Оформление "прирезок" к земельным участкам: новые возможности. Дачная амнистия и увеличение площади земельного участка Как оформить излишки при межевании

«Дачная амнистия» - это общеизвестное название в народе получил федеральный закон № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Дачная амнистия позволяет оформлять документы и регистрировать права собственности на объекты загородной недвижимости (земельный участок, дом, дача, другие постройки) по упрощенной схеме.

Также дачная амнистия позволяет узаконить фактическую площадь земельного участка, если она превышает площадь, оформленную документально при выделении земли. Дачная амнистия позволит бесплатно узаконить несанкционированно добавленную к участку землю и оформить регистрацию права на весь участок целиком по фактически занимаемой площади. В противном случае землю, сверх документально оформленного участка, можно получить в собственность только выкупив ее.

Граждане, имеющие правоустанавливающие документы на свои земельные участки, часто сталкиваются с проблемой несоответствия реальной площади земельного участка с площадью указанной в правоустанавливающих документах, к которым законом отнесены:

  • акт о предоставлении гражданину данного земельного участка (решение райисполкома или постановление администрации).
  • свидетельство о праве гражданина на земельный участок.
  • выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного самоуправления (для села).

Встречаются такие случаи не редко, т.к. зачастую правоустанавливающие документы на землю выдавались без реального обмера земельного участка. Кроме того, землевладельцы в основной массе имеют склонность «присоединять» к своему участку близлежащие территории. Все это приводит к несовпадению фактической и декларированной площади земельных участков. До введения в действие закона о так называемой «дачной амнистии» противоречия эти разрешались, как правило, только в судебном порядке. Сейчас эта процедура значительно упростилась. В настоящее время кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Таким образом, правообладатели земельных участков предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства, получили возможность зарегистрировать свое право на фактически занимаемый земельный участок. Для этого необходимо отмежевать земельный участок, поставить его на кадастровый учет и провести государственную регистрацию своего права в Управлении Федеральной регистрационной службы. При этом площадь излишков не должна превышать минимальный размер земельного участка, предоставляемого для данного вида землепользования. Так размер участка для ИЖС может превышать указанную в правоустанавливающих документах на 3 сотки, садоводство и ведение личного подсобного хозяйства подразумевает возможность оформления излишка размером 4 сотки, дачное строительство 5 соток и т.д.

Например: Иванов имеет свидетельство о праве собственности на земельный участок для ИЖС площадью 1200 кв.м. (12 соток). При межевании было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1470 кв.м., т.е. превышение составляет 2,7 сотки или 270 кв.м. Это превышение меньше минимально допустимого (300 кв.м.) размера земельных участков предоставляемых для ИЖС. Поэтому Иванов ставит участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт на участок и подает его вместе со свидетельством о праве собственности на землю на государственную регистрацию права, после чего получает свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1470 кв.м. или 14,7 соток.

Следует обратить внимание на то, что дачная амнистия не поможет, если до увеличения участка на нем были проведены кадастровые работы, границы участка до его увеличения установлены на местности о чем выдавался кадастровый паспорт. И в этом случае тоже бесплатно задокументировать увеличенную площадь не получится. Так же бесплатное увеличение земельного участка по дачной амнистии не пройдет, если участок прирос землями, например, лесного фонда. Есть категории земли (водоохранные ЗОНЫ, заповедники, памятники природы и т.д.), которые принципиально по закону не могут находиться в частной собственности. Оформлять пользование землей в таком случае можно только арендой с определенными условиями.

Законодательство наше изменчиво и, пока есть возможность воспользоваться «дачной амнистией» ее лучше не упускать.

Размер земельного участка иногда расходится с указанной площадью в кадастровых документах. Чтобы обезопасить себя и сохранить в своей собственности «лишние сотки», землепользователям следует провести переоформление земель. Прочитав данный материал, вы узнаете, как можно «добавить» земли, какие подводные камни могут ожидать собственника.

Сколько земли можно добавить?

