Отраслевые принципы псо понятие и их содержание. Принципы права социального обеспечения

Основные этапы становления социального обеспечения в России

С развитием общества формируется социальная обеспеченность. Особое отношение возникает к женщинам. Лишь в эпоху феодализма появляются правовые акты, которые фиксируют это. Судебник Ивана 4 в 1589г. Появляются первые законы.

Начальный этап с 1917г. по 1922 с 1917 октябрьская революция дает возможность закрепление новой власти.

Послевоенный период 1945- 1991 до распада Советского союза. Основные права были заложены в конституции.

Понятие, формы и виды социального обеспечения

Социальное обеспечение- это выражение социальной политики гос-ва, направленное на социальное обеспечение определенной категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов и в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Формы: организационно правовые формы обеспечения:

Способ аккумуляционных средств

Круг субъектов(круг лиц) (1лица потерявшие кормильца 2беременны женщины 3дети 4семьи имеющих детей 5безработные 6лица имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев 6ветераны войны и труда 7лица пострадавшие от воздействия радиации 8лица награжденные орденами боевой и трудовой славы 9герои советского союза и России 10жители блокадного Ленинграда 11лица награжденные медалью за оборону Ленинграда 12бывшие узники концлагерей и ГЕТА 13лица подвергшиеся репрессии и в последствии реабилитированные.

Виды обеспечения

Система органов

1)централизованные –обязательное соц. Страхование

2)местные – соц. Обеспечение за счет средств бюджета

3)льготная- смешанная

Виды:

Денежная (пенсии пособия) – социально обеспечительная помощь

Натуральная(содержание в домах престарелых интернатах)- соц. Обеспечительное содержание

Основные – процедурные –процессуальные

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения

Право социального обеспечения- это система правовых норм регулирующих отношения между нетрудоспособными и иными категориями граждан и управомоченных государством органом по предоставлению им социального обеспечения в денежной и натуральных формах, а также по поводу установлению юридических фактов, реализации и защиты нарушенного права за счет специально предназначенных финансовых источников.



Предмет

Система льготных общественных отношений

1общественные отношения(по соц. Обеспечению в денежной форме)

Пенсии –пособия –компенсации – выплаты

2.тношения по предоставлению различных социальных услуг

Соц. Обслуживание престарелых, инвалидов, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев

Мед. Услуги, обслуживание, льготы

3.процедурные процессуальные

Установление юр. Фактов –реализация и защита прав на тот или иной вид соц. Обеспечения (помощь и содержание)

Метод:

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов, способов и средств правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан

Система права социального обеспечения

1.Общая часть:

Номы закрепляющие права человека в области социального обеспечения

Нормы, разграничивающие компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области социального обеспечения

Нормы –принципы

Нормы устанавливающие виды социальных рисков

2.Особенная часть:

Нормы регулирующие, предоставление пенсий

Нормы регулирующие предоставление пособий и других социальных выплат

Нормы, регулирующие предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг

Нормы, регулирующие предоставление бесплатной медицинской помощи

Основные принципы права социального обеспечения РФ

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) Всеобщность и доступность социального обеспечения. Право на социальное обеспечение является всеобщим. Оно распространяется на всех граждан без всякой дискриминации независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства и др.

2) Многообразие форм и видов социального обеспечения. В системе социального обеспечения граждан РФ представлены все формы (денежная и натуральная) и виды социального обеспечения (пенсии, пособия, льготы и услуги), которые предусмотрены нормами международных актов по социальному обеспечению.

3) Осуществление социального обеспечения за счет средств бюджета и страховых платежей. Отношения по социальному обеспечению являются частью распределительных отношений. Они должны соответствовать такому социальному критерию, как справедливость, то есть гарантировать оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. В социальном обеспечении это проявляется в предоставлении гражданам раз личных видов социального обеспечения с учетом трудового вклада и без всякой связи с трудом.

4) Единство и дифференциация социального обеспечения. Все граждане имеют право на социальное обеспечение в его различной форме и видах на условиях и в случаях, установленных законодательством. Дифференциация видов, условий и уровня (раз мера) обеспечения осуществляется в зависимости от социально значимых обстоятельств, наибольшее значение среди которых имеет трудовой вклад гражданина, а также причины нетрудоспособности, нуждаемость и др.

5) Осуществление социального обеспечения в объеме не ниже социального стандарта, признаваемого государством на определенном этапе развития общества. Социальный стандарт должен соответствовать прожиточному минимуму.

