Образование развитие пенсионного фонда рф. Курсовая работа: Пенсионный фонд Российской Федерации. ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию - Пенсионный фонд России (ПФР) , который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении. Уже в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера. Кроме того, получатели трудовых и социальных пенсий впервые уступили лидерство в списке самых бедных категорий граждан России неполным семьям с детьми и многодетным семьям.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии - развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР ) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» .

Социально значимые функции ПФР

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России :

  • назначение и выплата пенсий ;
  • учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
  • персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • выплата средств материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
  • с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Персонифицированный учёт в системе обязательного пенсионного страхования

Данные об уплате страхователями (работодателями) обязательных страховых взносов за работника, сведения о страховом (трудовом) стаже, отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, который ведёт Пенсионный фонд РФ для каждого официально работающего гражданина России. Порядок ведения этого лицевого счета регламентируется Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» . Любой гражданин РФ, имеющий СНИЛС , может проверить сведения об уплате обязательных страховых взносов своим работодателем, на своем индивидуальном лицевом счёте в ПФР, с помощью интернет-портала «Госуслуг » .

Взносы - доходы Пенсионного фонда

С 1 января 2010 года - ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН - 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путём достижения гражданином установленного законодательством возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).

Частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу является Фонд национального благосостояния России . На апрель 2017 года , по данным Минфина России, совокупный объем средств фонда составил 4 134,27 млрд рублей (73,33 млрд долларов США) .

До передачи средств в управляющие компании и НПФ, Пенсионный фонд временно размещает их в коммерческих банках. Так, по результатам 2016 года, он получил от такого инвестирования доход в размере 2,97 млрд рублей, что в составляет 10,58 % годовых .

Показатели деятельности

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 (прогноз)
Количество пенсионеров, млн человек 39,7 40,2 40,6 41,1 41,46 42,7 42,9
Доходы бюджета ПФР, млрд руб 4 600 5 256 5 890 6 388 6 159 7 127 7 626 8 363
Поступление взносов на обязательное пенсионное страхование, млрд руб 1 900 2 815 3 026 3 459 3 694 3 864 4 132
Поступление из федерального бюджета, млрд руб 2 640 2 400 2 800 2 840 2 410 3 100 3 355
Расходы бюджета ПФР, млрд руб 4 200 4 922 5 451 6 379 6 190 7 670 7 830 8 584
Расходы ПФР на пенсионное обеспечение, млрд руб 3 700 4 081 4 524 5 250 5 406 6 201 6 430
Расходы ПФР на материнский капитал, млрд руб 97,1 171,3 212,4 270,7 365

Председатели правления Фонда

  • Куртин, Александр Владимирович (15 января 1991 года - 24 сентября 1993 года)
  • Барчук, Василий Васильевич (24 сентября / 25 октября 1993 года - 10 апреля 1999 года)
  • Зурабов, Михаил Юрьевич (27 мая 1999 года - 9 марта 2004 года)
  • Батанов, Геннадий Николаевич (25 марта 2004 года - 28 декабря 2007 года)
  • Дроздов Антон Викторович (с 17 июля 2008 года)

Контакты

  • Исполнительная дирекция ПФР: Москва, улица Шаболовка , 4

См. также

  • Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе
  • Программа государственного софинансирования пенсии

Примечания

  1. Годовой отчёт ПФР за 2016 год
  2. Постановление Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»
  3. Пенсионный фонд Российской Федерации - В ноябре 2010 года сбоев в выплате пенсий и пособий не было
  4. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.96 N 27-ФЗ

Более двадцати лет назад было принято решение о создании Пенсионного фонда Российской федерации. Оно было продиктовано необходимостью реформирования системы социального обслуживания граждан Российской Федерации и обусловлено изменениями политической и экономической модели государства.

С каждым годом количество полномочий, которыми Правительство наделяло Пенсионный фонд, росло, а это значит, что количество выполняемых задач увеличивалось. Это требовало от работников ПФР умения ориентироваться в юридических тонкостях нормативных документов, быстро реагировать на изменения в законодательной базе и преломлять их в свете тех проблем, с которыми приходилось сталкиваться при проведении в жизнь пенсионной реформы:

1991г. - образование службы уполномоченных. Укомплектован штат - 109 чел. Основная работа - сбор страховых взносов на финансирование пенсий.

1991 - 1992 гг. - создание банка данных по плательщикам страховых взносов

1994 г. - завершено комплектование службы уполномоченных в районах области.

1998 г. - в Отделении образуется отдел персонифицированного учета.

2001 г. - создание единой пенсионной службы. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 06.12.2000 г. №156 «О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий». В области создается новая структура Отделения, в которую входит Отделение ПФР, 26 управлений и 14 отделов ПФР, а также Центр по выплате пенсий и пособий.

2001г. - разработана и внедрена концепция управления персоналом, состоящая из 9 блоков. Она решает все кадровые проблемы в системе, начиная от поиска, отбора и адаптации персонала, включая ежемесячную оценку деятельности сотрудников, формирование резерва кадров, периодическую аттестацию, управление мотивацией и др2002г. - реформа пенсионной системы. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется не стажем работника, а его заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

2003г. - в Отделении введена в эксплуатацию корпоративная сеть передачи данных (КСПД). КСПД - это телекоммуникационная сеть, объединяющая все структурные подразделения компании в единое информационное пространство. С ее помощью происходит передача данных, голоса, видеоконференцсвязь. После внедрения КСПД Отделением ПФР по Кировской области разработана технология назначения пенсий в условиях удаленного доступа к информационным ресурсам персонифицированного учета, которая позволяет формировать выписку из индивидуального лицевого счета в районах области по каналам КСПД.

2003 г. - созданы информационные центры ПФР. Управления и Отделы заключили соглашения с предприятиями, организациями и администрациями сельских округов по созданию на их территории информационных центров. Уже в 2004 году они стали функционировать во всех районах области, сейчас их насчитывается более 500.

2005г. - создание в территориальных органах ПФР клиентских служб (на сегодняшний день они созданы в 21 управлении ПФР).

2005г. - на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

2006г. - Отделением ПФР разработана и предложена страхователям Кировской области более прогрессивная технология представления индивидуальных сведений с ЭЦП по каналам электронной связи (через Интернет с ЭЦП «Верба-О»). Технология является бесконтактной, что позволяет страхователю представлять отчётность в ПФР со своего рабочего места.

2007г. - реализация положений Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». По состоянию на 01.12.2010 территориальными органами ПФР в Кировской области государственный сертификат на материнский (семейный) капитал выдан 23 816 гражданам. С 2009 года - предоставление указанных мер государственной поддержки.

2007г. - осуществление выплат правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

С 2008г. - функция по организации и контролю за использованием средств ПФР, выделенных на софинансирование социальных программ Кировской области, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

2010г. - начала действовать мобильная клиентская служба.

1 января 2010г. - вступил в действие 213-ФЗ, в соответствие с которым проведена валоризация пенсионных прав граждан (99,6% получателей трудовых пенсий).

1 января 2010г. - вступил в действие 212-ФЗ, в соответствии с которым ПФР является администратором по учету и контролю за поступлением платежей.

2000 - 2010гг. - реализация социальных программ. Дополнительно к основной деятельности с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. Объёмы выполнения работ, суммы выделяемых средств определяются областной программой, которая утверждается губернатором Кировской области и финансируется из средств ПФР. Так, например, Пенсионный фонд с 2000 года направляет средства на укрепление материально-технической базы домов-интернатов, с 2004 года - комплексных центров социального обслуживания населения. В области насчитывается 15 домов-интернатов, в которых проживает 4130 человек, 11 приютов и 48 комплексных центров социального обслуживания населения, в которых имеется 313 отделений. В 2007 году ОПФР участвовало в реализации новой составляющей социальной программы. Речь идёт о помощи пенсионерам в газификации их домовладений. На реализацию данного проекта Пенсионным фондом РФ Кировской области выделено 4214,56 тыс. руб.

2010г. - Отделением Пенсионного фонда РФ по Кировской области осуществляется реализация Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, предусматривающего доведение общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера до прожиточного минимума, определенного в Кировской области, путем установления федеральной социальной доплаты к пенсии. По состоянию на 01.02.2012 федеральную социальную доплату к пенсии получают 28943 пенсионера, проживающие на территории Кировской области.

Сегодня Отделение ПФР и подведомственные территориальные учреждения — это высокотехничные организации, оснащенные современным оборудованием, имеющие возможность выполнять те поручения, которые возложены государством, главное из которых — забота о старшем поколении.

