Перечень компетенций менеджера по продажам. Идеальная модель компетенций для менеджера по продажам. Анализ потенциала клиента

Продавец в любом бизнесе - основное звено в цепочке сбыта. В сложных b2b-продажах менеджер становится руководителем своей сделки, приобретает более высокий статус - вместе с этим повышаются и требования к его компетенциям. О том, какими знаниями должен обладать лучший менеджер по продажам, – в нашей статье.

Лучший менеджер по продажам – это тот специалист, о котором мечтают руководители каждой компании. Но как понять, дорос ли сейлз-менеджер до профессионала, и какими компетенциями должен обладать лучший менеджер по продажам? Разберем подробнее.

Смена политики сбыта в сфере b2b - процесс трудоемкий, но необходимый. В нашей компании основная ставка была сделана на повышение компетенций менеджеров по продажам. В результате – в четыре раза увеличился оборот, было модернизировано оборудование и расширена продуктовая линейка. Так какими компетенциями должен обладать менеджер по продажам сложных продуктов?

На этом уровне понятие «продажа» предполагает наличие целого комплекса необходимых навыков и знаний. Именно от профессионализма и компетенции менеджера по продажам в большей степени зависит сумма сделки, процент скидки, условия финансовых расчетов, оптимизация доставки и решение множества других важных вопросов. Наша компания занимается производством технических изделий, поэтому круг вопросов значительно расширяется. А значит, растут и требования к сотрудникам.

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

Где найти лучшего менеджера по продажам

Быстро найти сейлз-менеджера, который обладает всеми необходимыми профессиональными качествами, довольно трудно. Еще труднее, как показывает практика, переучивать опытных продавцов. Именно поэтому мы предпочитаем растить своих специалистов. Подходящий нам кандидат должен иметь высшее образование, целеустремленность и желание работать в нашей команде. Его ждет испытательный срок (до трех месяцев) с заработной платой, составляющей 50–70 % оклада.

В первые один-два месяца стажер закрепляется за наставником - более опытным специалистом, который подробно знакомит кандидата со спецификой продаж. Обучение сейлз-менеджера происходит в процессе реального взаимодействия наставника с контрагентом. После обучения стажеру даются два-три предприятия для самостоятельной работы. В этот период кандидат должен проявить качества, необходимые для реализации наших продуктов, и только по итогам этой работы решается вопрос о принятии его на вакантную должность. Что это за качества и зачем они нужны в сложных b2b-продажах?

Качество 1. Технические компетенции

Сложные продажи требуют особой технической осведомленности. Менеджер должен не просто знать продукт и область его применения, он должен стать консультантом для клиента, чтобы понимать, как удовлетворить его потребности, и уметь предложить альтернативные варианты. Без постоянного обновления и подтверждения знаний здесь не обойтись.

В нашей компании раз в квартал специалисты по продажам проходят техническую аттестацию. Для этого создается аттестационная комиссия из технических специалистов заводской аккредитованной лаборатории. Технический «экзамен» включает в себя три задания. Первое задание - теоретическое, на знание характеристик конкретного изделия. Второе - практическое; это техническая задача на подбор материала для определенных условий эксплуатации изделия.

Например, дается конкретная марка насоса, и специалист определяет по паспорту его технические характеристики, давление, рабочую среду, подбирает необходимое сальниковое уплотнение и дает консультации. Третье задание - на взаимозаменяемость продукции - тоже связано с практикой продаж. К примеру, менеджер должен предложить несколько взаимозаменяемых материалов для теплоизоляции системы отопления. Для этого нужно изучить условия эксплуатации системы и технические параметры. Необходимо не только предложить конкретные изделия (в данном случае это асбестовая ткань и заменяющая ее высокотемпературная керамическая ткань), но и аргументировать замену материала. Итоги аттестации должны подтвердить квалификацию менеджера, в противном случае он идет на переэкзаменовку. Правда, у нас только однажды специалист не подтвердил квалификацию после двух пересдач - с ним пришлось расстаться.

Качество 2. Коммуникативные компетенции

Навык ведения переговоров с заказчиками разных должностных уровней - обязательное требование к менеджерам b2b-сектора. Тут важны и процесс подготовки встреч менеджеров, и составление плана переговоров, который определяет этапы, задачи и конечные цели. Такого рода подготовка требует осведомленности менеджера о компании заказчика и ее потребностях.

Специально для этих целей менеджеры по продажам ведут электронный дневник, который содержит ряд необходимых данных о клиентах, - идея вести его принадлежит самим менеджерам. Сотрудники отдела АСУ разработали программу, которая взаимосвязана с клиентской базой и позволяет получать всю необходимую информацию о контрагенте: общие данные, сведения об отгрузках, ценах и условиях сотрудничества. Дневник обеспечил менеджерам быстрый доступ к нужной информации и необходимым для анализа данным за конкретный период сотрудничества (динамика изменения цен, доминирующий ассортимент, отгрузки по филиалам и так далее). Интерфейс дневника удобен, времени на заполнение уходит немного, поскольку все происходит в процессе работы.

Помимо информационной осведомленности, работа с электронным дневником гарантирует оперативную взаимозаменяемость менеджеров. В случае ухода сотрудника на больничный или в отпуск его может подменить коллега, воспользовавшись необходимыми сведениями. Это удобно и в случае увольнения менеджера: все сведения, которые хранятся в электронном дневнике, раз в неделю копируются в общую базу данных компании.

Качество 3. Компетенции делопроизводства

Современные сделки все чаще начинаются с электронной переписки и ею же заканчиваются, поэтому составление и рассылка коммерческих предложений, работа с должниками тоже входят в перечень обязательных компетенций менеджера. Этим вопросам необходимо уделить особенно пристальное внимание.