6) Охрана прав граждан на социальное обеспечение. Осуществление и восстановление нарушенных прав граждан на социальное обеспечение гарантируется в различных формах (политической, идеологической, экономической, правовой).

к отраслевым принципам права социального обеспечения можно отнести:

а) связь обеспечения осуществляется, как правило, с трудом;

б) обеспечение касается не только граждан, но и их семей;

в) свобода приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

г) приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

д) зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛСЬКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал в г.Перми

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Контрольная работа по дисциплине

«Право социального обеспечения»

студента группы ГМУ -331 Волочай В.В.

«Основные принципы права социального обеспечения»

Проверил: Чиртулова Е.Ю.

Пермь 2011г.

Введение

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования.

Преодолеть это самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность и доступность социального обеспечения;

2) многообразие форм и видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

4) единство и дифференциация социального обеспечения;

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;

7) охрана права граждан на социальное обеспечение.

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).

1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию не зависимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

Общеправовые, свойственные всем отраслям права;

Межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;

Отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

Внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы:

Признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

Неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

Равенство всех перед законом и судом;

Равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

Право каждого на объединение для защиты своих интересов;

Гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

В российском законодательстве закрепляются внутриотраслевые принципы непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания:

1. адресность, доступность, добровольность;

2. гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

Связь обеспечения, как правило, с трудом;

Обеспечение не только граждан, но и их семей;

Свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;

Приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

Зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

Всеобщность;

Финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

Дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

Универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э.Г. Тучкова она выделяет следующие принципы:

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

Многообразие видов социального обеспечения;

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения.

В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения. В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях – иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

2. Осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Обязательное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фондыПенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых взносов – основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхования.

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в виде единого социального налога уплачиваются работодателями.

Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой обязательного социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер – это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных
свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии – пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определённых территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствий, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакцинальных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.

Система компенсационных выплат – новое явление для российского социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы; за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; студентам, аспирантам за время академического отпуска; неработающим женам служащих органов внутренних дел; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом; на детей, находящихся под опекой и попечительством; на питание учащимся; на санаторно-курортное лечение; инвалидам на обслуживание транспортных средств.

Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.

1. Это – медицинская помощь и лечение;

2. лекарственная помощь;

3. санаторно-курортное лечение;

4. социальная помощь на дому;

7. обеспечение инвалидов транспортными средствами или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;

8. протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения.

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

Заключение

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Система права социального обеспечения - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же следовать из их содержания. Они не сформулированы в каком-либо одном нормативном акте, поскольку указанное право не кодифицировано. Они содержатся в различных федеральных законах (законах РФ). Анализ этих принципов показывает, что отдельные из них присущи сразу всем или большинству институтов права социального обеспечения. Но необходимо обратить внимание на то, что в разные годы отечественные ученые по-разному формулировали принципы, причем их количество иногда не совпадало.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Список литературы

1. Батыгин К.С, Симоненко Г.С. Пособия то государственному социальному страхованию. Законодательство и комментарии. М. 2009.

2. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. М. 2010.

3. Буянова М.О., Кондратьева ЗА., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М. 2010.

4. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебник / М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2008.

5. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. Учебное

ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА

Зачастую принципы права, как и принципы в целом, воспринимаются как абстрактные дефиниции, имеющие сугубо теоретическое значение. Вместе с тем исследование их сущности и предназначения показывает также и прикладное их значение в развитии права. Ведь принципы существуют и «верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Соч. – Т. 21 – С.98.). К числу показателей самостоятельности отрасли права относятся не только предмет и метод правового регулирования общественных отношений, но и отраслевые принципы. Это обусловлено тем, что принципы выражают сущность норм отрасли права, определяют положение субъектов права, их права и обязанности.

В юридической науке существуют разные подходы к пониманию принципа права и определению его содержания. Длительное время в общей теории права под правовыми принципами понимались основные начала или руководящие идеи, которые выражают сущность, главные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо её отдельных отраслей или институтов. В последнее время данный подход к понятию принципов претерпевает изменения. Одни ученые считают, что принципы пава – это не только идеи, но и сами нормы и отношения. Закрепленные в правовой норме и входящие в содержание нормы, они получают свою «жизнь» непосредственно в общественных отношениях. Это означает, что принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Другие ученые считают, что определение правового принципа только как некоей руководящей идеи без обязательного закрепления её в праве перевело бы эту категорию в область правосознания. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть задолго до их реального воплощения в нормах права. Правовые принципы – это принципы «права своего времени». В данном случае возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм?

Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права. Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.



В обобщенном виде под принципами права социального обеспечения можно понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм права социального обеспечения и главные направления социальной политики государства в области правового регулирования отношений, связанных с материальным обеспечением «ещё», «временно», «уже» нетрудоспособных и иных категорий граждан, определяемых в нормативном порядке.

В зависимости от охвата и воздействия принципов на право в целом или на его отдельные части можно провести следующую их группировку. По сфере действия принципы классифицируются на следующие виды: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые.

Общеправовые принципы свойственны всем отраслям российского права. Межотраслевые принципы отражают наиболее общие черты нескольких, как правило смежных, отраслей права. Отраслевые принципы характеризуют специфику конкретной отрасли права. Внутриотраслевые принципы более конкретизируют, выделяют или уточняют внутренне содержание самой отрасли права. В регулировании отношений по социальному обеспечению находят проявление все вышеперечисленные группы правовых принципов.

Общеправовые принципы выводятся из положений Основного закона страны – Конституции РФ 1993 г. К ним относятся: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы вытекают из общеправовых принципов. К межотраслевым принципам относятся те, которые наиболее характерны для отраслей, близких друг к другу по содержанию своих правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Как отмечалось ранее, право социального обеспечения наиболее близко соприкасается с такими отраслями права, как, например, трудовое, семейное. Нормы данных отраслей права регулируют схожие общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. Поэтому общими для этих отраслей права могут являться такие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др.

Отсутствие общего кодифицированного акта, регулирующего социально-обеспечительные отношения, не позволяет четко выделить принципы права социального обеспечения. Поэтому принципы выводятся из текущего отраслевого законодательства.

К основным отраслевым принципам российского права социального обеспечения относятся:

а) многообразие видов социального обеспечения;

б) всеобщность социального обеспечения;

в) солидарность;

г) охрана уровня жизни, здоровья граждан;

д) справедливость при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан;

е) финансирование расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета;

ж) создание максимальных удобств для граждан при реализации ими права на социальное обеспечение.

Отраслевой принцип многообразия видов социального обеспечения предполагает учет существующих форм социального обеспечения (как способ удовлетворения потребностей граждан) в денежном и натуральном выражении. Так, трудовые и социальные пенсии, страховые и социальные пособия, компенсационные выплаты должны выдаваться их получателям только в денежном эквиваленте. Натуральные выдачи могут предоставляться гражданам в следующих видах социального обеспечения: различные социальные услуги, оказываемые в различных учреждениях социального обслуживания; медицинская помощь и лечение; санаторно-курортное лечение; лечебное и диетическое питание; оздоровление детей в летний период и пр.

Всеобщность социального обеспечения (как принцип) находит свое конкретное выражение в ч. I ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на гарантированное социальное обеспечение. На практике это должно означать, что ни один человек не должен находиться вне пределов социального обеспечения. Вместе с тем нельзя понимать проявление данного принципа в реальной жизни буквально – что человек имеет право на все существующие виды социального обеспечения. Объем конкретных прав зависит от разных обстоятельств, установленных в законодательстве.

Принцип солидарности проявляется через солидарность поколений, регионов страны, отраслей хозяйственного комплекса. Когда идет речь о солидарности поколений, то имеется в виду, что работающие граждане путем отчислений (в виде страховых взносов, налогов) из своих трудовых доходов содержат неработающих лиц. Солидарность российских регионов и отраслей хозяйственного комплекса на деле означает, что нуждающимся выделяются соответствующие дотации и субвенции из государственного бюджета.

Наиболее отчетливо принцип солидарности проявляется в обязательном социальном страховании. Ведь главное его предназначение состоит в раскладке страхового риска между всеми участниками страхования, в том числе и между застрахованными гражданами. При наступлении страхового случая происходит их обеспечение в виде соответствующих страховых выплат. Финансовыми источниками являются денежные средства (формируемые за счет работодателей, работников и иных определенных законодательством категорий граждан) и аккумулированные в том или ином внебюджетном фонде (ПФР, ФСС РФ, фондах ОМС). Значит, сутью и смыслом всей системы обязательного социального страхования является коллективное формирование и распределение этих средств. Другими словами, система обязательного социального страхования – это есть коллективно-распределительная система. В равной степени таковыми надо считать все функционирующие в России системы обязательного социального страхования.

