Подготовка граждан к военной службе кратко. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Подготовка граждан к прохождению военной службы

1. В целях улучшения воспитания здорового, всесторонне и гармонично развитого подрастающего поколения, повышения уровня знаний у учащихся по основам военной службы, истории Отечества, истории Российской армии, допризывной подготовки юношей к военной службе, создания условий для подготовки к профессиональной деятельности и защите Отечества, укрепления их здоровья, в том числе вовлечения в занятия физической культурой и военно-прикладными видами спорта, а также активизации борьбы с негативными явлениями в молодежной среде комментируемый пункт закрепляет правовые основы добровольной подготовки гражданина к военной службе. Несмотря на то, что подготовка граждан к военной службе в добровольном порядке не включена в состав воинской обязанности, наличие правовых норм, посвященных данному виду деятельности, именно в комментируемом Федеральном законе свидетельствует о важности ее содержания и особом внимании государства в этой сфере. Закрепляя таким образом структуру добровольной подготовки граждан к военной службе, права и преимущества обучаемых во время и после ее окончания, законодательная власть сознательно стимулирует приток в армию контингента с определенной подготовкой, что соответствует общенациональным интересам сохранения суверенитета России путем обеспечения обороны и безопасности страны.

2. Составляющими добровольной подготовки граждан к военной службе являются:

Занятие военно-прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Кроме того, в соответствии с подп. "г" п. 33 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441, добровольная подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования предусмотрена для граждан женского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе.

4. Специфической формой добровольной подготовки граждан к военной службе, сочетающей образовательный процесс с сущностью армейской жизни и быта является обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Она осуществляется в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и военно-музыкальных училищах, создаваемых Правительством Российской Федерации. Также указанное обучение может производиться в иных создаваемых Правительством Российской Федерации образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в которых используются дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой, кадетские школы, кадетские школы-интернаты и т.п.).

Деятельность указанных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Она направлена на осуществление образовательного процесса в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, предусматривающими раннюю профессиональную ориентацию и военную подготовку обучающихся по профилю конкретного вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, и может обеспечивать их поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования (более подробно см. комментарий к п. 1 ст. 19).

5. Для повышения интеллектуального, культурного, физического, нравственного уровня развитии обучающихся, получения ими среднего профессионального (музыкального) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний, навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения в военной консерватории, в военных образовательных учреждениях и военных оркестрах, а также замещения в них должностей младших командиров, предусмотрено обучение указанных лиц в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военно-музыкальных училищах, музыкальных кадетских корпусах (более подробно см. комментарий к п. 2 ст. 19).

6. Следующей формой добровольной подготовки граждан к военной службе является обучение по программам подготовки офицеров запаса, в котором могут участвовать лица, годные по состоянию здоровья к военной службе, заключившие с Министерством обороны Российской Федерации контракт на обучение по программе подготовки офицеров запаса и на прохождение военной службы по призыву после получения воинского звания офицера.

Правовое регулирование данного вида деятельности до 1 января 2008 г осуществляется в соответствии с Положением об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. N 1255 (более подробно см.

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
1.Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно-патриотическое воспитание;
подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
медицинское освидетельствование;
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан.
2. Граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.
Положение об указанных объединениях утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств.

Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.
Учащиеся (воспитанники) иных образовательных учреждений подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не получают.
Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации.
2. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.
3. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.

Статья 16. Утратила силу.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
занятие военно-прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);
обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
2. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
2. Граждане, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Спортивная подготовка указанных граждан учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Статья 19. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и военных оркестрах
1. Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища, создаваемые Правительством Российской Федерации. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти имеет право создавать и иные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Положения об указанных образовательных учреждениях утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, осуществляется также в военных оркестрах. Положение о воспитанниках военных оркестров утверждается министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
3. Несовершеннолетние граждане - сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, поступающие в образовательные учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, либо в военные оркестры, зачисляются в них без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Статья 20. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
1. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
1.1. Договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, подвергающимся уголовному преследованию.
2. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может обучаться на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
3. Обучение граждан по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанная программа может предусматривать обучение граждан женского пола.
4. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования осуществляет подбор и направление военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, для назначения не на воинские должности преподавательского состава военной кафедры при этом образовательном учреждении.
5. Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам.