Предложения о сотрудничестве. В нашей коммерческой службе разработано пять основных шаблонов коммерческих предложений. Первый - это предложение для компаний-клиентов на Северо-Западе (в этом регионе России наше предприятие - единственный производитель такой продукции). Второй - для работы в регионах, где существует конкуренция с другими производителями (в России всего четыре подобных предприятия). Третий шаблон предназначен для компаний, которые заказывают эксклюзивную продукцию (самое «жесткое» предложение по условиям сотрудничества: 100‑процентная предоплата, доставка за счет клиента и четкие требования по соблюдению ценовой политики). Четвертый ориентирован на дилеров и коммерческих представителей, он содержит описание условий работы и взаимных интересов. И наконец, пятый шаблон нацелен на предприятия ВПК; он имеет свои особенности, такие как военная приемка, требования к упаковке и маркировке и другие.

Претензионная работа . Для работы с должниками мы разработали алгоритм действий, состоящий из четырех этапов. Первый этап - предупреждающий: предприятию-должнику направляются письма с напоминанием о приближении срока оплаты в максимально корректной форме. Второй этап - рассылка писем по трем направлениям: в отдел снабжения, в финансовую службу и непосредственно генеральному директору. Если задолженность не гасится, наступает третий этап - предпретензионный. Отправляются письма уже не с предупреждением, а с требованиями, и проводятся переговоры на всех уровнях. Четвертый этап - это претензионная работа, которую ведут юристы предприятия. Контроль менеджеров за соблюдением всех этапов обеспечивает регистрация писем и хранение их в архивной клиентской базе.

После введения такого порядка работы с дебиторской задолженностью последняя снизилась как минимум на 25–30 %. Справедливости ради надо сказать, что клиент платит так, как этого хотят его поставщики, - это негласное правило сотрудничества в нашей отрасли. С заядлыми должниками мы стараемся не работать. Все определяется ситуацией, но дисциплину должны соблюдать и покупатель, и поставщик.

Качество 4. Юридические компетенции

Работа с договорами, согласование всех пунктов контракта тоже входит в обязанности сотрудников службы продаж. Мы, как правило, используем собственные шаблоны договоров. Однако, если контрагент настаивает на заключении своего договора, сейл-менеджер готовит протокол разногласий и представляет его непосредственному начальнику для утверждения коммерческим директором. В любом случае специалист визирует договор и тем самым подтверждает свою ответственность за условия сотрудничества, описанные в контракте, а после подписания коммерческим директором строго следит за его выполнением. Для этого необходимы основы юридических знаний.

Обучение азам проводят специалисты юридической службы, в качестве материала используются уже заключенные договоры и опыт работы с разноплановыми клиентами завода. Сотрудники на практике разбирают все статьи договоров: предмет договора и условия поставок, штрафные санкции и форс-мажор. Кроме того, они учатся составлять протоколы разногласий и необходимые технические спецификации.

Качество 5. Таможенные компетенции

Основная часть нашей продукции поставляется в Россию и страны Таможенного союза. С иностранными партнерами мы чаще всего работаем по предоплате или по аккредитиву, поэтому для поставки товара за границу разработали отдельные шаблоны международных контрактов. Несколько специалистов по ВЭД консультируют сейлз-менеджеров по таможенным вопросам. Непосредственно отгрузкой за границу, составлением декларации занимаются таможенные брокеры, которые сотрудничают с предприятием на условиях аутсорсинга. Однако даже при такой поддержке в процессе работы специалисты по продажам проходят практический курс обучения, на котором получают знания по основам таможенного права - применительно к деятельности нашей организации. Знания Инкотермс 1 , условий и способов доставки позволяют продавцам определять ценовую политику и условия сотрудничества с контрагентом (формирование отпускной цены, разработка системы скидок, переход права собственности, вопросы страхования груза, требования по документации и многое другое). Объем знаний зависит от компетенций и полномочий менеджеров.

Качество 6. Логистические компетенции

Чем больше территория, тем актуальнее становится знание и понимание основ логистики. С учетом того что клиенты нашего предприятия располагаются на всей территории России, логистика играет важную роль в формировании отпускной цены на товар. У нас фиксированная доля транспортных расходов: она не должна превышать 5–10% стоимости заказа. Менеджер по продажам самостоятельно определяет вид транспорта при отгрузке, руководствуясь сроками доставки и пожеланиями клиента. Работой с транспортными компаниями (отгрузкой небольших партий - до пяти тонн груза) занимаются непосредственно продавцы.

В случае доставки более габаритных партий - автотранспортом или железнодорожным контейнером - специалист по продажам контактирует со службой транспортно-складского хозяйства через менеджера по логистике. Менеджеры по логистике контролируют качество доставки, они же проводят практические курсы для продавцов. В основе курса - знакомство с логистической системой: правилами расчета доставки, определением вида транспорта, удобством и преимуществами тех или иных схем отгрузки, ценовой политикой и так далее.

Качество 7. Бухгалтерские компетенции

Очевидно, что лучший менеджер по продажам, как «швец и жнец», должен вести и всю работу с документацией - от выставления счета до обеспечения клиента отгрузочными документами и составления актов сверки. Если этот процесс в компании не автоматизирован, то первичные бухгалтерские навыки становятся еще одной обязательной компетенцией менеджера по продажам. Наш ИТ-отдел разработал ряд специальных программ, к которым имеют доступ служба сбыта и бухгалтерия. Они позволяют быстро получить акт сверки по нужному контрагенту, что значительно ускоряет процесс документооборота.

К примеру, если необходимо получить акт сверки взаиморасчетов на текущую дату, специалист по продажам вводит в специальную программу реквизиты компании, период сотрудничества и получает результат. К сожалению, на сегодняшний день сверка расчетов идет с небольшим опозданием в пределах недели, поскольку информация заносится бухгалтерией не так быстро, но и такая оперативность уже позволяет своевременно контролировать дебиторскую задолженность.

