Поэтика импрессионизма в литературе. Эстетика импрессионизма в литературе Импрессионизм в литературе

ИМПРЕССИОНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ (фр. impressionisme, от impression – впечатление) – одно из литературных стилевых явлений, распространившееся в последней трети 19 – начале 20 вв. Импрессионизм как метод впервые появился в живописи, затем распространился на другие виды искусства. Термин возник, когда в 1874 на выставке в Париже молодых художников, отвергнутых официальным Салоном, К.Моне представил свою картину Впечатление. Восход солнца (1872). «Впечатление» (impression) дало название новому направлению, которое в основном проявилось в живописи.

В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма .

«Чистое наблюдение», провозглашенное импрессионистами, подразумевало отказ от идеи в искусстве, от обобщения, от законченности. Традиционное изображение требовало абстрагирования от конкретного объекта и впечатлений от него, их суммирования и выделения некой средней идеи, при этом нужно было отсечь случайное, запечатлев общее, главное. Импрессионизм же был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок – инстинктом.

Братья Э. и Ж.Гонкур в своих Дневниках , ставших образцом импрессионистической критики, заявляли: «...искусство – это увековечение в высшей, абсолютной, окончательной форме какого-то момента, какой-то мимолетной человеческой особенности...»; «...живопись – это не рисунок. Живопись – это краски...». Они же произнесли знаменитую фразу, ставшую формулой импрессионизма: «Видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство».

Импрессионистическая поэтика вполне подходила под теорию натурализма. Натурализм стремился прежде всего выражать природу, но во впечатлении от нее. Он требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению. А впечатление зависит от конкретного темперамента, оно субъективно и мимолетно. Поэтому в литературе, как и в живописи, использовались крупные мазки: одна интонация, одно настроение, замена глагольных форм назывными предложениями, замена обобщающих прилагательных причастиями и деепричастиями, выражающими процесс, становление. Объект давался в чьем-то восприятии, но и сам воспринимающий субъект растворялся в объекте. В своих романах Э.Золя создавал целые полотна, сотканные из запахов, звуков, зрительных восприятий (описание сыров в Чреве Парижа , выставка белых тканей в Дамском счастье ). Если герой смотрит на один и тот же предмет в разных состояниях, сам этот предмет словно изменяется. Точно так же в живописи импрессионистов один и тот же пейзаж получал разное отражение в сериях картин, поскольку изменяющиеся свет и состояние художника приносили новый образ этого пейзажа.

Символизм, в противовес натурализму и реализму, стремился вернуть в искусство представление об идеальном, о высшей сущности, скрытой за обыденными предметами. Видимость мира пронизана бесчисленными намеками на эту скрытую сущность – таков главный постулат символизма. Но поскольку идеальное открывается поэту через видимые объекты в мгновенном впечатлении, импрессионистическая поэтика оказалась подходящим способом передачи идеального содержания. Наиболее яркий образец поэтического импрессионизма – сборник стихов П.Верлена Романсы без слов – вышел в 1874 году, когда была выставлена картина К.Моне. В знаменитом стихотворении Il pleure dans mon coeur… (в пер. Б.Пастернака : И в сердце растрава, И дождик с утра… ; в пер. В.Брюсова : Небо над городом плачет, Плачет и сердце мое… ) поэт устанавливает связь между душой и природой на основе беспричинности дождя и слез, они сливаются до неразличимости. Связь эта может быть описана как в терминах импрессионизма, так и через символистское понятие «соответствий». Верленовские «пейзажи души» демонстрируют, что в поэзии (и в целом в литературе) чистый импрессионизм невозможен, любая словесная «картина» ищет поддержку глубинного смысла. В сонете Поэтическое искусство (1974, опубл. 1885) Верлен провозгласил требование «музыки прежде всего» и сам культивировал в своей поэзии принцип «музыкальности». А это означало повышенное внимание к материи стиха, его звуковой инструментовке, стремление к передаче психологического состояния не только через описание, но и через само звучание стихотворения. В России поэтами-импрессионистами были К.Бальмонт , И.Анненский . Элементы импрессионистической поэтики можно найти у многих поэтов-символистов.