На практике часто бывают случаи, когда данные площади и границах земельного участка в правоустанавливающих документах не идентичны действительному положению дел. Причин этому много. Чаще всего несоответствие данных в кадастровом паспорте фактическим границам земли стало результатом ненадлежащего измерения земли. Специалисты утверждают, что межевание участка раньше происходило без надежного инструментария, из-за чего возникает существенная погрешность в площади земли на бумаге и по факту .

Кроме того, нередки случаи, когда собственники дачных участков своевольно меняют границы земель, передвигая заборы и перегородки на своих наделах. Итак, возникает ситуация, когда лицо владеет по документам 6 сотками, а действительная площадь собственности равна 7-8 соткам. Как хозяин может поступить в такой ситуации? Как оформить документы на дополнительные участки земли?

Только в случае, если в государственный кадастр недвижимости не введены данные о границах земли, то землепользователь вправе безвозмездно провести оформление в собственность «лишних» соток.

Причиной отсутствия точных данных о земле больше всего бывает не проведённая процедуры межевания.

Только на основе межевания можно получить законным способом все данные о местоположении и площади земельного участка. Переоформить «лишние» сотки могут несколько категорий хозяев дачных участков. В первую очередь, это землевладельцы или их наследники, получившие объект недвижимости во времена Советского Союза. Также определённые проблемы и затруднения в правоприменительной практике существовали до принятия Земельного кодекса РФ. Получается, лица, приобретшие земли до 30 октября 2001 года, до вступления в силу единого кодифицированного акта в области земельного законодательства, вероятнее всего переоформят на себя дополнительные части земель без никаких проблем .

Каков же механизм «прибавления земель»? Кадастровый инженер или специалист-геодезист составляет межевой план. Проводится установление и документирование площади и местоположения границ земельного участка. По месту своего жительства собственник с межевым делом должен обратиться в кадастровую палату. Оформляя заявление на изменение кадастрового паспорта объекта, не помешает указать на правовое обоснование, сославшись на Закон «О государственном кадастре недвижимости», а именно статью 45 часть 7 .

Какие сложности могут возникнуть?

Переоформляя лишние сотки на себя не следует забывать про два нюанса, которые могут помешать процедуре регистрации лишних соток.

Так, во-первых, бесплатно увеличить площадь земли в собственности можно только при соблюдении одного условия – оформляемый участок не должен превышать предельного минимума земель при выделении.

Как указывает часть 5 статьи 27 ФЗ №221 «дополнительная часть не должна превышать предельного минимального размера участка, установленного… для земель соответствующего целевого назначения».

Пример толкования данной нормы!

К примеру, во многих регионах страны участки для дачного строительства выделяются размером в 6 соток. Эта стандартная площадь является одновременно и минимальной. Следовательно, исходя из буквы закона, хозяин земли в дачном строительстве не вправе добавить к себе больше 6 соток.

Или же для индивидуального жилищного строительства выделяемый минимум равен 2-3 соткам в зависимости от местоположения земли. Значит, владельцы земель, выделенных для ИЖС, не могут прибавить к себе больше 2-3 соток, которые фактически находятся в их владении.

Определение указываемых минимумов земельных участков при выделении отнесено к компетенции региональных законодателей и органов местного самоуправления. Непосредственное указание на эту норму содержится в статье 33 ЗК РФ. Однако не во всех регионах устанавливаются минимумы выделяемых земель. В таких случаях Закон «О государственном кадастре недвижимости» указывает, что допустимый максимум добавляемой бесплатно земли будет равняться 10% площади земли, указанной в кадастровом паспорте .

Во-вторых, кадастровый инженер, составляя межевой план, должен привести обоснование увеличения площади. Указание на это приводится в Законе «О государственном кадастре недвижимости».

Статья 38 ФЗ 221:

«При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные… документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».

Какие земли не подлежат приватизации?

Переоформляя «дополнительные сотки» на свое имя, следует учитывать правовую природу этих земель. Возможно ли получить в частную собственность этот участок земли – именно такой вопрос должен задавать каждый землепользователь при регистрации своих прав на «лишние сотки». Земельный кодекс содержит норму, ограничивающую оборотоспособность определённой категории земель.

Так, не подлежат передаче в собственность участки:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, связи;
  • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Норму о запрете приватизации содержит и Водный кодекс РФ. Так, земли в пределах береговой полосы, где находятся обводненные карьеры, пруды, запрещено приватизировать.

