социального института как устойчивого комплекса правил и норм, регулирующих ролевые отношения в различных сферах. Кроме того, социология управления в отличие от менеджмента отражает как общие процессы трансформации института управления вместе с политической и экономической системами при переходе от одной стадии развития общества к другой, так и более частные модификации.

Тем не менее «своеобразное соединение» менеджмента и социологических методов исследования оказалось весьма плодотворным: социологии управления удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры человеческих отношений, которые в общей социологии обычно обходят стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, совершенно не затрагиваются.

Как верно отмечено Д. С. Клементьевым, понятийный аппарат российской социологии управления находится в стадии становления. До сих пор социология управления в нашей стране развивается по канонам «чистой» науки. Имеет место парадокс: система управления не может в полной мере воспользоваться академической социологией - требуется эмпирический опыт, а социология управления как самая молодая сфера социологии не обладает ни материальными, ни исследовательскими, ни методологическими ресурсами.

Управление - очень емкое понятие - выступает предметом изучения многих паук, в том числе и естественных. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Приведем несколько наиболее распространенных определений управления:

  • управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу;
  • управление - это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов;
  • управлять - делать что-либо руками других людей;
  • управление - совокупность универсально-исторических принципов, на которых основываются взаимоотношения в иерархии в любом обществе в любую историческую эпоху. Это может быть общество, крестьянское хозяйство, промышленное предприятие и т.д. Везде, где есть иерархия, где есть организация, действуют универсально-исторические законы управления.

Все это многообразие определений связано с тем, что управление означало разные вещи для разных людей в разное время.

Дошедшие до нас исторические источники указывают на то, что понятие «управление» первоначально было сформулировано греками, ему соответствовало понятие techne , в соответствии с которым технично, оптимально осуществлялось любое творчески созидательное дело. Позже оно обозначалось как кибернетика и означало искусство вождения кораблей.

В древнерусских истоках корень «правь» составлял центральную мировоззренческую сущность в триедином символическом единстве «Явь - Навь - Правь», обозначавшем обязанность человека перед природой и перед родом жить правильно, знать правое дело и т.д. Отсюда происходит связь природы, космоса, культуры с уровнем развития и организации человеческого потенциала, его зависимости от состояния общества, его идеалов и ценностей.

Таким образом, управление находится в ряду явлений «второй» (искусственной) природы, возникшей и развивающейся в течение истории человеческой цивилизации. Этому способствовал естественно-научный аспект управления, к которому ученые стали относить взаимодействие гравитационных, электромагнитных, радиационных и иных сил Вселенной. Далее, в середине XX столетия, работы К. Шеннона и Н. Винера послужили началом развития математической теории информации и информационной теории управлении. Математическая теория информации стала мощным стимулом развития кибернетики - науки об общих законах получения, хранения и передачи информации в целях ее использования в процессах управления различными системами, в том числе и социальными. Возникло и получило признание родовое понятие «управление», характеризующее упорядоченное взаимодействие определенного множества элементов, или составных частей, природы, общества, человека. Несколько позднее получили развитие системный, синергический (плюс самоорганизация) подходы к управлению и пр. В настоящее время проводятся интересные исследования в области постмодернизма и соответствующей ему философии управления (замена порядка во всем: иерархии - анархией, централизации - рассеиванием, отбора нужного - комбинированием и пр.) 1 .

Социология избрала свой угол зрения на управление, она изображает его в виде пирамиды социальных отношений. Управление с социологической точки зрения - это властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в системе организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которое принято называть должностным положением. Кроме того, учитывается место в системе распределения труда, которое определяет размер основного вознаграждения (оклад, заработная плата) и дополнительных выплат (премия, доля от прибыли и т.д.). Это искусство так направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.

Управление может быть:

  • 1) системой отношений;
  • 2) формой взаимодействия.

В первом случае говорят о социальной иерархии, диапазоне контроля, власти, ранге, статусе, ролях и т.д. Во втором - о методах контроля (общем и детальном), делегировании полномочий, силе руководства, конкуренции, продвижении, лидерстве, конфликтах и о многом другом, что может быть названо динамикой управления. С технической точки зрения управление - всего лишь рациональный способ достижения максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий, времени.

В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.

Толковый словарь но управлению дает такое определение: социология управления - раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Э. М. Коротков трактует эту науку как формирование групп в системе управления по социологическим признакам, изменение социальной структуры в процессах развития управления, ее характеристики и практический эффект.

По мнению М. В. Удальцовой, наука, изучающая социальные отношения и устанавливающая основные критерии эффективности их функционирования с точки зрения всех субъектов социальных отношений, называется социологией и психологией управления и организаций.

