Образование и воспитание. Кто защищает нас за границей Работа для обслуживающего персонала в посольстве мид


Внесу и я свою лепту в дискуссию, с учетом собственного бэкграунда.
Как уже было сказано, если Вы не претендуете на техсостав (об образовании и квалификации коего в подавляющем большинстве случаев лучше умолчать), а замахиваетесь аж на "элиту", то бишь на дипломатическую работу, пару комментариев себе позволю на сей счет.
Дипломат, прежде всего, аналитик. бумажная работа.
1. Всех, кто не имеет профильного образования, отправляют в обязательном порядке в Дипакадемию. За Ваш счет, разумеется. В случае наличия первого образования, затраты составят три года (тут надо уточнять) как во временном, так и в финансовом плане.
2. Работа в ЦА (центральный аппарат) и работа в РЗУ (россзагарнучреждение) - это две большие разницы (или 4 маленьких, если хотите).
3. Опять же ЦА - зависит от того, в региональном или функциональном департаменте работать. Особняком идут, пожалуй, Консульский, ДИП.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ. Нацелен на узкую страновую специализацию, включая специфические языки. Сколько бы не пытался МИД с МГИМО готовить спецов с редкими языками - все напрасно, потому что МИД не в состоянии конкурировать с бизнесом с точки зрения привлечения рабочей силы. По практике, краткосрочные командировки, включая 3-месячную консульскую помощь в, как правило, свою страну/регион - крайне редкая удача для регионалов. Им по сути предлагаются только длительные загранкомандировки опять же в свой регион.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ. широкое поле для работы с международными организациями, для глобалистов по складу характера. Большие возможности краткосрочных выездов (география зависит от специализации департамента).
Однозначно карьерный рост в ЦА идет значительно быстрее.
4. Работа дипломата - комплекс знаний, умений и способностей. Прежде всего, отличный русский - как в плане орфографии, так и в умении четко и кратко излагать свои мысли.
Отличная аналитика и умение писать аналитические документы, знание языков, коммуникабельность, знание психологии, истории, географии, юриспруденции (международное право и РФ, а также государства, по которому специализируешься), понимание внутриполитических (российских и курируемой страны) и внешнеполитических процессов, геополитики, мировой экономики, роли, структуры и функционирования международных организаций - все это неотъемлемая часть рабоы дипломата.
Ну уж не говорю о личных качествах - хватком уме, опять же аналитических, организаторских, управленческих способностях, внимательности, исполнительности, тактичности и выдержанности (поверь, работа с нашими ведомствами - не для слабонервных). готовность работать в неурочное время (в МИДе существует система ежедневных дежурств в рабочие (до 8 вечера) и вых-е (с 10 до 18) дни). в случае ЧП - круглосуточные дежурства.
5. НАСЧЁТ ЗАРПЛАТ:

Оклад первого заместителя министра с 1 августа 2004 года составит 5061 рубль, заместителя министра - 4895 рублей, директора департамента - 4495 рублей, заместителя директора департамента - 4195 рублей, начальника отдела - от 2997 до 3196 рублей, консультанта - 2597 рублей, ведущего специалиста - 1798-2197 рублей.

Указом президента также предусматривается выплата ежемесячных денежных поощрений. Размер этих выплат установлен для первого заместителя министра иностранных дел в размере 11 должностных окладов, заместителя министра - 10,5 окладов, посла по особым поручениям, директора департамента - 5,5 должностного оклада, заместителя директора департамента - 4,1 оклада, советника - 2,8 должностного оклада, первого секретаря, второго секретаря, главного специалиста - в размере 3 должностных окладов, ведущего специалиста - в размере 2,6 оклада.

Кроме того, в соответствии с указом президента, в фонд оплаты труда работников центрального аппарата МИДа заложена возможность выплаты ежемесячных надбавок за дипломатический ранг (в размере 4 должностных окладов), за особые условия государственной службы (в размере 14 должностных окладов), за выслугу лет (в размере 3 должностных окладов), а также премий по результатам работы (3 должностных оклада) и материальной помощи (в размере 2 должностных окладов).

Ремарки к статье.

По поводу женщин. На руководящих постах их пока нет, но процент дипломатов женского пола младшего звена огромен. Появился феномен "женских" департаментов.

По поводу жены дипломата. Исторически жены дипломатов - техсостав. Сейчас ситуация меняется. Но получить двоим дипломатам-семейной паре дип.должности в одном посольстве - пока практически непреодолимая проблема.

О консульской работе на примере ГК в Анталье

Члены дипломатического персонала (дипломатические агенты). Характер их обязанности является представительным, поскольку они наделены полномочиями выступать от имени аккредитуемого государства. Дипломатические агенты должны состоять на дипломатической службе своего государства и иметь дипломатический ранг.