Система наставничества - хорошая альтернатива дорогостоящим тренингам и семинарам. Помимо того что компания экономит на услугах стороннего коуча, сотрудники приобретают дополнительную мотивацию: опытные наставники развивают навыки управления, повышают свой статус и чувствуют, что в компании их ценят, а новички получают своевременную квалифицированную помощь.

1 Инкотермс (от англ. International commerce terms - международные термины коммерции) - свод правил, определяющих переход ответственности за транспортировку и страхование груза от продавца к покупателю. Принят в 1936 году Международной торговой палатой, последние поправки вступили в силу в 2011 году.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ

Модель профессиональных компетенций менеджера по продажам разработана мною в процессе организации и проведения Assessment Center в российских компаниях. Здесь представлены такие компетенции продавца:

§ Корпоративная лояльность, приверженность

§ Навык ориентации на клиента, клиент-ориентированность

§ Построение контакта с клиентом

§ Интервью клиента. Презентация продуктов и услуг компании

§ Навык работы с возражениями клиента

§ Навык оценки сигналов клиента

§ Принятие решения о сделке

§ Формирование долгосрочного удовлетворенного клиента

Компетенция:

КОРПОРАТИВНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ, ПРИВЕРЖЕННОСТЬ

Баллы

Информирован в вопросах по корпоративным преимуществам компании на среднем, базовом уровне.

Свободно владеет информацией по корпоративным преимуществам компании, применяет информацию в общении с клиентом.

Свободно владеет навыком презентации корпоративных преимуществ компании, демонстрирует навык презентации в соответствии с потребностями клиента.

Свободно владеет информацией не только по корпоративным преимуществам своей компании, но и по преимуществам и недостаткам конкурирующих компаний

Проявляет гордость за компанию и профессиональную уверенность, делится опытом работы в компании, рассказывает о своей карьере в компании.

Реализует наставничество, делится опытом с коллегами и новыми сотрудниками, проявляет высокую лояльность к компании.

Компетенция:


НАВЫК ОРИЕНТАЦИИ НА КЛИЕНТА, КЛИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

Нейтрально относится к клиенту, при этом, не выясняет потребности клиента.

Позитивно относится к клиенту, проявляет уважение к клиенту, но потребности клиента не выясняет.

Свободно владеет навыком интервью с клиентом с целью выяснения его потребностей, уточняет ситуацию клиента. Предлагает продукты и услуги компании в соответствии с существующими потребностями клиента.

Активно формирует потребности клиента по технике СПИН-продаж, предлагает продукты и услуги компании в соответствии с выявленными потребностями клиента.

Строит активное взаимодействие с клиентом и находит лучшее решение в продажах, учитывая получение прибыли для компании и скидки клиенту в рамках финансовой политики компании.

Активно формирует удовлетворенного и долгосрочного клиента: предлагает продукты и услуги компании в соответствии с его наличными и выясненными потребностями. Предлагает сервисные услуги компании.

Компетенция:

ПОСТРОЕНИЕ КОНТАКТА С КЛИЕНТОМ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

Не проявляет внимания к клиенту. Не приветствует клиента в торговом зале, занимается своими делами. Считает, что клиент должен сам определиться, что ему нужно. Проявляет пассивность, на вопросы клиента отвечает кратко, равнодушно, без энтузиазма.

Приветствует клиента в торговом зале. Однако не сопровождает клиента, ожидает активности от клиента относительно того, какой выбор он совершит.

Приветствует клиента, представляется, называя свое имя и должность. Активно вступает в общение, задает вопросы по потребностям клиента.

Приветствует клиента, представляется, оценивает психотип и должностной статус клиента , строит общение в соответствии с психотипом и статусом клиента: задает вопросы по оценке потребностей клиента, предлагает соответствующие условия и продукты компании.

Строит сделку с клиентом, проявляет активность, инициативу и энтузиазм в соответствии с диагностикой должностного статуса и психотипа клиента. Задает вопросы, презентует корпоративные преимущества компании, предлагает продукты, обсуждает условия сделки.

Компетенция:

ИНТЕРВЬЮ КЛИЕНТА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТОВ

И УСЛУГ КОМПАНИИ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

Не задает вопросы клиенту, не организует диалог с клиентом. Демонстрирует презентацию по продуктам и услугам компании, не прояснив потребности клиента.

Задает закрытые вопросы, слушает не очень внимательно ответы клиента. Может перебивать, поправлять клиента. Презентует продукты и услуги компании без активного диалога с клиентом.

Формулирует закрытые и открытые вопросы клиенту, внимательно слушает, сразу приступая к презентации продуктов и услуг компании. Не задает дополнительные вопросы на уточнение и понимание, проводя презентацию продуктов и услуг компании. Не оставляет клиенту время высказать свое пожелание относительно сделки.

Формулирует закрытые, открытые вопросы, также вопросы на понимание, уточнение, позитивное переформулирование. Активно слушает, поддерживает клиента. Презентует продукты и услуги компании по технологии воронки презентации: в соответствии с потребностями клиента. Внимательно слушает клиента, проявляет гибкость в презентации продуктов и услуг компании.

Кроме типовых вопросов, формулирует СПИН-вопросы для формирования потребностей клиента. Стремится сделать сделку по технологии кросс-продаж. Активно слушает, предлагает продукты и услуги в соответствии с потребностями клиента, также предлагает дополнительные продукты и услуги компании.

Компетенция:

НАВЫК РАБОТЫ С ВОЗРАЖЕНИЯМИ КЛИЕНТА

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

Демонстрирует барьер перед возражениями и претензиями со стороны клиентов. Проявляет неуверенность, волнуется, выглядит некомпетентным. Может проявить раздражение по отношению к клиенту.

