Отличие ходатайства от жалобы. Разница между жалобой и заявлением. Чем отличается жалоба в прокуратуру от заявления

"Жалоба", "заявление", "ходатайство" - понятия широко известные и в общем смысле чем-то схожие. Под этими терминами подразумевается обращение гражданина (или нескольких лиц), устное или письменное, в любые официальные (государственные, общественные, местного самоуправления и т.п.) органы.

Основное отличие между ними - предмет обращения.

Жалоба - это просьба об устранении какого-либо обстоятельства или восстановления справедливости, связанное с нарушением прав и законных интересов заявителя.

Заявление (ходатайство) - обращение, не связанное (в отличие от жалобы) с нарушением прав и законных интересов и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения.

Заявления подаются, во-первых, в целях реализации права или законного интереса гражданина (например, заявление о приеме на работу) и, во-вторых, для сообщения о недостатках в работе предприятий и организаций и внесения предложений по устранению этих недостатков.

Право на жалобу (заявление) имеет не только любой гражданин России, но и лица без гражданства и иностранцы.

Процессуальный смысл перечисленных понятий заключается в том, что "ходатайство", например, - это официальная просьба о совершении какого-либо процессуального действия или принятия решения, обращенная к органу дознания, следствия, прокурору или суду. "Заявление" (в том числе и исковое) - форма обращения в суд.

Жалоба может быть кассационной - обращенной в вышестоящий суд с просьбой об изменении приговора или решения, вынесенного судом первой инстанции; на отказ в совершении нотариального действия и т.д. (более подробно остановимся на них далее). В этом случае право принесения жалобы (заявления, ходатайства) имеет ограниченный законом узкий круг лиц: подозреваемый, обвиняемый, их законные представители, защитник (адвокат), потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, прокурор, общественный обвинитель (защитник) - в уголовном процессе; истец, ответчик, третьи лица, заявитель, их представитель (адвокат), прокурор - в гражданском процессе.

Право гражданина на жалобу (обращение) гарантируется Конституцией РФ (ст. 33), а порядок рассмотрения - Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Еще по теме 1. Право на обращение (жалоба, заявление, ходатайство):

  1. Направление ответов на жалобы, заявления, обращения и запросы
  2. § 2. Возбуждение надзорного производства 1. Лица, имеющие право на обращение с ходатайством о надзорном пересмотре

Статья 119. Лица, имеющие право заявить ходатайство

Комментарий к статье 119

1. Ходатайством называется официальная просьба, адресованная (в нашем случае) государственному органу или должностному лицу, осуществляющим производство по уголовному делу. Правом обращения с ходатайством наделены стороны в уголовном судопроизводстве. Это право служит для них одним из способов защиты и отстаивания своих законных интересов в уголовном деле. Правом на заявление ходатайств в уголовном судопроизводстве наделен также эксперт, для которого это право служит дополнительным средством выполнения поставленной перед ним задачи, связанной с участием в уголовно-процессуальном доказывании.

2. Содержанием ходатайства является просьба о производстве в интересах той или другой стороны следственных действий по собиранию доказательств либо принятии соответствующего процессуального решения, а эксперт может ходатайствовать о производстве дополнительных следственных действий и предоставлении в его распоряжение дополнительных материалов (предметов и документов).

3. Ходатайство всегда заявляется тому, в чьем производстве находится уголовное дело в данный момент, а отказ в его удовлетворении влечет право на жалобу.

Статья 120. Заявление ходатайства

Комментарий к статье 120

Отклонение ходатайства одним должностным лицом, например следователем, не исключает права заявления того же ходатайства другому должностному лицу (прокурору, судье), но только после того, как уголовное дело поступит к ним. Одному и тому же лицу заявление повторного ходатайства имеет смысл лишь в том случае, если для этого появились дополнительные основания.

Статья 121. Сроки рассмотрения ходатайства

Комментарий кстатье 121

Трое суток со дня заявления - максимальный срок для рассмотрения ходатайства и его удовлетворения или мотивированного отказа. Продлению этот срок не подлежит.