Дипломатический ранг – личное служебное звание дипломата, которое присваивается ему в соответствии с законом и правилами прохождения дипломатической службы в своем государстве.

Положение «о порядке присвоения и сохранения дипломатического ранга дипломатических работников МИД России, Дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, территориальных представительств органов МИД на территории РФ» 1999 года.

Первый среди равных – это глава дипломатического представительства (посол, посланец или поверенный в делах) – это высший официальный аккредитованный представитель государства в стране пребывания, он отвечает за деятельность представительства в целом и дипломатических агентов, осуществляет общее руководство и наблюдение за организациями своего государства на территории страны пребывания.

Процесс назначения главы представительства:

1. Подбор кандидатов.

2. Запрос агремана – согласия страны предполагаемого пребывания на назначение определенного лица в качестве главы дипломатического представительства, мотивы отказа могут не оглашаться.

3. Издание акта внутреннего права, оформляющего назначение кандидата и сообщение в СМИ обеих стран.

4. Выдача верительной грамоты и вручение ее главе государства пребывания. Вручение верительной грамоты влечет несколько юридических последствий:

a. С этого момента начинается дипломатическая миссия главы представительства.

b. Деятельность главы представительства больше не нуждается в подтверждении каким-либо документом, поскольку основной смысл верительной грамоты – это верить всем заявлениям и действиям данного посла как заявлениям и действиям самого государства.

c. Дата и час вручении верительной грамоты определяет положение посла в дипломатическом корпусе.

Дипломатический корпус – совокупность всех глав, дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания. Во главе корпуса стоит Дуаен – старейший по времени пребывания и первый по классу глава дипломатического представительства в стране пребывания.

Послы, как правило, возглавляют посольства, аналогичные с посланниками. Посланники также могут возглавлять и миссии.

Поверенный в делах в отличие от послов и посланников, которые аккредитуются при главе государства пребывания, назначаются при МИДе и вручают от своего министра письмо министру иностранных дел страны пребывания.



Прекращение функций дипломатических агентов:

1. По уведомлении аккредитуемого государства о том, что функции дипломатического агента прекращены.

2. Уведомление государства пребывания о том, что оно отказывается признавать дипломатического агента сотрудником представительства. Объявление главу и членов представительства persona non grata, а остальной персонал представительства объявляется лицами, «не приемлемыми». Аккредитующее государство должно отозвать это лицо.

Члены административно-технического персонала – переводчики, стенографисты, бухгалтеры и т.д. Они обладают служебным паспортом и рядом привилегий.

Обслуживающий персонал – это повара, служанки, водители, особая группа этой категории – это частные домашние работники дипломатических агентов, работающие по найму из числа местного населения.


Предполагает ничтожность договора для государства.

А также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Посольство Финляндии: уголок Европы в Москве

    ✪ Великое посольство в Европу

    ✪ Мотивационное письмо в посольство | Образовательный Эксперт

    Субтитры

Структура посольства

Организационная структура любого посольства строится по давно сложившейся схеме, хотя сильно зависит от размера самого посольства, числа сотрудников, финансирования и т. д.

Руководитель посольства

Обычно должность занимает Чрезвычайный полномочный посол. В его обязанности входит: переговоры от имени своего государства, подписание договоров.

Заместитель посла (второе лицо)

Второе лицо исполняет обязанности главы дипмиссии в случае отсутствия посла в стране и замещает посла, когда его нет. В таком случае второе лицо обладает всеми обязанностями посла, но без ряда присущих только послам прав и привилегий (например, к нему не могут обращаться «ваше превосходительство», в дипломатической службе это обращение только к послу). В крупном посольстве, как правило, роль второго лица выполняет сотрудник в должности советника-посланника (англ. Minister-Counsellor ). В наиболее крупных посольствах советников-посланников может быть два и больше, но только один из них официально является заместителем главы дип.миссии.

Но в маленьких посольствах, где могут быть всего 3-4 дипломата, должности советника-посланника может не существовать и тогда вторым лицом является сотрудник, следующий за послом по должности. Это обычно советник или старший советник, но иногда даже первый секретарь. В российской дипломатической службе случаи, когда вторым лицом является дипломат в должности ниже советника, весьма редки, но в посольствах других государств, особенно небольших, это бывает довольно часто.

