Парковка около дома. Действующие правила парковки средств передвижения во дворах жилых домов. Нормативы парковки на придомовой территории

Частенько во дворах жилого дома можно встретить установленные столбики или вообще цепи. Автомобилисты, таким образом, пытаются оградить свое место для парковки. Желание закрепить за собой определенную территорию объяснимо. Но война между автомобилистами продолжается. Рассмотрим, как можно побороть нарушителей, не нарушая закон.

Что говорится в законе о парковке во дворе – законна ли организация платной парковки?

Обратимся к статье 36 Жилищного Кодекса РФ. Согласно ей собственник имеет право распоряжаться земельным участком, на котором находится его многоквартирный дом. Также житель может распоряжаться прилегающей к дому территорией, в том числе элементами озеленения и объектами благоустройства.

Парковать свой автомобиль во дворе дома можно, но по закону автомобилисты не могут установить на участке какие-либо парковочные ограждения и тем более взимать плату с тех, кто паркует своего коня. Чтобы точно убедиться, на какую территорию вы можете рассчитывать, обратитесь в организацию по управлению роснедвижимости. Там вам предоставят кадастровую карту территории, которая прилегает к необходимому зданию.

Отметим, что:

  1. Если вы хотите установить контроль над определенным земельным участком, построить на нем гараж или любое другое сооружение, вы должны обратиться с этой просьбой ко всем собственникам многоквартирного дома. Если на общем собрании все жильцы будут не против нововведения, то согласно пункту 4 статьи 36 ЖК РФ за вами закрепляется желаемый земельный участок. Оформить решение собрания следует протоколом.
  2. Решить конфликты между жильцами и автомобилистами поможет также общее собрание. В крайнем случае, собственники могут обратиться в суд.

Автостоянка во дворе дома запрещена по закону. Однако если она соответствует некоторым условиям, то ее могут разрешить.

Парковку разрешат, если:

  1. У вас на руках будет документ, в котором зафиксировано общее решение всех жильцом дома, а также собственников нежилых помещений.
  2. Территориальное управление вашего района разрешило установить ограждения.
  3. Имеется проектная документация.
  4. Инженерные службы и организации правопорядка одобрили проект.
  5. Работы выполнены за счет организатора парковки и всех правообладателей земли.

Отметим, что огораживать здание запрещено, как и запрещено огораживать самостоятельно какую-либо территорию рядом с домом. Общая площадь парковки должны быть рассчитана по строительным нормам и правилам. На каждого жильца выделяют по 0,8 кв.м. Размер парковочного места должен составлять минимум 11,5 кв.м.

Подытожим – автостоянку во дворе дома можно организовать, но не платную. Она будет рассчитана только на жильцов этого дома и будет принадлежать официально собственникам домовладения.

Что делать с незаконной парковкой во дворе дома – варианты борьбы

Парковочные войны во дворах уже не редкость. Почти каждый автомобилист пытается огородить свое местечко и закрывает глаза на многочисленные просьбы соседей. Как же побороть хамов, которые незаконно занимают общие парковочные места?

Существует несколько способов:

  1. Первый – решение проблемы самостоятельно. Когда люди остаются не услышанными, в бой может вступить тяжелая техника по извлечению столбиков. Многие хозяева машин понимают такой шаг со стороны соседей. Этот силовой способ может остановить автомобилистов. Ну, а кто-то не понимает страдающих соседей, то придумывает более сложное ограждение, которое не извлекается вовсе. Обычно войну между соседями автомобилистами сложно остановить.
  2. Второй способ решения проблемы – интеллектуальный. Он предполагает обращение недовольных жильцов в общественный пункт охраны порядка или к районному участковому. Согласно статье 2 Закона №77, действующего по Москве с 10 декабря 2003 года, организацией движение автомобильного транспорта внутридворовых территорий занимаются ОПОП. Сотрудники обязаны зафиксировать факт незаконной парковки и сфотографировать или записать номера машин. Если ваши жалобы не рассмотрели в пункте, обратитесь в УВД вашего района.
  3. Еще один способ – обратиться в Жилищное управление. Работники ЖЭУ занимаются удалением незаконных конструкций. Они обязаны рассмотреть ваше письменное заявление и в течение месяца убрать сооружения.
  4. Четвертый способ – обращение в городскую или районную администрацию. Власти также обязаны расправиться с вольными автомобилистами и в течение месяца снять все ограждения. Кроме того, если занятый земельный участок будет принадлежать государству, то простым гражданам автомобилистам в соответствии со статьей 7.1. КОАП РФ грозит штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи, должностным лицам – от 1 до 2 тысяч, а юридическим – от 10 до 20 тысяч рублей.
  5. Если нарушители испортили дорожное покрытие и умышленно создали помехи в дорожном движении, стоит обратиться в ГИБДД. Согласно статье 12.33 КОАП РФ гражданам грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей, должностным лицам – 25 тысяч руб., а юридическим – 300 тыс. руб.
  6. Шестой способ борьбы с нарушителями – обращение в специальную комиссию , которая занимается предотвращением незаконной парковочной деятельности. Такие комиссии есть только в крупных городах России. Изначально их сотрудники обследуют дворовую территорию, выявляют и фиксируют случаи незаконных парковок. Затем они отсылают данные в инженерные службы районов города (ГУ ИС), которые обязаны ликвидировать незаконные конструкции.
  7. Последний способ – обращение напрямую в ГУ ИС.

Самовольный захват парковочных мест – что делать, если соседи огородили парковку во дворе?


Можно ли огородить паковочное место во дворе дома?

Установить личное парковочное месте во дворе многоквартирного дома можно. Но правильней будет организовать общую автостоянку на необходимое количество машин, владельцами которых являются собственники дома. Так вы точно получите законные метры, несмотря на запреты местного ЖЭКа.

Как же организовать стоянку, не нарушая закон?

  1. Следует обговорить со всеми жильцами дома этот вопрос (п.4 ст.36 ЖК РФ). Если все будут согласны и подпишут протокол собрания, можно двигаться дальше.
  2. Второй этап – оформление проектной документации. Обязательно должно быть прописано, как и где следует организовать парковку. Необходимо рассчитать, чтобы при въезде и выезде со стоянки никто никому не мешал, и было свободное место для возможного подъезда к дому. По строительным нормам для 10 машин необходима территория по размеру 2,5 на 5 м.
  3. Получение согласия от управления района на установку ограждений на основании согласия жильцов, инженерных служб.
  4. Если придомовая территория является собственностью государства, то следует договориться об аренде нужного участка земли . В том случае, когда территория принадлежит собственникам дома, то договор не нужен.
  5. Последний этап – процесс благоустройства , выбор типа парковочного ограждения и вида автостоянки.

Рассмотрим подробнее, какие ограждения можно использовать:

  • Механический барьер, так называемая стальная труба, складывающаяся при въезде авто.
  • Ограждающие столбики. Причем установить их можно на время, либо навсегда.
  • Цепные ограждения. Автоматические. Для них требуется электричество.

Варианты оформления парковок бывают самыми разными:

  1. Например, можно создать экологическую парковку. Смотрится она, как газон. В основании зеленого покрытия лежит прочный, качественный материал под названием геотекстиль. Конечно, он – не живое растение, но прослужит долго.
  2. Также можно асфальтировать или залить бетоном территорию стоянки.

Заметьте, личные парковочные места могут быть установлены по закону. Обратитесь к владельцу стоянки, потребуйте документацию. Предложите ему благоустроить территорию для ваших машин вместе.

