Почему флаг называется веселый роджер. Что означает тату Веселый Роджер? Какими были пиратские флаги

В качестве символа пиратства за последние два столетия в культуре крепко утвердился череп над скрещенными костями на черном фоне. Однако единого пиратского флага никогда не существовало. Веселый Роджер, как принято называть черный флаг с адамовой головой и костями, использовался пиратами вместе с десятками других стягов. В то же время Jolly Roger заслуживает отдельного внимания, пусть даже больше как культурное явление современности.

Какими были пиратские флаги

Пиратские флаги начали выделяться в отдельный класс морских символов примерно в 15-м веке. Изначально никакого унифицированного знамени у пиратов не было. Каждый капитан стремился заиметь собственную символику.

Появление черного пиратского полотнища впервые отмечено в 1694 году. Оно поднималось в тех случаях, когда жертва оказывала сопротивление. Если пираты вывешивали черный флаг, то пытающиеся избежать захвата понимали – никакой пощады им не будет.

Первая документальная фиксация «Веселого Роджера» состоялась в 1700 году. Его увидели английские военные, находившиеся на корабле «Her Majesty’s Ship Pole» под командованием Джона Крэнби. Под флагом с черепом и костями шел французский пират Эммануэль Уинн. Отчет об этом происшествии хранится в Государственном архиве Великобритании. Крэнби пытался догнать Уинна в бухте одного из островов Зеленого Мыса, но португальские солдаты помогли пирату скрыться.

В отчете не сказано, как назывался пиратский корабль, но зато там есть подробное описанием стяга. На нем помимо черепа и скрещенных костей также присутствовали песочные часы, символизировавшие истекающее время на размышление.

У английского пирата Стида Боннета «Веселый Роджер» дополнялся по бокам сердцем и кинжалом, у Калико Джека перекрещенные кости заменялись шпагами, у Генри Эвери череп был развернут в профиль. Еще один пират из Великобритании Томас Тью, убитый пушечным ядром при попытке захватить один из кораблей с направлявшимися в Мекку индийскими паломниками, использовал черное полотнище с изображением белой руки с мечом. Предполагается, что этот символ означал «мы готовы убить вас».

На флаге Эдварда Тича, более известного как Черная Борода, черепа и костей не было вообще. Вместо них на полотнище в полный рост стоял дьявол, в одной руке которого были песочные часы (символизировали неотвратимую смерть), а в другой – копье, готовое пронзить человеческое сердце. При виде такого стяга встречные суда должны были понимать, что не стоит оказывать пиратам сопротивления. В противном случае всех попавших в плен ожидала жестокая смерть.

Интересную символику использовал пират из Уэльса Бартоломью Робертс, захвативший за свою «карьеру» больше 400 кораблей. На его флаге был изображен пират с обнаженной саблей, который стоит на черепах поверженных врагов. Под мертвыми головами сделаны подписи:

  • ABH, «A Barbados Head», губернатор Барбадоса;
  • AMH, «A Martinique’s Head», губернатор Мартиники.

Губернатор Мартиники был повешен Робертсом на рее после того, как пираты пленили его на захваченном военном корабле.

Был у Бартоломью и другой флаг – на нем стояли рядом скелет с копьем и пират, вместе держащие песочные часы.

В общем, морские разбойники были вольны в придумывании собственной символики. Одни изображали что-то оригинальное, другие дополняли и смешивали уже распространившиеся символы. Например, Кристофер Муди использовал красное полотнище, на которое наносилось сразу три знака – череп с костями, рука с мечом и песочные часы с приделанными к ним крыльями.

Название Веселый Роджер

  1. Веселый Роджер мог произойти от французского «joyeux rouge», что означает «ярко-красный». Именно во Франции появился термин «корсары», которым обозначали людей, получивших от французского короля разрешение грабить корабли враждебных держав. Франция же первой отправила своих пиратов в Америку, чтобы те нападали на испанские корабли, возившие золото из колоний. Корсары приносили стране настолько серьезный доход, что он учитывался министерством финансов при планировании бюджета. «Лицензии» на пиратство во Франции действовали около 300 лет. Они были отменены только после того, как в корсарах исчезла необходимость из-за усиления французского государства.

