Опен офис дро. Программа рисования Draw пакета OpenOffice. Изменение размера и перемещение

Каждый объект - уже измененный, скомбинированный, преобразованный или просто графический примитив - имеет определенный набор характеристик, таких как размеры, цвет, угол поворота, семейство и размер шрифта и т.п. При этом с точки зрения модификации объекты можно разделить на три группы:

  1. графические объекты, характеризуемые областью (большинство объектов);
  2. графические объекты, характеризуемые частными свойствами (линии, соединительные линии, легенда);
  3. текстовые объекты (простой текст).

Для изменения параметров объектов сначала выберите требуемый, щёлкнув на любой его части. Программа подтвердит выбор, подсвечивая область размещения объекта квадратными точками. При этом примитивы, которые характеризуются областью, а также текстовые объекты, выделяются полем из восьми квадратных точек зеленого цвета, остальные выделяются точками бирюзового цвета, которые показывают ключевые точки объекта.

Можно выделить сразу несколько объектов с помощью левой кнопки мыши при нажатой клавише Shift - в этом случае выбранные объекты будут выделены одним полем из восьми точек и все дальнейшие операции будут действовать на все выбранные объекты.

Область выделения объекта можно растягивать, перемещать, вращать и т.д. Растягивание области простого текста не приводит к изменению размера текста; во всех остальных случаях изменение размеров области выделения приводит к масштабированию объекта.

Изменение размера и перемещение

Точки-вершины прямоугольной области объекта используются для изменения размера объекта в обоих измерениях, а точки на сторонах - только в одном. Для произведения этих действий "схватите" мышью нужную точку, растяните область и отпустите кнопку.

Для объектов второго типа при изменении размера используются контрольные точки - примерно так же, как и при изменении размера области, однако в данном случае изменение размеров происходит по правилам самого объекта: например, для Легенды удлинение указательной стрелки не приводит к изменению области пояснения.

Рамка области текстовых объектов задает поле набора текста и ширину строки; изменение её размеров не приводит к изменению размера шрифта, в отличие от текста, вписанного в рамку, где он зависит от размера заданной области и подбирается автоматически с тем, чтобы весь текст уместился в заданной области.

Для перемещения объекта щёлкните левой кнопкой мыши по любой части объекта, переместите объект, не отпуская кнопку, и, отпустив её, зафиксируйте изменение.

Текст объектов

Почти все объекты (кроме трёхмерных) в той или иной форме могут содержать текст. Для текстовых объектов это, разумеется, основная функция; для других - дополнительная.

Если сделать двойной щелчок левой кнопкой мыши на объекте, то появится курсор, который позволяет ввести или исправить текст объекта. Его свойства можно менять так же, как и для текстовых объектов - с помощью инструментов панели объектов, меню Формат или с помощью контекстного меню.

Эффекты

Для других операций над объектами, такими как вращение, зеркальное отражение и других, используется панель эффектов.

После выбора инструмента вращения точки выделения объекта примут круглую форму; в зависимости от типа выбранного объекта каждая точка дает доступ к разным функциям. При наведении мыши на нужную точку, курсор меняет вид, обозначая возможную операцию; кроме этого, при выполнении операции в строке состояния появляется название и детальные данные по текущей операции. Если для выбранного объекта функция, соответствующая контрольной точке, не применима, то курсор меняется на перечеркнутый круг.

Точки вершины прямоугольника области выделения используются для вращения объекта в плоскости листа относительно центра, показанного в виде маленького кружка с перекрестием. По умолчанию центр вращения установлен точно в центре области выделения объекта, однако можно передвинуть его мышью в любую точку страницы. Для трехмерных объектов точки в вершинах области выделения позволяют вращать их в плоскости листа.

Точки на сторонах области выделения объекта используются для искажения объекта в соответствующем направлении. Для трехмерных объектов эти точки позволяют вращать их в плоскости, расположенной перпендикулярно плоскости листа и параллельно стороне прямоугольной области выделения, содержащей выбранную контрольную точку.

Панель Эффекты позволяет выполнять и другие полезные операции над объектами, такие как деформации, зеркальные отражения под любым углом, построение объекта методом вращения плоского прототипа, регулировка прозрачности. Эти инструменты будут рассмотрены в следующей редакции этого руководства.

Использование редактора точек

Режим редактирования точек можно вызвать через инструмент Правка точек на панели объектов (или опций), контекстное выпадающее меню (пункт Правка точек ) или с клавиатуры клавишей F8 .

Этот режим доступен для объектов, построенных из кривых Безье.

Большинство объектов при необходимости правки точек можно преобразовать к кривым Безье при помощи пункта Преобразовать контекстного выпадающего меню.