В этих определениях подчеркиваются два основных аспекта предмета изучения социологии управления: во-первых, изучение социальных отношений; во-вторых, исследование процесса формирования и изменения групп (социальных общностей). Такое двоякое отношение авторов к определению предмета связано, с одной стороны, с проходившими в I960-1970-е гг. дискуссиями о предмете социологии, в результате которых возникло определение социологии как науки, изучающей социальные отношения.

С другой стороны, по мнению многих ученых (В. Харчева, В. А. Ядова и других), специфика социологии как целостной системы научного знания состоит в том, что она изучает закономерности образования, функционирования и развития социальных общностей. Ключевой, основополагающей категорией является категория «социальная общность» как взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности.

Итак, социология управления - это часть социогуманитарного знания, предметом которого является изучение закономерностей, определяющих гуманитарные и социальные предпосылки; содержание и результаты управления обществом и его важнейшей сферой - жизнедеятельностью человека (на уровне больших и малых социальных организаций). Эти закономерности выявляются посредством анализа взаимосвязи управленческой деятельности и социальной реальности с таким учетом фактора времени, который адекватно отражает актуальные процессы и их потенциальные перспективы развития 1 .

Таким образом, социология управления как комплексная интегративная область научных знаний о конкретных социальных процессах призвана обеспечить анализ и поиск путей оптимального разрешения социальных проблем. Для этого она должна обеспечить разработку теории и технологии, методов социальной работы, учета и реализации социальных потребностей и интересов различных категорий населения, раскрыть закономерности, принципы и механизмы планомерного, организованного, целенаправленного воздействия.

  • Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: учеб, пособие. М. :Финансы и статистика, 2001. С. б.
  • Клементьев Д. С. Социология управления: учеб, пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. :Изд-во МГУ, 2010. С. 3.
  • Кравченко Л. И. Социология менеджмента: учеб, пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 5.

Современные предприниматели все больше отходят от учений классических школ управления и ищут новые, более эффективные методики менеджмента. Одним из молодых направлений, пытающихся искать ответы и решения в этом ракурсе, считается социология управления.

В отличие от классической школы научного менеджмента, которая акцентирует внимание на технологическом процессе, социология предлагает заниматься отношениями, сложившимися в коллективе.

Чем занимается социальное управление

Социология управления в качестве объекта своих интересов рассматривает все происходящие в обществе процессы (на всех уровнях). Объектом исследования становится и государство, и регион, и отдельный человек. Можно утверждать, что социология и психология управления интересуются всеми людьми в мире, а также организациями и процессами, протекающими во время их взаимодействия в любой исторической эпохе.

Кроме того, эта наука изучает и спонтанность общественной самоорганизации, которая очень важна для управления предприятием. Ведь помимо формального коллектива - штата сотрудников - на предприятии постоянно образуются неформальные организации: между людьми завязываются дружеские отношения, у них появляются какие-то общие интересы, не связанные с работой, и т. д. А неформальный лидер может доставить руководству массу проблем, если вдруг решит противопоставить себя начальству. В глобальном смысле социология определяет такие спонтанные процессы:

  • репродуктивное поведение человека;
  • образование теневой экономики ;
  • миграция населения;
  • формирование общественного мнения;
  • потребительское поведение.

Предмет

Важным аспектом изучения любой проблемы является определение не только интересов науки, но и характеристик, процессов и свойств объектов исследования, т. е. ее (дисциплины) предмет. Социология управления анализирует закономерности функционирования отдельных социальных объектов и выявляет механизмы воздействия на их составляющие.

При этом зарубежные и отечественные теоретики стремятся выделить алгоритмы, по которым реализуются социальные закономерности, и на их основе создают рекомендации по стратегическому и тактическому управлению предприятием. Кроме того, социология управления называет одним из своих предметных интересов изучение исторического пути менеджмента: от общинного общественного уклада до современного государственного управления.

Проблематика

На современном этапе развития социологии управления выделено четыре блока задач, для решения которых требуются специальные знания и навыки:

  • необходимость управления людьми в тех случаях, когда личные качества сотрудника оказываются выше его профессиональных умений;
  • необходимость управления взаимоотношениями в коллективе, выделяя при этом вопросы руководства и лидерства, противопоставления формальных и неформальных структур и т. п.;
  • необходимость разработки четких критериев определения эффективности управления;
  • необходимость управления системами.

Еще одним немаловажным вопросом, которым занимается социология управления, является прогнозирование развития спонтанных процессов и выработка методики их оптимизации.

Масштабы изучаемых проблем

Как и практически любая наука, социология управления занимается не только фундаментальными, но и прикладными исследованиями. Иерархические принципы построения общества диктуют руководителям свои правила и методики деятельности. Выделяя четыре уровня взаимодействия социума, теоретики ищут решения поставленных задач; переходя от общего к частному и наоборот, зачастую удается выработать по-настоящему эффективные рекомендации.