    По правилам корсары должны были ходить под государственным флагом, который менялся на черный сигнальный флаг в момент атаки – это означало предъявление ультиматума. Если преследуемое судно не сдавалось, то пираты поднимали стяг кроваво-красного цвета, символизировавшего войну.

    Англичане позднее вполне могли переделать непривычные для них слова «joyeux rouge» в «jolly roger».

  2. В 12-м веке Сицилией правил король Рожер II Сицилийский, одержавший множество побед на море и на суше. Его флаг выглядел как красное полотнище с двумя перекрещенными костями. В связи с этим некоторые исследователи связывают Веселого Роджера с именем этого славного правителя.
  3. Еще одна версия восходит напрямую к дьяволу. Одним из шутливых имен сатаны было «Old Roger», и слово «old» (то есть «старый», «старина») могло в дальнейшем превратиться в «jolly».
  4. Если на корабле начиналась вспышка какой-то смертельной болезни (например, холеры или чумы), то для предупреждения остальных поднимался специальный флаг черного цвета с двумя диагональными белыми полосами. На других судах понимали, что это источник опасности и от него следует держаться подальше. Пираты стали использовать этот знак для дополнительного устрашения или отпугивания мощных военных кораблей. В дальнейшем белые полосы могли превратиться в скрещенные кости.
  5. В Индийском и Тихом океане долгое время промышляли тамильские пираты. Они называли себя «властителями моря», и на их языке эта фраза звучит как «Али раджа». Нетрудно уловить, насколько данное словосочетание созвучно «джолли роджер».

Как бы там ни было на самом деле, не стоит думать, что пираты постоянно ходили под знаменем Веселого Роджера или иным вариантом черного полотнища. Чаще всего на пиратских судах были подняты государственные флаги, но означали они не принадлежность к какой-то стране. Морские разбойники так маскировались. Например, при приближении к английским боевым судам они могли вывесить флаг Нидерландов, потому что эта страна в данный момент не воевала с британской короной. При нападении на набитый золотом корабль испанских колонизаторов те же пираты могли поднять морской флаг Англии, чтобы запутать следы и списать грабеж на представителей «владычицы морей».

Флаг, который сейчас называют «Веселым Роджером», действительно существовал четыре столетия назад. Правда, он был далеко не единственным. Пираты вывешивали на своих мачтах самые разные . Кто именно первым вывесил «Веселого Роджера», историки спорят и по сей день. Во всяком случае, именно такой флаг реял на мачте корабля знаменитого пирата Эммануэля Вайна.

Череп со скрещенными костями был и на флаге Стеда Боннета. Правда, на корабельных вымпелах тех времен вместе с черепом были и другие – песочные часы, сердце и кинжал. Цвета были выбраны не совсем случайно. Черный цвет в геральдической традиции символизировал свободу, а во время битвы – предъявление ультиматума. Белое же изображение на нем было видно лучше других. Впрочем, флаг с черепом и костями мог быть и красным – этот цвет символизирует войну.

Откуда взялось название?

Есть несколько версий происхождения названия «Веселый Роджер». По- оно звучит как Jolly Roger. Некоторые историки «берегового братства» считают, что название это имеет французское . Ярко-красный флаг по-французски назывался Joyeux Rouge. Во время атаки сначала поднимался черный флаг, затем, если противник не обращал внимания на ультиматум – красный. Англичане переделали трудное для них французское название в более привычное их слуху.

Впрочем, есть и другая легенда о названии. Если на корабле начиналась эпидемия какого-либо смертельного по тем временам заболевания, на мачте появлялся черный флаг с двумя белыми диагоналями. Другие корабли не должны были приближаться, поскольку это было опасно для экипажей. Этим обстоятельством воспользовались пираты – запрет другим кораблям подходить гарантировал некоторую безопасность. Белые диагонали в конце концов превратились в кости.

Из восточных морей

Существует и «восточная» версия происхождения флага и названия. Пиратским ремеслом промышляли уроженцы многих стран, в том числе и на берегах Индийского океана. Тамильские пираты называли свой «клан» «Али Раджа», что, по легенде, англичане переделали в Jolly Roger. Впрочем, ни одна из версий не является полностью доказанной. Вполне возможно, что знаменитая пиратская эмблема получила свое название от Рожера Сицилийского, на алом выпели которого красовались две скрещенные кости. Несмотря на то, что пиратских флагов было много, «Веселый Роджер» завоевал наибольшую популярность. Особенно известен он стал в начале прошлого века, после выхода в свет романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ».