В режиме редактирования точек можно изменять тип точки, замыкать кривую, добавлять и удалять точки, используя инструменты редактора точек, которые появляются на панели объектов после включения режима редактирования точек. Выберите правой кнопкой мыши нужную точку - появится возможность менять угол и размеры направляющих линий выбранной опорной точки. Таким образом можно менять степень изгиба линии по разные стороны от этой точки.

Сами опорные точки можно перемещать, удалять, добавлять и менять их тип. Кроме этого, на панели Правка точек имеются инструменты для замыкания или размыкания кривой и преобразования линии в кривую Безье.

Для удобства OpenOffice.org Draw различает три вида опорных точек:

Симметричный переход - опорная точка с одинаковыми по длине направляющими отрезками. При изменении длины одной направляющей симметричного перехода вторая также изменяет длину.

Плавный переход - это обычная опорная точка с разными по длине и раздельно корректирующимисянаправляющими.

Угловая точка - это опорная точка, в которой кривая как бы разрывается. Направляющие отрезки угловой точки могут не лежать на одной линии и иметь разную длину.

Выбрав нужную опорную точку, можно с легкостью поменять ее тип с помощью инструментов на панели Правка точек

Свойства области

Область объекта, если она существует, может весьма гибко настраиваться через инструменты панели объектов(менюФормат->Область или контекстное меню Область ).

Она может иметь разное наполнение, отбрасывать тень и быть прозрачной.

Наполнение может быть заливкой цветом, градиентной заливкой, штриховкой или растровой текстурой.

Тень и прозрачность также имеют свои настройки, которые можно найти на соответствующих закладках окна свойств области.

Свойства линий

Каждый объект OpenOffice.org Draw содержит линии - даже текст имеет рамку, которую по умолчанию не видно.

Настройки этих линий можно вызвать через инструменты панели объектов, меню Формат->Линия или через контекстное меню Линия ; при этом можно изменять цвет, толщину, задавать прозрачность и снабдить концы линии стрелками различного вида.

Свойства текста

Для текстовых и содержащих текст объектов имеется возможность менять его вид и свойства через инструменты на панели объектов, меню Формат или контекстное меню.

Свойства текста вызываются при помощи инструментов панели объектов, меню Формат->Текст или контекстного меню Текст . Здесь определяется, будет ли текст вписан в рамку или наоборот - текст будет задавать размеры рамки, а также будут ли применяться различные эффекты бегущей строки при выводе текста на экран.

Для изменения свойств символов и абзаца используются другие пункты меню Символ и Абзац контекстного меню или эти же пункты меню Формат.

    OPENOFFICE2015

    Тип лицензии :

    Крякнутая

    Языки :

    Windows 8, 8 64-bit, 7, 7 64-bit, Vista, Vista 64-bit, XP, XP 64-bit

    Скачано :

OpenOffice Draw

очень простой графический редактор. Хочется сразу отметить, что пакет Microsoft не может похвалиться приложением для работы с картинками.

Внешний вид.

Если мы будем сравнивать эту программу с остальными, более функциональными графическими редакторами, она схожа больше всего с Corel Draw. Это конечно из-за рамки рисунка (так называемое художественное полотно). А если же не учитывать ту самую рамку рисунка, то можно увидеть, что внешне программа похожа на текстовый редактор, который не имеет возможности обрабатывать текст, но имеет панели инструментов для рисования линий, их толщины и цвета, и для заливки объектов.

Функции.

Очень жаль, но Draw невозможно назвать отличным графическим редактором. Он обладает скудным набором объектов - звездочек, надписей, стрелок, фигур; помимо этого вам доступно это и в текстовом редакторе. Каждой фигурке может быть настроена при помощи цвета заливки, линий обрамления и тени. Есть в Draw и что-то наподобие карандаша. Но, к сожалению, особой роли он не играет. Возможность создания несложных трехмерных объектов, которые затем можно будет вращать вокруг своей оси, дает шанс этой программе выделиться из ряда подобных.

Невзирая на то, будто все объекты кажутся векторными и свободно могут масштабироваться, Drawможет экспортировать изображения лишь в растровые форматы. Поразило, что хранение изображений может быть осуществлено лишь в форматах изображений OpenOffice и StarOffice. А для записи рисунки в любом из популярных форматов, нужно пользоваться функцией экспорта.

Итог.

данную программу можно скорее высмеять, чем похвалить. Неизвестно зачем разработчики преобразовали все функции, которые касались графических изображений в одну программу, которая вряд ли кому нужна. Может быть, в будущем Draw будет усовершенствован, но на данный момент своего развития эта программа не заслужила особого внимания к себе. конечно сегодня существует много других более функциональных и при этом таких же бесплатных программ, которые предназначены для редактирования изображений.