Нередки случаи, когда к дачным участкам прилегают земли из лесного фонда. Пользуясь ситуацией, граждане прихватывают к себе земли лесного фонда. Несмотря на это, Лесной кодекс запрещает оформлять в собственность такие земли. При этом не имеет никакого значения длительность нахождения земель в пользовании дачника. Следует иметь ввиду, что статья 71 Лесного кодекса РФ разрешает предоставлять в безвозмездное пользование на определённый срок и в аренду земли из лесного фонда .

Бесхозный участок – бесплатный сыр или правовая лазейка?

Очень часто можно стать свидетелем ситуации, когда в дачном товариществе или массиве участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, «красуются» и зарастают бурьяном пустующие земли. Некоторые дачники, желая дешево получить загородную недвижимость, приобретают заброшенные бесхозяйные наделы. Однако при оформлении в собственность этих участков незадачливые граждане терпят фиаско. Действительно, законодатель оставил мизерные шансы того, чтобы полноценно оформить право собственности на эти наделы.

Перед тем, как легально заполучить брошенную землю, следует разузнать, на чье имя зарегистрировано право собственности на якобы «бесхозный» участок. Направив информационный запрос в Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), получить подобного рода сведения вправе каждый гражданин.

Практически все земли закреплены за определёнными лицами – за кем-то на праве собственности, за кем-то на праве пожизненного наследуемого владения. Несмотря на это, найти хозяина земли практически невозможно. В таких ситуациях для оформления права собственности на «заброшенные земли» следует обратиться в суд с заявлением об изъятии участка . В обоснование своих требований следует указать, что земельный участок не используется собственником с соблюдением целевого предназначения. Особенности процедуры изъятия участка приведены в статьях 284-286 ГК РФ.

Видео сюжет, как купить земельный участок - советы арбитражного судьи

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления "прирезок" (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ " "). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

"Прирезка": что это такое и с чем ее едят

"Прирезкой" называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные "прирезки", а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась , регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется "прирезка", не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы "красных линий" – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением "прирезки" может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Цена вопр оса

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет "добавить" к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (). "Для расчета итоговой цены "прирезаемого" земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за "прирезку", который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости", – объясняет заместитель генерального директора юридической компании "Прайм Лекс" Александр Агафонов .

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты , размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел "Сервисы" (подраздел "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online") и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

"Цена "прирезок", вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены", – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев . Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости ().

Порядок оформления "прирезок"

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании "ИнвестКонсалт Системс", к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (). Например, гражданин не сможет "прирезать" землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. "Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления "прирезки" к нему потребуется разрешение банка", – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. "Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в нет норм, по которым возможно разрешить данный спор", – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы "ФинЭкспертиза" Виктор Демидов .

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. "Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях", – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления "прирезок"

Оформление "прирезок" выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. "А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости", – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании "Генезис" Артур Стариков . Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления "прирезок" у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Контекст

Продолжаем цикл публикаций о том, как с максимальной выгодой и минимальными затратами времени и денег воспользоваться правилами упрощенного оформления в собственность загородных участков и построек.

Сколько можно "прибавить"?

Нередко на практике оказывается, что фактические границы и площадь участка отличаются от тех, что указаны в "старых" документах о предоставлении земли. Причина в том, что раньше выделение участков происходило едва ли не на глазок, без точных замеров, - поясняют специалисты. Да и сами дачники часто по взаимному согласию передвигали заборы, присоединяли "кусочки" земли от ближайшего пустыря, дороги и т.п. В итоге - типичная история, когда в свидетельстве о праве на землю значатся стандартные 6 соток, а на самом деле хозяин долгие годы открыто владеет и пользуется, скажем, 7 или 8 сотками. Как узаконить такой "обновленный" участок?

