Органы законодательной власти РФ. Законодательная власть Российской Федерации. Законодательная власть Кто является органом законодательной власти в рф

Ответственный гражданин должен иметь представление о политическом устройстве своей страны. Общество, обладающее достаточным уровнем правового сознания, сможет устанавливать качественный контакт с государственной властью. Такая связь здорово поспособствует подъему страны по всем векторам развития. В нашей статье будет рассказано про систему органов законодательной власти в РФ. Это важнейшая ветвь государственного аппарата, устройство которой обязан знать каждый россиянин.

Государственная власть в России

Политическое устройство в нашей стране соответствует принципам, которые были предложены французским философом Шарлем Монтескье. Это мыслитель эпохи Просвещения, который переработал знаменитую идею Джона Локка о "государственном правлении". Локк сформировал теорию о делении власти на исполнительную, законодательную и федеративную (внешнеполитическую). Монтескье предложил свой вариант, в котором федеративная власть была заменена судебной.

Идея французского философа о разделении властей применяется сегодня в большинстве стран мира. В России политическое устройство также делится на три части. Законодательные и исполнительные органы власти РФ занимаются формированием законов и контролем за их исполнением. Судебная власть разрешает правовые тяжбы.

Законодательную власть в России представляет двухпалатный парламент - Федеральное собрание РФ. Верхняя палата именуется Советом Федерации. Из-за особого типа формирования ее также называют «Палатой регионов». От каждого субъекта федерации в верхнюю палату Парламента поступают по два представителя - из исполнительного и законодательного органа, соответственно. Таким образом, в Совете Федерации насчитывается 170 членов.

Председатель Совета Федерации - Валентина Матвиенко.

Свою работу Совфед осуществляет независимо от Государственной думы - нижней парламентской палаты. Президент не имеет возможности распустить или значительно изменить состав верхней палаты, а потому можно говорить об особом типе неприкосновенности каждого сенатора.

Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:

  • назначение даты выборов президента РФ;
  • снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
  • утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.

Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:

  • руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
  • судей Конституционного и Верховного судов;
  • российского генерального прокурора и его заместителей.

Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.

Структура верхней палаты

Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ" от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда - 30 лет. Срок его постоянного проживания в России - 5 лет минимум. Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной.

В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации - вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.

Государственная дума: общая характеристика

История российской Госдумы берет свое начало в 1905 году. Тогда это был единственный законодательный орган во всей Империи. В Советском Союзе функции такого органа исполнял Верховный Совет РСФСР. Наконец, в 1993 году был принят закон о конституционной реформе, согласно которому был учрежден двухпалатный Парламент. Нижняя его палата, Государственная дума, состоит из 450 депутатов, каждый из которых представляет определенную политическую партию.

В отличие от Совфеда, Государственная дума постоянно меняет свой состав. Происходит это каждые 5 лет выборным путем. С 1993 по 2016 год сменилось 7 составов Госдумы. Формирование каждого нового состава происходит сложным и интересным способом, а потому на этой теме стоит заострить внимание.

Порядок формирования Госдумы

Государственная дума является законодательным органом власти в РФ - так же, как и Совет Федерации. Однако способы образования этих двух органов радикальным образом отличаются.

Формирование нижней парламентской палаты происходит путем всеобщего и равного голосования. Сам способ голосования можно назвать смешанным: половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина - по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов.

В статье 97 Конституции устанавливаются требования к депутатам. Это должны быть граждане старше 21 года. Обязательные условия - наличие дееспособности и отсутствие судимости.

Полномочия Госдумы - нижней палаты представительного органа государственной власти в РФ

Законодательная инстанция, Государственная дума, имеет широкий спектр обязанностей. Первые две функции связаны с главой государства:

  • выдвижение обвинения против российского президента для снятия его с должности;
  • дача согласия главе государства на назначение председателя правительства (премьер-министра).

Следующие два полномочия касаются исполнительного органа власти - российского Правительства:

  • решение вопроса о вынесении доверия правительству;
  • ежегодное заслушивание отчетов правительства.

Три важных функции связаны с должностными лицами РФ. Госдума является законодательным органом власти в РФ, которая может назначать на должность, а также увольнять следующих граждан:

  • председателя российского Центробанка;
  • руководителя Счетной Палатой РФ;
  • уполномоченного по правам человека.

