Организация сыскной части полиции. Организация сыскной части полиции Закон об организации сыскной части 1906

Охрана правопорядка, борьба с преступностью

Снаряжение служебное оружие , боевое стрелковое огнестрельное оружие , служебные собаки , наручники , полицейская дубинка

Агент сыска в парадном и повседневном мундирах.

Синонимы: сыскная полиция, уголовно-сыскная полиция, сыскное отделение.

История

Впервые правовые нормы данного вида деятельности сформулированы в Русской правде (XI век) В ней довольно подробно описаны такие методы, как свод и гонение следа . Первый применялся, как правило, при установлении виновного в краже и розыске украденных вещей. Второй - при розыске преступника, скрывшегося с места преступления. Ответственность за сыск возлагалась как на княжеских служащих, так и на вервь (общину).

В эпоху Русского централизованного государства (XV-XVII века) нормы сыска определялись Судебниками 1497 и 1550 годов, Соборным уложением 1649 года, рядом других правовых актов. В Москве и Московском уезде сыском занимался Земский приказ (Земский двор). Он имел штат специальных чиновников (окольничий , дьяки , подьячие , другие приказные служки). На остальной территории государства сыск осуществляли губные учреждения (губные избы), возглавляемые губными старостами . В их подчинении находились тюремные сторожа , палачи , бирючи (глашатаи). Губным старостам оказывали содействие сотские , пятидесятские , десятские . Деятельность губных учреждений контролировал расположенный в Москве Разбойный приказ . Кроме того, сыском занимались и представители центральной власти на местах: в уездах - наместники , в волостях - волостели . В их подчинении находились различные чиновники - тиуны , доводчики и другие. К компетенции вышеперечисленных инстанций и чиновников относился не только собственно уголовный сыск, но и следствие, суд и наказание преступников.

Уголовным сыском занимались также особые чиновники, действующие на временной либо постоянной основе - недельщики , приставы , особые обыщики и другие. Кроме того, некоторые обязанности по уголовному сыску (и вообще по борьбе с преступностью) государство возлагало на само население (крестьянскую общину).

Судебник 1550 года закрепил за Боярской думой роль центрального органа государственного управления. При Боярской думе была создана Расправная палата - орган, контролировавший все вышеперечисленные функции в государстве.

Основные методы работы тех лет: облихование (изобличение преступника группой «добрых людей»); повальный обыск (широкий опрос населения); очная ставка ; поимка с поличным ; опыт (пытка - применялась наиболее широко).

Петр Первый учредил регулярную полицию и институт фискалов . Этим учреждениям придавались определённые функции уголовного сыска. В частности, фискалы были обязаны производить «тайный досмотр» и вести «безгласные дела». Однако, при Петре ещё функционировали старые структуры уголовного сыска.

Специализированные структуры уголовного сыска были созданы в Санкт-Петербурге в 1729 году (Розыскная экспедиция), в Москве - в 1730 году (возрождённый Сыскной приказ). Петербургская Розыскная экспедиция осуществляла розыск украденного имущества, поимку воров и разбойников. Сыскной приказ проводил следствие по «татинным (кражи), разбойным и убийственным делам». Метод работы московского сыскного приказа был следующим: процесс начинался с доноса /челобитной /указаний начальства. В дело вступали специальные чиновники - доносители , - которые собирали всевозможную информацию по данному делу (то есть фактически вели следственные действия). Информация о местонахождении преступников, складе краденого и т. п. называлась наказ . Получив наказ, в дело вступал подьячий Сыскного приказа с воинской командой и окольными людьми (понятыми), которые производили задержание. Эта процедура называлась доезд . В других городах в это же время и спохожими задачами были созданы полицмейстерские конторы .

В 1746 году при Главной полицмейстерской канцелярии Санкт-Петербурга была организована Розыскная экспедиция (не путать с Розыскной экспедицией 1729 года!). Задачей новой структуры являлись следственные действия в отношении воров и разбойников, задержанных в столице и губернии.

В вышеприведенной части статьи все даты указаны по «МВД России, энциклопедия» 2002 года.

Задачи

На сыскные отделения возлагались задачи по ведению дознания о совершенных преступлениях, сбору улик (доказательств), поиску лиц, причастных к совершению расследуемого преступления, ведение агентурной работы в преступной среде. Как и у современного оперуполномоченного , каждый полицейский надзиратель имел штат агентов-осведомителей , и от качества агентуры зависели результаты работы сотрудника.

Кроме того, на уголовно-сыскную полицию возлагались обязанности по ведению разного рода учётов - оперативно-справочных картотек , дактилоскопических картотек, иных учётов. По требованию судебных следователей сыщики выполняли отдельные мероприятия.

Правовая основа

Сыскная полиция действовала на основе юридических норм изданных для общей полиции.

