Особенности авторской позиции. Подготовка к егэ - универсальный справочник
Существуют разные способы выражения авторской позиции.
1. Прежде всего это прямое высказывание автора:
Автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе "Война и мир", пространно формулируя собственные мысли об историческом процессе, роли личности в истории, действиях исторических законов и т.д. и доказывая эти мысли на примере судеб своих героев.
2. в названии произведения
А) Заглавие вводит читателя в мир произведения, выражает основную тему текста, определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. (И. С. Тургенев «Отцы и дети», Грибоедов «Горе от ума»).
Б) Заглавие может называть главного героя произведения («Евгений Онегин», «Обломов», «Анна Каренина», «Иванов»)
В) Заглавие текста может указывать на время и место действия («Полтава» А.С. Пушкина, «После бала» Л.Н. Толстого, «В овраге» А.П. Чехова, «Ущелье» И.А. Бунина, «Петербург» А. Белого).
Таким образом, заглавие художественного произведения, во-первых, соотносит сам текст с его художественным миром: главными героями, временем действия: «Гусев» А.П. Чехова, «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого.
Г) Заглавие может выражать авторское видение изображаемых ситуаций, возможное развитие темы (сюжета) («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Обыкновенна история» И.А. Гончарова.)
Так, например, заглавие рассказа А.П. Чехова «Ионыч» отсылает к последней главе произведения и отражает уже завершившуюся деградацию героя. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда оно занимает позицию заглавия и тем самым привлекает внимание читателя к называемому им персонажу, особо выделяет его в художественном мире произведения («Евгений Онегин», «Неточка Незванова», «Анна Каренина», «Рудин», «Иванов» и др.). И.А. Гончарова «Обломов
Д) В заглавии может содержаться оценка: Маяковский «Хорошо»
3. в отдельных предложениях, через ряд аргументов
4. в лирических отступлениях, ремарках, вставках
Несюжетными элементами считаются: вставные эпизоды; лирические (иначе - авторские) отступления. (Гоголь «Мертвые души», Пушкин «Евгений Онегин», Толстой «Война и мир»)
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.
Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);
6. в последнем абзаце, предложении
7. в эпиграфе: «Береги честь смолоду» (Пушкин «Капитанская дочка»)
8. через внешность персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т.п.). (например, портрет Элен в "Войне и мире" Л. Н. Толстого передает отрицательное отношение автора к этому персонажу, и напротив, портреты Наташи и княжны Марьи положительное, ироничное в портрете Петра Петровича Лужина, "ясные черные" глаза Павла Петровича Кирсанова (И.Тургенев); "смятое острое, хищное" лицо Челкаша и "здоровое" , "добродушное" и "тупое" лицо Гаврилы (Горький);
9. через речевую характеристику: канцелярская речь Лужина вызывает у автора отталкивающее ощущение, трогательно-сбивчивая речь Сонечки Мармеладовой умиляет Достоевского
10. через имена героев: назвав Базарова Евгением , Тургенев выразил свое глубокое уважение и искреннюю любовь к этому герою, так как имя Евгений означает по-гречески "благородный"; говорящие имена героев Островского «Гроза», Салтыкова-Щедрина «История одного города», Гоголя «Мертвые души»
11. через особенности поведения персонажей (например, безразличие героев к судьбе Фирса, о котором все забыли в финале пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад", отрицательно характеризует действующих лиц)
12. через раскрытие мыслей и чувств героев - психологизм. Крупнейшими писателями-психологами в русской литературе являются М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
13. через образы природы: пейзаж часто создает нужное автору настроение, например, в романах и повестях И. С. Тургенева, в рассказах и пьесах А. П. Чехова и т.п. Природа определяет своеобразие характера Татьяны в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина, возрождение к жизни Болконского.
Влияние на человека урбанистической обстановки показано в пьесе А.Н. Островского "Гроза", в "Преступлении и наказании", в романе "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова. Городской пейзаж присутствует и в некоторых лирических произведениях ("Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..." А.А. Блока). Тургеневское несогласие с точкой зрения Базарова на природу как на мастерскую, а на человека - как на работника в ней, проявляется через пейзажные сцены: столько красоты и любви увидел в невзрачной русской природе автор.
14. через композицию произведения: в построении стихотворения Блока «Незнакомка» с помощью звукописи (обилие резкого р в 1 строфе в сопоставлении мягких звуков [а:], [нн]) Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.
Позицию автора литературного произведения можно определить, исходя из того, как писатель аргументирует свое отношение к проблеме, обозначенной в тексте. Также авторская позиция зависит от цели написания литературного труда.
Инструкция
Изучите текст. Внимательно прочитайте и перечитайте произведение. Вам необходимо определить проблему, которая ставится в тексте. После того как вы выделите основную тему, сформулированную в виде вопроса, определите, как автор отвечает на этот вопрос. Проще всего увидеть отношение писателя к теме его творения, если оно написано в публицистическом жанре. В таких текстах обычно все прозрачно, ясно и понятно. В художественных литературных работах авторы могут говорить о своих убеждениях косвенным образом. В этом случае вам следует постараться, чтобы выявить их.
Обратите внимание на степень выразительности, с которой обращается писатель к проблеме. Проследите, насколько сильно прозаик или поэт стремится воздействовать на читателя в эмоциональном смысле. Оценить авторский взгляд вам поможет наблюдение за тем, призывает ли писатель вас стать своим союзником, стремится ли усилить ваше отрицательное или положительное отношение к персонажу произведения или событию, описываемому в тексте. Прямо высказывающий свою позицию писатель может указывать на злободневность поднимаемой проблемы и подчеркивать ее остроту.
Проследите, ищет ли автор причины возникновения проблемы и пути ее решения. Обратите внимание, насколько глубоко он видит суть вопроса, присоединяется ли он к мнению большинства или ищет истину в другом месте. Если писатель заставил вас увидеть тему произведения в другом, непривычном для вас свете, поспособствовал переоценке некоторых ваших ценностей, обязательно укажите это в определении авторской позиции.
Видеоурок 2:
Композиция, стадии развития действия
Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза
Тема – комплекс событий, формирующих основу литературного произведения.
Другими словами, темой называется все то, о чем рассказывает автор своему читателю.
Идея художественного произведения – это основная мысль, эмоциональная составляющая, смысловое содержание произведения.
Чтобы понять идею, нужно тщательно проанализировать текст. Идея заключает в себе индивидуальный взгляд писателя на окружающий мир, его сугубо личное понимание происходящих процессов и явлений.
Проблема – главный вопрос, поставленный в произведении:
- Национально-историческая
- Философская
- Социально-политическая
- Нравственно-этическая
Когда интересуются каким-либо произведением, интересуются в первую очередь сюжетом. Это комплекс событий, из которых состоит произведение.
Сюжет представляет собой содержание литературного опуса, выявляет характеры персонажей, демонстрирует отношение автора к описанным им самим явлениям и жизненным ситуациям.
Кроме событий, происходящих в жизни действующих лиц, сюжет может содержать лирические отступления, раскрывающие события внутренней жизни автора.
Композиция – прием построения литературного произведения.
Организация композиция может быть сюжетной или несюжетной. Композиционное построение необходимо автору для наиболее полного воплощений своего замысла.
Составные части композиции:
композиция сюжета
группировка персонажей
расстановка других действующих лиц
речевые особенности
композиция элементов, не входящих в сюжет
Эпиграф. Часто перед произведением автор помещает некое краткое изречение, одну-две строчки, четверостишие.
Цель такого приема – помочь читателю лучше понять авторский замысел. Эпиграф служит ключом к пониманию замысла автора произведения.
Антитеза – стилистический прием в литературе, когда образы и понятия противопоставляются друг другу в диаметрально противоположном значении.
Стадии развития действия
Экспозиция. «Открывает» сюжет произведения экспозиция. В этой части читатель получает вводные данные о событиях, которые вскоре получат развитие.