Последняя важная функция российской Госдумы касается объявления амнистии.

Структура Государственной думы

Председатель Госдумы возглавляет нижнюю палату парламента. В 7 созыве это Вячеслав Викторович Володин - представитель фракции "Единая Россия". Сама Дума состоит из четырех инстанций: Аппарата, совокупности комитетов и комиссий, а также Совета.

Аппарат Госдумы занимается правовым и организационным обеспечением всей нижней палаты Парламента. Руководителем этой инстанции с 2016 года является Татьяна Воронова.

Председатель Государственной думы - Вячеслав Володин.

Важное место в Госдуме занимают комитеты. Это основные органы палаты, непосредственно задействованные в законотворческой процедуре. Каждый комитет осуществляет полномочия в собственной сфере. Это может быть наука, медицина, транспортная система и т.д.

Комиссии в составе Госдумы занимаются организационными вопросами нижней палаты. Направленность таких инстанций может быть различной. Существует, например, счетная, антикоррупционная, правоохранительная, финансовая и даже этическая комиссия.

В состав Совета нижней парламентской палаты входит Председатель Госдумы и его заместители. Основными функциями представителей законодательного органа власти в РФ является модернизация работы палаты и разработка законопроектов.

Законотворческая деятельность

Разобравшись с тем, какие органы власти в РФ законодательные, следует перейти к основной функции этих органов - законотворчеству. Как Госдума, так и Совфед обладают большим количеством полномочий, однако объединяет их одна задача: разработка и принятие законов.

Законодательная инициатива является собственностью депутатов - членов Госдумы. Одобрение инициативы служит началом для формирования законопроекта. Он проходит два чтения, на каждом из которых в проект могут быть внесены поправки и изменения. На третьем чтении происходит голосование за одобрение закона. Если проект одобряется, он переходит в Совет Федерации, где также проходит проверку. Сенаторы принимают закон, после чего он отправляется в Конституционный суд. Там он подвергается анализу на соответствие основному закону страны. В самом конце законотворческой процедуры судьбу закона решает Президент: он может одобрить проект, либо наложит на него вето.

Органы законодательной власти субъектов РФ

В российских регионах представительные инстанции могут иметь разные наименования. Например, в областях это Областные советы депутатов, в республиках - свои небольшие парламенты, а в краях - краевые органы законодательной власти.

Субъекты РФ вольны в формировании структуры и установлении названия представительных инстанций. Все это определяется уставом или конституцией региона. Однако принципы организации законодательных органов власти в субъектах РФ должны соответствовать нормам федеральных законов. Так, во всех регионах проводятся выборы. Функции же субъектных парламентов мало чем отличаются от инстанций федерального характера. Они связаны с наделением полномочиями отдельных должностных лиц, а также с законотворческой деятельностью в пределах одного региона.

В соответствии со статьями 77, 94 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в Российской Федерации установлена и действует двухуровневая система органов законодательной власти: на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

1. Законодательную власть на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Представительным органом Федеральное Собрание РФ является потому, что оно представляет интересы всего многонационального народа России. Порядок формирования и полномочия обеих палат Федерального Собрания закреплены таким образом, что они достаточно полно учитывают и отражают в своей деятельности не только общие интересы всего многонационального народа Российского государства в целом, но и специфические интересы наций и народностей всех субъектов Российской Федерации, всех социальных слоев российского общества, что создает необходимые условия для превращения Российской Федерации в демократическое, социальное государство.

Парламент Российской Федерации закреплен как законодательный орган . Это означает, что он является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.



В ч. 1 ст. 95 Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа: «Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы».

Статус, порядок деятельности и общая структура палат Федерального Собрания Российской Федерации

А) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации - представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Совет Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.

Совет Федерации, являясь субъектом права законодательной инициативы, самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.

Совет Федерации действует на постоянной основе.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Представители от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации являются членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, данная палата может проводить закрытые заседания. Порядок деятельности Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. При этом, в Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений.

Структура Совета Федерации: Председатель Совета Федерации, Первый заместитель Председателя Совета Федерации, Заместители Председателя Совета Федерации, Совет палаты, Комитеты Совета Федерации, постоянные и временные комиссии Совета Федерации, Аппарат Совета Федерации.

