Полномочный представитель южного федерального округа. Полпредство юфо переедет в краснодар осенью, а ростов может потерять статус столицы округа. Короля делает свита

внутриполитический процесс, борьба региональных и местных элит за возможность принимать общественно важные решения, доступ к властным и финансовым ресурсам. Противоречивость и неустойчивость той или иной системы региональной власти продолжает зависеть в значительной степени от локальной политической конъюнктуры; региональный конституционный процесс не завершен и будет развиваться главным образом в зависимости от конкретной констелляции эндогенных факторов политической действительности.

4. АППАРАТ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе - должностное лицо, представляющее Президента РФ, которое обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, и способствует повышению эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствованию системы контроля за исполнением их решений.

Институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе был введен Указом Президента, где

были определены основные задачи, решаемые полномочным представителем в процессе своей деятельности. К ним относятся: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о

политическом и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

В своей деятельности институт полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе использует тактику нахождения компромисса. Эта тактика реализуется по трем направлениям, соответствующим области общих интересов субъектов Южного федерального округа.

Снижению межнациональной напряженности в экономической сфере способствует долевое пользование ресурсами субъектов Южного федерального округа. Необходимо достижение компромисса по данной проблеме, что будет способствовать развитию экономических связей различных территорий субъектов федерации. Эффективное использование федеральной собственности, недр и биоресурсов является первоочередным направлением региональной экономической политики. Другим показателем снижения межнациональной напряженности в экономической сфере субъектов Южного федерального округа является трудовая занятость. Проблемой остается низкий уровень жизни населения, проживающего на территории округа. Органами исполнительной власти территорий не обеспечено погашение задолженности по заработной плате, пособиям на детей и другим социальным выплатам. Решение этой проблемы возможно в случае развития промышленного и агропромышленного комплексов в регионе, способствующих созданию новых рабочих мест и регулярной выплате заработной платы.

Таким образом, показателями снижения межнациональной напряженности в экономической сфере являются долевое пользование ресурсами субъектов Южного федерального округа и увеличение трудовой занятости населения.

Деятельность аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе в этой сфере реализуется посредством достижения компромисса по долевому пользованию федеральной собственности, недр и биоресурсов субъектов округа, а также организации кредитов и средств из региональных бюджетов для развития промышленного и агропромышленного комплексов в регионе, что способствует созданию новых рабочих мест и

регулярной выплате заработной платы. Перспективы осуществления этой деятельности в экономической сфере определяются в федеральной целевой программе «Юг России» до 2005 года, основная задача которой состоит в обеспечении единого федерального экономического, рыночного и финансового пространства на территории округа. Она включает 584 проекта на 110 млрд рублей: из них только 10 млрд - из федерального бюджета, остальное из местных и инвестиции.

Следующим направлением деятельности института полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, способствующим снижению межнациональной напряженности в социальной сфере, является решение проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. По показателю прибывших сотен тысяч беженцев и вынужденных переселенцев в последнее десятилетие Южный федеральный округ оказался бесспорным лидером в Российской Федерации. Последствиями столь массовой и плохо урегулированной миграции стали высочайшая конкуренция на рынке труда, резко возросшие нагрузки на социальную сферу, неизбежные межнациональные столкновения бытового характера. В этих условиях деятельность аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе направлена на организацию условий в соответствии с социальными федеральными программами и предоставление дополнительных ресурсов из регионального бюджета. Изучение сложившихся проблем, накопленная информационная база позволили сформулировать предложения в адрес федеральных органов государственной власти. В адрес правительства Российской Федерации направлены информационно-аналитические материалы о проблемах вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Изучение организации работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах Южного федерального округа по обеспечению социальной защиты семей военнослужащих, погибших или пострадавших при исполнении служебного долга, позволило сформулировать меры по устранению недостатков этой работы.