В «Инструкции чинам полиции по обнаружению и исследованию преступлений » прокурора Московской судебной палаты, функции агентов сыскной полиции, в вопросе производства розыска и дознаний, специально не выделялись. Розыскная деятельность сводилась к обязанностям полиции в целом.

Формы и методы работы

Личный сыск

К личному сыску относится комплекс мероприятий, которые сыщик осуществляет непосредственно сам, лично.

  • Непосредственный поиск

Поиск являлся одним из основных методов личного сыска. При обнаружении следов преступления (поступлении заявления), сыщик приступал к исследованию обстоятельств, вещей и предметов. непосредственно связанных с событием преступления, опрашивал очевидцев, принимал меры к установлению лиц, причастных к совершению преступления, проводил иные возможные физические мероприятия по раскрытию преступления. Поиск, как правило, применялся на первых этапах расследования, в первые часы, как сейчас говорят «по горячим следам». Однако это не говорит о том, что непосредственный поиск не применялся позже, на протяжении всего периода расследования.

Наружное наблюдение было скрытым, тайным мероприятием. Сыщики, проводившие НН тщательно скрывались сами, либо, если невозможно было скрыться, тщательно маскировали само мероприятие, дабы не дать основания преступнику догадаться, что за ним следят. В противном случае цель НН будет не достигнута. Позже, в конце XIX века , в сыскной полиции и охранном отделении ввели специальную должность для сотрудников, которые занимались только наружным наблюдением - Филёр .

Наиболее квалифицированный, требующий от сыщика высокой профессиональной подготовки, хладнокровия, выдержки, способности ориентироваться в сложной обстановке и мгновенно принимать единственно правильное решение, чрезвычайно опасный метод получения информации и розыска преступников является внедрение зашифрованного сыщика в преступную среду. Эта форма работы не раз обыгрывалась в советских и зарубежных фильмах (к примеру «Место встречи изменить нельзя », «Трактир на Пятницкой », «Рождённая революцией » и др.), но мало кто знает, что задолго до появления советского уголовного розыска данный метод с успехом использовался царским уголовным сыском. Суть заключалась в следующем. Сотрудник полиции, как правило из сыскного отделения, обслуживающего другие районы, маскировался под уголовника, бродягу, скупщика краденого и т. п., при необходимости ему готовили документы на вымышленное лицо, ему готовили легенду (выдуманную историю, связанную с биографией) и в под благовидным предлогом готовили к контакту с одним или несколькими лицами из криминогенной среды, с помощью которых (разумеется без их ведома) и происходило, собственно, внедрение. Подобные мероприятия, в виду чрезвычайной опасности для исполнителя, тщательно готовились. Сыщик, внедрённый в банду, никогда не работал один, - всегда назначались сотрудники, которые обеспечивали ему прикрытие, связь, выход из разработки в случае провала.

Работа с агентурой

Преступление почти всегда совершается в тайне. Преступник старается тщательно скрывать свои следы и все, что может непосредственно указать на него, не желая быть пойманным и наказанным. Преступный мир является средой замкнутой, не афиширующей своё существование, с определёнными правилами конспирации. Задача любой полиции в ходе раскрытия преступления - получение информации - кто совершил преступление, где похищенное имущество, где скрывается преступник. В таких условиях одним из основных источников получения информации являются сообщения осведомителей. Впервые в российской практике понятие агент появилось в конце XIX века в охранных и сыскных отделениях. С одной стороны агентом именовали штатного сотрудника полиции, с другой стороны тайными агентами являлись негласные осведомители, являющиеся членами преступного мира или подпольной организации. Информация агентами предоставлялась на условиях конфиденциальности и, зачастую, за вознаграждение. Каждый сыщик имел свою агентуру, подбирая её по своему усмотрению, в соответствии со своим опытом и авторитетом в преступном мире. Вор быстрее и охотнее шёл на сотрудничество со старым, опытным, авторитетным сыщиком, чем с молодым, неопытным.

Работа с техническими средствами

  • Учёты и картотеки

В каждом сыскном отделении велись разного рода картотеки: лица, состоящие под гласным административным надзором, освободившиеся из тюрем, убийцы , домушники , разбойники , мошенники , содержатели притонов , скупщики краденого. Картотеки помогали хранить всю полученную информацию, отслеживать преступную деятельность уголовников, их связи, места пребывания, почерк, характер преступной деятельности.

Картотечные учёты велись в советской (российской) милиции вплоть до появления электронных учётов. Отдельные картотечные учёты ведутся и поныне.

  • Дактилоскопические учёты

Использование идентификации личности по следам пальцев рук уголовный сыск России начал применять одним из первых в мире. У всех, когда-либо задержанных лиц, в обязательном порядке, отбирались образцы отпечатков пальцев рук, которые позже хранились в специальных дактилоскопических картотеках. В ходе осмотра места преступления, сотрудник путём осмотра, отыскивал отпечатки пальцев рук, вероятно, оставленные преступником, и позже в участке их сравнивали с имеющимися в картотеке. Даже если в картотеке таковых не находилось, всегда было можно сравнить их с отпечатками пальцев подозреваемых.