Статья 20.1. Обучение граждан по программе военной подготовки в учебных военных центрах
1. Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачиваются за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
2. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может обучаться по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
3. Гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после окончания федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, непосредственно после окончания гражданином федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключает с указанным гражданином контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона и присваивает ему воинское звание офицера.
5. Гражданин, от5. Гражданин, отчисленный из учебного военного центра при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования за нарушение устава или правил внутреннего распорядка образовательного учреждения либо не заключивший контракт о прохождении военной службы в соответствии с договором, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре и исчисленные в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи.
6. Прием граждан для обучения в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, при котором создан учебный военный центр, осуществляет подбор и назначение преподавательского состава указанного учебного военного центра.

Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе
1. Министерство обороны Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба:
участвуют в разработке перечня военно-учетных специальностей и военно-прикладных видов спорта;
разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению требования к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу, а также проходящих военную службу;
разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по образованию федеральные государственные образовательные стандарты, программы и методики подготовки граждан к военной службе;
участвуют в создании, финансировании и материально-техническом обеспечении образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, военных кафедр и учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной службе на договорной основе.
2. Отбор граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для исполнения специальных обязанностей военной службы осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

    Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

    Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

    Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

    Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

    Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

    Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

    Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

    Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

    Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

    Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

    Что она включает в себя?

    Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

    Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

    Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

    Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. Вдополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

    обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

    обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

    Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

    Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

    Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

    Какова цель создания Военно-музыкального училища?

    Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

    Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

    Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

    Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

    участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­тической операции на Северном Кавказе;

    занятие военно-прикладными видами спорта;

    занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.

Многие люди добровольно согласны поступить на срочную службу, а может быть, и пойти дальше, заключив соответствующий контракт. Однако физическая форма и незнание всех особенностей порой становятся настоящей проблемой. Именно поэтому правительство озаботилось вопросом устранения всех важнейших пробелов в знаниях граждан.

Добровольная подготовка граждан к военной службе регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. И сегодня о ее тонкостях мы и поговорим.

Что включает в себя добровольная подготовка

Действующим законодательством четко очерчен круг мероприятий, которые предусматривает добровольная подготовка. Подробно ознакомиться с ними вам предлагает Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 04.07.2016). В соответствии с его положениями, данное мероприятие включает в себя:

  1. Военно-прикладные спортивные дисциплины (этот вопрос мы разберем более подробно далее).
  2. Обучение по специальным программам общего среднего образования. Комплекс специальных мероприятий разработан для средних школ и специальных образовательных организаций нашей страны, военных оркестров, иных учебных учреждений.
  3. Образование на военной кафедре в государственных высших учебных заведениях. В рамках данных мероприятий происходит подготовка рядового, сержантского и офицерского состава для Вооруженных сил Российской Федерации. В особенности, студенты, поступившие на Военную кафедру, могут получить любое воинское звание до лейтенанта.
  4. Образование в специфических Воинских центрах, которые также организовываются при академиях, институтах и университетах нашей страны.

Порядок подготовки специалистов для Вооруженных сил происходит в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, к мероприятиям, которые можно входят в курс добровольной подготовки, следует отнести сдачу нормативов и тестов по конкурсу «Готов к труду и обороне» (ГТО). Все добытые успехи отмечаются специальными наградами и значками ГТО. Далее поговорим о том, что входит в список военно-прикладных видов спорта, относящихся к добровольной подготовке.

Военно-прикладные виды спорта

Действующим законодательством предусмотрен перечень военно-прикладных видов спорта, которые входят в курс добровольной подготовки. Всего сюда входит около 14 дисциплин, однако мы приведем лишь некоторые, которые могут проводиться в гражданских условиях.