Нет ни одной семьи, ни одного человека, которые в течение всей своей жизни так или иначе не были бы связаны с деятельностью ПФР, начиная от регистрации в системе персонифицированного учета, сдачей отчетности, до назначения пенсии.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е. Кутафина»

Журавлевой Ксении Владимировны

ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ

Студента 3 курса группы № 334

Института непрерывного образования,

Отделения среднего профессионального образования очной формы обучения

по специальности 030912.51 «Право и организация социального обеспечения»

Руководитель практики

преподаватель юридических дисциплин

Филимонова С.А.

Москва, 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 4

§1. История Пенсионного фонда РФ.. 4

§2. Деятельность пенсионного фонда Российской Федерации. 7

§ 3. Правовая регламентация деятельности организации. 9

Глава 2. ВЫПОЛНЯЕМАЯ РАБОТА В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 11

§ 1. Приобретенные профессиональные компетенции. 11

§ 2. Недостатки в работе организации, предложения и. 11

замечания по итогам практики. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

ВВЕДЕНИЕ

В период с 28.03.2013 г. по 19.04.2013 г. я проходила практику в ГУ-Главном управлении Пенсионного фонда РФ № 9 по г. Москве и Московской Области Управление № 1, расположенной по адресу ул. Щукинская, д. 12. Руководителем практики в государственном учреждении являлась начальник отдела_____________________.

Работа на практике осуществлялась в соответствии с трудовым законодательством. В первый день со мной был проведен инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Цель написания отчета по практике- осознание и фиксирование профессиональных и общих компетенции, приобретенных мною в результате освоения теоретических курсов и полученных при прохождении практики в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по г. Москве.

Глава 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

История Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.
Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.
В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.
С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.
В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

Этап 1. Образование ПФР с целью сбора и аккумуляции страховых взносов на пенсионное обеспечение (1990 г.)

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 /93/. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 /92/. Пенсионный фонд России был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались следующие задачи:

1) средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда и сохраняет его по сей день;

2) основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и застрахованными лицами. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стали не средства государственного бюджета, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Этап 2. Развитие системы персонифицированного учета (1996 – 1998 г.)

В 1996 году вступил в силу федеральный закон от 01 марта 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» /63/ в пяти субъектах РФ, а с 1 января 1997 года – на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим законом к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретали не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня, охватывающую более 110 млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров).

Этап 3. 1999-2001г. – Передача функций по назначению и выплате государственных пенсий из органов социальной защиты в органы Пенсионного фонда

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» /94/ был принят порядок передачи органами социальной защиты населения территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации путем создания Единой пенсионной службы РФ.

Этап 4. Передача функций по сбору страховых взносов в налоговые органы (2001 г.)

До 2001 года источником формирования бюджета ПФР были страховые взносы. Пенсионный фонд сам обеспечивал целевой сбор страховых взносов, осуществлял администрирование, а также осуществлял финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. После внесения в 2000 году поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации формой платежа в систему государственного пенсионного страхования вместо взноса стал налог, точнее часть единого социального

налога, которая направлялась на финансирование пенсионных выплат.


Размер ее составил 28 % от фонда оплаты труда.

С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в силу ПФР прекратил самостоятельный сбор средств для финансирования пенсионных выплат и передал эти функции налоговым органам.

Этап 5. Начало пенсионной реформы (2002 г.)

По мере нарастания изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе – пенсионной практики, предпринятые в 1994 – 1995 и 1997 – 1998 годах успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, – на сегодняшний день крупнейший социальный проект в Российской Федерации. Пенсия в настоящее время состоит из базовой, страховой и накопительной частей.

Большое значение приобрело внедрение сетевой технологии назначения пенсий, которая позволяет быстро решать вопросы при обслуживании населения путем создания и внедрения многочисленных «клиентских служб». Клиентские службы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно сократить сроки назначения трудовых пенсий.

Важным результатом реформирования пенсионной системы стало то, что люди начали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной. Важно не ждать наступления пенсионного возраста, а активно готовиться к выходу на пенсию, грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом и негосударственными структурами не только при обращении за пенсией, но и на протяжении всей трудовой деятельности.

Этап 6. «Монетизация льгот» (2004 г.)

В соответствии с федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании

утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» /95/ осуществлена замена основной части льгот, предоставляемых государством гражданам, проживающим на территории Российской Федерации. Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Этап 7. «Материнский капитал» (2007 г.)

Совершенно новое направление в деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации – это работа с материнским (семейным) капиталом.

С 1 января 2007 года в Пенсионный фонд создает федеральный регистр семей, имеющих право на дополнительную государственную поддержку в связи с рождением (усыновлением) второго или последующих детей.