Получение жилья детям сиротам год. Внесение законопроектов в государственную думу. Закон о детях сиротах на получение жилья

На территории страны имеются граждане, которым приписан статус детей-сирот, причиной чему может быть разная жизненная ситуация.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Поскольку Родина старается заботиться о своих гражданах, то таким лицам полагается социальное жилье, как детям-сиротам.

В 2019 году программа социального обеспечения по льготной жилплощади, как для детей-сирот, предполагает значительное выделение средств из местного бюджета на квартиры.

Для получения консультации можно обратиться в органы самоуправления своего региона.

Там расскажут, какие документы нужно предоставить, порядок постановления на очередь, и соответствуете ли вы для льготных пособий данного рода.

При этом стоит уточнить все интересующие вопросы.

В среднем, каждый год приобретается за государственные средства около 3-5 квартир. Это немного для столь большого количества желающих, но все же лучше, чем ничего.

Важные аспекты

Каждый сирота подлежит государственной помощи в виде пособий и льгот. На начало 2019 года установлены списки, какие лица-сироты могут рассчитывать на поддержку:

  • сироты, достигшие совершеннолетия;
  • данные граждане, которые до совершеннолетия стали самостоятельно работоспособными и дееспособными;
  • которые закончили службу в армии;
  • которые закончили профтехническое учреждение;
  • дети-сироты, которые совершили преступление ранее и уже отбыли срок наказания в местах лишения свободы (детская колония).

Первоначальные понятия

К сожалению, жизнь устроена порой не справедливо. Очень обидно, когда маленькие человечки приобретают такой грустный статус, как сирота.

Причиной тому может быть разные ситуации, перечислять не будем. Установлением сиротства занимаются органы самоуправления и опеки местной власти.

Выдаваемый, в таком случае, документ, подтверждает личность как ребенка-сироту. С ним ребенок может рассчитывать на госпособия и поддержку от своей страны.

Изначально есть утверждение, что родители ребенка до случившегося, имели во владении имущество, поэтому, по сути, у ребенка-сироты уже есть жилье.

Только когда он достигает 18-ти лет, он может обладать правами . Могут возникнуть проблемы в том случае, если вдруг находятся третьи лица, которые также имеют права на имущество.

Они попросту не пускают сироту в дом, иногда тут даже суд не может расставить все по полочкам.
Сироте ничего не остается, как становится на очередь и ждать.

По закону, ребенок-сирота должен уже быть с квартирой до исполнения 23 лет.

Значит, на момент получения диплома об образовании, государство и местные власти должны предоставить ему жилье согласно всем нормам и требованиям по жилищным условиям.

Как показывает практика, долгожданную жилплощадь можно ожидать годами.

Куда обратиться

Право на социальное жилье ребенку-сироте длится до достижения им 23 лет. Это означает, что до этого возраста, данное лицо может подать соответствующее заявление на выделение ему государством жилья.

Нужные документы предъявляются в соответствующие органы (по опеке и попечительства) своего регионального управления, занимающимися этим вопросом.

После чего ребенок становится в очередь на жилую площадь.

Законодательная база

Действующее законодательство в вопросе о предоставлении жилья деткам-сиротам оговаривается в следующих актах:

  • РФ и ;
  • Федеральный закон ;
  • Гражданский Кодекс .

В данных текстах можно самостоятельно ознакомиться со своими правами на господдержку. Только если это вам не составит труда.

Можно проконсультироваться у специалистов по данному вопросу, которые смогут вас сориентировать в правильном направлении.

Смогут подсказать, где не ошибиться и как вести себя при наступлении каких-либо нюансов при оформлении.

Как работает программа предоставления жилья детям-сиротам

Программа в предоставлении нового жилья детям-сиротам основывается и руководствуется действующим законодательством.

Потому всю интересующую информацию можно узнать исходя ниже описанных законов и актов.

Каждый год правительство привносит изменения по тому или иному закону, стараясь все усовершенствовать программу данного рода социальной поддержки.

Корректировки подлежат множество проектов, связано это как с социальной ситуацией в стране, так и экономической. Все взаимосвязано.

Если заявитель видит, что нынешние его не соответствуют нормам, то можно смело подавать документы и становиться на очередь. Как проходит этот процесс, опишем далее.