В частности, к таковым относятся:

  • забег на 1 и 3 км, который производится по дорожкам стадиона;
  • армейские рукопашные бои;
  • марш-броски на 5 000 и 10 000 метров по пересеченной местности. Обращаем внимание, что начало и конец марш-броска находятся в одной и той же точке, бег проходит по кругу;
  • прохождение полосы препятствий;
  • лыжный спорт. В частности, в него входят гонки на скорость и марш-броски на выносливость. Первая дисциплина включает в себя дистанцию 5 000 или 10 000 метров, марш-бросок может достигать и 20 000 метров;
  • прыжки в длину. Задача спортсменов заключается в том, чтобы совершить прыжок с тумбы, высотой до 1,5 метра в бассейн, и проплыть под водой как можно большую дистанцию;
  • парусный спорт;
  • перетягивание каната в специальной форме, длина снаряда может достигать 34 метров, а толщина – 13 сантиметров;
  • плавание с автоматом. При прохождении добровольной подготовки используется макет снаряда, по форме и массе максимально приближенный к оригиналу;
  • метание гранаты. Для соревнований используются снаряды, аналогичные гранатам Ф-1, масса которых составляет 600 граммов;
  • скоростное маневрирование на автомобиле. Используется автотранспорт, состоящий на вооружении в Вооруженных силах Российской Федерации. Применяются как легковые, так и грузовые транспортные средства. К участию допускаются только совершеннолетние участники, обладающие водительскими правами соответствующей категории;
  • военное троеборье. Включает в себя прохождение полосы препятствий с бегом на 400 метров, соревнования по стрельбе, а также метание гранаты;
  • кросс на дистанцию 3 км.

1 . Подготовка граждан к прохождению военной службы

1.1 Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе

1.2 Прием на воинский учет и призыв на военную службу

1.3 Права, обязанности и ответственность призывника

1. Подготовка граждан к прохождению военной службы

Статья 57 Конституции Республики Беларусь гласит, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг каждого гражданина. Однако прохождение воинской службы предполагает наличие определенных навыков и знаний, поэтому перед прохождением гражданами военной службы, службы в резерве воинская обязанность предусматривает проведение большой подготовительной работы. Эта работа включает в себя обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе, приписку к призывным участкам и призыв на военную службу, службу в резерве. Важной составляющей в системе подготовки граждан к военной службе является допризывная подготовка в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

1.1 Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе

Закон Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе" устанавливает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

– получение начальных знаний в сфере вооруженной защиты государства;

– допризывную и физическую подготовку в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования;

– патриотическое воспитание;

– проведение лечебно-профилактических мероприятий.

Получение начальных знаний в сфере вооруженной защиты государства - первый этап в системе подготовки вооруженного защитника Отечества в Республике Беларусь. Он осуществляется путем интегрирования вопросов вооруженной защиты государства в ряд учебных предметов, входящих в основном в образовательную область "Обществознание". Вопросы защиты Отечества приоритетны при внешкольном обучении и воспитании, воспитании в дошкольных учреждениях и в семье.

Допризывная и физическая подготовка. Юноши проходят допризывную и физическую подготовку во всех учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, в соответствии с учебными планами. Допризывная и физическая подготовка учащихся осуществляется на занятиях по предметам "Допризывная и медицинская подготовка" и "Физическая культура" учителями (преподавателями, руководителями) допризывной подготовки и физической культуры. В ходе допризывной подготовки юноши проходят учебно-полевые сборы.

Цель допризывной подготовки - формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.

В процессе допризывной подготовки юноши должны:

–углубить знания о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;

–осмыслить личную ответственность за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;

–ознакомиться с оборонительным характером военной политики Республики Беларусь, историей и современным состоянием национальных Вооруженных Сил, порядком прохождения военной службы;

–освоить права, обязанности и ответственность призывника, основы военного дела;

–научиться стрелять, выполнять строевые приемы, действовать в экстремальных условиях, выполнять военно-прикладные и физические упражнения и нормативы.