Сотрудники посольства

Важно иметь в виду, что далеко не каждый сотрудник посольства - дипломат. В любом посольстве обязательно присутствует большое количество вспомогательного, технического состава (рабочие высокой квалификации, охрана, служащие хозяйственной части, водители, в крупных посольствах ещё и повара и т. д.). В любом посольстве также присутствует несколько человек, обслуживающих передачу шифрованной информации. Соответственно, дипломатов, то есть сотрудников МИД, имеющих дипломатические паспорта и облечённых дипломатическим иммунитетом , в посольстве обычно бывает не больше трети от общей численности сотрудников (не считая, разумеется, членов семей). Наименее ответственные технические должности - уборщиков, рабочих невысокой квалификации - могут занимать как граждане страны пребывания, так и члены семей сотрудников, принятые на эту работу уже «на месте».

Дипломатические должности в посольстве, в соответствии с устоявшейся международной практикой, следующие (в порядке убывания старшинства), помимо посла и следующего за ним советника-посланника:

  • старший советник.
  • советник.
  • первый секретарь.
  • второй секретарь.
  • третий секретарь.
  • атташе.
  • секретарь-референт - не имеет дипломатического паспорта, но обладает дип. иммунитетом. Это должность, с которой молодой сотрудник МИД часто начинает свою карьеру. В дип.службе большинства стран такой должности не существует. В советское время в дипломатической службе СССР существовали также ещё более младшие должности дежурного референта и референта-переводчика, но в настоящее время они фактически отменены (для перевода привлекается обычно кто-то из младших дипломатов, в российских посольствах специальной должности переводчика нет).

В дипломатической службе некоторых государств (в основном небольших и/или слаборазвитых) должностей ниже второго секретаря часто нет вообще.

Группы

Сотрудники крупного посольства разделены, как правило, на несколько групп (иногда называемых секциями), занимающихся определённой проблематикой страны, в которой находится посольство. Как правило, существуют группы:

  • внешней политики
  • экономических вопросов
  • внутренней политики
  • двусторонних отношений, то есть отношений страны пребывания со своей страной
  • двустороннего культурного сотрудничества
  • консульский отдел, занимающийся обслуживанием граждан своей страны на территории страны пребывания, решением их проблем в рамках законодательства и оформлением документов (паспорта, нотариальные документы, справки и др.) и выдачей виз. Консульский отдел посольства следует отличать от консульства , которое является отдельным от посольства учреждением. Если посольство находится в столице, то консульство - в другом крупном городе, но не в том, в котором посольство. Так, например, в Канаде существует посольство России в Оттаве , в котором есть консульский отдел, но генеральные консульства России находятся в Монреале и Торонто . Консульский отдел посольства может находиться в отдельном здании, часто далеко от основного здания посольства, но даже в этом случае он не называется консульством.

Во главе группы стоит сотрудник как правило в должности старшего советника, советника или первого секретаря (опять же, дипломатический ранг может отличаться от занимаемой должности, например у советника может быть ранг первого секретаря первого или второго класса. При назначении руководителем группы играет роль только должность, а старшинство по рангу может приниматься в расчёт лишь иногда, только при наличии других сотрудников с такой же должностью). В группы обычно входят, помимо руководителя, 3-5 сотрудников в различных должностях, редко больше.

Если посольство небольшое, с малым числом персонала (это относится обычно к посольствам в маленьких странах, не имеющих большого политико-экономического значения), то групп может быть меньше, или не быть вовсе - в таком случае один и тот же сотрудник может заниматься самым широким кругом вопросов. Однако консульскими вопросами всё равно занимается, как правило, специально выделенный сотрудник, свободный от остальных поручений.

Аппарат военного атташе (военный атташат) также является частью посольства. Общее руководство военным атташатом осуществляет посол, но непосредственное - военный атташе. В данном случае атташе - обозначение высшего военного представителя. Эту должность следует отличать от дипломатического атташе - самой низкой дипломатической должности (однако главу группы культурного сотрудничества в должности, скажем, советника, могут называть атташе по культуре).

Постоянные представительства

Помимо посольств, существует и другой вид дипломатических миссий - постоянные представительства при крупных международных организациях. Так, у России есть постоянное представительство при ООН в Нью-Йорке , постоянное представительство при международных организациях в Вене и т. д.

Структура постоянных представительств в целом та же, что и у посольств, только занимаются они проблемами не страны пребывания, а деятельности соответствующей международной организации. Во главе такой дипмиссии стоит постоянный представитель России - на практике, как правило, приравнивающийся к послу.

Венская конвенция о дипломатических сношениях

Венская конвенция о дипломатических сношениях принята 18 апреля 1961 года в Вене на Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам. Вступила в силу 24 апреля 1964 года.

Венская конвенция определяет порядок установления дипломатических отношений, аккредитования главы дипломатического представительства и прекращения его функций, уведомление МИД государства пребывания о назначении, прибытии и убытии сотрудников представительства и членов их семей, устанавливает классы глав представительств, определяет дипломатические привилегии и иммунитеты и т. д.