  • Криминалистическая фотография

Самый достоверный и простой метод идентификации личности - сравнение с фотографией. Все задержанные и освободившиеся из тюрем в обязательном порядке фотографировались. Знаменитая линейка и положение «фас-профиль» появились впервые в сыскных отделениях. Позже этот опыт переняли охранные отделения. Кроме того, фотография использовалась в ходе осмотра места происшествия по тяжким преступлениям. Детальным образом должна была быть запечатлена обстановка и отдельные предметы, имевшие отношение к делу. В дальнейшем, совместно с протоколом осмотра, такие фотографии могли служить доказательством в суде .

Сравнительные методы исследования вещей и предметов

Как бы ни старался преступник скрыть следы преступления или своего пребывания, практически всегда что-то обязательно останется. На этом принципе основана наука криминалистика , зарождавшаяся как научная отрасль именно в те времена. Законы физики гласят - каждое действие в материальном мире оставляет следы. Задача криминалистики, как науки, помочь найти эти следы, сравнить их, составить из малых частей общее целое. В то время не было специально обученных экспертов криминалистов. Эти функции должен был исполнять каждый сыщик. Выезжая на место, сотрудник должен был найти следы пребывания преступника, суметь изъять их, сохранить и, в случае задержания последнего, провести сравнительный анализ, что являлось доказательством в суде. К примеру, рельефный след обуви, оставленный на рыхлом грунте заливался гипсом, после чего слепок изымался и в последующем мог быть сравним с обувью подозреваемого (данный способ используется и поныне, за исключением лишь того, что вместо гипса используется специальная смесь). Кроме того, могли быть изъяты следы фомки на дверной раме, следы распила на металле, куски материи (вплоть до отдельных нитей) от одежды преступника в местах возможного её повреждения (гвозди в оконных проемах, заборе, осколки оконного стекла и т. д.).

От уголовного сыска к уголовному розыску

О сотрудниках царского уголовного сыска в своё время ходили легенды. Сотрудники имели высочайший профессионализм, в борьбе с преступностью проявляли мужество, смекалку, находчивость. Одесскому отделению уголовного сыска нашлось место в своеобразном песенном фольклоре блатного мира начала XX века, позже именованного «шансоном».

Не давал спокойной жизни Марьиной роще Московский уголовный сыск, под предводительством Аркадия Кошко . На лацкане пиджака сотрудники московской сыскной полиции носили знак с надписью «МУС » - Московский уголовный сыск. Отсюда на жаргоне производное «МУСОР » (а не от бытовых отходов, вразрез бытующему мнению), один из вариантов МУСОРГ , множ. «мусорга». По другой версии, за лацканом пиджака, сотрудники сыскной полиции, носили неофициальный знак «Бегущая легавая собака» (от этого, жаргонное прозвище сыскных агентов - «Легавые»). Жаргонное прозвище сыскных агентов Москвы - «МУСОР» происходит от сокращения места службы - М осковское У правление С ыскного О тделения Р оссии или М осковского У головного С ыска О перативный Р аботник.

Урядниками уголовного сыска детально изучались нравы, традиции, законы, обычаи уголовного мира. Зачастую сленг, поведение, манера держаться у сыщика мало чем отличалась от принятых в воровском мире, что помогало понять психологию преступника, быстрее найти с ним общий язык, прогнозировать его поведение. Особо ценилась способность быстро, с наименьшими усилиями получить нужную информацию в нужное время. Сотрудники, которые досконально владели обстановкой в криминогенной среде, пользовались исключительным авторитетом.

Особенностью царской уголовно-сыскной полиции, отличавшей её от аналогичных зарубежных служб, являлись решительность и напор, с которым действовали урядники в ходе задержания, а порой и ликвидации как отдельных особо опасных преступников, так и уголовных группировок. Трусость, нерешительность, неоказание помощи считались крайне неприемлемыми и служили основанием для увольнения из полиции. Этому служили определённые внутренние традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Особое место среди российских сыщиков несомненно занимает Иван Дмитриевич Путилин . Во второй половине XIX века он являлся человеком-легендой, грозой преступного мира. Путилина берут в полицию на должность канцелярского писца. Начав службу с самой низшей должности, он, благодаря своему трудолюбию и природному таланту, вскоре становится начальником петербургской сыскной полиции. Ни одно значительное дело в те годы не расследовалось без его участия или не под его руководством. Он мог переодеться в одежду бродяги или чернорабочего и, рискуя жизнью, шёл в преступные группировки, узнавал замыслы воров и грабителей, посещал самые криминогенные места: постоялые дворы, притоны, спускался на самое дно общества, где обитала всякая бесприютная и преступная голь и нищета.