Условия для оформления

Условия для оформления соцжилья следующие:

  • у заявителя не должно быть уже ранее оформленного подобного жилья, в особенности по договору найма;
  • первое условие относится также к родственникам заявителя;
  • также данный договор найма не должен числиться относительно иной жилплощади во владении;
  • лица, подающие заявление на соцжилье должны прежде проживать в таких условиях, которые не подходят согласно социальным метрикам для проживания.

Получается, исходя из выше описанного, несоответствие по условиям проживания может послужить первоочередным показателем для выделения нового жилья от органов самоуправления.

Но и тут имеются свои нюансы:

  • совместно с сиротой проживают иные лица с хроническими заболеваниями;
  • наличие лиц, лишенных по закону;
  • органами признана жилплощадь неприспособленной и не удовлетворяющей жилищным нормам;
  • несоответствие санитарным нормам.

Если ранее и была выделена площадь сироте, но по закону она меньше требуемой минимальной нормы, то также можно пробовать подавать заявление на предоставление жилья.

Какие документы необходимо подготовить

Документы, которые нужны для постановления на очередь на жилье, устанавливаются законодательством.

Согласно ему, в список входят следующие бумаги:

  • паспорт РФ сироты + его копии;
  • , подтверждающая о действительности статуса сиротства;
  • (оригинал);
  • справка, удостоверяющая об отсутствии во владении иной недвижимости;
  • документ, выдаваемый по месту работы (если имеется) или с учебного заведения;
  • свидетельство о браке (если сирота состоит в законных отношениях);
  • свидетельства рождения своих детей (если имеются);
  • два заявления на социальное жилье.

Заявления на предоставления жилплощади оформляются в двух экземплярах. Одно отдается в районные органы самоуправления, а второе - для органов опеки.

Все экземпляры можно писать в вольном содержании. Главное, чтобы в тексте указывалось следующее:

  • ФИО лица, что подает непосредственно заявление, претендующее на жилплощадь;
  • указание паспортных данных;
  • удостоверение сиротства;
  • содержание требования на социальную помощь;
  • дата и подпись.

Весь пакет документов подается исключительно самим заявителем. Третьи лица или просто доверенные не подлежат к содействию.

Требования и нормы к выделяемому помещению

Основные требования по выделяемому жилому помещению содержаться в таком порядке:

  • выделяемое жилье должно числиться отдельным квартирным помещением, не состоять в коммунального дома или комнат;
  • в обязательном порядке иметь все коммунальные услуги (отопительное, водо-, газо-, электроснабжаемое и т. д.).

Новая жилплощадь должна быть в том же районе, где проживает лицо на момент выдачи. Если адрес регистрации отсутствует (прописка), то жилплощадь предоставляется в районе действия опекунства.

Относительно квадратной площади жилья, то нормы следующие:

Порядок передачи жилплощади

Каким образом проходит весь процесс постановления на очередь на жилплощадь, лучше узнать у тех, кто уже имел с этим дело.

Сравнительно можно ознакомиться с порядком действий, ссылаясь на проект №159-ФЗ. В основном, порядок действий следующий:

  • молодой гражданин, состоящий со статусом сироты, должен получить документ из учебного заведения или иного учреждения (исправительного, военкомата), свидетельствующий о получении диплома образования;
  • написать соответствующее заявление, в котором будет прописаны нынешние условия проживания;
  • предоставить документы или справки, удостоверяющие отсутствие во владении иной жилплощади, а также возможности совместного проживания с родными;
  • собранный пакет документов предоставить в органы районного управления, для дальнейшего постановления на очередь;
  • в органы опекунства и попечительства приложить копии с места жительства на момент обращения;
  • на протяжении календарных 30 дней (месяц) ожидайте решения;
  • в случае одобрения сторонами подписывается договор социального займа;
  • можно подавать заявление на приватизацию жилья.

От каких факторов зависят сроки

Поскольку выделяемое жилье строго зависит от местного бюджета, то ожидания могут растянуться на многие годы.

Каждый год выделяется определенное количество тех квартир (жилья), которые можно выдать сиротам, но их в меньшинстве.

Потому говорить о факторах, способных повлиять на процесс выдачи, не имеет смысла.