Таким образом, в социальной сфере функционирование института полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, связана с решением проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Снижение межнациональной напряженности реализуется данной структурой посредством изучения организации работы органов государственной власти субъектов Южного федерального округа по обеспечению социальной защиты этой категории населения. В соответствии с федеральной целевой программе «Юг России», стратегическими направлениями решения этой проблемы будет обустройство вынужденных переселенцев из Чеченской республики; строительство поселков, жилья, школ, развитие инфраструктуры в Республики Северная Осетия-Алания; развитие инфраструктуры горной зоны в Республике Дагестан.

Третьим направлением деятельности института полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, способствующим снижению межнациональной напряженности в политической сфере, является координация действий территориальных органов власти. Взаимодействие аппарата полномочного представителя с руководителями территориальных органов федеральных министерств и ведомств в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии осуществляется в ходе рабочих встреч при налаженной системе взаимного обмена информации, позволяющей координировать общие действия. Заместители полномочного представителя приняли непосредственное участие в подборе кадров руководителей территориальных органов федеральных

органов в Чеченской Республике. Совместно с Временной администрацией Чеченской Республики разработано и реализуется Положение об аттестации государственных служащих в Чеченской Республике. Активизировать подобное взаимодействие удалось за счет работы Коллегии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Совета старейшин, Консультативного Совета и Совета по проблемам казачества при полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральном округе. Используя все многообразие форм организационной работы в системе исполнительной власти - координация деятельности, взаимодействие, согласование, совместные разработки, организационное управление аппарата полномочного представителя обеспечило проведение конкретных мероприятий по укреплению исполнительской вертикали, формированию инициативных и ответственных государственных структур.

Проблемы граждан у полпреда решаются сразу и положительно: деньги в бюджете на нужды просящего находятся сразу, а от чиновника не услышишь слов: «Это не в моей компетенции».

Жаркий разговор

Все чиновники высокого ранга, а их присутствие на приёме обязательно, все без исключения, в том числе и прокурор, получают горячую взбучку от полпреда.

«Сидите здесь, сытые, откормленные, довольные, а люди не смогли достучаться до вас, пришлось им писать президенту!» - эмоционально обращается к чиновникам полпред в ЮФО Владимир Устинов.

На приёме граждан у полпреда присутствуют все первые лица региона Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

В оправдание не идут объяснения, что есть регламент, сроки, очередь среди таких же людей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Однако эти слова нельзя отнести к губернатору региона Василию Голубеву. Буквально днями ранее он ездил в Зверево, где ходил по лестнице жилого трехэтажного дома, проверял выполненный строителями капитальный ремонт, общался с пенсионерами без протокола и в итоге поставил строителям «четыре» за ремонт.

Накануне дня приема у полпреда губернатор открыл интерактивную приемную. Теперь, помимо традиционных личных приёмов и выездов на места, глава региона раз в месяц будет общаться с гражданами через интернет, на связи могут находиться до 20 человек из самых отдаленных уголков области.

А новый сити-менеджер Ростова-на-Дону Сергей Горбань первым делом в своей работе внедрил на сайте администрации ресурс «Активный ростовчанин», где любой житель города-миллионника может пожаловаться на произвол чиновников.

Последняя инстанция

Но бывают случаи, когда только полпред своим волевым решением может помочь жителю.

Галина Глушко живет на улице Портовой в Ростове-на-Дону. Её частный дом обрушается из-за оползня.

В зале ожидания пенсионерка делится своей проблемой: «Обращалась уже во все инстанции, это последняя. Мне сказали, что и здесь меня не ждут, но своего не отдам». Женщина добавляет: «Если не помогут - поеду в Москву и буду сидеть под Кремлём».

Пенсионерке Галине Глушко помогли со сложной проблемой Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

На приёме у Владимира Устинова Галина Глушко некоторое время не может понять, что её вопрос уже решен. Дорогостоящее инженерное сооружение власти города построят в ближайшее время.

Полпред человек военный, поэтому требует с чиновников «не мямлить под нос», а докладывать о разрешении ситуации гражданке громко.

«Всё мечтаете о метро, строите глобальные планы, а о проблемах простых граждан забываете», - обращается полпред к сити-менеджеру Сергею Горбаню.

Кто виноват?