Водители и пешеходы должны знать правила парковки во дворах жилых домов. Знание закона поможет избежать конфликтов между владельцами автомобилей и окружающими. Многие автовладельцы не задумываются о других и ставят автомобиль, где им угодно. Возмущение окружающих вполне обоснованно. Неправильно поставленная машина обеспечит не только мелкие неприятности (перегорожен тротуар или проезд, трудности маневрирования других машин), но и поставит под угрозу жизни (вред от выхлопных газов, затруднение работы служб экстренной и коммунальной помощи).

Где искать правила стоянки автомобиля возле многоэтажек?

Отдельно взятого закона, отвечающего на этот вопрос, нет. Для того чтобы не нарушить правила, нужно изучить ПДД и СанПиН. Требования СанПиН (2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов») к организации стоянок для ТС возле жилого дома:

  • промежуток между не огороженным парковочным участком и многоквартирным домом обязан быть 10 метров, как минимум. При этом вместимость территории парковки - не больше 10 машин;
  • для гаражей, имеющих непрерывное стеновое обнесение, не запрещено сокращение 10-метровой дистанции на 25%, если в помещении нет раскрывающихся окон и въездов, направленных в сторону жилых и общих зданий;
  • на участке около дома возможна организация паркингов вместительностью до 50 транспортных средств и гаражей, стоянок вместительностью до 100 транспортных средств. При условии наличия неразрывного стенового обнесения у помещений и обеспечения придомовых участков элементами благоустройства.

О несоблюдении вышеуказанных норм следует сообщать в соответствующие органы (в пожарную или санинспекцию, районную или городскую инженерную службу и т. п.).

В ПДД есть пункт 26.2. «О парковке в жилом районе», он и диктует правила стоянки транспортных средств во дворе. Несоблюдение законов наказуемо как на общегосударственном, так и на местном уровне. Власти отдельного региона Российской Федерации имеют право вносить корректировки в существующие правила автомобильной парковки. В спорных вопросах стоит учитывать географическое местоположение.

ПДД о правилах парковки в жилом районе

Частый случай, когда законная парковка возле дома отсутствует, поэтому следует помнить то, что делать запрещено. ПДД должны соблюдаться не только на дорожном пространстве, но и на придомовых участках жилых домов, т. е. во дворе. Закон запрещает:

  • остановку автомобильного средства во дворе многоэтажки, с работающим двигателем дольше 5 минут. Исключением является высадка или посадка пассажиров. Действия с багажом и прогревание транспортного средства зимой к исключениям не относятся;
  • оставлять под окнами многоэтажного дома транспортное средство весом более 3,5 тонны. Для парковки грузовых транспортных средств есть специальные парковочные места;
  • парковку на газонных покрытиях и тротуарах. Исключение - места с установленными знаками, разрешающими стоянку. Пешеходные переходы не относятся к отступлению от правила;
  • автостоянку на расстоянии менее 5 метров от мусорных контейнеров;
  • перекрытие проезда или ограничение для передвижения других машин, служб экстренной и коммунальной помощи;
  • оборудование собственного парковочного места без разрешения компетентных инстанций.

Но, несмотря на имеющиеся правила, многие их игнорируют. Каждый автовладелец пытается поставить машину так, как ему удобно. К сожалению, удобство не всегда законно.

Как наказать нарушителей?

Стоянка - это место для парковки с соблюдением определенного порядка. Жильцам многоэтажного дома, во дворе которого замечено игнорирование правил, стоит сделать следующее.

  1. Попросить водителя правильно припарковать автомобиль.
  2. Если он не предпринял никаких мер, следует вызвать представителей закона, а именно ГИБДД или ГАИ.

Если нарушение имеется, сотрудник дорожной инспекции заполнит протокол, на основании которого, согласно закона, нарушителю будет выписан штраф. Помните! Каждый гражданин имеет право обратиться с личной жалобой о не соблюдении ПДД, а сотрудники ГАИ обязаны отреагировать. Также может быть подана коллективная жалоба. Она должна иметь как можно больше информации. Большим плюсом будет указание государственных номеров автомобиля, приложенные видео- или фотоматериалы (по возможности). Чем меньше вы бездействуете, тем меньше становится нарушителей.

Очень часто машины не просто стоят под окнами и упираются в подъезд. Недобросовестные соседи могут самопроизвольно организовать парковку. Закон этого, конечно, не допускает. Метод борьбы с самоорганизованными стоянками во дворе существует, и не один.

  1. Противодействие собственными силами.
  2. Заявление о составе нарушения в компетентные инстанции.
  3. Письменная жалоба в администрацию района.
  4. Заявить о нарушении в администрацию района или города.

Это должно напугать самоуверенных нарушителей, которые не соблюдают правила или попросту их не знают.

Где можно оставлять машину?

Возникают трудности, если место, на котором стоит многоквартирный дом, не имеет организованной стоянки для машин. На этот случай Правила дорожного движения содержат пункт, описывающий требования к автомобильным стоянкам во дворе. При отсутствии парковки на придомовом участке законом разрешено:

  • использовать платную стоянку. Для этого нужно приобрести парковочный абонемент либо оплачивать каждую стоянку отдельно;
  • парковаться на имеющихся местах двора, которые обозначены специальными знаками. Обычно площадь таких участков очень мала и вмещает до 5 автомобилей;
  • оставлять машину в гараже;
  • изложить детали существующей ситуации для ГИБДД в письменном виде. Сотрудники обязаны принять меры для устранения имеющейся проблемы.

Можно самостоятельно оборудовать место для парковки автомобилей, не нарушая закон. Для этого нужно:

  • иметь согласие каждого жильца дома и владельцев нежилых помещений, оформленное в письменном виде;
  • разрешение от администрации района о самостоятельной установке парковочных ограждений;
  • составить грамотный проект стоянки;
  • получить одобрение инженерных служб;
  • известить органы правопорядка об организации парковки во дворе жилого дома;
  • инициатору оборудования стоянки взять на себя все траты или разделить их между всеми жильцами, так как они - собственники придомовой территории.

Огораживать какую-либо территорию без пакета разрешающих документов противозаконно. Также стоит учитывать, что площадь стоянки зависит от количества жильцов многоэтажки. На каждого человека предусмотрено 0,8 м2 территории двора, а для 1 машины выделяется 11.5 м2.

Стоянка не должна быть платной для жильцов многоэтажки, но принадлежать всем собственникам дома, у которых есть как минимум 1 автомобиль. Каждый водитель должен осознавать, что если его ТС не мешает другим, и при парковке он соблюдал закон, то претензий со стороны жильцов не будет, а значит, не будет и жалоб в административные органы.

Вечная борьба между пешеходами и автовладельцами принимает новый устрашающий размах, когда дело касается несанкционированной парковки возле жилого многоэтажного дома. Часто, нежелание понять друг друга заканчивается проколотыми шинами, обоюдными оскорблениями и даже серьезным рукоприкладством.

А ведь существуют специальные правила, соблюдение которых поможет спокойно сосуществовать соседям с автомобилями и без них.

Несмотря на предписанные нормы поведения, жильцы многоквартирных домов, имеющие в личном пользовании автотранспортное средство, не считают нужным учитывать интересы своих соседей и стремятся поставить машину как можно ближе к дому (в не приспособленные для этого места).

