Отраслевая типизация в статье 113 гк рф. Как определить гипотезу, диспозицию и санкцию. Примеры структурирования норм права

В соответствии с п.5 ст.113 ГК РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на особом вещном праве - праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.2 ст.113 ГК РФ).
Таким образом, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, будет отвечать по своим обязательствам всем тем имуществом, которое принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Иначе говоря, муниципальное унитарное предприятие по своим обязательствам отвечает имуществом, которое не является его собственностью, а является собственностью муниципального образования, его создавшего.
Наличие в ГК РФ в отношении унитарных предприятий нормы, устанавливающей ответственность самостоятельного субъекта правоотношений по своим обязательствам имуществом, не являющимся собственностью данного субъекта, т.е. фактически чужим имуществом, вызвано особым правовым статусом унитарного предприятия, а также тем, что оно не имеет собственного имущества (п.1 ст.113 ГК РФ).
Необходимо отметить, что согласно п.2 ст.295 ГК РФ унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника.
Отсюда следует, что унитарное предприятие не вправе самостоятельно, без согласия собственника, отвечать по своим обязательствам принадлежащим ему недвижимым имуществом. Передача унитарным предприятием недвижимого имущества в счет выполнения обязательств перед контрагентами может осуществляться только с согласия собственника в лице соответствующего комитета по управлению имуществом или без такого согласия, если взыскание на недвижимое имущество, принадлежащее унитарному предприятию, обращено решением суда.
Подписано в печать В.Мешалкин

10.06.1999 "АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 6(11

Правомерно ли привлечение организации к ответственности, предусмотренной ст.ст.120, 121 НК РФ, если выявленное искажение данных бухгалтерской отчетности за 1998 г. учтено в годовой отчетности 1998 г. и в отчетности за i кв. 1999 г., причем недоплаченные суммы налогов уплачены в январе - марте 1999 г., а пени не уплачены?) »

). Целевая правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий отличается как от правоспособности других коммерческих организаций, так и от специальной правоспособности некоммерческих организаций в силу значимости деятельности предприятий для Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.

Решение об учреждении унитарного предприятия, а также его устав должны определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. На практике специальная правоспособность унитарного предприятия проявляется в том, что в уставе перечисляется закрытый перечень видов деятельности предприятия.

Ничтожными (ст. 168 ГК РФ) являются не только сделки, прямо противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами (п. 18 Постановления ВС и ВАС N 6/8), но и сделки по распоряжению как движимым, так и недвижимым имуществом унитарного предприятия, которые лишают его возможности осуществлять уставную деятельность, хотя бы такие сделки совершались с соблюдением требований п. 2 ст. 295 ГК (п. 3 ст. 18, п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, п. 9 Постановления ВАС N 8). Следует отметить, что по общему правилу сделки, совершенные иными коммерческими организациями, в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, являются не ничтожными, а оспоримыми в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ. Что касается сделок, препятствующих осуществлению основной деятельности предприятия, на практике данный критерий является основанием для разграничения законного и незаконного прекращения права хозяйственного ведения собственником унитарного предприятия.

2. В соответствии с комментируемой статьей учредителями унитарных предприятий могут быть только публичные образования - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Открытым остается вопрос о том, может ли унитарное предприятие в Российской Федерации быть учреждено иностранным государством или международной организацией. Сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, должны быть указаны в уставе предприятия.

В законодательстве также не решен вопрос о возможности создания одного совместного (общего) унитарного предприятия двумя и более публичными образованиями (например, предприятия, находящегося в общей собственности Российской Федерации и субъекта РФ или нескольких муниципальных образований).

Унитарные предприятия могут с согласия собственника создавать филиалы и представительства, становиться участниками (членами), в том числе единственными, коммерческих и некоммерческих организаций (за исключением кредитных) (см. п. 1 ст. 6 Закона об унитарных предприятиях). Это право может быть реализовано как путем создания новых организаций, так посредством приобретения акций, паев, долей участия в существующих компаниях. В законодательстве нет запрета на создание государственными предприятиями учреждений. Представляется, что правило о том, что хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое общество, состоящее из одного лица, в данном случае применяться по аналогии не может (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК РФ).

3. В соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024) (СЗ РФ. 1999. N 39. Ст. 4626), Закон об унитарных предприятиях (п. 4 ст. 8) устанавливает ограниченный перечень оснований для создания унитарных предприятий. В частности, к таким основаниям относятся: использование имущества; изготовление и разработка продукции, которые изъяты из оборота либо ограниченно оборотоспособны; оборонный заказ; решение социальных задач; производство для удовлетворения федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования.

4. Под имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует понимать не только вещи, но и обязательственные права. За рамками этого перечня остаются исключительные права на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации и производные неисключительные права. Так, единственным субъектом права на фирменное наименование является само унитарное предприятие, а не государство.

Собственник не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями, кроме как путем передачи права собственности на предприятие как имущественный комплекс иному публичному образованию, к которому в этом случае переходят и соответствующие права по управлению предприятием.

В некоторых случаях закон устанавливает особый порядок распоряжения имуществом. Так, согласно ФЗ от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3126) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Унитарные предприятия могут защищать свои права на закрепленное за ними имущество в судебном порядке, в том числе посредством предъявления негаторных и виндикационных исков в отношении как третьих лиц, так и собственника имущества.

Унитарные предприятия не могут выступать покупателями государственного и муниципального имущества в процессе приватизации (п. 1 ст. 5 Закона о приватизации). В то же время законодательство о приватизации не распространяется на распоряжение унитарными предприятиями закрепленным за ними имуществом (п. 2 ст. 3 Закона о приватизации).

5. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. По смыслу закона директором является физическое лицо, назначение управляющей организации не допускается. На предприятии могут создаваться коллегиальные органы, однако они являются лишь совещательными. Закон об унитарных предприятиях (ст. 21) установил существенные ограничения правоспособности руководителей унитарного предприятия. В частности, эти лица не вправе выступать в качестве учредителей (участников) других организаций (исключение не сделано даже для некоммерческих организаций и акционерных обществ), занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, входить в исполнительные органы коммерческих организаций (кроме случаев, обусловленных его должностными обязанностями). Представляется, что такие тотальные ограничения не в полной мере соответствуют Конституции и законодательству РФ и должны быть пересмотрены. В частности, п. 4 ст. 66 ГК запрещает устанавливать ограничения на участие граждан в открытых акционерных обществах.

Назначение руководителя федерального предприятия производится на конкурсной основе (Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234) (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373)).

6. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя, может совершаться только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Если такого согласия не получено, сделка может быть признана недействительной либо по иску самого унитарного предприятия, либо его собственника, т.е. является оспоримой.

Закон определяет и иные операции, требующие согласия собственника, причем при отсутствии такого согласия они являются ничтожными:

а) дарение (кроме обычных подарков небольшой стоимости) (ст. 576 ГК РФ);

б) участие в других организациях; распоряжение акциями, вкладами; паями, долями участия в хозяйственных обществах и товариществах.

Законодательство не предусматривает специальных требований относительно распоряжения принадлежащими унитарному предприятию правами участия в некоммерческих организациях. Такие правила могут включаться в учредительные документы предприятия (см. Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утв. Приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 (РГ. 2005. N 225));

в) заимствования - привлечение кредитных, заемных средств; бюджетные кредиты; размещение облигаций, выдача векселей (ст. 24 Закона об унитарных предприятиях);

г) крупные сделки, т.е. одна или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого удовлетворяет любому из следующих критериев: более 10% уставного фонда или более 50000 МРОТ (ст. 23 Закона об унитарных предприятиях). В связи с тем что у казенных предприятий уставный фонд не формируется, для определения того, являются ли сделки (направленные на приобретение имущества, распоряжение продукцией предприятия и другие сделки, которые по общему правилу не требуют согласия собственника) крупными, применяется лишь второй критерий. Стоимость являющегося предметом сделки имущества предприятия определяется на основании данных бухгалтерского учета, а в случае приобретения - предложенной ценой (по вопросу признания сделок, совершенных без согласия собственника, ничтожными см. Определение ВАС РФ от 26 августа 2008 г. N 10317/08; Постановление Президиума ВАС от 22 апреля 2008 г. N 1004/08 (Вестник ВАС. 2008. N 7)).

Перечень сделок, требующих согласия собственника, может быть расширен уставом унитарного предприятия. В случае несоблюдения установленных учредительными документами требований такие оспоримые сделки могут быть признаны недействительными по иску как самого предприятия, так и его собственника. Наличие подобных дополнительных ограничений не в уставе, а во внутренних документах предприятия (например, в контракте с руководителем предприятия) не может являться основанием для признания сделки недействительной, ст. 174 ГК в этом случае применяться не должна.

При рассмотрении вопроса о последствиях отчуждения директором предприятия имущества без согласия собственника следует учитывать правовую позицию КС относительно защиты прав добросовестных приобретателей, выраженную в Постановлении от 21 апреля 2003 г. N 6-П (СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1657). Так, права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю (третьему лицу) с использованием правового механизма, установленного п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ. Надлежащий инструмент защиты в таких случаях - виндикационный иск, если для этого имеются те предусмотренные ст. 302 ГК основания, которые дают право истребовать имущество и у добросовестного приобретателя (безвозмездность приобретения имущества добросовестным приобретателем, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли и др.). Таким образом, когда речь идет о виндикации имущества, которое было отчуждено исполнительным органом предприятия (директором), считается, что имущество выбыло по воле собственника.

7. Согласие собственника предоставляется на совершение отдельной сделки. В практике работы государственных органов встречается также предоставление общего согласия на определенный вид, категорию сделок (в частности, согласие на распоряжение отдельными видами имущества). Легитимность такого подхода подлежит проверке судебной практикой.

По общему правилу согласие должно быть получено до совершения сделки по распоряжению имуществом. Однако в случае последующего одобрения сделки собственником основания для признания сделки недействительной отсутствуют (по аналогии с п. 2 ст. 183 ГК РФ). Такое последующее одобрение может, в частности, следовать из конклюдентных действий компетентного органа собственника.

При совершении требующей (в силу закона либо учредительных документов) согласия собственника сделки с имуществом унитарного предприятия обязательно проведение оценки (ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

8. Сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, должны быть указаны в уставе предприятия.

9. В отношении федеральных унитарных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и подлежащих сохранению в федеральной собственности, а равно включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в случае если после акционирования акции предполагается сохранить за государством (включая государственные АО), права собственника осуществляют:

а) профильные федеральные органы исполнительной власти по таким вопросам, как:

Утверждение устава предприятия (за исключением федерального казенного предприятия);

Назначение на должность руководителя предприятия, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с ним;

Мероприятия по обеспечению проведения аттестации руководителя предприятия;

Согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

Утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

Согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

Согласование совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия;

Согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями (по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом);

Согласование создания филиалов и представительств;

Утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

Согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договоров простого товарищества (по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом);

б) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по вопросам:

Утверждения аудитора и определения размера оплаты его услуг;

Согласования с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, сделок, связанных с недвижимым имуществом;

Утверждения передаточного акта или разделительного баланса при реорганизации предприятия и ликвидационного баланса при ликвидации предприятия;

Заключения, изменения и прекращения в установленном порядке трудового договора с руководителем предприятия, включенного в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, за исключением случаев, если акции созданного посредством его преобразования акционерного общества предполагается внести в уставный капитал других государственных акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности.

10. В отношении иных предприятий полномочия собственника осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом с учетом предложений, поступивших от профильных федеральных органов исполнительной власти, за исключением Министерства обороны, которое само осуществляет все полномочия в отношении своих предприятий. Следует также отметить, что полномочия собственника может осуществлять государственная корпорация (например, в полном объеме - Росатом, в части - Ростехнологии) (см. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074); Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2327); распоряжение Минимущества России от 15 июля 2003 г. N 3142-р "Об утверждении Перечня документов, представляемых федеральным государственным унитарным предприятием для получения согласия на совершение сделок, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 г. N 333" (РГ. 2003. N 159)).

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к Ст. 113 ГК РФ

1. В комментируемой статье раскрываются основные признаки унитарного предприятия, которые конкретизированы в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». К ним, в частности, относятся следующие признаки:

— применительно к унитарным предприятиям понятие «предприятие» обозначает не объект гражданских прав, предусмотренный в качестве имущественного комплекса, а субъект — юридическое лицо. Такое разногласие в терминологии обусловлено тем, что в соответствии с ГК РСФСР 1964 г. практически все юридические лица, осуществлявшие хозяйственную деятельности в стране, являлись государственными предприятиями, имевшими закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс (ст. 24 ГК РСФСР). Статья 4 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определяла предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В то же время ст. 5 Закона определяла собственника предприятий;

— термин «унитарный» характеризует неделимость имущества предприятия, которое не может быть распределено по вкладам, долям, паям как в хозяйственных товариществах, обществах и кооперативах, так и между работниками предприятия;

— унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель которой — получение прибыли;

— унитарное предприятие не является собственником имущества. Как переданное им собственником, так и полученное в результате хозяйственной деятельности имущество принадлежит предприятию на ограниченном вещном праве — либо на праве хозяйственного ведения, либо праве оперативного управления;

— собственником имущества унитарного предприятия является публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование). Другие участники гражданско-правовых отношений не могут создавать унитарные предприятия. Сами унитарные предприятия также не могут создавать аналогичные предприятия;

— учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК РФ, а также абз. 2 п. 1 комментируемой статьи;

— унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;

— унитарными предприятиями могут быть только государственные и муниципальные предприятия; частные предприятия не могут быть унитарными;

— унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование на русском языке и должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие», а также указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование;

— собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия обладает совокупностью полномочий по управлению предприятием, в частности, собственник определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; назначает на должность руководителя унитарного предприятия лицо по своему выбору, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами и т.д.;

— унитарное предприятие в отличие от бюджетного учреждения несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, как тем, которым его наделил собственник, так и тем, которое приобретено юридическим лицом и не отвечает по обязательствам собственника. Собственник несет ответственность по обязательствам унитарного предприятия применительно к казенному предприятию (субсидиарная ответственность). Кроме того, на собственника имущества унитарного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

2. Унитарные предприятия делятся на два вида: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Основные различия в их правовом положении состоят в необходимости формирования уставного фонда (для казенных предприятий уставный фонд не требуется), распоряжении имуществом, ответственности собственника по обязательствам унитарного предприятия, целях создания, порядке распределениях доходов предприятия, правомочий собственника и др.

3. Наряду с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» правовое положение унитарных предприятий регулируется федеральными законами «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О несостоятельности (банкротстве)», «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» , Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» и другими нормативными правовыми актами действует немало нормативных правовых актов, посвященных отдельным видам федеральных казенных предприятий, в частности Указ Президента РФ от 28 февраля 2008 г. N 273 «О федеральном казенном предприятии «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности» и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.

Собрание законодательства РФ. 2008. N 9. Ст. 822.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

4. Порядок создания и регистрации субъектов хозяйственной деятельности; требования, предъявляемые к их учредительным документам.

Под созданием субъектов хозяйственного права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта хозяйственного права.

Способы создания субъектов хозяйственного права :

- учредителъно-распорядителъный - применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- учредительный - применяется при создании коммерческих организаций с одним участником, а также легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности;

- договорно-учредителъный - применяется при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного;

- дозволительно-учредительный - предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа как условие создания субъекта

В соответствии со ст. 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Государственная регистрация преследует цели сбора и систематизации информации о хозяйствующих субъектах, осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности и др.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесений в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации .

Следующие этапы создания коммерческой организации.

Определение состава учредителей, проведение общего собрания . Законодательство предусматривает определенные правила, касающиеся состава и количества учредителей. К примеру, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится. Однако не может быть учредителем хозяйственного общества другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число акционеров закрытого общества не должно превышать 50-ти, число акционеров открытого общества не ограничено. Число членов кооператива не может быть менее 5-ти. И иные установленные в законодательстве правила и ограничения.

Выбор организационно-правовой формы . Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества.

Оформление учредительных документов - устав (для кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, создаваемых одним лицом), либо учредительный договор и устав (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (для товариществ).

Разработка наименования коммерческой организации . Согласно ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий, а также требуется в иных случаях, установленных законодательством. Назначение фирменного наименования состоит в идентификации коммерческой организации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте. Кроме указания на организационно-правовую форму, фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, может характеризовать предмет деятельности или же быть произвольным. Законодательством определены правила составления фирменных наименований для организаций отдельных видов. Так, например, ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

В названиях коммерческих организаций слова «Россия», «Российская Федерация» применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях – с разрешения специально созданной Правительственной комиссии.

Определение места нахождения организации. Место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда . В соответствии с действующим законодательством, на момент государственной регистрации ООО его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. В соответствии с Законом об АО , не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течении трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Величина уставного капитала ОАО должна составлять не менее 1000 МРОТ, ЗАО и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью не менее 100 МРОТ. Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия составляет 5000 МРОТ, а муниципального предприятия 1000 МРОТ.

С целью формирования первоначального капитала (фонда) в банке открывается временный расчетный счет, куда вносится необходимая сумма. В случае оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, а также подтвердить, что настоящий вклад является реальным и это имущество не вносилось в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд других юридических лиц, не заложено и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой .

Для регистрации создаваемой организации необходимо представить:

Заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;

Решение о создании юридического лица;

Учредительные документы (подлинники или нотариально засвидетельствованные копии);

Документ об уплате государственной пошлины (в размере 2000 руб.).

Согласно Закона о регистрации , государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. Решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (внесения в реестр) заявителю выдается подтверждающий этот факт документ (в настоящее время – свидетельство о регистрации), свидетельство о внесении записи в соответствующий Реестр.

В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации , отказ в государственной регистрации допускается в случае:

Непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрацией документов,

Представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

В случае, если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или если юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя , если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные Законом.

Статьей 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, являются уголовно наказуемыми (ч 1 ст. 169 УК РФ). Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд (арбитражный суд). В случае признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления об отказе в регистрации соответствующее решение суда следует считать актом государственной регистрации. Решение суда является основанием для внесения хозяйствующего субъекта в Единый государственный реестр.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением. Доход, полученный в результате такой незаконной деятельности, подлежит взысканию в судебном порядке в соответствующий бюджет. Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа от 5 до 20 МРОТ. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 171 УК РФ.