Общество как важнейший фактор социализации. Факторы социализации. Мезофакторы социализации. Их влияние на социальное формирование личности

Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

Это космос (Вселенная); планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна (территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство); государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями).

Современный мир изобилует глобальными проблемами , которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е г. XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека).

В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер , прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет.

Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде .

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества , которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола (например, равенство полов в Европе, патриархат в ряде обществ Азии и Африки), полоролевые ожидания, оказывают влияние на самоопределение. Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни (верхний слой - политические и экономические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый - интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно ). Ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать:

как фактор стихийной социализации (характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан);

как фактор относительно направляемой социализации (государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.)

как фактор социально контролируемой социализации (государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.).

Социализация как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социально-психологические аспекты социализации. Этапы социализации. Факторы социализации, механизм социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Гендерные аспекты социализации.

С первых дней своего существова­ния человек окружен другими людьми. С самого начала жиз­ни он включен в социальное взаимодействие. В процессе вза­имоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация личности - это двусторонний процесс усво­ения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроиз­водства и наращивания систем социальных связей и отноше­ний, в которых он развивается, - с другой.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овла­девает им, но и активно преобразует его в собственные ценно­сти, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружа­ющий ее социальный мир и себя саму.

Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные:

а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;

б) культура труда производственной и других видов дея­тельности.

В таком случае становление и развитие личности как про­цесс овладения индивидом социальным опытом и его приум­ножения в своем развитии может быть представлен двумя ус­ловными этапами .

Первый состоит в формировании и закреплении основных со­циальных и психологических ценностей человека: трудовых, нрав­ственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности .

Кроме того, осуществляется и процесс овладения челове­ком той или иной профессией, специальностью. Это этап про­фессиональной социализации личности . Оба этапа взаимосвяза­ны и дополняют друг друга.

Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индиви­дуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социали­зации человек обретает свою индивидуальность, но чаще все­го сложным и противоречивым образом .

Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-раз­ному переживаются различными личностями. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Следовательно, социальный опыт, который вы­носится разными людьми из объективно одинаковых соци­альных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализа­ции личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.



Социализация личности осуществляется в процессе адап­тации к окружающей среде и к социальным отношениям.

Различают два вида адаптации : биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности - приспособление организма к устойчивым и меняющимся ус­ловиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажно­сти, освещению и др. внешним физическим условиям и воз­действиям), а также к изменениям и в самом себе. Характер­ным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные сред­ства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются спо­собности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Психологическая адаптация представляет собой процесс при­ближения внутреннего мира личности к социальным и соци­ально-психологическим требованиям среды, условиям и содер­жанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармони­зация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений.

Поскольку обычно выделяют две наиболее широкие сфе­ры жизнедеятельности человека, то и в его психологическойадаптации присутствует социальная и экологическая составля­ющие.

Социальная адаптация - это процесс вхождения личнос­ти в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею со­циальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.

Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:

Социально-психологической сфере жизнедеятельности личности - системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею раз­личных социально-психологических ролей, поэтому различа­ют социально-психологическую адаптацию личности;

Сфере профессиональных, учебно-познавательных и дру­гих деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной адаптации личности.

В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию . Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Ха­рактер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой при­обретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и не­сколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направле­ниях - становление человека как личности и становление че­ловека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Социально-психологическая адаптация личности - это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) - положение личности в системе межличностных отношений, определяю­щее его права, обязанности и привилегии.

В процессе социально-психологической адаптации лич­ность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере осуществления такой адаптации повышается адаптированность лич­ности. При полной адаптированности достигается адекват­ность психической деятельности человека заданным услови­ям среды и ее деятельности в тех или иных обстоятельствах.

Адаптированность личности может быть:

Внутренней, проявляющейся в форме перестройки ее функциональных структур и систем личности при определен­ной трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личнос­ти видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит полная, генерализованная адаптация личности;

Внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. В результате имеет ме­сто так называемая инструментальная адаптация личности;

Смешанной, при которой личность частично перестраи­вается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, в то же время частично адаптируясь инструментально, поведенчески сохраняя и свое «я», и свою самостоятельность.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов :

1) прогрессивной , которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации ко­торой достигается единство, с одной стороны, интересов, це­лей личности, и групп общества в целом - с другой;

2) регрессивной, которая появляется как формальная адап­тация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии лично­стью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои твор­ческие способности, испытать чувство собственного достоинства.

Только прогрессивная адаптация может способствовать подлин­ной социализации личности, тогда как длительная приверженность к конформистской стратегии ведет к формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адап­тивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов.

Социализация и психологическая адаптация - процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация личности - это процесс форми­рования и становления личности через овладение ею соци­альным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализа­ции личности.

Однако не всякий процесс адаптации ведет к социализации личности, например ее конформное поведение. Вместе с тем полная внутренняя психологическая адаптация личности мо­жет оказаться тождественной процессу ее социализации.

Другим механизмом социализации личности выступает воспитание - управляемый и целенаправленный процесс социализации, в ходе которого в сознании личности закреп­ляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существу­ющие в обществе.

В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в две большие группы:

1) социальны е, отражающие социально-культурный аспект со­циализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики;

2) индивидуально-личностные , в значительной мере опреде­ляемые этапом жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, эконо­мические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологичес­кую обстановку, возникновение экстремальных и других соци­альных обстоятельств.

Макрофакторы - это социальные и природные детерми­нанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Страна, государство (в обыденном понимании сино­нимы) - понятия, принятые для выделения людей, проживаю­щих в определенных территориально-административных гра­ницах и объединенных между собой в силу исторических, со­циально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет

важнейшие особенности социализации населения, особенно мо­лодежи.

Культура - система духовных форм обеспечения жиз­недеятельности и социализации людей. Она охватывает все сто­роны жизни человека - биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления, нужды в чем-либо), про­изводственную (создание средств материального жизнеобеспече­ния - орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы - это детерминанты социализации личнос­ти, обусловленные ее проживанием в составе общностей сред­ней величины.

Этнос (нация) - исторически сложившаяся на опреде­ленной территории устойчивая совокупность людей, облада­ющая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосоз­нанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во мно­гом определяет специфику социализации личности.

Региональные условия - условия, характерные для соци­ализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (еди­ную социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

Тип поселения - село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации проживающих в них людей.

Средства массовой коммуникации - технические сред­ства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (зна­ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы - это детерминанты социализации лично­сти, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организа­ции или учебном заведении).

Особое значение в социализации личности имеет истори­ческое развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития чело­веческого общества предъявляет и определенные требования к личности. Некоторые ученые утверждают, что не оригиналь­ность, не отличие от других, но, напротив, максимально дея­тельное включение в группу, корпорацию, в богоустановленный порядок - такова была общественная доблесть, требовавшая­ся от индивида, в средние века. Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в рамках коллектива.

Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретные личности. В стабильные периоды развития общества согласно исследованию амери­канского ученого, дети до семи лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать на­казания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний. К 13 годам и до окончания школы у большей ча­сти детей преобладает групповой уровень идентичности, ког­да реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уро­вень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который соответствует одновременной выраженно­сти индивидуально-личностных и общечеловеческих характе­ристик направленности личности (Сухов А.Н., 1995).

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т.е. отчуждением лю­дей друг от друга. В принципиально иной ситуации оказывают­ся три возрастные группы: 1)дети до подросткового возраста включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные, наиболее развитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Сказанное не означает, что подавляющее большинство лю­дей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям. Однако их соци­ализация проходит: 1) либо через переживание глубокого лич­ностного кризиса; 2) либо достаточно легко, если в стабиль­ные периоды развития общества такой человек был среди со­циальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности ока­зались востребованными.

Формы и механизмы социализации личности. Личность не мо­жет сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт.

Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более - пожилых людей. При этом она носит индиви­дуальный характер и связана с определенными циклами в об­ласти физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.

Сложилась традиция, согласно которой в структуре социа­лизации принято выделять:

2) широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность.

Содержание со­циализации определяется, с одной стороны, всей совокупно­стью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой - отно­шением индивида к этому. Причем данные отношения зави­сят не только от особенностей самой личности, но и от соци­альной ситуации, в которой она оказалась: материальных ус­ловий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм, при­дется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Широта же социализации также зависит от множества факторов и в ходе нее отражает границы совершенствования личности.

1 Наиболее ярко, по мнению многих исследователей, содержание социа­лизации проявляется в особенностях национальной психологии: интеллек­туально-познавательном, эмоционально-волевом и коммуникативно-пове­денческом своеобразии людей как представителей конкретной этнической общности. Цивилизация выигрывает от национально-психологических раз­личий. С другой стороны, современная тенденция мирового развития - ин­теграция человечества в различные отношения. Большую роль в этом играет процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобще­ние к мировым общественным институтам, к национальным и культурным ценностям различных народов, в осмыслении их своеобразия и необходимо­сти совместных усилий для общего развития.

Традиционный механизм социализации представляет собой ус­воение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседско­го, приятельского, профессионального). Это усвоение происхо­дит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечат-ления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в про­цессе взаимодействия человека с институтами общества, с раз­личными организациями, как специально созданными для со­циализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производ­ственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или со­циальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический меха­низм межличностного переноса благодаря эмпатии и иденти­фикации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, при­нимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значи­мым лицам и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помо­щью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов социализации созданы эффективные приемы воз­действия на массовое сознание, как прогрессивные - воспи­тание, убеждение, психотерапия и психокоррекция, так и регрессивные - манипулирование или, иначе говоря, «модифи­кация» поведения людей. К последним относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, рас­пространение слухов и мифов, «промывание мозгов», «обол-ванивание», осуществляемые в целях обеспечения лояльнос­ти, формирования типичной личности, удобной правящему меньшинству. Кроме того, в условиях тоталитаризма социали­зация обеспечивается также с помощью глобальной слежки за людьми, психологического воздействия, внушения или стра­ха наказания за отклонение от принятых стандартов, остракиз­ма за инакомыслие, психического насилия, включая и исполь­зование психотронного оружия.

При этом следует иметь в виду, что социализация - не пассив­ный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обус­ловливающие избирательность личности как объекта социализации.

Страница 22 из 23

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами социализации . Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая группа - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Это влияние стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.

Вторая группа - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Страна - феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Природно-климатические условия тех или иных стран влияют на хозяйственное развитие, рождаемость и плотность населения, уровень жизни, состояние здоровья жителей, наконец – на становление их этнических особенностей.

Менталитет этноса во многом определяет: отношение его представителей к труду; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, сдержанности и т.д. Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания. Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть?

В обществе социализация происходит посредством включения человека в его полоролевую, возрастную, профессиональную структуры; включения в экономическую жизнь; влияния общественной идеологии. Общество создает и специальные институты для относительно социально контролируемой социализации человека. Прежде всего это институт воспитания. Воспитание как социальный институт представляет собой развивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации. Воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное. В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т.е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании. В то же время в социальном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль.

Государство можно рассматривать как фактор социализации постольку, поскольку характерная для него политика создает определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан. Оно определяет возрасты: начала обязательного обучения и его продолжительность, совершеннолетия, вступления в брак, права вождения автомобилей, призыв на службу в армию, начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и, порой, финансирует развитие этнических и религиозных культур.

Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания (определяет задачи воспитания и стратегии их решения, разрабатывает законодательства и выделяет ресурсы, поддерживает воспитательные инициативы) и формирует государственную систему воспитания (совокупность государственных воспитательных организаций), включающую в себя три уровня - федеральный, региональный и муниципальный.

Третья группа - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Средства массовой коммуникации (СМК) в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния. Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, СМК фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения.

СМК (печать, кино, телевидение, интернет) все чаще используются и в процессе социально контролируемой социализации.

Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде аспектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее носителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

Субкультурное влияние проявляется через следование моде, использование жаргона, что оказывает “прямо организующее влияние на речь, стиль, построение образов у носителей субкультуры” (М.Бахтин). Субкультурное влияние на социализацию подростков идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. Музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь.

Осуществляя социальное воспитание, педагоги должны, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры. Знать это необходимо для того, чтобы, организуя жизнедеятельность воспитательных организаций, принимать в расчет позитивные и негативные особенности субкультур.

Особую роль в социализации играет тип поселения . В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесны, все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения. Сегодня для сельской атмосферы характерно, к сожалению, отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. Причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, “лихое воровство” и “угрюмую бережливость и даже скряжничество”, “тотальное двоедушие” (В.Г.Виноградский). Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская.

Для города характерен слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных связей и анонимности. Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асоциальных и антисоциальных явлений предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив.

Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромным количеством людей. Ребенок силой своей фантазии невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, что позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это может культивировать интерес к чужой жизни как к возможному варианту или антиварианту своей.

Город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп общения. В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп. В условиях города ребята получают также и возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, то есть, соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им. Все это создает возможности для их значительной личной автономии от групп и коллективов.

Для города характерно многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций. Юный горожанин не только видит и знает различные стили жизни, но и имеет возможность “примерять” их на себя. Фактически он может одновременно участвовать как бы в нескольких “социальных мирах”. В каждом из них складывается свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения. Все это значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и необязательно в позитивном направлении.

В целом роль города в социализации определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Поселок – это специфический для России тип поселения. Поселок – абсолютно или относительно территориально-ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни, б) не укорененных в городском образе жизни.

Нормы жизни в поселке имеют свои особенности. Здесь еще бльшая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека и одновременно довольно жесткая обособленность каждого, не считающего нужным “озираться” на мнения окружающих, если речь идет о собственном благополучии. В то же время жизнь каждого настолько зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически невозможно. Поэтому молодежь здесь мало рефлексивна, мало склонна к эмоционально глубоким дружеским отношениям. Главное для подростков – раствориться в “стае”, найти свою “заводь”. Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения – как правило, прагматичный, сугубо событийный, информационно бедный.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между традиционным бытием, свойственным селу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и урбанистических норм, не похожий ни на те, ни на другие.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Как первичную территорию социализации человека можно рассматривать семью и домашний очаг (им будет посвящен особый раздел). Чисто “географически” следующей за ними территорией социализации можно рассматривать ближайшее окружение и группы сверстников . В группу сверстников могут входить ребята, объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других какими-либо признаками обособления, т.е. обладающие чувством “Мы”.

Каковы же функции групп сверстников? Во-первых, группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

Во-вторых, в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

В-третьих, группа помогает своим членам достичь автономии от других. Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничивая возможности присоединения к группе другим ребятам и подчеркивая непохожесть своей компании на другие (свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения).

В-четвертых, группа сверстников создает условия, стимулирует или тормозит решение детьми возрастных задач – развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

В-пятых, группа представляет собой специфическую социальную организацию, которая воспринимается ее членами как “экологическая ниша”. Здесь не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой. Само наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и своих силах.

Педагогам необходимо знать основные характеристики группы сверстников. Ведь социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях, которые как раз и состоят из формализованных групп сверстников – класса в школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка или секции. Эффективно работать с этими коллективами можно, только учитывая и используя свойственные группе характеристики.

Кроме того, в каждом коллективе образуются неформальные приятельские и дружеские группы. Знать их, учитывать их особенности (состав, лидеров, направленность) педагогам важно для того, чтобы использовать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность коллектива и воспитательной организации, а также влиять на положение воспитанников в системе межличностных отношений коллектива.

Эффективное социальное воспитание возможно также лишь в том случае, если педагоги имеют представление и о тех группах, в которые входят их воспитанники за пределами воспитательной организации. Если речь идет об асоциальных и антисоциальных группах, то перед педагогом встает задача помочь своему воспитаннику выйти из подобной группы, найти позитивную группу приятелей или друзей.

Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В процессе религиозного воспитания индивидам и группам целенаправленно внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения.

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины); педагогами конфессиональных учебных заведений; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; СМК, находящимися под контролем религиозных организаций и т.д.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции, клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Воспитательные организации - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по следующим ряду относительно автономных параметров:

1) по принципу вхождения человека в воспитательную организацию: обязательные (школы), добровольные (клубы, детские объединения), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, психическими и иными аномалиями);

2) по юридическому статусу: государственные, общественные, коммерческие, конфессиональные, частные;

3) по ведомственной принадлежности: организации Министерства образования, других министерств (здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты и т.д.), профсоюзов, спортивных союзов;

4) по уровню подчиненности: федеральные, региональные, муниципальные;

5) по степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения);

6) по ведущей функции: образовательные, просветительские, развивающие, общественно ориентированные;

7) по длительности функционирования: постоянные и временные (например, функционирующие во время каникул).

8) по половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов. В относительно социально контролируемой социализации воспитательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.

Микросоциум обладает рядом характеристик: пространственными (где он располагается); архитектурно-планировочными (особенности застройки микрорайона); функциональными (наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп); демографическими (состав его жителей: их этническая принадлежность, социально-профессиональный состав, особенности половозрастного состава; состав семей); культурно-рекреационными (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек, местных средств массовой информации). Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.

В микросоциуме может быть создано воспитательное пространство. Однако оно не возникает спонтанно, а является следствием специальной организаторской работы по его проектированию и “выращиванию”, которую могут осуществлять органы самоуправления, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.

Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных СМК, специалистов различного профиля (социальные педагоги и работники, психологи, медики и др.). Все эти компоненты дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социальном функционировании и в личностном развитии членов микросоциума.

Наиболее реальным создание воспитательного пространства становится в том случае, если в микросоциуме существует определенный орган - социально-педагогическая служба, которая имеет свой бюджет, штатных работников различного профиля и создает при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправленной, планомерной и системной. Они включают в себя:

· диагностику ситуации в микросоциуме;

· интеграцию воспитательных возможностей микросоциума;

· создание и развитие культурно-досуговой инфраструктуры;

· стимулирование, поддержку и развитие инициатив по созданию самодеятельных организаций;

· оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;

· психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации;

· работу с социально-ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическую и медицинскую помощь проблемным, неполным семьям;

· профилактику и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме;

· профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;

· социально-психологическую реабилитацию социально-ущербных жителей, а также отбывших наказание.

В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юноши взаимодействуют с микрофакторами стихийной социализации: семьей, соседями, группами сверстников, микросоциумом. Но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.

В самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики; во вторую – индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Страна , государство (в обыденном понимании синонимы) – понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-администативных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

Культура – система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека – биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения – орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.

Этнос (нация) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности.

Региональные условия – условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющих свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

Тип поселения – село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих.

Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы – это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

Особо значение в социализации личности играет историческое развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества предъявляет и определенные требования к личности. Известный отечественный историк А. Я. Гуревич, специалист по эпохе Средневековья, утверждал, что "не оригинальность, не отличие от других, но, напротив, максимально деятельное включение в группу, корпорацию, в богоустановленный порядок – такова была общественная доблесть, требовавшаяся от индивида" в средние века (Гуревич А. Я., 1984). Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в рамках коллектива.

Аналогичные особенности социализации в средние века на Руси отмечали и другие исследователи. И только с развитием капитализма началось разрушение интегрированности человека в социальную группу, сословие, преобладание индивидуально-личностного уровня притязаний.

Замечено также, что в стабильные периоды общественного развития более социально адаптированными к окружающей действительности оказались люди с преобладанием ориентаций на групповые ценности, в то время как в переломные кризисные моменты истории активизировались разные типы личности: с одной стороны, те, у которых одновременно преобладают и общечеловеческие и индивидуально-личностные притязания; а с другой – люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, присущие стабильному этапу развития социума. В условиях общественного кризиса доминирование последнего из указанных типов личностей ведет к поискам "внешних" врагов, предпочтению "своей" (национальной, профессиональной, возрастной, территориальной и т.п.) группы.

Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и тс же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт.

Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретные личности. В стабильные периоды развития общества, согласно исследованию американского ученого, дети до 7 лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний. К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уровень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который соответствует одновременной выраженности индивидуально-личностных и общечеловеческих характеристик направленности личности (Кольберг Л., 1977)

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т.е. отчуждением людей друг от друга. В принципиально иной ситуации оказываются три возрастные группы: 1) дети до подросткового возраста включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные, наиболее развитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют свою собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Сказанное не означает, что подавляющее большинство людей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям. Однако их социализация проходит: 1) либо через переживание глубокого личностного кризиса; 2) либо достаточно легко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности оказались востребованными.

Факторы социализации делятся на мегафакторы и мезофакторы. Выделяют следующие современные мегафакторы социализации.

Космос. Выделение его в один из основных факторов социализации основано на том, что человек не только член общества, часть социума, включающего в себя семью, народ и все человечество, он еще и часть вселенной, космоса, включающего в себя все существующие создания, стоящие на различных ступенях развития. Известный педагог начала 20 века К. Н. Вентцель ввел термин «космическая педагогика». Он считал, что если существует социальная педагогика, занимающаяся воспитанием человека как члена человеческого общества, то правомерно должна существовать и космическая педагогика, в которой воспитание понимается гораздо шире и имеет отличающиеся цели, а также приемы и методы достижения этих целей.

Планета, мир . Планета - это понятие астрономическое, наша Земля, на которой проживает мир - совокупность человеческого общества, ведущего разные формы социальной жизни, сформировавшиеся в ходе эволюции. Органичная взаимосвязь и взаимозависимость между планетой и миром очевидна: сначала условия на планете породили жизнь и человеческое общество, а теперь в процессе развития мир оказывает влияние на состояние планеты, порождая в виде загрязнения экологии, бедности, безработицы и преступности. Интернет . Это всемирная компьютерная сеть, к которой обращаются движимые самыми различными мотивами люди: начиная с поиска информации, решения деловых вопросов и заканчивая развлечениями, покупками и просто общением. Влияние Интернета на социализацию человека носит двойственный характер. С одной стороны его ресурсы могут помочь человеку в культурном, духовном развитии, способствовать самореализации. А с другой стороны Сеть может вызвать у пользователя зависимость, проявляющуюся в привязанности к общению через Интернет, к азартным играм, к секс-услугам, к покупкам и просто к бесконечному путешествию по просторам Интернета. Понятно, что данная зависимость не вредит так здоровью, как наркотики или спиртное, однако тоже снижает работоспособность и качество жизни в социуме.

Мезофакторы социализации бывают следующие:

1) Регионы . Каждая страна состоит из нескольких географических и административных регионов. Регионы отличаются друг от друга не только географическим положением, климатом, природой, а и экономикой, культурными традициями, верованиями, духовной жизнью, что, конечно же, не может не влиять на социализацию личности, на формирование, изменение и сохранение норм жизни. 2)Виды поселения (территории, где люди непосредственно живут, выполняют экономические, культурные, социальные функции и другие):

Сельская местность. Факторы социализации человека в заключаются в превалировании сознания группы (семьи, рода, села), а не индивида. Стабильность поддерживается, когда человек осознает и выражает себя на фоне веками сложившихся традиций. Социально-психологическая атмосфера определяется в сельской местности.

Город; Характерные условия социализации городских жителей вызваны рядом таких признаков, как средоточие в городе человеческих и духовной культуры, а также контркультуры в виде религиозных, террористических, криминальных, политических объединений и, безусловно, специфический образ жизни города.

Малый город; Факторы социализации в малом городе: более чем столетнее прошлое, количество населения не превышающее 50 000, особый психологический и социальный климат, занятость населения не сельским хозяйством.

Поселок; Факторы социализации жителей поселка довольно имеют свою специфику благодаря промежуточному состоянию поселка между селом и городом. Поселок позволяет своим жителям быть социально мобильными.

3) Субкультура . На она влияет стихийно, но ровно в той степени, в какой для человека значимы та группа - носительница субкультуры, - к которой он принадлежит. То есть, чем больше личность отождествляет свои нормы, ценности с нормами и ценностями какой-то субкультуры, тем больше эта субкультура на него влияет.