Возмущение вторых можно понять, ведь дело не только в элементарном неудобстве (загорожен проход для пешеходов и колясок), но и в прямой угрозе здоровью (жители первых этажей вынуждены дышать вредными выхлопами, дергаться от срабатывающей сигнализации и бесконечно слушать, как кто-то газует среди ночи под их окном).

К тому же нелегальная парковка мешает подъезду служб экстренной помощи (скорой, пожарной, полиции) и коммунальных служб.

В нашей стране нет отдельного закона, регулирующего отношения между жильцами с прописанными четкими правилами парковки возле жилых домов. Обычно, при возникновении споров, руководствуются санитарными нормами, где прописано обустройство территории парковки во дворе.

Там обозначены следующие правила:

  • Небольшая стоянка (ставить максимум 10 автомобилей) должна располагаться не ближе 10 метров к жилым домам;
  • Парковка с большим количеством автомобилей (до 50) может находиться на придомовой площади только в том случае, если все транспортные средства соответствуют требованиям санитарных служб относительно благоустройства прилегающей территории.

Если этот закон не соблюдается, жильцы многоквартирных домов могут обратиться с жалобой в следующие инстанции:

  • Санитарную службу;
  • Пожарную инспекцию;
  • Инженерную службу своего района.

Санитарные нормы существуют как на федеральном, так и на региональном уровне. В каждом субъекте Российской Федерации есть свои дополнительные правила и законы регулирующие нормы парковки возле жилых домов.

Правила дорожного движения и парковка автотранспорта

Правила дорожного движения обязательны к выполнению для водителей автотранспортных средств и охватывают поведение не только на дороге, но и во дворах жилых зон с многоэтажными домами.

Согласно им, автовладельцам категорически запрещено:

  • Ставить под окнами жилых домов крупногабаритный автомобиль грузоподъемностью более 3,5 т. За нарушение этого правила придется заплатить 1500 рублей, а в таких городах как Москва и Санкт-Петербург штраф составит 3000 рублей;
  • Стоянка автомобиля с включенным двигателем во дворе жилой зоны (т.е. остановка на более, чем 5 минут, кратковременная высадка пассажиров и выгрузка или погрузка вещей не в счет). Правило часто нарушают водители в зимний сезон, разогревая свои транспортные средства. За такие действия однократного характера придется выложить штраф в размере 1500 рублей, а жителям столицы и Санкт-Петербурга придется раскошелиться на 3000 рублей;
  • Грубое нарушение – ставить машину на тротуарах и пешеходных переходах в жилой зоне – тоже не обойдется без штрафных санкций. Минус семейного бюджета составит штраф в 2000 рублей;
  • Если по вашей вине перекрыт проезд или ограничено движение для других машин и экстренных или коммунальных служб, штраф определят приехавшие на вызов сотрудники ГИБДД. Он зависит от статьи КоАп, под которую попадают ваши противоправные действия;
  • За создание индивидуального парковочного места с соответствующим оборудованием собственником автомобиля, закон приписывает штраф до 5000 рублей. Такими полномочиями наделены только специальные службы. Для жильцов требуется специальное разрешение инженерных служб и управляющей компании и согласие всех жильцов;
  • Парковаться рядом с мусорными баками общего пользования обойдется нарушителям в приличный штраф от 2000 до 5000 рублей. Ставить личный автомобиль можно не ближе 5 метров от контейнера, иначе уборка мусора будет затруднена и коммунальные работники вызовут эвакуатор.

Что же делать при систематическом нарушении жильцами-автовладельцами всех этих правил? Куда обращаться, если разговоры не дают должного эффекта, закон – пустой звук, а добрососедские отношения давно остались в прошлом?

Борьба с нарушителями

Первым делом соберите своих сторонников и напишите коллективную жалобу на злостных нарушителей. Рассмотрением заявления займутся местные органы ГИБДД.

Желательно написать, как можно больше информации. Идеальный вариант – с указанием государственных номеров автомобилей проблемных соседей. В случае удовлетворения жалобы ваш двор снабдят специальным знаком «Проезд запрещен».

При обнаружении неправильно припаркованного автомобиля, создающего неудобства жителям дома, нужно самим вызвать сотрудников ГИБДД. Они на месте составят протокол и выпишут нарушителю денежный штраф за административное правонарушение.

От правовой активности жильцов зависит изменится ли ситуация с парковкой рядом с их домом или все останется по-прежнему. Главное, помните — вы имеете законное право самостоятельно обратиться к сотрудникам дорожной инспекции, и они обязаны отреагировать на вызов.

Такие же права распространяются на управляющие компании. Ведь припаркованные где попало автомобили мешают не только жильцам, но и коммунальным службам выполнять свою работу. После предложения в устной форме переставить машину, сотрудники компании могут спокойно вызывать эвакуатор и отправлять автомобиль на штрафстоянку, не нарушая закон.

Беспорядочно припаркованные транспортные средства мешают экстренным службам максимально быстро среагировать на вызов. Например, пожарные теряют драгоценные секунды в поиске удобного подъезда к многоэтажке, чтобы удобно поставить свою машину. В этом случае нарушитель правил парковки получит штраф из пожарной инспекции (закон в таких ситуациях очень строг).

Бывает, что и машина скорой помощи, выехавшая к тяжелобольному пациенту, жизнь которого зависит от оперативности медицинских работников, не в состоянии преодолеть преграды из нагроможденных в неположенных местах автомобилей.

Незаконные парковочные ограждения во дворе

В некоторых случаях соседи не только перегораживают путь, умудряясь ставить в неположенном месте машину, но и «бронируют» места, устанавливая всевозможные столбики, железные цепочки и другие ухищрения. Как бороться с ними?

Есть несколько вариантов решения этой проблемы:

  1. Избавиться от мешающих заграждений своими силами

Если в тысячный раз эгоистичные автолюбители проигнорировали ваши настойчивый просьбы о соблюдении закона об устройстве придомовой территории – время действовать. Уберите незаконные помехи движению самостоятельно. Этот способ имеет один существенный недостаток: подобные действия чреваты осложнением конфликта с соседями;

  1. Обращение к участковому

Если вы далеки от силовых методов решения проблемы, еще один выход – обратиться к участковому или в опорный пункт полиции вашего района. Они обязаны среагировать на заявление, выписать штраф и заставить убрать машину;

  1. Обращение в ЖЭУ

Вы также можете написать заявление в свою жилищную контору и потребовать снести незаконное заграждение. Проблема должна быть решена в течение одного календарного месяца;

  1. Обращение в городскую администрацию

На обработку вашего заявления отводится 1 месяц, по истечении которого все заграждения должны быть убраны в обязательном порядке, а если будет доказан факт незаконного обустройства парковочного места на государственном участке земли, автовладелец заплатит штраф.

  1. Если недобросовестные водители нанесли вред дорожному покрытию у дома или на прилегающей территории или стали помехой для проезда другого автотранспорта — смело обращайтесь прямо в ГИБДД. Такие дела в их компетенции.
  2. Обращение в комиссию по незаконной парковке

К сожалению, специальные комиссии на сегодняшний день существуют только в крупных городах (таких, как Москва и Санкт-Петербург).

Где парковаться во дворе?

Некоторые водители достаточно легкомысленно относятся к парковке машины выбирая место, которое максимально видно из окна или находящееся рядом с подъездом и даже не помышляют о том, что нарушили какие-то правила. Между тем места возможной парковки прописаны в нормативном документе.

