Октавная система. Для непоющих - о голосе Ля малой октавы

В данной статье поговорим о том, что такое октавы на пианино и как с ними совладать. Знания нот октавы особенно важно на начальном этапе освоения клавишных, поскольку это базовые основые - без них далеко не уедешь. Музыкальные звуки могут по разному слышаться и их объединили по звучанию в определенные группы - октавы и они по разному называются...

бывают «Первая октава», «Вторая», «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». «Малая октава», «Большая», «Контроктава, «Субконтроктава».

Поняв и изучив как клавиатура делиться на октавы, вы легко сможете разобраться с любым клавишным инструментом, научитесь читать с листа и играть даже сложные музыкальные произведения.

Что такое октава на клавиатуре пианино?

Октава представляет собой тип музыкального интервала или расстояние между двумя нотами с одноименным названием. Например, найдите на клавиатуре ноту "до" и отсчитайте вверх или вниз восемь белых клавиш, то есть дойдите до следующей "до".

Термин "октава" заимствован от латинского слова "octavus", что означает восьмой.

Две соседние клавиши образовывают полутон и, соответственно, весь интервал составляет 12 полутонов. Каждая нота обладает своей собственной звуковой частотой, другими словами, скоростью колебания звука. Два звука, разделенных 8 ступенями, имеют частотное соотношение 2:1. Так, к примеру, нота "ля" содержит частоту 440 Гц, а на октаву выше она будет звучать на 880 Гц. Таким образом, это самый согласованный или приятно звучащий интервал.

Сколько октав у пианино

В предыдущем разделе мы познакомились с термином, а теперь узнаем, как называются октавы, где какая расположена и выясним, как они звучат. Вся клавиатура любого стандартного фортепиано делится на 7 октав плюс несколько дополнительных клавиш по краям.

Сначала посмотрим на основные три, которые находятся в середине клавиатуры, поскольку они часто используемые. В самом центре расположена первая окатва со средней высотой нот (261,63 - 523,25 Гц) и нотационным обозначением (С4-В4). Ниже ее стоит малая октава, звучание которой можно охарактеризовать, как умеренно-низкое (130,81- 261,63 Гц). Вторая октава (С5-В5), наоборот, выше первой и звучит умеренно высоко (523,25 - 1046,5 Гц). Далее добавляем еще две по обе стороны: большая октава (С2-В2) с низким тоном (65,406 - 130,81 Гц) и с другой стороны третья октава(С6-В6) с высоким тоном (1046,5 - 2093,0 Гц). Из полных у нас осталась контроктава (С1-В1) с чрезвычайно низким звуком (32,703 - 65,406 Гц) и четвертая (С7-В7) с чрезвычайно высоким (2093,0 - 4186,0 Гц). В самом нижнем регистре есть еще две клавиши А0 и В0, которые называются субконтроктава (16,352 - 32,703 Гц).

нажмите на картинку для увеличения

Это простой, но достаточно эффективный способ представить себе октавы, где каждая имеет свою собственную территорию, а также понять, как они звучат, прежде чем есть возможность их услышать.

А вот как выглядят первая и малая октавы в нотной тетради:

Как играть октавы на пианино

Один из лучших способов освоить октавы и усовершенствовать технику игры через . Лучше всего начинать с до-мажор. Играть нужно очень медленно, отрабатывая по отдельности каждую руку.

Со временем и упорством ваш навык вырастит, и вы будете чувствовать себя более комфортно и уверенно. С этого момента можно переходить на более быстрый темп. Но не торопитесь. Во-первых, ваши запястья могут устать, так как не привыкли к растяжке. Во-вторых, нужно отработать технику сбрасывания веса руки на клавиши, сохраняя при этом плечи свободными. Благодаря этим занятиям выработается выносливость, и пальцы привыкнут к форме интервала. Кроме того, регулярная игра гамм, усиливает представление об октавах в уме и значительно улучшает общее понимание каждой, а также способность быстро передвигаться по клавишам.