Китай присоединился к Венской конвенции 25 ноября 1975 года с оговоркой по статьям 14 и 16 относительно вопроса о дипломатическом представительстве Ватикана.

Венская конвенция о консульских сношениях

Венская конвенция о консульских сношениях принята на Конференции ООН по консульским сношениям в Вене 24 апреля 1963 года, вступила в силу 19 марта 1967 года.

Следуя сложившейся в международных отношениях практике, Венская конвенция предусматривает, что установление консульских отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию между ними.

Конвенция определяет, что согласие на установление дипломатических отношений означает (если иное не оговорено) согласие также и на установление консульских отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой в силу только этого факта разрыв консульских отношений. Если дипломатические отношения отсутствуют, для установления консульских отношений требуется специальное соглашение между государствами.

Консульские отношения с иностранными государствами регулируются двусторонними консульскими конвенциями, а также внутренними законодательствами государств.

Венская конвенция 1963 года определяет консульские функции: защита интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в государстве пребывания; содействие развитию торговых, экономических, научных и культурных связей между двумя государствами; оказание необходимого содействия в выполнении служебных обязанностей находящимся на территории государства пребывания представителям министерств и организаций и другим гражданам своего государства; информирование граждан представляемого государства о законах и постановлениях государства пребывания, а также о местных обычаях; оформление виз, совершение нотариальных действий, консульская легализация документов, учёт граждан представляемого государства, проживающих в государстве пребывания; оказание содействия эмигрантам из представляемого государства, а также воздушным и морским судам и их персоналу на территории государства пребывания и др.

Венская конвенция определяет четыре консульских класса: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент.

Консульские учреждения, консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений обладают консульскими привилегиями и иммунитетами.

Венская конвенция определяет также порядок назначения и приёма консульских должностных лиц, включая выдачу экзекватуры , без чего невозможно выполнение ими своих служебных функций.

11.09.18 37 586 21

И чего ждать от Родины, когда на чужбине что-то пошло не так

Почти в каждом иностранном государстве есть маленький кусочек России - это посольство.

Михаил Кенегесов

просил помощи у посольства

Многие уверены, что если за границей случится какая-то беда, нужно срочно бежать в посольство: там встретят, выслушают, помогут решить проблемы и вернуться на родину, еще и денег с собой дадут.

Наверное, так когда-нибудь будет в прекрасной России будущего. Но сейчас все работает несколько иначе.

Зачем нужны посольства (дипломатия для самых маленьких)

Россия хочет, чтобы в мире ее уважали, а страны-соседи с ней дружили и торговали. Для этого у нее есть специальные люди - дипломаты. Они разъезжаются в разные части света, открывают там свои офисы и начинают общаться с представителями других стран как бы от лица России.

Еще дипломаты следят за тем, чтобы другие государства учитывали российские интересы и не нарушали права проживающих за границей россиян.

Если интересы России или права ее граждан как-то ущемляются, посольство начинает писать и звонить во все местные инстанции, чтобы узнать, в чем дело. И власти иностранного государства не могут просто так отмахнуться от требований посольства, иначе вся Россия может на них обидеться.

Какие права есть у россиянина за границей

Когда россиянин пересекает границу России, он становится иностранцем и на него начинают распространяться законы другой страны. Если россиянин нарушит закон в иностранном государстве, с ним будут разбираться в соответствии с нормами этой страны. Даже если там законы совсем не такие, как в России, и гражданин стал нарушителем по незнанию.

Например, в России за оскорбления или агрессивные жесты в общественном месте можно отделаться простым разговором с полицией, а вот в Австрии за такое без лишних слов оштрафуют на крупную сумму или дадут 3 месяца тюрьмы. В каких-то странах строгий сухой закон или нельзя ходить в шортах выше колен, а где-то привезенные из России лекарства могут признать наркотиками и дать пожизненное.

В то же время у гражданина России есть права, нарушать которые не может никто и нигде: это право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд и защиту законом наравне с местными жителями. Еще россиянин за границей не должен подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Вот именно за соблюдением этих прав и следят российские дипломаты.

Чем посольство может помочь

В Конституции РФ написано, что Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Что именно понимается под «защитой и покровительством», нигде не конкретизировано.

Из-за такой размытой формулировки россияне за границей ждут от посольства радушия и гостеприимства: например, что дипломаты заставят полицейских искать карманника, который украл все деньги российского туриста, или добьются, чтобы отель предоставил тот номер, который обещал при бронировании, или оплатят лечение, если угодил в больницу.