В закон о правилах дорожного движения специально вписан пункт о правилах парковки в жилом секторе.

Там подробно описаны несколько вариантов:

  1. Платная специально оборудованная стоянка
  • Возле дома;
  • Всегда есть свободные места;
  • Не нужно опасаться, что выпишут штраф или машину заберут на эвакуаторе;
  • Использование платной стоянки каждый день выльется в приличную сумму;
  1. Дополнительные места парковки во дворе в определенной зоне
  • Бесплатная законная парковка у подъезда;
  • Машина в шаговой доступности и в поле зрения;
  • Лишь небольшая часть дворов снабжена парковочными местами;
  • Даже если в вашем дворе предусмотрены места свободной парковки, их количество ограничено и на всех желающих не хватит;
  1. Ставить автомобиль в гараж
  • Бесплатно, законно и удобно;
  • Защита от непогоды;
  • Всегда доступно;
  • Удаленность от жилья.

Что же делать, если платная стоянка слишком разорительна, гаража в собственности нет, а парковочные места именно в вашем дворе забыли построить? Куда ставить автомобиль?

Можно написать заявление о сложившейся ситуации в ГАИ, инспекторы обязаны будут отреагировать на обращение. Пусть и не сразу, но дело сдвинется с мертвой точки.

Организация автостоянки во дворе дома

Есть еще один вариант организовать парковочные места для себя и соседей самостоятельно, действуя строго в соответствии с принятыми нормами. Стоянка во дворе жилого дома запрещена, это прописано в соответствующем законе, однако, там есть оговорки, при соблюдении которых возможны исключения из правил.

Итак, ставить машины разрешат, если:

  • Вы сможете добиться общего письменного согласия всех жильцов многоквартирного дома, а также собственников нежилых помещений на первых этажах здания;
  • Получено разрешение на самостоятельную установку ограждения у территориальных властей района;
  • Правильно составлена проектная декларация;
  • Стоянка одобрена инженерными службами;
  • Поставлены в известность органы правопорядка;
  • Траты на возведение и содержание парковки берет на себя организатор или все жильцы, как собственники придомовой земли.

Необходимо помнить, что огораживать какую-либо территорию без разрешения соответствующих органов строго запрещено. Площадь стоянки рассчитывается строго исходя из количества жильцов по 0,8 кв.м., место для автомобиля – 11,5 кв.м.

Подробный план действий при организации собственной автостоянки во дворе дома:

  1. Можно организовать общее собрание собственников жилого помещения и получить их согласие на устройство придомовой стоянки. Все соседи должны поставить свою подпись под протоколом собрания (именно все собственники, а не большинство);
  2. Следующий шаг – оформление основной проектной документации. Она должна включать описание места, выбранного для стоянки, строительные и финансовые расчеты, а также сведения о свободном пространстве для беспрепятственного проезда по двору;
  3. Получить разрешение от районной управы на установление специальных ограждений, предоставив заявление о согласии всех соседей и инженерных служб;
  4. Нужно выяснить, кому принадлежит территория около дома, где планируется разбить стоянку. Если она находится в государственной собственности, то по закону следует заключить договор аренды, а если принадлежит жильцам – такой договор не потребуется;
  5. Все бюрократические проблемы решены, документы собраны, закон не нарушен — самое время приступить к завершающему этапу, собственно к обустройству автостоянки.

Для ограждения парковочных мест можно использовать обычные столбики (можно на первое время поставить временные), механический барьер или цепи (обычные или автоматические).

После того, как ограждения установлены, нужно продумать оформление самой стоянки. Это может быть обычное асфальтированное покрытие или сейчас очень модная, так называемая «экологическая» автостоянка.

На вид – зеленый газон, а на самом деле специальный материал, обладающий превосходной прочностью – геотекстиль. Его популярность обусловлена приятным внешним видом и долгим сроком службы.

Еще один важный момент: автостоянка для жильцов многоэтажки может быть только на бесплатной основе и принадлежать всем автовладельцам – собственникам дома.

Автолюбителям следует понимать, что, если ваше личное авто никому не мешает – жалоб не будет. Если вы уверены, что ваша машина не создает никаких препятствий движению, но соседи все равно недовольны, поговорите с ними, можно выяснить главные претензии и постараться их устранить.

Возможно, работа вашего двигателя по утрам мешает жильцам спокойно высыпаться. В таком случае выходом будет новый глушитель с современными абсолютно бесшумными характеристиками. А соседи, в свою очередь, с удовольствием пойдут навстречу вам.

Сегодня многие собственники квартир в МКД, стремясь сэкономить на оплате услуг платных парковок либо на покупке отдельного гаража, создают парковки на придомовой территории возле своего дома. Как УО взаимодействовать с владельцами машино-мест и какие у них обязанности, расскажем в статье.

Придомовая парковка и стоянка: в чем отличия

В чем разница между стоянкой и парковкой на придомовой территории многоквартирного дома с точки зрения законодательства? Оказывается, эти понятия регламентируются разными правовыми актами. Гражданский кодекс РФ гласит, что стоянка является местом хранения машин. На практике она представляет собой огражденную территорию, на которой за определенную плату владелец размещает свое транспортное средство на срок, обозначенный в договоре. В данном случае работники стоянки являются лицами, ответственными за безопасность машины.

Придомовые парковки закон рассматривает как место временной остановки автомобиля, ответственность за который возлагается только на его владельца. Поэтому, если речь идет о территории возле здания, применение термина «парковка» является наиболее корректным.

Законна ли парковка на придомовой территории

В соответствии с нормами закона № 131-ФЗ граждане имеют право решать вопросы относительно их общей собственности на принципах негосударственного самоуправления.

Жилищный кодекс РФ (п. 1.4 ст. 36) говорит о том, что место для парковки автомобилей на придомовой территории во дворах МКД, которое является объектом частной собственности владельцев квартир, может быть благоустроено в соответствии с решениями общего собрания жильцов.

Как обстоят дела с теми гражданами, которые проживают в МКД на основании договора социального найма и не являются хозяевами помещений? Чтобы организовать придомовую парковку, им придется приватизировать жилплощадь и размежевать землю около нее. Иными словами, по закону претендовать на общее управление участком около здания имеют право только собственники квартир.

Вопрос обустройства придомовой территории для парковки машин решается намного проще, если жильцы дома объединились в ТСЖ. Как правило, в действующих товариществах уже решены все проблемы относительно права собственности на придомовую территорию. Если же нет, то членам объединения в первую очередь следует узнать, оформлены ли на данную землю все необходимые правоустанавливающие документы.

Участок, который располагается под домом, должен состоять на кадастровом учете и его границы подлежат документальному фиксированию. Однако на сегодняшний день в отношении значительной части многоквартирных домов это правило не соблюдается, что лишает их жильцов права использовать придомовую территорию для парковки машин по своему усмотрению.

В первую очередь владельцам квартир следует позаботиться о размежевании участка около их здания и обратиться в администрацию муниципального образования для оформления права собственности на него. А вот действия по обособлению территории путем ее отделения и установки шлагбаума могут быть квалифицированы как самозахват земли.

Решение о том, каким образом использовать участок около здания, принимает общее собрание собственников МКД. Для организации придомовой парковки по закону необходимо согласие 2/3 жильцов, поэтому, если пешеходов в доме больше, чем автомобилистов, достичь кворума может быть крайне сложно. Вполне естественно, что владельцы квартир, не располагающие транспортом, хотели бы видеть перед домом не стоянку машин, а зеленый сквер. Участникам инициативной группы, распределяя территорию, следует выработать решение, которое устроит и автомобилистов, и пешеходов, проживающих в здании.