На макросоциологическом уровне анализируются процессы межгосударственного, государственного, межэтнического и этнического характера. Теория среднего уровня занята управлением обществом, проживающим в локальной местности (регион, муниципалитет, организация). Микроуровень анализирует деятельность и поведение личности: поведение в обществе, потребительские привычки, мотивацию и т. п. И, наконец, на операциональном уровне проводится анализ и выбор оптимальных для управления организацией методологий, разрабатываются программы конкретных исследований по вопросам менеджмента.

Функции

Каждая наука выполняет определенные функции. Социология управления - не исключение. Исследователями выделены такие:

Итак, социология управления изучает методологию менеджмента, опираясь на социально значимые цели; при этом разработанные механизмы базируются на результатах прикладных исследований. Сегодня это направление еще не владеет сложившимся понятийным аппаратом и не получило своего места в общей системе познания, т. к. оно находится на грани двух наук - собственно социологии и менеджмента.

Если с определением социологии все более-менее точно и однозначно, то понятие «управление» - очень широкое и размытое. Во-первых, потому что, в зависимости от ситуации, менеджмент может относиться не к личности или группе, а к целой системе (организации). В отдельных случаях дисциплина рассматривает и управление механизмами. Во-вторых, само понятие управления трактуется по-разному - от выработки управляющего воздействия до тотального контроля деятельности. В-третьих, менеджмент зачастую воспринимается как власть одного над другим (руководителя над подчиненным). И, наконец, механизм руководящей работы присущ всем без исключения сферам деятельности человека.

Все это и провоцирует появление таких направлений, как социология управления и социальное управление. В общем смысле принято считать, что менеджмент - это основанная на постоянном взаимодействии выработка руководящего воздействия.

Уровни управления

В зависимости от размеров управляемой подсистемы, выделяют такие уровни социального управления:

  • Институциональный - руководство высшего звена (президент, глава совета директоров и т. п.), сюда же относится и социология государственного управления.
  • Управленческий - руководство среднего звена. Предполагает управление группами людей.
  • Технический - оперативное руководство. Занимается вопросами менеджмента персонала (отдельными людьми), разрабатывая индивидуальные подходы к подчиненным.

Управление персоналом

Наиболее действенным и необходимым принято считать технический уровень управления. Безусловно, в качестве стратегических целей важны и институциональный, и управленческий уровни. Но ежедневная деятельность людей и взаимодействие друг с другом дают возможность заниматься созданием продукции (т. е. создавать добавленную стоимость, согласно теории экономики). А именно это и ведет к получению дохода.

Это еще раз подтверждает необходимость изучения такой науки, как социология управления. Темы для рассмотрения здесь безграничны:

  • построение организационной иерархии и системы власти, создание организационной культуры ;
  • формирование социальных групп, выделение в них статусов и распределение ролей между участниками;
  • привлечение подчиненных к разработке производственных общих решений и т. д.

Все это позволяет значительно повысить ответственность исполнителей и их производительность.

Корректное управление - двигатель прогресса

Кроме того, на количественные и качественные показатели производства влияет так называемый социальный климат коллектива. А значит, социология управления персоналом интересуется и такими вопросами, как межличностные отношения сотрудников, возникновение и решение организационных конфликтов, адаптация и удовлетворенность персонала, социальное планирование и ответственность.

Занимаясь структурными связями в коллективе, это направление может не только отследить, но и объяснить, как и почему в менеджменте постоянно появляются инновации. А возможность трансформации методов управления из одной производственной отрасли в другую создает новые способы их реализации и, в какой-то степени, стимулирует развитие технологий.

Тема 1.1. Социология управления как наука

Литература

1. Бабосов Е.М. «Социология управления»

2. Удальцова М.В. «Социология управления»

3. Галкина Т.П. «Социология управления: от группы к команде»

План

I . Объект, предмет, задачи и принципы социологии и психологии управления. Цели и функции.

II . Основные категории социологии управления (анализ базовых и ключевых понятий курса).

III . Методология и методика социологии управления (см. семинар).

IV . Место в системе научного знания (см. семинар).

I. Объект, предмет, задачи и принципы социологии управления. Цели и функции.

Социология управления – это раздел социологии, изучающий социологические аспект управленческой деятельности.

Социология управления – это раздел социологии, который рассматривает процесс становления, развития и функционирования определённой сферы жизнедеятельности; это исследование механизмов социальных изменений и социальных отношений, закономерностей социальных действий и поведения в системах и процессах управления.

Объект социологии : общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы.

Предмет социологии: исследование взаимодействия личностей и социальных групп в определённых условиях их существования.

Объект социологии управления: управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах или организациях.