Владимир Устинов у каждого просящего спрашивает, сколько времени длится вопрос, имя чиновника, который обещал, но не выполнил просьбу. Полномочный представитель Президента РФ в ЮФО ищет конкретное лицо, виновное в затягивании или не желании исполнить законные требования жителя.

«Директор департамента ЖКХ Ростова Неделин уже уволен!» - говорит кто-то из официальных лиц.

Полпред Владимир Устинов на приёме граждан Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Вера Ковалёва, чей жилой дом на улице Сеченова в Ростове-на-Дону больше года назад сгорел и обрушился, отказывается называть фамилию чиновника.

«Зря, Вера Михайловна, зря, как же мы тогда с вами искореним бюрократию?» - сетует полпред.

Владимир Устинов обращается к прокурору: «У чиновников бездушие к людям, но у вас-то есть закон, почему не отреагировали?»

В этот раз полпред принял пять человек, и все они ушли с положительными эмоциями. Решен вопрос ремонта поселковой дороги в станице Обливской, укрепление склона балки в Железнодорожном районе Ростова-на-Дону, которое поможет предотвратить обрушение дома. Граждан из аварийного жилья переселят, а многоквартирный дом в Ленинском районе Ростова капитально отремонтируют.

На приёме у полпреда Анна Степашина добилась положительного решения своего вопроса Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Наверное, такие «душевные встречи» время от времени нужны не только горожанам, но первым лицам Ростовской области. Верится, что чиновники станут лучше слышать и решать проблемы населения.

В Южном Федеральном округе (ЮФО) появился новый полномочный представитель президента РФ. Известие об этом пришло из Центральной Азии. “Я считаю целесообразным и по возвращении в Москву подпишу указ о назначении Григория Рапоты полпредом президента РФ по Южному Федеральному округу”, - заявил Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов по итогам саммита СНГ в Душанбе. Вскоре после этого заявления новый полпред был представлен аппарату ЮФО в Ростове-на-Дону.

“Прощаюсь, но не ухожу. Очень рад, что пришел Григорий Рапота. Это профессиональный, преданный делу, да и просто порядочный человек. Думаю, вам будет с ним работать комфортно. Ему предстоит решать сложные вопросы, прошу поддерживать нового полпреда, чтобы он мог скорее вникнуть во все детали, принимать конструктивные, профессиональные решения”. Таким образом, Дмитрий Козак, уходя на повышение в Москву, стремился со всей очевидностью продемонстрировать преемственность власти и политического курса в самом проблемном российском регионе.

Григорию Рапоте досталось непростое наследство. Здесь и растущая дестабилизация в Ингушетии, и террористическая и диверсионная активность в Дагестане, и до сих пор неразрешенный осетино-ингушский конфликт, и непростые “земельные отношения”, и реализация муниципальной реформы в Кабардино-Балкарии, и легитимность власти в Карачаево-Черкесии, и социально-экономическое развитие всех субъектов российского Юга. С административно-бюрократической точки зрения, самое сложное в этой ситуации то, что критиковать своего предшественника за определенные промахи в его деятельности будет практически невозможно. Ни прямо, ни косвенно. Во-первых, предшественник уходит со своего поста с повышением по службе, и теперь будет фактически одним из “кураторов” проекта. Во-вторых, предшественник близок самому президенту, а сегодня даже косвенная нелояльность президентскому курсу не допускается на всех уровнях государственной власти. В-третьих, сегодня Дмитрия Козака можно осуждать за дестабилизацию в Дагестане и в Ингушетии, а также за «чеченизацию».

С другой стороны, можно (и нужно) признать, что многие негативные тенденции (тот же рост исламистских настроений) начались задолго до его приезда в Ростов-на-Дону. Многие вообще имеют объективную природу (смена националистического дискурса на постсоветском Востоке на радикальный исламистский). Однако как бы то ни было, новый полпред должен отвечать на многочисленные политические и социально-экономические вызовы в непростом регионе. В этой связи далеко не праздным любопытством является вопрос о политическом и управленческом бэкграунде нового президентского назначенца. По каким критериям именно этот человек оказался на должности, имеющей стратегическое значение для российской государственности?

“Эксперты и аналитики встретили недоуменным молчанием одно из самых необъяснимых кадровых решений Владимира Путина. Понять такую реакцию легко. Рапота - человек, которого нет нигде, в публичную политику он вошел в 2001-м году, возглавив Евразийский экономический союз. И даже после этого удивительным образом умудрился остаться в тени, фигурой без лица и узнаваемых человеческих черт. В интернете можно найти лишь сухие биографические данные…” С процитированным выше мнением аналитика информационного агентства “The Caucacsus Times” Мурада Карданова трудно не согласиться. Поспорить можно только с одним. Назначение Григория Рапоты - это далеко не первое “необъяснимое” и необъясненное обществу кадровое решение российского президента. Как-будто назначение других полпредов (например, Владимира Яковлева на пост представителя президента в ЮФО в 2004 году) было чем-то, кроме неуловимой чиновничьей логики объяснимо? С другой стороны, нельзя не признать очевидных фактов. В свое время о назначении полпредом Дмитрия Козака, равно как и о его уходе в Москву в 2007 году писали неизмеримо больше. Это можно легко понять. За Козаком эксперты пытались угадать определенную миссию. Человек близкий президенту, успешный чиновник, один из разработчиков и идеологов муниципальной и административной реформы, Козак рассматривался как некий символ “огосударствления Кавказа”. Время показало иллюзорность многих надежд 2003 года, однако с именем нынешнего министра регионального развития эти надежды три года назад связывались. Сам же экс-полпред был символом “наведения порядка” в регионе, рассматривался эдаким “министром по Кавказу”.

Сегодня, наверное трудно найти кого-либо, кто бы стал искренне убеждать собеседника в том, что Рапота - это символ каких-то надежд на изменение ситуации на Кавказе. Из сухих строчек интервью нового назначенца мы можем узнать, что в течение трех десятков лет он работал в разведке. Вот каким образом характеризует свою трудовую биографию сам Григорий Алексеевич: “Устойчивой мечты в детстве не было, тянуло к путешествиям. Каждый раз оказывался под влиянием прочитанной книги или профессии… Образование высшее, МВТУ им. Баумана, инженер-конструктор… 32 года в разведке. Это время запомнилось творческой, захватывающей работой. Потом полгода работал в Совете безопасности, а с ноября 1998 года – в “Росвооружении”. Везде было по-своему интересно”. Чем конкретно занимался новый полпред в период своей службы в органах разведки, на каких участках использовался его богатый потенциал, мы вряд ли узнаем. Государственную тайну в России еще никто не отменял. Однако сегодня хотелось бы знать другое. С какими идеями и подходами новый полпред пришел на Кавказ? Какую стратегию готов он предложить для противодействия террористической угрозе, коррупции и непотизму в регионе? И если такой стратегии нет (а сегодня почти со стопроцентной уверенностью можно сомневаться в ее наличии), то кто и когда будет ее разрабатывать? Пока же с определенностью можно говорить лишь об одном. Новый представитель президента чрезвычайно осторожен, не готов к жестким и четким заявлениям. Несколько лет назад, отвечая на вопрос интервью “Если бы Вы оказались в 1917 году, кого бы Вы поддержали: большевиков, конституционных демократов, монархистов?”, Григорий Рапота уклончиво ответил: “Для этого надо оказаться в 1917 году, войти в то состояние людей, тот социально-политический слой. С позиции сегодняшнего времени оценивать те события можно только с исторической точки зрения”. Думается, что в оценке дня нынешнего Григорий Алексеевич еще более осторожен. В этом легко убедиться, посмотрев его интервью в период работы в “Росвооружении” и в ЕвраЗЭС.

Был ли Рапота успешен как управленец в своей предшествующей деятельности? В 2001 году он становится генеральным секретарем Евразийского экономического союза (ЕвраЗЭС). Конечно, можно сказать, что отсутствие внятной стратегии экономической политики на постсоветском пространстве - не прерогатива ЕвраЗЭС и его генсека. Это - вопрос воли стран-участниц международной организации. Однако нельзя не увидеть, что такие фундаментальные задачи, как единое таможенное пространство стран ЕвраЗЭС, оказались нереализованными. Можно ли считать, что опыт работы в не слишком эффективной структуре достаточное основание для нового назначения на сложный “участок работы”? Или же этот участок уже признан не слишком сложным, чтобы доверить его просто аккуратному чиновнику без вредных привычек?