Знать диапазон собственного голоса полезно для каждого музыканта. Речь не только о вокалистах, а обо всех людях, занимающихся музыкой - композиторах, гитаристах, пианистах. Знание диапазона помогает писать музыку в комфортных тональностях (или выбирать минуса в нужных тональностях), а также перерабатывать вокальные партии таким образом, чтобы не надорвать связок.

сайт объясняет, как определить диапазон голоса, чтобы правильно рассказать о собственном вокале.

Как описать собственный голос?

Представим, что музыкант откликнулся на объявление местной группы о поиске гитариста с хорошим голосом. Участники коллектива спрашивают музыканта, какой у него голос. Как ответить на этот вопрос?

Описать свой вокал можно тремя способами:

  1. Сравнить свой голос с другим вокалистом. Способ заведомо провальный, так как никто не поверит, что вы поете так же, как Роберт Плант;
  2. Дать общую характеристику своему вокалу. Например, сказать, что вы - лиричный баритон, рок-тенор или роковый альт. Такое описание проще для восприятия, но не несет полезной информации;
  3. Рассказать о диапазоне своего голоса, отметив самую низкую и самую высокую ноту, которую вы можете спеть. Это самый информативный и нормальный способ описания вокала.

Несмотря на понятность третьего способа, часто музыканты дают неполную информацию о диапазоне вокала. Многие приходящие ко мне ученики говорят, что могут спеть все ноты от нижней До до Си бемоль, но не уточняют о каких октавах идет речь.

Как определить диапазон голоса?

Чтобы точно определить диапазон своего голоса, достаточно обратиться к музыкальной теории и октавной системе группировки нот. Все звуки, которые мы можем использовать в музыке и которые различимы человеческим ухом, разбиты на 9 октав. К каждой ноте До привязана цифра, обозначающая октаву, к которой она относится.

Цифра Название октавы
0 Субконтроктава
1 Контроктава
2 Большая октава
3 Малая октава
4 Первая октава
5 Вторая октава
6 Третья октава
7 Четвертая октава
8 Пятая октава

Таким образом, До субконтроктавы будет обозначаться как C0, До контроктавы - C1 и так далее. Все остальные ноты внутри октавы также обозначаются соответствующей цифрой: Фа контроктавы - F1, Соль первой октавы - G4, Ми пятой октавы - E8. Нота До первой октавы находится посередине 88-клавишной клавиатуры и часто берется за отправную точку (в западной музыкальной традиции ее также называют Middle C - серединное До).

Определить диапазон голоса можно с помощью фортепиано или Piano Roll в . Начните поиск звуков, которые вы можете спеть, с До первой октавы (C4). Если вы можете спеть этот звук чисто, двигайтесь вниз, а затем вверх, проверяя доступные вашему голосу ноты. Последние звуки сверху и снизу, которые вы смогли спеть чисто и без дискомфорта для себя и связок - это границы вокального диапазона.

Ноты Ля и Си малой октавы (A3, B3) и До и Ре первой октавы (C4-D4) доступны всем людям. Мужчины и женщины с любым голосом поют эти ноты чисто.

Несмотря на жесткие звуковое разграничение, вы можете без труда брать ноты выше или ниже определенного диапазона. Тем не менее, к диапазону голоса относятся только те ноты, которые вы можете с легкостью и без дискомфорта петь в любой ситуации.

Название Принадлежность Нотация Расшифровка нотации
Бас Мужской E2-D4 От Ми большой октавы до Ре первой октавы
Баритон Мужской F2-G4 От Фа большой октавы до Соль первой октавы
Тенор Мужской A2-C5 От Ля большой октавы до До второй октавы
Альт Женский E3-G5 От Ми малой октавы до Соль второй октавы
Меццо-сопрано Женский E3-B♭5 От Ми малой октавы до Си бемоль второй октавы
Сопрано Женский G3-C6 От Соль малой октавы до До третьей октавы

В каждом виде голоса есть множество подвидов, уточняющих диапазон доступных нот (например, баритон подразделяется на лирический, драматический и тенор-баритон), но такие уточнения не несут практической пользы для обычных музыкантов.