Статья 122. Разрешение ходатайства

Комментарий к статье 122

По сложившейся многолетней практике в случае удовлетворения ходатайства постановление и определение не выносятся. Ответом на такое ходатайство служит сам факт выполнения того, о чем ходатайствовала сторона (назначена экспертиза, изменена мера пресечения и т.д.). Постановление (определение) выносится в случае отказа в удовлетворении ходатайства. В этих процессуальных документах, которые доводятся до сведения ходатайствующего, главное место, определяющее их назначение, отводится мотивировке отказа, который может быть обжалован.

Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство

Статья 123. Право обжалования

Комментарий к статье 123

1. Жалоба в уголовно-процессуальной сфере - это обращение участника процесса в соответствующий орган или к соответствующему должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов.

2. Жалоба подается (иногда говорят -приносится ). Подача жалобы именуетсяобжалованием , которое имеет своим предметом любое действие дознавателя, следователя, прокурора и суда, которое, по мнению жалобщика, является незаконным или необоснованным. В отличие от ходатайства жалоба может быть подана не только стороной в уголовном судопроизводстве, но и любым другим его участником, считающим, что в процессе нарушены его права и законные интересы (например, свидетелем, который допрошен с применением незаконных методов).

3. О понятии разумных сроков в уголовном судопроизводстве и об ответственности за их нарушение см. статью 6.1УПК и нашкомментарий к ней.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Комментарий к статье 124

1. Прокурору и начальнику следственного органа как должностным лицам, осуществляющим инициативный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, в пределах их компетенции, определяемой соответственно статьями 37и39УПК, обжалуются любые действия и решения этих органов, за исключением лишь тех, которые согласно прямому указанию закона подлежат обжалованию в судебном порядке.

2. Жалобы, о которых идет речь, могут быть поданы любым участником предварительного расследования, чьи права или законные интересы нарушены, на любые уголовно-процессуальные решения и действия любого органа дознания и предварительного следствия.

3. Жалобы могут быть поданы: 1) по почте, телеграфу или с личной доставкой в канцелярию прокуратуры или следственного органа; 2) через лицо, производящее расследование. В данном случае жалоба может быть не обязательно письменной, но и устной. Устная жалоба заносится в протокол. Как письменная жалоба, так и протокол принятия устной жалобы, подписанный жалобщиком и лицом, производящим расследование, в течение двадцати четырех часов должны быть направлены последним прокурору или руководителю следственного органа со своими объяснениями.

4. Десятисуточный срок рассмотрения прокурором жалобы по уголовному делу является предельным и не подлежит продлению ни при каких обстоятельствах.

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

Комментарий кстатье 125

2. Судебный порядок рассмотрения жалоб распространяется на все действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, совершенные (допущенные, принятые) ими при досудебном производстве, т.е. в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, если заявитель полагает, что этими действиями (бездействием) или решениями затруднен доступ к правосудию (например, путем отказа в возбуждении уголовного дела) либо они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного процесса.

3. Верховный Суд РФ разъясняет: "Жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (статья 103УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105УПК РФ), залогодатель (статья 106УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица. Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемыхКонституциейРоссийской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права" (пункт 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 1. В дальнейшем - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1). В частности, обжаловать в суд решение органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела вправе не только потерпевший, как это с очевидностью подразумевается, но и лицо, в отношении которого, например по факту дорожно-транспортного происшествия, производилась проверка и которое не согласно с основанием отказа, и даже адвокат, который еще до начала уголовного процесса оказывал названному лицу юридическую помощь по соглашению (см.:ОпределениеСудебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6. С. 25, 26), хотя никакого участия последнего в этой стадии уголовного судопроизводстваУПКне предусматривает.

4. С учетом того что жалоба на основании статьи 125УПК РФ может быть подана в суд, а также одновременно на основаниистатьи 124УПК РФ - прокурору или руководителю следственного органа, судьям рекомендовано выяснять, не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным статьей 124 УПК РФ, и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы. В случае если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. Если указанные обстоятельство установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению (пункт 8Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1).