Однако назначение Григория Рапоты на пост полпреда в ЮФО ставит еще один гораздо более важный институциональный вопрос. Насколько эффективен сам институт президентских назначенцев? За все время своего существования этот институт неоднократно возвышали, и неоднократно же девальвировали. Конечно, речь идет о фактическом возвышении и фактической же девальвации, происходящем в логике подковерной неформальной административной борьбы, а не по канонам публичной политики. Владимир Путин, став президентом России в 2000 году и пройдя инаугурацию, свой первый указ посвятил преобразованию института полномочных представителей президента и образованию федеральных округов, что тут же было расценено как первый шаг к масштабной реформе федеративных отношений и всей региональной политики. В 2000 году кадровые решения президента по назначению представителей главы государства в округах прочитывались, что называется, с листа и были содержательны в идеологическом плане. Выбор Путина падал тогда либо на силовиков (Пуликовский, Казанцев, Черкесов), либо на политиков федерального уровня (Кириенко). В любом случае статус президентского полномочного представителя был поднят на недосягаемую с 1991 года высоту. Затем (как это было в 2003 году в случае с Клебановым или Яковлевым) институт полпредов стал ярмаркой вакансий для вышедших в тираж федеральных политиков. С одной стороны, полпреды вели работу по исправлению партикулярного законодательства субъектов РФ. С другой стороны, те решения, которые федеральная власть хотела провести «по понятиям», проводились без всякой оглядки на аппараты президентских назначенцев. Так было в случае с продавливанием Конституции Чечни в 2003 году, с решением о возможности для губернаторов более, чем двух легислатур, и с татарстанским договором в 2006 году. И заметим, все это фактически делалось на внеконституционной основе.

После Беслана (2004 год) роль полпредов снова выросла. Теперь они участвовали в кастинге губернаторов и президентов республик. В случае же с Дмитрием Козаком его и вовсе стали воспринимать как президентского «комиссара». Однако и после очередной ревальвации института полпредов «понятия» взяли верх. Дмитрий Козак весьма настороженно относился к главному кремлевскому «кадровому чуду» на Северном Кавказе - Рамзану Кадырову. В феврале 2006 года полпредство президента в Южном федеральном округе направило запрос в управление Генпрокуратуры в ЮФО с просьбой дать правовую оценку действиям должностных лиц правительства Чечни. Поводом для этого стало обещание тогдашнего и. о. премьера Чечни Рамзана Кадырова выдворить из Чечни датские гуманитарные организации (Датский Совет по делам беженцев) в связи с публикацией в датских газетах карикатур на пророка Мухаммеда. Таким образом, полпредство решило продемонстрировать Кадырову-младшему, что он не является полноправным «хозяином» Чечни. Сама же акция как будто бы случайно совпала по времени со встречей Кадырова с верховным комиссаром ООН по правам человека Луизой Арбур. Однако вскоре после этого Кадыров пошел «на повышение», став премьер-министром без всяких приставок, а затем и президентом республики. И после февральского казуса Кадыров демонстративно решал все вопросы с Путиным напрямую, четко представляя себе, что никакие инстанции не смогут ему помешать отстаивать свои приоритеты. Решение о смене высшей власти Дагестана Москва также фактически провела напрямую. А что касается Адыгеи, то в тщательно скрываемом противостоянии Дмитрия Козака и экс-президента Хазрета Сомена Москва далеко не всегда стопроцентно поддерживала своего «комиссара». Таким образом, «комиссар» был лишен такого важного ресурса, как институциональные основы его деятельности. Он играл роль разведчика, которого собственное государство могло принести в жертву конъюнктурным интересам.