Тщательно продуманная система въезда и выезда с придомовой парковки не только обеспечит безопасность пребывания во дворе, но и поможет освободить участок, детские площадки и тротуары от машин жильцов.

Общее собрание может быть проведено и в заочной форме, но для этого членам инициативной группы придется обойти все квартиры для сбора подписей. При решении такого важного вопроса, как организация придомовой парковки, каждый голос может стать решающим, поэтому ни один жилец не должен быть оставлен без внимания в ходе опроса.

Чтобы планируемая стоянка соответствовала санитарным и строительным нормам, следующим шагом собственников квартир должно стать изучение правил придомовой парковки.

  • Размер площади придомовой территории многоквартирного дома

Нормативы парковки на придомовой территории

Правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома прописаны в государственных стандартах.

  1. Стандарт пожарной безопасности, в соответствии с которым такую стоянку необходимо оборудовать перегородками против огня первого типа – из бетона и кирпича.

Полный перечень требований пожаробезопасности изложен в № 123-ФЗ, вот лишь некоторые из них. Сооружения для хранения машин должны быть одно- либо двухместными, специальные помещения могут быть оборудованы для обслуживающего персонала. Если стоянка примыкает к другому зданию, аварийные выходы через его окна должны быть предусмотрены в обязательном порядке.

  1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует санитарно-технические правила устройства придомовой парковки. Организация открытой стоянки, рассчитанной более чем на 50 автомобилей, запрещена законом. Парковки на 100 и более машин должны быть обеспечены дорожным выходом к общегородской сети транспорта.

Расстояние, допустимое между стоянкой автомобилей и жилым домом , определяется ее размером. Каким образом?

  • В 10 метрах от жилых зданий и в 25 метрах от объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов, поликлиник) может располагаться придомовая парковка на 10 и менее автомобилей.
  • На 50 метров от жилых домов и на такое же расстояние от объектов социальной инфраструктуры должна быть удалена стоянка на 300 и более машин.
  • Запрещено размещать рядом с жилой зоной парковки более чем на 500 автомобилей.

Весомым преимуществом обладает подземный гараж – его можно расположить на любом расстоянии от жилого объекта.

  1. Согласно СП 59.13330.2016 10 % мест на стоянке должны быть отведены для парковки инвалидов на придомовой территории. Необходим ли водителям-инвалидам отдельный метраж – информации об этом в нормативном документе нет. Однако на придомовой парковке для лиц с ограниченными возможностями должны быть предусмотрены подъемы и спуски на тротуар для колясочников, а также специальная разметка.

В отношении размеров придомовых парковок действуют следующие нормативы:

  • минимальная ширина – 2,3 м;
  • минимальная длина – 5 м;
  • для людей, передвигающихся на инвалидном кресле, минимальная ширина должна составлять 3,5 м.

Очень важно правильно выбрать место для обустройства придомовой парковки. Она не должна мешать людям, которые проживают на первых этажах МКД, и препятствовать передвижению автотранспортных средств и пешеходов. Место размещения стоянки машин согласовывается с муниципальными управлениями по градостроительству и архитектуре, а также органами ГИБДД.

Итак, правила размещения придомовой парковки гласят:

  • со стоянок около многоквартирных домов, высота которых превышает 28 м, необходимо предусмотреть по меньшей мере два выезда;
  • существуют особые требования к покрытию парковок вместительностью 101–300 автомобилей. Кроме того, для таких автостоянок должна быть разработана проектная документация.

В проекте придомовой парковки отражаются следующие данные:

  • схематическое изображение и план стоянки с обозначением ограничителей для движения;
  • местонахождение кнопки вызова пожарной команды;
  • схема движения автотранспортных средств;
  • расположение дорожных знаков и разметки;
  • тип покрытия.

Придомовая парковка и права жильцов согласно требованиям нормативных актов

Итак, согласно нормативно-правовым актам основные права и обязанности владельцев помещений в отношении придомовых парковок выглядят следующим образом.

  • Вся площадь вокруг дома является собственностью его жильцов, которые должны строго соблюдать правила дорожного движения и санитарные нормы.
  • Автовладельцы могут обустроить стоянку на территории около дома, если на это согласились 2/3 жильцов МКД.

Чтобы начать процедуру организации придомовой парковки, необходимы такие документы:

  • справка о размерах и составе территории около дома, полученная в Управлении инвентаризации и оценки объектов недвижимости или другом государственном ведомстве, который уполномочен предоставлять подобную информацию;
  • протокол общего собрания собственников по поводу организации парковки, оформленный и подписанный в соответствии с требованиями закона. Данный документ должен быть завизирован всеми жильцами, которые высказались за идею обустройства придомовой парковки.

Если общее собрание жильцов проводится в заочной форме, в его протоколе отражаются следующие сведения:

  • вопросы повестки дня;
  • способ проведения мероприятия;
  • принятое решение об обращении в муниципалитет с заявлением о формировании участка;
  • паспортные данные и информация о лице, ответственном за сбор документов;
  • точное число собственников квартир, которые приняли участие в голосовании по тому или иному вопросу.

Если те или иные данные не были указаны в протоколе, он может быть возвращен на доработку заявителям, что сделает процедуру организации придомовой парковки более длительной.

Организация парковки на придомовой территории

Итак, протокол общего собрания составлен, и территория около многоквартирного дома выделена в общее долевое владение. После этого руководителю инициативной группы следует обратиться с заявлением, к которому прилагается копия протокола общего собрания жильцов, в районное ведомство по земельным ресурсам и землеустройству.

В заявлении указывают такие данные:

  • название и адрес контролирующего органа, Ф. И. О. и контактные данные лица, которое уполномочено жильцами вести дела;
  • текст заявления содержит адрес объекта, а также просьбу выделить земельный участок около МКД для организации стоянки.

В соответствии с регламентом срок рассмотрения подобных документов составляет 3 суток, однако на практике это правило соблюдается далеко не всегда. Задержки случаются из-за ошибок в протоколе общего собрания, которые квалифицируются как нарушения. Рассмотрение заявления может быть продлено по той причине, что на территории, где планируется размещение придомовой парковки, расположены отдельные элементы благоустройства, такие как скамейки и клумбы.

Обращаться в комитет по земельным ресурсам и землеустройству не нужно лишь в том случае, если в период введения дома в эксплуатацию участок прошел регистрацию на владельцев квартир и получил кадастровый номер.

Вопрос организации стоянки около МКД следует заблаговременно согласовать с ГИБДД и местным государственным органом по вопросам архитектуры и градостроительства. Данное условие не является обязательным, однако при наличии разрешений этих организаций все конфликтные ситуации относительно придомовой парковки разрешаются значительно проще.

После того как формирование пакета документов завершено, встает вопрос о найме проектной фирмы и строителей. На данном этапе участникам инициативной группы следует организовать сбор денег с тех владельцев квартир, которые заинтересованы в создании придомовой парковки.

Стоимость работ по проектированию и строительству определяется множеством факторов, среди которых:

  • площадь территории, выделенной для обустройства стоянки;
  • место расположения участка;
  • уровень престижности компаний, задействованных в проектировании и строительстве;
  • вид покрытия (асфальт, гравий, плитка, экосетка).

Составление проектной документации обойдется в пределах 50–200 рублей за 1 кв.м. площади.