В последнее время этот принцип начинает подвергаться определенной корректировке из-за внедрения индивидуальных накопительных механизмов в сферу социального страхования. Для примера рассмотрим систему обязательного пенсионного страхования.

С принятием пенсионных законов в декабре 2001 г. трудовая пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой, накопительной. (С 1 января 20 г. она состоит из двух частей: страховой и накопительной) Суммы страховой, накопительной частей этой пенсии формируются за счет индивидуальных страховых взносов, отражаемых на индивидуальном (персонифицированном) счете лица в ПФР. Это означает наличие признаков индивидуально-накопительной пенсионной системы.

Здесь мы отчетливо видим проявления принципа индивидуально-накопительного сбережения, аналогичного личным вкладам граждан в сберегательных банках.

В ряде зарубежных стран тоже существуют индивидуально-накопительные пенсионные системы. Как правило, они базируются на принципах добровольности вступления граждан в такие системы. Обычно подобные системы функционируют отдельно от систем обязательного пенсионного страхования, т.е. рассматриваются как дополнение к распределительным пенсионным системам. Таким образом, введение обязательных отчислений на формирование накопительной части трудовой пенсии (в рамках обязательного пенсионного страхования) привело к воплощению принципа неолиберальной экономики – свобода труда и свобода своего материального обеспечения и благополучия. На наш взгляд, такой подход с научной точки зрения, с позиций существующей традиции в нашей стране вызывает возражения. Принудительная индивидуализация гражданина своего будущего пенсионного обеспечения (в части трудовой страховой пенсии) через установленные правила противоречит самой идее солидарности и основополагающим принципам обязательного социального страхования.

Конкретное выражение принципа охраны уровня жизни, здоровья граждан можно увидеть в различных видах социального обеспечения, в условиях и размерах их предоставления, гарантированности бесплатной медицинской помощи, при проведении оздоровительно-профилактических и других мероприятий.

Для неработающих граждан различные виды государственной социальной помощи из средств государственного бюджета всех уровней зачастую являются единственным источником средств к существованию. Полное воплощение рассматриваемого принципа в реальной жизни граждан можно считать только тогда, когда минимальные размеры основных видов социального обеспечения, например трудовых пенсий, будут соответствовать уровню реального прожиточного минимума.

Говоря о принципе справедливости при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан , надо полагать, что подразумевается оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. (Под ним понимается максимально возможное удовлетворение позитивных интересов личности, не наносящее ущерба интересам общества и государства. Сочетание – это есть координация тех интересов участников общественных отношений, которые не совпадают или находятся в противоречии.) Конечно, с позиций справедливости следовало бы признать, что оптимальное сочетание интересов человека на практике должно означать максимально возможное удовлетворение нужд граждан кА основных субъектов в социальном обеспечении.

Такой подход в современных условиях вызывает определенные сомнения, например, относительно размеров некоторых видов социального обеспечения, которые сравнительно невысокие. (Объяснение такому положению дел обычно сводят к издержкам переходного периода от одних социально-экономических отношений развития общества к другим.)

Своеобразным показателем справедливости в социальном обеспечении выступает дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. (Дифференциацию иногда выделяют в качестве самостоятельного отраслевого принципа.)

Наибольшее значение в праве социального обеспечения придается такому критерию дифференциации, как труд (трудовая деятельность) и его влияние на уровень обеспечения. Другими словами, суть такой дифференциации (как показателя справедливости) можно свести к следующей своеобразной формуле: чем полнее учитывается труд индивидуума и чем выше оценивается (в денежном выражении) его трудовой вклад, тем выше должен быть уровень его социального обеспечения. (Само собой разумеется, что нормы не только права социального обеспечения, но и других отраслей права, касающихся этих вопросов, должны, сбалансировано учитывать интересы отдельной личности, общества и государства.)

Так, условием получения трудовых пенсий являются труд и его результаты. Например, в зависимости от наличия и продолжительности страхового стажа зависит право работника на трудовые пенсии, их размер (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Чем больше заработок и продолжительность страхового стажа, тем больше размер той или иной трудовой пенсии.