Данный текст является плодом нездоровой идеи написать некий фак для тех, кто не занимается вокалом, не интересуется упражнениями и терминологией, но любит музыку и не прочь напеть любимые песни под гитару. Или оценить возможности вокалистов любимых групп и их место в вокальной иерархии. Наконец, для тех кому просто интересно, чем тенор в принципе отличается от баса.

Здесь я не буду нудеть о таких радостях, как дыхание, "опора", "купол" - о них и так написано дофига, причем понять из написанного ниче невозможно, пока пару лет сам не поообламываешь рога об эти вещи.
Я просто по-возможности доступно расскажу о том, как устроен изнутри певческий голос и какие голоса встречаются в дикой природе.
В общем, я попытаюсь написать такой текст, который в свое время весьма бы пригодился мне, но почему-то тогда на глаза не попался.

Начнем с самого простого, понятного и интересного. Диапазон. Какой вообще бывает диапазон у певческих голосов? Вы удивитесь но он, в общем, достаточно невелик. Профессиональному оперному певцу полагается иметь 2 октавы. Причем произведений, реально задействующих эти две октавы целиком сравнительно немного. Обычно нужна где-то октава-полторы. Ну а в попсе, у бардов и в русском роге - бывает и полоктавы достаточно.

Две октавы - это много или мало? Для сравнения: классическая гитара позволяет извлечь 3.5 октавы, электро ~ 4, мой синтезатор "Ямахо" - 5 октав, фортепьяно ~7.3 октавы.
Кажется немного. На самом деле тут следует пояснить, что такое "диапазон профессионального певца". Под этим подразумеваются такие ноты, которые он споет, будучи разбуженным посреди ночи с простудой и с тяжкого бодуна. Т.е. такие ноты, которые всегда при нем и которые он уверенно издает, приходя день за днем на работу. Кроме того, само собой подразумевается красивое, музыкальное, правильное звучание всех нот диапазона, а еще выровненное по тембру и динамике (т.е. громкости). А также "полетное", т.е. голос профессионального оперного певца должен быть всегда слышен зрителям в последнему ряду. Нет, это не то же самое, что "громко".
Итак, заполучить эти две октавы - серьезная работа, на которую тратятся годы в муз. училищах и консерваториях.

Вообще говоря, кроме упомянутых двух "профессиональных" октав, в голосе могут быть еще дополнительные ноты. Снизу или даже сверху. Но их немного, вряд ли больше терции туда или обратно. Чаще эти ноты бывают у женщин, у них диапазон чуть побольше. Так или иначе, современный оперный материал эти ноты не востребует (под "современным" я тут понимаю нынешний репертуар оперных театров, фактически с рядом оговорок можно считать, что "современная" опера начинается с композитора Верди).

А как же быть с периодически встречающимися рассказами о певцах с диапазонами в 3-4-5 октав? Да так и быть. Спросить, как меряли данный диапазон. А меряли его, скорей всего, с включением всех непевческих звуков. То бишь от отрыжки до визга при прижатии дверью. Обычно подобные утверждения - либо реклама, либо мальчики и девочки на форумах меряются друг с дружкой виртуальными приборами.

И есть еще одна вещь, о которой надо тут сразу упомянуть. Так сказать, третья октава из кустов. Фальцет.
В общем, это такой режим работы мужского голоса, когда он звучит как женский. Ну, все слышали Витаса?
Или вот послушаем одного из лучших вокалистов в современном роке - Мэта Беллами, мастерски владеющего фальцетом и легко переходящего с него на основной голос, что вкупе с его тенором и дает 3 октавы.