Возможность перехода в частную собственность

Выделенное жилье от местного самоуправления, сирота имеет законное право приватизировать. Но не все так просто.

Данное право временно не доступно, если во время подписания договора сторонами (получатель-сирота и орган управления) было указано, что жилье выступает как специализированное.

Только по прохождению пяти лет, действие договора заканчивается, тогда и можно заниматься вопросом . При этом заключается новый договор (бессрочный) социального займа.

Если сперва был заключен договор социального займа, а не наоборот, то вопрос о приватизации можно заняться изначально.

Бывает так, что органы управления отказывают по неизвестным причинам сироте в его праве приватизировать жилье.

Тогда нужно обратиться в суд. В 90% случаев, судебный разбор принимает сторону заявителя.

Особенности внеочередного участия

Жилье для граждан со статусом сироты подлежит только к поочередной выдаче. Думать о том, что можно как-то проскочить - не правильное утверждение.

Еще совсем недавно оговаривалось, что каждый сирота вправе получить жилплощадь без очереди, ссылаясь на РФ. Но были внесены коррективы по этому поводу.

До 23 лет сирота должен встать на очередь, если он решит сделать это позже, то не сможет. Поскольку при достижении данного порога, в 23 года, он теряет свое законное право.

Исключением становится то, что если на момент исполнения 23 лет сирота не получил квартиру, потому как не настала его очередь, то он не вычеркивается со списка.

Как показывает практика, то далеко не все до 23-25 лет получают жилплощадь. Порой этот миг наступает и у людей в пенсионном возрасте, в 50-60 лет.

Средства из бюджета выделяются на площадь каждый год, но их катастрофически не хватает на всех.

С этим ничего не поделаешь. Но все же, не стоит отчаиваться, потому что государство обязуется в поддержке своих граждан. И рано или поздно, дойдет очередь каждого.

Видео: очередность предоставления жилых помещений

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Сиротой считается несовершеннолетнее лицо, лишенное попечения биологических и приемных родителей. Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением общегосударственной помощи. Главной задачей государства является обеспечение детей сирот всеми необходимыми благами до достижения совершеннолетия.

Право на льготы и пособия, а также возможность получения бесплатного жилья от государства устанавливаются следующими нормативными актами:

  • , статьи 54 и 123;
  • Федеральный закон № ;
  • , статья 292;
  • , статья 57.

Главным документом, регулирующим общие принципы, содержание, способы социальной поддержки и льготы для данной категории детей, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по общественной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Российская Федерация берет на себя заботу о детях сиротах, лишенных родительского попечения. Государство предоставляет им различные преимущества. Соответствующие преференции предоставляются из областных бюджетов России.

Согласно законодательным актам, сирота имеет право:

  • на получение пенсионных выплат. Пенсия бывает двух видов: социальная и трудовая. Если родитель лишен родительских прав, то он обязан выплачивать несовершеннолетнему лицу алименты;
  • на преференцию в сфере образования. Сироты имеют преимущество при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Ребенок сирота поступает в ВУЗ на основании вступительных экзаменов. На протяжении всей учебы, им выплачивается стипендия из денежных средств бюджета региона;
  • государственную поддержку в сфере обеспечения жильем. Согласно закону о получении жилья, государство обязано обеспечить детей-сирот квартирой. Данная процедура может быть исполнена 2 способами: если родители имели собственное жилье, то оно сохраняется за ребенком; если наследство отсутствует, по достижению совершеннолетия государство обязуется обеспечить его бесплатным жильем;
  • льготы по оплате услуг. Сиротам предоставляются льготы в сфере уплаты коммунальных услуг. Законным опекунам будет компенсироваться половина суммы за: свет, газ, квартплату, воду и вывоз мусора;
  • государственную поддержку в сфере медицины. Дети-сироты, лишенные родительской заботы, получают любые медицинские услуги абсолютно бесплатно. А также подросткам предоставляются путевки на льготной основе в санатории и оздоровительные лагеря;
  • другие пособия . Дети сироты имеют право бесплатно ездить на общественном транспорте, кроме такси и частных маршрутов. Местными властями выдается материальная помощь, а также выплачивается денежное пособие: 30 000 - единовременно; 10 000 - ежемесячно.

Закон об обеспечении детей сирот жильем

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 04 декабря 1996 г., а одобрен Советом Федерации 10 декабря того же года. Настоящий документ регламентирует общие правила содержания и меры общественной поддержки детей, которые остались без родителей.

ФЗ о социальной поддержке сирот состоит из 13 статей:

  • ст 1. Основные понятия;
  • ст 2. Взаимоотношения, регулируемые действительным законом;
  • ст 3. Нормативно-правовые акты РФ о дополнительных гарантиях по общественной поддержке детей-сирот, оставшихся без родителей;
  • ст 4. Способы обеспечения дополнительных гарантий;
  • ст 5. Финансовое обеспечение;
  • ст 6. Дополнительные преференции относительно образования;
  • ст 7. Дополнительные преференции относительно медицинского обслуживания;
  • ст 8. Дополнительные преференции относительно права на имущество и жилье;
  • ст 9. Общественная защита от безработицы;
  • ст 10. Судебная защита прав детей-сирот;
  • ст 11. Ответственность за несоблюдение настоящего законопроекта;
  • ст 12. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с действительным Федеральным законом;
  • ст 13. Вступление в законную силу Федерального закона № 159.

До достижения совершеннолетия сироты находятся в детских домах и интернатах, которые после 18-летия, они обязаны покинуть, в следствии чего и возникают проблемы с приобретением собственного жилья. Для этого в РФ разработана программа, в соответствии с которой детям-сиротам предоставляется жилье на определенных условиях. Согласно закону, право на бесплатное жилье имеют не только несовершеннолетние дети сироты, но и лица, которые до достижения 23 лет остались одни и без собственного жилья.

Когда детям сиротам предоставляется жилье?

Законодательство РФ предоставляет право сиротам получить жилье, которое осуществляется местными властями регионов. Порядок передачи соответствующим лицам квартир и домов определяет закон о выдаче детям-сиротам жилья № 159-ФЗ. Начиная с 2013 года, обеспечение жильем осуществляется вне существующей очереди и за счет специализированного счета.

Правом на получение бесплатного жилья обладают:

  • дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, либо ставшие дееспособными раньше положенного срока (к примеру, после вступления в брак);
  • дети-сироты, вернувшиеся из армии, либо которые закончили профессионально-техническое образование;
  • дети сироты, которые отбывали срок в местах лишения свободы в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.

Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.

Условия получения жилья;

  • сирота не может быть собственником другого социального жилья, которое было получено по договору найма;
  • претендующее лицо на получение жилого помещения на текущий момент должно проживать в условиях, признанных неприемлемыми;
  • использовать данное жилое помещение можно только в целях личного проживания.

Важно! Чтобы продать или обменять полученную квартиру, данному лицу необходимо будет предоставить документацию из областной администрации, которая подтверждает разрешение на проведение данной процедуры с жильем.

Скачать текст закона

При предоставлении жилья детям сиротам, полностью исключается процедура приватизации данного жилого помещения. В настоящем законе также определены ситуации, согласно которым сирота не имеет право воспользоваться данной площадью. Законодательством было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте».

Обстоятельства, которые запрещают сироте проживать на выданной ему территории:

  • проживание совместно с лицом, пораженным тяжким недугом, нуждающимся в постоянной заботе;
  • если ребенок вынужден делить жилплощадь с родителями, лишенными родительских прав;
  • данная территория официально признана непригодной для целевого использования;
  • квартира или дом не соответствует санитарным нормам Жилищного Кодекса РФ.

Важно! Каждое обстоятельство должно быть подтверждено документально.

Скачать Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в последней редакции .

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на помощь государства. Предоставлять жилье детям-сиротам должны согласно действующему законодательству, не нарушая права граждан.

Законодательная база

Право на собственное жилье сиротам гарантирует несколько нормативных актов:

В 2013 году в основной закон, регламентирующий социальную поддержку сиротам (№159-ФЗ) был немного изменен. Если раньше дети получали жилье на правах социального найма сразу после выпуска из детского дома, службы в армии и т.д., имея право приватизировать его, то сейчас такая возможность не предоставляется.

Изменения в законе о предоставлении жилья подразумевают передачу квартиры на правах специального найма. Он ограничивает права арендатора на недвижимость. Сирота не может приватизировать квартиру, продать, обменять или подарить. Срок действия специального найма – 5 лет. После его окончания жилье переходит в социальный найм и уже может быть приватизировано.

Прежний вариант часто приводил к тому, что сироты оставались без жилья по причине незнания законодательства и мошеннических действий. Сейчас эти риски практически исключены.

Кого обеспечивает жильем государство

Право на квартиру получают дети:

  • сироты – родители умерли до достижения ребенком 18 лет;
  • оставшиеся без попечения родителей.

Попечение детей отсутствует, если родители:

  • лишены прав;
  • определены в СИЗО;
  • без вести пропали или погибли;
  • признаны недееспособны;
  • отказываются забирать ребенка из медицинского или учебного заведения;
  • находятся в лечебных учреждениях.

На помощь от государства могут рассчитывать лица, оставшиеся без родителей по любой причине до достижения совершеннолетия.


Но жилье не предоставляется при условии, что у сироты уже есть квартира в собственности или арендована по социальному найму. Также социальная защита вправе отказать тем, кто прописан в жилом помещении. Но если сирота докажет, что проживание по месту регистрации невозможно по объективным причинам, то жилье ему будет выделено.

К этим причинам относится:

  • в квартире проживает человек с хроническими заболеваниями, ухудшающими качество жизни других лиц;
  • сирота прописан в квартире родителей, лишенных родительских прав;
  • жилье не соответствует санитарным нормам;
  • квартира признана неприспособленной для проживания.

До какого возраста предоставляется жилье

До внесения в законодательство поправок жилье детям-сиротам предоставлялось только до достижения ими 23-летнего возраста. С 2013 года действует новое правило.

Сирота может получить квартиру в любом возрасте, если ранее эта возможность не была реализована. Простыми словами, дети, оставшиеся без родителей, могут только один раз получить жилье от государства в любом возрасте.

Совет. Встать на очередь для получения квартиры сирота должен до достижения 23-летнего возраста. Если этого не сделать, то теряется право на обеспечение жильем.

К сожалению, очередь может на получение квартиры может затянуться надолго. На практике бывают случаи, когда сироте выделялась квартира только в 40-50 лет. Сейчас с этим все строже – жилье должно быть предоставлено сразу при достижении дееспособности (в 18 лет), после окончания учебного заведения или службы в армии. Но экономический кризис в стране повлиял и на формирование бюджета для нуждающихся в социальной поддержке граждан. Поэтому гарантировать быстрое получение жилых метров никто не сможет.

Требования к предоставляемому жилью

Предоставляемое сиротам жилье должно соответствовать нескольким требованиям:

  1. Квартира расположена в том же населенном пункте, где он проживает или находился в детском доме.
  2. Помещение не должно располагаться в ветхом, аварийном доме, где создана угроза жизни и здоровья сироты.
  3. В квартиру подведены все необходимые коммуникации.
  4. Сиротам предоставляется отдельная квартира (не комната в общежитии или коммуналка).

Сколько положено квадратных метров:

  • для одиноких сирот – от 33 кв.м.;
  • для семьи сироты, в которой два человека – от 42 кв.м.;
  • для семей с детьми – от 18 кв.м. на каждого человека.

Если выделенное жилье не соответствует перечисленным нормам, то сирота вправе отказаться от него и потребовать замены. Как правило, такие дела решаются в судебном порядке. Но отказ может привести к тому, что придется заново ждать своей очереди. Да и отказаться от предложенных метров можно только по веским причинам.

С чего начать


Первый шаг, который нужно сделать для получения жилья – встать на очередь. Для этого подается заявление в местный орган опеки и попечительства. Возраст сироты на момент обращения значения не имеет. Списки на социальную помощь формируются из сирот, которые уже достигли 14-летия.

Стоит еще раз отметить до скольки лет нужно заявить о своем праве – до достижения 23-летнего возраста. После этого обрести собственные квадратные метры за счет государства уже не получится.

Какие нужны документы

Для заявления о своем праве на квартиру потребуется приготовить пакет документ, в который входит:

  • гражданский паспорт;
  • справка из детского дома с указанием времени нахождения там;
  • справка из органов опеки о присвоении статуса сироты;
  • справка из ЕГРП об отсутствии жилья в собственности;
  • справка с места учебы или работы;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельства о рождении детей.

Совет. Заранее следует сделать копии всех перечисленных документов.

Перечисленные документы подаются вместе с заявлением. Оно составляется в свободной форме, но должно быть написано грамотным русским языком. По месту подачи документов обязательно есть образец, на который следует ориентироваться.

Срок рассмотрения заявления составляет 10 календарных дней. По результатам выдается справка о постановке в очередь или отказ. Второй вариант возможен по нескольким причинам:

  • неправильно оформленное заявление;
  • отсутствуют запрашиваемые документы;
  • указана не вся информация;
  • в заявлении указаны противоречивые или недостоверные сведения.


Заявитель может устранить ошибки и вновь обратиться в органы опеки.

Если у сироты есть прописка, то есть фактически присутствует место для проживания, но вселение невозможно по указанным выше причинам, то заявлять о своем праве придется через суд. Потребуется доказать, что квартира непригодна для проживания. Для этого используются документы:

  • справка о зарегистрированных лицах, что указывает на проживание биологических родителей сироты;
  • заключение комиссии о несоответствие в квартире норм санитарии;
  • справка из медицинского учреждения о болезни человека, проживающего в квартире.

Только в случае положительного решения суда можно обращаться в органы опеки, но уже с постановлением.

При обращении в суд сроки рассмотрения заявления увеличиваются и достигают 30 дней.

Как сироте получить квартиру: порядок действий

Что нужно сделать сироте для получения жилья:

  1. Подготовить все необходимые документы. Точный список лучше получить заранее, в органах опеки, поскольку каждый случай рассматривается индивидуально.
  2. Подать документы и заявление.
  3. Дождаться результата и получить справку с указанием номера очереди.
  4. Дождаться своей очереди и подписать договор найма.
  5. Через 5 лет подписать договор социального найма.


Порядок предоставления квадратных метров кажется достаточно простым. Но на практике у многих сирот возникают различные трудности. Например, органы опеки отказывают в предоставлении жилья по причине того, что сирота в браке, а у супруга имеется недвижимость в собственности. Такие действия неправомерны.

Отказать имеют право лишь при условии, что недвижимость оформлена на сироту, а не на ее родственников. Даже покупка квартиры за свои деньги станет причиной отказа в предоставлении квартиры. Стоит учитывать, что пока движется очередь, покупать недвижимость нельзя. Подтверждать свое право на квартиру придется перед подписанием договора найма, предоставив справку об отсутствии жилого имущества в собственности.

Сроки предоставления жилья

Конкретных сроков, когда сирота получит квартиру для проживания, законодательством не установлено. Единственное действующее ограничение – это совершеннолетие. Раньше достижения 18-летнего возраста стать обладателем жилья не получится. Но и в этом случае есть исключения. Например, сирота вступила в брак по причине ожидания ребенка. Также дополнительную льготу получают инвалиды.


Первоочередным правом на получение квартиры обладают именно семейные граждане. Вступление в брак и рождение детей поможет обрести квадратные метры немного раньше.

Что касается сроков получения квартиры в аренду, то они могут составлять как пару месяцев, так и десяток лет. И если раньше жилье предоставлялось всем сиротам до достижения ими 23-летнего возраста, то с введением новых поправок сроки увеличились.

Если срок ожидания превышает 15 лет, то можно заявить о своем праве в суде. Это поможет ускорить процесс передвижения очереди.

Почему же так сложно обеспечить сирот жильем? Ежегодно государство выделяет в специальный фонд несколько сотен квартир (в среднем, 600). Эта недвижимость и переходит на право аренды детьми, которые остались без родительского попечения. Сверх установленного лимита получить жилье не получится. Поэтому получается, что сироты ждут квартиры по несколько лет. Нередко очередь подходит только к пенсионному возрасту.

Можно ли приватизировать жилье


Оформление недвижимости в собственность возможно, но это право сиротам дается не сразу. Изначально заключается договор специализированного найма, который ставит запрет на продажу и приватизацию квартиры. Через 5 лет с арендатором оформляется новый договор – на бессрочную аренду.

Сирота может продолжить пользоваться имуществом на праве аренды, также ему предоставляется возможность приватизации недвижимости в собственность. Процедура оформления – стандартная.

Если органы местного самоуправления отказывают в приватизации квартиры, то вопрос решается в суде. Практически во всех случаях решение оказывается в пользу истца.

Можно ли получить жилье после 23 лет

После 23 лет квартиры сиротам предоставляются, если они встали на очередь. В остальных случаях органы опеки отказывают заявителям. Но и здесь есть исключения. Например, если сирота длительное время находился на лечение в клинике или отбывал наказание в тюрьме. Добиваться постановки на очередь придется через суд, предъявив весомые основания для несвоевременного истребования права на жилье.

Дети-сироты по закону в РФ имеют право на получение жилого помещения. Квартиры предоставляются на условиях найма, изначально без возможности приватизации и продажи. Заявить о своем праве на жилье необходимо до достижения 23-летнего возраста и при отсутствии недвижимость в собственности.

На сегодняшний день в Российской Федерации живут и работают граждане, у которых имеются статусы дети-сироты.

Многие из них имеют право на , а также возможность , так как у них отсутствует свое.

Но мало кто из них знает о том, до какого возраста необходимо подавать документы? Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Куда следует обращаться.

Рассмотрим все это подробнее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Законодательная база вопроса

На сегодняшний день, вопрос о предоставлении жилья для категории детей-сирот регулируется такими законодательными актами :

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №54;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №123;
  3. Федеральным законом №159, который предоставляет дополнительные льготы для детей-сирот;
  4. Гражданский Кодекс РФ, в частности статьей №292.

Если говорить о самих требованиях к предоставляемому жилью, то они заключаются в следующем:

  • жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
  • жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водоотвод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и так далее).

Помимо этого необходимо обращать внимание на тот факт, что предоставляемая жилплощадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение.

В том случае, если по каким-либо причинам отсутствует регистрация, жилье должно быть предоставлено непосредственно в том регионе, где он находится под .

В статье 8 ФЗ №159 РФ о господдержке детей- сирот конкретной нормы выделения жилищной площади не обозначено , а указано, что в каждом муниципальном образовании установлены свои размеры предоставления жилплощади по договору .

Условия выделения жилплощади

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности речь идет о таких условиях , как:

  • отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  • претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  • претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях :

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

Порядок предоставления

В первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше.

При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди , и получить его без очереди невозможно.

Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что новый порядок предоставления жилого помещения должен полностью исключить возможные махинации чиновников, поскольку такое жилое помещение невозможно приватизировать, продать либо же передать в право использование другим гражданам, которые не относятся к детям сиротам.

При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию , которой должно хватить на покупку жилья.

Куда следует обращаться?

Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

Постановка в очередь на жилье

До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

Порядок действий

Сам алгоритм постановки в очередь регламентируется как региональными законопроектами, так и Федеральным законом №159.

В частности алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

Перечень необходимых документов

Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов :

  • оригинал и копию паспорта;
  • документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
  • оригинал ;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
  • справку с места учебы либо же работы;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
  • свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
  • 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.

Стоит отметить, что заявление пишется в свободной форме. Каких-либо четких рамок законодательством не предусмотрено.

При этом в нем обязательно должны содержаться :

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • информация об удостоверении ребенка сироты;
  • требование о предоставлении жилой площади;
  • дату составления;
  • подпись заявителя.

При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой.

Сроки предоставления жилья

Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

Возможность оформления предоставленного жилья в частную собственность

Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.

Проблемы выделения жилья

В первую очередь необходимо понимать сам механизм, по которому можно получить в пользование недвижимость от государства для этих категорий граждан.

Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком. Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью. По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

Но не редко встречаются случаи, когда сирота является не единственным владельцем такой недвижимости, и третьи лица после прихода сироты в такую квартиру, попросту не пускают его жить в нее. В этот момент, для сироты начинаются все проблемы, ведь необходимо становиться на очередь и ждать получения квартиры от государства, и органы пеки и попечительства, в том числе и суды не могут помочь сироте вернуть недвижимость от родителей в свою собственность.

Недвижимость гарантируется сиротам государством, но при этом этот вопрос возложен на региональные власти, которые должны предоставлять жилье, купленное за счет местного бюджета. Но такой бюджет, в среднем, позволяет приобрести 3-5 квартир для сирот в регионе. А что будет с остальными? Остальные должны ждать уже следующего года и возможно, очередь до них дойдет.

По статистике, период ожидания предоставления жилья варьируется в пределах от 5 до 10 лет. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что проблемы в предоставлении жилья для детей-сирот существуют немалые, и при этом их решение может занять минимум года 3-4, поскольку все прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Изменения в 2019 году

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которым жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.

Теперь порядок формирования списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ, а органы опеки осуществляют контроль за своевременной подачей заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Если дети-сироты и лица из их числа при достижении 18 лет не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, они вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Лица исключаются из списка, при условии включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

О получении жилой площади от государства детьми-сиротами рассказано в следующем видеоматериале:

4 сентября 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Распоряжение от 4 сентября 2019 года №1979-р. Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)», установить порядок её организации хозяйствующими субъектами, определить основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс.

4 сентября 2019 , Государственные и муниципальные услуги Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в сфере строительства Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1965-р. Законопроектом предусмотрена унификация порядка предоставления уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами и включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Предлагается также сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней. Принятие законопроекта будет способствовать более эффективному исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

28 августа 2019 , Национальная политика Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р. В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

23 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от налогообложения доходов от продажи электроэнергии, произведённой на объектах микрогенерации Распоряжение от 21 августа 2019 года №1853-р. Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации.

19 августа 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов размещения технических устройств на фасадах объектов культурного наследия Распоряжение от 19 августа 2019 года №1846-р. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, не могут проводить работы, изменяющие его облик. Законопроектом предлагается установить, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, не допускается установка внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств или их частей на фасаде такого объекта культурного наследия в случае, если фасад относится к его предмету охраны. Эта норма не будет распространяться на технические устройства охраны и сигнализации.

17 августа 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка использования судов под флагом иностранных государств при торговом мореплавании Распоряжение от 17 августа 2019 года №1831-р.Законопроектом предлагается уточнить полномочия Правительства России по принятию решений о возможности использования судов, плавающих под флагами иностранных государств, при некоторых видах деятельности в области торгового мореплавания, на осуществление которых суда, плавающие под российским государственным флагом, имеют преимущественное право.

16 августа 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь Правительство внесло в Госдуму законопроект об оптимизации системы оказания универсальных услуг связи Распоряжение от 15 августа 2019 года №1815-р. Законопроектом, в частности, предусматривается исключение из перечня универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием средств коллективного доступа. Оказание таких услуг в населённых пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых сейчас такие услуги не оказываются, предлагается обеспечить с использованием точек доступа.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

16 августа 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Распоряжение от 14 августа 2019 года №1798-р. Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка приёма платежей физических лиц платёжными агентами Распоряжение от 9 августа 2019 года №1772-р. В целях устранения правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и бюджетным законодательством законопроектом предлагается отменить обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им казённых учреждений использовать специальный банковский счёт при приёме платежей физических лиц.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

6 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в правовом регулировании деятельности некредитных финансовых организаций, которые вправе выдавать потребительские займы Распоряжения от 3 августа 2019 года №1733-р, от 5 августа №1746-р. Цель законопроектов – оптимизация регуляторной среды финансового рынка, включающего микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и кредитные потребительские кооперативы, пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.

6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.

6 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на поддержку отечественной судостроительной отрасли Распоряжение от 3 августа 2019 года №1730-р. Законопроектом предлагается установить механизм, предоставляющий Правительству России право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории России.

5 августа 2019 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Правительство внесло в Госдуму законопроект об упрощённом порядке въезда иностранных граждан по электронным визам через автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа Распоряжение от 3 августа 2019 года №1731-р. Законопроектом предлагается распространить упрощённый порядок въезда иностранных граждан в Россию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, перечень которых будет определяться Правительством России.

5 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке проведения специальной оценки условий труда Распоряжение от 3 августа 2019 года №1729-р. В целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников законопроектом, в частности, предлагается установить дополнительный механизм контроля за передачей отчётов организаций, которые проводят специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

5 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации Распоряжение от 1 августа 2019 года №1698-р. Законопроектом предлагается проводить оценку возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установить порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источники их финансирования.

1