Б) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов, которые избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями), которые работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами и Регламентом Государственной Думы. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Структура Государственной Думы: Председатель Государственной Думы, Первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы, фракции, комитеты и комиссии, Аппарат Государственной Думы.

2. Законодательную власть на уровне субъектов федерации осуществляют законодательные (представительные) органы соответствующих субъектов РФ (например, Законодательное Собрание Новосибирской области, Совет народных депутатов Кемеровской области, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга).

Место законодательных органов власти в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии со статьей 4 этого Федерального закона законодательный орган субъекта Российской Федерации является единственным, постоянно действующим и высшим органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Указанный орган самостоятельно осуществляет принадлежащие ему полномочия, а также решает вопросы организационного, правового, информационного и материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Необходимо отметить, что в отличие от органов исполнительной власти, которые по предметам совестного ведения составляют единую систему федеральных и региональных органов, законодательные органы субъекта Российской Федерации не подчиняются федеральным органам законодательной власти. Более того, законодательные органы власти вправе влиять на решения, принимаемые Советом Федерации, посредством обязательных предписаний, которые они могут давать своим представителям в Совете Федерации.

Компетенция законодательных (представительных) органов включает в себя несколько групп полномочий:

1) законотворческие;

2) представительские;

3) контрольные;

4) учредительские.

Структура законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации

Как правило, законодательные органы государственной власти состоят из комитетов (комиссий) и аппарата, руководство деятельностью органа и его аппарата осуществляет избираемый из числа депутатов председатель. Основным структурным подразделением законодательного органа власти выступают комитеты, которые, как правило, ведут разработку законопроектов, их проработку на разных стадиях прохождения проектов, а также решают иные задачи в соответствии с полномочиями, предоставляемыми Регламентами.

Полномочия аппарата Законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ заключаются в проведении правовой экспертизы проектов законов, а также в материально-техническом, информационном и организационном обеспечении деятельности органа власти.

В Российской Федерации действует система разделения властей. Исполнительная, судебная и законодательная ветви равны между собой. Они обладают особой структурой и рядом установленных в законе полномочий. В этой статье будет рассказано про законодательные органы власти в РФ.

Характеристика системы

Чем занимается представительная ветвь власти в нашей стране? В соответствии с основным законом России, основной функцией законодательной системы является законотворчество. Это очень сложный и весьма продолжительный процесс, организуемый не только законодательной, но и судебной ветвью власти.

Центральным органом законодательной ветви власти является Парламент, именуемый Федеральным Собранием. В российской Конституции этому органу посвящена пятая глава. Это двухпалатная инстанция, в компетенцию которой входит назначение различных должностных лиц, взаимодействие с главой государства и, конечно же, законотворческая деятельность. являющаяся нижней палатой, представляет собой выборный орган, а верхняя, Совет Федерации, косвенно формируемую инстанцию. О каждой из этих палат будет подробно рассказано далее.

Общая характеристика Государственной думы

Госдума является законодательным органом власти в РФ. Эта нижняя палата Собрания, состоящая из 450 депутатов, половина которых избирается напрямую одним туром. Депутатом Госдумы может быть только российский гражданин, достигший возраста 21 года. Деятельность Думы возглавляет председатель - сегодня это Вячеслав Володин.

Выборы в Госдуму назначаются главой государства раз в пять лет. Федеральный закон № 51-ФЗ от 2005 года закрепляет пропорциональную систему голосования, при которой избрание депутатов происходит пропорционально поданным федеральным спискам. Устанавливается избирательный порог. В 2017 году он составляет 5%.

Первая государственная дума появилась еще в 1905 году. Функционировала она до 23 февраля 1917 года. В Советской России работал силой упраздненный в Указом Бориса Ельцина "О конституционной реформации в РФ" сформировался первый созыв нижней палаты Федерального собрания. Выборы в Госдуму состоялись 12 декабря 1993 года.

