Положен ли дополнительный

Мы в течении нескольких лет не предоставляли дополнительный отпуск водителям за вредные условия труда, как выпутаться из ситуации?

Дополнительный отпуск водителям за вредные условия труда. Мы в течении нескольких лет не предоставляли дополнительный отпуск. Нас проверяет трудовая инспекция. Условия труда по итогам аттестации.

Вопрос: Нас проверяет трудовая инспекция. Мы в течении нескольких лет не предоставляли дополнительный отпуск водителям за вредные условия труда. Как выпутаться из ситуации? Мысли по поводу выхода из ситуации у меня есть: Издать приказ задним числом о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных сотрудникам в счет дополнительного отпуска за вредные условия труда. То есть товарищ, который обратился в инспекцию не ознакомлен с данным приказом и заявления он не напишет задним числом на эти выходные-отпуска

Ответ: В сложившейся ситуации проверьте, чтобы дополнительный отпуск за вредные условия труда был прописан в трудовых договорах с водителями (ст. 57 ТК РФ). Исправить можно, заключив дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Неиспользованные остатки дополнительных отпусков за прошлые годы укажите в графике отпусков на этот год (ст. 123 ТК РФ). Ознакомьте работников подразделения с графиком отпусков. Дата – за 14 дней до начала 2017 г. Составьте акт, что обратившийся в ГИТ работник от ознакомления с графиком отпусков отказался. Получится, что вы уже обязались предоставить ему дополнительные отпуска за предыдущие года. Это уменьшит степень административной ответственности.

Если вы издадите приказ задним числом о предоставлении дополнительных отпусков за вредные условия труда, то допустите другое нарушение. Вы не сможете доказать, что вовремя оплатили отпуска. Организация обязана выплатить отпускные сотруднику не позднее чем за три дня до начала отпуска (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). И никаких исключений из этого положения, связанных с желанием работника, Трудовой кодекс РФ не содержит. Работодателя, который не выплатит отпускные вовремя могут привлечь к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26 августа 2015 № 14-2/В-644).

Кроме того, предусмотрена материальная ответственность работодателя в виде выплаты компенсации за задержку отпускных установлена статьей 236 Трудового кодекса РФ. Указанную компенсацию обязательно выплатить сотрудникам, даже если задержка отпускных произошла по независящим от работодателя причинам.

Предложите работнику, который пожаловался в инспекцию, предоставить ему по заявлению дополнительные отпуска за все предыдущие годы.

Как установить продолжительность дополнительного отпуска сотрудникам, занятым на вредных и опасных работах

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного сотрудника установите в трудовом договоре. Делайте это на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

По общему правилу дополнительный отпуск положен сотрудникам:

Продолжительность отпуска за вредные и (или) опасные условия труда нельзя установить меньше семи календарных дней. При этом максимальная продолжительность дополнительного отпуска не ограничена ().

Порядок же определения конкретной продолжительности дополнительного отпуска зависит от того, по итогам какого мероприятия определены условия труда: аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда .

Условия труда определены по результатам аттестации рабочих мест

Требование определять условия труда по итогам аттестации действовало до 1 января 2014 года согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 № 342н . Если после этого условия труда не пересматривали, то продолжительность дополнительного отпуска можно узнать по следующим документам:

Эти документы действуют до сих пор, их не отменяли. Но применять их нужно только в тех частях, которые не противоречат Трудовому кодексу ( , определение Верховного суда РФ от 1 ноября 2012 № АПЛ12-651 , решение Верховного суда РФ от 14 января 2013 № АКПИ12-1570 , разъяснения Минтруда России от 13 февраля 2013).

Если ваши производства, профессии и должности отсутствуют в списке , то продолжительность дополнительного отпуска установите самостоятельно в коллективном договоре или другом локальном акте. При этом продолжительность отпуска не может быть меньше минимального значения, которое установлено в отраслевых (межотраслевых) соглашениях.

Условия труда определены по результатам специальной оценки

После 1 января 2014 года вредность и опасность труда определяют по результатам специальной оценки . Ее проводят в порядке, предусмотренном Законом от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ .

В этом случае длительность дополнительного отпуска каждого конкретного сотрудника определите самостоятельно. Если есть отраслевые (межотраслевые) соглашения, ориентируйтесь на них. Найденный таким образом срок закрепите в коллективном договоре и трудовом договоре с сотрудником. Такие правила установлены Трудового кодекса РФ.