  • Благоустройство территории домов и все, что о нем нужно знать

Незаконная парковка на придомовой территории и эвакуация автомобилей

В соответствии с законодательными требованиями, описанными выше, придомовую парковку можно признать незаконной, если она:

  • противоречит ПДД;
  • нарушает санитарные нормы;
  • была образована путем стихийного захвата парковочных мест.

Нередки случаи, когда владельцы квартир в МКД решения об организации придомовой стоянки не принимали, и третьими лицами были натянуты веревки и установлены шлагбаумы, ограничивающие доступ жильцов к территории хранения автомобилей.

Часто в таких случаях обитатели дома пытаются через управляющую компанию либо своими силами повлиять на нарушителей. Однако самостоятельные меры борьбы не всегда оказываются эффективными, поэтому целесообразнее обратиться с заявлением в органы прокуратуры либо ГИБДД. Как данный документ должен быть оформлен?

В шапке заявления, которая размещается в верхнем правом углу листа, указываются следующие сведения:

  • наименование органа ГИБДД, в который подается обращение;
  • Ф. И. О. и контактные данные заявителя.

Текст обращения, описывающий ситуацию в таких подробностях:

  • местонахождение незаконной придомовой парковки;
  • государственные номера автомобилей, замеченных на стихийной стоянке;
  • наличие блокирующих объектов, перекрытий, ограждений и пр.;
  • контактные данные свидетелей, который могут подтвердить факт существования незаконной парковки.

Срок рассмотрения обращения, установленный законодательством, составляет 30 дней. В большинстве случаев за это время нарушители получают предписание о необходимости ликвидации придомовой парковки, организованной незаконно.

В КоАП РФ (ч. 1 ст. 27.13, ст. 12.19, ч. 4 и ч. 5 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.10) прописана ответственность за нарушение правил стоянки или остановки в виде задержания транспортного средства либо административного штрафа от 500 до 5 000 рублей.

Эвакуация автомобиля возможна при следующих нарушениях:

  • парковка на местах для инвалидов, в том числе на придомовой территории;
  • стоянка вторым и далее рядом;
  • парковка на тротуарах, в том числе на придомовой территории;
  • создание препятствий для движения, въезда или выезда других транспортных средств;
  • стоянка на территории пешеходных переходов и на расстоянии менее 5 м перед ними.

Эвакуация автомобилей позволяет эффективно бороться с нарушением правил парковки и сегодня часто применяется во многих городах России. Мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении служит задержание ТС.

Безопасность детей на придомовой парковке

Мы часто слышим о необходимости соблюдать ПДД и заботиться о безопасности детей на проезжей части и нередко забываем об этом во дворе собственного дома. Да, существуют преимущественные права для пешеходов и специальные нормы поведения для водителей во дворах. Однако, когда обстановка вокруг привычная и знакомая, а поток машин весьма незначительный, и те и другие часто лишаются бдительности.

Статистика свидетельствует о том, что до 80 % детей-пешеходов, которые получили травмы или погибли в ходе дорожно-транспортного происшествия, пострадали недалеко от своего дома (в радиусе до одного километра). Где это могло произойти? В большинстве случаев там, где автомобили передвигаются медленно, – во дворе, по пути в школу или магазин, на придомовой парковке. Детям всё вокруг кажется знакомым и безобидным, они не осознают опасность и страдают нередко из-за собственного любопытства. Как бы это ни прозвучало ужасно, но часто водителем, виновным в ДТП, оказывается кто-либо из ближайших родственников ребенка или его хороших знакомых. Выезжая задним ходом с территории придомовой парковки или из гаража, они могут не заметить малыша и даже не предвидеть, что он находится за автомобилем.

Хоть если машина двигается на минимальной скорости, водитель часто не успевает нажать на тормоза, и, к сожалению, исход происшествия может быть смертельным.

Большинство автомобилистов прекрасно знает, что за машиной, особенно если она движется задним ходом, есть мертвая зона с нулевой видимостью. Если ребенок находится вблизи или позади транспорта, его, скорее всего, не заметит ни сидящий за рулем, ни видеокамеры, ни парктроники (специальные датчики). Именно поэтому взрослым людям ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра даже во дворе собственного дома.

Территория около многоквартирного здания уже давно перестала быть безопасным местом. Здесь много деревьев и кустов, гаражей и припаркованных машин, из-за которых возникают зоны с ограниченной видимостью. А ведь между всеми этими дворовыми «нагромождениями» часто играют дети! Даже родители, которые гуляют вместе с малышом и внимательно следят за его безопасностью, порой не успевают отреагировать в том случае, если ребенок бросается под машину, играя в догонялки или пытаясь поймать мячик.

В качестве примера рассмотрим ситуацию в Хабаровске за первые 4 месяца с начала года. Там зафиксированы 39 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети. Травмы получили 42 ребенка, из них 26 человек были пешеходами, остальные – пассажирами.

Анализ подобных ДТП говорит о том, что в более чем 70 % случаев виноваты водители, и только в 25 % – сами ребята, выбежавшие в неположенном месте на проезжую часть. Будь автомобилисты осмотрительнее, а родители внимательнее к своим детям, многих аварий удалось бы избежать.

К сожалению, ребята не всегда прилежно слушают наставления о том, как следует себя вести в той или иной опасной ситуации. Однако важно втолковать малышу, что нельзя прятаться за автомобили, играть около них, выбегать без оглядки из подъезда, из-за гаража. В соответствии с рекомендациями психологов объяснять ребенку эти правила лучше на примере конкретной придомовой парковки и реальной истории из жизни. Заведите привычку знакомить малыша с потенциально опасными местами и правилами поведения на проезжей части во время прогулки. Покажите ему заранее дорогу в школу и расскажите обо всех опасностях, которые могут подстерегать на ней.

Как организуют платные придомовые парковки

Сегодня платную придомовую парковку можно организовать по нескольким сценариям.

Вариант 1. По решению органов власти

Вопросы организации и работы придомовых парковок на федеральном уровне не урегулированы.

Создание платных городских стоянок (в том числе в непосредственной близости от МКД) позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечение высокой оборачиваемости мест парковки автомобилей;
  • повышение общей скорости движения;
  • снижение загруженности стоянок;
  • открытие новых парковочных площадок.

Статья 12 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» гласит, что к полномочиям субъектов РФ относится решение вопросов, связанных с созданием и эксплуатацией платных парковок, которые размещаются на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также установлением стоимости за услугу.

Все аспекты организации и функционирования коммерческих стоянок в Москве подчиняются таким нормативным актам:

  • постановление правительства Москвы от 16 сентября 2014 № 533-ПП «О платных городских плоскостных парковках закрытого типа города Москвы», которое регламентирует работу стоянок, организованных за счет средств столичного бюджета;
  • постановление правительства Москвы от 17 мая 2013 № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве»;
  • постановление правительства Москвы от 13 ноября 2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства» (регулирует деятельность стоянок, которые возводятся на частные средства по результатам проведения аукциона).

Сегодня в столице жители домов, которые располагаются в зонах платных парковок (резиденты платных парковок), пользуются стоянками на льготных условиях. Такие государственные услуги предоставляются по внесению записей в реестры парковочных разрешений льготных категорий.

Вариант 2. По решению владельца

Кто может установить ограничение на въезд транспортных средств на придомовую территорию МКД? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является владельцем земельного участка около здания:

  • субъект РФ;
  • муниципальное образование;
  • владельцы квартир в МКД (общая долевая собственность).