Но по сути посольство России в иностранном государстве - это такое же госучреждение, как районная поликлиника или отделение полиции. Когда случаются неприятности, мы идем туда, чтобы нам оказали госуслугу: вылечили, дали справку для бассейна, поговорили с шумными соседями или стали искать карманника, который украл сумку с деньгами. Но никто не ждет, что полицейские напоят чаем или пустят переночевать. Хотя это совсем не значит, что такого вообще не может быть. Везде же люди.

Общий порядок работы посольства прописан в административных регламентах Министерства иностранных дел России: там указано, что и как должны делать дипломаты. Рассмотрим наиболее частые проблемы россиян за границей и то, как в их решении может помочь российское посольство.

Потеря или порча документов

Чаще всего в посольство приходится обращаться тем, кто остался без документов и теперь не может вернуться домой. В таких случаях оформляют свидетельство на возвращение в Россию, или СНВ , - оно выдается бесплатно.

В некоторых странах по СНВ россиянина беспрепятственно пропустят через границу, даже если для въезда требовалась виза. В других государствах правила строже, поэтому понадобится оформить дополнительные документы, разрешающие выезд без паспорта. Не забудьте узнать в посольстве, что вам делать после получения свидетельства.


Свидетельство выдается на номерном бланке, поэтому по нему можно купить обратные билеты на самолет или поезд. Источник: 1zagran.ru

СНВ дает 15 дней, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию. На родине этот документ станет основанием для оформления нового загранпаспорта взамен утерянного. Если вместе с загранпаспортом был утрачен и обычный паспорт гражданина РФ , СНВ можно в течение 15 дней использовать как удостоверение личности на территории России.

15 дней

дает СНВ на то, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию

Чтобы получить свидетельство на возвращение, нужно прийти в посольство или ближайшее консульство России за границей и написать заявление. Прошение о выдаче СНВ можно подать и на сайте Консульского департамента МИД России , но получать свидетельство все равно придется лично, в консульстве.

Чтобы оформить СНВ , дипломаты должны убедиться, что заявитель - на самом деле гражданин России. Для этого пригодятся любые документы: общегражданский российский паспорт, водительские права, служебное удостоверение или ксерокопии утерянного заграна. Если ничего этого нет, придется привести с собой двух граждан России, которые письменно подтвердят гражданство заявителя.

Если предоставить в посольство все нужные документы, свидетельство оформят максимум за 2 рабочих дня. На практике СНВ часто выдают в день обращения, особенно если у человека есть билеты на обратный рейс и самолет вот-вот улетит в Россию.

Если документов и свидетелей нет, посольству придется направлять запрос по месту жительства заявителя, и процесс может затянуться до 27 дней.

Обращение за медицинской помощью

Если за границей россиянину потребуется помощь врача, нужно напрямую обращаться в местные медицинские учреждения. Скорее всего, услуги иностранных врачей будут платными, и нести эти расходы придется самому пострадавшему или его родственникам - так написано в законе о выезде и въезде на территорию России.

От больших финансовых потерь в таких ситуациях может спасти страховка для выезжающих за рубеж - оформлять ее советует МИД России.


Если россиянин попал в иностранную больницу и ситуация серьезная, посольство должно немедленно предупредить родственников и страховую компанию, если с ней заключен договор. Еще дипломаты могут помочь при общении с иностранными медиками, если иначе пациента не хотят лечить по страховке. Но постоянно сидеть у кровати больного и выступать бесплатными переводчиками они вряд ли станут.

Тот же порядок распространяется и на репатриацию - так называется возвращение тела или праха погибшего россиянина на родину для захоронения. Все в той же статье закона говорится, что расходы на транспортировку останков покрываются либо за счет страховки умершего, либо оплачиваются его родственниками. Российские дипломаты лишь помогают с правильным и максимально быстрым оформлением всех документов, требующихся для перевозки гроба с телом через границу.

Но иногда происходят ситуации, не описанные в законах и регламентах, и посольству приходится импровизировать.

В практике знакомого дипломата был такой случай: российский турист отдыхал на горнолыжном курорте и получил тяжелую травму позвоночника. Местные медики оказали ему всю необходимую первую помощь, а затраты покрыла страховка. Но авиакомпания, которой летел этот человек, теперь отказывалась сажать его на обратный рейс, потому что не хотела отвечать за его состояние во время полета. Медицинская транспортировка на специальном самолете стоила огромных денег, и страховка ее не покрыла бы.

После долгих переговоров посольство все же убедило авиакомпанию взять россиянина на рейс - в сопровождении врача и под личную ответственность дипломатов.

Арест или тюремное заключение

Самая сложная ситуация - когда гражданина России за границей обвиняют в нарушении местных законов и берут под стражу. По международным нормам иностранная полиция должна сразу же сообщать в посольство России о любом задержанном россиянине, чтобы дипломаты могли встретиться с ним и узнать, что случилось.