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляют только за время, фактически отработанное во вредных и (или) опасных условиях (). Учитывая это, продолжительность такого отпуска рассчитывайте пропорционально фактически отработанному времени:

Поступайте так и когда сотрудник работает во вредных условиях лишь время от времени (п. 13 Инструкции , утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 № 273/П-20 , письмо Роструда от 18 марта 2008 № 657-6-0).

Совместители

Совместители также имеют право на дополнительный отпуск из-за вредных условий труда. Продолжительность отпуска определяйте пропорционально фактически отработанному времени данного сотрудника во вредных (опасных) условиях труда. Такие правила применяйте независимо от ставки работника, даже если занятость менее 0,5 ставки (решение Верховного суда РФ от 26 января 2017 № АКПИ16-1035).

Пример расчета продолжительности дополнительного отпуска за временную работу во вредных условиях труда

Слесарю периодически поручают электросварочные работы в помещении. Согласно проведенной специальной оценке условия труда на рабочем месте сварщика являются вредными (подкласс 3.2). За такую работу отраслевым соглашением и коллективным договором организации установлен ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 12 календарных дней.

Сотрудник проработал во вредных условиях в течение месяца. Все это время он трудился полный рабочий день (от основной работы его освобождали). Ему полагается дополнительный отпуск следующей продолжительности:
12 дн. : 12 мес. х 1 мес. = 1 дн.

Не вызывает вопросов расчет продолжительности отпуска, если на дату ухода в отпуск сотрудник отработал полное количество месяцев. Однако на практике бывают не такие простые ситуации. Скажем, в расчетном периоде сотрудник мог болеть, быть в отпуске без сохранения зарплаты и т. д. Тогда прежде чем считать продолжительность дополнительного отпуска, надо определить точное количество месяцев, которые сотрудник отработал во вредных и опасных условиях труда. Для этого воспользуйтесь следующей формулой:

Часть дополнительного отпуска за вредные и опасные условия труда, превышающую семь календарных дней, можно заменить денежной компенсацией при следующих условиях:

  • такая возможность предусмотрена отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором;
  • на это имеется письменное согласие самого сотрудника, оформленное в виде дополнительного соглашения к трудовому договору.

Размеры, а также условия выплаты компенсации устанавливают отраслевые (межотраслевые) соглашения и коллективные договоры.

Зубков Сергей Васильевич (17.05.2014 в 15:05:02)

Уважаемый Сергей. В соответствии со ст.212 ТК РФ к обязанности работодателя относится установление соответствующим требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте. Для этой цели проводится аттестация рабочих мест, которой подлежат все рабочие места и по результатам которой аттестационная комиссия проводит оценку условий труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. Он вступил в силу 1.09.2011 г., согласно которого Порядок аттестации, утвержденый Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утратил силу.

Таким образом признание профессии водителя-оператора мусоровоза вредной относится к обязанности работодателя. Надо сказать, что в соответствии с п.52 Порядка ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. Невыполнение этой обязанности является нарушением законодательства о труде и об охране труда и грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ).

"Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования , - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток".

Являясь рядовым пользователем услуг мусоровозов, считаю, что неотнесение вашей профессии к категории вредной будет явно неправильным, учитывая вредные факторы промышленных и бытовых жидких и твёрдых отходов и их воздействия на человека. При этом не имеет значения, внесена ли ваша профессия в упомянутый моим коллегой Список. Право на досрочную пенсию и обеспечение спецодеждой, спецпитанием и другими гарантиями, а также сокращённая рабочая смена (ст.92 ТК РФ), ежегодный дополнительный отпуск (ст.117 ТК РФ), повышенная (ст.147 ТК РФ) вещи разные и не зависят друг от друга.

При приёме на работу по вашей профессии о вредных условиях труда и компенсационных гарантиях должно быть указано в трудовом договоре.

Вам совет. Выяснить проводилась ли аттестация рабочих мест и каковы её результаты по вашей профессии в части отнесения её к категории вредной. В случае отрицательного ответа начните с в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области. Вот её контакты. Южно-Сахалинск, ул.Антона Буюклы, 38, офис 7. 466052 - горячая линия. Далее по результатам ГИТ в судебном порядке. Уверен, у вас получится!

Удачи. Сергей. Мой ответ - ваш отзыв.

Приказ Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. N 127
"Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса"

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса.

И. Левитин

Регистрационный N 7200

Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса
(утв. приказом Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. N 127)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на трамваях и троллейбусах, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки пассажиров (далее - водители).

3. Особенности рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения трамваев (троллейбусов) должны разрабатываться с учетом норм настоящего Положения.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливаются время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания в каждую смену, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.

II. Рабочее время

5. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

7. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

8. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

9. Водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.

Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время - не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктом 8 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

10. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии, а также время следования от рабочего места до места медицинского осмотра (в том числе вне территории депо) и обратно;

б) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возращения# с линии в трамвайное (троллейбусное) депо;

в) время управления трамваем (троллейбусом) на линии;

г) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;

д) время простоев трамваев (троллейбусов) на линии;

е) время нахождения водителя в резерве;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава.

11. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "б" пункта 10 настоящего Положения), и время проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "а" пункта 10 настоящего Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.

III. Время отдыха

12. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установлении графиком работы (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.

Время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В случаях, когда по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

13. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), но не менее 12 часов.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - с иным представительным органом работников.

14. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов. При этом в среднем за месяц продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

15. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

16. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.


Ведь работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда на рабочем месте, что, однако, не обязательно должно выражаться в закреплении исчерпывающих положений в тексте трудового договора. Чтобы соблюсти установленные требования к содержанию трудового договора с работником, нужно как минимум указать, являются ли условия труда оптимальными, допустимыми, вредными (с указанием одного из 4 подклассов) и (или) опасными. Для этого можно взять результаты аттестации рабочих мест или оценки условий труда. Если сотрудник уже трудится, то добавить новую информацию в его договор можно путем заключения дополнительного соглашения. 4. Нормативная база: Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред.

Особенности предоставления дополнительного отпуска водителям

Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» в части утверждения Списка в отношении специальностей, связанных с добычей и переработкой каменной соли (позиция 230 — 237), помолом и погрузкой соли (позиция 255), с фасовкой соли (позиция 256); постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 1 марта 1991 года № 56 «Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала предприятий и объединений, занятым на добыче и транспортировке соли» оставить без удовлетворения.

Дополнительный отпуск водителям грузовых автомобилей. о ежегодном дополнительном

Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС│ │от 05.11.1987 N 670/П-11) │ │197 │Вальцовщик резиновых смесей, занятый│ │ │ │ │вальцеванием резины при ремонте покрышек и│ │ │ │ │изготовлении резинотехнических изделий │ 6 │ │ │198 │Водитель автомобиля, работающий на автобусе│ │ │ │ │регулярных линий, в том числе заказных │ 12 │ │ │(п. 198 в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС│ │от 05.11.1987 N 670/П-11) │ │198а│Водитель автобуса, работающий на маршрутных│ │ │ │ │такси │ 12 │ │ │(п.


198а введен Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума│ │ВЦСПС от 05.11.1987 N 669/П-11) │ │199 │Водитель автомобиля, работающий на автомобиле│ │ │ │ │медицинской помощи и санитарной │ 6 │ │ │(п. 199 в ред.

Дополнительный отпуск водителям

Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (с последующими изменениями) при добыче и переработке каменной соли работникам пищевой промышленности имеют право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день в соответствии с пунктами 230 — 237 при выполнении подземных работ рабочие, руководители и специалисты (только на дополнительный отпуск), а при работах на шахтной поверхности на дополнительный отпуск бункеровщик, машинист подъемной машины, опрокидчик, выполняющий работу при ручной откатке, стволовой, а на сокращенный рабочий день — стволовой, занятый обслуживанием с скипового подъемника; в соответствии с п.

Какой документ устанавливает дополнительный отпуск водителю?

Внимание

Трудового кодекса РФ. Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда» 3. Журнал: Трудовые споры, № 2, Февраль 2014 г. Специфика Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест.

Плюсы и минусы новых правил Андрей СЛЕПОВ,старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

  • В каких случаях работодатель вправе не проводить спецоценку условий труда
  • Как можно сэкономить на оценке офисных рабочих мест
  • Нужно ли предоставлять работникам с вредными условиями труда все три вида компенсаций одновременно

Как было сказано, объем гарантий и компенсаций определяется по результатам специальной оценки условий труда. Но даже если она запланирована на 2015 или 2017 год, то работнику все равно нужно компенсировать работу во вредных или опасных условиях.

Дополнительный отпуск водителям грузовых автомобилей

  • ст. 69, 116, 213 ТК РФ об особенностях труда работников транспорта и порядке предоставления дополнительных отпусков;
  • Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 года №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;
  • отраслевое соглашение;
  • локальное Положение о дополнительных отпусках, принимаемое непосредственно в организации;
  • трудовой договор водителя, где прописаны моменты, касающиеся предоставления основного и дополнительного отпусков.

Какими могут быть дополнительные отпуска В официальных государственных документах не оговариваются конкретные профессии, для которых оплаченный отпуск не исчерпывается основным ежегодным. ТК РФ и другие источники лишь указывают на определенные категории трудоустроенных людей, которым полагается дополнительный отпуск.

Отпуск для водителей грузовых автомобилей

Добавочные дни могут быть присоединены к любой части основного отпуска или быть взяты отдельно. Их можно переносить на следующий год (кроме отпуска за вредные условия, его надо отгулять исключительно в рабочем году).

При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Отпуск для водителей грузовых автомобилей по массе

Для определения их объема стоит использовать результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426- ФЗ). Более того, в ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421- ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника.
Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда. Например, работодатель, применявший все три вида компенсаций в отношении рабочих мест со 2 подклассом вредности, не сможет с принятием Закона № 426- ФЗ отменить сокращенную рабочую неделю.

Отпуск у водителей грузовых автомобилей

Александр Котов Председатель ЦС МПВППри междугородних перевозках после трех часов непрерывного вождения должен быть предусмотрен отдых на 10 минут, а в дальнейшем через каждые два часа. Продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день. Различают два вида ежегодных отпусков – основной и дополнительный. Дополнительный отпуск предоставляется в связи с особенностью деятельностью или в порядке поощрения за длительную работу на одном предприятии. Установлено право на дополнительный отпуск: — 12 рабочих дней – водителям автобусов регулярных линий, маршрутных такси, грузовых автомобилей грузоподъемностью 3 тоны и более; — 6 рабочих дней – водителям автомобиле медицинской службы, грузовых автомобилей грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны.

Время отдыха водителей регламентируется ТК РФ и разд. III Положения, в соответствии с которыми еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 ч. Время перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем в трудовом договоре.

Всем работникам в соответствии со ст. 111 ТК РФ предоставляются выходные дни. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня в неделю (оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд), при шестидневной - один. Но если в компании установлен суммированный учет рабочего времени для водителей, можно установить выходные дни в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом в силу п. 27 Положения число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Можно привлечь водителя к работе и в его выходной день, но только с учетом положений ст. 113 ТК РФ. Для этого нужно издать приказ или распоряжение и получить письменное согласие водителя.

В случаях, предусмотренных ст. 112 ТК РФ, допускается привлекать водителей к работе в нерабочие праздничные дни. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) в силу п. 25 Положения.

Немного разъясним. Ежедневный (междусменный) отдых - это время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день (смену). Трудовым кодексом не регламентируется ни его продолжительность, ни порядок предоставления. Обычно они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности и зависят от продолжительности рабочего времени. То есть при восьмичасовом рабочем дне ежедневный отдых должен быть не менее 15 ч (8 ч х 2 - 1 ч (обед)).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч независимо от перерыва на отдых и питание.

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Первая часть должна закончиться не позже чем через 4 ч после начала работы. Затем предоставляется перерыв продолжительностью не более 2 ч без учета времени для отдыха и питания. Об этом говорится в п. 13 Положения.

При предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков следует руководствоваться нормами ст. 115 ТК РФ и предоставлять 28 календарных дней. Кроме этого, ст. 116 ТК РФ предоставляет работникам транспортных организаций право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также за особый характер работы. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. В соответствии с этим списком отпуск предоставляется в рабочих днях, а вот сокращенная продолжительность рабочего времени не установлена.

Наименование профессий и должностей Количество дней дополнительного отпуска (в

рабочих днях)

Водитель автомобиля, работающий на автобусе 12

регулярных линий, в том числе заказных

Водитель автобуса, работающий на маршрутном 12

Водитель автомобиля, в том числе и

специального (кроме пожарного),

грузоподъемностью:

а) от 1,5 до 3 т; 6

б) от 3 т и выше 12

Водитель легкового автомобиля-такси при 6

работе в городах республиканского, краевого,

областного подчинения и на международных

Водитель-испытатель боевых и специальных 12

машин, занятый испытанием танков в дорожных

условиях

Кондуктор автобуса 6

Вулканизаторщик, постоянно работающий на 6

горячих вулканизационных прессах (аппаратах)

на ремонте автошин, автокамер и резиновых

Водитель автомобиля, занятый перегоном 6

автомобилей, слесарь по ремонту автомобилей и

рабочие других профессий - все постоянно

работающие в ночных сменах на техническом

обслуживании, ремонте и осмотре

автотранспортных средств

Слесарь по ремонту автомобилей, занятый в

автохозяйствах ремонтом двигателей

автомобилей, работающих:

а) на газе; 6

б) на этилированном бензине 12

Работодатель может самостоятельно установить дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда на конкретных рабочих местах будут признаны опасными, вредными или особыми в результате аттестации рабочих мест. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска , повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" установлено, что такой отпуск не может быть менее семи календарных дней.