В прозе черты импрессионизма проявились в стиле Дневников и романов братьев Гонкур, в Пейзажах и впечатлениях Ж.Лафорга (опубл. 1903), в романах и новеллах Г. де Мопассана . Последнего принято считать наиболее выраженным писателем-импрессионистом. По собственному признанию, Мопассан стремился к конструированию субъективной «иллюзии мира» через тщательный подбор деталей и впечатлений. Но в действительности эта установка – лишь «иллюзия импрессионизма», она подразумевает вторжение рационализирующего начала, отбор и организацию впечатлений. Кроме новелл Мопассана, в малой прозе импрессионистическую технику развивают так наз. «епифании» Джойса (цикл рассказов Дублинцы , 1905, опубл. 1914). Епифании Джойса стоят в одном ряду с «психологической новеллой» Мопассана, А.Чехова , И.Бунина , Ш.Андерсона , Э.Хемингуэя . Но есть важное отличие: у всех перечисленных авторов речь идет о психологическом подтексте, переданном через яркую деталь, описание, «случайный» бытовой диалог. Тогда как у Джойса в подтексте – более общий смысл, символическая сущность , собирающая разрозненные детали в единый образ бытия.

Особое качество импрессионистическая поэтика приобретает в жанре символистского романа . Здесь она выступает прежде всего как особый ассоциативный принцип строения текста, проявляющийся в нелинейности повествования, отсутствии традиционного сюжета, технике «потока сознания». В разной степени эти приемы развивали М.Пруст (В поисках утраченного времени , 1913–1925), А.Белый (Петербург , 1913–1914) Дж.Джойс (Улисс , 1922).

В литературе более последовательно, чем в живописи, делались попытки обосновать импрессионизм теоретически После романов и статей Золя и Дневников братьев Гонкур появились Импрессионизм Ж.Лафорга (опубл. 1903), Искусство прозы Г.Джеймса (1884), О искусстве В.Брюсова (1899), в разной степени приближающиеся к «поэтике впечатлений». В теории, как и на практике, импрессионизм вписывался в рамки натурализма и символизма.

Импрессионизм нашел свое воплощение и в критике. Еще в 1873 английский искусствовед У.Пейтер в книге Ренессанс говорил о «впечатлении» как об основе восприятия произведения искусства. В импрессионистическом эссе оценка дается не с точки зрения известных художественных канонов, а на основе личного взгляда и вкуса автора. «Я предпочитаю чувствовать, а не понимать», - писал А.Франс , одним их первых давший образцы импрессионистической интерпретации в четырехтомной Литературной жизни (1888–1892). Критик не высказывал больше окончательных суждений, он приравнивался к художнику, выражающему собственные ощущения. «Я» критика становилось важнее объекта описания. Фрагментарность и субъективность создаваемых «портретов» часто обозначалась в названиях работ: Книга масок Р.де Гурмона (1896–1898), Силуэты и характеры А.де Ренье (1901), Книги отражений И.Анненского (1906–1909), Силуэты русских писателей Ю.Айхенвальда (1906–1910), Далекие и близкие В.Брюсова (1912). В критике импрессионизм просуществовал дольше, чем в других жанрах (

4 выбрали

Импрессионизм – это главным образом направление в изобразительном искусстве. Он нашел отражение также в музыке и литературе. И если с художниками и даже композиторами-импрессионистами все более или менее понятно, то с писателями, работающими в этом направлении, и их произведениями все не так просто.

Обыкновенно импрессионизм в литературе тесно связывают с натурализмом и символизмом. Как отдельный художественный метод в искусстве слова он не состоялся. С натурализмом импрессионизм роднит стремление запечатлеть мгновение, описать явление как оно есть. Натурализм как жанр, развившийся из реализма, постулирует отображать реальную природу, настоящий момент сквозь призму впечатления от него. Наиболее ярко характерные черты натурализма выражал в своих романах Эмиль Золя. На удивление чувственно Золя описывал впечатления от запахов, тактильных и зрительных ощущений, вкусов и прочего, словно писал картины. При этом сам описываемый предмет напрямую зависит от самоощущения героя и меняется вместе с его настроением. Символисты, напротив, стремились максимально образно, многозначно и глубоко выразить свою идею мира. Общее, что роднит эти литературные жанры – чувственное, интуитивное, инстинктивное восприятие мира. Как и в живописи, импрессионисты-литераторы пишут "крупными мазками", описывают одну эмоцию, одно впечатление от какого-либо события или явления. Сами же явления постоянно находятся в движении, их описание меняется, как меняется пейзаж в зависимости от положения солнца и погоды. У А. Чехова в повести "Степь" описание природы меняется вместе поворотами сюжета. Степь каждый раз разная.