Но так бывает не всегда. Иногда на россиян пытаются оказать давление: помещают в камеру, допрашивают и даже подсовывают на подпись какие-то бумажки, а потом основывают обвинения против них на «чистосердечном признании».

В таких случаях нужно повторять одну-единственную фразу:

«Я буду говорить только в присутствии российского консула».

Требовать встречи с сотрудником посольства можно даже по-русски: на большинстве языков слово «консул» понятно и без перевода. Ни в коем случае не нужно оказывать сопротивления, грубить или провоцировать иностранных силовиков на агрессивные действия. И главное - нельзя ничего подписывать.

Рано или поздно консула к задержанному россиянину пустят, и тогда нужно подробно рассказать ему все, что произошло: кто задерживал, кто допрашивал, чего хотели, насколько вежливо разговаривали, в каких условиях держали. Консул все зафиксирует, а потом посольство России направит официальный протест правительству иностранного государства. Порой этого бывает достаточно, чтобы россиянина отпустили с извинениями.

Когда обвинения против россиянина обоснованы, а дело дошло до суда, возможности посольства ограничены. Дипломаты обязаны соблюдать законы государства, в котором находятся, и не вмешиваться в работу правосудия, иначе их просто вышлют на родину. Поэтому, если начался суд, дипломаты могут лишь найти хорошего адвоката и следить за тем, чтобы судебное заседание шло в рамках закона. Платить за адвоката придется самому задержанному или его родственникам.

Если россиянина признают виновным и приговорят к тюремному сроку, дипломаты обязаны время от времени навещать его и обеспечивать минимальным набором средств для «комфортного» пребывания в месте заключения, например: зубной щеткой, книгами на русском языке, посылками и письмами от родных.

Обычно дипломаты стараются не довести дело до тюремного заключения и убеждают местные власти ограничиться депортацией нарушителя. Часто им идут навстречу, ведь никому не выгодно, когда россиянин томится в зарубежной тюрьме и проедает деньги иностранных налогоплательщиков.

Принцип взаимности

Дипломаты очень любят решать вопросы по так называемому принципу взаимности. Если очень упрощенно, это значит: «как ты со мной, так и я с тобой».

Каждая страна суверенна, то есть может делать все, что захочет, тем более внутри своих границ. Но если где-то систематически нарушаются права российских граждан - например, их задерживают по надуманным обвинениям, а потом не дают встретиться с российскими дипломатами, - Россия может обидеться и так же поступать с гражданами этой страны. Иногда это приводит к международным скандалам, разрыву дипломатических отношений и даже к вооруженным конфликтам.

Но если это не целенаправленная политика иностранного государства, а просто глупость или злой умысел конкретных полицейских, задержавших россиянина, тогда одно только требование вызвать консула может сделать их гораздо вежливее и внимательнее. Никто же не хочет на пустом месте стать виновником международного конфликта.

За границей без средств к существованию

Если россиянин по каким-то причинам оказался за границей совсем без денег, посольство даст ему возможность связаться со знакомыми в России, чтобы те смогли перевести ему необходимую сумму. В большинстве случаев помощь посольства на этом заканчивается.

Но есть и исключительные случаи, когда дипломаты могут оплатить россиянину жилье и питание, купить средства первой необходимости и даже обратный билет на родину. Так будет, если человек заявит, что находится в бедственном положении, из-за чего его жизни угрожает опасность, - и сможет это доказать.

Для рассмотрения каждого такого случая в посольстве собирается специальная комиссия, которая изучает все обстоятельства и решает, нужно ли предпринимать экстренные действия. При этом заявителю придется подробно рассказать комиссии, как он попал в страну, что с ним случилось и почему ни родственники, ни знакомые, ни соседи не могут помочь ему вернуться на родину. Еще он должен убедить дипломатов, что есть прямая угроза его жизни, которая может быть устранена, только если он немедленно вернется в Россию.

Если комиссия решит, что экстренная помощь необходима, дипломаты снимут заявителю самое дешевое жилье, купят немного еды, средства личной гигиены и минимум одежды, а также оплатят обратный билет на родину - по минимальному тарифу перевозчика.

Чтобы понять, сколько денег у них на это есть, дипломаты используют таблицы Минфина с расчетами суточных и оплаты жилья для госслужащих в заграничных командировках. По закону посольство может тратить на экстренную помощь россиянам не больше 50% от этих нормативов. В каждой стране цифры будут разными, но обычно это около 30 $ (1963 Р ) в день.

Родные пропали без вести за границей

Бывают случаи, когда россияне едут на отдых в иностранное государство и исчезают там без следа, - порой некому даже написать заявление в местную полицию. Если родственники начали беспокоиться, они могут попросить помощи у российских дипломатов.