В приведенной вещи все спето фальцетом

Мужской академический вокал использование фальцета не подразумевает, разве что в качестве характерной краски. В любом случае, в диапазон эти ноты не включаются. Хотя бывает так, что мужик целиком поет все фальцетом, т.е. женским голосом. Таких кадров называют контр-тенорами, обычно они поют репертуар сопрано или меццо-сопрано и по звуку от них малоотличимы.
Чтоб не забыть про женщин, надо сказать, что у них есть свой "фальцет" - называется свистковый регистр, используется крайне редко.

В этом месте хотелось бы чуть подробнее рассказать о типах голоса, раз уж пошла такая бадяга. По-большому счету их 6: три мужских (от высокого к низкому - тенор, баритон, бас), три женских (сопрано, меццо-сопрано, контральт дел... контральто). Каждый мужской голос примерно на октаву ниже соответствующего женского. Правда тут надо иметь в виду, что каждый из типов голосов делится еще минимум на два: лирический (высокий, светлый) и драматический (низкий, более плотный и сильный). Максимум же голоса делятся на стопицот разновидностей, в зависимости от гикнутости того или иного исследователя. Больше всего разнообразия наблюдается среди сопран и басов, что логично.

Большинство мужиков по статистике баритоны. Так что, если вы - мужык, то, скорей всего, вы - баритон, если нет причин подозревать обратное. Если есть причины, то, вполне возможно, все равно баритон - точно тип голоса может определить только специалист, и то, бывает, промахиваются. Т.е., если вы в разговоре все время басите, то это совсем не значит, что вы бас, а не тенор. Кроме того, в чистом виде перечисленные типы голосов встречаются редко, обычно что-то посередине между басом и баритоном, либо тенором и баритоном. Бывает и так, что певец начинает карьеру баритоном, а продолжает тенором. Классический пример - Пласидо Доминго.

Женщины же в большинстве своем обладают высоким голосом - сопрано. Меццо встречаются на порядок реже, а контральто ныне и вовсе вымирающий вид, сейчас их уже не особо и отделяют от меццо.

Обычно в процессе постановки голос приводят к звучанию, характерному для его типа, т.е. тенор орет тонким голосом, а бас бубнит толстым. Хотя в принципе это необязательно, можно пытаться изображать звук не своего типа, просто для каждого голоса есть свой как бы оптимальный тембр.
Меццо от сопрано по звуку отличить сложнее, а бывает и совсем нельзя.

Что касается современной эстрады, как рока, так и попсы - она почти полностью состоит из теноров или косящих под теноров. По-видимому, высокий голос больше соответствует эротическим фантазиям целевой аудитории (из девочек-подростков). Хотя в советской эстраде, да и в зарубежной середины XX века, было много баритонов. Некоторые из них (Гопзон, Лещенко) до сих пор паяют.

Насколько же отличаются друг от друга голоса по диапазону? На самом деле, не так сильно, для "соседних" голосов примерно на терцию, т.е. на 1.5-2 тона. В октаве, напоминаю, 12 полутонов или 6 тонов. Но надо понимать, что терция это немного, если брать ее с серединки диапазона, а вот если с верхней ноты - так там каждый полутон дается, как подъем на Эверест.

Наконец, последняя вещь насчет типов голосов. В общем, классификация данная применяется в академической музыке по одной причине: партии пишутся под тот или иной тип голоса, и соответственно причисление певца к тому или иному классу определяет оптимальный для него репертуар. В эстраде все иначе, там материал часто пишется под данного конкретного исполнителя (нередко им самим), и тут совершенно неважно, тенор он или колоратурный бас - есть возможность подобрать удобный материал под конкретный голос, а не под тип. Поэтому достоверно узнать, какой голос у того или иного исполнителя часто проблематично. А меж тем это иногда бывает полезно при перепевании чужого материала, так сказать сопоставить возможности оригинального исполнителя со своими.

Все, на сегодня устал. Во второй части попытаюсь написать о структуре голоса и о понятии тесситуры, а также сделать ряд практических выводов.
Надеюсь на бурное обсуждение текста, небольшой срачик в комментах также бы не помешал.