Позитивно относится к возражениям клиентов. Идет «на поводу клиентов», стремится решить проблему клиента за счет компании (соглашается на невыгодные скидки, уступает, попадает в ведомую позицию).

Позитивно относится к возражениям клиентов, проводит диагностику возражений (проясняет причины и потребности клиентов). Задает уточняющие вопросы, готовит информацию для профессиональных ответов на возражения.

Проявляет активную и самостоятельную позицию в работе с возражениями клиентов. Умеет показать клиенту корпоративные преимущества компании, находит взаимовыгодное решение: прибыль для компании и выгодные условия для клиента.

Профессионально работает с возражениями клиентов: применяет технологию работы с возражениями, решает проблему клиента, достигает взаимовыгодного решения, создает условия для формирования удовлетворенного и долгосрочного клиента.

Компетенция:


НАВЫК ОЦЕНКИ СИГНАЛОВ КЛИЕНТА

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

Навык оценки сигналов клиента отсутствует. Не замечает сигналов клиента, может повторить презентацию продуктов и услуг в тот момент, когда клиент согласен на сделку.

Не организует обратную связь в коммуникации с клиентом. Не стремится оценивать невербальное поведение клиента, его реакцию на презентацию продуктов и услуг компании.

Своевременно диагностирует сигналы клиента, ориентированного на сделку. Правильно оценивает невербальное поведение клиента, однако в диалоге с клиентом занимает недостаточно активную позицию.

Проявляет активную позицию в диалоге с клиентом, учитывает сигналы, направляет коммуникацию, формирует условия сделки, выгодной для компании и клента.

Организует активную продажу, постоянно оценивает невербальное поведение клиента, учитывает сигналы клиента, его отношение к условиям сделки, направляет сделку, формирует условия удовлетворенного и долгосрочного клиента.

Компетенция:

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О СДЕЛКЕ

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

Проявляет пассивность в переговорах. Оформляет сделку в соответствии с выбором клиента.

Проводит переговоры с клиентом по условиям сделки. Учитывает, в основном, условия и требования клиента, дает скидки, не всегда выгодные для компании.

Стремится занять активную позицию в ходе принятия решения по сделке, направляет переговоры в сторону взаимовыгодного решения, стремится получить выгодную сделку, дающую прибыль компании.

Проявляет активную позицию в ходе принятия решения по сделке, предлагает условия, выгодные для компании и формирующие долгосрочного, удовлетворенного клиента.

Компетенция:

ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНОГО УДОВЛЕТВОРЕННОГО КЛИЕНТА

Баллы

Поведенческие индикаторы (проявления)

Завершает сделку с клиентом на нейтральной «ноте», без выраженного позитивного завершения.

Завершает сделку на позитивном контакте с клиентом, не планирует дальнейших взаимодействий.

Завершает сделку на позитивном контакте. Звонит клиенту с целью получения информации по его оценке продукции компании и условий сделки (доставке, установке и т. п.)

Поддерживает с клиентом долгосрочные отношения (знакомит с новой продукцией компании, поздравляет с праздниками).

Поддерживает с клиентом долгосрочные позитивные отношения, в том числе, дружеские, регулярно звонит (или пишет) с презентацией новых продуктов и услуг компании, для поддержания диалога, обмена информацией. Приглашает клиента на корпоративные мероприятия компании, имеет с клиентом общие встречи (хобби, увлечения).

Компетенции менеджера по продажам

Какие ключевые компетенции менеджера по продажам обеспечат его успешную и результативную работу? Прежде всего каждый менеджер по продажам каждой компании должен быть сведущ в двух профессиональных областях. Во-первых, непосредственно сами продажи и переговоры. Во-вторых, знание специфики тех товаров, услуг или проектов, которые предлагает его организация.

В случае, когда продаются достаточно простые и понятные товары, например, пиво ходовых марок, с одной стороны, не так уж сложно разобраться в нескольких десятках сортов пива. Многие люди имеют неплохие знания в этой области, даже не работая торговыми представителями пивных компаний.

С другой стороны, важно помнить, что заказчику надлежит знать не только то, что интересует конечного потребителя. Если непосредственный заказчик - это розничные магазины, то даже с таким простым товаром, как пиво, есть важные нюансы. Например, разные магазины рассчитаны на покупателей разного уровня доходов. У них могут быть существенно разные интересы к тому, какое пиво они предпочитают, и какое им по карману. Сорта пива, хорошо подходящие для более бюджетных точек, будут не самыми удачными для магазинов более высокого сегмента.


С другой стороны, важно помнить, что заказчику надлежит знать не только то, что интересует конечного потребителя. Если непосредственный заказчик – это розничные магазины, то даже с таким простым товаром, как пиво, есть важные нюансы. Например, разные магазины рассчитаны на покупателей разного уровня доходов. У них могут быть существенно разные интересы к тому, какое пиво они предпочитают, и какое им по карману. Сорта пива, хорошо подходящие для более бюджетных точек, будут не самыми удачными для магазинов более высокого сегмента.

В данном случае конечным клиентом является розничная точка, и те, кто принимают решения о закупке пива, воспринимают пиво прежде всего как товар, на котором они хотят зарабатывать, а не как то, что они хотят выпить с раками сегодня вечером. Поэтому информация, какие сорта пользуются большим спросом, по каким маркам сейчас идет или будет запущена мощная рекламная кампания, наценка, оборачиваемость, по какой цене продажи идут неплохо и начиная с какой начинают тормозиться. Все это будет очень важно для того, кто принимает решение о покупке пива для своего магазина.

Получить анкеты

Также очень важно понимать соотношение марок пива, которые предлагаете вы, с теми, что предлагают ваши конкуренты. Если вы не сможете убедить покупателя в том, что ваш товар лучше и пользуется большим спросом, обеспечивает большую оборачиваемость и позволяет значительно больше зарабатывать, то уж конкуренты точно не будут его рекламировать и постараются захватить все те полки, которые достанутся вам. И это я говорю о достаточно простом варианте.

Что уж говорить о случае, когда идет продажа серьезного промышленного оборудования стоимостью десятки и сотни миллионов или когда продаются большие и сложные IT-проекты под ключ. Или инжиниринговые услуги. Во многих таких случаях сотрудники годами постоянно совершенствуются в специфике проектов и услуг своей организации, и понятно, что они никогда не достигнут уровня хорошего системного администратора или технолога.


Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы каждый раз хороший менеджер по продажам был одновременно блестящим техническим специалистом. Скорее надо строить работу так, чтобы они, постепенно набирая квалификацию, разбирались в специфике достаточно крепко, но не слишком широко и глубоко. Как чугунный люк, брошенный на песок пустыни. И умели подключить к переговорам с серьезным заказчиком соответствующих технических специалистов, как только требуется более серьезное и глубокое знание специфики.

Например, когда продаются кормовые добавки для корма скота, при грамотной организации скота обычно к заказчику всегда выезжает два человека. Один – менеджер по продажам, другой – технолог. Понятно, что лишь когда технолог убедит, что данные кормовые добавки успешно решат нужные задачи именно для данной породы скота, которая есть в наличии в данном хозяйстве, только после этого менеджер по продажам может уже говорить о заключении сделки и финансовых условиях.

Для изучения технической специфики, а также повышения квалификации продажных переговоров, необходимо строить регулярное обучение сотрудников отдела продаж. Лучше всего начинать его сразу после каждого конкурса по набору кадров в отдел продаж, проводя после каждого такого конкурса мощную адаптационную программу, от 3 – 5 дней, до, в некоторых случаях, 2-3 недель ежедневного обучения, когда менеджеры учатся как продажам и переговорам, так и технической специфике того, что предлагает компания своим потребителям.


Впоследствии для всей команды отдела продаж должны регулярно проводиться тренинги, как внутрикорпоративные, так и профессиональные тренинги по продажам. Разумеется, если вы торгуете оборудованием, произведенным какой-то другой компанией, и эта организация обеспечивает возможность качественного технического обучения ваших технических специалистов, такими возможностями нужно обязательно пользоваться. Вы вряд ли сможете организовать насколько же качественные курсы по обучению специфике сложного дорогостоящего оборудования производства компании Bosch или Siemens, которые давным-давно сделали и проводят сами Bosch и Siemens.

Также компетенции менеджера по продажам зависят от стиля, в котором ведется коммерческая работа.

Для тех, кто занимается активными продажами, важно уметь:

  • Качественно делать холодные повторные звонки клиентам;
  • Вербовать агентов влияния;
  • Выходить на заказчиков по рекомендациям других покупателей;
  • Грамотно строить личные контакты при каждом удобном случае.

Для клиентского отдела важна:

  1. Усидчивость;
  2. Исполнительность;
  3. Умение качественно оформлять значительное количество документов.

Кстати, уже сейчас Вы можете увеличить эффективность процесса набора кадров. Для этого оставлю Вам анкеты для проведения конкурса. Пользуйтесь!

Получить анкеты

Стрессоустойчивость важна для тех и для других, но в отделе активных продаж больше стресс идет при проходе привратников, а также при отказах и срывах договоренностей. В клиентском же отделе наибольшие стрессы возникают при сборе задолженностей и в ситуации, когда ваша компания в чем-то некачественно сработала с заказчиками или нарушает обязательства перед ними. Несколько иные ключевые компетенции менеджеров по продажам требуются в салонах продаж.

Большинство сотрудников салонов никогда не делали холодные звонки, и даже не во всех салонах им приходится обрабатывать входящие звонки клиентов. Во многие салоны покупатели значительно чаще приходят, чем звонят. Однако умение правильно выбрать момент, когда и как войти в контакт с заказчиком, который пришел к вам в салон, когда и как начать с ним общаться, как говорят, на 40% определяет успех дальнейшей продажи.

Два вида ключевых компетенций менеджеров по продажам


  1. С одной стороны, очень важно, чтобы менеджер умел достойно поставить свою компанию и предложения своей компании, не стремился мельчить и дешевить со сделками, давать скидки направо и налево, первым делом предлагать самое дешевое. Напротив, умел гордиться тем, что вы можете предлагать нечто более достойное и дорогое, и уметь с гордостью предложить то, что лучше по качеству и ощутимо выше по цене. Так чтобы клиент действительно понимал, какие здесь основания для гордости.
  2. С другой стороны, ценнейшая компетенция менеджера по продажам – уметь не только слушать, но и услышать клиента, понять, что ему нужно, и предложить клиенту именно то, что нужно его организации. Любой ценой предлагать заказчику то, что дешевле и скорее всего, хуже, это непрофессионально и отвратительно. Но вряд ли хороший менеджер по продажам должен всегда предлагать только самое дорогое, не сообразуясь с ситуацией клиента.

Я бы сказал, что хорошо воспринимать каждого заказчика как своего давнего знакомого или друга, может быть, школьного или университетского, которого вы рады видеть, и которому хотите предложить лучшее, что может предложить ваша компания, но конечно, лучшее именно для данного человека, что ему подойдет наилучшим образом, чтобы он был доволен после того, как продажа совершилась и он получил то, за что заплатил. И так необходимо относиться к каждому клиенту.

Мы должны любить клиента искренне и корыстно.

© Константин Бакшт, генеральный директор "Baksht Consulting Group".

Лучший способ быстро освоить и внедрить технологию построения отдела продаж - посетить тренинг К. Бакшта по управлению продажами "Система продаж".