OpenOffice.org Draw. Это достаточно простой и в то же время функциональный векторный графический редактор, являющийся частью пакета OpenOffice.org. К несомненным достоинствам этого редактора следует отнести удобный интерфейс, единый для всех офисных приложений и,

как следствие, привычный пользователю. Редактор может использоваться для построения схем, диаграмм, создания иллюстраций, в школьном курсе как база для изучения векторной графики.

1. Введение в OpenOffice.org Draw

OpenOffice.org Draw является векторным графическим редактором. OpenOffice.org Draw позволяет создавать рисунки различной сложности и экспортировать их с использованием нескольких общепринятых форматов изображений. Кроме того, можно вставлять в рисунки таблицы, диаграммы, формулы и другие элементы, созданные в программах OpenOffice.org. Данное приложение очень удобно использовать для создания блок-схем, диаграмм и чертежей. Объекты векторной графики создаются в OpenOffice.org Draw с использованием линий и кривых, определенных с помощью математических векторов. Векторы описывают линии, эллипсы и многоугольники в соответствии с их геометрией.

Приложение OpenOffice.org Draw является частью пакета OpenOffice.org, имеет привычный пользователю интерфейс, единый для всех программ офисного пакета, что облегчает освоение приемов работы с редактором.

С помощью OpenOffice.org Draw можно создавать простые объемные объекты, например кубы, сферы и цилиндры, и даже изменять освещение объектов.

Запуск программы можно осуществить несколькими способами. Если используется дистрибутив Линукс Мастер , для запуска программы нужно в меню Пуск выбрать раздел Офис и в нем выбрать Векторная графика (OpenOffice.org Draw) . Следует учесть, что если используется другой дистрибутив, или дистрибутив Линукс Ма-

стер

настроен по-другому, запуск программы может осуществляться иначе.

Для сохранения работы нужно в меню

Файл выбрать пункт Сохранить как . По умолчанию программа предлагает сохранить работу в формате odg .

Программа OpenOffice.org Draw позволяет экспортировать файлы в различных графических форматах, например BMP, GIF, JPG и PNG.

2. Интерфейс программы

Как уже упоминалось ранее, приложение OpenOffice.org Draw имеет стандартный для офисного пакета интерфейс.

Чтобы использовать команды меню, необходимо выбрать окно, содержащее документ, с которым будет выполняться работа. Подобным образом необходимо выделить объект в документе, чтобы использовать команды меню, связанные с объектом. Эти меню зависимы от контекста. То есть доступными будут те пункты меню, которые связаны с работой, выполняемой в текущий момент. Если курсор установлен на тексте, будут доступны все пункты меню, необходимые для редактирования текста. Если выделен графический объект в документе, будут доступны все пункты меню, которые можно использовать для редактирования графических объектов.

Файл.

Это меню содержит общие команды для работы с документами OpenOffice.org Draw, например команды "Открыть", "Закрыть" и "Печать". Чтобы выйти из программы, выберите команду Выход .

Правка. Команды этого меню позволяют редактировать документы (например, выполнять операции копирования и вставки).
Вид. Определяет свойства отображения документов.
Вставить. Команды, содержащиеся в этом меню, используются для вставки элементов в документы Draw, например графических объектов и направляющих линий.
Формат. В этом меню содержатся команды для форматирования разметки и содержимого документа.
Сервис. В этом меню собраны инструменты OpenOffice.org Draw, а также языковые и системные параметры настройки.
Изменить . Содержит команды для работы с объектами в документах.
Окно. Содержит команды для управления окнами документов и их отображения.
Справка.

Меню позволяет запускать систему справки OpenOffice.org и управлять ею.

Панель Рисование содержит основные инструменты для рисования.

Выделение.

Позволяет выделять объекты в текущем документе .

Прямоугольник.

Позволяет рисовать прямоугольник с заливкой путем перетаскивания указателя мыши в текущем документе.Щелкните мышью в том месте, где будет находиться угол прямоугольника, и растяните его до нужного размера. Чтобы нарисовать квадрат, при перетаскивании удерживайте нажатой клавишу SHIFT .

Эллипс.

Позволяет рисовать овал с заливкой путем перетаскивания указателя мыши в текущем документе. Щелкните мышью в том месте, где следует нарисовать овал, и растяните его до нужного размера. Чтобы нарисовать круг, при перетаскивании удерживайте нажатой клавишу SHIFT .
екст. Создает текстовое поле в месте текущего документа, отмеченном щелчком мышью или перетаскиванием ее указателя. Щелкните в любом месте документа и введите или скопируйте текст.
бъект кривых. Значок Объект кривых на панели инструментов рисования позволяет открыть панель инструментов Линии , с помощью которой можно добавлять в слайд линии и фигуры.