5. Согласно пунктам 10и12Постановления Пленума Верховного Суда РФ судья обязан обеспечить своевременное извещение о месте, дате и времени судебного заседания заявителя, его защитника, представителя (законного представителя), прокурора, участие которого является обязательным, руководителя следственного органа, следователя, осуществляющего расследование по делу, по которому принесена жалоба. Подлежат извещению иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. К иным лицам относятся, например, потерпевший в случае обжалования обвиняемым постановления о возбуждении уголовного дела; подозреваемый (обвиняемый) в случае обжалования потерпевшим постановления о прекращении уголовного дела; подозреваемый, обвиняемый в случае подачи жалобы в их интересах защитником либо законным представителем. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению жалобы.

При подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы. Результаты исследования отражаются в протоколе судебного заседания, копии таких материалов хранятся в производстве по жалобе.

Лица, участвующие в судебном заседании, вправе знакомиться с материалами производства по жалобе, а также представлять в суд дополнительные материалы, имеющие отношение к жалобе. При этом судам следует иметь в виду, что разглашение данных, содержащихся в материалах уголовного дела, допускается только в том случае, когда это не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

6. Общий смысл частей третьей,четвертойипятой комментируемой статьизаключается в том, что жалоба на действия (бездействие) органов расследования и прокурора рассматривается в судебном заседании в условиях состязательности, что и определяет главный смысл судебного контроля за предварительным расследованием уголовных дел и его существенное отличие от прокурорского надзора.

7. Вступившие в законную силу судебные решения по жалобам на постановления дознавателя, следователя, прокурора могут быть пересмотрены вышестоящим судом в порядке надзора только до передачи уголовного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. Судебное рассмотрение таких жалоб одновременно, параллельно с разбирательством уголовного дела было бы, считает Верховный Суд РФ, вмешательством в отправление правосудия (пункт 4Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1 "О применении норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции" // Российская газета. 2007. 20 янв.).

В толковании комментируемой статьинаметилась спорная тенденция.ОпределениемКонституционного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ и жалобами ряда граждан (Российская газета. 2003. 15 янв.) признано, что лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, вправе обжаловать в суд решение органа расследования или прокурора о таком возбуждении. В теоретическом отношении данная позиция несостоятельна. Судебная проверка законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, означающем начало уголовного преследования данного лица, которое с этого момента становится подозреваемым, имеющим комплекс прав на защиту, является вмешательством судебной власти в осуществление прерогативы органов уголовного преследования, нарушением закрепленного встатье 15УПК принципа разделения процессуальных функций. Следующим шагом на этом пути логически мыслится признание за лицом права на судебное обжалование следственного постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, а затем и обвинительного заключения, а также решения прокурора о направлении уголовного дела в суд. Такой "контрпроцесс" способен сокрушить функцию уголовного преследования, парализовать ее осуществление, разбалансировать уголовное судопроизводство. Суд не может и не должен проверять законность и обоснованность актов уголовного преследования иначе как путем судебного разбирательства по уголовному делу, поступившему в суд, принятому им к производству и назначенному к слушанию в первой инстанции.

Статья 126. Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей

ТЕМА 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ПИСЬМЕННЫМ И УСТНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН

В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Предложение - вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление - вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя , нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде , т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.

Работа с обращениями граждан ведется на основании Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях и в организациях и законов краев и областей.

Норматив устанавливает порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются. Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.



Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан.

Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому органу или тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган. либо должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.

Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб могут продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.

Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях ведется отдельно от обработки других видов документов.

Согласно Типовому положению устанавливается следующий порядок делопроизводства по обращениям граждан:

Все обращения регистрируются в день поступлений и учитываются на регистрационной карточке или в журнале. Регистрационный номер проставляется на определенном месте по ГОСТ Р 6.30-2003. Он состоит из начальной буквы фамилии автора письма и порядкового номера поступившего документа, например, К-187 от 12.06.2011.

Установлено, что повторным заявлениям при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, а в соответствующей графе регистрационной контрольной карточки (РКК) указывается регистрационный номер первого предложения, заявления, жалобы. В правом верхнем углу повторных заявлений и на регистрационной контрольной карточке делается отметка «Повторно». Повторными считаются предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого заявления истек срок, установленный для рассмотрения, или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица и по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для решения в один государственный орган, учитываются под регистрационным номером первого документа с добавлением порядкового номера через дробь, например К-187/1, К-187/2, К-187/3.