Физическая подготовка допризывников и призывников проводится с целью подготовки физически крепких, выносливых юношей, способных успешно адаптироваться к высоким физическим и психологическим нагрузкам военной службы. Основу физической готовности призывников к предстоящей военной службе составляют занятия по физической культуре, проводимые во всех классах средней школы, на всех курсах профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. В ходе допризывной подготовки учащиеся совершенствуют свою общефизическую подготовку, адаптируясь к нормативам молодого солдата, а также осваивают элементы военно-прикладной физической подготовки.

Занятия по физической подготовке проводятся в соответствии с действующими учебными программами и нормативами по физическому воспитанию и допризывной подготовке.

Юноши совершенствуют свою физическую подготовку в процессе внеурочной и внешкольной работы в военно-прикладных кружках и секциях, на соревнованиях, состязаниях и спартакиадах, в походах, при полевых выходах, на спортивно-патриотических играх.

Важную роль в развитии технических, авиационных, военно-прикладных видов спорта и технического творчества молодежи играет Добровольное общество содействия армии, авиации, флоту Республики Беларусь (ДОСААФ). Общество располагает хорошо оснащенной спортивно-технической базой и широко развитой сетью учебных центров, школ, тиров, спортивных сооружений, оно активно содействует физическому развитию допризывников и призывников.

Патриотическое воспитание. Для привития любви к своей Родине и формирования морально-психологической готовности к выполнению конституционного долга по защите Республики Беларусь с допризывниками и призывниками проводится патриотическое воспитание. Воспитательный процесс организуется и ведется органами местного управления и самоуправления совместно с Министерствами обороны и образования Республики Беларусь, другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, с общественными организациями и объединениями, в первую очередь молодежными.

В ходе патриотического воспитания юноши глубже познают Беларусь, ее героическое и историческое прошлое, настоящее, перспективы развития; углубляют знание Конституции, законодательства о защите Республики Беларусь, вопросов внутренней и внешней политики нашего государства. Весьма важными формами военно-патриотического воспитания являются уроки мужества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, музейная и поисковая работа, проведение воинских праздников, шефские связи с воинскими частями. Патриотическое воспитание допризывников и призывников проводится как в ходе плановых занятий по допризывной подготовке, так и при проведении внеурочных и внешкольных мероприятий с участием всего педагогического коллектива учебного заведения, представителей воинских частей, военкоматов, ДОСААФ, общественных организаций.

Проведение лечебно-профилактических мероприятий. Лечебно-профилактические мероприятия организуются и проводятся по месту жительства, учебы или работы граждан призывного возраста медицинскими организациями Министерства здравоохранения Республики Беларусь с созданием в них подростковых кабинетов. До приписки юношей к призывным участкам ежегодно проводятся (начиная с 14-летнего возраста) их медицинское обследование, динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием, а при необходимости - другие профилактические и реабилитационные мероприятия. В процессе приписки юношей к призывным участкам проводится медицинское освидетельствование допризывников. Комиссии по приписке, в состав которых входят врачи-специалисты, прикрепляют к лечебно-профилактическим организациям граждан, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении.

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка включает:

–занятие военно-прикладными видами спорта;

–подготовку по военно-техническим специальностям;

–обучение по учебным программам, предусматривающим военную подготовку несовершеннолетних граждан (Минское суворовское военное училище, военные оркестры);

–обучение по программам подготовки младших командиров на военных кафедрах или факультетах гражданских учебных заведений;

–обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах гражданских учебных заведений.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, могут заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, учреждениях образования, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Наличие у граждан первого спортивного разряда или спортивного звания по военно-прикладному виду спорта учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил, других воинских формирований, в которых они будут проходить срочную военную службу.