Соединительные линии.

Открыв панель инструментов Соединительные линии, можно добавлять в слайд соединительные линии объектов. Соединительная линия связывает объекты друг с другом и остается прикрепленной к ним даже при перемещении объектов. При копировании объекта, имеющего соединительную линию, она копируется вместе с объектом.

Существуют четыре типа соединительных линий:

стандартная (с поворотами на 90 градусов); подогнутая (из двух звеньев); прямая; сглаженная.

Основные фигуры.

Основные фигуры

Фигуры символов.

Открытие панели инструментов Фигуры символов , которая позволяет вставлять в документ графические объекты.

Блочные стрелки.

Открытие панели инструментов Блочные стрелки , которая позволяет вставлять в документ графические объекты.

Блок-схемы.

Открытие панели инструментов Блок-схемы , которая позволяет вставлять в документ графические объекты.

Выноска.

Открытие панели инструментов Выноска , которая позволяет вставлять в документ графические объекты.
Звезды. Открывает панель инструментов Звезды , которая позволяет вставлять в документ графические объекты.

Изменение геометрии.

Позволяет изменять точки на рисунке.
Точки соединения. Позволяет изменять точки соединения на рисунке в кривую. Выбранный объект преобразуется в кривую Безье.

Выравнивание.

Изменение выравнивания выделенных объектов.

Расположить.

Изменение порядка размещения выбранного объекта.
Из файла. Вставка графического объекта в текущий документ.
Галерея. Позволяет вставить изображение из галереи.
Галерея текстовых эффектов. Позволяет добавить к изображению фигурный текст.

Чтобы добавить или удалить какую-либо панель, нужно выбрать пункт Панели инструментов в меню Вид . По умолчанию пользователю предлагается использовать лист формата А4 в книжной ориентации. Для того чтобы изменить исходные параметры страницы, нужно в меню Формат выбрать пункт Страница.

3. Объекты и работа с ними

3.1. Контуры и заливка объектов

3.1.1. Заливка цветом

Для создания объектов используется панель Рисование , подробно описанная в предыдущей главе.

Каждый объект имеет контур и заливку. Простейшее редактирование контуров и заливок доступно с панели Линии и заливка.

Объект может иметь четыре разных типа заливки (цвет, градиент, штриховка, растровая текстура) или вовсе не иметь заливки.

Для того чтобы применить к объекту сплошную заливку цветом, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Цвет , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора цветов.

При желании пользователь может составить собственный цвет и добавить его в таблицу цветов.

Чтобы определить дополнительный цвет:

    Выберите команду Формат - Область и откройте вкладку Цвета . Будет отображена таблица стандартных цветов. (Изменения цветовой таблицы становятся постоянными и сохраняются автоматически).

    Щелкните цвет в таблице, похожий на тот, который нужно получить. Цвет отображается в верхнем поле просмотра в правой части таблицы.

    Выберите цветовую модель RGB или CMYK в поле, расположенном под полями просмотра.В цветовой модели RGB для создания цветов на экране компьютера смешиваются красный, зеленый и синий цвета. В этой модели цветовые компоненты RGB складываются и могут иметь значения от 0 (черный) до 255 (белый). В цветовой модели CMYK, используемой при создании цветов для печати, соединены бирюзовый (C), светлопурпурный (M), желтый (Y) и черный (K) цвета. Четыре цвета в модели CMYK вычитаются и определяются в процентах. Черный соответствует 100 %, а белый - 0 %. Введите числовые значения в полях рядом с цветовыми компонентами. Новый цвет появляется в поле просмотра, расположенном непосредственно над полем цветовой модели. Цвет может быть создан с помощью цветового спектра. Нажмите кнопку Правка , чтобы открыть диалоговое окно Цвет . Выберите цвет и нажмите кнопку OK . Поля Оттенок , Сочность и Яркость позволяют скорректировать выбранный цвет.

Выполните одно из следующих действий:

    Чтобы заменить цвет в таблице стандартных цветов, на основе которой создан дополнительный цвет, нажмите кнопку Изменить .

    Чтобы добавить цвет в таблицу стандартных цветов, введите его название в текстовом поле Имя и нажмите кнопку Добавить .

3.1.2 Градиентная заливка

Для того чтобы применить к объекту градиентную заливку, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Градиент , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов.

Разрешается создавать собственные и изменять существующие градиенты, а также сохранять и загружать список файлов градиентов.

Создание пользовательского градиента

    Выберите команду Формат - Область и откройте вкладку Градиенты.

    Выберите из списка градиент, который будет использоваться в качестве основы для нового градиента, и нажмите кнопку Добавить.