Прежде всего, имейте в виду: бесплатно оформить в собственность «лишние» сотки можно лишь в том случае, если в государственном кадастре недвижимости не содержится точных данных о границах вашего земельного участка. Как правило, такая ситуация имеет место, если не проводилось межевание участка (именно по итогам этой процедуры вносятся точные сведения о местоположении границ). Соответственно, воспользоваться выгодными нормами упрощенного оформления могут в первую очередь большинство землевладельцев, получавших свои дачи в советское время (либо их наследники). Также удача, скорее всего, улыбнется тем, кто приобретал участки в 90-е годы до введения в действие Земельного кодекса РФ (напомним, он вступил в силу 30 октября 2001 года).

Алгоритм действий достаточно прост. Вы заказываете кадастровому инженеру составление межевого плана. В ходе такой работы происходит определение, установление на местности и документирование точных границ участка, а также уточнение его площади. Затем обращаетесь в орган кадастрового учета (кадастровую палату) по месту нахождения участка. Предъявляете межевой план и заявление: "Прошу внести в государственный кадастр недвижимости уточненные сведения о местоположении границ и площади земельного участка". На всякий случай можете также указать в заявлении ссылку на нормативный акт: часть 7 статьи 45 федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

На заметку

Обратите внимание на два важных нюанса, которые могут осложнить узаконивание "лишних" соток.

1. Бесплатное оформление в собственность увеличенной площади участка допускается, только если "дополнительная" часть не превышает, как сказано в законе, "предельного минимального размера участка, установленного… для земель соответствующего целевого назначения" (пункт 1 части 5 статьи 27 закона "О государственном кадастре недвижимости").

Поясним: для дачного строительства, к примеру, в большинстве регионов установлен стандартный (он же минимальный) размер участка 6 соток. Соответственно, бесплатно можно легализовать не больше 6 "лишних" соток. Под участки для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) где-то выделяется минимум 2, где-то - 3 сотки. Исходя из этого, если ваш участок предназначен для ИЖС, то бесплатно можно «прибавить» не больше 2 (3) дополнительных соток, находящихся в фактическом пользовании.

Минимальные размеры участков различного назначения устанавливаются региональными законами, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ). Если в каком-либо регионе (населенном пункте) такие акты отсутствуют, то бесплатно присоединить к участку в порядке уточнения границ разрешается не более 10 процентов его площади, указанной в документах о предоставлении участка (пункт 1 части 5 статьи 27 закона о кадастре).

2. По правилам, при подготовке межевого плана кадастровый инженер обязан обосновать увеличение площади участка по сравнению с первоначальными данными о ней по "старым" документам. Подсказки о том, как это сделать, содержатся в части 9 статьи 38 закона о кадастре. Цитируем: "При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные… документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка".

Больная тема: какие земли нельзя приватизировать

Перед тем, как приступать к оформлению участка (или тех самых "дополнительных" соток), стоит сразу сориентироваться: а позволяет ли закон в принципе получить в частную собственность эту землю? Ориентировкой послужит статья 37 Земельного кодекса РФ "Ограничения оборотоспособности земельных участков". В этой статье перечислены основные категории земельных участков, которые не подлежат передаче в собственность граждан.

К ним, в частности, относятся участки :

- в пределах особо охраняемых природных территорий;
- из состава земель лесного фонда;
- в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- предоставленные для нужд организаций транспорта, связи;
- расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
- расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Также запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, и участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

На практике наиболее часто встречаются случаи, когда граждане «прихватывают» земли лесного фонда, примыкающие к их участкам. Оформить в собственность эти сотки закон не позволяет, как бы долго они не находились в фактическом пользовании дачников. В то же время имейте в виду, что согласно статье 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, могут предоставляться в аренду или безвозмездное срочное пользование граждан.

Бесхозный участок: легкая добыча или правовая ловушка?

На форумах в Интернете можно найти массу историй о том, как незадачливые дачники "приобрели" заброшенные бесхозные участки, а при попытке оформить их в собственность оказались у разбитого корыта. Ситуации, когда в садовом (дачном) товариществе, кооперативе либо среди участков для ИЖС красуется огород, заросший бурьяном, без признаков посещения хозяевами, встречаются часто. Каковы шансы стать полноценным хозяином такой земли? Скажем прямо: невелики.