Подготовка граждан по военно-техническим специальностям и специальностям, родственным военно-учетным, осуществляется в организациях Белорусского ДОСААФ и учреждениях образования. На обучение по военно-техническим специальностям направляются граждане мужского пола, достигшие 17-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе, подлежащие призыву на срочную военную службу после окончания обучения.


1.2 Прием на воинский учет и призыв на военную службу

Приписка граждан к призывным участкам. Юноши в год достижения ими 16-летнего возраста подлежат приписке к призывным участкам, создаваемым в районах и городах без районного деления. Приписка осуществляется в целях постановки граждан на воинский учет, определения категории годности их к военной службе, установления общеобразовательного уровня, приобретенной специальности и физической подготовленности. Приписка проводится ежегодно в январе-апреле по месту постоянного жительства (прописки) граждан.

Руководители государственных органов, иных организаций ежегодно в установленные сроки представляют в военные комиссариаты списки граждан, подлежащих приписке. На основании представленных списков военные комиссариаты составляют сводные списки и разрабатывают графики явки допризывников на приписку.

Для проведения приписки граждан к призывным участкам исполкомами местных органов власти создаются комиссии в составе председателя комиссии - военного комиссара района (города) и членов комиссии: специалистов военного комиссариата, врачей - специалистов медицинских организаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь, секретаря комиссии.

В ходе приписки юношей к призывным участкам комиссии проводят медицинское освидетельствование допризывников и предварительно определяют их предназначение на воинской службе; предварительно отбирают на добровольной основе кандидатов для направления в военные учебные заведения; определяют лиц для подготовки по специальностям, родственным военно-учетным. Комиссии по приписке прикрепляют к лечебно-профилактическим организациям лиц, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении, а также рассматривают вопросы об освобождении граждан от приписки к призывным участкам.

Конкретные сроки явки на призывные участки устанавливаются военными комиссарами в повестках вызова для приписки к призывному участку. Вручение повесток гражданам осуществляется через жилищно-эксплуатационные организации, исполкомы местных Советов, отделы кадров предприятий, учреждений и учебных заведений. В необходимых случаях оповещение происходит по почте или по телефону, повестки также могут вручаться гражданам непосредственно.

Граждане, вызываемые для прохождения приписки, обязаны прибыть на призывные участки в указанные сроки, имея при себе паспорт или свидетельство о рождении, документ об окончании учебного заведения или справку с места учебы (работы), справку о составе семьи, характеристику с места учебы или работы, 4 фотографии 3x4 см (перечень документов указывается в повестке).

Назначенные военным комиссаром работники военкомата проводят беседу с юношами, проверяют наличие и полноту представленных ими документов, оформляют личные дела допризывников. В ходе беседы с допризывниками выясняются их наклонности, специальность, черты характера, взаимоотношения со сверстниками и в семье, состояние здоровья, вредные привычки, занятие спортом и другие сведения.

Каждый допризывник в ходе приписки к призывному участку подлежит обязательному медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом и при необходимости врачами других специальностей.

Гражданину, приписанному к призывному участку, выдается удостоверение призывника, разъясняются права и обязанности призывника, правила воинского учета и порядок прохождения обязательной подготовки к военной службе.

Призыв на срочную военную службу. После приписки к призывному участку и до призыва на срочную военную службу, службу в резерве в военкоматах планомерно накапливаются сведения о призывниках, их деловых и моральных качествах, состоянии здоровья, физического развития, образования и семейного положения.

Призыву на срочную военную службу, службу в резерве подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет в сроки, установленные Указом Президента Республики Беларусь.

Призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве проводит призывная комиссия в следующем составе:

–председатель комиссии - заместитель руководителя местного исполнительного и распорядительного органа;

–члены комиссии - военный комиссар района (города), заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел местного исполнительного и распорядительного органа, руководитель (заместитель руководителя) местного органа управления здравоохранения, врач, руководящий работой врачей - специалистов по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на срочную военную службу, службу в резерве;

–секретарь комиссии.

