Обжалование постановления о назначении административного наказания. Как составить жалобу в суд на постановление об административном правонарушении

Наказание за административное правонарушение устанавливается КоАП, при определении ответственности юридических или физических лиц применяются установленные законом нормативы. Вынести административное взыскание имеют право уполномоченные государственные и исполнительные органы, на основании юридического акта - постановления. Основным рычагом воздействия на виновного является наложение штрафных санкций, согласно установленной вины и соответствия статье КоАП.

Закон позволяет обжаловать постановление об административном правонарушении, если у заинтересованного лица есть претензии по наложенному взысканию. Существует определенный регламент, установлены конкретные сроки и форма заявления своего несогласия с вынесенным решением о наказании. Прежде чем осуществить данную законом возможность защиты своих интересов, следует ознакомиться с правилами .

Заявить свое несогласие с первоначальным решением можно в суде, рассматривавшем дело об АПН, вышестоящем суде или надзорном органе, согласно ст.30.2 КоАП. Адресация обжалования зависит от организации или должностного лица, вынесших постановление. При обращении к уполномоченному лицу, в профессиональные обязанности которого входит рассмотрение жалоб, в суд или надзорные органы госпошлину оплачивать не следует.

Подать жалобу имеют право определенные законом участники:

  • лицо, которому инкриминировано нарушение;
  • потерпевшая сторона;
  • представители участников процесса;
  • защитник обеих сторон;
  • уполномоченный по делам предпринимателей.

Подсудность и подотчетность в вопросе подачи претензии имеет первостепенное значение, поскольку установлены конкретные сроки жалобы. Неверная адресация приводит к возврату заявления и может быть пропущен срок производства обжалования. Иногда имеет смысл подать заявление на обжалование постановления об административном правонарушении в несколько инстанций одновременно, например, в прокуратуру и суд. Следует понимать, что при заявлении несогласия важна оперативность.

Восстановить пропущенные сроки бывает крайне сложно, поскольку потребуются веские аргументы пропуска и сделать это можно через суд. Иногда, при наличии оснований, одновременно подается прошение об обжаловании и восстановлении срока рассмотрения. Может быть приложен больничный лист, справка о длительном отсутствии по уважительной причине, иные доказательства невозможности своевременного реагирования.

От юридической грамотности жалобы и соблюдении срока подачи зависит положительное рассмотрение проблемы. По закону, ст.30.3 КоАП РФ, выразить несогласие можно в течение 10 суток после получения постановления или его копии.

Обжаловать первоначальное постановление возможно до вступления его в законную силу. В крайнем случае, когда срок пропущен, но основательные претензии остались, предусмотрена возможность обращения в ВС РФ в течение трех месяцев.

Обжаловать вынесенное постановление об административном правонарушении можно, соблюдая регламент. Строгого образца жалобы не предусмотрено, но документ должен включать в себя необходимые сведения. Присутствие грамматических ошибок, неточностей в толковании КоАП, необоснованных требований и претензий приведет к отказу в рассмотрении. Составление жалобы является ответственной процедурой, следует исключить эмоции и не выдвигать завышенных претензий.

Оптимальным вариантом является обращение за консультацией и написанием жалобы к практикующему юристу. От его опыта и знания законодательства зависит правильное обоснование претензий. Юрист, официально представляющий интересы клиента, участвует в судебных заседаниях, отстаивает позицию доверителя. Практический опыт позволяет юристу вести досудебные переговоры с противной стороной, общаться на одном уровне знаний с представителями суда, прокуратуры или исполнительных органов.

Вариантов решения, которое принимает проверяющая инстанция предусмотрено несколько, ст.30.7 КоАП РФ. Может быть полностью отменено первоначальное решение, дело отправлено на пересмотр и доследование, подтвержден первоначальный вердикт или внесены поправки в размер и основания взыскания. Могут быть подтверждены нарушения процессуального хода дела или выявлены несоответствия между инцидентом и примененной статьей кодекса.

В данной ситуации, кроме пересмотра дела или вынесения нового постановления, может быть принято решение о замене судейского состава для рассмотрения дела вновь.