    Введите имя градиента в текстовое поле и нажмите кнопку ОК . Имя появится в конце списка градиентов и будет выделено для изменения.)

    Задайте свойства градиента и нажмите кнопку Изменить , чтобы сохранить градиент.

    Нажмите кнопку ОК .

Изменение свойств градиента, а также прозрачности рисованного объекта можно выполнять с помощью мыши.

3.1.3. Заливка штриховкой

Для того чтобы применить к объекту заливку штриховкой, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Штриховка , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов

3.1.4. Заливка растровой текстурой

Для того чтобы применить к объекту заливку растровой текстурой, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Растровое изображение , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов

У пользователя есть возможность добавлять собственные растровые изображения в список текстур для дальнейшего использования их в качестве заливок объектов.

3.1.5. Изменение контура объекта

У контура объекта можно изменить стиль, толщину и цвет. Для этого используются окна с выпадающими списками на панели инструментов

3.2. Группировка объектов

Можно объединить несколько объектов в группу, чтобы они действовали как один объект. Все объекты в группе можно перемещать и преобразовывать как один объект. Кроме того, возможно изменение свойств (например, размера линии, цвета заливки) всех объектов в группе как в целом, так и по отдельности. Группы могут быть временными или назначенными. Временная группа действует до тех пор, пока все объединенные в группу объекты выделены. Назначенная группа сохраняется до тех пор, пока не будет разгруппирована с помощью команды меню. Группы также можно группировать в другие группы. Действия, применяемые к группе, не оказывают влияния на взаиморасположение отдельных объектов в группе.

3.2.1. Группировка объектов

Для того, чтобы сгруппировать несколько объектов, выделите объекты, которые требуется сгруппировать, и выберите команду Изменить - Сгруппировать . Например, можно сгруппировать все фрагменты сложенного паззла, чтобы переместить и изменить его размер как одного объекта. После выполнения группировки объектов при выделении какой-либо части группы будет выделена вся группа

3.2.2. Выделение объектов в группе

Отдельные объекты в группе выделяются при вводе этой группы. Дважды щелкните группу, чтобы ввести ее, и щелкните объект, чтобы выделить его. Кроме того, в этом режиме можно добавлять объекты в группу или удалять их из группы. Объекты, не входящие в группу, окрашены серым цветом. Чтобы изменить группу, дважды щелкните в любом месте внутри этой группы.

3.3. Объединение фигур

Объединенные графические объекты действуют как сгруппированные, за исключением того, что нельзя войти в группу для изменения отдельных объектов

Чтобы комбинировать двумерные объекты, выполните следующие действия:

    выберите несколько двумерных объектов;

    выберите команду Изменить - Объединить .

В отличие от групп комбинированные объекты принимают свойства самого нижнего объекта в порядке размещения. При разделении объединенных объектов свойства исходных объектов не сохраняются. В местах перекрывания объектов при их объединении появляются пустые пространства. На рисунке представлены объекты до объединения (слева) и после объединения (справа).

3.4. Построение фигур

При построении фигур можно воспользоваться командами

Фигуры - Объединить , Вычесть и Пересечь и применить их к нескольким объектам.

Построенные фигуры принимают свойства самого нижнего объекта в порядке размещения.

Чтобы построить фигуру:

    Выберите несколько двумерных объектов.

    Откройте меню Изменить - Фигуры и выберите один из следующих параметров:

Объединить Вычесть Пересечь .

Так же можно воспользоваться контекстным меню

3.5. Расположение объектов

Каждый объект, размещаемый в документе, последовательно располагается сверху предыдущего объекта. Чтобы изменить порядок размещения выделенного объекта, выполните следующие действия:

    Выделите нужный объект.

    Выберите команду Изменить - Расположить , чтобы вызвать соответствующее меню и выбрать один из вариантов размещения.

На передний план

. Помещает объект поверх всех остальных.

Переместить вперед

. Перемещает объект на одно место вперед в ряду остальных.

Переместить назад

. Перемещает объект на одно место назад в ряду остальных.

На задний план

. Помещает объект позади всех остальных.

За объектом

. Размещает объект за указанным объектом.

Расположение одного объекта за другим

    Щелкните объект, который нужно переместить.

    Выберите команду

Изменить - Расположить и в открывшемся меню выберите команду За объектом . Указатель мыши принимает форму руки.

Щелкните объект, позади которого следует разместить выбранный объект.

Изменение взаимного расположения двух объектов

    Выделите оба объекта, щелкнув их при нажатой клавише SHIFT .

    Выберите команду Изменить - Расположить и в открывшемся меню выберите команду Обратный порядок .