Функции Государственной думы

В статье 103 основного закона России закрепляются полномочия Госдумы. Основными функциями нижней палаты законодательного органа власти в РФ являются:

  • решение проблемы доверия федеральному РФ - Правительству;
  • предоставление Президенту согласия о вступлении на должность председателя федерального органа исполнительной власти;
  • ежегодное заслушивание отчетов федерального исполнительного органа РФ;
  • назначение на должность и снятие с должности председателя Центробанка, Счетной Палаты, а также уполномоченного по правам и свободам человека;
  • объявление государственной амнистии;
  • выдвижение обвинения против главы российского государства.

Наконец, стоит назвать самую важную функцию. Именно законотворчество законодательного органа власти в РФ является главной обязанностью нижней палаты.

Представители Государственной думы формирует законопроекты, после чего передают их на всеобщее рассмотрение, состоящее из трех этапов. Большую роль здесь играет Совет Федерации, члены которого могут пропустить или не пропустить законодательную инициативу. Так, если проект все же проходит, то он передается на проверку Конституционному суду. В конце закон подписывает глава государства.

Структура Госдумы

Нижняя палата Собрания содержит в себе Аппарат - постоянно действующий орган, в обязанности которого входит финансовое, организационное, аналитическое, социально-бытовое и техническое обеспечение депутатской деятельности. С октября 2016 года руководителем Аппарата нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Татьяна Геннадьевна Воронова.

Особую роль в Госдуме занимает и председатель. Это руководящее лицо в органе, обязанное осуществлять взаимодействие с судебной и исполнительной ветвями власти. Заместители председателя избираются путем голосования на заседании палаты. С октября 2016 года председателем Госдумы является член партии "Единая Россия" Вячеслав Викторович Володин.

В составе Госдумы действуют комиссии и комитеты. В полномочия комитетов входит подготовка проектов, внесение предложений по модернизации законотворчества, анализ применения законов и прочее. Комиссий же в составе Госдумы всего шесть. Здесь стоит выделить счетные, антикоррупционные и этические инстанции.

Еще одним структурным элементом в составе нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Совет Госдумы. Эта инстанция занимается планированием работы и разработкой законопроектов.

Общая характеристика верхней палаты

Органом законодательной власти в РФ является Совет Федерации - верхняя палата Собрания. Этот орган формируется косвенным путем - по два человека из каждого региона страны. При этом одного своего представителя посылает законодательный орган субъекта, а другого - исполнительный орган. Всего в Совете Федерации состоит 170 человек.

Неофициальное наименование Совфеда - "Палата регионов". Этот орган представляет интересы российских субъектов на федеральном уровне. Важнейшим принципом формирования является непартийность. Члены Совфеда не создают партийных объединений или особых фракций.

Президент не может распустить Совет Федерации. Заседания этого органа должны проводиться не менее двух раз в месяц. При этом обе палаты Федерального Собрания могут объединяться для заслушивания доклада главы государства.

По Конституции 1993 г., законодательный орган власти в РФ является инстанцией с характером неприкосновенности. Неприкосновенность эта соблюдается в течение всего срока реализации полномочий. А о каких именно полномочиях идет речь? Необходимо обратиться к статье 102 основного государственного закона, в которой указывается следующее:

Аппарат Совфеда состоит из руководителя и его заместителей. С 2008 года руководителем аппарата Совфеда является Владимир Валентинович Свинарев. Орган законодательный власти РФ является с 1993 г. непрерывно функционирующим.

Региональные представительные органы

Представительные органы российских регионов формируются путем тайного голосования. Большая часть членов органа баллотируется по единому округу пропорционально числу голосов, отданных за списки кандидатов. Число депутатов указывается в уставе региона страны.

Основные полномочия региональных законодательных органов власти в РФ - это, в первую очередь, законодательная инициатива. Помимо нее стоит выделить толкование законов, принятие устава или конституции субъекта, работа с региональной собственностью и многое другое.

Законодательная власть один из видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.

Это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательная власть одновременно является представительной. Она формируется на основе выборов депутатов всем населением страны. Представительство является обязательным в федеративных государствах, где парламент состоит двух палат, одна из которых образуется на основе прямых выборов, а другая- на основе территориального представительства.

Особенность законодательной власти в том, что её органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

Парламент России- Федеральное Собрание- состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата считается верхней, вторая- нижней, членов первой палаты называют сенаторами, членов второй - депутатами.