Если участок принадлежит муниципальному образованию или субъекту РФ, то только они могут принимать решения по поводу организации платной придомовой парковки или ограничения движения на его территории.

Однако если землей около МКД на основании права общей долевой собственности владеют жильцы, то решать вопросы об ограничении движения либо организации парковки во дворе уполномочено только общее собрание (согласно п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (п. 4 ч. 1 ст. 36) гласит, что хозяевам квартир в МКД на праве общей долевой собственности принадлежит коллективное имущество дома, а именно:

  • земельный участок, на котором располагается здание;
  • элементы благоустройства и озеленения территории;
  • иные объекты, которые находятся на участке и используются для обслуживания дома.

Порядок оформления права общей долевой собственности на придомовую территорию определяется законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (ст. 16).

КоАП РФ (ст. 7.1) предусматривает административную ответственность за учреждение парковки на земельном участке лицами, которые не владеют данной территорией.

Хозяева квартир МКД, которые на основании права общей долевой собственности обустраивают придомовую парковку, уполномочены взимать плату за нее с обитателей дома в фонд благоустройства двора. А правомерно ли устанавливать цену за стоянку для лиц, которые не являются жильцами дома? Данный вопрос является спорным по нескольким причинам.

  1. Лица, не проживающие в данном доме, не обязаны исполнять постановления общего собрания его владельцев.
  2. Закон умалчивает о том, кто же имеет право взимать плату за парковку во дворе. Общее собрание собственников не является юридическим лицом и не имеет соответствующих полномочий. Со стороны инициативной группы владельцев квартир подобные действия также являются незаконными и влекут за собой административную ответственность в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ (ч. 1).

Вопрос о том, могут ли ТСЖ и управляющие компании предоставлять сторонним лицам платные парковочные места по решению владельцев квартир МКД, также не урегулирован на законодательном уровне.

Машиноместа на придомовой парковке – общедолевое имущество или частная собственность

По сей день не утихают споры о том, является ли машиноместо объектом общедолевого имущества, либо следует считать его обособленной территорией, у которой есть лишь один владелец.

Весомым аргументом является отсутствие у машиноместа каких-либо индивидуализирующих признаков либо физических границ (стен, ограждающих конструкций, перегородок), которые бы отделяли его от других на территории стоянки. Зарубежные законодатели придерживаются аналогичной точки зрения в этом вопросе. Так как маркировка со временем стирается, покраска контуров машиноместа на придомовой парковке не считается основанием для того, чтобы считать его индивидуально-определенным.

Вместе с тем маркировка с помощью ограждений из бетона, дерева или камня является долгосрочной хорошо различимой, благодаря чему, к примеру, в Германии она считается основанием для обособления парковочной площадки.

Выходит, чтобы машиноместо превратилось в недвижимость, достаточно поставить ограждение либо перегородку? На практике не всё так просто.

Свод правил, утвержденный приказом МЧС России от 21.02.2013 № 117 (п. 5.2.6), гласит, что разделение перегородками машиномест на отдельные боксы в подземных автостоянках запрещено. Для обособления парковочных мест допустимо применение сетчатого ограждения из негорючих материалов в помещениях хранения легковых автомобилей, которые являются собственностью граждан.

Однако в столице и некоторых других городах России долгое время практиковался подход, в основе которого лежит принцип «всё, что не запрещено, то разрешено». Парковочные площадки очерчивали краской и в качестве объекта недвижимости ставили на учет в кадастре. При возникновении спорных ситуаций суды на основании технических паспортов признавали такие машиноместа обособленными нежилыми помещениями в составе придомовой парковки либо нежилого здания.

Подобная практика органов регистрации и судов подарила жизнь такому виду недвижимого имущества, как «маркированное машиноместо». Однако поскольку недвижимость не может так просто перемещаться в гражданском обороте и выбывать из него, всё чаще стали звучать вопросы о том, как уничтожить «стертое» или «перерисованное» парковочное место.

Статистические данные свидетельствуют о том, что Росреестр только за 2015 год зарегистрировал права на 4800 подозрительных объектов под общим обозначением «нежилое помещение», не определенных как машиноместа. Их площадь составляет 10–16 кв. м. Данный факт наводит на мысль о том, что регистрация машиномест в качестве самостоятельных объектов недвижимости продолжается.

Вместе с тем сегодня суды все чаще принимают решения исходя из того, что парковочное место не соответствует признакам недвижимого имущества.

Закон о государственном кадастре недвижимости (п. 6 ст. 41) гласит, что местоположение помещения определяется методом графического отображения на плане этажа (или его части) здания либо сооружения границы геометрической фигуры, которую образуют внутренние стороны его наружных стен. Если строение имеет один этаж, для отображения используется его план (либо соответствующая часть). Однако, как показывает практика, у машиномест часто нет наружных стен, а их границы обозначаются с помощью номеров и условных линий на полу.

Что касается парковочных площадок, которые являются объектом общей долевой собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляется по соглашению всех участников (ст. 246-247 ГК РФ). Это значит, что для осуществления любого действия с машиноместом (продажи, дарения) необходимо заручиться согласием других долевых владельцев. На практике суды в большинстве случаев признают машиноместо, которое находится на территории придомовой парковки, частью недвижимого объекта (долей в праве общей долевой собственности на здание или помещение).

Примеры из судебной практики.

  1. Признание ничтожным договора инвестирования строительства в части передачи в собственность помещений подземной автостоянки по причине того, что данным помещениям по закону присвоен статус общедомового имущества многоквартирного дома (Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» от 04.12.2013, п. 38).
  2. Определение подземного гаража с машиноместами, расположенного в подвальном помещении МКД, как объекта общедомового имущества (постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 6037/13).

Мнение эксперта

Машиноместо может рассматриваться как недвижимое имущество

С. А. Киракосян,

кандидат юридических наук, доцент филиала КубГУ в г. Новороссийске, независимый эксперт при Министерстве юстиции по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг»

На сегодняшний день существуют два подхода в определении понятия «машиноместо»:

  • в качестве самостоятельного объекта недвижимости при надлежащей обособленности и индивидуализации;
  • как не объекта недвижимого имущества, а доли в праве общей долевой собственности на здание или помещение.

В качестве вывода можно сказать, что парковочное место, которое располагается в здании или сооружении, не считается самостоятельным объектом недвижимости и не подлежит кадастровому учету. В настоящее время на обсуждении находится проект федерального закона о правовом режиме машиноместа, который был разработан Минэкономразвития РФ. Документ содержит предложение именовать место для парковки с границами, обозначенными только разметкой, площадкой.

С 2017 года законодатели предлагают отнести такие площадки к категории недвижимых вещей, которые можно считать отдельными объектами гражданского права. Если изменения будут утверждены, подобные парковки можно будет ставить на кадастровый учет.

  • Машино-место как объект недвижимости: что нужно знать УК о его собственнике в 2017 году

Новые предложения депутатов по поводу придомовой парковки

Закон, регулирующий вопросы организации и функционирования придомовых парковок, был предложен партией «Справедливая Россия». В настоящее время проект находится на стадии доработки, так как неясным является механизм его действия в отношении МКД, построенных ранее и не имевших большой территории вокруг.

В чем суть предложения «Справедливой России»? Рассмотрим основные аспекты.