Для этого нужно обратиться в представительство МИД России по месту жительства: в Москве - в Консульский департамент , в регионах - в территориальные представительства МИД России. Можно прийти лично и написать заявление либо направить обращение по электронной почте, указав паспортные данные пропавшего человека и максимально точные сведения о том, где он был перед исчезновением.

В Консульский департамент можно обратиться и когда вам кажется, что посольство или конкретный дипломат не хотят помогать в решении вашей проблемы

Поэтому, когда отправляетесь в зарубежную поездку, лучше подстрахуйтесь и оставьте родным копию загранпаспорта, а также подробно расскажите им о предстоящем маршруте и дате возвращения в Россию.

Другой вариант подстраховки - регистрация в ближайшем российском посольстве. Так дипломаты будут знать, что в их зоне ответственности есть такой человек, - в случае чего они смогут действовать оперативнее и сэкономят драгоценное время. Регистрация в посольстве добровольная и занимает всего несколько минут на сайте Консульского департамента МИД РФ .

Если потребуется организовать поиски россиянина, дипломаты из посольства, конечно, не будут сами бегать с фонариками и искать пропавшего. Их главные инструменты - официальные запросы и звонки в компетентные органы иностранного государства. Но даже эти действия часто приносят ощутимую пользу: местные власти не могут просто так отмахнуться от просьб дипломатов и спустить дело на тормозах, иначе будут последствия - все по тому же принципу взаимности.

Стихийные бедствия, войны, революции

Иногда за границей россияне попадают в теракт, революцию или цунами. В такие моменты самое страшное - отсутствие проверенной информации и непонимание, что делать дальше. Мне пришлось прочувствовать это на собственном опыте.

В 2012 году я поехал изучать арабский язык и восточную культуру в Ливан. Спустя две недели недалеко от дома, где я жил, произошел теракт: взорвали какого-то генерала, а вместе с ним целую жилую улицу. Следующие несколько дней весь город гудел: одни люди жгли покрышки, другие строили баррикады, на улицы вывели военную технику, начались перестрелки.

Я решил позвонить в посольство и спросить, что происходит, - может, началась революция или очередная война с Израилем. В посольстве ответили, что по телефону мне ничего говорить не будут: мол, вдруг я какой-нибудь провокатор.

Еще мне сказали, что если я чувствую угрозу своей безопасности, то могу на время укрыться на территории посольства, а там уже решат, что со мной делать. Вот только идти до посольства мне пришлось бы через блокпосты военных и баррикады мятежников. Гораздо безопаснее оказалось добраться до аэропорта, поэтому я купил обратный билет и вернулся в Россию.

Сейчас для чрезвычайных ситуаций в Министерстве иностранных дел РФ есть специальная структура - департамент Ситуационно-кризисный центр. Он координирует действия посольств и других российских ведомств в случаях, когда жизням граждан России за границей угрожает опасность: например, помогает укрыться в ближайшем посольстве, быстро получить последние сведения об обстановке в стране или узнать, где будет точка сбора, если принято решение об эвакуации россиян из зоны бедствия.

Для экстренной связи с ДСКЦ разработали мобильное приложение «Зарубежный помощник», его можно скачать на сайте МИД России.

После установки приложение попросит ввести данные загранпаспорта и номер телефона. Если зарегистрировать маршрут будущей поездки, то при возникновении опасных ситуаций на телефон придут оповещения. Эта информация также постоянно публикуется

Под руководством посла действует дипломатический административно-технический и обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал:

Имеет дипломатические ранги. Запросы агремана при назначении не требуются. О прибытии информируется МИД вербальной нотой. Одновременно запрашиваются въездные визиты. В любой момент согласие может быть аннулировано.

Сотрудники посольства приезжают до приезда посла.

К дипломатическому персоналу относятся военные атташе. Они осуществляют координацию атташе в этой сфере + те, кто командируются для изучения культур.

Важно иметь в виду, что далеко не каждый сотрудник посольства – дипломат.

Дипломатические должности в посольстве, в соответствии с устоявшейся международной практикой, следующие (в порядке убывания старшинства), помимо посла и следующего за ним советника-посланника:

    старший советник.

    советник.

    первый секретарь.

    второй секретарь.

    третий секретарь.

  1. секретарь-референт - не имеет дипломатического паспорта, но обладает дип. иммунитетом.

Это должность, с которой молодой сотрудник МИД часто начинает свою карьеру. В дип.службе большинства стран такой должности не существует. В советское время в дипломатической службе СССР существовали также ещё более младшие должности дежурного референта и референта-переводчика, но в настоящее время они фактически отменены (для перевода привлекается обычно кто-то из младших дипломатов, в российских посольствах специальной должности переводчика нет).

В дипломатической службе некоторых государств (в основном небольших и/или слаборазвитых) должностей ниже второго секретаря часто нет вообще.

В любом посольстве обязательно присутствует большое количество вспомогательного, технического состава (рабочие высокой квалификации, охрана, служащие хозяйственной части, водители, в крупных посольствах ещё и повара и т.д.). В любом посольстве также присутствует несколько человек, обслуживающих передачу шифрованной информации. Соответственно, дипломатов, т.е. сотрудников МИД, имеющих дипломатические паспорта и облечённых дипломатическим иммунитетом, в посольстве обычно бывает не больше трети от общей численности сотрудников (не считая, разумеется, членов семей). Наименее ответственные технические должности – уборщиков, рабочих невысокой квалификации – могут занимать как граждане страны пребывания, так и члены семей сотрудников, принятые на эту работу уже «на месте».

Административно-технический персонал :

Формируется из числа членов аккредитующего государства.

Венская конвенция предусматривает право содержать частных дом. работников (няня, шофер и тд).

19. Дипломатический корпус.

Под дипломатическим корпусом в узком смысле понимается сово­купность аккредитованных в данной стране глав дипломатических представительств. К ним относятся послы и посланники, а также постоянные и временные поверенные в делах. В России, поддер­живающей дипломатические отношения с другими странами толь­ко на уровне посольств, в дипломатический корпус в узком смыс­ле входят послы и главы представительств эквивалентного класса, а также временные поверенные в делах.

В широком смысле слова под дипломатическим корпусом по­нимаются не только главы дипломатических представительств, но и все члены подчиненного им дипломатического персонала. В со­ответствии со сложившейся практикой к нему относятся лица, за­нимающие должности советников-посланников, советников, пер­вые, вторые и третьи секретари и атташе.К дипломатическому корпусу в ши­роком смысле слова относятся также другие лица, пользующиеся дипломатическим статусом: военные, военно-воздушные и воен­но-морские атташе, их помощники, а также назначаемые на дип­ломатические должности различного рода специалисты по научно-техническому сотрудничеству, культуре, сельскому хозяйству и т.п.

К дипломатическому корпусу относятся также члены семей всех перечисленных выше лиц: жены и дети, причем сыновья - до достижения совершеннолетия, а незамужние дочери независи­мо от возраста.

Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политичес­кой организации или юридического лица, но, возникший в результа­те общности рода деятельности позволяет оперативно решать мно­гие протокольные и церемониальные вопросы, способствует свое­временной информации о тех или иных аспектах политической жизни страны пребывания, а также поддержанию контактов с официальными кругами и между самими представительствами. Никаких международно-правовых норм, устанавливающих статус, регулирующих полномочия и функции дипломатического корпуса не существует .

Дипломатический корпус возглавляет старшина, или дуайен. Им становится глава дипломатического представительства, присту­пивший к исполнению обязанностей ранее своих коллег. Причем им может быть только дипломатический представитель высшего класса - посол или папский нунций. В некоторых католических странах в соответствии с установившимся обычаем дуайеном, не­зависимо от времени аккредитования, является папский нунций.

Хотя дуайен и не имеет каких-либо прав по отношению к дру­гим членам возглавляемого им дипломатического корпуса и не может давать им свои распоряжения, этот пост во все времена считался весьма почетным. Дуайен проводит периодически кон­сультативные совещания с главами дипломатических представи­тельств по тем или иным вопросам протокольного или церемони­ального характера. Эти совещания носят неофициальный характер и обычно происходят во время устраиваемого с этой целью завтра­ка или обеда для глав представительств. Такие завтраки и обеды, как и приемы в честь отъезжающего главы дипломатического представительства, устраиваются за счет взносов диппредставительств.

Дуайен нередко выступает от имени дипкорпуса по случаю торжественных событий в стране пребывания, выражает офици­альным лицам поздравления или приносит соболезнование. Он вправе предпринять шаги в защиту интересов дипломатического корпуса или отдельных его членов, если усмотрит в действиях местного протокола ущемление их иммунитетов и привилегий или нарушение этикета. Однако дуайен не имеет права от имени дип­корпуса или по его поручению делать какие-либо заявления и де­марши политического характера. Такого рода действия дуайена могут быть дезавуированы любым членом дипкорпуса как не отве­чающие позиции представляемой им страны.

Министерство иностранных дел страны пребывания периоди­чески издает списки дипкорпуса. Главы дипломатических предста­вительств и члены дипломатического персонала, а также их супру­ги заносятся в него в соответствии с последовательностью, пред­ставленной каждым дипломатическим представительством.