Картотеки из регистрационных контрольных карточекмогут формироваться по алфавитному, географическому и тематическому признакам.

Контроль за разрешением предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по предложениям, заявлениям и жалобам решений.

Если тот или иной адресат направляет поступившие к нему письма граждан в государственные органы и требует сообщить результаты их рассмотрения, такие письма берутся на особый контроль с проставлением в установленном на документе месте знака «К».

Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. В этом случае контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают руководители государственных органов, ответственные за своевременное и правильное рассмотрение писем граждан.

Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан дают руководители и специально уполномоченные на то лица из государственных органов. Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме при личном приеме. В этом случае делается соответствующая запись в регистрационной контрольной карточке. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы и даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством.

Руководители государственных органов должны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них замечания с целью своевременного устранения порождающих их причин. Материалы для анализа и обобщения готовятся должностными лицами, ведущими делопроизводство по предложениям, замечаниям и жалобам граждан. Они обобщают их в виде аналитических справок и представляют их своим руководителям.

Предложения, замечания и жалобы граждан возвращаются после их разрешения должностным лицам, ведущим их делопроизводство в учреждении, со всеми сопутствующими материалами для централизованного формирования дел.

Хранение дел у исполнителей запрещается. Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, при этом каждое заявление и предложение со всеми относящимися к ним материалами составляют единую группу, куда подшиваются также повторные заявления и вновь поступающие материалы. Ответственность за сохранность документов этого вида в учреждении несут руководитель учреждения и лицо, ответственное за ведение делопроизводства по предложениям, замечаниям и жалобам граждан.

Установлен пятилетний срок хранения предложений, замечаний и жалоб граждан и всех документов по их разрешению. По мере необходимости экспертная комиссия может продлить этот срок или установить постоянный срок хранения. Такое решение экспертной комиссии должно быть утверждено руководителем учреждения. Дела постоянного срока хранения и временного (свыше десяти лет) передаются в архив государственного учреждения через год после их завершения делопроизводством. После десяти лет хранения дела передаются в архив по решению руководства учреждения. По истечении срока хранения дела подлежат уничтожению в установленном порядке.

Конфликты неизбежно возникают в процессе взаимодействия субъектов правоотношений, а жалобы и заявления считаются цивилизованными методами их разрешения. Конечно, название документа играет второстепенную роль, и всё же, есть ли различия между указанными категориями? Как озаглавить своё обращение и выбрать оптимальную форму для его дальнейшей подачи?

Определение

Жалоба – письменное обращение в государственный или международный орган, организацию с требованием о восстановлении нарушенного права или принятии мер по отношению к виновному лицу. Суть документа может быть абсолютно разной: от несогласия с принятым решением до требования устранить нарушение законодательства. При этом жалобы подлежат рассмотрению уполномоченным лицом в установленный срок.

Заявление – письменное или устное обращение, направленное в государственный орган, организацию, с целью реализации своего законного права или информирования должностного лица. Оно также подлежит рассмотрению в установленный законом срок, а заявитель уведомляется о принятом решении.

Сравнение

Основные отличия между указанными категориями приведены в Федеральном законе, регламентирующем рассмотрение обращений граждан России. Так, заявлением в нём предлагается считать просьбу гражданина об оказании помощи в реализации его законных прав и интересов, а также информацию о нарушении законодательства, недостаточной работе органов государственной власти и местного самоуправления.

Жалобой будет являться обращение о восстановлении прав и законных интересов, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения. Таким образом, заявление может не содержать никаких требований по существу, а лишь высказывать предложение, критику действий должностного лица или органа. Жалоба призвана устранить имеющуюся несправедливость, помочь гражданину восстановить свои права.

Заявления направляются в государственные органы в рамках законодательства об обращениях граждан. Жалобы могут заявляться в гражданском, административном и уголовном процессе, где право на их подачу предусмотрено нормами права.

Выводы сайт

  1. Содержание. Жалоба – это просьба о восстановлении нарушенного права, заявление – обращение, главная цель которого – информировать должностное лицо.
  2. Требование. В жалобе всегда содержится определённая просьба: отменить решение государственного органа, пересмотреть дело, отстранить от работы сотрудника. Заявление может и не содержать такого требования, если оно носит информационный характер.
  3. Особенности подачи. Заявления могут подаваться в любые органы, а специализированные жалобы – в ходе административного, гражданского, уголовного процесса.

В последнее время принято решать проблемы цивилизованными путями. Если раньше были нередки случаи, когда все решалось криками и кулаками, которые зачастую еще и не приводили к желаемым результатам, то сейчас все можно решить более или менее мирно. Конечно, сначала стоит все же поговорить, обсудить проблему, возможно вы просто не поняли друг друга, но, если все же таким образом не получается решить проблему, то приходиться делать обращения.

Данный обращения делятся на несколько категорий: жалобы, предложения и заявления. Мы разберем похожие друг на друга понятия жалоб и заявлений, а потом добавим несколько слов о предложениях.

Категории жалоб и заявлений меж тем не совсем равнозначные понятия, да они направлены на то, чтобы сообщить о каком-либо нарушении правоотношений, но правовая природа их разная. Чтобы решить, что же все-таки подавать жалобу или заявления, нужно определиться с их значением, различием и целью.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

117 юристов готовы Вам помочь.

Начнем с понятий.

Жалоба – это всегда письменный акт, который направляется в государственные органы (иногда и в международные), либо организацию, в котором содержаться требованиям о том, что восстановить права, которые были нарушены, либо о том, чтобы органы или организации как-то среагировали на действия виновного. При этом цели подобного письменного обращения могут быть совершено разными, например, это может быть несогласия с каким-либо вынесенным решением, и обращение на то, чтобы данное решение было отменено. Для каждой жалобы есть свои органы и сроки.

Заявление – может быть, как письменным, так и устным, оно так же направляется в государственные органы и организации, для того, чтобы осуществить свое права или дать какую-либо информацию о случившимся происшествии. Так же оно подается в определенные органы, в определенные сроки, при этом лицо, которое заявляло должно быть уведомлено о принятии решения по поводу данного заявления.

На основе этих понятий было бы целесообразно сразу обозначить отличия:

  1. Жалоба направлена на то, чтобы восстановить права, которые были нарушены, заявление же в первую очередь направлено на информирование.
  2. Жалоба всегда просит о чем-то, заявление же может ни о чем не просить, а просто проинформировать органы государственной власти.
  3. Заявления по идее подаются в любые органы, жалобы же так не работают, они направляются по отраслям, то есть в процессе административного производства, гражданского, уголовного.

Все в принципе просто, но все же бывает кое-какая путаница, поэтому давайте все же разберем все на примере.

Начнем с первого пункта. Итак, жалоба направлена на то, чтобы восстановить права, которые были нарушены. Допустим, вам не выплатили зарплату. Мы пишем жалобу директору о том, чтобы нам выплатили зарплату, т.к. наши права нарушаются.

Заявление носит более информационный характер. Например, мы сообщаем о каком-либо происшествии. Мы, допустим, видели, как совершалось преступления, неизвестный напал на какое-либо лицо, возможно даже вас, вы идете в полицию и сообщаете о происшедшем.

По второму пункту.

Жалоба просит о чем-либо, а скорее требует. То есть, то же самое. Нам не платят зарплату, мы пишем жалобу и требуем в ней, уважаемый директор выплатите пожалуйста мне зарплату. Заявление же может ни о чем не просить, то есть, допустим, было нападения. Мы проинформировали об этом органы, то есть написали: такое-то лицо напало на другое лицо, описали, обстоятельства, возможно внешний вид и т.д. Далее у нас нет нужды просить о чем-то, типа примите меры и накажите данного нападающего, органы государственной власти сами разберутся что с этим делать.

По третьему пункту.