Но самое страшное для института полномочных представителей заключалось в поведении самой высшей власти, которая, похоже, сама четко не представляла, для какой конечной цели этот институт создается. Он - "государево око", наблюдающее за губернаторами и президентами национальных республик? Или это огромная информационно-аналитическая служба для составления адекватной "картинки" происходящего в государстве? Исправление регионального законодательства - финальная цель в деятельности аппаратов полпредов или промежуточная? Без ответов на эти вопросы говорить об эффективности этой бюрократической структуры проблематично.

В ЮФО с самого момента его создания сменилось несколько полпредов. Был Виктор Казанцев с генералами новых кавказских войн. Был Владимир Яковлев с маститыми пиарщиками из Москвы и Питера, интернет-сайтами и многочисленными пресс-конференциями. Был Дмитрия Козак, министр по Кавказу, с доверием самого президента и завышенными ожиданиями. Теперь пришел Григория Рапота, ветеран разведки, демонстративно сторонящийся публичной политики. Были все и было все. Кроме четкой стратегии развития Кавказа, ориентированной на многоуровневую интеграцию этого региона в российский социум и кроме четких критериев оценки управленческой эффективности чиновников ЮФО. Кроме государственной воли и политической предсказуемости, господства формального права и понятных всем правил игры.

Сергей Маркедонов - зав. отдлелом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Слухи, которые активно муссировались еще в начале года, стали реальностью.

Вслед за новостью о присоединении Крыма к Южному федеральному округу появилась информация о дате переезда полпредства ЮФО из Ростова-на-Дону в Краснодар. Источники сайт, ранее в столицу Кубани, рассказали, что речь идет об осени. Более того, сменится не только «прописка» полпредства. Ростов может потерять статус столицы округа.

Уже говорилось о том, что присоединение Крыма к ЮФО делает логичным перенос столицы округа в Краснодар. Географически Крым намного ближе к Краснодарскому краю, и новый регион требует гораздо большего внимания со стороны федеральных властей. Также полпредству будет существенно удобнее администрировать Крым, находясь в Краснодаре, - рассказал источник издания. - Как стало известно сегодня, руководить в объединенном округе будет Владимир Устинов, который еще до соединения округов был инициатором переноса полпредства. Он лоббировал этот вопрос неспроста. Устинов - уроженец Краснодарского края, проживает в Кореновске. И лишь раз-два в месяц появлялся в донской столице.

Еще один собеседник издания отметил, что переезд - дело не простое в связи с тем, что возникает вопрос со штатом. Очевидно, что большей части чиновников полпредства придется искать работу, также непросто подобрать новые кадры в Краснодаре.

Кроме того, есть и финансовая составляющая. По предварительным данным, стоимость переезда полпредства может обойтись в 7-8 миллиардов. Дело в том, что Федеральная служба охраны по ЮФО базируется на территории резиденции полпреда, а это значит, что должен переехать весь аппарат ФСО, а это перенос оборудования, демонтаж и транспортировка, что соизмеримо с покупкой нового.

Изначально прорабатывался вопрос о том, что эти расходы берет на себя принимающая сторона, но таковых денег в бюджете Краснодарского края не оказалось, - добавил собеседник сайт. - Вполне возможно, что сейчас, после новости о присоединении, деньги будут найдены и процесс переезда активизируется. Между тем, если Ростов-на-Дону лишится статуса столицы ЮФО, то потеряет субсидии, которые выделяются из федерального бюджета.

Справка: Полномочное представительство президента в Южном федеральном округе было создано в 2000 году. Первым полпредом стал бывший командующий Северо-Кавказским военным округом генерал Виктор Казанцев.

Спустя 10 лет - в 2010 году - Южный федеральный округ был «расчленен» на две части.
В Южный федеральный округ вошли Ростовская, Астраханская и Волгоградская области, Республики Адыгея, Калмыкия и Краснодарский край. А в Северо-Кавказский федеральный округ - Дагестан, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чечня и Ставропольский край.

В 2008 году полномочным представителем президента в ЮФО был назначен бывший генеральный прокурор России Владимир Устинов, который и по сей день исполняет обязанности полпреда.

С 28 июля 2016 года в состав ЮФО входят восемь субъектов Российской Федерации: Республики Адыгея, Калмыкия и Крым, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край и город федерального значения Севастополь.