Для выполнения этих операций можно также воспользоваться контекстным меню

3.6. Дублирование объектов

Дублирование объектов позволяет создавать любое количество копий какого-либо объекта, идентичных или отличающихся расположением, размером, ориентацией и цветом.

В следующем примере путем дублирования одного изображения создается 10 одинаковых изображений. Попробуйте выполнить самостоятельно следующие действия.

    Нарисуйте вишенки, используя инструмент эллипс , радиальную градиентную заливку - для вишенок, инструмент эллипс , заливку цветом и поворот - для листка, инструмент по лилиния - для рисования ветки. Сгруппируйте объекты. Уменьшите готовое изображение до нужного размера.

    Выделите изображение вишенок и выберите команду Правка - Дублировать .

    Введите в поле Число копий значение 10.

    Нажмите кнопку OK , чтобы создать дубликаты. Теперь вы можете при помощи мыши расположить дубликаты произвольным образом


3.7. Выравнивание и распределение объектов

3.7.1. Выравнивание объектов

Функция Выравнивание позволяет выравнивать объекты по отношению друг к другу или к странице. Рассмотрим выравнивание объектов на примере созданных ранее дублированных объектов. (Имеется 10 одинаковых изображений вишенок, произвольным об-

разом располагающихся на холсте).

    Выделите все нужные объекты, т. е. все те объекты, которые вы хотите выровнять.

    Откройте меню Изменить - Выравнивание и выберите один из параметров выравнивания. Так как в нашем случае объекты имеют одинаковую высоту, выстроить их в ряд можно любым из трех возможных способов - выровнять сверху, снизу или по центру. Так же для выполнения этих операций можно воспользоваться контекстным меню


3.7.2. Распределение объектов

Если выбрано более двух объектов, можно воспользоваться командой Распределение , чтобы поровну распределить вертикальное и горизонтальное пространство между объектами. В примере, рассмотренном выше, вишенки выровнены по верху, но находятся на разном расстоянии друг от друга. Попробуем расположить их через равные интервалы. Для этого выполните действия, описанные ниже.

    Выделите все объекты, которые нужно распределить.

    Выберите команду Изменить - Распределение .

    Выберите параметры распределения по вертикали и по горизонтали и нажмите кнопку ОК .

В нашем случае нужно выбрать горизонтальное распределение через интервал.

Выделенные объекты будут равномерно распределены по горизонтали. Два крайних объекта служат контрольными точками и не перемещаются при применении команды Распределение .

Сгруппируйте полученные объекты, чтобы они оставались зафиксированными в нужном положении друг относительно друга. (Важно! Ни в коем случае не группируйте объекты до распределения. В этом случае выполнить распределение просто не удастся.)

Создайте прямоугольник произвольного цвета и поместите его на задний план. Выделите группу вишенок и прямоугольник и выровняйте указанным выше способом сначала по центру вертикально, потом по центру горизонтально. Сгруппируйте все объекты. Результат представлен на рисунке.


3.8. Изменение контура объекта

Контуры готового объекта можно изменить. Для этого объект предварительно должен быть преобразован в кривую

Для того, чтобы редактировать контур объекта, преобразованного в кривую, нужно выбрать значок Изменение геометрии на панели Рисование . Можно изменять контур, потянув за маркер на контуре (узел). Имеется возможность создавать новые узлы на контуре.

4. Создание блок-схем в DRAW

4.1. Рисование функциональной схемы некоторого процесса

Используя инструмент Прямоугольник на панели Рисование, рисуем функциональный блок требуемого размера. Задаем толщину линий (0,05 см) и заливку (серый). Отметив пункт Формат-Положение и размер-Размер (или нажав F4 ), защищаем блок от изменения.

Кликнув два раза на блоке, вводим внутрь блока нужный текст. Опциями шрифта (Формат-Символы-Кегль и Масштаб по ширине) подгоняем текст под размер блока. Используя метод Копировать-Вставить , размещаем оставшиеся блоки


После того, как нужное количество блоков создано, расположим их на листе нужным образом. Для этого удобно использовать инструменты выравнивания. (Открыть меню Изменить - Выравнивание и выбрать нужный параметр выравнивания).

В примере, приведенном на рисунке ниже, блоки действие 1 , действие 2 и действие 3 выровнены по верху, затем блоки действие 3 , действие 4 и действие 5 выровнены по правому краю, и блоки действие 5 и действие 6 – по нижнему краю.

Теперь необходимо соединить блоки при помощи соединительных линий . Разные виды соединительных линий можно выбрать из выпадающего меню на панели рисование .

После того, как будет выбран нужный инструмент, курсор изменит внешний вид, а блоки, при наведении на них курсора, будут содержать точки на контурах, к которым можно прикреплять линию соединения. При необходимости можно добавить к стандартным точкам и другие точки соединения.