Законодательные (представительные) органы образуются и в субъектах РФ (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: дума, законодательное собрание, верховные совет и другие.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раздельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, проводятся закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатели и их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком своих палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Парламент наделен следующими видами компетенции:

1) законодательная;

2) формирование государственных органов;

3) финансовая;

4) контрольная;

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Понятие и функции органов законодательной власти

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания России, исключающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Исходя из численности субъектов РФ устанавливается состав Совета Федерации, то есть общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или групповых инициатив его членов.

Представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием указанного органа.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Указ направляется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

2) Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения.

3) Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

4) Назначение выборов Президента РФ.

5) Отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты).

6) Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (назначения осуществляются по представлению Президента РФ).

7) Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также осуществляется по представлению президента);

8) Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

1) Федерального бюджета.

2) Федеральных налогов и сборов.

3) Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

4) Ратификации и денонсации международных договоров РФ.

5) Статуса и защиты государственной границы РФ.

6) Войны и мира.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов РФ в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов РФ при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

Государственная Дума- одна из двух палат Федерального собрания РФ. Она является основным законотворческим органом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодательной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.

объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

К ведению Государственной Думы относят:

1) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

2) Заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.

3) Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

4) Назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России.

5) Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов.

6) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

7) Объявление амнистии.

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Аппарат Государственной думы -- постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти -- исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 5-го созыва существует 32 комитета:

1) Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству;

2) Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

3) Комитет по труду и социальной политике;

4) Комитет по бюджету и налогам;

5) Комитет по финансовому рынку;

6) Комитет по экономической политике и предпринимательству;

7) Комитет по вопросам местного самоуправления.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут созвать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной думы.

На распределение постов в федеральной исполнительной власти, в том числе и в Правительстве России, Государственная Дума не влияет. Но она вправе ставить вопрос о недоверии Правительству России в целом.

Законодательная власть в РФ осуществляется в лице Федерального Собрания (Парламента РФ), который является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению законодательной власти наряду с другими вопросами относится принятие законов, обязательных к применению на всей территории Российской Федерации, а также назначение на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других вопросов.

Высшая судебная власть в РФ осуществляется Конституционным судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом. В целом судебная система РФ устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным судом. Основное назначение судебной системы применительно к сфере внешнеэкономической деятельности – защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных. Преимущества судебного порядка защиты очевидны. Суд независим и подчиняется только закону.

В условиях проведения экономической реформы, перехода к рынку государственная система прямого административного управления предприятиями претерпела глубокие изменения. Произошла замена планирования и прямого контроля косвенным, опирающимся в основном на экономические и правовые рычаги. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т.е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они не противоречат последней. К их числу следует отнести прежде всего общеэкономические законы, например, законы "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О собственности", налоговое законодательство и др. В этих законодательных актах содержатся, как правило, специальные статьи и разделы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность. Например, ст. 25 "Внешнеэкономическая деятельность" Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и др. Принимаются также законодательные акты по тем или иным аспектам внешнеэкономической деятельности. Например, "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Таможенный кодекс РФ, Законы РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об иностранных инвестициях", "О международном коммерческом арбитраже", "О таможенном тарифе" и др.

Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

На основе и в развитие упомянутого выше законодательства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные акты в форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.

Таким образом, управление внешнеэкономической деятельностью в России осуществляется целой системой органов государственной власти.

Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент, избираемый на основе всенародного голосования, является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В своей деятельности по управлению ВЭД он работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский Совет, Совет глав администраций, Экспортный Совет и другие Советы и комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений. Администрация Президента – рабочий орган, созданный для обеспечения деятельности Президента, реализации конституционных полномочий. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Согласно закону РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" Президент России обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:

Осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;

Регулирует сотрудничество в военно-технической области;

Определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов;

В ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;

В целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции;

В случае, если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда при необходимости на основании Конституции РФ;

Приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.

Исполнительную власть в соответствии со ст. 110 Конституции РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.

В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с законом:

Обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

Разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;

Принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;

Принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;

Вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;

Принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;

Осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;

Осуществляет иные полномочия в области государственного управления внешнеторговой деятельностью на основании и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом Президента и состоит из двух уровней: Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти – государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, департаментов и др.).

В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.

Смотрите также: