Отец «Сатаны» и конкурент Королева.Что нужно знать об академике Янгеле. Ракеты академика янгеля

Почему Королеву не хотелось подчиняться Янгелю? Что стояло за фразой Хрущева: "Делаем ракеты как сосиски"? В каких спорах рождалась советская ракетная техника? Об этом и не только корреспондент "РГ" беседует с дочерью главного конструктора стратегических ракет Михаила Янгеля - Людмилой Янгель.

Все засекречено

Российская газета: Людмила Михайловна, вплоть до 90-х годов фамилию Янгеля нельзя было найти ни в справочниках, ни в энциклопедиях. Говорят, он был самым засекреченным из главных конструкторов?

Людмила Янгель: Да они все были засекречены. И фамилии Королева не было. Королев свои статьи подписывал - К. Сергеев.

РГ: А Михаил Кузьмич как подписывал?

Янгель: Он не печатался в прессе. Знаете, когда отец умер, мама написала книгу "Тюльпаны с космодрома". И столкнулась с очень жесткой цензурой: фамилии коллег и смежников убирали, отчества меняли. Чтобы никто не мог вычислить, что этот человек занимался ракетной техникой.

РГ: Вы лично ощущали атмосферу "гостайны" вокруг семьи?

Янгель: В Москве - нет. А вот в Днепропетровске, куда его назначили главным конструктором КБ, которое занималось разработкой межконтинентальных баллистических ракет, космических ракет-носителей и аппаратов, я с этим столкнулась. Отца поселили в небольшом отдельном доме недалеко от завода. Установили несколько "тревожных" кнопок". Бывало, старушка, которая вела хозяйство, вытирая пыль, нечаянно нажимала. Прибегали солдаты: что случилось? Это всем надоело. Систему "усовершенствовали": кнопка срабатывала - сразу звонили с поста охраны. Но что-то было не так, и звонки стали раздаваться по ночам. Отец просыпался и уже не мог заснуть. Потом исправили.

РГ: Вокруг любой засекреченности всегда роятся домыслы, слухи, откровенная ложь. Например, что Янгель был случайным человеком в ракетостроении...

Янгель: Это вы цитируете товарища Мишина. Но тут уже не засекреченность, тут личное. Когда-то они все учились в МАИ: отец, мама, Василий Павлович. Помню, мама рассказывала, что Мишин за ней ухаживал. Так что у него до последнего оставалась неприязненное к отцу отношение. Наверное, было и что-то еще, не знаю.

Отец пришел в знаменитый НИИ-88 на четыре года позже, чем первая группа ракетчиков, в которой были Мишин, Сергей Павлович Королев. Это дало Мишину повод заявить, что они - ракетчики, а отец - авиационный конструктор и в ракетную технику попал случайно. Но Мишину потом хорошо ответили по этому поводу.

РГ: А на Западе даже договорились до того, будто Янгель - немецкий ракетчик, украденный у знаменитого Вернера фон Брауна. Как к этому относились в семье?

Янгель: Как к анекдоту. У нас же ничего не писали, а на Западе были фотографии всех наших ракет, планы нашего завода. Разведка работала. Поскольку о таком человеке они знали, а у нас - нет, то и сочиняли кто что может.

Делаем ракеты, как сосиски

РГ: Как все-таки получилось, что Михаил Янгель стал создателем грозных ракет стратегического назначения?

Янгель: Уж никак не "случайно". С 1931 года он учился в МАИ и работал конструктором в КБ Поликарпова. В 1938-м его послали в служебную командировку в США. Потом война, делал боевые самолеты. Потом были два года Академии авиационной промышленности. А в 1946 году его назначили старшим инженером в особый отдел при министерстве авиационной промышленности.

РГ: Это было что-то вроде научно-исследовательского центра по реактивной технике?

Янгель: Они работали с немцами. Тогда из Германии вывезли очень много специалистов. И ракетчиков, с которыми работал Королев, и авиационных. Вообще история ракетной техники по-настоящему началась в стране с 1946 года, когда вышло знаменитое постановление о развитии реактивного вооружения в СССР. Оно было подписано Сталиным и обязывало целый ряд министерств заниматься ракетной техникой. МАП тоже к этому подключился. Работа увлекла отца. Он на лету ловил идеи. И когда его назначили на должность начальника отдела в КБ Королева, которое входило в состав НИИ-88, отец не раздумывал ни минуты. А через год он уже стал заместителем Сергея Павловича.

РГ: Какие у Янгеля были отношения с Королевым? Они дружили?

Янгель: У них были нормальные рабочие отношения. Королев ценил отца, а отец с большим уважением относился к Королеву.

РГ: Но потом они поменялись местами: Михаила Янгеля назначили директором НИИ-88. Начальник стал подчиненным, и наоборот. Я читала, что Королев воспринял это очень болезненно.

Янгель: Да, это была для них очень сложная ситуация. Директор НИИ-88 Руднев ушел на повышение. Почему министр Устинов выбрал на эту должность отца, а не Сергея Павловича, я затрудняюсь сказать. Скорее всего потому, что, во-первых, Королев был беспартийным. Во-вторых, у него была судимость. То есть с точки зрения кадровой были сложности. Но был и другой момент. В институте еще при Рудневе стали рассматривать вариант создания ракет на высококипящих топливах - это когда используется в качестве окислителя азотная кислота. И Королеву поручили делать такую ракету.

Он пришел в ярость, потому что считал, что это выброшенные деньги. Королев был убежденным сторонником применения кислорода. С точки зрения экологии, допустим, пилотируемых полетов, это правильно. Но это совершенно неприемлемо для военных целей. А отец начал интересоваться этими вещами, когда еще работал в особом отделе МАПа. Королев тогда обрадовался: хочешь этим заниматься - занимайся.

РГ: Речь идет о ракете Р-11 - первой в Союзе, двигатель которой работал на азотной кислоте и керосине?

Янгель: Да. Отец и когда стал директором НИИ-88, тоже продолжал ее курировать. Кстати, это единственная ракета, у которой значатся два главных конструктора - Янгель и Королев. Она очень долго стояла на вооружении. Спор между отцом и Сергеем Павловичем был сугубо технический. У одного - кислота, у другого - кислород. Отец за автономную систему управления, Королев - против. Потом, когда они уже разошлись, решали разные задачи.

РГ: Но это правда, что Королев даже игнорировал приказы Янгеля в качестве директора?

Янгель: Не совсем так. Игнорировать приказы он не мог. Просто Сергей Павлович не приходил на совещания. Но ему совершенно спокойно говорили: вы не пришли, ничего, мы без вас решили. Конечно, это было нехорошо.

РГ: Характеры разные?

Янгель: Совершенно. Сергей Павлович взрывной, очень крутой. Я писала диплом в его конструкторском бюро, когда МАИ заканчивала. Сотрудники говорили: когда Королев идет, те, кто был в коридоре, буквально в стенку вжимались. За счастье считалось нырнуть в какую-нибудь дверь. Боялись его панически. Отец был другой. Уравновешенный, мягкий. Однако когда нужно было отстаивать свою позицию, был достаточно принципиальным. Он никогда не кричал. Очень хорошо умел слушать. Располагал к откровенности. Когда он говорил сотруднику: "Я тебе поручаю, я тебе доверяю", - это было гораздо больше, чем приказ.

РГ: Известная фраза Никиты Хрущева после посещения янгелевского КБ в Днепропетровске: "Делаем ракеты как сосиски, на автомате". Самолюбие Михаила Кузьмича она щекотала?

Янгель: Отец посмеивался.

Почему остались живы?

РГ: Осенью 1960-го на Байконуре проводились летные испытания баллистической ракеты Р-16. Председателем Госкомиссии был Главком ракетных войск, Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Техническим руководителем - Михаил Янгель. Но ракета на старте взорвалась. Заживо сгорели 126 человек.

Янгель: Цифры разнятся. В любом случае, погибло очень много людей. Катастроф при испытании новой техники было много. И у нас, и в Америке. Просто не о всех наших сообщали. Летные испытания - операция гигантская, в создании ракет задействовано огромное количество предприятий. Получилось так, что одну из схем системы управления смежники просмотрели. Возникли проблемы, но их решили устранить, не снимая уже заправленную ракету со старта. И - повернули часовой механизм. Предусмотреть именно этот момент было невозможно. Неделин сидел на расстоянии метров ста от заправленной ракеты. Офицеры стояли рядом: как уходить, когда главком сидит?!

РГ: Академик Черток говорил, что всему виной была спешка.

Янгель: И спешка в том числе. Обстановка международная была очень тяжелая. Вышло специальное постановление об ускорении разработки этой машины. Работали по три смены. Когда спали - не понятно. Гнали, гнали, гнали...

РГ: Отец тогда лично докладывал Хрущеву по телефону?

Янгель: Да. Хрущев спросил: "А вы почему остались живы?". Отца спасло то, что он покурить отошел.

РГ: Как отец это все перенес?

Янгель: Он пытался бросаться в этот огонь, искал Неделина. Его буквально держали. Там была колючая проволока. Люди пытались через нее перелезать. Горящие факелы бежали. Фильм документальный жуткий остался. Те, кто перелезал, а там три или четыре метра высотой бетонные конструкции, ломали себе руки, ноги.

РГ: Это операторы снимали?

Янгель: Они всегда снимают. Отец надышался парами азотной кислоты. Сразу после комиссии полетел в Киев, докладывать в ЦК Украины. Оттуда на самолете в Днепропетровск. Не заезжая домой, в обком партии. И там свалился с инфарктом. Ему было 49 лет. Когда мы приехали в больницу, я навсегда запомнила: руки обожженные, с трудом карандаш держал. Его отпаивали молоком.

Человек, который зациклен на чем-то одном, совершенно страшное зрелище. Перебинтованный, хрипит. Берет бумагу, карандаш, рисует схему: "Здесь ракета, здесь Неделин, вот здесь бункер, куда я отошел". И начинает рассказывать, что это было так, так и так. Но у отца тогда "первый отдел" в крови, в костях. Он понимает, что нельзя такие вещи писать. Рвет бумагу на мелкие кусочки. Тут же берет второй лист, и начинает то же самое. Теми же самыми словами, тот же самый рисунок...

В годовщину трагедии был в Москве. Вечером - пропал. Помчались искать. Нашли в парке, отец сидел и плакал. Он до конца жизни это не забыл. Жены тех, кто погибли, их фразы: "А вы остались живы" - каждый раз добивали.

РГ: А как он снимал стресс?

Янгель: Он был нормальный человек, сибиряк. Но водку не пил, иногда сухое вино. Но настолько была истрепана нервная система, что ему достаточно было выпить стакан вина, и он спать ложился.

Столкновение амбиций

РГ: Почему Михаил Янгель сам, побыв директором НИИ-88, все же написал заявление об уходе?

Янгель: Он изнывал на административной работе, на разных совещаниях. Он был конструктором. И когда у них с Королевым начались взаимосложные отношения, наверху обсудили все и решили: Янгель станет главным инженером НИИ-88. Для отца это было лучше. Он вернулся в привычную творческую атмосферу. А потом встал вопрос, что нельзя иметь только в одном месте ведущий ракетно-космический центр. Надо "рассредоточиться" - на Урал, Украину. Королев хотел, чтобы эти центры были подчинены ему. То есть он будет что-то придумывать, а на Урале, в Днепропетровске будут его машины делать. Ему сказали: "Э, нет. Нужны конкуренты. Это будут не подчиненные тебе организации". Политика, наверное, правильная.

РГ: Столкновение амбиций на пользу делу было? Или наоборот?

Янгель: Я не очень понимаю, что такое амбиции в этой ситуации. Когда идет технический спор, который был всегда между Королевым и отцом, там они доказывали аргументами. А заказчик уже решал, что выгоднее. Вот ситуация с Челомеем была принципиально другая. История не терпит сослагательного наклонения, но приход Сергея Хрущева в ракетную технику сыграл свою роль. И то, что его "перехватил" Челомей.

Знаете, Челомей был типа Жюль Верна. Он так умел зажечь, рассказывал такие истории про межпланетные корабли, станции. Сергея этим заразил. Хрущев и сам считал, что ракетная техника - самое главное. А тут еще любимый сын. Челомей очень хорошо играл на таких струнах. Он Хрущеву говорил о его сыне: "Это же гениальный конструктор". Любому отцу было бы приятно.

На одном из Советов обороны Челомей неожиданно для всех выставил плакаты: хочу делать гигантскую ракету, с задачей межпланетных полетов, для Луны. Устинов даже не слышал об этом. А Хрущев, оказывается, уже с Челомеем на эту тему разговаривал, когда тот приезжал к нему в Ялту.

РГ: Был свой человек?

Янгель: Практически да. В то время, когда к Челомею пришел Сергей Хрущев, КБ занималось крылатыми морскими ракетами. А тут начался космический бум. У Челомея были разные проекты, создавался даже отряд космонавтов параллельно Звездному городку. Челомей делал орбитальную станцию, когда я диплом писала. Говорили, что один к одному с королевской станцией. А ему надо было, чтобы был и носитель соответствующий. Но зависеть от отца и Королева он не хотел. Выход один - надо самому и ракеты делать. Получил завод Хруничева.

Как тогда Черток сказал, к пуговице пальто пришили.

Выходит постановление, совершенно уникальное. Оно обязывает Королева и отца оказать всестороннюю помощь для того, чтобы фирма Челомея разобралась в ракетной технике. Я не знаю, как у Сергея Павловича, а днепропетровцы передали три готовых ракеты Р-14, всю документацию. И все самые последние "секреты" ушли в Реутов. К Челомею.

РГ: А что за "гражданская война" развернулась в верхах?

Янгель: Были разные подходы к развитию ракетно-космической техники. Руководство в верхних эшелонах разделилось. Одни поддерживали Челомея, другие - Янгеля. Хрущев говорил: "Мне кажется, что эта ракета лучше. Товарищи, как вы считаете?" А что товарищи могут считать в той ситуации? Конечно, говорили: "Да, Никита Сергеевич". И стали один за другим проекты Днепропетровска откладываться. И пошли разговоры, что КБ себя уже исчерпало, надо его ликвидировать. Сначала янгелевское, а потом и королевское. И вообще достаточно одного гениального главного конструктора, а КБ надо сделать серийным. Завод будет выпускать челомеевские ракеты, а КБ будет следить за выполнением всех этих работ.

А потом было еще хуже. 1964 год, январь. Отца вызывает завотделом оборонной промышленности ЦК партии Сербин. И говорит прямым текстом: "Готовится постановление о ликвидации КБ". Хотя сделаны уже 12-я, 14-я, 16-я ракеты. Основа наших стратегических сил. А тут, здрасьте, постановление. Ситуация совершенно патовая, потому что Афанасьев - за Челомея, Гречко - за Челомея. Правда, Устинов - за Днепропетровск, Мозжорин тоже. А решает все окончательно один Хрущев. Я вообще не знаю, как в этой ситуации можно было держаться, и пытаться что-то доказать, и что-то защитить. Честно говоря, шляпу надо снять перед отцом.

РГ: Он выиграл битву?

Янгель: Выиграл. Но какой ценой! А потом в сентябре 64-го года были летные испытания новых ракет: Янгеля - Р-36 и Челомея - "двухсотки". И 36-я пролетела на 14 тысяч километров, и попала "ровно в кол", как говорили военные. А челомеевская - всего на шесть тысяч с чем-то. Когда Хрущеву понесли данные попадания в квадрат, он нахмурился, молча передал бумагу министру обороны. А Сергей Хрущев возмущался, расстраивался. В октябре Никиту Сергеевича сняли. Слава тебе Господи, что постановление о разгоне конструкторского бюро не успел подписать.

Смерть в день рождения

РГ: Правильно ли я поняла, что эта "гражданская война" во многом угробила и Лунный проект?

Янгель: В смысле материальном - безусловно. Я в то время работала в Госплане, в оборонном отделе. И мне было понятно, что деньги, которые выделяли Королеву, явно недостаточны. Распыление средств было гигантское. Потом кооперация, когда смежники работают на одного, второго и третьего, тоже мешала. Но и сам проект вызывал много технических вопросов из-за сложностей.

Был очень хороший вариант мощного ракетоносителя, который предлагал Днепропетровск - Р-56. Но его остановил Хрущев на стадии эскизного проекта. Позже в Днепропетровске прекрасно сделали очень сложный технический элемент проекта - ступень для спуска на Луну и старта с нее. Но он так и остался в музее.

РГ: У конструктора Янгеля была любимая ракета?

Янгель: Наверное, последняя. Хотя, как говорится, все дети дороги. 12-я, первая ракета, совершенно уникальная. Их было сделано 2300! РВСН были созданы после того, когда ракета стала массовой. Ракета Р-16 - это катастрофа. Это боль. Хотя тоже была прекрасная. Ну, и 36-я - минометный старт. Надо сказать, что минометный старт вообще никто не поддерживал. Даже в КБ Янгеля практически не было сторонников. Эта махина несколько тонн весила. Но настоящие ракетчики заинтересовались, поскольку там было много плюсов, которые важны для эксплуатации. И отец дал команду этим заниматься.

Он лежал в больнице в Москве, когда к нему приехали с эскизным проектом. Смотрит, а вместо минометного старта вариант старый. Подписывать отказался. Потом приехал на Днепр, стал разбираться. Спрашивает: на каком основании не исполнили его указание? Показывают приказ его первого зама Уткина, где написано: "Работы по минометному старту прекратить. Уткин". Отец на той же бумаге пишет: "Работы по минометному старту продолжить. Янгель". Этот документ чудом сохранился в Первом отделе.

РГ: Про последние работы Янгеля Челомей говорил: "Я сниму шляпу, если ракета полетит". Ракеты полетели, а шляпа...

Янгель: Осталась на голове Челомея.

РГ: Людмила Михайловна, ваш отец скончался в день своего 60-летия. Это судьба?

Янгель: Я в это не верю. Но последний год он очень тяжело болел. После четвертого инфаркта еле вытащили. Санаторий. А потом сразу поехал на совещание к Пилюгину. Оно длилось часов 5-6, там курили. Ночью пятый тяжеленный инфаркт.

РГ: Он сам не курил?

Янгель: Курил. Чазов сказал, пусть лучше курит. Лишить - дополнительный стресс. Врачи посещения ограничивали, хотя каждый день приезжали 2-3 человека. А отцу начало казаться, что он никому не нужен, что его забывают. Но когда Михаил Кузьмич приехал в министерство, где его должны были чествовать, он увидел, сколько пришло людей его поздравить. И каждый говорил Янгелю добрые слова. Он не ожидал такого. Для отца это был невероятный подъем. Каждому, кто его поздравлял, он говорил о том, на что нужно обратить внимание, что надо делать. Получилось, что-то вроде технического завещания смежникам, своим ребятам. Отец умер в состоянии, как мама сказала, счастливого человека, потому что это было на пике эмоций. Он понял, что он нужен, что его не забыли, что он не выброшен за борт.

РГ: С дочерью Королева - Наталией Сергеевной вы знаетесь?

Янгель: Мы дружим, соседи по даче. Знаете, если вернуться к отношениям отца с Королевым. Это два очень порядочных человека, для которых интересы страны были превыше всего. Они никогда не делали друг другу гадостей. Когда Хрущев спросил у Королева мнение по поводу назначения отца главным на Днепр, тот сказал: "Он потянет!". Когда случилась катастрофа с маршалом Неделиным, Королев первым сказал: "Это могло быть с любым из наших конструкторов".

Откуда такая необычная фамилия - Янгель?

Людмила Янгель: - Янгал по-украински - кашевар. Но кто-то говорил, что это от "ангела" произошло. Дед отца родился в селе Рыжики Черниговской области. Он был бунтарь, за что и был сослан на каторгу и вечное поселение в Сибирь. А Янгели до сих пор живут в Рыжиках. Кстати, в Германии тоже нашелся один Янгель. Он написал письмо в Академию наук: мол, очень рад, что у него такой родственник. Письмо долго пролежало в архивах.

Когда отец работал в КБ Поликарпова, на него написали донос. Обвинили в том, что он - сын кулака, который скрывается в тайге. На самом деле моего деда уже три года не было в живых. Спас отца Поликарпов: "Немедленно пишите заявление на отпуск и поезжайте домой. Привезите необходимые документы".

Поехал. А деревушка отца находилась в такой глухомани, где говорили: "Это близко, всего два месяца ходьбы до железной дороги". Да еще через Ангару надо переправляться. Декабрь. Мороз за 50, рельсы лопаются, а река не замерзла. Течение сильнейшее, только льдины плавают. Чудом остался жив: туман, лодку километра на четыре снесло. Еще чуть, и попал бы в водопады. Но вернулся с документами.

Отец уехал в Москву в 14 лет. Почему? В семье - шестой из двенадцати детей! Жили впроголодь. В 6-м классе вместо учебы на шесть месяцев с родителем ушел на охоту... А в горной академии учился старший брат Костя. Он и пристроил в общежитии. Отец подрабатывал. Закончил 7-й класс, пошел в ФЗУ, на ткацкую фабрику. Потом - МАИ.

Родственники остались в Сибири.

Академик Янгель - знаменитый советский конструктор, занимавшийся разработкой ракетно-космических комплексов. Дважды был удостоен звания героя Социалистического труда, становился лауреатом Ленинском премии.

Ранние годы

Михаил появился на свет в 1911 году в небольшой деревне Зырянова на территории современной Иркутской области. До нашего времени она не сохранилась, так как была затоплена при строительстве Усть-Илимского водохранилища. Рос в многодетной семье, всего у его родителей было 12 детей.

После окончания шестого класса герой нашей статьи переезжает в Москву к брату Константину. Учась в гимназии, начинает параллельно подрабатывать в местной типографии курьером. После окончания ФЗУ трудится помощником мастера на текстильной фабрике имени Красной армии и флота в Подмосковье. При этом учится на рабфаке.

Образование

В 1931 году Михаил Кузьмич Янгель становится студентом Московского авиационного института. В 37-м он получает диплом по специальности "Самолетостроение".

На этом он решает не ограничивать свое образование, в 1950 году заканчивает академию авиационной промышленности.

Карьера на производстве

Трудовую деятельность Михаил Кузьмич Янгель начинает в КБ Поликарпова. С 1935 по 1944 годы проходит путь от конструктора до директора завода-филиала. Затем получает должность заместителя главного инженера ОКБ Микояна, затем - ведущего инженера в КБ Мясищева.

В то время участвует в разработке самолетов. Среди известных проектов Михаила Янгеля модели ТИС и И-153. После Великой Отечественной войны попадает в министерство авиационной промышленности, где координирует работы по развитию самолетостроения. Работает заместителем главного конструктора Королева, возглавляет НИИ-88 в Подмосковье, с 1954 по 1971 - главный конструктор КБ "Южное". Михаил Янгель за это время принимает участие в испытаниях Р-16.

Новое направление

В биографии Михаила Янгеля большую роль играют передовые разработки, в которых он принимает участие. Считается основоположником направления в ракетной технике, которое базируется на автономной системе и использовании высококипящих компонентов топлива. Это значительно повышает боеспособность ракет.

Им были организованы исследования в области баллистики, аэродинамики, материаловедения, занимался различными проблемами ракетной отрасли. Академиком Янгель становится в 1966 году, за несколько лет до этого получает степень доктора технических наук.

Герой нашей статьи умер в октябре 1971 года после пятого инфаркта. Находится могила М. К. Янгеля на Новодевичьем кладбище.

Сотрудничество с Королевым

Работая вместе с Королевым, Академик Янгель создает лучшие в стране боевые ракеты. То есть берет на себя ответственность по обороне страны, а Сергей Павлович получает возможность сконцентрироваться на космических разработках.

Одним из главных достижений ученого Михаила Янгеля была межконтинентальная ракета Р-16. Создать нечто подобное по характеристикам никому не удавалось, даже Королеву.

На протяжении тех лет, в которые он возглавлял КБ "Южное", его основной задачей было создание межконтинентальных боевых ракет. Тем не менее, больших успехов он добился и в области создания космических аппаратов.

Его ракета средней дальности Р-12 становится выдающимся дебютом, заложив на будущее основы двойного использования ракет в КБ "Южное". В марте 1962 года на орбиту удается вывести космический аппарат ДС-2. Это первый спутник, разработанный в КБ "Южное". Его официальное название "Космос-1". Он становится первенцем обширной программы одноименных межзвездных исследований.

В будущем Михаил Кузьмич постоянно придерживался стратегии производства "изделий двойного назначения". Например, таким задумывался проект сверхтяжелой ракеты Р-56. Однако в результате предпочтение было отдано проекту Королева, который провалился. Если бы все пошло иначе, возможно, советская экспедиция на Луну все же состоялась бы.

Полет на Луну

Известно, что советское правительство после успешного полета Юрия Гагарина в космос, готовилось отправить экипаж и в экспедицию на Луну. Об этом рассказывал генеральный директор завода "Южмаш" Александр Макаров.

По его словам, было принято решение начать подготовку экипажа к полету совместно с академией наук. Выполнение этой миссии возложили на конструкторское бюро Королева, который прекрасно осознавал, что для совершения такого полета потребуется создать новую ракету. Тогда он и задумал мощную ракету Н-1.

При этом он понимал, что его конструкторскому бюро в одиночку эту задачу не решить. Для работы были привлечены другие производственные базы и организации, в первую очередь, ОКБ академика Янгеля. При этом было известно, что между учеными давно испорчены отношения, они никогда откровенно не ссорились, но часто крепко спорили, при этом каждый оставался при своем мнении. Оба многому научились друг у друга, достигли выдающихся результатов по своим направлениям, сложно было отдать первенство кому-то одному.

Сообщают, что Королев долго взвешивал все за и против, прежде чем предложить Янгелю сотрудничество. Макаров рассказывает, что Королев как-то позвонил ему по правительственной связи, начав выяснять, как обстоят дела в конструкторском бюро. Наконец, Сергей Павлович коснулся темы Янгеля. Макаров сразу подчеркнул, что у него с Михаилом Кузьмичем прекрасные отношения, а пойти он за ним готов хоть на край света.

Королев был несколько ошарашен таким ответом, но, скорее всего, не ждал ничего другого услышать. Тогда он рассказал, что правительство поручило задачу государственной важности - организовать полет на Луну. Королев признался, что хочет подключить к работе конструкторское бюро Янгеля.

После переговоров с Михаилом Кузьмичем Макаров отмечает, что тот выслушал это предложение без особого энтузиазма, но на встречу с Королевым согласился. Вскоре Сергей Павлович сам приехал в Днепропетровск, обошел завод, посетил сборочные цеха. Чувствовалось, что предприятие изменилось настолько сильно, что он его практически не узнавал. Королев был приятно удивлен произошедшими переменами.

После этой экскурсии состоялось переговоры, посвященные новой работе. На второй день Королев встретился с Янгелем и его ближайшими помощниками. Гость из Москвы рассказал о проекте полета на Луну, о своей тяжелой ракете Н-1 и посадочном блоке, который будет необходим для лунного корабля. Его и предполагалось создать на базе Днепропетровского предприятия. Обсуждение идеи шло крайне оживленно, все проявляли взаимный интерес. В результате идеей отправить советских космонавтов на Луну заинтересовался даже Янгель. Он не возражал взять на себя разработку посадочного блока для лунного корабля. В результате об этом был подписан соответствующий документ.

После этого Королев еще несколько раз приезжал в Днепропетровск, интересуясь, как ведутся работы. Однако реализован проект так и не был - неудачу потерпела ключевая ракета, разработкой которой занимался Королев.

О Янгеле-руководителе

Многие подчиненные с теплотой отзываются о времени, когда работали под руководством Янгеля. Например, экс-президент Украины Леонид Кучма, когда выступал на Международном конгрессе астронавтики, признался, что сам чаще всего вспоминает не годы руководства заводом "Южмаш" и КБ "Южное", а десятилетие, которое он провел под началом Янгеля.

И по его воспоминаниям, у того были непростые отношения с Королевым. Это было не обычное соперничество двух гениев, у каждого из которых собственные амбиции, а столкновение двух космических философий, двух разных дорожных карт движения в космос. Каждая из которых казалась своему творцу единственно правильной. Оба искали решения, каждый находил свое. Благодаря высококипящим компонентам Янгеля и низкокипящим компонентам Королева, на орбиту вышли сотни советских космических объектов.

Отзываясь о его смерти в возрасте всего 60 лет, Кучма вспоминал, что Янгель всегда работал, не щадя себя. Он жил без оглядки, растрачивая свою энергию, ни о чем не беспокоясь. Многие годы провел в необжитой тайге на космодромах, стойко перенес четыре инфаркта, только после пятого его сердце остановилось окончательно.

В 1960 году он уже оказывался на грани гибели, когда чистая случайность уберегла его от смерти во время взрыва на старте его первой баллистической межконтинентальной ракеты. Тогда погибли около ста человек, находившихся на стартовой площадке. Среди них были маршал Неделин, испытатели, конструкторы, сотрудники сразу нескольких конструкторских бюро, военные. Янгель тогда спасся только благодаря тому, что вышел покурить. Он остался жив, но память о трагедии навсегда засела в его сердце.

Секретная работа

Из-за того, что практически все проекты, над которыми он работал, были засекречены, его имя впервые появилось в прессе только на следующий день после смерти. По иронии, первым, что сообщили о нем миру, стала новость о его смерти. При жизни он был совершенно неизвестен, а после кончины к нему пришла запоздалая популярность, признание заслуг.

Разработанный под его руководством "блок Е" в результате оказался единственным элементом пилотируемой лунной программы Советского Союза, который удалось довести до ума. Часть работ, которые были возложены на Королева, реализовать не удалось. Спустя годы эти наработки не потеряли своей актуальности. Современники верят, что пилотируемые полеты на небесные тела еще впереди. Поэтому лунный модуль, разработанный Янгелем, еще, возможно, пригодится когда-то в будущем.

Создатель "Сатаны"

В наши дни Янгель известен, прежде всего, как создатель советского стратегического комплекса ракет третьего поколения Р-36М. Американцы его окрестили Сатаной.

Это самые мощные из всех баллистических межконтинентальных ракет. Они не имеют аналогов среди зарубежных комплексов ни в одной стране мира.

Комплекс предназначен для поражения целей любого типа, даже защищенных современными средствами противовоздушной обороны. Он может применяться в боевых условиях даже при многократном ядерном воздействии.

Оценка заслуг

Награды и звания Михаила Янгеля подтверждают, что его заслуги были оценены по достоинству. Он был дважды героем Социалистического труда (в 1959 и 1961 годах), получил Государственную и Ленинскую премии.

Также имеет четыре ордена Ленина, медали, орден Октябрьской революции.

Память

Сегодня хранится память о Михаиле Янгеле у всех, кто хоть как-то связан с космической отраслью. В поселке Березняки в Иркутской области открыт его дом-музей. В этом же регионе его имя носят школа, историко-художественный музей.

Имя Янгеля носит конструкторское бюро "Южное" с 1991 года. На Луне его именем назвали кратер и астероид, а также пик на Памире.

Имя конструктора носят улицы в Москве, Днепропетровске, Киеве, Виннице, нескольких населенных пунктов Иркутской области, Байконуре, Братске, Мирном, Красноармейском, Знаменском. На Серпуховско-Тимирязевской линии столичного метрополитена открыта станция "Улица Академика Янгеля". Бюсты ученому установлены на Байконуре, в Днепропетровске, а также на космодромах "Плесецк" и "Байконур".

"Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал." Я. Голованов.

"Эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный - шокируют воображение, но мало говорят по сути. Высшие награды и почетные звания скорее усиливают, чем рассеивают туман вокруг человека, имя которого носит пик на Памире, кратер на Луне, Малая планета". В.Платонов.

"С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. ... Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа - серийного выпуска" . Академик Б.Н.Петров

"Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас". М.Кузнецкий.

М.К. Янгель родился 25 октября (по новому стилю) 1911 года в Сибири в д. Зырянова (ныне - Иркутская область). В 1926 году, после окончания шестого класса Янгель уезжает в Москву, где в то время учится его старший брат Константин. Работает на ткацкой фабрике и одновременно учится в фабрично-заводском училище. В 1931 году поступает в Московский авиационный институт. После окончания с отличием института в 1937 году направляется в конструкторское бюро Поликарпова Н.Н., "короля истребителей" тех лет. Является помощником главного конструктора. В 1938 году направлен в длительную командировку на авиационные заводы в США. Во время войны Янгель М.К. работает на одном из авиазаводов в Новосибирске. После войны - в КБ известных авиаконструкторов А.Микояна и В.Мясищева.

1948-1950 - учеба в Академии авиационной промышленности.

1951 - Михаил Кузьмич становится одним из заместителей С.П. Королева.

1952 , май - назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро Королева С.П.

1954, апрель - М.К. Янгель - главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.

1957, 22 июня - первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

1959 - установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

1960, июнь - успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ - ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

В мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно - о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое - о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 - это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

1960, 24 октября - во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М.К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100-120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них - командующий Ракетными войсками маршал М.Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.

1961, 21 февраля - первый успешный запуск СС-7. 1962, октябрь - попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 г. в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.

Пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву, удалось достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.

1965 - принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире, Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф.П. Тонких: "США создают систему ПРО (противоракетная оборона) "Сейфгард" от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы". Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 года.

К 1965-1966 году относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

Именно в КБ М.К.Янгеля в 60-х годах начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая - на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений... Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый "минометный старт": ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля М.К. о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

С середины 60-х в КБ "Южное" начинается новый этап - проектирование и создание МБР четвертого поколения - РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого "холодного" запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган - у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е.Г.Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: "Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн - это чистейший абсурд". Янгель этот "абсурд" претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е.Г.Рудяком. "Я не знал, что Янгель способен творить чудеса, - впоследствии чистосердечно признался Евгений Георгиевич. - Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике". Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее "сатаной".

В 1988 году на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 года между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Американцы давно мечтали о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая "ассиметричный ответ"(с нашей стороны), даже при наличии у Америки СОИ. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 тысяч ложных целей.

СС-18 внесена в "Книгу рекордов Гиннесса" как "самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире". Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения.

СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971 года, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.

Энциклопедическая справка
ЯНГЕЛЬ Михаил Кузьмич (1911-1971) - советский ученый, конструктор в области ракетно-космической техники, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961)... В 1937 окончил МАИ им. С. Орджоникидзе. Работал в КБ Н. Н. Поликарпова (до 1944); принимал участие в разработке истребителей И-16, И-17, двухмоторного истребителя для сопровождения дальних бомбардировщиков и других самолетов. С 1944 работал в КБ Ар. И. Микояна и В. М. Мясищева. В 1950 окончил Академию авиационной промышленности; в 1952-54 директор НИИ. С 1954 главный конструктор КБ. Янгель создал новое направление и свою школу в разработке ракет и КА различного назначения, внес существенный вклад в развитие международного сотрудничества социалистических стран в области спутниковых исследований, а также в изучение верхней атмосферы и околоземного космического простринства по программе "Космос". Золотая медаль им. С. П. Королева АН СССР (1970)... Депутат Верховного Советта СССР 7-8-го созывов. Ленинскоя премия (1960), Государственная премия СССР (1967). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. В Усть-Илимске установлен бронзовый бюст Янгелю. В Нижне-Илимске сооружен памятник ученому, его имя носит Харькосткий институт радиоэлестроники. Федероция космонавтики СССР учредила медаль его имени. Его имя носят улицы в Москве, Киеве. Днепропетровске и других городах. Именем Янгеля назван кратер на Луне.

Михаи́л Кузьми́ч Я́нгель (25 октября [7 ноября ] , д. Зырянова , Иркутская губерния - 25 октября , Москва) - советский конструктор ракетно-космических комплексов.

Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора, директор завода-филиала в КБ Н. Н. Поликарпова ( -) на авиазаводах № 39, № 84, № 156, № 1 и № 51. Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (). Участвовал в разработке самолетов И-153 , ТИС , работе акционерного общества «Амторг» в США . Организовал доводку истребителей И-180 , И-185 , модификацию самолета По-2 . В Министерстве авиационной промышленности СССР ( -) координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева ; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград , Московской области , -). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное») , город Днепропетровск ( -).

Принимал участие в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года , отойдя в курилку.

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7 , руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12 , организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12 , Р-14 , Р-16 , Р-36 , космических ракет-носителей «Космос », «Космос-2», «Циклон-2 », «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ , космических аппаратов «Космос », «Интеркосмос », «Метеор », «Целина » ( -).

Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) ( -). Депутат Верховного Совета СССР ( -). С 1966 года являлся кандидатом в члены ЦК КПСС.

М. К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

После смерти Янгеля КБ «Южное» возглавил его ученик и соратник, конструктор ракетно-космической техники В. Ф. Уткин .

Известные проекты

Увековечение памяти

Внешние изображения
  • Дом-музей М. К. Янгеля в посёлке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области .
  • Историко-художественный музей им. академика М. К. Янгеля (Иркутская область, г. Железногорск-Илимский).
  • Имя М.К. Янгеля носит средняя школа в поселке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области.
  • Имя Янгеля присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» ().
  • Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени.
  • Стипендия в , Днепропетровском государственном университете .
  • Его именем названы астероид и кратер на Луне , пик на Памире , океанский сухогруз («Академик Янгель»).
  • Имя Янгеля носил в 1982-1993 годах.
  • В честь него названа школа № 13 города Усть-Илимска .
  • Его имя носила Московская школа № 860 недалеко от улицы Академика Янгеля (закрыта).
  • В его честь назван посёлок Янгель Нижнеилимского района Иркутской области .
  • Улицы его имени в Москве , Киеве , Днепропетровске , п. Березняки Нижнеилимского района Иркутской области, Братске , Байконуре , Красноармейске , Мирном , Знаменске , Железногорске-Илимском,Виннице.
  • Именем Академика Янгеля названа одна из станций московского метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии - станция «Улица академика Янгеля» .
  • Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском (Иркутская область), Днепропетровске , Байконуре (в сквере на улице Янгеля); на космодромах : «Байконур » (возле МИКа площадки 43) и «Плесецк ».
  • Мемориальные доски на зданиях:

Награды и звания

  • Дважды Герой Социалистического Труда (25.06. , 17.06.).
  • Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также медалями.
  • Ленинская премия СССР ().
  • Государственная премия СССР ().
  • Премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР ().
  • Почетный житель г. Байконура .

См. также

Напишите отзыв о статье "Янгель, Михаил Кузьмич"

Примечания

Литература

  • Губарев В. С. Конструктор. Несколько страниц из жизни Михаила Кузьмича Янгеля. - М .: Политиздат , 1977. - 110 с.
  • Стражева И. В. Тюльпаны с космодрома. - М .: издательство "Молодая гвардия" , 1978. - 399 с.
  • Лев Андреев и Станислав Конюхов. Янгель. Уроки и наследие.. - Д.: Арт-Пресс, 2001. - 521 с.
  • Платонов В. Янгель создатель оружия выживания. - Д.: ИМА-пресс, 2011. - 528 с.
  • Янгель Михаил Кузьмич: посвящается 100-летию со дня рождения. - Ярославль: РМП, 2011. - 168 с. : ил.
  • А.И. Осташев , «СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ - ГЕНИЙ ХХ ВЕКА» прижизненные личные воспоминания об академике С.П. КОРОЛЁВЕ - 2010г. М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2 .
  • «Берег Вселенной» - под редакцией Болтенко А.С., г. Киев , 2014г., издательство "Феникс", ISBN 978-966-136-169-9
  • «С.П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» - под редакцией В.А. Лопота , РКК «Энергия» им. С. П. Королёва , 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3

Ссылки

Отрывок, характеризующий Янгель, Михаил Кузьмич

Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.
В то время, как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что, коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, на вытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что то докладывал князю Андрею.
– Очень хорошо, извольте подождать, – сказал он генералу тем французским выговором по русски, которым он говорил, когда хотел говорить презрительно, и, заметив Бориса, не обращаясь более к генералу (который с мольбою бегал за ним, прося еще что то выслушать), князь Андрей с веселой улыбкой, кивая ему, обратился к Борису.
Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку.
– Очень жаль, что вчера вы не застали меня. Я целый день провозился с немцами. Ездили с Вейротером поверять диспозицию. Как немцы возьмутся за аккуратность – конца нет!
Борис улыбнулся, как будто он понимал то, о чем, как об общеизвестном, намекал князь Андрей. Но он в первый раз слышал и фамилию Вейротера и даже слово диспозиция.
– Ну что, мой милый, всё в адъютанты хотите? Я об вас подумал за это время.
– Да, я думал, – невольно отчего то краснея, сказал Борис, – просить главнокомандующего; к нему было письмо обо мне от князя Курагина; я хотел просить только потому, – прибавил он, как бы извиняясь, что, боюсь, гвардия не будет в деле.
– Хорошо! хорошо! мы обо всем переговорим, – сказал князь Андрей, – только дайте доложить про этого господина, и я принадлежу вам.
В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот, видимо, не разделявший понятий Бориса о выгодах неписанной субординации, так уперся глазами в дерзкого прапорщика, помешавшего ему договорить с адъютантом, что Борису стало неловко. Он отвернулся и с нетерпением ожидал, когда возвратится князь Андрей из кабинета главнокомандующего.
– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?
– Так наступление окончательно решено? – сказал Болконский.
– И знаете ли, мой милый, мне кажется, что решительно Буонапарте потерял свою латынь. Вы знаете, что нынче получено от него письмо к императору. – Долгоруков улыбнулся значительно.
– Вот как! Что ж он пишет? – спросил Болконский.
– Что он может писать? Традиридира и т. п., всё только с целью выиграть время. Я вам говорю, что он у нас в руках; это верно! Но что забавнее всего, – сказал он, вдруг добродушно засмеявшись, – это то, что никак не могли придумать, как ему адресовать ответ? Ежели не консулу, само собою разумеется не императору, то генералу Буонапарту, как мне казалось.
– Но между тем, чтобы не признавать императором, и тем, чтобы называть генералом Буонапарте, есть разница, – сказал Болконский.
– В том то и дело, – смеясь и перебивая, быстро говорил Долгоруков. – Вы знаете Билибина, он очень умный человек, он предлагал адресовать: «узурпатору и врагу человеческого рода».
Долгоруков весело захохотал.
– Не более того? – заметил Болконский.
– Но всё таки Билибин нашел серьезный титул адреса. И остроумный и умный человек.

М. К. Янгель родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Иркутской губернии (ныне - Нижнеилимского района Иркутской области, деревня затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье Кузьмы Лаврентьевича и Ангелины Петровны Янгелей (12 детей).

Дед Михаила Кузьмича по отцовской линии, Лаврентий, был выслан из Черниговской губернии за бунтарство в Бодайбо на восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. С женой и детьми он в 1880-х годах поселился в д. Зырянова, где впоследствии родился будущий конструктор.

Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора, директор завода-филиала в КБ Н. Н. Поликарпова ( -) на авиазаводах № 39, № 84, № 156, № 1 и № 51. Зам. главного инженера завода № 155 в ОКБ А. И. Микояна (). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (). Участвовал в разработке самолётов И-153 , ТИС , работе акционерного общества «Амторг» в США . Организовал доводку истребителей И-180 , И-185 , модификацию самолёта По-2 . В Министерстве авиационной промышленности СССР ( -) координировал работы по развитию самолётостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева ; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград , Московской области , -). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное») , город Днепропетровск ( -).

Принимал участие в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года , отойдя в курилку.

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7 , руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12 , организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12 , Р-14 , Р-16 , Р-36 , космических ракет-носителей «Космос », «Космос-2», «Циклон-2 », «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов «Космос », «Интеркосмос », «Метеор », «Целина » ( -).

Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) ( -). Депутат Верховного Совета СССР ( -). С 1966 года являлся кандидатом в члены ЦК КПСС.

М. К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

После смерти Янгеля КБ «Южное» возглавил его ученик и соратник, конструктор ракетно-космической техники В. Ф. Уткин .

Сейчас не является секретом, что Михаил Кузьмич создал лучшие боевые ракеты в сравнении с Королевым. Лучшие по всем характеристикам, по всем показателям. То есть, взял на себя всю тяжесть обороны страны. И таким образом развязал Сергею Павловичу Королеву руки в космических исследованиях.

Были у Королева еще попытки сделать что-то подобное янгелевской межконтинентальной Р-16. Но его “Девятка” (Р-9) не выдержала конкуренции. И вскоре все королевские боевые ракеты были сняты с вооружения. По определению Леонида Кучмы (президента Украины 1994-2005 гг.), который работал в свое время под руководством Михаила Кузьмича, “Янгель - фантастически талантливый ученый и конструктор..." Но поскольку основным направлением работы Янгеля и КБ"Южное", которое он возглавлял, являлось создание боевых межконтинентальных ракет, то космос оставался на втором плане. Тем не менее, и в области создания космических аппаратов Янгель добился немалых успехов.

Первая же ракета средней дальности Р-12 стала не просто блестящим дебютом Михаила Янгеля в роли главного конструктора, но и заложила традицию «двойного использования» ракет КБ «Южное».

На базе модификации Р-12 – Р-12У (адаптированной для запуска из ШПУ – шахтной пусковой установки) была создана двухступенчатая легкая РН (в СССР их официально называли «ракеты космического назначения») 63С1 «Космос», ставшая первой в мире конверсионной РН шахтного старта. 16 марта 1962 года РН 63С1 впервые успешно вывела на орбиту спутника Земли космический аппарат ДС-2 № 1. Так начал функционировать первый разработанный в КБ «Южное» спутник, получивший официальное имя «Космос-1» и ставший первенцем обширнейшей одноименной программы космических исследований.

И в дальнейшем Михаил Кузьмич Янгель старался неуклонно придерживаться такой линии, чтобы создаваемые ОКБ-586 ракеты были «носителями двойного назначения» (как боевыми, так и космическими). Именно так появились знаменитые «ракетные дуэты»: БРСД Р-14 (SS-5 Skean/«Кинжал»)/РН семейства 11К65 (65С3)/11К65М «Космос-3»/«Космос-3М»; МБР Р-36 (SS-9 Scarp/«Эскарп» и SS-18 Satan/«Сатана») и РН серии «Циклон» (11К67 «Циклон-2А», 11К69 «Циклон-2» и 11К68 «Циклон-3»).

Наконец, как «изделие двойного назначения» замышлялся и проект сверхтяжелой (стартовой массой 1200 т) одновременно боевой орбитальной и научной ракеты Р-56. И как знать, если бы предпочтение было отдано ей, а не заведомо обреченному на неуспех проекту РН Н-1 ОКБ Сергея Королева (достаточно сказать, что на первой ступени Н-1 было установлено 30 двигателей, а на второй – «всего» 8; для сравнения: на первой ступени Р-56 должны были устанавливаться всего 4 двигателя, зато тягой по 640 тонн каждый), то советская пилотируемая экспедиция на Луну наверняка состоялась бы. Причем, возможно, даже раньше, чем американская.

По иронии судьбы при создании лунного проекта С.П. Королев непроизвольно вынужден был использовать идею М.К. Янгеля об объединении усилий конструкторских бюро страны для решения единой программы.

Объективную оценку позиции, занятой Главным, для которого государственные интересы всегда были выше личных амбиций, в этой непростой ситуации дает один из участников создания лунного проекта. Показательно, что это сотрудник не янгелевского, а королевского конструкторского бюро.

"Усилий нашего КБ Королева, - вспоминает ведущий конструктор лунного проекта В.Ф. Фомин, - явно не хватало… Руководство обратилось с просьбой к известной фирме академика М.К. Янгеля о дальнейшей разработке ракетного блока и лунного корабля. Михаил Кузьмич Янгель к этому времени со своим КБ создал уже не одну ракету как для научных целей, так и для оборонных. Опыт создания ракетных комплексов у фирмы накопился огромный. Но ракетные комплексы - это законченная продукция, она отмечалась и наградами и соответствующими премиями. А ракетный блок - это часть объекта, даже не комплекса! И надо отдать должное академику М.К. Янгелю, что он не отвернулся от этой цели, а наоборот, понимая, что это наша национальная задача, всячески поддержал нас".

Ход дальнейших событий показал, как далеко смотрел из ставших историей шестидесятых годов М.К. Янгель. Его техническую прозорливость, предвосхитившую развитие ракетной техники, вынуждены будут признать впоследствии даже сотрудники конкурирующей фирмы.

В цитировавшейся выше книге В.Ф. Фомина в изложении автора приводится содержание одной беседы М.К. Янгеля с представителем королевского конструкторского бюро. "А вам не кажется, что после "семерки" (так называлась в наших кругах ракета "Восток") мы делаем очень резкий скачок и хотим создать Н-1 со стотонной нагрузкой? Наше КБ готово разработать среднюю ракету, так на 40–50 тонн полезного груза на орбите ИСЗ. Вы передайте Главному, пусть он подумает и поддержит нас. Ведь кроме Луны трудно будет найти достойное применение громадной ракете, да к тому же дорогой. А наш носитель будет существенно дешевле, да и ездоков на нем будет в достатке.

Нам, совсем молодым инженерам, показалось, что предложения М.К. Янгеля были не о том, зачем мы приехали. Но впоследствии мы убедились, что сама жизнь подтвердила правильность предложений академика".

Через полтора десятилетия все вернется, как говорится, на круги своя.

А.Макаров, Генеральный директор завода "Южмаш": "Хочу рассказать еще об одной мало кому известной странице в нашей истории.

После успешного полета Гагарина и других космонавтов правительство совместно с Академией наук приняло решение о подготовке экипажа к полету на Луну. Выполнение этой престижной национальной задачи поручили ОКБ Сергея Павловича Королева. Он отлично понимал, что на семерке такой полет осуществить невозможно и задумал создать мощную ракету Н-1. Однако Королев понимал и другое: одному его КБ не под силу решить такую сложную и грандиозную проблему. Надо привлечь к работе над Н-1 другие организации и производственные базы и в первую очередь ОКБ Янгеля. Правда, у него с ним давние трения, не ссорились, но спорили крепко. Янгель многому научился у Королева, но и Королев, чего греха таить, взял у Янгеля не меньше технических решений. И оба достигли блестящих результатов. Не зря ведь и Королеву, и Янгелю одним Указом присвоили звания дважды Героев Социалистического Труда.

Не знаю, сколько размышлял Королев по поводу сотрудничества с Янгелем, но однажды по правительственной связи Сергей Павлович позвонил мне и стал осторожно интересоваться, как у нас идут дела. Я сразу понял, что была лишь зацепка: он отлично знал и о наших успехах, и даже о блестящих перспективах. Я тоже выжидал и не торопил событий. Мы поговорили еще пару минут, и Сергей Павлович перевел разговор на Янгеля: поинтересовался, как у него здоровье, чем занят, какие у меня с ним отношения. Я тут и выпалил Сергею Павловичу, что с таким Главным, как Янгель, я пойду хоть на край света, а живем мы и работаем душа в душу, понимаем друг друга, как говорят, с полуслова.

Королев был немного шокирован моим ответом, но, очевидно, он и не ждал ничего другого. "Александр Максимович, – обратился Сергей Павлович ко мне,  правительство поручило нам государственную задачу – полет на Луну. Хочу подключить ваш завод и КБ Янгеля к работе над этим проектом. Как ты думаешь, как воспримут мое предложение Михаил Кузьмич и сотрудники КБ?" Я ответил Королеву, чтобы он не беспокоился за завод, а насчет КБ обещал потолковать с Янгелем и выразил надежду, что Михаил Кузьмич с пониманием отнесется к этому предложению.

После звонка Королева я переговорил с Михаилом Кузьмичом, но он выслушал меня, как показалось, без особого энтузиазма… Я знал, что у него было свое мнение, свои планы по поводу полета на Луну. И все же мы договорились о встрече с Королевым. Буквально через пару дней я встретил Сергея Павловича в нашем аэропорту, и мы сразу приехали на завод. Королев не спеша прошелся по заводу. Побывал в сборочных цехах. Чувствовалось, Сергей Павлович почти не узнавал завод – так он изменился за последние восемь-девять лет, именно с того момента, когда он в последний раз побывал на нашем заводе.

"Ну и махину отгрохали! – заметил с улыбкой Королев. – Не завод – сад! С парками, бульварами. Скажу прямо, широко живете, не то, что мы в столице".

После осмотра завода мы часа три просидели у меня в кабинете. Говорили о предстоящей работе, о новой работе. На второй день встретились с Янгелем и его ближайшими помощниками. Сергей Павлович Королев рассказал о проекте полета на Луну, о ракете-носителе Н-1 и о посадочном блоке лунного корабля, который предполагалось создать в Днепропетровске. Обсуждение идеи полета на Луну прошло оживленно, как говорят, при взаимном интересе. К моей радости, Янгель заинтересовался идеей полета на Луну и в принципе не возражал разработать посадочный блок лунного корабля, о чем и был подписан соответствующий документ.

Королев еще несколько раз приезжал к нам в Днепропетровск, интересовался ходом работ над лунной программой."

Свое выступление на Международном конгрессе астронавтики Леонид Кучма, президент Украины 1994-2005 гг., посвятил Михаилу Янгелю, отметив, что чаще всего вспоминает не годы руководства КБ «Южное» и заводом «Южмаш», а «то первое десятилетие, когда я имел честь работать под руководством Янгеля».

«Сейчас я стою здесь не как конструктор космической техники, не как руководитель одного из крупнейших в мире космических производств и конструкторских бюро, даже не как глава (на протяжении целого десятилетия) космической державы и крупнейшего государства Европы. Я стою здесь как благодарный ученик одного из самых ярких, интересных, успешных и недооцененных конструкторов прошлого века - академика Михаила Янгеля», - сказал Леонид Кучма. Он также поведал о непростых взаимоотношениях Михаила Кузьмича с другим легендарным ученым - Сергеем Королёвым: «Это было не просто соперничество амбиций двух гениев - это были две космические философии, две разные дорожные карты движения в космос, каждая из которых казалась единственно правильной своему творцу… Оба искали свое решение и нашли. Жидкокислородные, низкокипящие носители Королёва и высококипящие компоненты разработок Янгеля вывели на орбиту сотни объектов космической программы СССР».

Умер великий ракетчик от пятого инфаркта в день своего 60-летия - 25 октября 1971 года. «Янгель жил, не щадя себя, - рассказал Леонид Кучма. - Жил, без оглядки сжигая свое жизненное топливо. Месяцы и годы на космодромах - в необжитой степи, в тайге. Четыре инфаркта. Лишь счастливая случайность уберегла Михаила Кузьмича в октябре 1960-го во время взрыва на старте первой янгелевской межконтинентальной баллистической ракеты. Тогда погибли почти сто человек, находившихся на стартовой площадке: командующий Ракетными войсками стратегического назначения маршал Митрофан Неделин, главные конструкторы систем ракет, испытатели, военные, сотрудники многих КБ. Янгеля тогда спасло то, что других медленно убивает: он отошел покурить. Он уцелел, но память о трагедии не отпускала его никогда».

Из-за засекреченности работы академика его имя впервые появилось в печати лишь на следующий день после кончины: «Горькая ирония: первое, что сообщили миру об этом человеке, прожившем уникальную жизнь, - это то, что его больше нет. Полная безвестность при жизни - и запоздалая слава легенды. День прихода в этот мир - и он же день ухода из него… Собственно, иначе, наверное, и не могла сложиться судьба этого человека. Он создал легендарную «Сатану». Но и имя, и фамилия его при этом означают «ангел».

«Разработанный под руководством Янгеля «блок Е» оказался единственным готовым элементом лунной пилотируемой программы Советского Союза, поскольку проект лунного носителя, который создавался Королёвым, потерпел неудачу, - рассказал Леонид Кучма. - Но мне хочется верить, что эти наработки не потеряли актуальности, несмотря на прошедшие десятилетия. Пилотируемые полеты на небесные тела солнечной системы, похоже, снова обещают стать реальностью. И в этом контексте днепропетровский лунный модуль Янгеля способен еще сослужить межпланетной космонавтике запоздалую службу».