Другой пример. Работа в неблагоприятных условиях труда, в особых природно-климатических условиях проживания дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения (в виде досрочных трудовых пенсий) и в более высоком размере. Хотя надо признать, что уровень трудовой пенсии, как и ее право, с принятием Закона о пенсионном страховании уже в меньшей степени зависит от степени трудового участия конкретного человека. Введение правил добровольного вступления в систему обязательного пенсионного страхования для отдельных лиц, установление фиксированного платежа за себя или другого лица приводят к нивелированию принципа справедливости. Это связано с тем, что например, неработающее лицо, за которого вносится максимальный фиксированный платеж в ПФР, может получать больший размер трудовой пенсии, чем скажем, врач с длительным стажем, но низким заработком. Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах, регулирующих отношения по обеспечению отдельными видами пособий, например, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.

Принцип финансирования расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета и его проведение в жизнь позволяют создавать условия для фактической реализации прав граждан на социальное обеспечение. Как мы знаем, существуют две основные организационно-правовые формы социального обеспечения - социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования и социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований. Функционирование этих форм, условно говоря, предполагает наличие «своих» финансовых средств. Расходы на социальное обеспечение, осуществляемое в рамках указанных форм, производятся соответственно за счет страховых взносов, бюджетных ассигнований и некоторых иных доходов, предусмотренных законодательством. Рассматриваемый принцип проявляется в том, что финансовые гарантии прав граждан на социальное обеспечение создаются за счет обязательных страховых взносов и бюджетных ассигнований.

Финансовые средства, формируемые за счет фактически поступающих страховых взносов во внебюджетные социальные фонды (как обязательного страхового платежа в установленном законом порядке) для определенных групп плательщиков, и являются финансовой гарантией в деле реализации прав застрахованных лиц на социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования (на выплату трудовых пенсий, различных пособий работающим, например пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на медицинскую помощь и лечение и т.д.).

Принцип финансирования расходов на социальное обеспечение за счет рассматриваемых источников не есть догма. Его следует воспринимать как динамичную дефиницию.

В процессе формирования финансовых средств обязательного социального страхования все больше вовлекаются отчисления из заработка работающих граждан. В перспективе не исключается возможность введения обязательных платежей (и самостоятельно обеспечивающих себя работой граждан) в виде страховых взносов в соответствующих размерах по всем видам обязательного социального страхования, наподобие того, как сейчас, например, напрямую вносят платежи в Пенсионный фонд РФ.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку кА члену общества вне связи с его трудовой деятельностью. К таковым относятся, например, социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания, социальная реабилитация (профессиональное обучение и трудоустройство) инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспорта, протезно-ортопедическая помощь и т.п. При этом надо помнить: большинство получателей данных видов социального обеспечения, как правило, являются нетрудоспособными. В силу различных причин они не подлежали обязательному социальному страхованию. Значит, они не имеют права на обеспечение по системе обязательного социально страхования в момент получения этих благ. Поэтому наряду с системой обязательного социального страхования существует социальное обеспечение, финансируемое за счет средств бюджетов всех уровней (по вертикали бюджетной иерархии).

В основе финансирования таких расходов лежит также нуждаемость в тех или иных видах социального обеспечения или трудная жизненная ситуация, когда лицо самостоятельно не может её преодолеть. Такие обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные юридические последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Поэтому государственная социальная помощь оказывается тогда, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.п. Именно таким образом государство выполняет по отношению к указанным категориям граждан социальную функцию, закрепленную в Конституции РФ.

Принцип создания максимальных удобств гражданам при реализации ими права на социальное обеспечение , как гласит его название, должен служить и быть реальной гарантией осуществления гражданами указанного права. В зависимости от видов социального обеспечения и статуса их получателей соответствующее материальное благо предоставляется либо по месту работы, либо по месту жительства. Например, работники получают страховые пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) непосредственно по месту своей работы, а не в исполнительных территориальных органах Фонда социального страхования РФ. Эти выплаты производятся в счет страховых взносов, причитающихся со страхователя (работодателя).

Пенсионные права обычно реализуются гражданами посредством доставки пенсии на дом. Получать свои пенсии они могут также через местные отделения Федеральной почтовой службы или филиалы Сберегательного или иных банков страны.

Кроме отраслевых принципов в настоящее время получили свое развитие внутриотраслевые принципы права социального обеспечения . На наш взгляд, их формирование и распределение по отраслевым институтам может также зависеть от существующих организационно-правовых форм социального обеспечения. Иными словами, способы финансирования социального обеспечения, виды конкретного социального риска и другие признаки могут являться основой для дробной классификации внутриотраслевых принципов.