Видео по теме

Всем известный пиратский флаг, который также называют «веселый Роджер», представляет собой полотнище с изображением черепа и костей на черном фоне. Происхождение пиратского флага уходит корнями в так называемую эпоху золотого века пиратства.

Первым устрашающее изображение использовал Эммануэль Уинн, пират, в 1700 году. Упоминание об этом событии встречается в записях британского адмиралтейства той эпохи. В отчете капитана Джона Крэнби от 18 июля 1700 года говорится о том, как корабли британского флота преследовали пиратский корабль Уинна возле островов Кабо-Верде. В описании флага присутствуют , кости, песочные часы и черный фон. Песочные часы на флаге означали то, что только быстрая капитуляция спасет жертв пиратов от гибели.

Символизм флага

Кости и символизировали смерть со времен Древнего Рима. Их выкладывали в катакомбах, могилах, криптах эпохи Средневековья. Изначально символизм костей означал продление жизни, жизнь , так как скелет умершего человека сохраняется намного дольше остальных тканей. Позднее череп и кости и их изображения стали напоминанием живым о том, что все когда-нибудь умрут. Таким образом, они стали символизировать смерть.

Почему кости на флаге изображены крест-накрест? Одно из объяснений этому – связь с образом христианской . Другой вариант относится к изображению распятия Христа, на котором очень часто присутствовали череп и пересеченные кости, сразу у ног распятого Иисуса. Это был символ триумфа над смертью и, в то же время, напоминание о раскопках места распятия – Голгофы, что в переводе с греческого значит «череп».

Именно оттого, что символом стали часто пользоваться пираты, он постепенно исчез с распятия к 1800 году. Идея сосуществования жестокого поведения пиратов и христианского распятия в одном символе стала неприемлема.

«Веселый Роджер» или «красивый красный»

Название знаменитого пиратского флага овеяно ореолом тайны. По одной из версий, английское Jolly Roger (что переводится как «веселый Роджер») произошло от французского joli rouge. Но французское словосочетание сильно отличается по смыслу от английского: оно означает «красивый красный». Это объясняется тем, что еще до того, как «веселый Роджер» вошел в моду, некоторые пиратские флаги были красного, как кровь, цвета. Этот цвет означал, что пираты не пощадят никого их тех, на кого нападут. Но это только одна из версий.
В эпоху королевы Елизаветы пришедшее из французского языка rouge стало в английском именем Roger. Это имя на сленге означало «бродяга» и относилось ко всем асоциальным элементам общества, а в особенности к пиратам, бороздившим на кораблях водные просторы Ла-Манша.

Еще одна версия утверждает, что пираты называли Старым Роджером дьявола. Отсюда и название флага. Веселым его прозвали потому, что череп на флаге как бы улыбается.

Различные интерпретации и голливудская слава пиратского флага в современной культуре затрудняют раскрытие его подлинного происхождения. Следует учитывать, что история «веселого Роджера» весьма коротка: этот дизайн флага пользовался популярностью у пиратов в течение примерно первых 20 лет 18 века.

Происхождение пиратского флага неизвестно, но его историю можно проследить.

Флаги использовались для того, чтобы запугать противника, дизайн флага подчинялся прежде всего этой цели. Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективный в сочетании с репутацией, которую вскоре приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя.

Известные пираты часто пользовались уникальными флагами, что было особенно эффективно. Так, Бартоломью Робертс враждебно относился к колониям Барбадос и Мартиника. Поэтому, появляясь в виду этих островов, он поднимал флаг, на котором изображался пират, стоящий на двух черепах. Пират, по-видимому, означал самого Робертса, а под черепами стояли буквы: ABH (A Barbadian’s Head - «череп барбадосца») и АМН (A MartiniquarTs Head -«череп мартиникца»). Угроза была слишком очевидной, и корабли с этих двух островов сдавались без боя.