Стандартный образец жалобы должен содержать необходимые сведения:

  • наименование органа, в который направляется заявление;
  • личные данные подателя жалобы, включая контактные телефоны и адрес проживания;
  • объяснение причины несогласия, с отнесением к нарушенным статьям закона или несоблюдением процессуальных установок;
  • требование заявителя с приложенными документальными обоснованиями;
  • подпись и дата заявления.

Потребуется по пунктам объяснить свое несогласие, не должно быть общих фраз касательно всего постановления. Все имеющиеся на момент обращения документы, акты и результаты независимых экспертиз прилагаются к заявлению. Начиная процедуру обжалования, заинтересованное лицо должно понимать меру ответственности, поскольку некомпетентные обоснования, неточности и подтасовка данных может привести к обратному результату. Административная ответственность, выраженная в первоначальном решении суда или компетентных органов, может быть усугублена неправомочными действиями заявителя.

Провести процедуру обжалования может сам заявитель или доверенное лицо, официальный представитель. В последнем случае, к пакету документов прилагается нотариальная доверенность на право представления. К жалобе прилагаются имеющие значение документальные доказательства позиции заявителя. Само требование о пересмотре не должно быть поверхностным, следует опираться на законодательную базу. Заявитель имеет возможность оспаривать постановление полностью или определенную его часть.

Кроме основных претензий по делу, имеется возможность запрашивать возмещение морального вреда, причиненного несправедливым решением. Размер компенсации устанавливается самим заинтересованным лицом, при этом сумма должна быть реальной и обоснованной. Поданное прошение о пересмотре дела доводится судом до сведения участников процесса и лиц, чьи интересы были затронуты. Это дает им возможность выразить свое мнение по поводу обжалования постановления об административной ответственности. Любой участник дела может отреагировать на заявление, подав официальные пояснения своей позиции или возражение на жалобу, которое оформляется подобным же образом.

Вышестоящие органы и контролирующие структуры, рассматривающие жалобу, должны вынести постановление в срок 10 дней. В сложных и противоречивых ситуациях, например, при прокурорской проверке, период расследования обстоятельств дела может быть максимально продлен до 30 дней.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи жалобщик признан виновным в совершении административного правонарушенияи и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами. С указанным постановлением жалобщик не согласен. Жалобщик просит признать незаконными и отменить постановление мирового судьи.

В __________ городской суд ____________ области
_______________________________________

от ___________________________
проживающего по адресу: _________________________

госпошлина: на основании ч. 5 ст. 30.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Ж А Л О Б А
на постановление по делу об административном правонарушении