4.2. Создание блок-схемы программы

Для того, чтобы создать блок-схему алгоритма или программы, нужно, на первом этапе, создать нужные блоки, выбрав их из выпадающего меню блок-схемы на панели рисование . Расположим блоки на листе нужным образом. (Для этого удобно использовать выравнивание). Установим для блоков толщину линии 0,05 см и удалим заливку. Соединим приготовленные блоки соединительными линиями со стрелками, выбрав нужный инструмент из выпадающего меню на па нели рисование. Выполнив двойной щелчок на блоке, введем внутрь блока нужный текст.




4.3. Построение структурной схемы

Создание структурной схемы начинаем с построения дерева подсистем первого уровня. Для этого, используя инструмент Прямоугольник , размещаем на схеме один большой блок и один поменьше. Задаем толщину линий 0,05 см и цвет заливки – белый. Копируем и размещаем требуемое количество блоков. Располагаем блоки нужным образом, используя инструменты Выравнивание и Распределение из меню Изменить .

Помещаем текст в блоки. Аналогично размещаем прямоугольники поменьше. Соединяем их друг с другом по боковым сторонам и с блоками первого уровня


Большинство режимов этой программы можно использовать в программе Write пакета OpenOffice, однако, в данной программе удобнее работать и кроме того, она имеет больше возможностей.

Наилучший способ освоения пакета – это практическая работа, когда пользователь сначала знакомится с основными режимами работы пакета, а затем пробует другие режимы самостоятельно. Поэтому рекомендуется сначала создать рисунок, вывести его на печать и сохранить, затем вызвать его, откорректировать и сохранить, то есть попробовать основные операции работы с пакетом, после чего начать знакомиться с другими возможностями пакета. В этом вам помогут следующие главы, где кратко описаны основные действия, которые можно совершить с документом.

Первые шаги в Calc

Запуск программы

Чтобы войти в редактор Calc , можно воспользоваться режимом: Пуск →Программы → Open Office 4.1.1 → Open Office Calc либо дважды щелкнуть на значок на рабочем столе, который показан слева. Иногда полезно установить автоматический запуск пакета при включении компьютера. Для этого используется режим: Пуск →Настройка →Панель задач и меню "Пуск" →Настройка меню →.

При работе с документом рекомендуется чаще использовать режим сохранения (Файл →Сохранить ), особенно когда вы имеете дело со сложным рисунком, с тем чтобы, если вдруг выключится электропитание или произойдет сбой программы, были сохранены последние изменения.

После первого запуска программы, на экране появится его окно.



Уберем левую часть окна, в котором показаны листы, на которых находится рисунок. Для этого, щелкнем по крестику, который находится справа от названия Страницы и данная часть окна пропадет.


Основные компоненты главного окна пакета

Внешний вид основного окна бывает различным и зависит от настроек пользователя. Рассмотрим наиболее распространенный внешний вид пакета на рис. ниже.

Окно пакета состоит из:

- верхней линии или строки заголовка, на которой написано имя программы (Без имени - 1 ), выполняемой в данный момент. По краям имеются кнопки окна, слева - для вызова подменю работы с данной задачей и справа – для открытия окон;

Строки главного меню с именами групп режимов;

Двух строк с пиктограммами ("Стандартная" и "Линия и заливка"), любая из которых представляет собой режимы работы с текстом, описанные ниже;

- основного окна с текстом документа, где происходит работа;

- вертикальной линии прокрутки или полосы прокрутки (справа от основного окна), позволяющей просматривать те части документа, которые не поместились на экране сверху и снизу;

- масштабных линеек с указанием размера документа по вертикали и по горизонтали;

- горизонтальной линии или полосы прокрутки (внизу от основного окна), позволяющей просматривать те части документа, которые не поместились на экране слева и справа;

- нижняя строка с пиктограммами режимов для рисования;

- статусной строки или строки состояния , где отображается текущее состояние редактора.

Кроме того, в основном поле находятся курсор в виде вертикальной черточки для ввода текста, курсор мыши в виде стрелочки и конец файла в виде горизонтальной черточки.

Теперь можно работать с документом. Если требуется корректировать уже существующий текст, то сначала нужно вызвать его из файла. Для этого нужно знать имя файла и папку, где он находится. Как загружать текст документа, описано ниже.

Если вы только начали работать с программой или недавно сели за компьютер, то можете несколько раз набрать небольшой текст, хотя бы несколько символов, и попробовать их сохранить, затем открыть этот файл, сделать новые добавления и распечатать полученный текст.

Создание рисунка

Предположим, что нужно создать небольшой рисунок и напечатать его. Внутри окна находится граница листа, на котором должен находиться рисунок (смотри ниже). Оно имеет две границы. Первая, более толстая, обозначает границы листа, вторая более тонкая обозначает рабочую область изображения или поле листа. Пространство между этими линиями не будет печататься на принтере.



Для первого знакомства с пакетом нарисуем четыре овала, как бы начиная рисовать матрешку. Для этого щелкнем по кнопке с овалом в нижней строке пиктограмм (). Затем перенесем курсор мыши на лист, нажмем на левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перенесем на другое место листа, как это показано на рисунке ниже. При этом появится овал.


А после того, как отпустим левую кнопку мыши - прямоугольник, в который будет вписан овал.


Зеленые квадраты позволяют изменить размеры овала, для чего их достаточно перенести на другое место. Затем щелкнем по полю основного окна вне овала, снова щелкнем по кнопке режима (), нарисуем новый овал и так далее. Получим следующий рисунок.


Для печати нужно нажать на кнопку, которая также находится сверху слева (). Если принтер подключен к компьютеру, то выведется страница, на которой и окажется набранный вами рисунок.

По окончании работы можно воспользоваться режимом Файл →Закрыть , который закрывает документ. Для этого подведите курсор мыши к названию Файл , затем нажмите на левую кнопку мыши и быстро отпустите ее. Далее это действие мы будем называть «щелкнуть». Итак, щелкните по названию «Файл ». После этого на экране появится меню с режимами под названием Файл , которое показано слева. В нем находятся несколько строчек, каждая из которых обозначает какой-либо режим. Нас интересует режим «Закрыть ». Щелкнем по названию «Закрыть » мышью, как это делали с названием Файл .

Так как в документе был набран текст, то на экране появится запрос: «Сохранить изменения?». В данном случае имя документа (Без имени 1) берется по умолчанию, так как мы пока не указали другое имя. После первоначальной установки пакета имя файла будет «Без имени 1 », далее «Без имени 2 » и так далее. Располагаться они будут в папке, которая выбрана по умолчанию для пакета.

Можно нажать на кнопку «Сохранить », при этом на жестком диске возникнет документ с названием «Без имени 1 » и в нем будет сохранен набранный текст. Если нажать на кнопку «Не сохранять », произойдет выход из режима корректировки данного документа, текст не сохранится, а файл не будет создан. Этот режим применяется, когда набранный текст больше не будет использоваться. При нажатии на кнопку «Отмена » снова произойдет переход к режиму работы с данным документом, причем файл не записывается на диск.

Сохранение рисунка под новым именем

В конце работы сохраним документ в файле с другим именем, для чего воспользуемся режимом: Файл →Сохранить как .



В появившемся окне, в поле Имя файла: находится название, которое программа берет из первой строчки документа, причем оно выделено и его можно оставить, либо, если вы хотите назвать документ как-то иначе, введите его с клавиатуры, после чего нажмите на кнопку Сохранить . На этом работа с документом будет закончена. Отметим, что стандартный формат рисунка - .odf, который не является стандартным для многих программ. Кроме того, в поле, которое находится ниже имени файла можно установить и другие форматы: Шаблон рисунка ODF (.olg), Рисунок OpenOHice.org XML 1.0 (.sxd),Шаблон рисунка OpenOffice.org XML 1.0 std, но к сожалению эти форматы тоже не являются стандартными. Однако, рисунки довольно просто преобразовать в текстовый формат. Для этого нужно октрыть программу Write и перенести туда рисунок. Кроме того, существуют бесплатные программы конверторы для преобразования в стандартные форматы.

Корректировка и сохранение в другом файл

Предположим, что нужно перерисовать рисунок. Для этого сначала вызовите файл при помощи режима Файл →Открыть , вид окна которого показан на рисунке слева.

Основное окно режима содержит названия файлов, имеющихся в папке. Чтобы выбрать нужный файл, подведите к его названию курсор и щелкните левой кнопкой мыши, после чего имя файла появится в поле Имя файла: . Теперь нужно нажать на кнопку Открыть и далее можно приступать к редактированию документа. Можно открыть файл и при помощи двойного нажатия мыши, то есть подвести курсор мыши к имени нужного файла и дважды нажать и отпустить левую кнопку мыши. Это действие называется двойным нажатием мыши по выбранному имени файла.

Затем скорректируем рисунок, вставив, например, еще овал.

По окончании работы можно сохранить документ в том же файле, для чего используют режим: Файл →Сохранить и Файл →Закрыть , либо просто одним режимом Файл →Закрыть , но при этом на экране появится окно с запросом, нужно ли выходить из режима, как это было указано выше. Если требуется сохранить документ в другом файле, чтобы первоначальный документ тоже остался, то воспользуйтесь режимом