опыт , накопленный годами. Как правило в таких акциях, под видом борьбы со старым режимом участвовали лица, состоявшие ранее в числе осведомителей, либо иным образом сотрудничавшие с полицией.

Несмотря на это, удалось сохранить часть специалистов, которые стали костяком для вновь сформированного советского уголовного розыска . Опыт специалистов царского уголовного сыска был передан новым оперативным работникам, бывшим рабочим, матросам, солдатам, направленным на работу в милицию . Характерным образом данное обстоятельство легло в сюжет первой серии телесериала «Рожденная революцией » и многих других советских фильмов .

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Контрольная работа

По истории органов внутренних дел

Выполнил: Курсант 101 учебной группы

Рядовой милиции

Суворов А.О.

Проверил: Доктор исторических наук

Доцент кафедры

Отечественной истории

Полковник милиции

Челябинск

План

  • Вступление. 3
  • 1. История закона «о создании сыскных отделений». 4
  • 2. Герои сыскной полиции. 7
  • 3. Управление сыскных отделений. 10
  • Заключение 13
  • Список используемой литературы: 15
  • Вступление.
  • Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.
  • Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название «Об организации сыскной части», в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.
  • Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон «о создании сыскных частей», то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.
  • В цель моей работы входит раскрытие содержания самого закона, а также показать, как он повлиял на страну в целом, и на милицию в частности. Также в мои цели входит показать, чем этот закон полезен, и ценен для своего времени.

1. История закона «о создании сыскных отделений».

Для начала следует пояснить, что концу XIX - началу XX было свойственно при создании новых органов, правительство руководствовалось лишь корректированием и обобщением уже имеющихся. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными - от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях Рыжов Д.С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью (1866-1917 гг.): Монография. - Самара: Издание Самарского юридического института Минюста России, 2001. - С.17. .

В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство Сизиков М. И. История полиции России (1718-1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. - А.П.О., 1992 - С. 97.

Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:

1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.

2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.

Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет «Инструкция чинам сыскных отделений», которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным История полиции дореволюционной России. (Сборник документов и материалов по истории государства и права). Учебное пособие. - М.: МВШМ, 1981. - С. 74-75. .

Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:

1. Убийства, разбои, грабежи и поджоги.

2. Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.

3. Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название «летучий». Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. - С. 102-103. .

Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.

Обо всех проведённых операциях против преступности, начальник сыскного отделения был обязан уведомить окружного прокурора. В свою очередь, полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могли получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, однако при исполнении задания, были обязаны уведомить своего непосредственного начальника.

Подводя итог, можно сказать, что сыскная полиция имела определённые права и обязанности, которых не было прежде, однако каждый их шаг находился под контролем.

2. Герои сыскной полиции.

Наиболее ярким примером уголовного розыска того времени без сомнения можно назвать Аркадия Францевича Кошко (1867 - 1928). Это был поистине русский «Шерлок Холмс». Окончив Казанское пехотное училище, он получил назначение в полк, однако надолго он там не задержался. Своё истинное значение он обрёл в области криминалистики. Поступив рядовым инспектором в Рижскую полицию, он за короткое время смог стать её начальником. В 1908 году царским указом был назначен на должность Московской сыскной полиции, после чего сумел создать стройную систему розыскного аппарата.

В воспоминаниях А.Ф.Кошко Кошко А.Ф. Среди убийц и грабителей. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. - М.: "Современник", 1995. - C. 357. описывал методы и средства борьбы с преступностью дореволюционной уголовной полиции, которую можно разделить по следующим категориям:

1. Работа негласных сотрудников.

2. Перлюстрация писем.

3. Контроль за телефонными разговорами.

4. Квартиры-ловушки.

5. "Личный сыск".

6. Внедрение в преступные группировки.

7. Опора на "общественность". Сюда обычно относились публикации в газетах о розыске, информирование заинтересованных учреждений и пр.

Также А.Ф. Кошко разработал и активно применял способ идентифицировать преступника с помощью дактилоскопии Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России: применение научных методов работы в розыске и расследовании преступлений: факты, документы, комментарии. - М.: ЛексЭст, 2005. - С. 52-75. . Этот метод пользовался в работе полиции, что привлекло к нему внимание других стран. Позднее многие страны начали использовать его на практике, особенно в Англии.

Также одним из героев сыскной полиции можно назвать Ивана Егоровича Бояра, который в течение 25 лет владел «столом приводов» Московской сыскной полиции. За это время он приобрёл удивительную прозорливость. Руководствуясь лишь интуицией и логикой, он мог найти улики даже при самых сложных ситуациях. И когда остальные методы уже не имели эффективности, Иван Егорович без сомнения мог сказать, что же на самом деле произошло на месте преступления.

Нельзя не отметить директора Департамента полиции А. А. Лопухина, который активно боролся с предрассудками среди населения в области негативного образа сотрудника полиции.