Напоследок предлагаю послушать хороших исполнителей.

Сергей Лемешев, лирический тенор.

Муслим Магомаев, баритон.

Федор Шаляпин, высокий бас.

Анна Нетребко, сопрано.

Елена Образцова, меццо-сопрано.

Октавная система - способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства.

Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте. Это явление называется октавным сходством звуков. На основе этого весь диапазон частот используемых в музыке звуков делится на участки, называемые октавами , при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней .

Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени («До ») равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени («Ля ») одной из октав (называемой «первой») составляла бы 440 Гц.

Обозначения октав

Диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав, каждая из которых имеет своё название. Кроме того существуют разные способы обозначения принадлежности звука той или иной октаве, из которых наиболее распространены два - нотация Гельмгольца и научная нотация.

Наименования октав

Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется «Первая октава», следующая вверх - «Вторая», затем «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». Октавы ниже 1-й имеют собственные названия: «Малая октава» - это октава ниже 1-й, «Большая» - ниже малой, «Контроктава» - ниже большой и наконец «Субконтроктава» - ниже контроктавы - самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже субконтроктавы и выше 5-й октавы выходят за диапазон применяемых в музыке звуков и потому не имеют собственных названий и обозначений звуков.

Нотация Гельмгольца

Была предложена немецким математиком Германом Гельмгольцем в своей работе «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» (нем. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik , 1863) . Эта нотация основана на комбинации способа записи названия ступени - с большой либо маленькой буквы, числе штрихов рядом с названием ступени - от одного до пяти (вместо штрихов также используются арабские цифры) и места постановки штрихов - снизу либо сверху. Нотация Гельмгольца может быть применена как со слоговой системой наименования ступеней, так и с буквенной.

Научная нотация

Второй способ обозначения октав называется «научная система обозначения высоты звука». Впервые была предложена в 1939 году Американским акустическим обществом . В научной нотации номер октавы записывается сразу после обозначения ступени, при этом октавы нумеруются начиная с самой низкой слышимой (субконтроктавы), которой присваивается номер 0. Эта нотация применяется только с буквенной системой наименования ступеней.

Список октав

Включает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц. Самая низкая из слышимых октав, как правило нижние ступени этой октавы в музыке не используются. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо (Михаил Златопольский).

Номер ступени Частота , Гц Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 16,352 До 2 C 2 C0
2 18,354 Ре 2 D 2 D0
3 20,602 Ми 2 E 2 E0
4 21,827 Фа 2 F 2 F0
5 24,500 Соль 2 G 2 G0
6 27,500 Ля 2 A 2 A0
7 30,868 Си 2 H 2 * H0

* В англоязычных странах используется модифицированная система Гельмгольца, вместо символа H для ноты «си» используется символ B, который в немецкой системе означает «си-бемоль».

Включает звуки с частотами от 32,703 Гц (включительно) до 65,406 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо (Владимир Миллер).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация
1 32,703 До 1 C 1 C1
2 36,708 Ре 1 D 1 D1
3 41,203 Ми 1 E 1 E1
4 43,654 Фа 1 F 1 F1
5 48,999 Соль 1 G 1 G1
6 55,000 Ля 1 A 1 A1
7 61,735 Си 1 H 1 H1

Включает звуки с частотами от 65,406 Гц (включительно) до 130,81 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , тенор ; штробас . Среди женщин - например, Мэрайя Кэри , Джорджия Браун (сопрано).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 65,406 До C C2
2 73,416 Ре D D2
3 82,407 Ми E E2
4 87,307 Фа F F2
5 97,999 Соль G G2
6 110,00 Ля A A2
7 123,47 Си H H2

Включает звуки с частотами от 130,81 Гц (включительно) до 261,63 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , бас-баритон , тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 130,81 до c C3
2 146,83 ре d D3
3 164,81 ми e E3
4 174,61 фа f F3
5 196,00 соль g G3
6 220,00 ля a A3
7 246,94 си h H3