Что делать если при межевании земли оказалось больше и как добиться регистрации участка? Практика в нашей стране сложилась таким образом, что при межевании участков их реальный размер может оказаться гораздо больше учтённого кадастровой службой площади. Причин тому может быть масса, но в любом случае это является препятствием для регистрации такого участка в реестре, так что проблему нужно решать.

Уточнением на практике принято называть процедуру, целью которой является повторное проведение межевых работ. По итогам таких работ может быть выявлено, что площадь надела превышает установленные в кадастровой документации размеры или, наоборот, является меньше.

Такая процедура может привести к следующим правовым последствиям:
  • возникновению споров с соседями;
  • отказу в регистрации участка в кадастровом реестре;
  • административной ответственности за самовольное захватывание не принадлежащих лицу площадей;
  • юридическое увеличение площади земельного надела.

Проведение такой процедуры, в свою очередь, может понадобиться при осуществлении плановых проверок сотрудниками кадастровой службы или по желанию собственника земельного владения. При предъявлении претензий со стороны третьих лиц относительно границ участка также может быть проведена процедура уточнения.

Процедура проводится специально аттестованными инженерами, имеющими соответствующее образование и лицензию на осуществление своей деятельности. Итоговые значения выясняются в соответствии с результатами размежевания данного и при наличии споров смежных участков.

Если в итоге площадь окажется больше на показатель, равный или меньше 10% от заявленного изначального размера, а соседи не предъявляют претензии, то такое увеличение площади будет считаться законным. Кроме того, если площадь, вошедшая в состав участка, по итогам уточнения является частью участка, принадлежащего третьим лицам, то собственник уточнённого участка может быть привлечён к ответственности в административно-правовом порядке.


Землеустройство устанавливает определённые максимальные и минимальные значения для земельных наделов в зависимости от их назначения и разрешённого типа использования. Прерогатива по определению таких размеров принадлежит местным властям. Так что уточнять нужно у них.

Согласно Федеральному закону РФ «О государственном кадастре недвижимости», если площадь надела превышает принятые в том или ином регионе максимальные значения, то кадастровый орган вправе отказать в осуществлении учёта такого участка.

Отказ также последует, если:
  1. Размер участка вследствие межевания установлен больше размера, что ранее был учтён в реестре.
  2. Размер участка больше, чем на 10% превышает учтённые размеры участка.

Если же реальная площадь надела превышает учтённые показатели, но находится в рамках установленных местной администрацией предельных значений, то отказ кадастрового органа будет незаконным.

Показатель в 10% установлен для тех регионов или категорий земель, для которых предельные значения по площади местными властями не закреплены.

Однако, как показывает практика, кадастровый орган не обращает внимания на тот факт, что в местности установлены максимальные значения для площадей земельных наделов и в случае превышения учтённого размера более чем на 10% отказывает в регистрации участка. Подобный отказ, как уже было сказано, будет незаконным и его можно обжаловать в порядке административного судопроизводства.

Как увеличить размеры участка через суд? Судебная практика сложилась так, что собственники участков, размеры которых превышают заявленные изначально показатели площади, в большинстве случаев проигрывают.

Итак, чтобы выиграть данный процесс против кадастровой службы необходимо наличие двух факторов:


  • площадь надела не должна быть преувеличена больше, чем максимальные значения для той или иной местности, категории земли, установленные местной администрацией;
  • не должно быть претензий со стороны собственников смежных участков.

Но в большинстве случаев суды первой инстанции встают на сторону государственного органа. Имеющиеся примеры выигрыша собственников в подобных процессах показывают, что придётся пойти до Верховного суда. Кадастровый орган на основе постановления судьи увеличивает размеры надела.

Что касается сроков рассмотрения, то по первой инстанции дело будет рассматриваться не более чем два месяца. Такие же сроки установлены для апелляционного обжалования. Однако наличие неоконченного судебного процесса по рассматриваемому вопросу служит своего рода страховкой для собственника от привлечения к ответственности в административном порядке.

Кроме того, при обращении в суд необходимо заплатить пошлину, сумма которой равняется 300 рублей. При апелляционном обжаловании решения первой инстанции нужно заплатить половину от данной суммы.

Судебное решение проблемы может быть очень длительным, но между тем помогает собственникам избежать административной ответственности.