Автор рассказывает читателю о том, что происходило до начала действия произведения. В основном в этой части характеризуются основные действующие лица. Экспозиция может быть прямой или задержанной. Если произведение начинается с экспозиции – это прямой вид, если место экспозиции автор определяет в середине или ближе к концу – налицо задержанная экспозиционная часть. Самый популярный пример такого расположения – описание жизни Чичикова.
Завязка – событие, определяющее начало действия.
Завязка либо сама организует конфликт, либо выявляет конфликтную ситуацию на момент начала произведения.
Кульминация – наивысшая, напряженнейшая точка в развитии действия, когда конфликт достигает вершины своего развития.
После кульминационной точки действие постепенно переходит к развязке.
Развязка – исход действия, некая смысловая точка произведения.
Конфликт состоялся, сюжет переходит в финальную стадию.
Эпилог завершает произведение. Как правило, в этой части автор рассказывает о дальнейшей судьбе своих героев спустя определенное время после описанных в произведении событий.
Лирическое отступление – особый прием композиции, с помощью которого автор имеет возможность высказать свое субъективное мнение относительно героев произведения, каких – либо действий или явлений, прокомментировать развитие сюжета.
В лирическом отступлении могут содержаться отвлеченные авторские размышления, напрямую не связанные с сюжетом, но тематически сохраняющие единство с общей темой произведения («Мертвые души», «Евгений Онегин»).
Конфликт (лат. «столкновение») – противоборство, противоречия, определяющие развитие сюжета любого литературного произведения.
Между кем и кем возникает конфликт? Вся литература построена на нескольких типах конфликта:
- между действующими лицами
- между главным героем и другими персонажами
- между героем и обществом
- конфликт героя с самим собой
Форма выражения конфликта – внешняя либо внутренняя.
Наиболее очевиден конфликт в драматических произведениях, эпосе.
Автор-повествователь
Нередко рассказ в произведении ведется от первого лица. В этом случае в роли рассказчика выступает сам сочинитель, именуемый автором – повествователем. Он лично наблюдал события, которые описывает в своем произведении. Автор-повествователь не переходит в состав персонажей, он только наблюдает происходящее, оценивает события и их участников. Так, Максим Максимович хорошо знаком с Печориным, может много рассказать о нем.
Иногда автор – повествователь волею автора превращается в Рассказчика (написание с заглавной буквы подчеркивает его равноправное положение в тексте). Рассказчик наделяется характером, снабжается определенными манерами, собственным характером.
Первый образ автора в отечественной литературе создан в «Евгении Онегине», он входит в общий круг персонажей на равных условиях, участвует в действии, поясняет происходящее, дает оценки, комментирует события. Читатель наблюдает его автором –повествователем, автором - персонажем, автором – лирическим героем.
Персонаж . Ни одно литературное произведение не может существовать без персонажей, с помощью которых развивается сюжет. Персонаж может быть главным или второстепенным. Кроме активного личного участия в действии, персонаж может быть представлен читателю другим действующим лицом или автором. Центром внимания может быть в некоторых произведениях один персонаж (Рудин, Печорин), в других – сразу несколько («Тихий Дон»).
Интерьер в произведении художественной литературы изображает внутреннюю обстановку (говоря современным языком – рисует дизайн помещения).
Авторы часто используют описание домашней обстановки для характеристики действующего лица, усиливая эмоциональное восприятие текста. К примеру домашняя обстановка в «Войне и мире» характеризует внутренний мир обитателей дома.
Характер литературный . Любое произведение складывается из нескольких составляющих, в том числе – из характеров, человеческих образов. Литературный характер несет в себе нечто единое, индивидуальное и неповторимое, относящееся только к конкретному образу произведения. Характер является одной из главных составных частей произведения в целом.
Тип – герой литературного произведения, некий собирательный образ, вобравший в себя явление времени, исторического момента, общественного события, и т.д.
Примером литературного героя, по которому можно судить о людях, не нашедших общего языка с обществом, отвергнутого, непонятого, могут служить Печорин или Онегин.
Герой лирический – лирический образ поэта, чей внутренний мир раскрывается через состояние души или переживание в какой-либо конкретной ситуации.
Если точнее – это одно из возможных проявлений авторского сознания. Лирический герой может иметь собственную биографию, иногда – обрисованный в общих чертах внешний облик.
Система образов
Представляет собой комплекс художественных образов произведения, вбирающий в себя не только образы действующих лиц, но и сопутствующие образы - детали, символы ит.д.
Портрет содержит описание внешности персонажа, то как он выглядит, чтобы читатель ярче мог представить себе действующее лицо произведения, воспроизвести его в своем воображении.
Портрет дает описание не только черт лица, но и то, как и во что персонаж одет, отмечает манеру разговора, мимические особенности, характерные жесты. Кроме этого, в литературе часто используется психологический портрет – когда автор через внешность хочет показать внутренний мир своего героя.
Пейзаж , изображающий в литературном произведении природу, может служить особенным приемом описания состояния персонажа в определенный момент, оригинальным средством его характеристики.
«Говорящая фамилия» . Очень часто для лучшей «узнаваемости» персонажа авторы прибегают к такому особенному приему как придание действующему лицу «говорящей» фамилии. Фамилия при этом отражает какую-либо черту его характера, поведения. Метод особенно часто использовался русскими писателями-классиками (Скотинин, Ляпкин-Тяпкин, Вральман и т.д.).
Ремарка чаще всего сопровождает драматические сочинения. Автор с помощью ремарки как бы «сопровождает» действие - поясняет происходящее, уточняет, объясняет. Ремарка предназначается для актеров, занятых в пьесе, облегчает работу режиссера при постановке действия на сцене.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Если заходит речь о «вечном» в литературе – разговор касается «вечных тем» и «вечных образов». Вечное подразумевает нечто, имеющее непреходящее значение для всего человечества на протяжении всего периода существования мироздания.
Вечные темы:
Авторская позиция может быть отражена через | Примеры |
1) Рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов её решения | 1) Позиция автора текста выражается ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идёт цитата из текста). NN уверен: . 2) Позиция автора текста раскрывается в следующем предложении (далее идёт цитата из текста). NNутверждает, что… 3) Точка зрения автора на проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идёт цитата из текста). NN считает, что (далее идёт разъяснение цитаты). По мнению NN,… (далее идёт разъяснение цитаты). |
2) Разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чём он говорит | 1) Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает то, что… 2) Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что… 3) С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что… NN уверен:… 4) Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели всё же ощущают его сожаление по поводу того, что… 5) Автор текста не выражает прямо своего отношения к этой проблеме, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что… 6) Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:… |
4) Обращение к выводам, формулировке основной авторской идеи | 1) Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что… 2) Эти аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что… 3) Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)… Он убеждён:… |
В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ художественного текста, позволяющий вербализировать позицию автора.
Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию.
Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?
Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять позицию автора?
Речевые клише, используемые для ПРЯМОГО и КОСВЕННОГО выражения позиции автора
Формулирование собственного мнения
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что должно быть представлено корректно и развёрнуто . Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.
1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… . В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ… (далее идёт пример-аргумент).
2) Я согласен с автором текста в том, что… (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова «Обломов».
Для того чтобы выразить НЕСОГЛАСИЕ (полноеили частичное) с точкой зрения автора исходного текста, можно опираться на следующие речевые клише:
1) Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны , (идёт согласие)…, но с другой -… (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
3) Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что … (далее идёт мысль автора + свой аргумент).
Творчески изучая ту или иную тему, поднимая волнующие его вопросы, наполняя произведение определенным идейным содержанием, писатель выражает собственную точку зрения на определенные вопросы, свое отношение к теме, к жизненным ценностям и взглядам героев или, как принято говорить в литературоведении, авторскую позицию . В принципе, все, чем наполняется произведение - от выбора имен героев до особенностей композиции - является проявлением авторской позиции. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты авторской позиции и некоторые способы ее выражения.