Исходя из принципов финансирования расходов на обеспечение по системе обязательного социального страхования определяют следующие внутриотраслевые социально-страховые принципы :

а) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

б) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

в) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

г) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

д) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

е) обязанность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

ж) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

з) обеспечение надзора и общественного контроля;

и) автономность финансовой системы обязательного социального страхования;

к) каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

л) каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

м) каждый застрахованный по обязательному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

н) финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики;

о) средства обязательного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом.

Внутриотраслевые (мы их назовем «институтные») принципы могут дифференцироваться в зависимости от вида социального обеспечения. Институтные принципы могут содержаться непосредственно в законодательных актах. Так, социальное обслуживание осуществляется на основе принципов, закрепленных в законодательстве о социальном обслуживании. Следует отметить, что эти внутриотраслевые (институтные) принципы сформулированы по-разному. Так, в Федеральном законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» они изложены так:

а) соблюдение прав человека и гражданина;

б) предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

в) обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

г) преемственность всех видов социального обслуживания;

д) ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

е) приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

ж) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

При первом же прочтении перечисленных принципов возникает в отношении их ряд вопросов. Так, не совсем понятно, что именно представляют собой каждый из принципов. Например: что следует понимать под принципом «соблюдение прав человека и гражданина»? Зачем выделять принцип «предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов»? Ведь в этом законе имеется социальная статья о том, что государство гарантирует гражданам социальное обслуживание . Принцип «обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов» - это разве не принцип равноправия или социальной справедливости? На наш взгляд, вышеприведенные принципы по своему содержанию в большей степени являются декларацией, нежели принципами в их правовом значении и выражении.

Полагаем, что принципами социального обслуживания должны признаваться те, которые изложены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения». Ведь этот акт по сути своей является базовым для всей системы законодательства, регулирующего отношения по социальному обслуживанию граждан. К ним относятся:

а) адресность социального обслуживания, что означает обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и в силу этого нуждаются в получении определенного вида социальных услуг;

б) доступность, что дает возможность беспрепятственно воспользоваться социальным обслуживанием лицам, в них нуждающимся;

в) добровольность, что очень важно, так как социальные услуги могут быть востребованы гражданами при желании их получить. Лишь в некоторых случаях допускается принудительное «навязывание» социального обслуживания отдельным категориям граждан, например недееспособным лицам;

г) гуманность, что свидетельствует о необходимости проявления уважительного отношения к нуждающимся в социальных услугах гражданам со стороны работников учреждений социального обслуживания;

д) приоритетность – предоставление социальных услуг в первую очередь особо нуждающимся в них гражданам, например, прежде всего несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

е) конфиденциальность, что указывает на необходимость сохранения тайны сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги социальными работниками учреждений социального обслуживания;

ж) профилактическая направленность социального обслуживания, что говорит о значении социального обслуживания, заключается в предотвращении возможных отрицательных последствий трудной жизненной ситуации, с которыми сталкиваются граждане в реальной жизни.

Деятельность соответствующих учреждений социального обслуживания (социальных служб) в сфере непосредственного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности, ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан, ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав указанных лиц в сфере социального обслуживания и др. (См. ст. 3 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».)

Все перечисленные принципы социального обслуживания получают свое непосредственное воплощение в подзаконных актах федерального, регионального и местного уровней, в том числе издаваемых Правительством РФ, Минтрудом РФ, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Надо отметить тот факт, что, к сожалению, не все важные отраслевые законодательные акты определяют такие принципы. Например, Закон о трудовых пенсиях вообще не содержит упоминания о них.

Введение

Стержнем всей системы права, в том числе и права социального обеспечения, являются правовые принципы, в которых выражаются наиболее существенные признаки права.

Проблема принципов права -- одна из тех, которые широко дискутируются как в общетеоретической, так и в отраслевой литературе. Концептуальные подходы к данной проблеме в общей теории права имеют важное значение и на отраслевом уровне.

Один из главных вопросов, приковывающий внимание ученых-правоведов, это вопрос о понятии принципов права, их назначении в жизни гражданского общества и государства. По мнению Р. Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент». Другие считают, что в принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. «Принципы -- как бы «сухой осадок» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей».

В своей работе я более подробно рассмотрю понятие принципов права социального обеспечения, выясню каково их значение и содержание, а также как классифицируются признаки права социального обеспечения.