Определить противника в море всегда было трудной задачей. В XVI веке королевские корабли обычно несли опознавательные знаки на главных парусах (английские корабли - розу Тюдоров, испанские корабли - католический крест). Но правительственные корабли обычно действовали в составе эскадр или флотов. Начиная с позднего средневековья, для указания на свою принадлежность стали использоваться флаги. На протяжении XVII-XVIII вв. государственная символика стабилизировалась, и были изданы альбомы, в которых изображались все действующие на этот момент флаги.

В море, определив флаг корабля, можно было определить его государственную принадлежность, после чего становилось понятным, кто это - друг или враг. Но флаг не давал полной гарантии. Пираты и каперы, а случалось, что и военные корабли, часто поднимали чужие государственные флаги, чтобы иметь возможность спокойно приблизиться к противнику. Сблизившись с противником, корабль поднимал свой настоящий флаг, что по морским законам того времени давало основания начать бой. Поэтому, наиболее разумным подходом было считать все встречающиеся на пути корабли вражескими, особенно во время войны.

Каперы несли государственный флаг той страны, которая выдала им лицензию (Георгиевский крест для Англии, триколор для Голландии и т.д.). С середины XVII века каперы кроме государственного флага стали поднимать дополнительные символы, указывающие на их каперскую деятельность.

Корабли без национального флага считались пиратскими.

Дизайн ранних каперских флагов нам не известен. Но мы знаем, что в 1694 году английское Адмиралтейство издало закон, обязывающий английских каперов поднимать красный флаг. Красный флаг изображен и на ранних голландских морских гравюрах, но назначение этого флага не указано. В наши дни красный флаг символизирует предупреждение. По-видимому, каперы XVII века также предупреждали противника не оказывать сопротивления. Флаг, введенный в 1694 году Адмиралтейством, получил прозвище The Red Jack («Красный Джек»).

Примерно в то же время появился и другой дизайн пиратского флага. Черное пиратское полотнище в первый раз отмечено в 1697 году. Его поднимали каперы в том случае, если жертва пыталась оказать сопротивление. Поднятие этого флага означало, что никакой пощады противнику больше не будет.

В XVII веке использовались и желтые флаги. Известно, что они означали карантин, но одним этим значением не ограничивались, хотя до нас другие значения желтого флага не дошли.

Таким образом, можно утверждать, что к 1700 году основными типами каперских флагов были красный и черный. В 1714 году война за испанское наследство завершилась, и большинство каперов превратились в пиратов. Они сохранили свои флаги, хотя у пиратов большей популярностью стало пользоваться черное полотнище. Красный цвет продолжал ассоциироваться с каперством вплоть до XIX века.

Американские каперы в XVIII веке поднимали красный флаг с белыми горизонтальными полосами, напоминавший государственный флаг США.

Известное всем название «Веселый Роджер» (Jolly Roger) зафиксировано в письменных источниках того времени. Французское название каперского флага звучало как Jolie Rouge («веселый красный»), которое английскими пиратами было переосмыслено в «Веселого Роджера». Возможно и другое объяснение. В конце XVII века в Англии были приняты так называемые rouge laws - законы против бродяжничества. Поэтому Роджер мог означать «бродяга», «нищий» или «попрошайка». Голландских «морских гёзов», сражавшихся за независимость Голландии в конце XVI века, называли sea beggars - «морские нищие». Это название еще долгое время использовалось для обозначения каперов, действующих в районе Ла-Манша, в первую очередь возле порта Дюнкерк. Веселым Роджером стали называть любой каперский флаг, независимо от того, красный он был или черный. Позднее это же название перенесли и на пиратские флаги.

Первое упоминание о доработанном «Веселом Роджере» относится к 1700 году. В этом году французский капер Эммануил Вюн поднял черный флаг, украшенный белым черепом, скрещенными костями и песочными часами. Возможно, Вюн не был первым, но свидетельств на этот счет не сохранилось. Кроме того, новый флаг мог означать и переход Вюном от каперства к чистому пиратству. Очень быстро появилось еще несколько красных и черных флагов с дополнительными изображениями. Очень быстро подобного рода флаги стали прочно ассоциироваться с пиратами.

Среди пиратской символики наиболее распространенным был череп - символ смерти. Череп часто изображался вместе со скрещенными костями. Череп, как сам по себе, так и в сочетании с костями, служил в XVI-XVII веках напоминанием о смерти и часто изображался на надгробьях на Британских островах. Другими распространенными символами были скелеты, копья, мечи, песочные часы, инициалы, сердца, скрещенные шпаги, крылья и поднятые стаканы.