- назвав Базарова Евгением , Тургенев выразил свое глубокое уважение и искреннюю любовь к этому герою, так как имя Евгений означает по-гречески "благородный", и низкое происхождение Базарова лишь подчеркивает особый внутренний смысл слова "благородство";
- посмотрите, сколько желчной авторской иронии и личностной неприязни в портрете Петра Петровича Лужина, созданном Достоевским: "(…) в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название "жениха", (…) Петр Петрович усиленно поспешил принарядиться и прикраситься в ожидании невесты (…) Всё платье было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа, об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. (…) В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. (…) Темные бакенбарды приятно осеняли его (лицо) с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. (…) Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.";
- речь так же выступает не только средством характеристики героя, но и способом выражения авторского отношения к нему: канцелярская речь Лужина вызывает у автора, а вслед за ним и у читателя отвращение; полуграмотная и истерично-агрессивная речь Аннушки-Чумы ничего, кроме желания автора заткнуть уши, вызвать не может; трогательно-сбивчивая речь Сонечки Мармеладовой умиляет Достоевского, комментируя реплики героини, он словно защищает ее и т.д.
Через тропы автор также может выразить свое отношение к явлению, так как тропы являются образными средствами характеристики изображаемого; яркая роль здесь у эпитетов и сравнений, метафор и метонимий; сравните: "двухслойные" или "двухэтажные" глаза капитана Тальберга (М.Булгаков) и "ясные черные" глаза Павла Петровича Кирсанова (И.Тургенев); "смятое острое, хищное" лицо Челкаша и "здоровое" , "добродушное" и "тупое" лицо Гаврилы (Горький);
Автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе "Война и мир", пространно формулируя собственные мысли об историческом процессе, роли личности в истории, действиях исторических законов и т.д. и доказывая эти мысли на примере судеб своих героев.
Авторская позиция может косвенно проявиться в композиции произведения. Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Блока "Незнакомка" полностью, иначе наши рассуждения будут вам непонятны. Обратите внимание на первую и седьмую строфы, вслушиваясь в их звучание:
Резко и дисгармонично звучит первая строфа - из-за обилия [р], который будет, как и другие дисгармоничные звуки, повторяться и в следующих строфах вплоть до шестой. Иначе и нельзя, ведь Блок здесь рисует картину отвратительной обывательской пошлости, "страшного мира", в котором мается душа Поэта. Так представлена первая часть стихотворения. Седьмая строфа знаменует переход в новый мир - Мечты и Гармонии и начало второй части стихотворения. Этот переход плавен, сопровождающие его звуки приятны и мягки: [а:], [нн]. Так в построении стихотворения и с помощью приема так называемой звукописи Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.
Вернитесь к уже выполненному вами заданию 3 этой Работы и заданию 7 Работы №2. Тургеневское несогласие с утилитарной точкой зрения Базарова на природу как на мастерскую, а на человека - как на работника в ней, проявляется через редкие, но мастерские пейзажные сцены: столько красоты и любви увидел в невзрачной русской природе автор.
При выполнении заданий по теме "Содержание литературного произведения: Авторская позиция" обратите внимание на контактное изложение.
Перед Вами поставлена цель: научиться понимать критический (учебный, научный) текст и грамотно, точно излагать его содержание; научиться использовать аналитический язык при изложении подобного текста.
Вы должны научиться решать следующие задачи:
- выделять главную мысль всего текста, определять его тему;
- выделять суть отдельных высказываний автора и их логическую связь;
- передавать авторские мысли не как "свои", а через посредство косвенной речи ("Автор полагает, что…");
- расширять свой словарный запас понятий и терминов.
Исходный текст: Всем творчеством своим Пушкин, конечно, бунтарь. Он, безусловно, понимает правоту Пугачева, Стеньки Разина, Дубровского. Он, конечно же, был бы, если б смог, 14 декабря на Сенатской площади вместе со своими друзьями и единомышленниками. (Г.Волков)
Вариант выполненного задания: По твердому убеждению критика, в своем творчестве Пушкин - бунтарь. Ученый полагает, что Пушкин, понимая правоту Пугачева, Стеньки Разина, Дубровского, обязательно был бы, если б смог, 14 декабря на Сенатской площади вместе с единомышленниками.