Постановлением мирового судьи судебного участка № ___ __________ судебного района __________ области от ___________ года я признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и мне назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на __ год __ месяцев.
С указанным постановлением я не согласен по следующим основаниям:
В ходе судебного разбирательств мировым судьей не были проверены законность и обоснованность привлечения меня к административной ответственности, факт установления состояния опьянения является незаконным, так же, как и направление меня на медицинское освидетельствование, поскольку, транспортным средством в состоянии опьянения я не управлял.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что ___________ года, в __ часов __ мин. в районе дома __ по ________ бульвару в направлении ул. _________ в г. ______ я, управляя автомашиной __________________, государственный номер ___________, следовал при выявленных признаках опьянения (запах алкоголя из полости рта, изменение окраски кожных покровов, поведение не соответствующее обстановке), чем нарушил п. 2.7 ПДД РФ и тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
В качестве одного из доказательств моей вины, мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении признал акт моего медицинского освидетельствования на состояние опьянения от ___________, как соответствующий требованиям закона.
Вместе с тем, требования, предъявляемые к акту медицинского освидетельствования установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития от ___________ года №1, которым утверждена инструкция по ведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы _________ «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».
Согласно п.8 Инструкции для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе используются технические средства, проверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке. Пункт 11 Инструкции устанавливает, что при освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь и результаты исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя заносятся в акт.
В соответствии с примечанием к ст. 27.12 КоАП РФ, под состоянием алкогольного опьянения в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации ___ и более грамма на один литр крови или ___ и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.
Из содержания приведенного примечания следует, что лицо может быть признано находящимся в состоянии опьянения в следующих случаях:
1).при наличии в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации ___ и более грамма на один литр крови или ___ и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха;
2).при наличии в его организме наркотических средств или психотропных веществ, определяемом в порядке, установленном Правительством РФ.
3).при совокупности нарушений его физических или психических функций вследствие употребления вызывающих опьянения веществ.
Таким образом, КоАП РФ определено, что состояние опьянения должно быть вызвано употреблением этилового спирта, наркотических или психотропных веществ, а также иных «вызывающих опьянения веществ».
В судебном заседании я последовательно утверждал, что транспортным средством в состоянии опьянения не управлял, оснований для моей остановки сотрудниками ГИБДД не было.
Однако мои доводы были необоснованно отвергнуты судом.
В соответствии с п. 3 «Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов», утвержденных Постановлением Правительства РФ № ___ от ________________ года, достаточным основанием полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.
Ни одного из указанных признаков у меня установлено не было и, следовательно, отсутствовали основания для моего медицинского освидетельствования.
Кроме этого, на основании п.11 указанных Правил, направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии 2 понятых.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Копия протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Мое освидетельствование было проведено в нарушение действующих Правил, в частности, об этом свидетельствует отсутствие двух понятых при совершении указанного в документе действия, а именно, при направлении на медицинское освидетельствование.
Кроме этого, в силу п. п. 6.5.3, 6.5.4 Приказа N 297 МВД РФ от 20 апреля 1999 года сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортные средства только на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их (подпункт И пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Останавливать транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения.
Следовательно, оснований у сотрудников ДПС для остановки моего транспортного средства не было ввиду отсутствия на _________ бульваре г. __________ каких-либо стационарных постов и контрольно-пропускных пунктов, а также в связи с отсутствием с моей стороны нарушений правил дорожного движения.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Однако указанная норма закона при рассмотрении дела соблюдена не была.
Отрицая вину в административном правонарушении, которое я не совершал, в ходе судебного разбирательства, я последовательно утверждал, что Правил дорожного движения не нарушал.
Вместе с тем, в подтверждение моей «виновности» в совершении административного правонарушения, судья в постановлении сослался на письменные объяснения инспектора ДПС ________________, при этом не дал им надлежащей оценке, как того требует ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В данном случае, субъективная оценка заинтересованного в исходе дела лица, каковым является сотрудник ГИБДД, когда он выдает желаемое за действительное, не может являться объективным доказательством моей виновности.
Вряд ли, такие показания «свидетеля» могут являться доказательством моей вины и соответствовать требованиям ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в силу которой доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Также необходимо отметить и то, что в ходе судебного разбирательства судом не было принято мер к всестороннему полному и объективному исследованию обстоятельств дела.
В частности, непонятно, по каким основаниям письменные объяснения сотрудника ДПС были приняты во внимание мировым судьей, как незаинтересованного в исходе дела лица, а мои показания оценены «критически».
По-крайней мере, в постановлении не мотивировано - по каким основаниям суд принял во внимание одни показания, а по каким - отверг другие, что является существенным нарушением норм действующего законодательства.
По своей юридической природе объяснение инспектора ДПС, на которое судья ссылается в постановлении, не может рассматриваться как доказательство вины по делу об административном правонарушении, так как исходит от лица, заинтересованного в исходе дела и содержит позицию этого лица.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Из принципа состязательности следует, что доказательствами по делу, рассматриваемом в судебном порядке, не могут быть признаны документы, которые исходят от одной из сторон и непосредственно отражают ее субъективную позицию по делу.
Все вышеперечисленные нарушения норм действующего законодательства, допущенные судом первой инстанции, по моему мнению, и явились причиной незаконного и необоснованного привлечения меня к административной ответственности, и как следствие вынесение немотивированного постановления по делу об административном правонарушении, что противоречит ст. 29.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая гласит, что в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе и мотивированное решение по делу.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № ___ _____________ судебного района _______ области от ____________ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении меня, ______________, не может быть признано законным и подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении меня, ___________, подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в моих действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.1. - 30.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях, -

1. Признать незаконными и отменить постановление мирового судьи судебного участка № ___ __________ судебного района ___________ области от ___________ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ в отношении меня ___________________, о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок ____ год ___ месяцев.
2. Производство по административному делу прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Приложения:
1. копия жалобы
2. копия постановления

__________________

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

1.1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

2. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

3. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

4. Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

2. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;

9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.

3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.

2. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

3. Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Срок и порядок рассмотрения в порядке надзора жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.

3. Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора

1. В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

2. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;

2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;

7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

3. К жалобе, протесту должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;

4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 - 25.4, 25.11 настоящего Кодекса.

Принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста

1. О принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста судья выносит определение.

2. Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них.

3. В случае, если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований, предусмотренных статьей 30.14 и частью 4 статьи 30.16 настоящего Кодекса, указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.

Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

2. Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

3. Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

4. Повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются.

К административным правонарушениям относятся такие деяния, как мелкое хулиганство или нарушение порядка. Они не влекут за собой судимости. Наказанием за них становятся штрафы, предупреждения и подобные санкции. Если осужденный не согласен с наложенными на него ограничениями, он может подать заявление в вышестоящую инстанцию или в суд. В конце статьи можно скачать образец жалобы на постановление об административном правонарушении.

Порядок подачи жалобы на постановление об административном правонарушении регламентирован главой 30 КоАП. Ее можно направить вышестоящему должностному лицу, в следующую инстанцию или в суд. На направление обращения дается 10 суток с даты получения постановления.

Важно! Представление жалобы на постановление по административному делу не требует уплаты госпошлины.

В документе должны содержаться следующие пункты:

  • данные адресата (например, районный суд);
  • данные заявителя (ФИО целиком, место жительства, контактный телефон);
  • название бланка - жалоба;
  • указание на решение, на основании которого заявитель признается виновным (ФИО уполномоченного лица, вынесшего постановление, номер и дата);
  • позиция заявителя (доказательства невиновности и прочие детали, относящиеся к делу);
  • ссылки на правовые нормы (ст. ст. 30.1-30.3, 30.7 КоАП, ст. ст. 254-257 ГПК РФ), которые служат основанием для обжалования;
  • просьба заявителя (отмена постановления, а также прекращение производства по делу с указанием причины, возврат на новое рассмотрение либо перенаправление по подведомственности);
  • перечень приложенных документов;
  • дата и подпись заявителя.

Стоит заметить, что обвиняемый вправе поручить подачу документов своему представителю. Тогда его данные следует отдельно указать во вводной части обращения. Кроме того, у представителя должна быть доверенность, подтверждающая его полномочия.

В каком случае можно обжаловать постановление

Чтобы подать административную жалобу, нужны веские основания. Они определены статьей 24.5 КоАП. Далее перечислены основные причины для остановки производства по делу:

  1. Отсутствие состава правонарушения.
  2. Недостаточное рассмотрение обстоятельств при первом разбирательстве дела.
  3. Недееспособность правонарушителя.
  4. Отмена законодательного акта, накладывающего административную ответственность.
  5. Правонарушение в состоянии крайней нужды.
  6. Издание акта амнистии, затрагивающего это правонарушение.
  7. Окончание срока давности административной ответственности.

Еще одним основанием для остановки производства по делу может стать то, что обстоятельства, ставшие основанием для вынесения решения, не были доказаны. Все подобные моменты нужно отразить в тексте административной жалобы.

Порядок подачи обращения

Стоит помнить, что на подачу обращения отводится 10 суток с даты получения копии постановления. В случае пропуска этого срока ввиду серьезных причин его можно восстановить, предоставив соответствующее ходатайство. Веским основанием для восстановления срока может стать продолжительная болезнь, уход за тяжело больным родственником или командировка.

Важно! При направлении жалобы по почте днем подачи будет считаться день отправления.

У обвиняемого есть несколько вариантов обжалования административного наказания. Он может обратиться:

  • к вышестоящему должностному лицу;
  • в вышестоящую инстанцию;
  • в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 30.1 КоАП, для защиты своих прав обвиняемый может воспользоваться только одной из представленных возможностей. Если обращение по одному и тому же делу поступает сразу в несколько инстанций, его рассмотрением будет заниматься суд.

Ход рассмотрения жалобы

Административную жалобу можно подать сразу в вышестоящий орган либо должностному лицу, которое обладает полномочиями принимать обращения граждан. Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в течение 10 суток с даты поступления.