Заслуживает внимания и В.И. Лебедев. Вместе с Джунковским они боролись над решением проблем, которые сплошь и рядом окружали министерство внутренних дел:

Слабое техническое оснащение личного состава

Бессистемность делопроизводства

Небрежное расходование сыскного кредита

Недостаточную слаженность действий сыскных отделений и органов общей и политической полиции, наличие между ними конкуренции

Отсутствие летучих отрядов

Недостаточную конспиративность сыска

Случаи бесцельной жестокости при личном задержании и провокационного использования негласной агентуры.

С этими проблемами боролись и многие другие сотрудники сыскных отделений, но Лебедев и Джунковский придавали этому особое внимание и старались привлечь к этому окружающих.

Не человеком, но, безусловно, героем сыскной полиции можно смело отметить дрессированную собаку при московском питомнике, по кличке Треф Шаламов А. Четвероногие сыщики // Родина. - 2000. - № 6. - С. 37-38. . Она своим чутьём неизменно оказывала помощь полиции при Московском сыскном отделении. По городу ходили слухи, что своим лаем она безошибочно могла определить не только, что человек преступник, но и то в чём именно он совершил преступление. Если она лаяла один лаз на человека, то его можно было признать. Тявкнет раз, стало быть вор, а тявкнет два - " убивец" История органов внутренних дел. Андреева И.А. С. 100. .

Безусловно, внимания заслуживают и многие другие лица, которые осуществляли активную поддержку сыскных отделений, но в связи с ограниченностью в объёмах я вынужден оставить их имена учебникам истории органов внутренних дел. Но история будет хранить их имена, пока есть милиция, министерство внутренних дел и Российская Федерация.

3. Управление сыскных отделений.

Что касается дел политического характера, то у начальника сыска не было полномочий на их раскрытие. Он должен был немедленно сообщить о них начальнику губернского жандармского управления или охранному отделению. Принимать какие-либо меры по устранению дела, начальнику сыска было категорически запрещено. Однако, несмотря на это, дореволюционный аппарат уголовного сыска работал достаточно эффективно: в 1913 г. на Международном конгрессе криминалистов Московская уголовная полиция была признана лучшей.

Помимо этого, далеко не каждый желающий мог попасть на службу в сыскные отделения. Каждого подвергали жёсткой проверке, по ходу которой определялось качество профессиональной подготовки и принадлежность к поступкам, порочащим личность и недостойными для службы в сыскных отделениях. Начальники сыскных отделений проходили особую проверку. Именно для них по распоряжению министра внутренних дел Столыпина П.А. были созданы специальные курсы для подготовки. Специально для курсов был приглашён В.И. Лебедев, чьи лекции активно использовались в профессиональной подготовке сотрудников уголовного розыска Министерство внутренних дел России: 1802-2002. - Т. 2. - С. 65-70. .

Однако большая часть времени на подобных занятиях отводилась всё-таки практическим занятиям. Их проводили в основном в тюрьмах и сыскных отделениях, с целью изучения методов борьбы с преступностью. Эти методы были оправданы, учитывая, что большинство сотрудников до поступления не проходили курс специальной оперативно-розыскной подготовки.

В 1913 году МВД окончательно утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников, при этом, значительно улучшив общеобразовательную и правовую подготовку, которая долгое время была слабым звеном в сфере обучения полицейских служащих. Урядники должны были изучать особенности уголовной и уголовно-процессуальной деятельности в области права, а также статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской Федерации. Кроме того, в качестве дополнительной информации использовались нормативные акты МВД и постановления губернаторов.

Так как сыскные отделения в то время существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела. Этот интересный факт подтверждал серьезность подхода к выполнению оперативно-розыскной деятельности полицейскими, где предусматривалось не только профессионализм работы, но и знание законодательной части и эрудированности сотрудника уголовного сыска.

К сожалению, сложность политической обстановки, постоянное давление и критика со стороны различных политических сил и группировок, торможение проекта в Государственной думе, незаинтересованность в ней представителей местной администрации, финансовые затруднения не позволили правительству довести реформу полиции до ума. Свидетельством запоздалости назревших, но уже недостаточных, мер было Постановление Совета Министров от 23 октября 1916 г. "Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов" Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802 - октябрь 1917. - СПб.: Фонд Университет, 2002. - С. 230. .

В связи с этим мы можем сделать некоторые выводы. Уже в который раз действительно хорошая идея обернулась в незавершённый и несовершенный проект. Несмотря на затраченные силы и время, правительство смогло довольно легко расстаться с идеей о создании сыскной полиции, что свидетельствует о том, что права и свободы граждан уже в который раз уходят на второй план.

Примечательно, что по ходу истории подобная картина уже не раз возникала, как на Руси, так и СССР и Российской Федерации. Если мы углубимся в историю, то можем не раз убедиться, что именно по причине незаинтересованности правительства в современной и обеспеченной полиции, страдает простой народ.