У импрессионистов именно описания выходят на первый план, становясь как бы индикатором психологического состояния героя. Наиболее характерный жанр для импрессионистов – бессюжетный рассказ, небольшая зарисовка, новелла, рассказ, лирические стихотворения. Для выражения своих замыслов писатели импрессионисты чаще всего выбирали малые формы.

Писатели, творчество которых в большей или меньшей степени включает в себя черты импрессионизма – это братья Жюль и Эдмон де Гонкур, провозгласившие своего рода главный постулат импрессионизма: "видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство", Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Поль Верлен. Среди российских писателей литературоведы отмечают имена И. Ф. Анненского и К. Бальмонта. Не обошли стороной импрессионизм в своем творчестве Антон Павлович Чехов, Иван Бунин и даже Максим Горький.

Импрессионизм также очень ярко отразился на труде критиков. Впечатление автора критического эссе, его личный взгляд на произведение стали важнее соблюдения неких общих художественных правил и канонов. Одним из первых критиков, использующих импрессионистическое восприятие и интерпретацию текста, стал французский поэт и романист Анатоль Франц.

Возможно, сжатый и сухой литературный анализ стиля не даст возможности по-настоящему оценить все достоинства данного стиля в искусстве. Для того чтобы насладиться литературными произведениями, необходимо полностью погрузиться в чтение. И тогда, может быть, вы сможете почувствовать дуновение ветра в степи, услышать различные ароматы сыров и нарисовать в своем воображении множество оттенков белых тканей.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в искусстве, которое провозгласило основной целью искусства передачу непосредственных мгновенных, «здесь и сейчас» впечатлений, чувственных, субъективных настроений художника. Импрессионизм как направление первоначально сложился и наиболее полно проявился во французской живописи конца 1860-х - начала 1870-х гг., а затем - в литературе и других искусствах. Импрессионизм в живописи развивался параллельно натурализму в литературе. История импрессионизма в живописи охватывает всего 12 лет: с первой выставки импрессионистов в 1874 г. по последнюю, восьмую, состоявшуюся в 1886 г. Импрессионизм в живописи называют первым модернистским направлением в искусстве, т.к. именно с импрессионизма начинается развитие нового «альтернативного» изобразительного искусства.

Художники-импрессионисты: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Писарро, Эдгар Дега и другие.

Название «Впечатление» («Impression») впервые было дано картине Клода Моне «Восход солнца в Гавре» (1872), выставленной в 1874 г. на первой выставке художников-импрессионистов. «Восход солнца в Гавре» - это первоначальное название картины Моне. Эдмон Ренуар (брат Огюста Ренуара), составлявший каталог выставки, попросил Моне изменить название картины, потому что неопределенность мотива противоречила названию, точно указывающему место. Тогда Моне предложил вычеркнуть уточнение «в Гавре» и поставить «Впечатление», в результате картина получила название «Впечатление. Восход солнца».

Новая манера живописи не сразу стала понятной публике, художников обвиняли в том, что они просто не умеют рисовать, официальная критика была резко отрицательной, картины импрессионистов никто не хотел покупать. В официальный Салон импрессионисты не допускались, что побудило группу художников организовать «Анонимное общество художников и граверов» и открыть в 1874 г. в Париже свою независимую выставку - это и была первая выставка импрессионистов. Во время выставки критик газеты «Шаривари» дал коллективное прозвище всем выставлявшимся художникам - «импрессионисты», и после выставки этих художников так и стали называть - импрессионистами. Четвертая выставка «Анонимного общества художников и граверов» уже назвалась «Выставкой импрессионистов». В 70-е гг. импрессионизм был самым новым, самым передовым течением французской живописи. В середине 80-х гг. он угасает, и на смену ему приходит новое искусство - «ар нуво» (art nouveau) во Франции и Бельгии, «сецессион» в Вене, «югендстиль» в Германии, «модерн» в России.