Включает звуки с частотами от 261,63 Гц (включительно) до 523,25 Гц. Средняя октава звукоряда музыкальной системы. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - бас-профундо , бас , баритон , тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 261,63 до 1 c 1 C4
2 293,66 ре 1 d 1 D4
3 329,63 ми 1 e 1 E4
4 349,23 фа 1 f 1 F4
5 392,00 соль 1 g 1 G4
6 440,00 ля 1 a 1 A4
7 493,88 си 1 h 1 H4

Включает звуки с частотами от 523,25 Гц (включительно) до 1046,5 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - тенор , тенор-альтино , контратенор , контральто , меццо-сопрано , сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 523,25 до 2 c 2 C5
2 587,33 ре 2 d 2 D5
3 659,26 ми 2 e 2 E5
4 698,46 фа 2 f 2 F5
5 783,99 соль 2 g 2 G5
6 880,00 ля 2 a 2 A5
7 987,77 си 2 h 2 H5

Включает звуки с частотами от 1046,5 Гц (включительно) до 2093,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - тенор-альтино /контратенор (Иван Козловский), сопрано .

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 1046,5 до 3 c 3 C6
2 1174,7 ре 3 d 3 D6
3 1318,5 ми 3 e 3 E6
4 1396,9 фа 3 f 3 F6
5 1568,0 соль 3 g 3 G6
6 1760,0 ля 3 a 3 A6
7 1975,5 си 3 h 3 H6

Четвёртая октава

Включает звуки с частотами от 2093,0 Гц (включительно) до 4186,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7. Голос человека - свистковый регистр (Мэрайя Кэри).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 2093,0 до 4 c 4 C7
2 2349,3 ре 4 d 4 D7
3 2637,0 ми 4 e 4 E7
4 2793,8 фа 4 f 4 F7
5 3136,0 соль 4 g 4 G7
6 3520,0 ля 4 a 4 A7
7 3951,1 си 4 h 4 H7

Включает звуки с частотами от 4186,0 Гц (включительно) до 8372,0 Гц. Самая высокая из используемых в музыке октав, верхние ступени (выше «До») применяются очень редко. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8. Голос человека (способный исполнять подобные ноты) - фальцет (Адам Лопес (англ. ) , Джорджия Браун (англ. ) ).

Номер ступени Частота, Гц Слоговое обозначение по Гельмгольцу Буквенное обозначение по Гельмгольцу Научная нотация Современная музыкальная нотация
1 4186,0 до 5 c 5 C8
2 4698,6 ре 5 d 5 D8
3 5274,0 ми 5 e 5 E8
4 5587,7 фа 5 f 5 F8
5 6271,9 соль 5 g 5 G8
6 7040,0 ля 5 a 5 A8
7 7902,1 си 5 h 5 H8

Рекордные вокальные диапазоны

Согласно книге рекордов Гиннесса, мировой рекорд на самую высокую ноту среди мужчин установлен: австралийский музыкант испанского происхождения Адам Лопес с 2005 года до-диез пятой октавы, с 2008 года тот же Адам Лопес ре-диез пятой октавы, с 2017 года китаец Ван Сяо Лун (Wang Xiaolong) ми пятой октавы. Мировой рекорд на самую высокую ноту среди женщин и абсолютный: бразильская певица итальянского происхождения Джорджия Браун с 2004 года соль седьмой октавы (G10). Также у Джорджии Браун с 2004 года мировой рекорд на самый широкий вокальный диапазон среди женщин: от соль большой октавы до соль седьмой октавы (8 октав). Мировой рекорд на самую низкую ноту среди женщин: Хелен Лихей из Германии (Helen Leahey) с 2018 года: ре большой октавы (72,5 Гц), её самая высокая нота ре второй октавы. Мировой рекорд на самую низкую ноту среди мужчин и абсолютный: у американского певца Тима Стормса - с годами голос становится ниже и он несколько раз обновлял рекорд: в 2002 и 2008 годах, с 2012 года G −7 или 0,189 Гц. Мировой рекорд среди мужчин и абсолютный на самый широкий диапазон - также у Тима Стормса, 10 октав с 2008 года, от G/G# −5 до G/G# 5 (неточные ноты, 0,7973 Hz - 807,3 Hz, его самая высокая нота соль второй октавы), но большая часть этого диапазона относится к инфразвуку, не слышимому человеческим ухом и регистрируемому только специальными приборами, тогда как у Джорджии Браун весь вокальный диапазон слышимый.