Заключение

Закон, который создавался исключительно в целях корректирования уже изданных законов, неожиданно стал основой для будущего сыскной полиции. Претерпев немало изменений, он привлёк к себе большое внимание, как историков, так и реформаторов. Для осуществления этого закона использовались колоссальные силы и средства. Благодаря этому закону в России появились новые герои, которые были не только профессионалами своего дела, но и показателями, к которым следует стремиться.

К сожалению, и закон «о создании сыскных отделений» и впоследствии изданная инструкция МВД от 10 августа 1910 года не смогли вызвать достаточно интереса для того, чтобы действие закона продлилось достаточно долго. Хорошая, казалось бы, идея была растоптана и забыта собственными создателями. Особенно грустно осознавать это потому, что именно благодаря подобным реформам министерство внутренних дел не только существует, но может эффективнее вести борьбу с преступностью среди населения.

Довольно странные и несколько непонятны действия политиков прошлого времени: создать закон, найти людей, которые бы совершенствовали его и применяли в благородных целях, а впоследствии уничтожить саму его суть. Впрочем, нельзя сказать, что закон был бесполезен, и что от него не осталось ничего для будущих законодательных актов. Реформа уголовного розыска, проведённая в годы Первой Мировой войны, свидетельствует о том, что хороший закон никогда не будет забыт, но и наоборот, найдёт своих последователей.

Но это уже спорный вопрос, поскольку данная реформа к улучшению не привела, а ничего более нового и совершенного сделано так и не было. Возможно, это говорит о том, что закон был совершенен ровно настолько, чтобы оставить его без изменений, после проведения стольких мероприятий по его усовершенствованию. Другой же точкой зрения мы можем рассмотреть версию, что законодатели того времени действительно потеряли всякий интерес к данному закону.

К сожалению или к счастью, но мы вряд ли сможем понять мотивы людей создавших и уничтоживших закон, поскольку эти события было 90 лет назад, а с тех пор многое изменилось. Изменилась Россия, изменилось министерство внутренних дел, изменилась милиция.

Список используемой литературы:

1. И.А. Андреева. История органов внутренних дел России. Учебное пособие. - Омск: Омская академия МВД России, 2007.

2. История полиции дореволюционной России. (Сборник документов и материалов по истории государства и права). Учебное пособие. - М.: МВШМ, 1981.

3. Рыжов Д.С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью (1866-1917 гг.): Монография. - Самара: Издание Самарского юридического института Минюста России, 2001.

4. Сизиков М. И. История полиции России (1718-1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. - А.П.О., 1992.

5. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.

6. Кошко А.Ф. Среди убийц и грабителей. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. - М.: "Современник", 1995.

7. Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России: применение научных методов работы в розыске и расследовании преступлений: факты, документы, комментарии. - М.: ЛексЭст, 2005.

8. Шаламов А. Четвероногие сыщики // Родина. - 2000. - № 6.

9. Министерство внутренних дел России: 1802-2002. - Т. 2.

10. Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802 - октябрь 1917. - СПб.: Фонд Университет, 2002.

Подобные документы

    История общей регулярной полиции в России. Позитивные и негативные стороны в организации и деятельности сыскных учреждений. "Инструкция чинам сыскных отделений", ее недостатки, значение и влияние на раскрываемость преступлений и на полицию в частности.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2011

    Анализ процесса становления розыскного дела, организационных основ розыска преступников в дореволюционной России. Причины, условия формирования первых сыскных подразделений. Уголовный розыск в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

    реферат , добавлен 13.02.2015

    Проект Национального собрания о создании Урало-Волжского Штата (1917-1918 гг.). Противоречия проведения национальной политики на территории Казанской губернии. Проект Положения о создании автономной Татарской республики. Конституционное законодательство.

    презентация , добавлен 22.01.2014

    Становление милиции в Минске. Приказ Военно-революционного комитета Западного фронта о проведении коренной реорганизации минской милиции. Охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, участие в коллективизации сельского хозяйства.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    Особенности формирования, строения и деятельности милиции Временного правительства. Причины распада "гражданской милиции". Организационно-штатные мероприятия по развитию и укреплению правовых основ организации органов внутренних дел СССР в 60-70-е годы.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2016

    Экономическая ситуация и денежная система Речи Посполитой на территории Беларуси в конце XVII - первой половине XVIII вв. Становление банковской системы Беларуси. Разложение натурального хозяйства, рост торговли. Открытие отделений Государственного банка.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2013

    Разработка плана "Валькирия", его модернизация и основные цели. Различные варианты сценария заговорщиков. Проект устройства постнацистской Германии. Неудача операции после приказа о ее начале 15 июля. Взрыв 20 июля, получение Гитлером ранений и ожогов.

    презентация , добавлен 05.11.2012

    Детство и юность Льва Бронштейна. Политические университеты. Участие в создании "Южнорусского рабочего союза". Бегство из страны по фальшивым документам в Лондон. Знакомство с Лениным. Увлечение теорией "перманентной революции". Возвращение в Россию.

    презентация , добавлен 12.01.2014

    Поражение Германии во Второй Мировой войне. Договор Рузвельта, Черчиля и Сталина о создании Контрольного совета четырех держав. Формирование Христианского Социального Союза, объединившего сторонников демократии и этики. Послевоенная история Франции.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Краткая библиографическая справка про Григория Ефимовича Распутина. Отношения Распутина с Царской семьей. Влияние на политику страны. Первое дело о "хлыстовстве" Распутина в 1907 г. Негласный надзор полиции, Иерусалим 1911 г. Мнения о Григории Распутине.

РАССКАЗОВ Вячеслав Леонидович,

аспирант Кубанского государственного аграрного университета. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье освещаются вопросы подготовки проекта и принятие закона, регулирующего организационно-правовые основы деятельности органов уголовного сыска в России, и анализ его положений.

The article covers the drafting and adoption of a law regulating the institutional and legal bases for the activities of criminal investigation in Russia, and the analysis of its provisions.

Ключевые слова: закон; полиция; преступность; розыск; Россия; сыскные отделения. The law; the police; crime; search for; Russia; detective office.

В конце XIX - начале ХХ вв. в России в силу особенностей исторического развития были обострены противоречия, которые привели к кризису существующего строя1. Это объяснялось многими факторами: нежеланием самодержавия идти на уступки оппозиции, отсутствием в России развитых демократических традиций и в силу этого крайней нетерпимостью

политических партий друг к другу.

Следует отметить, что в борьбе с оппозицией правительство использовало казачество. Как люди военные и связанные присягой и дисциплиной, казаки не могли не выполнить приказа, так как это считалось одним из тяжелейших преступлений. Вместе с тем использование казачьих частей в революционных событиях, посеяв семена грядущего раскола в казачьей среде, оказывало деморализующее воздействие на казачество, что являлось одной из причин нежелания Военного ведомства выполнять функции подавления массовых выступлений.

Все это способствовало обострению криминальной обстановки. По подсчетам С.С. Остроумова, проанализировавшего динамику роста «наиболее серьезных» преступлений, подсудных окружным судам и судебным пала-

1 Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941 гг.). Уфа,1994. С. 54.

2 Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2015. С. 132.

3 Рассказов Л.П. и др. Кубанское казачество: историко-правовое исследование (конец XVIII в. - начало XXI в.): Монография / Под ред. Л.П. Рассказова. Краснодар, 2013. С. 89.

там, в период с 1899 по 1908 гг. количество таких преступлений возросло с 266710 до 385039, в том числе: против порядка управления - с 8048 до 8729; против жизни - с 16293 до 33053; насильственных похищений имущества - с 20322 до 47107, краж - с 63328 до 1085074. Количество убийств возросло более чем в два раза - их пик пришелся на 1907 год. За тот же период число осужденных окружными судами выросло на 66%6. В первые девять лет XX в. ежегодный рост преступности в стране составил 7%7. Однако только за 1902-1904 гг. из 864626 уголовных дел, находящихся в производстве всех судебных следователей России, было прекращено из-за «необнаружения виновных» 137594 дела8, т.е. как минимум такое же количество преступников остались безнаказанными или почти каждое шестое преступление, по факту совершения которого проводилось предварительное следствие, осталось нераскрытым. Такая тенденция, на наш взгляд, стала возможной, в первую очередь, в

4 Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России / Под ред. Г.И. Соломахи. М., 1980. С. 64-65.

5 Тарновский Е.Н. Движение преступности в Российской империи за 1899-1908 гг. // Журнал Министерства юстиции. 1909. № 9. С. 66.

6 Лясович Т.Г., Фролов В.В. Особенности правовой регламентации деятельности сыскных полицейских подразделений в начале ХХ века в Российской империи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. В 4-х т. Т. 3. Тамбов, 2011. С. 134.

7 Петров А.В. Проблемы организации общей полиции в Российской империи в начале ХХ века // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 3. С. 134.

8 Матиенко Т.Л. Организационно-структурные особенности сыскной полиции Российской империи (1908-1917 гг.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 32.

связи с недостаточностью специальных органов сыскной полиции, осуществлявших оперативно-розыскное сопровождение органов предварительного следствия при расследовании преступлений. Указанные факторы и предопределили создание в Российской империи общегосударственной системы уголовного розыска, путем учреждения сыскных отделений (СО).

12 марта 1908 г. по приказу директора Департамента полиции М.И. Трусевича, в нем был образован «Отдел уголовно-сыскной части», т.е. 8-е делопроизводство Департамента, в задачи которого входило: «общее наблюдение за деятельностью сыскных отделений в Империи, руководство сформированием новых отделений, снабжение их необходимыми пособиями, сосредоточение регистрации преступности, издание инструкций и циркуляров» . В структуру 8-го делопроизводства вошло Центральное регистрационное бюро, созданное еще 1 января 1907 г. как Регистрационный отдел и возглавляемое бывшим начальником Московской сыскной полиции В.И. Лебедевым. Задачами бюро являлись сбор и классификация информации об особо опасных преступниках, наведение справок о них по запросам территориальных органов полиции, установление личности рецидивистов и т.д. Помимо наблюдения за сыскной деятельностью на местах, в обязанности 8-го делопроизводства входили: связь с иностранными полициями по вопросам общеуголовного характера; составление инструкций и правил по сыскной части; заведование школой инструкторов и фотографией Департамента полиции. Правом централизованного руководства уголовно-сыскными подразделениями общей полиции и непосредственной организацией розысков на территории всей России 8-е делопроизводство наделено не было3.

В 1908-1914 гг. пост делопроизводителя (начальника) 8-го делопроизводства Департамента полиции занимал В.И. Лебедев4. По его

1 Вестник полиции. 1908. № 15. С. 4.

2 Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). М., 2000. С. 47, 50.

3 Матиенко Т.Л. Организационно-структурные особенности сыскной полиции Российской империи (1908-1917 гг.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 33-34.

4 Шаханов А. Московские обер-полицмейстеры и начальники сыскной полиции // Московский журнал: История государства

инициативе были подготовлена два законопроекта: первый - об учреждении штата Киевской сыскной полиции (она была учреждена в 1880 г. по предписанию Киевского губернатора, формировалась из чинов Киевской городской полиции и законодательным порядком не была утверждена), а второй - о создании всероссийской системы уголовного сыска, предусматривающий, помимо уже функционировавших штатных сыскных полиций, создание еще 96 СО трех разрядов в городах России: губернских и областных центрах, крупных промышленных и транспортных узлах, а также имеющих важное стратегическое значение, при этом учитывалось и количество населения. В зависимости от разряда СО предусматривались его штат и финансирование. 29 декабря 1907 г. оба законопроекта, после затянувшихся согласований между Министерством внутренних дел и Министерством финансов, в ходе которых число разрядов СО достигло четырех, штаты были уменьшены, а количество СО сокращено, были внесены в Государственную Думу и поступили на рассмотрение в Комиссию по судебным реформам, которая объединила оба законопроекта, причислив Киевскую сыскную полицию к СО 1 -го разряда. В окончательном виде предусматривалось создание 89 новых СО.

20 июня 1908 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона «Об организации сыскной части», докладчиком по которому выступил бывший товарищ (заместитель) прокурора Одесского окружного суда, член Комиссии по судебным реформам Л.Г. Люц. В частности, он изложил содержание законопроекта и внесенных в него поправок, заострив внимание на тот факт, что «быстро разрастающаяся за последнее время преступность обязывает государство принять особые меры для борьбы с преступниками». На текущий момент эта функция была возложена на полицию, которая «переобременена» и другими задачами, «отвлекающими ее от прямой задачи розыска виновников преступления». В этой связи, розыск «должен быть возложен на лиц, обладающих достаточной опытностью в этом деле».

Российского. 2005. № 2 (Электронный ресурс Ь|йр://т].ги8к.ги/8Ью\л/.рЬ|р?1с1аг=801021).

5 Шаламов А.Ю. Российский «фараон»: Сыскная полиция Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. / Под ред. В.Л. Телицына. М., 2013. С. 89-95.

При этом Л.Г. Люц привел красноречивую статистику: если в Германии «полицейские» расходы на одного жителя составляют 7 марок, а во Франции - 12, то в России - лишь 2 марки. Что касается денежного содержания полицейских, то в Лондоне городовые получают 100 фунтов стерлингов, а в Париже - 150, причем на каждого лондонского городового приходится 7 задержанных преступников, а на парижского - 30. Исходя из этого, он призвал депутатов снабдить полицию «особыми средствами и мерами для сыска»: «В этом отношении громадную услугу уже оказала антропометрическая система Бер-тильона и дактилоскопия. Эти приемы применяются у нас только в 2-3 сыскных отделениях». Помимо этого, было предложено установить судебный надзор за деятельностью «полиции по розыску преступников». В заключение доклада Л.Г. Люц поддержал законопроект об организации СО «в наиболее крупных городах, с тем, однако, чтобы они обслуживали и уезды»1. От правительства законопроект поддержал товарищ министра внутренних дел А.А. Макаров, который, в частности, пояснил: «За последнее время до 30% преступлений остаются безнаказанными. Расходы на сыскную полицию с избытком окупятся прекращением общих убытков, простирающихся до миллиарда... Нужно изменить организацию сыска, что и проводится законопроектом». После бурных и продолжительных дебатов, порой переходящих во взаимные оскорбления депутатов, как указывается в официальном документе, «в результате прений законопроект