Сумма административных штрафов за подобные нарушения очень велика.


Можно увеличить площадь без суда? Если всё-таки размеры участка при межевании увеличились, то оформить излишние площади в своё владение и официально увеличить площадь участка можно путём выкупа. Для этого стоит разузнать про собственника излишне охваченных участком площадей. Если это частное лицо, то, возможно, следует с ним договориться. Если договориться не удаётся, то вопрос решается через суд.

Если конкретного собственника не обнаружено, значит, земля принадлежит государству, точнее, муниципалитету. Так что необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В таком случае вопрос, возможно, решится вообще бесплатно.

Местные власти исходят из того, что земельные владения были грамотно и планово распределены между владельцами на разные участки, так что неточности не в интересах власти. Об увеличении площади надела администрация примет постановление, на основании которого участок будет поставлен на кадастровый учёт уже при новых, уточнённых размерах.

К заявлению в администрацию необходимо представить следующие документы:
  • паспорт владельца надела;
  • акт о выделе земельного надела;
  • план размежевания, составленный при уточнении границ участка.

Таким же способом можно расширить свои владения. В данном случае всё зависит от решения местных властей. В случае принятия отрицательного решения заявитель может быть привлечён к ответственности за самозахват.

Можно ли оформить ранее не учтённый надел? Несмотря на все попытки властей как можно скорее поставить на учёт все земельные наделы, до сих пор остаются некоторые участки в частном владении, с неустановленными границами и с неопределёнными площадями. Государство поддерживает инициативы таких владельцев поставить на учёт эти участки. Что для этого нужно?

Основные условия для оформления таких участков следующие:

  • земля не должна быть выделена другим частным лицам в течение последних 15 лет;
  • нынешний владелец должен пользоваться землёй в течение 15 лет;
  • владелец должен уплачивать налоги за последние пять лет.

Все подобные ситуации также решаются через местную администрацию. В случае если администрация откажет в признании правомочия собственности за фактическим владельцем участка, имеющим вышеуказанные основания, добиться своего можно через судебные инстанции. Но такое происходит довольно редко.

Чтобы установить право собственности необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В заявлении необходимо указать просьбу о признании своего права на землю. Администрация может затребовать проведения межевания участка и выписку из реестра об отсутствии прав третьих лиц на указанный участок.

В данном случае межевание проводится на основе доверенности местной администрации, выданной на имя заявителя, открывается межевое дело. После получения плана его копию необходимо предъявить местной администрации.

После получения акта администрации собственник должен поставить участок на кадастровый учёт.

Вопросы ответственности лиц, самовольно присоединивших к своим земельным владениям новые части или дополнительный участок, регулируются статьёй 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Ответственность при этом исключительно имущественная, выраженная в виде административных штрафов. Итак, во сколько обойдётся штраф?

Размеры штрафов следующие:


  1. Для физических лиц сумма штрафа равняется эквиваленту 1-1,5 процента от установленной стоимости участка по кадастру для тех или иных территорий.
  2. Должностные лица уплачивают штраф в размере от 1,5 до 2%.
  3. Юридические лица – 2–3%.

Если же стоимость соответствующего участка по кадастру не была определена, то штраф устанавливается в виде фиксированной суммы.

Так:
  • физические лица – 5–10 тысяч рублей;
  • лица, занимающие определённые должности – 25–50 тысяч рублей;
  • юридические лица – 100–200 тысяч рублей.
Кроме того, привлечение лиц к ответственности за данное правонарушение имеет свои особенности:
  1. Размеры штрафов, установленные в виде процентов от стоимости участков, исчисляются исходя из удельной стоимости по кадастру той площади, которая была признана самовольно захваченной.
  2. Даже физические лица, использовавшие самовольно захваченные земли в целях предпринимательских, будут привлечены к ответственности в качестве юридических лиц и заплатят штраф, установленный для юридических лиц.

Таким образом, самовольный захват является крайне нежелательным явлением, прежде всего для самого собственника.

Так что, если было обнаружено превышение установленных в кадастре площадей, стоит как можно скорее официально оформить дополнительные площади себе в собственность.