Музыкальный импрессионизм (К.А. Дебюсси, М. Равель) сложился на рубеже 80-90-х гг. во Франции вслед за импрессионизмом в живописи и символизмом в поэзии, затем распространился и в других странах. Импрессионисты расширили колористические средства музыкальной выразительности (в области гармонии, инструментовки). Как направление, импрессионизм оказал влияние на будущие музыкальные стили и течения.

В литературе импрессионизм рассматривается как стилевое явление , которое может быть выявлено у писателей разных направлений и разных поколений, напр., у натуралиста Эмиля Золя, модернистов Артюра Рембо и Марселя Пруста, в русской литературе - Чехова, Бунина. По сути, импрессионизм есть, прежде всего, принцип мировосприятия «здесь и сейчас»: фиксация мгновения, максимальное сближение с реальностью. Л.Г. Андреев называет импрессионизм «особым методом художественного творчества» и определяет его примерные временные границы - от Клода Моне до Марселя Пруста.

Более узко импрессионизм в литературе понимается как течение с определенным методом и тяготевшим к декадансу мироощущением. В литературе импрессионизм наиболее близок символизму и впоследствии смыкается с ним. Существует такое понятие как «импрессионистско-симолистское искусство».

Импрессионизм в литературе конца XIX века наиболее полно проявился в творчестве Поля Верлена и Оскара Уайльда и нашел отражение у Ж.К. Гюисманса, братьев Гонкуров, Эмиля Золя, Ги де Мопассана и других. «Манифестом» импрессионизма, а затем и символизма в литературе считают стихотворение Поля Верлена «Искусство поэзии» («Поэтическое искусство, 1874). Сам же Верлен называл свое стихотворение просто песней и говорил, что вовсе «не предполагал теоретизировать».

Признаки и средства импрессионистического стиля в литературе:

1) пейзаж как реальная основа и точка отсчета впечатления. Природа - главный и обязательный источник впечатления. Отсюда распространение «пейзажной лирики», один из приемов которой - «абстрагирование конкретного»;

2) отсутствие четко заданной формы. В литературе проявляется как неточность слова. Стихотворение должно внушать, вызывать отдаленные ассоциации так же, как и музыка;

3) субъективизм и психологизм («впечатлительность»), связанные со стремлением передать непосредственное субъективное, т.н. «первое впечатление» от предмета, т.е. предмет в определенный момент времени, отсюда

4) «эстетика мгновения» - отрывочность, динамика в изображении (Вл. Соловьев назвал эту черту импрессионизма «нервностью»), неопределенность образов. Фиксируются не сами события, а их нюансы, малейшие движения души;

5) внимание к свету, оттенкам цвета.

6) музыкальность. Именно она несет смысл, иногда за счет смысла слова. Звукопись (аллитерация, созвучие гласных), повторения, внутренняя рифмовка;

7) метафоричность. Часто стихотворение построено на развитии одной метафоры. Этот прием называется «материализация метафоры»;

8) субъективно-эмоциональный синтаксис, безличные предложения. Краткие фразы, которые подобны точечным мазкам в импрессионистской живописи;

9) импрессионисты на второй план отодвинули сюжет, предмет, содержание, материю;

10) свободное стихосложение.

Цель импрессионистического искусства - синтез: все чувства, собранные воедино в «первом впечатлении» - гармония субъективного и объективного. Средство же - анализ: мир как мозаика. Для импрессионистического образа характерна двуплановость: сочетание внешнего (природного) и внутреннего (духовно-душевного), т.е. объективного и субъективного, что в общей сложности дает «пейзаж души». Постепенно пейзаж становился все более абстрактным, неопределенным, размытым, потому что на самом деле описывалась душа человека, а пейзаж рассматривался как фон для настроения.

Импрессионизм

Давно замечено: «нового стиля» не бывает, он всегда «стар» в том смысле, что в совокупности самых выразительных, наиболее характерных своих признаков, в своем соответствии содержанию эпохи и, главное, в сопоставлении с традицией может быть выявлен только с достаточно протяженной временной дистанции. Возможно, в целом суждение и не бесспорное, однако в отношении литературного импрессионизма, несомненно, справедливое: представители этого направления будут творчески осваивать эстетические открытия импрессионистов-живописцев.

Начало импрессионизма (от фр. impression – впечатление) в живописи принято связывать с громким событием середины апреля 1874 г. – открытием в Париже первой выставки художников «Анонимного сообщества живописцев, скульпторов и граверов», которые объединились вокруг Э. Мане (К. Моне, Э. Дега, К. Писсаро, Э. Буден, О. Ренуар, Ф. Базиль, А. Сислей, Б. Моризо). Спустя десять дней после открытия выставки, 25 апреля 1874 г., в одной из газет вышла заметка критика Луи Леруа, посвященная этому событию, в ироническом названии которой «Выставка импрессионистов» автор использовал понятие, производное от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Термин «импрессионизм» получил широкое распространение; он пришелся по душе и самим художникам, что было засвидетельствовано в официальном наименовании их третьей выставки – «Выставка импрессионистов» (1877).

Однако 70-е годы XIX в. – это уже, в сущности, апогей импрессионистской живописи. Сложилась же она еще во 2-й половине 60-х – начале 70-х годов, когда были созданы многие полотна К. Моне (последователи будут видеть в нем не только основателя импрессионизма, но и его живое воплощение) и других художников, продемонстрированные публике на выставке 1874 г.

С самого начала творчество импрессионистов воспринималось как вызов официозу в искусстве, как бунт против устоявшихся представлений о пейзаже, композиции, рисунке, колорите и т. д. Не случайно другой критик, Эмиль Кордон, назвал авторов выставки 1874 г. мятежниками. Насмешки над новым искусством не мешали, однако, его яростным оппонентам «заимствовать» у импрессионистов различные технические приемы. «Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы», – с горечью заметит Э. Дега.

Основные свойства импрессионистской живописи – светоносность (или эффект пленэрности; фр. plein air – открытый воздух), акцентирование беспрестанных изменений, «переходных» состояний природы и человека (последнее особенно дало о себе знать в знаменитых портретных этюдах Ренуара), всевозможные комбинации света и тени, контрасты движения и статики, фиксация впечатлений и ощущений, обогащение цветовой палитры разнообразными оттенками, компоновка картины по принципу мгновенного снимка или случайно остановленного кадра. Со времен импрессионизма живопись пошла, говоря словами Н. Бердяева, «по пути размягчения, утери твердых форм, по пути исключительной красочности». Причем красочности особенной, основанной на полутонах и нюансах. Полумрак, полуденная дымка, марево, туманная завеса, подвижные блики и отблески, призрачное трепетание, мерцание – вот излюбленные мотивы импрессионистов. Стремлением достичь эффекта пленэрности обусловлен преимущественный интерес живописцев к пейзажу; на воздухе происходят, как правило, и жанровые сцены. Очень часто (если не чаще всего) импрессионисты «созерцали» пейзаж урбанистический, не случайно М. Волошин позже назовет их «узниками города».

Важно иметь в виду, что субъективное искусство живописного импрессионизма с его категорическим отрицанием «локальных» красок основывалось на самом что ни на есть объективном фундаменте – научных открытиях немецкого физика Г.Л.Ф. Гельмгольца, французского химика-органика М.Э. Шевреля и других в области оптики и стало, в сущности, их художественным подтверждением.

М. Волошин, оглядываясь на сделанное живописцами-импрессионистами, оценивая итоги их деятельности, в 1904 г. напишет: «Импрессионисты обновили искусство, пустив новые корни в жизнь. Они удесятерили силу видения. Теперь нужно пользоваться этим материалом». Впрочем, успешно пользоваться этим материалом к тому времени уже научились – и в музыке (Дебюсси, Равель, Рахманинов), и в скульптуре (Роден), и даже в критике, но прежде всего – в литературе.

Существование импрессионистского стиля в литературе признано всеми ее исследователями, но бытование импрессионизма как литературного направления многим представляется проблематичным, ибо он (в отличие от импрессионизма в живописи) не нашел такого же глубокого теоретического обоснования, как, например, символизм или натурализм. В то же время существует мнение, согласно которому отсутствие манифестов уже само по себе стало характерной приметой импрессионизма именно как литературного направления.

Что же отличает импрессионистский стиль в литературе, в первую очередь в поэзии? Это фрагментарность, отрывочность, «стенографирование» единичного, частного, конкретного, точное отражение впечатления, вызванного тем или иным событием, человеком, природой, пейзажем, исключительное внимание ко все тем же, что и в живописи, тончайшим нюансам, полутеням, полутонам в характере, предмете, явлении, поистине импрессионистская живописность при передаче цвета, колорита, состояния, преобладание таких ощущений, как неопределенность, недосказанность, зыбкость, расплывчатость. Но главное – слияние внешнего и внутреннего, предметного и чувственного, в результате чего и возникает пресловутый импрессионистский пейзаж души. «Философия мгновения» – так определил А. Белый поэзию В. Брюсова, но определение это может быть вполне отнесено и к творчеству многих других писателей-импрессионистов. Таким образом, импрессионизм – это своеобразная форма художественного постижения человека и мира, когда субъективное впечатление от реальных предметов и явлений занимает ведущее место, преобладает над объективным началом.

Достаточно выразительную характеристику импрессионизма дал известный его исследователь Дж. Ревалд: «Природа уже не была объектом интерпретации… она становилась только непосредственным источником впечатлений, и эти впечатления можно было лучше всего передать техникой мелких точек и мазков, которые, вместо того чтобы изображать детали, сохраняли общее впечатление во всей его живости и богатстве красок» (1, 158). Эту характеристику импрессионистской живописи можно отнести и к импрессионистской литературе.

В искусстве слова импрессионизм получил широкое распространение; в числе самых значительных его последователей (при том что их художественные системы отнюдь не сводились только к импрессионизму) называют французских писателей П. Верлена, братьев Э. и Ж. Гонкур, Ж.К. Гюисманса, английского – О. Уайльда, норвежского – К. Гамсуна, шведского – А. Стриндберга, русских – К. Бальмонта, И. Анненского, А. Блока, В. Брюсова, белорусского – М. Богдановича и др. Велико было влияние импрессионизма на творчество австрийских писателей – Артура Шницлера, Гуго фон Гофмансталя, Петера Альтенберга, Райнера Марии Рильке; теоретиком австрийского импрессионизма стал Герман Бар. В Германии импрессионизм был гораздо менее популярен, однако импрессионистские тенденции заметны в лирике Герхарта Гауптмана, Детлефа фон Лилиенкрона, Рихарда Демеля, Стефана Георге, в прозе Томаса Манна и др.

В стилевой, изобразительной сфере импрессионизм имеет много общего с символизмом. Оба явления предусматривают пластичность стиха, сконцентрированность на подтекстах, многоплановость образов, взаимопроникновение внешнего, конкретно-реального и внутреннего, душевно-духовного. Подобно символистам, импрессионисты часто обращались к верлибру. И те и другие большое внимание уделяли музыкальности, мелодичности произведения. Впрочем, лирика вообще иногда определяется как «музыка в литературе», как искусство слова, «возложившее на себя законы музыки» (М.С. Каган). Тем более близка к музыке импрессионистско-символистская поэзия, поскольку, как и музыка, призвана передавать – и создавать! – общее настроение, мир впечатлений и ощущений.

В чистом виде, как уже отмечалось выше, импрессионизм встречается не так часто, в большинстве случаев он соседствует с символизмом (П. Верлен, Р.М. Рильке, Г. фон Гофмансталь), хотя мировой литературе известно немало примеров органичного взаимопроникновения элементов импрессионизма и натурализма (в частности, в прозе Э. Золя, Ж.К. Гюисманса, в поэзии Д. фон Лилиенкрона), импрессионизма, символизма и эстетизма (в творчестве О. Уайльда, в поэзии С. Георге) и т. д.

Время, отделяющее нас от эпохи «конца века», как говорят о рубеже XIX–XX вв., позволяет сделать вывод: именно в символизме и импрессионизме сформировался своеобразный литературный метаязык, начало которому положили еще романтики, – язык интермедиальный, синтезировавший в себе, кроме собственных изобразительно-выразительных средств, еще и возможности невербальных искусств – живописи, музыки, хореографии, чтобы их органичной совокупностью воздействовать на читателя, побуждая его воспринимать жизнь во всей сложной симфонической целостности ее проявлений. Многие приемы импрессионизма нашли применение в авангардистских литературных направлениях – «потоке сознания», «новом романе» и др.

Источники

1. Ревалд Дж. История импрессионизма. М., 1994.

автора Леонова Ева Александровна

Импрессионизм Давно замечено: «нового стиля» не бывает, он всегда «стар» в том смысле, что в совокупности самых выразительных, наиболее характерных своих признаков, в своем соответствии содержанию эпохи и, главное, в сопоставлении с традицией может быть выявлен только с

Из книги История русской литературной критики [Советская и постсоветская эпохи] автора Липовецкий Марк Наумович

3. Критический импрессионизм: Критик как писатель От традиционной импрессионистической критики - в диапазоне от Юрия Айхенвальда до Льва Аннинского - новое направление отличается тем, что критики-импрессионисты 1990–2000-х, независимо от своих эстетических позиций, явно

Из книги автора

4. Критический импрессионизм: Дневниковый дискурс Во второй половине 1990-х годов в силу многих причин (в том числе, в связи с начавшимся после дефолта 1998-го кризисом либеральных идеологий в России) радикально изменился социальный тип существования литературы. Коротко

Импрессионизм переводится как "впечатление". Возник он во Франции. Первыми открыли его художники. Они стремились изобразить мир в подвижности, изменчивости, запечатлеть первое ощущение. Интересная история произошла с картиной Клода Моне "Стог сена на закате дня", он писал её каждый день, где тот же стог выглядел совершенно по-разному, в зависимости от освещения, от погоды и настроения художника. Происходило новое открытие мира в цвете, во времени, в его текучести. Картины импрессионистов наполнены вибрацией света и воздуха, разве можно чётко нарисовать впечатление, его и в памяти трудно удержать, поэтому фрагментарность, неожиданные ракурсы, срезы фигур рамой, отсутствие какой-либо заранее принятой формы.

Импрессионизм стал проникать в музыку, в литературу, сейчас он есть в кино. Режиссер Учитель снимает свои фильмы, как импрессионист.

В литературе импрессионизм как направление не сложился утверждают "ученые мужи". Как направление? Да! Но их главная ошибка в том, что они ищут в произведении элементы импрессионизма. Произведения импрессионистов - художников не раскладываются на мазки. Тогда почему литературные произведения анализируются, раскладываются на части. Самое главное в литературных импрессионистских произведениях - это впечатление от размытости. В них нет чёткого и определённого, в них нет норм и правил литературных.

В "Темных аллеях" Бунина нашли даже философский и идеалогический подтекст. А ведь его тексты построены на впечатлении, на ощущении любви, на подсознании. Поэтому нет в них обобщения, законченности, а есть неуловимое чувство тревоги, волнения, утраты. Прочитаешь "Темные аллеи" и ходишь под "впечатлением". Разве с вами не было такого? Пройдет время, забудешь героев, а ощущение остается.

Импрессионизм литературный отличается от изобразительного искусства. Стилевых разновидностей здесь больше. Мысль в литературе восприятие, которое передаётся через слово. То, что в реализме было бы неточным, небрежным, несогласованным с предыдущим, и было бы отброшенно, как словесный мусор, здесь подбиралось и работало на ощущение.

Рассказы Чехова. Вроде туманность, зыбкость, недосказанность, мимолётность, умолчание, обрывочные фразы, а создается образ, цельное впечатление, а наше сознание только достраивает ощущение от его впечатления. Перечитайте Чехова и обратите внимание на его многоцветие, от которого щемящая тоска.

Имперессионизм в литературе - это отказ от обобщения, идеи, законченности, утверждение незначительного, но в то же время умножить изобразительное силу слова. Так "Степь" Чехова всегда в движении, всегда разная.

У Платонова в рассказе "Фро" через пространство раскрывается характер героини. Да! Было. И не раз. Но пространство трепетное, размытое, дымчатое, опустевшее, безмолвное и в то же время сияющее, оно совпадает с состоянием героини. Это фирменный платоновский стиль, когда сходятся два начала "уставшая трава" - это состояние души и состояние травы.

Импрессионизм в литературе стремился поднять "впечатление" до уровня новой философии жизни что и как, отбрасывая что, и беря за основу как, согласно которой ценно лишьто, что мимолетно, неуловимо, невыразимо ничем кроме ощущений.