Допустим, в отношении было решение о том, что мы совершили административное правонарушение. К примеру, мы ехали по дорогу с ограничением 80 км/ч. Вот мы едем, допустим 90 км/ч (допустимая скорость при ограничении +19 км/ч, то есть мы можем ехать 99 км/ч и при этом мы не являемся правонарушителями). Тут нас останавливает сотрудник ДПС и утверждает, что совершили правонарушения. Мы же, наоборот, утверждаем обратное: я ехал со скорость 90 км/ч, ограничение 80, какие проблемы? Нам, например, утверждают, что мы ехали не со скорость 90 км/ч, а 105 км/ч. Мы просим, допустим, показать данные показатели, но нам почему-то отказывают и все равно выписывают протокол. В таком случае, мы идем и пишем жалобу на данного сотрудника, о том, чтобы нам аннулировали данный штраф, т.к. правонарушения как такого не было.

Если же это заявление, то предположим, что у нас украли кошелек. Мы идем в полицию и доносим о данном происшествии, мы даже никого не обвиним, мы не знаем, кто у нас его украл, мы лишь проинформировали органы об этом. Конечно, скорее всего будет возбуждено дело и дальше уже правоохранительные органы будут разбираться с данным происшествием.

Так же, ваши жалобы и заявления должны тщательно анализироваться.

Например, вы шли по улице, и тут к вам начали приставать и говорить, что давай деньги, либо получишь по голове. Допустим, вы пишите заявление о том, что вас ограбили. Вы обычный гражданин и называете вещи своими именами и можете не знать, что грабеж – это определенный состав, закрепленный в Уголовном Кодексе, который говорит о том, что – это открытое хищение. То, есть, допустим вы шли с сумкой и мимо пробегал человек, схватил сумку и убежал дальше. По-вашему, же случаю по факту получается состав разбоя, которые помимо открытости еще сопрягается с применением насилия, либо угрозой применения. Сотрудник правоохранительных органов же оценивает ваше заявление и возбуждает дело не по указанному вами грабежу, а по указанному в законе разбою. При этом он не нарушает ваших прав, а просто возбуждает дело в соответствии с законом.

Другой пример, когда вы подаете жалобу, но ваши права не нарушались. Приведем все тот же пример, когда вы ехали 90 км/ч при разрешенный 80 км/ч. Допустим вы ехали, и вас тормозит сотрудник полиции. Вам предъявляется, что вы нарушили скоростной режим. Вы удивляетесь, но как так, ведь я же ехал 90, а можно на знаке было 80. Тут вас сотрудник уведомляет, что после знака 80 висел еще и знак 60 км/ч при этом его ничего не загораживает и расположен он в соответствии с законом.

Вы пишите жалобу о том, что ваши права нарушались, но по жалобе могут отказать, так как такой знак действительно есть, просто вы его не заметили. Так же сюда можете добавить похожий пример, при тех же скоростях и знаке 80. Вот вы, допустим, ехали, с полной уверенностью, что ваша скорость – 90. Сотрудник останавливает вас и показывает вам радар, на котором 105 км/ч. Вы удивлены, как же так, спидометр то показывает 90 км/ч. В этом случае, конечно же, стоит проверить все документы по радару (имеете право): сертификаты и другие сведения о том, что радар исправен. Но допустим, мы полностью уверены, что сотрудник полиции нас обманывает и нарушает наши права. Мы пишем жалобу, и тут ее отвергают, т.к. вроде как бы все правильно, никаких нарушений ваших прав не было.

И тут появляется 2 варианта, либо вышестоящие органы никак не могут доказать, что наши права были нарушены, т.к. радар показывает 105, а на самом деле было не 105, поэтому придется обращаться в еще более вышестоящие органы или в суд. Другое дело, когда возможно наш спидометр не исправен, а значит, наши права не нарушались и сотрудник полиции действовал правомерно.

Выше мы уточняли, что еще одним видом обращения является – предложение.

Такая категория представляет собой некую рекомендацию, которая возможно будет способствовать усовершенствованию законов и иных НПА, действий органов и др. Такие обращения пишутся не часто, но все же стоит привести пример. Допустим, мы заметили, что сотрудники полиции делают патруль по улицам, например, около 6 часов вечера. А к 8-9 часам у вас во дворе собираются люди, которые регулярно распивают спиртные напитки, кричат и т.п. Вы можете, во-первых, конечно же, написать заявления о происходящем, а во-вторых, рекомендацию, чтобы патруль проходил не в 6 часов, когда никого нет, а в 8-9 вечера.