В эпоху, когда символизм пронизывал искусство и повседневную жизнь, все эта символы были легко узнаваемы и наполнены значениями.

В Европе того времени весьма распространенной была тема танца смерти, означавшая, что никто из живущих не избежит могилы. Эта тема обычно включала изображения костей, черепов и целых скелетов. Поднятый стакан означал тост за смерть. Оружие означало угрозу, исходящую от него, а песочные часы и крылья символизировали собой утекающее (или улетающее) без возврата время. Все эти символы мы можем найти на аллегорических картинах того времени, а также на надгробных памятниках.

Символы часто комбинировались друг с другом. Например, Кристофер Муди, который пиратствовал в районе Каролины в 1717 году, имел на флаге череп и скрещенные кости, меч, а также песочные часы с крыльями. На флаге Эдварда Тича (Черная Борода) был изображен скелет, держащий песочные часы, и копье, направленное на кровоточащее сердце. У Бартоломью Робертса кроме уже упомянутого флага с аббревиатурой АВН/АМН, был флаг, изображающий пирата, держащего песочные часы, и скелет, сжимающий копье. Очевиден фатализм в пиратской символике, одинаково применимый как к самим пиратам, так и к их жертвам.

Пираты могли поднимать и национальные флаги, особенно в том случае, если хотели ввести в заблуждение противника. В 1718 году Чарльз Вейн поднимал на одной мачте английский флаг и черный пиратский флаг на другой. В 1720 году Эдвард Ингленд держал черный флаг на грот-мачте и красный флаг на фок-мачте, а на флагштоке поднимал английский флаг.

Существует масса легенд о возникновении традиции поднимать на пиратских кораблях «Веселого Роджера». Самый популярный из них – это версия о том, что черный флаг над кораблем поднимали в случае эпидемии чумы или другой смертельно опасной болезни. Действительно, пиратство во многом похоже на неизлечимую болезнь и для этой версии есть определенное основание. Флаг, обозначающий болезнь представлял из себя белый крест на черном фоне, который в последствии превратился в скрещенные кости. Первое время этот флаг использовался пиратами чтобы держать любопытных и более сильных противников на расстоянии. Затем это стало традицией. Следует учесть, что каперы и корсары были обязаны поднимать флаг той страны, на службе которой они состояли. Нередко вместе с государственным флагом поднимался черный флаг как знак атакованному кораблю о предъявлении ультиматума. Когда время размышления истекало, в дополнение к черному поднимали красный флаг, означающий требование немедленно остановиться и сдаться. Красный флаг также сигнализировал о том, что в случае сопротивления не стоит рассчитывать на пощаду со стороны нападавших. Возможно, что название красного флага joli rouge– красный флаг в последствии трансформировалось в созвучное английское jolly roger– веселый Роджер. Таким образом первоначально пиратский флаг мог быть и красного цвета. Но не зависимо от цвета он стал «веселым Роджером». Существует также и другая версия возникновения пиратского флага. Тамильские пираты, промышлявшие в Индийском и Тихом океанах, поднимали на мачтах красный флаг и называли себя «Али раджа», что означает властители моря. Это словосочетание также созвучно английскому «Джали Роджерс». По крайней мере знаменитый пират Черный Барт Робертс знал о существовании азиатских пиратов и мог заимствовать их расцветку и название флага. Череп и скрещенные кости использовались с начала 17 века в качестве символа на многих полковых знаменах Европы. Таким образом к моменту наступления Золотого Века пиратства символика эта была широко известна и распространена. Традиционно кости размещались под черепом, однако первые версии пиратской символики включали в себя
также полное изображение скелета, держащего стеклянные часы и копье, пронзающее сердце. Именно так выглядел флаг пирата Джона Куэлча, в дальнейшем позаимствованный знаменитым Блэкбердом. Флаг был важной частью морской жизни. Пираты поднимали собственный национальный флаг, чтобы привлечь союзников или отпугнуть врагов. Сообщения между судами также передавались при помощи флагов, для чего на мачтах применялось специальное сигнальное устройство. Пираты также иногда поднимали национальный флаг, чтобы безболезненно приблизиться к своей жертве. Когда расстояние между кораблями становилось удобным для атаки, они снимали фальшивый флаг и бросались на абордаж.
Многие пираты имели собственные флаги, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность.

Евсеев Антон 14.03.2019 в 23:55

Принято считать, что суда пиратов, промышлявших в XVII- XVIII веках в Карибском море и Индийском океане, плавали под флагом, где на черном полотнище были изображены череп и скрещенные кости под ним. Этот флаг многие называли "Веселый Роджер". Неспециалисты уверены, что это знамя было общим для всех "джентльменов удачи". Однако это совсем не так.

Прежде всего, "Веселый Роджер", судя по всему, никогда не существовал в том виде, в котором его изображают на иллюстрациях книг о пиратах или в художественных фильмах. Очень похожий флаг поднимали лишь корабли капитана Генри Эвери (конец XVII века) и Эммануэля Вейна (начало XVIII столетия). Причем у Эвери череп над скрещенными костями был изображен не в фас, а в профиль, и его макушка была повязана пиратским платком, а на флаге Вейна под костями красовались песочные часы (говорящие о том, что у жертвы кончилось время на размышление). Больше ни у кого из пиратов флага с подобным рисунком не отмечалось.

Следует заметить, что у "джентльменов удачи" вообще не было единого флага. Их было несколько, каждый для определенной ситуации. В обычное время корабль плавал под флагом той страны, откуда был родом капитан, или той, что выдала ему патент на каперство. Когда требовалось обмануть противника, пираты поднимали такой же флаг, как и у него (это делалось при обманном маневре в бою или при попытке уйти от военного патрульного судна). Однако часто перед атакой на пиратском корабле действительно поднимался своеобразный флаг, который позже и назвали "Веселый Роджер". Однако рисунок и фон его были весьма различны.

Приведу несколько примеров. Флаг капитана Эдварда Дэвиса был следующим - на белом фоне была изображена рука, державшая саблю. Похожий флаг использовал Томас Тью, глава пиратов Мадагаскара, только фон флага был черным. Знаменитый морской недотепа Бартоломью Шарп (прототип Джека Воробья из фильма "Пираты Карибского моря") перед атакой поднимал знамя, где на красном фоне перекрещивались белая и зеленая полоса. Похожий флаг имел капитан Ричард Сокис, только обе полосы были желтыми, а у Эдмунда Кука эта композиция дополнялась еще изображением руки с саблей.

Многие французские пираты перед атакой поднимали красный флаг с изображением единорога, а голландские - зеленый с рисунком дракона или василиска. Некоторые отдавали предпочтение религиозной символике - так, на знамени известного мадагаскарского пирата Миссона на белом фоне был изображен ангел, а под ним красовалась надпись "С нами Господь". Встречались также флаги с изображением креста и распятия. Так что, как видите, не о каком едином пиратском знамени речи быть не может.

Что касается черного "Веселого Роджера" с изображением символов смерти, то он, согласно исследованиям историков, появился достаточно поздно, в первой половине XVIII века, когда пиратство уже шло на убыль. Однако и здесь было множество вариантов изображения. Например, на флаге Черной Бороды (подробнее об этом капитане читайте в статье "Пираты: оклеветанный капитан Флинт ") красовался дьявол с пикой в одной руке и рюмкой в другой. Знамя Бартоломью Робертса украшало изображение пирата, выпивающего в компании скелетов. На флаге Ситцевого Джека под черепом были не скрещенные кости, а абордажные сабли. Капитан Стид Боннет перед атакой поднимал знамя с изображением черепа, под которым горизонтально располагалась одна кость, а по бокам - рюмка и сердце. Самый интересный "Веселый Роджер" имел корабль Кристофера Моуди: на красном фоне в центре была изображена рука с саблей, справа от нее - череп со скрещенными костями, а слева - песочные часы.

Итак, вариантов "Веселого Роджера" было очень много. А вот откуда взялось само название? Почему персонаж, изображенный на флаге, зовется Роджером, и по какому поводу он веселиться? На этот счет существует несколько версий, однако самыми правдоподобными на данный момент считаются две.

Согласно первой версии, "Весёлый Роджер" происходит от французского "Joyeux Rouge" (ярко-красный). Известно, что идя в атаку, французские флибустьеры XVII века поднимали ярко-красный флаг, поскольку данный цвет символизировал бунт и неповиновение. Позже каперы и корсары разных национальностей, которые вообще-то были обязаны поднимать на своих кораблях государственные флаги, стали использовали чёрный сигнальный флаг непосредственно перед нападением. Он, согласно морскому кодексу того времени, означал предъявление ультиматума. Если противник не сдавался, то корсары поднимали красный флаг и шли в атаку.

Считается, что позже англичане переделали слово "Rouge" в более привычное для них слово "Roger", а "Joyeux" в "Jolly", то есть "Весёлый". При этом название распространилось и на ультимативный черный флаг, который со временем стал единственным сигнальным знаменем пиратов. А для того, что бы сделать ультиматум более действенным, его стали украшать изображением чудовищ.

Однако данная версия лично мне представляется весьма сомнительной. Дело в том, что в романтическом XVII столетии красным флагом пользовались не только французские, но и английские (а также голландские) флибустьеры. Так зачем же им было заимствовать название этого знамени у французов, которых они, кстати, весьма недолюбливали? Не легче ли было придумать свое собственное?

Судя по всему, дело обстояло совсем не так. Известно, что в староанглийском языке слово rogue обозначало бродягу, мошенника, плута, а также являлось эвфемизмом… самого дьявола! К XVII веку данное слово стали произносить как roger, то есть "Роджер". В английском фольклоре того времени оно также часто обозначает сатану. Слово же jolly в ту эпоху имело значение "бесшабашно храбрый" и даже "безбашенный" (в смысле, слегка сумасшедший). Так что, скорее всего, "Веселый Роджер" - это намек на сумасшедшего дьявола (не случайно на флаге капитана Тича был изображен именно этот персонаж). Череп же и кости, а также песочные часы тоже часто являлись символами владыки ада.

Поднимая подобный флаг, пираты как бы подвергали своих жертв своеобразной "психической атаке". Известно, что флаг на мачте корабля означает не только то, какой стране принадлежит данное судно, но и то, под чьим покровительством оно находится (судам с "Юнионом Джеком" покровительствует британский монарх, и т. п.). Так что, используя "Веселый Роджер", пираты заявляли, что они находятся под покровительством самого дьявола, и поэтому любое сопротивление бесполезно. Интересно, что в большинстве случаев подобный психологический трюк имел успех - напуганные "купцы" сдавались разбойникам сразу после поднятия флага.

Однако из этого вовсе не следует, что все пираты указанного периода были сатанистами или безбожниками. Наоборот, большинство из них были верующими людьми. Известно, что на их кораблях почти всегда были судовые капелланы, а капитан и квартирмейстер при дележе добычи клялись на Библии, что будут честными с командой. По сообщениям очевидцев, многие французские флибустьеры, ограбив испанское поселение, шли в ближайшую церковь и заказывали молебен, а также жертвовали из добычи деньги на нужды храма.

Английские и голландские пираты-протестанты часто устраивали молебны на палубе перед атакой. Известно, что капитан Даниэль даже застрелил одного матроса, который начал богохульствовать во время подобного молебна. С удачливым же французским пиратом Де Граммоном многие капитаны не хотели иметь никаких дел именно потому, что он слыл атеистом (что было весьма распространено среди французских аристократов в конце XVII века). Так что в безбожии или дьяволопоклонничестве пиратов обвинить достаточно сложно.

Почему же они тогда считали сатану своим покровителем? Скорее всего, потому, что в то время к данному библейскому персонажу относились несколько по-другому, нежели сейчас. Конечно, он и тогда считался врагом всех христиан, однако на войне (а пираты ведь всегда находились в состоянии войны со всеми подряд) иногда приходится просить помощи и у врага. Что пираты и делали перед каждой атакой.

После того, как в XVIII веке пиратство фактически закончилось, про "Веселый Роджер" надолго забыли. Однако в конце этого столетия он вновь появился, правда, уже исключительно на страницах романов о флибустьерах. Именно тогда-то и сформировался миф о том, что данный флаг был единым для всех пиратов и представлял собой череп со скрещенными костями на черном фоне. Считается, что наиболее способствовал распространению данного заблуждения известный роман Р. Л. Стивенсона "Остров сокровищ".