Принятое на этом этапе решение также можно обжаловать. Для этого следует обратиться (до вступления постановления в законную силу):

Переданное в судебный орган заявление по административному делу будет рассмотрено в течение двух месяцев. Заявителя в обязательном порядке вызывают на заседание. В процессе слушания он может представлять ходатайства и запрашивать их истребование судом. При необходимости могут быть приглашены свидетели.

Суд должен оценить правомерность и обоснованность вынесенного решения. Для этого потребуется выслушать объяснения обвиняемого и показания других участников дела. Чтобы принять решение, исследуются все доступные материалы.

Решение суда по административной жалобе

Исследовав обстоятельства дела, заслушав показания обвиняемого и прочих участников, суд будет принимать решение. На практике возможны следующие варианты:

  1. Отмена постановления и полное прекращение дела.
  2. Отмена решения с последующей отправкой дела на новое рассмотрение.
  3. Отмена постановления с последующим направлением в уполномоченный орган (в случаях, когда решение выносил суд или орган, не имеющий соответствующих полномочий).
  4. Изменение наложенных санкций, например, уменьшение суммы штрафа. При этом положение лица, обвиняемого в правонарушении, не может быть ухудшено.
  5. Оставление решения без изменений и отказ в удовлетворении жалобы.

Если дело отправлено на новое рассмотрение (как указано в пунктах 1 и 2), будут повторно исследованы все обстоятельства. По итогам разбирательства выносится решение касательно виновности обвиняемого.

Когда решение обретает законную силу, гражданин может обратиться для защиты своих прав в Президиум суда субъекта, а далее - в Верховный суд.

Чтобы грамотно подготовить заявление, стоит рассмотреть образец жалобы на постановление об административном правонарушении. В нем следует привести доводы и ссылки на статьи закона, подтверждающие неправомерность принятого решения. На обжалование дается 10 дней с даты выдачи документа. Обратиться можно как в уполномоченный орган, так и в суд. Когда решение вступит в силу, остается возможность обратиться в Президиум. Далее можно загрузить по ссылке пример жалобы на постановление об административном правонарушении.

Обжалование административного наказания предусматривает составление жалобы о неправомерных действиях должностного лица либо суда по привлечению к административной ответственности и ее последующее рассмотрение уполномоченным субъектом (лицом) в соответствии с предусмотренной Кодексом об административной ответственности РФ (далее – КоАП РФ) процедурой.

Но прежде чем обжаловать административное наказание необходимо понять, что обжалование административного наказания — это трудоемкий процесс, на который затрачивается достаточное количество времени и возможно денежных средств при найме представителя. При этом, если принято такое решение нельзя останавливаться на половины пройденного пути, поскольку на практике первое обжалование практически не дает положительных результатов, если отсутствуют грубые и существенные нарушения закона.

В то же время, привлечение к административной ответственности имеет негативные последствия, например, отрицательно характеризует личность физического лица, наносит репутационный вред юридическому лицу, и даже может являться в дальнейшем преюдиционным значением для более строго наказания, вплоть до уголовного.

Итак, одним из результатов рассмотрения дела об административном правонарушении является вынесение постановления о назначении административного наказания, которое и подлежит обжалованию.

В данном постановлении обязательно должны содержаться сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ: данные должностного лица либо суда, вынесшего постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Срок обжалования постановления – 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Но не советуем пропускать срок, потому что по практике в ходатайстве о восстановлении срока в большинстве случаев отказывают, даже если это будет уважительная причина.

Субъекты обжалования:

  • лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • потерпевший;
  • законные представители физического или юридического лица;
  • защитник и представитель;
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Подготовка к обжалованию постановления

  1. изучить имеющиеся материалы дела об административном правонарушении (желательно заявить ходатайство и изучить их в полном объеме), проанализировать их;
  2. подобрать нормативно-правовые акты, необходимые для подготовки жалобы, ознакомиться с судебной практикой по данному вопросу;
  3. выявить допущенные нарушения законодательства с момента возбуждения дела об административном правонарушении до принятия решения о вынесении постановления;
  4. систематизировать их, оценить дальнейшую перспективу ссылки на нарушения и возможные контраргументы другой стороны дела (должностных органов, суда) об административном правонарушении;
  5. решить в каком порядке (досудебный или судебный порядок) будет обжаловаться административного наказания;
  6. подготовить жалобу.