Схема

С помощью данной схемы или клавиатуры фортепиано возможно нахождение частоты звука.

Таблица соответствия нот частотам

Частоты в герцах (интервал от До первой октавы в полутонах)
Октава →
Нота ↓
Суб-контр Контр Большая Малая 1 2 3 4 5 6 7
C 16,352 (−48) 32,703 (−36) 65,406 (−24) 130,81 (−12) 261,63 (±0) 523,25 (+12) 1046,5 (+24) 2093,0 (+36) 4186,0 (+48) 8372,0 (+60) 16744.0 (+72)
C♯ / D♭ 17,324 (−47) 34,648 (−35) 69,296 (−23) 138,59 (−11) 277,18 (+1) 554,37 (+13) 1108,7 (+25) 2217,5 (+37) 4434,9 (+49) 8869,8 (+61) 17739.7 (+73)
D 18,354 (−46) 36,708 (−34) 73,416 (−22) 146,83 (−10) 293,66 (+2) 587,33 (+14) 1174,7 (+26) 2349,3 (+38) 4698,6 (+50) 9397,3 (+62) 18794.5 (+74)
D♯ / E♭ 19,445 (−45) 38,891 (−33) 77,782 (−21) 155,56 (−9) 311,13 (+3) 622,25 (+15) 1244,5 (+27) 2489,0 (+39) 4978,0 (+51) 9956,1 (+63) 19912.1 (+75)
E 20,602 (−44) 41,203 (−32) 82,407 (−20) 164,81 (−8) 329,63 (+4) 659,26 (+16) 1318,5 (+28) 2637,0 (+40) 5274,0 (+52) 10548 (+64) 21096.2 (+76)
F 21,827 (−43) 43,654 (−31) 87,307 (−19) 174,61 (−7) 349,23 (+5) 698,46 (+17) 1396,9 (+29) 2793,8 (+41) 5587,7 (+53) 11175 (+65) 22350.6 (+77)
F♯ / G♭ 23,125 (−42) 46,249 (−30) 92,499 (−18) 185,00 (−6) 369,99 (+6) 739,99 (+18) 1480,0 (+30) 2960,0 (+42) 5919,9 (+54) 11840 (+66) 23679.6 (+78)
G 24,500 (−41) 48,999 (−29) 97,999 (−17) 196,00 (−5) 392,00 (+7) 783,99 (+19) 1568,0 (+31) 3136,0 (+43) 6271,9 (+55) 12544 (+67) 25087.7 (+79)
G♯ / A♭ 25,957 (−40) 51,913 (−28) 103,83 (−16) 207,65 (−4) 415,30 (+8) 830,61 (+20) 1661,2 (+32) 3322,4 (+44) 6644,9 (+56) 13290 (+68) 26579.5 (+80)
A 27,500 (−39) 55,000 (−27) 110,00 (−15) 220,00 (−3)

Мечтаете стать певцом? Для начала необходимо разобраться во множестве тонкостей этой работы. Также следует знать основные диапазоны певческих голосов, каким образом они измеряются и как их развивать.

Что такое диапазон

Диапазон – это звуковой объем. Это потенциальные возможности певца брать те или иные ноты. Все мы с рождения обладает определенным диапазоном. Его можно развивать на несколько тонов в случае необходимости.
Очевидно, что частотный диапазон голоса мужчин и женщин различен. Это заметно даже при обычной беседе. У мужчин голос более грубый. Это связано с более толстыми голосовыми складками, которые даны им с рождения.