В наши дни руководитель находится в условиях постоянных изменений и неопределённости. Часть его задач теряют свою ценность и исчезают, другие трансформируются, в чем-то меняются. Одновременно появляются новые задачи, которые требуют ещё большей перестройки профессиональной деятельности.

В тоже время, организации ощущают острую потребность в новых методах управления, в профессиональных руководителях и менеджерах.

Бизнесу нужны лидеры, строящие свои отношения с организацией и сотрудниками на принципах профессионализма, сотрудничества, взаимного уважения и вовлеченности, а также чёткого понимании взаимных обязательств.

Возникает потребность в новых знаниях и умениях, необходимых современному менеджеру.

В этой статье мы рассмотрим:

  • Что такое компетенции: суть и факторы успеха;
  • Лучшие практики исследования моделей компетенций;
  • Тренды в бизнесе, меняющие принятый взгляд на компетенции;
  • Семь компетенций современного менеджера;
  • Профессиональные качества;
  • Рекомендации по развитию компетенций.

ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИИ: СУТЬ И ФАКТОРЫ УСПЕХА

Понятие компетентности связано с именем Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим «Аtere» – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности».

Следует различать понятия компетентность и компетенция.

Компетентность представляет собой совокупность качеств и способностей, которые приобретает человек в процессе обучения и работы над собой.

Компетенция представляет собой саму предметную область, в которой должен хорошо ориентироваться специалист.

Другими словами, компетентность – это те способности и качества, которыми владеет человек, а компетенция – это комплекс знаний и направлений, которыми он должен владеть для выполнения профессиональных обязанностей в полном объеме.

Понятие «компетентность» используется для оценки уровня квалификации человека в отдельных вопросах, проблемах, но не в профессиональной деятельности в целом.

Это, в первую очередь, такие качества личности:

  • Самостоятельность;
  • Способность принимать ответственные решения;
  • Творческий подход к любому делу;
  • Умение доводить его до конца;
  • Умение постоянно учиться;
  • Гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления;
  • Умение вести диалог и коммуникабельность;
  • Способность к сотрудничеству и т.д.

Для каждого вида управленческой деятельности существуют свои специальные компетенции. Они демонстрируют сильные стороны сотрудника и способности, которые ему необходимо улучшить, компетенции также определяют наилучший способ выполнения работы. Количество компетенций должно соответствовать количеству задач, входящих в профессиональные обязанности менеджера.

Ядром компетенций является «умения». Их сочетание и взаимосвязь образует модель компетенций.

Примеры профессиональных компетенций: делегирование, коучинг, управление, самостоятельная работа, ориентация на клиентов, сотрудничество, навыки межличностного общения, организованность, ориентация на процесс, проактивная деятельность, вдохновение, решимость, умение убеждать и т.д.

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ МОДЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ

1. Американская модель компетенций.

Американская традиция исследований компетенций центрируется на поведении. Исследователи изучают «людей-в-работе», а понятие «компетенции» расшифровывают через индивидуальные характеристики, проявляемые в поведении: личностные особенности, мотивы, ценности, привычки, представления о самом себе, знания, навыки.

Фактически, компетенции в этом подходе – определённые «вместилища», наполненные разнообразным содержанием.

Некоторые исследователи, в частности, Т. Хоффманн, полагают, что американская модель компетенций – это слишком упрощённый взгляд на вещи. Необходимо исследовать людей, выполняющих работу эффективно, а не знания и умения, которые способствуют самостоятельному выполнению работы.

Ключевой особенностью американского подхода является применение концепции лидерства для разработки идей компетенций, особенно – в целях объединения вопросов индивидуальных и организационных компетенций.

Таким образом, американская модель исследования компетенций, рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция в этом – основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких результатов в работе.

2. Европейская модель компетенций.

Кроме американской традиции исследования компетенций и применения моделей компетенций в практике, развиваются и иные подходы, принципиально отличающиеся как по задачам, так и по содержанию. Наиболее разработанным из неамериканских взглядов на проблему компетенций, является британский подход, во многом связанный с развитием системы образования.

Министерство образования Великобритании приняло на вооружение особую модель компетенций, разработанную Дж. Четамом и Дж. Чиверсом.

Эта модель по мнению прогрессивных исследователей выступает как новый этап разработки идеи компетенций, так как (в отличие от базовых американских моделей) предполагает не просто набор компетенций, а пытается определить их взаимосвязь.

В результате появляется особый «тетраэдр компетенций», включающий в себя:

  • Когнитивные компетенции (знания и понимание, основанные на формальном обучении и опыте);
  • Функциональные компетенции (навыки, особые умения, которые человек может продемонстрировать в своей области);
  • Личностные компетенции (понимание того, как необходимо себя вести в конкретных ситуациях, мотивация, направленная на повышение эффективности деятельности),
  • Этические компетенции (ценности, позиция, на основе которых принимаются решения и осуществляются действия), мета-компетенции (способность позитивно реагировать на критику, справляться со сложными ситуациями).

Отличительной чертой британского подхода выступает тот факт, что компетенции рассматриваются именно как требования к сотруднику со стороны задач (рабочего места).

Для британского подхода важно, что человек может продемонстрировать на практике конкретные навыки, в состоянии сделать то, что требуется в рамках рабочих стандартов, именно этот подход лежит в основе программ обучения и развития персонала.

ТРИ ТРЕНДА В БИЗНЕСЕ, МЕНЯЮЩИЕ ПРИВЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОМПЕТЕНЦИИ:

1. Постоянно растущая скорость перемен в бизнес-среде.

Раньше была популярна модель управления изменениями, включающая в себя три этапа: размораживание ситуации, проведение изменений и замораживание ситуации. В современном мире эти этапы сливаются. Они уже не имеют смысла, потому что идет постоянный процесс, в котором просто невозможно выделить стадии размораживания и замораживания.

2. Изменение роли людей в бизнесе.

Если раньше люди нужны были для выполнения простой работы, то в современном мире велика потребность в людях, способных выполнять сложные виды работ, принимать важные решения, брать на себя б̀ольшую ответственность. С одной стороны, есть техническое усложнение, которое предполагает более высокий уровень интеллекта потенциальных сотрудников. С другой стороны, от человека требуется новый уровень осмысления того, что он делает.

Какова цель работы уборщицы в супермаркете? Если она считает, что должна «убирать, чтобы было чисто», то становится понятно, почему покупатели вызывают у нее негативные эмоции – они мешают ей достигать цели. Если же ответом будет «создание комфортных условий для клиента», то это говорит о другом уровне осмысления выполняемой деятельности и усложняет эту деятельность.

Какие люди сейчас нужны бизнесу в условиях возрастающей конкуренции? Безусловно, способные к глубокому осмыслению своей работы.

3. Появление у людей выбора.

В первую очередь выбор появляется у тех, кто способен выполнять сложные и ценные виды работ.

Можно представить компетентность менеджера как совокупность трёх сфер его существования в организации (по степени их выраженности и доминированию можно судить об уровне компетенции менеджера):

  • Деятельность МОГУ – формируется профессиональным обучением);
  • Чувства ХОЧУ – формируется воспитанием и организационной культурой);
  • Мысли ЗНАЮ – формируется образованием).

СЕМЬ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

Современные исследователи американского и европейского подходов выделяют 7 основных компетенций современных менеджеров.

1. Ориентация на результат, достижения.

Способность нести ответственность за реализацию решений, способность ставить новые амбициозные цели по достижении предыдущих. Поведение, ориентированное на задачу и на отношения.

2. Гибкость.

Способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути ее решения, собирать команду для внедрения, давать оценку результатов.

3. Способность к обучению, самообучению.

Обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике. Способность к самоанализу. Готовность проанализировать свои достижения и недостатки, посмотреть на привычные вещи другими глазами, разумно использовать чужой опыт.

4. Влияние, умение убеждать.

Способность отстаивать собственное мнение. Логичность при ведении конструктивных бесед. Владение техниками влияния. Умение выявлять и использовать мотивы людей. Умение задавать правильные вопросы и определять степень информированности и эмоциональное состояние партнёра.

5. Умение слышать других, принимать обратную связь.

Умение создавать каналы двухсторонней коммуникации - абстрагироваться от своих мнений и мыслей, концентрироваться на словах собеседника. Хорошая слуховая и зрительная память. Владение разными способами обратной связи. Умение эффективно поощрять и критиковать других людей.

6. Навыки презентаций, переговоров.

Умение определять цели и задачи презентации, интересы аудитории. Построение эффектного вступления, связующих фраз, основной части и завершения презентации. Владение стратегиями убеждения и ораторскими навыками. Знание стадий эффективного процесса переговоров. Умение определить интересы участников, выбрать наилучшую альтернативу. Умение обсуждать, предлагать, вести позиционный торг. Владение техниками манипулирования и умение противостоять им.

7. Клиентоориентированность.

Знание политики и стандартов в области работы с клиентами. Ориентация на текущие и перспективные потребности клиентов. Умение вести себя корректно с разными типами "трудных" клиентов. Умение строить партнёрские отношения с клиентами, умение распознавать дополнительные возможности и риски в отношении с клиентами.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

Исследования по анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации, проведённые Институтом прикладных исследований (США) в течение 18 лет и охватившие в общей сложности 1 500 человек, показали, что наиболее важными являются 10 качеств современного менеджера, основные из которых требуют стратегической подготовки:

  • Ярко выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию;
  • Принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов;
  • Стремление увеличить количество своих обязанностей за счёт расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;
  • Незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени риска. Избегание продолжительного пребывания в «зоне комфорта»;
  • Исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;
  • Стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;
  • Значительные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;
  • Понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы. Обладание чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда согласуются с окружающими;
  • Концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников. Желание работать с такими подчинёнными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;
  • Посвящение собственной жизни реализуемым идеям и результатам их внедрения.

Большинство компаний придерживаются принципа: «Надо развивать слабые стороны». Прогрессивные исследователи установили, что если у руководителя хотя бы одна из семи упомянутых выше компетенций развита до уровня 90%, то эффективность возглавляемой им организации или отдела растёт в разы.

Соответственно, люди могут сфокусировано заниматься тем, что им и так уже нравится делать, и достигать высоких результатов. И именно сильные их стороны стоит развивать. При этом, безусловно, нельзя оставлять без внимания те компетенции, которые получили оценки ниже среднего.

Когда организация все силы тратит на работу с «середнячковыми» компетенциями, пытаясь вытянуть их, то она получает посредственных руководителей. Выдающийся менеджер вырастает на тех компетенциях, которые у него изначально хорошо развиты.

Вспомните Стива Джобса или Джека Уэлча. У каждого из них были недостатки. Но также у них были 1-2 способности, развитые до экстраординарного уровня. Именно они сделали их выдающимися руководителями».

В заключение отметим, что развитие профессиональных компетенций и качеств современного менеджера требует пересмотра привычных подходов в обучении, они должны базироваться на эффективной модели компетенций, отвечающей требованиям бизнеса, трендам рынка и специфике компании.

Обращайтесь в центр «Академия продаж», наши специалисты помогут вам и направят потенциал ваших сотрудников на новые возможности и рост вашей компании.

Компетенции менеджера по продажам - это качества соискателя, которые вы оцениваете при подборе кадров в отдел продаж.

Какие профессиональные компетенции должны быть у менеджера по продажам? И какие из них становятся ключевыми для успешного выполнения задач в работе менеджера по продажам?

Получите информацию - выжимку опыта экспертов Active Sales Group как результат проектов по . В конце статьи скачайте бесплатно полный список 11 компетенций Идеального менеджера по продажам.

Как определить ключевые компетенции:

  • Компетенции менеджера по продажам: главная ошибка в подборе кадров в отдел продаж
  • Компетенции менеджера по продажам: полный список
  • Компетенции менеджера по продажам: ключевые навыки для эффективных продаж
  • Компетенции менеджера по продажам: как выявлять ключевые компетенции

КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ: ГЛАВНАЯ ОШИБКА В ПОДБОРЕ КАДРОВ

Главная ошибка, которую вы допускаете при - это смещение основного фокуса оценки на профессиональный опыт кандидата.

Вы изучаете резюме соискателя, анализируете его опыт и создаёте гипотезу: как опыт соискателя отвечает вашему представлению об опыте, который он теоретически должен был бы получить на этих местах работы. А также как этот гипотетический опыт соответствует вашим требованиям для "профессионального выполнения требуемого нам функционала".

С помощью своих вопросов вы пытаетесь выявить не только профессиональные компетенции и навыки у будущего менеджера по продажам, но и его достижения.

У 90% соискателей описание опыта работы не содержит строчку "Мои достижения". Поэтому вопросами об успехах на предыдущих местах работы вы пытаетесь оценить наличие в персональных компетенциях менеджера нацеленность на результат.

Для того, чтобы составить гипотезу о профессиональных компетенциях менеджера, вы задаёте вопросы типа "Расскажите, что вы делали здесь? А здесь?". На эти вопросы вы потратите основное время, которые вы выделили на собеседование с соискателем.

По нашему опыту подбора кадров на проектах по созданию отдела продаж с нуля , для того, чтобы узнать у соискателя об опыте работы, у вас уйдет в среднем до 40 минут. Если учитывать, что для вывода в финал на конечное собеседование и вербовку 4-х соискателей вам нужно обработать не менее 300 резюме и провести 30-40 интервью, то среднее время, которое вам нужно потратить для оценки опыта соискателей составит 26 часов .

Это почти 3,5 рабочих дня.

Несмотря на потраченное время, вопросы о профессиональном опыте не помогут вам оценить актуальное наличие профессиональных компетенций менеджера. Практические навыки останутся нераскрытыми.

Помимо профессионального опыта менедежера вам захочется копнуть глубже и оценить иные качества кандидата. Полный список компетенций идеального кандидата на позицию "Менеджер по продажам" содержит не менее 11-ти компетенций .

Чтобы оценить только (!) профессиональный опыт 40 соискателей и выбрать из них 4-х лучших, вам потребуется 26 часов рабочего времени.

КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ: ИДЕАЛЬНЫЙ КАНДИДАТ

Часто тексты вакансий содержат избыточные требования к компетенциям кандидатов в менеджеры по продажам.

И это понятно. Нам как работодателям не хочется платить 50-70 тыс. в месяц (а с налогами наши издержки как работодателя вырастают на 46%) сотруднику, который не отвечает нашим требованиям.

Мы стараемся перестраховаться и "зашить" в требования к соискателю как можно больше критериев.

Но возможно ли найти на рынке труда кандидата, который соответствует Профилю компетенций идеального менеджера по продажам?

Какие компетенции формируют профиль идеального менеджера?

  1. Коммуникабельность;***
  2. Инициативность;***
  3. Нацеленность на результат;***
  4. Ответственность;***
  5. Обучаемость;***
  6. Исполнительность;***
  7. Гибкость в общении;***
  8. Стрессоустойчивость;***
  9. Клиентоориентированность;***
  10. Дисциплинированность;***
  11. Навык ведения переговоров.

Компетенции менеджера по продажам: профиль компетенций Идеального менеджера по продажам

Для менеджера на любой позиции в отделе продаж или клиентского сервиса этот набор из 11 компетенций был бы волшебным инструментом для получения гарантированного роста продаж. А для РОПа этот список - предмет ежедневных сетований и несбыточных мечт.

Чтобы определить степень, на которую соискатель обладает той или иной компетенцией, вам потребуется ещё время! (Дополнительно к тому, которое вы уже потратили на сбор информации о трудовом опыте человека).

Как правило наиболее выраженными у соискателя могут быть лишь 4-5 компетенции.

Вам необходимо определить какие именно компетенции являются наиболее важными для ваших продаж, и оценивать кандидата прицельно именно по этим компетенциям.

КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ: КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРОДАЖ

Какие ключевые компетенции необходимо выявить в менеджере по продажам, чтобы получать результат в его работе?

По нашему опыту проектного консалтинга наиболее важно оценить соискателя всего 4-е компетенции :

  1. Коммуникативность;***
  2. Обучаемость;***
  3. Исполнительность;***
  4. Инициативность (активность).

КОММУНИКАТИВНОСТЬ покажет готовность соискателя к активному общению с клиентами. Без этого сегодня невозможно выполнять план ни по привлечению новых клиентов, ни по удержанию и развитию старых.

ОБУЧАЕМОСТЬ позволит вам обучить кандидата любой специфике ваших продаж и стандартам ваших бизнес-процессов и ведения клиента в CRM-системе.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ обеспечит восприимчивость к вашему стилю управления и уважение к позиции сотрудника возглавляющего отдел продаж и отвечающего за результат.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ позволит вам получать от сотрудников обратную связь по недоработкам и узким местам в ваших процессах. А также обеспечит стратегическое видение того, как развивать продажи в клиенте, чтобы они стабильно увеличивались.

При подборе кадров научитесь выявлять именно эти ключевые компетенции. Остальные навыки вам нужно будет выращивать в своих сотрудниках в ходе работы.