Досудебный и судебный порядок обжалования

Досудебный порядок обжалования представляет собой написание жалобы о несогласии с принятым решением в вышестоящей орган или вышестоящему должностному лицу.

По нашему мнению, (юристов сайта сайт), этот способ не является эффективным, поскольку взаимозависимость, сплоченность должностного лица, вынесшего постановление, и его вышестоящих руководителей не позволяет рассчитывать на максимальную объективность в рассмотрении жалобы. Хотя по срокам рассмотрения — это наиболее быстрый путь.

Считаем, что наиболее верным способом обжалования постановления о наложении административного наказания, вынесенного должностным лицом, является обжалование в суд, тем более по каждому делу об административном правонарушении такая возможность предоставлена.

Но здесь необходимо оговориться, что нужно набраться терпения, поскольку суды не спешат встать на сторону заявителя, особенно если им является правонарушитель, но результат судебного заседания может быть достаточно неожиданным.

Например, суд отказал в жалобе заявителю, однако в судебном заседании, устанавливая истину произошедшего, судья опросил свидетеля так, что у заявителя появились ранее неизвестные аргументы к дальнейшему обжалованию постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 КоАП РФ:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 КоАП РФ, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Написание жалобы

Самый простой способ написания жалобы – посредством сети «Интернет» обратиться на официальный сайт того органа, который вынес постановление об административном наказании, или в тот орган либо суд, в который принято решение обжаловать решение.

На сайте имеются образцы написание жалоб, но, к сожалению, в некоторых из них допущены опечатки и ошибки, поэтому необходимо быть бдительными и получить дополнительную информацию из других источников.

У каждого лица, в том числе и юристов, есть свои особенности написания жалоб исходя из теоретического и практического опыта..

Вводная часть:

  • наименования суда, его адрес (В энский районный суд …);
  • данные заявителя (ФИО либо данные юридического лица, почтовые адреса);
  • данные заинтересованного лица (ФИО либо данные юридического лица, почтовый адрес);
  • указание «Гос. пошлина: Не облагается» (это не обязательно, но исходя из практики некоторые сотрудники канцелярии суда, не знают законодательство, и настойчиво просят ее оплатить, не принимая жалобу);
  • далее посредине краткое наименование документа: «Жалоба на постановление № … от … по делу об административном нарушении…».

Описательная часть:

  • суть постановления о привлечении к административной ответственности (при необходимости кратко суть дела) и несогласие с принятым решением в целом с указанием конкретных нарушений КоАП РФ при его вынесении;
  • необходимые обстоятельства привлечения к административной ответственности, выбирая и уделяя внимание тем, с которыми не согласны;
  • приведение своих доводов, опираясь на имеющиеся либо вновь представляемые доказательства;
  • интерпретация имеющихся доказательств, которые указывает на отсутствие правонарушения либо на наличие подтверждения необходимых фактов, которые свидетельствует о правоте заявителя;
  • на протяжении написания всей жалобы в ее логическом правильном построении, указывать на нарушения, допущенные с указанием конкретного пункта, части статьи КоАП РФ, которые повлияли на незаконность и необоснованность принятого решения в целом.

Для выявления нарушений составления документа необходимо изучать каждый документ и сопоставлять его с нормами КоАП РФ (другим законодательством), которым он регламентируется. Например, ранее указывались в другой статье.

Для выявления нарушенных процессуальных прав необходимо знать свои права и проанализировать каждое действие должностного лица либо суда по их нарушению (например, отсутствие необходимых уведомлений, неправомерный отказ в изучении материалов и т.п.).

Заключительная часть:

  • указывается на основании какой нормы написана жалоба (На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, прошу:…)
  • конкретная просьба (об отмене принятого решения, возможно о прекращении дела об административном правонарушении);
  • список приложенных документов, если имеются (доказательства, которых нет в материале дела об административном правонарушении, имеется возможность их предоставить);
  • дата составления жалобы и подпись.

Жалоба подается в вышеуказанные органы лично, через представителя, посредством почтовой связи с соблюдением десятидневного срока. Желаем удачи в борьбе за восстановление нарушенных прав.

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.