Регистр – определенный участок звукового объема. Он может быть верхним, средним или нижним. Используется как отдельная возможность измерения голосовых данных.

Женские и мужские певческие возможности делятся на несколько видов.

Для сильной половины человечества характерен бас, баритон и тенор. Соответственно – низкий, средний и наиболее высокий. Девушкам же свойственен контральто, меццо-сопрано, сопрано. Градация такая же, как у мужских голосов: от более низкого до самого высокого.

Как узнать границы своего диапазона

Для начала следует понять основное различие между певческим и звуковым диапазоном. В обычной жизни мы способны издавать различные звуки: начиная от шепота и до громких возгласов радости и счастья. Такие высокие или напротив – низкие звуки, едва ли удастся воспроизвести в пении.

Самый низкий и свистковый регистр звукового диапазона не задействован в пении.

Чтобы узнать границы своих вокальных возможностей есть несколько способов. Это, безусловно, можно сделать дома. Нужно подойти к фортепиано и начать распеваться в соответствии с увеличением звука инструмента (или снижением звука). Когда вы уже не сможете спеть выше или ниже – это предел ваших возможностей на сегодняшний день. В


Но есть и другой, более надежный и достоверный способ – посещение фониатора. Он даст полноценную консультацию и расскажет, есть ли смысл развивать собственные возможности, и если да – то в сторону верхнего или нижнего регистра. Впрочем, вы можете несколько с помощью специальных упражнений.

Какой существует самый большой диапазон голоса?

Всего существует 8 октав. В Книгу рекордов Гиннеса попала певица из Санкт-Петербурга, как обладательница самого уникального голоса на земле.

Татьяна Долгопологова имеет потрясающий диапазон – 5 октав и 1 тон. Едва ли найдется человек, который сможет превзойти ее возможности.

У современных певцов средний диапазон – 2 октавы. Этого достаточно для полноценной работы на эстраде, и именно до этой планки его можно развить.

Конечно, неплохо было бы равняться на звезд мировой величины. Так, например, диапазон голоса Уитни Хьюстон был, ни много ни мало, ПЯТЬ октав. Благодаря великолепному голосу, певицу, которая за свою жизнь шесть раз совершала мировое турне, встречали с восторгом в любой стране земного шара. А неподражаемый харизматичный Фредди Меркури диапазоном голоса в 3 октавы завораживал многомиллионные стадионы. Даже Монтсеррат Кабалье пела вместе с коллективом «Queen». К сожалению, талант такого рода развить невозможно, это бесценный дар матушки-природы. Если вы один из счастливых обладателей подобного дара, то его надо беречь: в случае повреждения бывает достаточно трудно.

Женские и мужские голоса

Современная классификация голосов по диапазону высоты делит их на мужские, женские и детские. Среди детских выделяют альт и дискант. Диапазон мужских голосов подразделяют на бас (низкий), тенор (высокий) и баритон (средний по высоте). Отдельно стоит отметить сверхнизкий бас-профундо и сверхвысокий тенор-альтино.

В диапазоне женского голоса представлены низкий контральто, высокий сопрано и средний по высоте меццо-сопрано. Самыми знаменитыми современными певицами, чьи оперные голоса и диапазон сопрано поражали воображение и услаждали слух множественных почитателей, необходимо отметить нашу соотечественницу Антонину Нежданову, итальянку Амелиту Галли-Курчи и гречанку Марию Каллас. Реже всего встречается у певиц контральто. Однако именно для этого голоса знаменитый Римский-Корсаков написал песни Леля из «Снегурочки». И партия Ольги в «Евгении Онегине» также создана для этого густого, неимоверно насыщенного женского голоса, завораживающего саму душу прилежного слушателя. Основа красивого вокала - правильное дыхание. Ему учатся с детства. - это прекрасная подготовка не только в плане пения, но и важная составляющая физического здоровья в целом.