Понятие и значение принципов права социального обеспечения

Право социального обеспечения, как и все другие отрасли права, построено на единых принципах, которые существуют и «верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». При этом принципы права социального обеспечения выводятся или формируются не из головы, а из условий материальной жизни народа данного государства, из его экономической сущности.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права имеет не только предмет и метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан республики, но и свои отраслевые принципы. Это обусловлено тем, что принципы права социального обеспечения выражают не только сущность норм этой отрасли права, но и определяют положение субъектов права на конкретные виды социального обеспечения, их права и обязанности.

В юридической литературе наметились два подхода к пониманию и сущности принципов конкретной отрасли права. В теории права под правовыми принципами одними авторами понимались основные начала или руководящие идеи, которые выражают сущность, главные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права данного государства, либо ее отдельных отраслей или институтов.

Другие авторы считают, что принципы права - это не только идеи, но и сами нормы и отношения. Закрепленные в правовой норме и входящие в содержание нормы, они получают свою жизненную силу непосредственно из общественных отношений, а это означает, что принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Другая группа ученых считает, что определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве привело бы эту категорию в область правосознания.

Принципы права социального обеспечения - это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие содержание норм данной отрасли права.

Они выступают и как принципы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения и как принципы организации и осуществления защиты пенсионных и других прав граждан в соответствии с видами социального обеспечения, на которые они имеют право. Поэтому принципы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения - это основополагающие положения, отражающие суть действующего законодательства о социальном обеспечении.

Они замыкаются на экономические законы организации труда и распределения совокупного общественного продукта в нашем государстве, служат основой для дальнейшего развития пенсионного и другого законодательства в сфере социального обеспечения и отражают суть правовых норм, регулирующих все отношения в сфере социального обеспечения. При этом следует учитывать, что правовые идеи и руководящее начало, пронизывающее содержание правовых норм, регулирующих пенсионные и другие общественные отношения, могут значительно опережать действующее законодательство о социальном обеспечении и возникают зачастую задолго до их реального воплощения в нормах законодательства о социальном обеспечении.

Поэтому правовые принципы права социального обеспечения - это принципы «права своего времени». В связи с этим возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве о социальном обеспечении, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Это отличие состоит в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы, какими являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Поэтому с помощью принципов нельзя всесторонне урегулировать конкретные правоотношения между субъектами, у которых возникло право на конкретный вид социального обеспечения. Правовые принципы права социального обеспечения более долговечны, определяют сущность и содержание не только действующих норм о социальном обеспечении, но и будущих правовых норм, которые будут приняты законодателем в будущем.

Поэтому под принципами права социального обеспечения мы понимаем закрепленные в действующем законодательстве о социальном обеспечении основополагающие начала или руководящие идеи, выражающие сущность норм права анализируемой отрасли права и главные направления социальной политики нашего государства в сфере правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан, которые «ещё» «временно», «уже» нетрудоспособные или те, которые достигнут пенсионного возраста или станут нетрудоспособными в будущем.

Поэтому в принципах права социального обеспечения заложены такие основные идеи, руководящие начала, которые отражают экономические законы развития общества и специфику правового регулирования общественных отношений, возникающих при обеспечении граждан пенсиями, пособиями, услугами и др. Основные идеи, лежащие в основе законодательства о социальном обеспечении, проходят через систему социального обеспечения.

Они вырабатываются путем анализа объективных закономерностей и обобщения практики применения всего законодательства, регулирующего отношения по социальному обеспечению граждан. Следовательно, принципы права социального обеспечения в - это не придуманные основные идеи и руководствующие начала, сконструированные умозрительно. Они вытекают из сущности производства и сущности характера нашего государства.

Основные принципы права социального обеспечения получают официальное закрепление в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении, что вносит устойчивость и стабильность в правовое регулирование отношений по социальному обеспечению и гарантирует их строгое соблюдение. Более того, закрепление этих принципов в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении способствует правильной реализации правовых норм при осуществлении социального обеспечения, помогает совершенствовать и улучшать законодательство о социальном обеспечении.

Таким образом, основные принципы права социального обеспечения преломляются во всем механизме правового регулирования общественных отношений в области социального обеспечения. Они являются конструкцией, вокруг которой формируются правовые нормы о социальном обеспечении и их совокупности, регулирующие близкие по содержанию однородные отношения.