  1. То, как будут распределяться места на придомовой парковке, должно зависеть от площади квартиры каждого конкретного собственника. Владелец стандартной однушки (33 кв. м.) получит одно машиноместо. А те жильцы, площадь квартиры которых больше 50 квадратных метров, должны стать обладателями двух мест на придомовой парковке.
  2. При составлении проекта стоянки для дома, рассчитанного на 1000 человек, следует предусмотреть 40 машиномест для гостей. Если предположительное число обитателей будет равно 2000, то таких площадок должно быть 80.

Специалисты уже сейчас указывают на несовершенства данного закона, которые могут спровоцировать конфликты между жильцами многоквартирных домов. Ведь в нашей стране нередки случаи, когда в однокомнатной квартире ютится большая семья, имеющая несколько машин. Согласно новым нормам им не останется ничего иного, кроме как парковать свои автомобили на другой стоянке. Одновременно с этим могут пустовать некоторые машиноместа, которые закреплены за жильцами крупногабаритных квартир. Чтобы достигнуть компромисса в данном вопросе, необходимо поддерживать с соседями диалог и бесконфликтные отношения.

Новые правила, разработанные депутатами дополнительно, в ближайшее время будут введены для жильцов близлежащих домов в отношении платных парковок. Ночью, к примеру, пользование ими будет свободным и доступными для всех желающих, в том числе жильцов домов, расположенных вблизи. Предположительно функция контроля за исполнением закона будет возложена на региональные власти. Поможет им создание специального реестра для учета всех стояночных мест в городе, в том числе и тех, которые расположены на придомовых парковках.

Споры о парковочных местах звучат все громче и громче. Люди идут на различные ухищрения, чтобы застолбить за собой то или иное место во дворе, поставить авто максимально близко к своему подъезду, заехать на газон или даже детскую площадку, чтобы обеспечить себе минимальное расстояние для перемещения своего туловища в пространстве. Мне это все тоже очень не нравится, поэтому я решил подготовить материал о том как принудить автомобилистов ставить свои авто как положено, а не как неандертальцы.

Для моего региона проблема стала актуальна примерно в 2010 году. С тех далеких пор машин становится все больше, а развитие автомобильной инфраструктуры по факту значительно отстает от темпов автомобилизации населения. Большинство дворов нынешней России физически не смогут вмещать в себя автомобили всех жильцов окрестных домов. Развязываются настоящие парковочные войны. Неоднократно видел, как люди готовы драться подобно гладиаторам, лишь бы не идти лишние 50 метров пешком.

Почему парковка во дворах должна быть организована по правилам?

Во-первых, криво наставленные машины препятствуют проезду крупного транспорта. Мусоровозы, которые вывозят по утрам мусор (кстати, ), грузовики, владельцы крупного транспорта – все они терпят неудобства. Но самое страшное, что вплотную припаркованные авто зачастую не дают возможности проехать машинам скорой помощи и пожарникам.

Во-вторых, парковка на газонах и детских площадках доставляет жителям много неудобств. Дети, играя, натыкаются на авто и могут его повредить, а любители парковаться на газонах портят эстетический вид двора и развозят грязь по всей округе.

Чем регламентируется парковка во дворах?

Правилами дорожного движения и санитарными нормами. Требования к автомобилистам в данном случае различны, но их выполнение обеспечит не только комфортное существование, но и решит большинство парковочных конфликтов. А еще есть различные региональные нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы парковок

Санитарные нормы и правила парковок во дворах

Есть Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) “О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 109), в котором в таблице 7.1.1. описаны правила для стоянки автомобилей во дворах жилых домов. Согласно ним, парковка для авто размещается на определенном расстоянии от окон жилого дома. Конкретные данные зависят от количества машино-мест. Если их менее 10, то расстояние до окон должно быть не менее 10 метров. Если парковка вмещает от 11 до 50 машин, то не менее 15 метров. 51-100 машино-мест – не менее 25 метров, 101-300 машин – не менее 35 метров. Парковки, куда вмещается более 300 машин располагаются от окон жилых домов не ближе 50 метров.

Правила дорожного движения и парковка во дворах. Штрафы за неправильную парковку во дворах

Начнем с наиболее частого – парковка на газонах. КоАП не предусматривает штрафов за парковку на газонах, а вот региональное законодательство – очень даже. Например, в Санкт-Петербурге за парковку на газоне автомобилист заплатит от 3 000 до 5 000 рублей. Для того, чтобы узнать “тарифы” на парковку на газоне в вашем городе, обратитесь в администрацию города. Туда же можно отправить фото “короля парковки” в момент совершения нарушения, а лучше позвонить. Тогда его привлекут к ответственности. Только не забудьте записать на видео (или сфотографировать) само нарушение, ведь не всегда сотрудники администрации могут незамедлительно выдвинуться на место происшествия, а нарушитель может остаться и вовсе безнаказанным.

Целый букет нарушений – ст 12.28 КоАП. Это нарушения правил движения, установленных в жилой зоне. А где они прописаны? Смотрим главу 17 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения” (как раз те самые ПДД): запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. Но это же жилые зоны!!! А вот в п. 17.4 этого же постановления написано, что все эти меры актуальны и для дворовых территорий. В такой ситуации фиксируйте нарушения на видео/фото и звоните в дежурную часть ГИБДД.

Что делать, если заблокировали/закрыли машину во дворе?

Водитель, закрывший проезд другим транспортным средствам проезд, нарушает правила остановки или стоянки транспортных средств (ст. 12.19 ч. 4 КоАП), а это штраф до 2 000 рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга – 3 000 рублей). Для привлечения к ответственности за подобные вещи сфотографируйте нарушение и звоните в дежурную часть ГИБДД. Но я бы для начала порекомендовал своими силами связаться с владельцем. Зачастую люди блокируют другие авто, но оставляют номер телефона. Не нужно рубить с плеча, проявите толерантность.

Парковка на тротуаре во дворе. Как привлечь к ответственности?

Тротуар – это часть улицы, предназначенная для пешеходов. Водители автомобилей имеют право парковки на тротуаре исключительно в тех случаях, когда это разрешено требованиями соответствующих знаков. Во всех остальных случаях водитель подпадает под п. 3 ст. 12.19 КоАП, а это штраф в 1 000 рублей (3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга). Для привлечения к ответственности – фотографируем и вызываем ГИБДД.

Куда жаловаться на нарушение парковок во дворах?

Если дело касается нарушения санитарных норм, то:

  • пожарная инспекция;
  • инженерная служба района;
  • санитарная инспекция;
  • экологическая служба.

Если были нарушены правила дорожного движения, то в ГИБДД. Кроме того, на данный момент есть возможность отправить фотографию зафиксированного нарушения через специальные порталы. Еще есть информация, что скоро будет создано специальное приложение для телефона, с помощью которого можно напрямую в ГИБДД отправлять зафиксированные на видео или фото нарушения автомобилистов.

Проблема парковки во дворах все более актуальна

Наши власти пытаются минимизировать использование транспорта жителями страны. Поднимаются ввозные пошлины, налоги, акцизы на бензин, вводятся платные парковки. Люди откровенно пресекают попытки залезть в свой карман, особенно в отношение платных парковок и забивают близлежащие дворы своими автомобилями, поэтому проблема парковки во дворах будет все более и более актуальной. Кроме того, не так давно была инициатива создания законопроекта, регламентирующего количество парковочных мест во дворах в зависимости от численности дома и метражей квартир. Пока он на стадии доработки, но мы будем держать вас в курсе.