Предмет социологии управления: изучение социальных отношений в сфере управления, то есть изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждая из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп

Задачи социологии управления:

1) изучение фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые осуществляют управленческую деятельность и тех, кто не включён в этот вид деятельности;

2) изучение тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменившихся социально-экономических условий;

3) объяснение причин возникновения инноваций в управленческой деятельности;

4) построение направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз её совершенствования;

Сущность социологического подхода к управлению

Сущность социологического подхода к управлению предполагает, что социология управления изучает следующие группы проблем:

1) социология управления изучает органы управления с точки зрения их функционирования в качестве социальных систем;

2) СУ изучает проблемы постановки и реализации социальных целей управления;

3) СУ изучает проблемы социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследование и разработку системы учёта мнений, интересов и предложений людей;

4) исследование проблем целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности;

5) изучение проблем внутригруппового регулирования в отдельных группах и в организации в целом.

Таким образом, в целом, СУ рассматривает такие актуальные проблемы как: организационная культура, система власти и отношений руководства-подчинения, социальная структура организации, социальные группы, статусы и роли, формирование групп в системе управления, участие исполнителей в выработке общих решений, организационные конфликты, адаптация персонала, управленческое консультирование, социальное планирование, удовлетворённость трудом, социальная ответственность.

Таким образом, в зависимости от круга управленческих проблем в структуре социологии управления можно выделить четыре уровня.

    Макросоциологический уровень - это изучение управленческих процессов и отношений на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях.

    Теории среднего уровня изучают управление в локальных сферах общества: в регионе, в муниципальных образованиях, в организации и т.п.

    Микроуровень - изучение личности, ее потребностей, мотивации в процессе управленческих коммуникаций.

    Операциональный уровень включает анализ и выбор наиболее оптимальных методов и технологий управления, разработку программы и проведение конкретно-социологических исследований по проблемам управления.

Первые примитивные элементы науки управления, то есть попытки этого явления, можно найти у Сократа, Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Платон называл управление "наукой о питании людей", тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но они слишком абстрактны, и поэтому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Причем в зависимости от обстоятельств, Платон выделяет два стиля управления: политический и тиранический. Если граждане выполняют свои функции в обществе и соблюдают законы, то стиль управления государством должен быть мягкий (политический); если же в обществе нет должного порядка и гармоничных взаимоотношений, то используется стиль управления, основанный на силе (тиранический). Таким образом, у Платона мы находим зарождение идей о стилях управления и о самом "современном" сейчас ситуационном подходе в управлении.

Более низкую оценку управленческой деятельности давал Аристотель. Он называл управление "господской наукой", смысл которой заключается в надзоре за рабами. И давал совет, при возможности перепоручить эти хлопоты управляющему, а самому заниматься более достойными внимания науками: философией и другими изящными искусствами.

Учитывая исторический подход, типы социального управления можно классифицировать в соответствии с этапами развития общества: родоплеменное управление, управление в рабовладельческом, феодальном, индустриальном обществах. В условиях родоплеменных отношений вожди племени, наделенные властью и пользующиеся авторитетом, осуществляли координацию всех основных функций жизнедеятельности родоплеменных коллективов. В этом механизме управления существенную роль играло групповое сознание, воплощенное в традициях.

В рабовладельческом обществе уже возникают законодательные принципы, дифференциация власти, строгое разграничение сфер субъекта и объекта управления. Если родоплеменная общность регулировалась неписаными законами, то при рабовладении появляются писаные законы.

В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем управления - политических, правовых, нравственных, религиозных, философских, художественных и прочих призванных обеспечить соответствующие принципы общественного поведения людей, социальных групп, общества в целом. Политическая власть носила здесь элитарный характер (передавалась по наследству), как, впрочем, и почти все формы материального и духовного производства (ремесло, врачевание, культура земледелия, художественная и др.).

В условиях общей демократизации общественной жизни политическая власть, навсегда утратив наследственный характер, становится выборной, а правящая элита формируется из людей, способных руководить различными звеньями общественной жизни. Максимально используются достижения науки и техники, а также резервы человеческих возможностей. В каждом конкретном случае организация управления имеет четко выраженный целенаправленный характер, подчиняясь вместе с тем в целом стихийным силам рынка. Управление различными видами материального и духовного производства стало самостоятельной профессией, требующей специального образования, опыта, склада ума и даже характера. Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается на экономические исследования, социологию, психологию, математику, кибернетику и др. Сформировался и институт менеджеров - наемных специалистов по управлению различными областями деятельности.

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 г. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х г. и успешно функционирует и в настоящее время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.

Таким образом, 50-е годы XX века характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.

Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели.

Часто эквивалентом термина «социология» управления употребляется термин «менеджмент». Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.

В менеджменте рассматриваются более широкие вопросы: особые социально-экономические институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере управления, технико-организационные и социальные аспекты управления производством и людьми. Социальный аспект управления производством и людьми, руководители-менеджеры и другие вопросы социального управления совпадают с менеджментом.

Социологию управления интересуют социальные аспекты экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений руководителя и подчиненных. Рассматривается и система информации, необходимая для осуществления управленческой деятельности.

Информационные процессы являются не самоцелью, они призваны в конечном итоге управлять материальными потоками, взаимодействием материальных и информационных потоков.

Социология управления представляет собой одну из молодых социологических дисциплин. Очевидно, с этим в значительной мере связано то, что она «до сих пор не имеет своего общепризнанного места в системе социологического знания и сложившегося понятийного аппарата».

Незрелость ее методологии выражается в широком заимствовании из социологии труда, социологии организаций, основ менеджмента и других наук и научных дисциплин.

Потребность в научной рефлексии происходящих изменений особенно обострилась в условиях трансформации Российского общества, в момент преобразования базовых институтов. Качественные изменения затронули всю российскую институциональную систему: формы собственности, законы в трудовой сфере, экономические права предприятий. Вместе с тем обнаружилось, что за время реформ произошло ослабление целостности института управления предприятий, проявившееся в нарушении «взаимосогласованности и внутренней сбалансированности управленческих функций и сквозных процессов управления, а также инновационных процессов в этой системе».

Социологию управления рассматривают как межотраслевую социологическую теорию среднего уровня. Объектом социологии управления является «процесс совместной деятельности людей, в котором при определенных условиях возникает искусственная структура, основными функциями которой являются координация и программирование этой деятельности». Выделение этой искусственной структуры из недр совместной деятельности есть процесс институционализации социального управления. В качестве предмета социологии управления выступают управленческие отношения, процессы их институциализации и функционирования, а также социальные механизмы оптимизации управленческого воздействия.

Точка зрения, согласно которой управление рассматривается в качестве социального института, становится популярной в последнее время. Многие авторы используют при анализе управления социологическую категорию «институт»: Г.В. Атаманчук, А.И. Кравченко, П.В. Романов, В.И. Франчук. Социальный институт управления представляет собой устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых обеспечиваются устойчивость и регулирование связей субъектов управленческих отношений.

Более углубленное представление о социальном институте может дать анализ его строения. Рассматривая социальные институты, большинство социологов признают системный характер его строения. В строении социального института выделяют шесть элементов: социальная группа, учреждения, обычаи, материальные орудия, организация, определенная цель. К составным элементам строения социального института относят цель, функции, учреждения и средства достижения цели, социальные санкции.

Познание, социологическое обоснование и интерпретация управления как важнейшего социального института - главная функция социологии управления, переживающей второе рождение. Тем более это важно в условиях общественных перемен, когда существующий и функционирующий в обществе институт управления не может оставаться неизменным, а трансформации, происходящие в нем, носят фундаментальный характер.

Социология во многих странах давно и успешно включена в механизм государственного управления, потому что она вооружает научным знанием об обществе. Эффективность управления в современных условиях зависит от качества информации, ее достоверности, полноты, оперативности и т. п. Именно это способна предоставить современная техника социологического исследования. При отработанных программе, методике и процедурах анализа процесс сбора и обработки данных становится настолько формализованным, что предвзятая оценка общественных явлений маловероятна.

Социология выполняет многообразные функции. Прежде всего, она способна диагностировать состояние объекта управления. Любую социальную систему можно описать определенным количеством показателей, отражающих жизненно важные факторы ее функционирования. Например, уровень социального напряжения, доминирующие ориентации населения, лояльность к власти и т. д. Реализация диагностической функции осуществляется в режиме мониторинга при наличии нормативной модели, необходимость которой обусловлена тем, что данные о реальном объекте бессмысленны для управления, если не выработаны конкретные критерии. Такая модель отражает достигнутый уровень социального развития, который можно считать нормой. Скажем, нормативная модель по жилью означает, что каждая семья имеет отдельную благоустроенную квартиру. Выявляя реальное положение с жильем в обществе, социологи сравнивают его с нормативной моделью и определяют тем самым направленность и величину отклонений. Совокупность этих отклонений и дает информацию для принятия решений.

Социология нужна органам государственного управления для выполнения прогностической функции. Обычно вырабатываются прогнозы двух типов: поисковые, призванные показать возможное состояние социального объекта путем экстраполяции наблюдаемых тенденций, и нормативные, определяющие формы, методы и сроки достижения желаемого состояния объекта на основе заранее заданных критериев. Данная функция реализуется посредством социального моделирования, проектирования, конструирования и планирования.

Социальное моделирование чаще всего связано с выделением ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей. В системе человеческих отношений изменения одного фактора неизбежно влекут изменения других. В повседневной практике не всегда возможно предсказать, как изменится, скажем, социальная активность государственных служащих, если после принятия соответствующего закона изменится фактор «перспективы роста», т. е. каждый чиновник будет четко знать, что его ждет в материальном, профессиональном, должностном положении. Причем это не будет зависеть от личного отношения к нему его начальника.

Таким образом, если известны основные факторы, определяющие систему человеческих отношений, выявлены их взаимосвязи, то, изменив какой-либо параметр, можно смоделировать изменения социального объекта. Что это дает? Возможность принимать решение, предварительно апробировав его на модели и выяснив его последствия.

Социальное проектирование представляет собой разработку модели социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках. Разумеется, можно без социального проекта отрегулировать отношения на уровне фермерского хозяйства, но сформировать коллектив крупного акционерного общества будет очень трудно. Разновидностью проектирования является социальное конструирование. Оно представляет собой общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами. Однако как бы грамотно ни была разработана социальная конструкция, требуется ее тщательная проверка. Обычно это делается при помощи социального эксперимента.

Социальное планирование выступает в качестве не только метода определения желаемого состояния социального объекта, но и инструмента его достижения. План представляет собой научное обоснование целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений в тесной связи с жизнедеятельностью различных социальных групп.

Последнее время возрастает роль контрольно-аналитической функции. Речь идет о социологической экспертизе законопроектов и управленческих решений. Социология способна проверить, как будет «работать» решение, как его, в частности, воспримут люди.

Особое значение имеет организационно-технологическая функция. В результате исследований конкретных ситуаций разрабатываются не только социальные проекты, но и технологии их реализации. По существу это социоинженерная деятельность, ориентированная на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение. Тем самым она непосредственно связана с процессом формирования нового жизненного уклада людей, обладающего эффективной социально ориентированной системой государственного управления.

Социология выполняет консультационную функцию, оптимизирующую внутреннюю деятельность административных учреждений. Она участвует в совершенствовании организационных структур, процессов принятия решений, стиля руководства, подбора, расстановки кадров и т. п. В этих целях используются достижения социологии организаций, социологии управления, социологии государственной службы.

Социология выполняет и имидж-функцию, которая направлена на сохранение либо изменение образа государственной организации, создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности, обеспечение информирования населения о работе этой организации.

Социология управления - это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы, динамическую систему и процессы управления, их социальные функции и принципы, особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях существующих в обществе социальных отношений.

Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какого может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социальная, духовная сфера или звенья (предприятия, учреждения, организации и т.п.) - с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели. Социальное управление осуществляется путем целенаправленного воздействия на условия жизни людей, их ценностные ориентации и деятельность, на их поведение.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении пяти взаимосвязанных его компонентов. Первый из них - деятельность органов управления (управляющая подсистема), как государственных, так и общественных, с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем, включая весь комплекс подбора, подготовки, переподготовки, расстановки кадров, их продвижения по служебной лестнице, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов, предпочтений и ориентации.


Вторым компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией управления, является целенаправленное управленческое воздействие на управляемый аппарат, включающее целеполагание (социальное проектирование, планирование, регулирование" и т.п.) и целедостижение. Такое воздействие может быть внешним по отношению к управляемым объектам, когда орган управления находится за рамками данных объектов (например, министерство по отношению к входящим в состав соответствующей отрасли предприятиям или вузам), либо внутренним, т.е. самоуправлением, когда управление осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого управляемого объекта (например, дирекция Минского тракторного завода или ректорат Белорусского государственного университета).

Третьим компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией, выступает социальная самоорганизация, представляющая собой совокупность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, обычаи, социальные нормы, лидерство и т.п.), оказывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и деятельность индивидов и их общностей (групп), на их ценностные ориентации и взаимоотношения.


Четвертым компонентом^ управленческой деятельности, которую исследует социология, является система управленческих решений (определенных "команд"), направленных на обеспечение целостности и сохранение или повышение качественных параметров управляемой системы, ее устойчивого развития, повышение эффективности ее функционирования и обеспечение адаптируемости к изменяющимся условиям окружающей среды, как при-* родной, так и, особенно, социальной.

Пятый компонент управленческой деятельности, составляющей объект социологического исследования, представляет анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы, позволяющий оперативно корректировать ее деятельность в соответствии с изменившимися внутренним ее состоянием или внешними воздействиями (например, корректировка качества или количества выпускаемых фирмой товаров, их цены в связи с изменив-


шейся конъюнктурой рынка). Сюда же входит оценка деятельности управляемой подсистемы (завода, отрасли производства, учебного заведения, театрального коллектива и т.п.) с точки зрения соответствия социальным критериям, интересам, стремлениям и ожиданиям управляемых, анализ социальных последствий принимаемых решений, отношение к ним исполнителей, учет мнений и предложений исполнителей в целях совершенствования деятельности управляющей подсистемы.

Социология управления изучает также проблемы компетентности, ответственности, исполнительности, дисциплины сотрудников исследуемой социальной организации в их соотнесенности с управленческой деятельностью, поскольку соответствующие явления и процессы рассматриваются не просто как социальные качества отдельных индивидов-работников, но и как воплощение определенных социальных взаимодействий, которые возникают в процессе осуществления управленческих решений.

Оптимальное соотношение рассмотренных компонентов управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждого из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Например, руководитель любой организации - завода, вуза, банка, торговой фирмы и т.п. -заинтересован в том, чтобы как можно больший объем управленческих решений (распоряжений, заданий, указаний и т.д.) перевести из формы разовых воздействий в форму оптимально действующей системы в соответствии с целями, стоящими перед данной организацией.

Социология изучает управление как непрерывно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Это воздействие не должно прерываться, а тем более прекращаться. Сама же непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью движения информации. Субъект управления только потому способен воздействовать на управляемую систему, что непрерывно получает информацию об ее состоянии, равно как и о состоянии окружающей среды, об отклонениях в движении системы к заданной цели, перерабатывает эту информацию в решения, команды, передает их объекту управления, корректирует его пове-


дение, обеспечивая тем самым выполнение заданий программы. Всякий управленческий цикл начинается со сбора информации, ее осмысления; включает в себя переработку информации в управленческие решения и передачу последних исполнителям, и заканчивается получением новой информации, которая является исходной для нового управленческого цикла.

Разработка стратегии управления (перспективных целей и задач), выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов исходят из получения информации и ее преобразования в команды, но этим не ограничиваются. Они предполагают четкое распределение времени и выделение приоритетов в деятельности как системы управления, так и в управляемой системе. Как правило, управляющая система в своем функционировании сталкивается с множеством проблем, часть из которых являются срочными или несрочными, важными и не очень. Срочные дела требуют, чтобы ими занялись безотлагательно, и управляют нами, как марионетками. Яркий пример - звонок телефона. Руководитель может быть занят разработкой важного управленческого решения вместе со своими помощниками и экспертами, но если в этот момент затрещит телефон, и от руководителя потребуется выполнить некое срочное дело, он в большинстве случаев принимается за это дело^и откладывает выработку решения. Такова уж психология человека, управленца в том числе.

Однако срочные дела отнюдь не всегда являются важными. Срочность какого-либо дела требует быстрой реакции. Что же касается важных дел, то они требуют проявления инициативы, настойчивости и компетентности, активных действий, направленных на поиски новых возможностей оптимизации деятельности управляемой системы. Если руководитель то и дело поглощен решениями срочных дел, это приводит его к постоянному перенапряжению, к стрессам и кризисному мышлению, приводящему к небольшому и кратковременному эффекту. Если же управляющая подсистема (руководитель, управляющий и т.п.) в своей деятельности четко выделяет приоритеты, отделяет срочные, "пожарные" дела от важ-


ных и сосредоточивает свое основное внимание именно на этих важных делах, тогда перед этой подсистемой раскрываются широкие перспективы, устанавливается четкий баланс дел важных, как основных и срочных, так и сопутствующих; вырабатываются оптимальные управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, а управляемая система функционирует эффективно, устойчиво, без кризисов и сбоев, надежно. Поэтому в управленческой деятельности очень важное значение имеет правильное определение приоритетов и их неуклонное осуществление.

В социологии управления принято четко различать деятельность руководства и управленческую деятельность. Различие между ними известные американские социологи П. Дракер и У. Беннис определили следующим образом: "Менеджмент - искусство карабкаться по лестнице успеха, руководство - умение определить, к той ли стене приставлена лестница". Коренное различие между этими двумя видами деятельности можно понять, если представить себе группу шахтеров, которые врубаются в угольный пласт и добывают уголь для транспортировки его на поверхность земли. У них за спиной - организаторы работ (менеджеры, или управляющие) указывают, где и какие поставить крепления, внедряют усовершенствованные технологии, разрабатывают тарифы и ставки заработной платы, режим труда и отдыха работника. А руководитель - это тот человек, который в соответствии с геологической картой залегания пластов вдруг дает команду: "Остановиться, начать вырубку в другом направлении, ибо там пласты более мощные, а качество дела более высокое".

Работники шахты - рядовые шахтеры, мастера, инженеры, начальники смены и т.д. - в такой степени заняты повседневной работой, добычей угля, что даже не замечают, что они движутся по угольному штреку не в том направлении. А сверхдинамичный мир вокруг делает эффективное руководство все более необходимым, ибо только оно разрабатывает стратегию деятельности, определяет, нужно ли дальше наращивать добычу угля или, быть может, перепрофилировать угледобычу в другую, более эффективную деятельность, переобучив занятый персонал


для работы в другой, более эффективной сфере производства, например, в химической, как это делается сейчас в Рурском каменноугольном бассейне в Западной Германии.

Руководство разрабатывает стратегию деятельности организации, отрасли производства или целой страны, определяет цели ее развития и переориентирует ресурсы в правильном направлении. Управление же вырабатывает тактические средства достижения поставленных целей, определяет наиболее эффективные пути и средства реализации определенных руководством задач деятельности данной системы, будь это завод, шахта или футбольная команда.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф.У. Тейлором ("Основы научного управления"), А. Файолем ("Общее и промышленное управление"), Г. Эмерсоном ("Двенадцать принципов производительности"), Г. Фордом ("Моя жизнь, мои достижения") научных основах управления промышленным производством. Тейлор сосредоточил свое внимание на цеховом управлении, Эмерсон и Форд - на всем производственном процессе, а Файоль занимался преимущественно проблемами высшей администрации и общей организации производства.

Выражая сущность своей системы "научного управления", Ф. Тейлор писал: "Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния".

Эти общие принципы научного управления производством были конкретизированы А Файолем в учении о шести основных операциях, осуществляемых предприятиями. Основное внимание он уделил анализу управленческих операций, без которых ни одно предприятие успешно функционировать не в состоянии. Он дал такое определение операциям управления: "Управлять - значит предвидеть, организовать, распоряжаться, координировать и контролировать". При таком понимании управление не


является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директора предприятия, - это функция, разделяемая между управляющей и управляемой подсистемами общей и единой системы данного предприятия, осуществляемая вместе с другими его функциями - технической, коммерческой, финансовой и др. Тем самым А. Файоль, как и другие представители классической теории управления, сосредоточивает свое внимание на административных аспектах деятельности предприятия (организации).

Опираясь на эти выводы, один из классиков социологии М. Вебер разработал "идеальный тип" административного управления, обозначенный им термином "теория бюрократии". Основные характеристики этого "идеального типа" таковы:

1. Вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные, простейшие операции, что, в свою очередь, предполагает строгое формальное определение задач каждого из звеньев организации. Максимально возможное разделение труда создает условия для использования во всех звеньях управляемой системы специалистов - экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2. Организация строится на принципах иерархии, т.е. каждый нижестоящий служащий или каждое подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчиненных ему лиц.

3. Деятельность организации регулируется последовательной системой абстрактных правил и инструкций и состоит в применении этих правил к частным случаям. Четкие правила и инструкции определяют ответственность каждого члена организации и формы координации их индивидуальной деятельности.

4. Нормальное функционирование организации в соответствии с рациональными стандартами исключает вмешательство личных соображений и эмоций, симпатий и антипатий, но базируется на "формалистической безличности", без гнева и пристрастия. Следовательно, уст-


ранение личностно окрашенных симпатий, предвзятости в служебных делах является наиболее благоприятным фактором, отвечающим подлинным интересам клиентов, а одновременно и справедливому отношению ко всем сотрудникам, развитию демократических принципов в деятельности администрации.

5. Служба в системе управления основывается на соответствии квалификации сотрудника занимаемой им должности, а служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Служба в организации неотделима от карьеры, поэтому должна существовать система "продвижения" в соответствии со старшинством или успешной деятельностью, или тем и другим. Такая политика в отношении кадров призвана развивать "корпоративный дух" среди служащих, воспитывать у них инициативу и высокую степень лояльности к организации.

6. Наем организацией сотрудников основывается на профессиональных качествах кандидатов, причем должностные лица не выбираются, а назначаются, завися, таким образом, от вышестоящих начальников, а не от какой-либо группы избирающих. Всей деятельностью организации руководит специальный административный штат, в задачу которого входит обеспечение ее эффективного функционирования, в особенности функционирования ее каналов коммуникаций, ориентированных на достижение целей, поставленных перед организацией.

Придав первостепенное значение формально организуемым аспектам управления, М. Вебер в то же самое время оставил вне поля зрения неформальные отношения. Однако такие отношения жизненно важны, ибо, как доказали на основе эмпирических социологических исследований П. Блау, Ч. Бернард, Р. Мертон и другие социологи, именно неформальные отношения способны сыграть важную роль в повышении эффективности управленческой деятельности.

Обобщая теоретические положения классической теории управления, их развитие и конкретизацию в последующих социологических исследованиях, а также опыт управленческой деятельности в бизнесе и других сферах-деятельности, крупные американские специалисты в области теории менеджмента Р. Блейк и Дж. Мутон разра-