В работе призывной комиссии могут участвовать депутаты, представители общественных объединений и иных организаций.

При призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве районная (городская) призывная комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование призывников и принять по отношению к ним одно из следующих решений:

–о призыве на срочную военную службу или службу в резерве;

–о предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу или службу в резерве;

–об освобождении от призыва на срочную военную службу, службу в резерве;

–о зачислении в запас;

–об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При принятии решения о призыве граждан на срочную военную службу призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил, другие воинские формирования, которых эти граждане могут проходить срочную военную службу. Решение районной (городской) призывной комиссии объявляется призывнику. Призывнику, в отношении которого принято решение призывной комиссии, по его требованию выдается копия соответствующего решения.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, обязаны: явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование (обследование) и на заседание призывной комиссии; явиться для отправки в воинские части для прохождения военной службы; находиться в военном комиссариате (на призывном пункте) для отправки их к месту военной службы, службы в резерве.

Повестки военного комиссариата вручаются призывникам под расписку. В повестках указывается информация о правовых последствиях невыполнения гражданами изложенных в них требований. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, могут вызываться почтовыми карточками или телефонограммами.

В случае отказа граждан от получения повесток и неявки в установленные сроки без уважительной причины на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве органы внутренних дел осуществляют привод этих лиц в военные комиссариаты (на призывные пункты) на основании письменного обращения военного комиссара. В случае неявки эти граждане считаются уклоняющимися от исполнения воинской обязанности и привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Руководители предприятий обязаны обеспечить своевременное прибытие призывников на призывной участок.

Для руководства районными (городскими) призывными комиссиями и осуществления контроля их деятельности областными (Минским городским) исполнительными комитетами создаются соответствующие областные (Минская городская) призывные комиссии, которые имеют право пересматривать и отменять решения районных (городских) призывных комиссий.

Освобождение и предоставление отсрочек от призыва на военную службу, службу в резерве. От призыва на военную службу, службу в резерве освобождаются граждане:

–признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе при условии исключения из воинского учета;

–не имеющие родителей, а также граждане, отцы, матери, родные братья, сестры которых погибли или умерли либо стали инвалидами I или II группы в результате увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

–прошедшие военную службу или иным образом исполнившие воинскую обязанность в другом государстве.

Призыву на военную службу, службу в резерве не подлежат граждане:

–отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях;

–отбывающие наказание в виде лишения свободы, общественных или исправительных работ, ограничения свободы или ареста;

–имеющие судимость;

–в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера, - в течение срока применения этих мер;

–в отношении которых осуществляется уголовное преследование, или уголовное дело передано прокурору для направления в суд, либо осуществляется судебное производство.

Отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве предоставляется гражданам:

–по состоянию здоровья;

–для продолжения образования;

–по семейному положению;

–для получения военно-технических специальностей;

–в связи с осуществлением депутатских полномочий;

–на основании Указов Президента Республики Беларусь.

призыв военная служба учет

1.3 Права, обязанности и ответственность призывника

Права призывника. Юноша является призывником со дня приписки его к призывному участку с выдачей удостоверения призывника и до отправки для прохождения военной службы, службы в резерве в воинскую часть с заменой удостоверения призывника на военный билет.

Призывникам гарантируются права и свободы, установленные законодательством для граждан Республики Беларусь, с ограничениями в их использовании, обусловленными особенностями воинской обязанности.

В законодательстве Республики Беларусь по вопросам прохождения срочной военной службы разносторонне учитываются возможности граждан, их материальное, социальное и семейное положение, состояние здоровья. В связи с этим призывник имеет право на отсрочки и освобождение от призыва в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе".

Призывник имеет право на объективное медицинское освидетельствование и принятие по отношению к нему решения призывной комиссии, соответствующего его состоянию здоровья, образованию, семейному и материальному положению. Члены призывной комиссии, а также другие лица, допустившие злоупотребления или недобросовестное отношение к исполнению возложенных на них обязанностей, привлекаются к ответственности.

Призывник имеет право обжаловать решение районной (городской) призывной комиссии в областную (Минскую городскую) призывную комиссию. Решения областной (Минской городской) призывной комиссии являются обязательными для нижестоящих призывных комиссий.

При необходимости призывник имеет право требовать копии принятых в отношении него решений районной (городской) или областной (Минской городской) призывной комиссии.

Решение областной (Минской городской) призывной комиссии по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. В этом случае выполнение решения областной (Минской городской) призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Гражданам, призванным (поступившим) на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Республики Беларусь.

Призывникам, обучающимся в учреждениях образования, призванным (поступившим) на военную службу, службу в резерве, выплачивается по месту учебы пособие в размере двухнедельной стипендии.

Граждане, обучающиеся в учреждениях образования, освобождаются от учебы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва (поступления) на военную службу, службу в резерве, постановки на воинский учет и снятия с воинского учета с сохранением за ними стипендии по месту учебы.

Юношам, обучающимся в учреждениях образования, направляемым на медицинское освидетельствование, обследование, лечение или переосвидетельствование, на время нахождения в медицинском учреждении сохраняются место учебы и стипендия, а также возмещаются расходы по проезду к месту медицинского освидетельствования, обследования, лечения или переосвидетельствования и обратно.

Обязанности призывника. Призывник обязан:

–являться в установленное время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет;

–сообщать в недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту постоянного жительства (прописки) об изменении своего семейного положения, образования, места работы (учебы), места постоянного жительства (прописки);

–сняться с воинского учета при переезде на новое место постоянного жительства (прописки) в пределах Республики Беларусь, а также при выезде для временного проживания за границу и стать в недельный срок на воинский учет по прибытии на новое место постоянного жительства (прописки) или государства временного проживания;

–иметь и хранить удостоверение призывника. В случае утраты удостоверения в недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, а при нахождении за границей - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь для решения вопроса о получении дубликата удостоверения призывника;

–готовить себя к предстоящей военной службе, в учебном заведении добросовестно изучать курс "Допризывная подготовка", выполнять нормативы прикладного физкультур- но-спортивного комплекса "Защитник Отечества";

–будучи определенным для обучения по военно-технической специальности, аккуратно посещать все занятия.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве и выезжающие с места постоянного жительства (прописки) в период проведения призыва на срок более одного месяца, должны лично сообщать об этом в военный комиссариат.

Уважительными причинами неявки призывника по повестке (направлению) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, являются:

–увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанное с утратой им трудоспособности;

–тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

–препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

–иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром) или судом.

Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих органов.

Ответственность призывников. Неявка граждан без уважительной причины в военный комиссариат для приписки к призывному участку влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной минимальной заработной платы. Совершение указанного нарушения повторно в течение года после наложения административного взыскания влечет наложение штрафа в размере от одной до двух минимальных заработных плат.

Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учета влечет наложение штрафа в размере до одной минимальной заработной платы.

Неявка граждан без уважительной причины в военный комиссариат для призыва на срочную военную службу в сроки, установленные Законом Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе", или по вызову военного комиссариата влечет наложение штрафа в размере от двух до трех минимальных заработных плат.

Умышленная порча или небрежное хранение призывниками удостоверений о приписке к призывным участкам, повлекшее их утрату, влечет предупреждение или наложение штрафа до одной минимальной заработной платы.

Уклонение от призыва на военную службу по мобилизации или от призыва на военную службу в военное время наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Уклонение от призыва на срочную военную службу, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Уклонение от призыва на военную службу, совершенное путем умышленного причинения себе телесного повреждения, или путем симуляции болезни, или посредством подлога документов, или путем другого обмана, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учета, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом или арестом на срок до трех месяцев.


Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.

2. О воинской обязанности и воинской службе: Закон Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

3. Варламов, В. Б. Допризывная подготовка: учеб. пособие / В. Б. Варламов. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. - 304 с