Следовательно, принципы социального обеспечения содержат в себе основные идеи, реализованные в законодательстве о социальном обеспечении в виде общих положений, и выступают в этом случае как нормы-принципы или сокрыты в содержании многих норм, регулирующих общественные отношения по конкретным видам социального обеспечения. В том и другом случаях содержащиеся в принципах права социального обеспечения основные идеи приобретают значение в качестве общих установлений регуляторного характера. Регулятивный характер принципов социального обеспечения в отличие от правовых норм, регулирующих отношения по социальному обеспечению, выступает не столь определенно. Эти принципы устанавливают общее правило проведения на основе, заложенной в основной идее, поскольку не содержат в себе основных элементов правовой нормы. В них нет ни гипотезы, ни диспозиции, ни санкции.

Поэтому принципы не призваны урегулировать конкретное правовое отношение по поводу данного вида социального обеспечения между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение. Их задача состоит в том, чтобы дать общее направление правового регулирования общественных отношений в области социального обеспечения, способствовать пониманию сущности правовых норм, регулирующих эти отношения, предопределить не только сущность, но и содержание как действующих, так и будущих нормативно-правовых норм социального обеспечения граждан.

Право социального обеспечения является одной из сложных отраслей белорусского права, поэтому в нем преломляются как общие принципы системы права, так и межотраслевые и отраслевые принципы этой отрасли права. В принципах права социального обеспечения, следовательно, следует различать основные идеи, руководящие начала, характеризующие содержание и внутреннее единство правового регулирования всех общественных отношений, а также межотраслевые идеи для регулирования тех общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования не только права социального обеспечения, но и трудового права как отрасли права. Поэтому между общими, межотраслевыми принципами правовой системы и принципами права социального обеспечения существует неразрывная связь, взаимообусловленность, вытекающая из единства экономической, политической и идеологической основы нашего государства.

План лекции:

Целью изучения данной темы является рассмотрение основополагающие начала, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Исходя из этого, основными задачами являются:

Раскрыть понятие принципов социального обеспечения.

Определить общие принципы социального обеспечения.

Рассмотреть содержания принципов права социального обеспечения

Раскрыть сущность отраслевых принципов права социального обеспечения

Изучать принципы международного права в области социального обеспечения

1. Понятие принципов права социального обеспечения

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.

Ученные, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

Связь обеспечения, как правило, с трудом;

Обеспечение не только граждан, но и их семей;

Свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

Приоритет в обеспечении некоторых категории граждан;

Зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

Всеобщность;

Финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

Дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

Универсальность и комплектность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложение Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

Обязанность государство гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

Многообразие видов социального обеспечения;

Участие общественных объединений, представляющие интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и зашиты их прав.

На наш взгляд, перечисленные выше принципы следует дополнить принципом всеобщности социального обеспечения.

Всеобщность социального обеспечения. Конституция КР, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая, см. Законодательство, устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношение к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социального обеспечения по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они представляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика КР, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков. По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей и работников.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер - это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целевого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона КР «О государственном пенсионном социальном страховании», см. Законодательство , закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.

С определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготное условие получение пенсионного обеспечения и в более высоком размере, определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет, продолжительность трудовой деятельности влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обеспечения должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализуется, поскольку не одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальная пенсия оп старости, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из Конституции КР, Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Принятый Государственный закон «О прожиточном минимуме в КР», см. Законодательство, которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в КР и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.

Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержание его жизнедеятельности.

Согласно Закону прожиточный минимум в целом по Кыргызстану предназначен для обоснования устанавливаемых на государственном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума. К сожалению, данный Закон принят при отсутствии средств для его реализации.

Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяет направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всего его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно или постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность ироды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудится, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается не неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по независящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции КР.

Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается. Гиперссылка 6

В соответствии с Законом от 26 мая 2009 года №170 "О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах" см. Законодательство , предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного соответствующим субъекте КР, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений оп вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединение ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».

Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, например, см. Законодательство, Закона КР «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что государственные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов КР привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Контрольные вопросы

1. Что такое принципы права?

2. По каким признакам можно классифицировать принципы права?

З. Какие принципы права социального обеспечения вы можете назвать?

4. Как можно раскрыть содержание принципа всеобщности права на социальное обеспечение?

5. Что означает дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение?

6. Как Вы понимаете гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска?

7. Что означает ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни?