Понятие маркировки продукции. Виды и структура маркировки

Ярлычки, ценники, этикетки, штрих-кода, товарные знаки, бирки, штампы, вкладыши и даже ценники и чеки - это все различные виды маркировок. Мы сталкиваемся с ними каждый день и не всегда понимаем их назначение. Давайте разберемся, что такое маркировка, какая она бывает и зачем нужна.

Маркировка

Маркировкой называют все, что вы видите на товаре, упаковке или дополнительных средствах. Это могут быть различные тексты, рисунки, условные обозначения, штрих-код. Она выполняет несколько важных функций, таких как:

  • информационная - благодаря ей мы получаем все сведения о товаре: наименовании, производителе, сроки годности, составе, применении, особенностях эксплуатации;
  • идентифицирующая - через нее мы узнаем, каким образом сертифицирована продукция (ТУ, ГОСТ, ISO и т. д.);
  • эмоциональная и мотивационная - маркировка товара привлекает покупателя, и своим смысловым и художественным наполнением стимулирует покупку.

Виды маркировок

Все виды маркировок можно разделить на две большие группы:

  • маркировка от производителя (производственная);
  • маркировка от торгового представителя (торговую).

В первую группу относят всю маркировку, которая наносится непосредственно на предприятии. Особенности ее оформления регламентируются законодательством. К маркировке от производителя относится все то, что получает товар на производстве: этикетку, штамп, клеймо, контрольную ленту или бирку.

Товарная же маркировка наносится не фирмой-производителем, а тем, кто распространяет товар (продавец/поставщик). Она содержит информацию не о самом товаре, а его продавце (адрес, стоимость, артикул). В основном наносят такую маркировку на чек или ценник.

Маркировка существует не только на этикетках продукции, но и в электрике. Например, разные цвета проводов - это тоже вариант маркировки. Информация об этом находится в статье .

Дата выпуска аккумулятора - еще один вид маркировки, описанный в статье .

ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.

1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора

Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас - главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор - наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина - слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.

Об­щие све­де­ния

Ши­ны по ис­пол­не­нию мо­гут быть ка­мер­ные и бес­ка­мер­ные, а по кон­ст­рук­ции ра­ди­аль­ные и ди­а­го­наль­ные. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции ши­ны под­раз­де­ля­ют­ся на:
до­рож­ные (в оби­хо­де на­зы­ва­е­мые лет­ни­ми), пред­на­зна­че­ны для при­ме­не­ния при по­ло­жи­тель­ных тем­пе­ра­ту­рах на шос­сей­ных до­ро­гах. Ши­ны это­го ти­па обес­пе­чи­ва­ют наи­луч­шее сце­п­ле­ние с су­хой и мок­рой до­ро­гой, об­ла­да­ют ма­к­си­маль­ной из­но­со­стой­ко­стью и наи­луч­шим об­ра­зом при­спо­соб­ле­ны для ско­ро­ст­ной ез­ды. Для дви­же­ния по грун­то­вым до­ро­гам (осо­бен­но мок­рым) и зи­мой они ма­ло­при­год­ны.
зим­ние , ис­поль­зу­е­мые на об­ле­де­не­лых и за­сне­жен­ных до­ро­гах, сцеп­ные ка­че­ст­ва по­кры­тия ко­то­рых мо­гут из­ме­нять­ся в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции, от ми­ни­маль­ных (глад­кий лед или ка­ша из сне­га и во­ды) до не­боль­ших (ука­тан­ный снег на мо­ро­зе). Они об­ла­да­ют не­пло­хи­ми до­рож­ны­ми свой­ст­ва­ми, не­сколь­ко ус­ту­пая лет­ней “ре­зи­не”. Мно­гие зим­ние ши­ны по­з­во­ля­ют ус­та­на­в­ли­вать ши­пы про­ти­во­сколь­же­ния или име­ют их.
все­се­зон­ные яв­ля­ют­ся ком­про­мисс­ным ва­ри­ан­том ме­ж­ду лет­ни­ми и зим­ни­ми ши­на­ми, по­э­то­му ус­ту­па­ют по обес­пе­че­нию сце­п­ле­ния и пер­вым и вто­рым в со­от­вет­ст­ву­ю­щих се­зо­ну ус­ло­ви­ях. Они по­з­во­ля­ют круг­ло­го­дич­но экс­плу­а­ти­ро­вать ав­то­мо­биль на од­ном ком­п­ле­к­те шин.
уни­вер­саль­ные об­ла­да­ют свой­ст­ва­ми, по­з­во­ля­ю­щи­ми экс­плу­а­ти­ро­вать их как на шос­сей­ных, так и на грун­то­вых до­ро­гах. Их це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять для все­до­рож­ни­ков, ко­то­рые со­вер­ша­ют при­мер­но рав­ные про­бе­ги по шос­се и до­ро­гам. Чет­кую гра­ни­цу ме­ж­ду ни­ми и все­се­зон­ны­ми ши­на­ми про­ве­с­ти бы­ва­ет до­воль­но тру­д­но.
по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти рас­счи­та­ны для без­до­ро­жья и мяг­ких грун­тов. Ис­поль­зо­вать та­кие ши­ны же­ла­тель­но толь­ко при ред­ком дви­же­нии по шос­се. В про­тив­ном слу­чае они бу­дут бы­ст­рее из­на­ши­вать­ся и со­з­да­вать вы­со­кий уро­вень шу­ма.

Ос­нов­ные раз­ме­ры шин:

по­са­доч­ный диа­метр (d) на обод ко­ле­са, обо­зна­ча­ет­ся в дюй­мах;
ши­ри­на про­фи­ля (s) смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки, обо­зна­ча­ет­ся в мил­ли­мет­рах или дюй­мах. Этот раз­мер дол­жен со­от­вет­ст­во­вать по­са­доч­ной ши­ри­не обо­да (табл. 1, 2, 3);
се­рия (h) - от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах. Ес­ли се­рия от­сут­ст­ву­ет в мар­ки­ров­ке, зна­чит, это от­но­ше­ние 80% или бо­лее;
на­руж­ный диа­метр (D ) - диа­метр смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки. Указывается в каталогах;
вы­со­та про­фи­ля (H) - раз­ни­ца ме­ж­ду на­руж­ным и по­са­доч­ным диа­мет­ра­ми. В обо­зна­че­нии шин не при­во­дит­ся.







Ри­сун­ки про­те­к­то­ра шин:

не­на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото а) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но ра­ди­аль­ной пло­с­ко­сти ко­ле­са, про­хо­дя­щей че­рез его ось вра­ще­ния. Яв­ля­ет­ся наи­бо­лее уни­вер­саль­ным, по­э­то­му боль­шая часть шин вы­пу­с­ка­ет­ся с та­ким ри­сун­ком;
на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото б) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но пло­с­ко­сти, про­хо­дя­щей че­рез се­ре­ди­ну про­те­к­то­ра. Он об­ла­да­ет улуч­шен­ной спо­соб­но­стью от­во­да во­ды из пят­на кон­та­к­та с до­ро­гой и по­ни­жен­ной шум­но­стью;
асим­мет­рич­ный ри­су­нок (фото в) - не сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но цен­т­раль­ной пло­с­ко­сти вра­ще­ния ко­ле­са. Его ис­поль­зу­ют для ре­а­ли­за­ции раз­ных свойств в од­ной ши­не. На­при­мер, на­руж­ная сто­ро­на ши­ны луч­ше ра­бо­та­ет на су­хой до­ро­ге, а вну­т­рен­няя - на мок­рой.



Обозначения шин:

Со­дер­жит ин­фор­ма­цию о раз­ме­рах, кон­ст­рук­ции ши­ны, ин­де­к­сах ско­ро­сти и гру­зо­подъ­ем­но­сти. В со­от­вет­ст­вии с дей­ст­ву­ю­щи­ми стан­дар­та­ми обо­зна­че­ние размеров мо­жет быть мил­ли­мет­ро­вым, дюй­мо­вым или сме­шан­ным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.

При­ме­ры обо­зна­че­ния шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Циф­ры и бу­к­вы оз­на­ча­ют:
185; 215; 5,90 - ши­ри­на про­фи­ля в мм или дюй­мах;
70; 90 - се­рия (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах;
R - обо­зна­че­ние ра­ди­аль­ной ши­ны (в обо­зна­че­нии ди­а­го­наль­ной ши­ны бу­к­ву “D” не ука­зы­ва­ют);
14; 15; 13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах;
С - ин­декс, обо­зна­ча­ю­щий, что по­крыш­ка пред­на­зна­че­на для лег­ких гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей и ав­то­бу­сов осо­бо ма­лой вме­сти­мо­сти.

В об­ра­ще­нии встречаются ши­ны с ины­ми обо­зна­че­ни­я­ми, на­при­мер:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ши­ри­на про­фи­ля в дюй­мах и мил­ли­мет­рах;
13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах.
Бу­к­вы R нет, зна­чит ши­на ди­а­го­наль­ная. По­с­коль­ку не ука­за­но зна­че­ние вы­со­ты про­фи­ля, оно пре­вы­ша­ет 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин все­до­рож­ни­ков, все раз­ме­ры в дюй­мах)
31 - на­руж­ный диа­метр;
10,5 - ши­ри­на про­фи­ля;
R - ра­ди­аль­ная ши­на;
15 - по­са­доч­ный диа­метр.



Мар­ки­ров­ка шин оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва

В со­от­вет­ст­вии с ГОСТ 4754-97 на по­крыш­ку на­но­сят­ся сле­ду­ю­щие обя­за­тель­ные над­пи­си:
то­вар­ный знак и (или) на­име­но­ва­ние из­го­то­ви­те­ля;
на­и­ме­но­ва­ние стра­ны - из­го­то­ви­те­ля на ан­г­лий­ском язы­ке - “Made in…”;
обо­зна­че­ние ши­ны;
тор­го­вая мар­ка (мо­дель ши­ны);
ин­декс не­су­щей спо­соб­но­сти (гру­зо­подъ­ем­но­сти);
ин­декс ка­те­го­рии ско­ро­сти (табл.4);
“Tubeless” - для бес­ка­мер­ных шин;
“Reinforced” - для уси­лен­ных шин;
“M+S” или “M.S” - для зим­них шин;
“All seasons” - для все­се­зон­ных шин;
да­ту из­го­то­в­ле­ния, со­сто­я­щую из трех цифр, пер­вые две обо­зна­ча­ют не­де­лю из­го­то­в­ле­ния, по­с­лед­няя - год;
“PSI” - ин­декс да­в­ле­ния от 20 до 85 (толь­ко для шин с ин­де­к­сом “С”);
“Regroovable” - в слу­чае воз­мож­но­сти уг­луб­ле­ния ри­сун­ка про­те­к­то­ра ме­то­дом на­рез­ки;
знак офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния “E” с ука­за­ни­ем но­ме­ров офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния и стра­ны, вы­дав­шей сер­ти­фи­кат;
“ГОСТ 4754”;
на­ци­о­наль­ный знак со­от­вет­ст­вия ГО­С­Ту (до­пу­с­ка­ет­ся на­но­сить толь­ко в со­про­во­ди­тель­ной до­ку­мен­та­ции);
по­ряд­ко­вый но­мер ши­ны;
знак на­пра­в­ле­ния вра­ще­ния (в слу­чае на­пра­в­лен­но­го ри­сун­ка про­те­к­то­ра);
“TWI” - место рас­по­ло­же­ния ин­ди­ка­то­ров из­но­са;
ба­лан­си­ро­воч­ная мет­ка (кро­ме шин 6,50-16С и 215/90-15С, по­ста­в­ля­е­мых в экс­плу­а­та­цию);
штамп тех­ни­че­ско­го кон­т­ро­ля.

Мар­ки­ров­ка зарубежных шин

На них мо­гут быть не­ко­то­рые дру­гие обо­зна­че­ния:
“Тous terrain” - все­се­зон­ная;
“R+W” (Road + Winter) - до­рож­ная + зим­няя (универсальная);
“Retread” - вос­ста­но­в­лен­ная;
“Inside” - вну­т­рен­няя сто­ро­на;
“Outside” - на­руж­ная сто­ро­на;
“Rotation” - на­пра­в­ле­ние вра­ще­ния (для шин с на­пра­в­лен­ным ри­сун­ком);
“Side facing inwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная внутрь;
“Side facing outwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная на­ру­жу (для асим­мет­рич­ных шин);
“Steel” - обо­зна­че­ние на­ли­чия ме­тал­ло­кор­да;
“TL” - бес­ка­мер­ная ши­на;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - ка­мер­ная ши­на.

Ре­ко­мен­да­ции

Же­ла­тель­но, что­бы все ши­ны, ус­та­но­в­лен­ные на ав­то­мо­биль, бы­ли не толь­ко од­но­го раз­ме­ра и кон­ст­рук­ции, но и од­ной мо­де­ли и по воз­мож­но­сти од­но­го про­из­во­ди­те­ля. Не­с­мо­т­ря на внеш­нее сход­ст­во не­ко­то­рых ри­сун­ков про­те­к­то­ра, ка­ж­дая мо­дель шин об­ла­да­ет ком­п­ле­к­сом свойств, при­су­щих толь­ко ей. При ус­та­нов­ке на раз­ные оси ав­то­мо­би­ля шин с от­ли­ча­ю­щим­ся, хо­тя и очень по­хо­жим ри­сун­ком (это до­пу­с­ка­ет­ся Пра­ви­ла­ми до­рож­но­го дви­же­ния), сцеп­ные свой­ст­ва не­из­беж­но бу­дут от­ли­чать­ся, что мо­жет па­губ­но ска­зать­ся на уп­ра­в­ля­е­мо­сти в кри­ти­че­ских си­ту­а­ци­ях. В слу­чае вы­ну­ж­ден­ной ус­та­нов­ки не оди­на­ко­вых шин не­об­хо­ди­мо по воз­мож­но­сти из­бе­гать сле­ду­ю­щих со­че­та­ний:
низ­ко­про­филь­ная “ре­зи­на” впе­ре­ди и вы­со­ко­про­филь­ная сза­ди;
на ве­ду­щей оси пе­ред­не­при­вод­но­го ав­то­мо­би­ля ус­та­но­в­ле­ны ши­по­ван­ные ши­ны , а сза­ди без ши­пов ;
впе­ре­ди ус­та­но­в­ле­ны но­вые ши­ны, а сза­ди пол­но­стью из­но­шен­ные или на­обо­рот и т.д.
Осо­бен­но опас­ны два по­с­лед­них ва­ри­ан­та, так как на влаж­ном или об­ле­де­не­лом ас­фаль­те сце­п­ле­ние зад­них шин с до­ро­гой зна­чи­тель­но сни­жа­ет­ся, что мо­жет при­ве­с­ти к за­но­су и ДТП.
Все ши­ны, да­же в пре­де­лах од­но­го ти­па, раз­ли­ча­ют­ся по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву ре­зи­ны, вну­т­рен­ней кон­ст­рук­ции и ри­сун­ку про­те­к­то­ра. Это свя­за­но с тем, что сде­лать “иде­аль­ную” ши­ну, ко­то­рая бы обес­пе­чи­ва­ла ма­к­си­маль­ную ре­а­ли­за­цию ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля при всех до­рож­ных ус­ло­ви­ях, не­воз­мож­но. По­э­то­му про­из­во­ди­те­ли вы­пу­с­ка­ют ши­ны:
с оп­ре­де­лен­ной спе­ци­а­ли­за­ци­ей, ко­гда наи­бо­лее раз­ви­ты од­но (или два) свой­ст­ва (как пра­ви­ло, в не­боль­шой ущерб дру­гим). На­при­мер, ши­на для ком­форт­но­го дви­же­ния по шос­се, об­ла­дая низ­кой шум­но­стью и хо­ро­шей плав­но­стью хо­да, мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шую ус­той­чи­вость и уп­ра­в­ля­е­мость на вы­со­ких ско­ро­стях. Или ши­на име­ет по­вы­шен­ный ре­сурс и обес­пе­чи­ва­ет сни­же­ние рас­хо­да то­п­ли­ва (по срав­не­нию с дру­ги­ми мо­де­ля­ми) за счет низ­ко­го со­про­ти­в­ле­ния ка­че­нию, но мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шей ком­форт­но­сти, ус­той­чи­во­сти и уп­ра­в­ля­е­мо­сти. Как пра­ви­ло, все круп­ные про­из­во­ди­те­ли (к со­жа­ле­нию, по­ка в ос­нов­ном за­ру­беж­ные) ука­зы­ва­ют в ре­к­лам­ных про­спе­к­тах, ка­ки­ми имен­но наи­луч­ши­ми свой­ст­ва­ми об­ла­да­ет дан­ная мо­дель ши­ны. Прав­да, при этом умал­чи­ва­ют, ка­ки­ми свой­ст­ва­ми “по­жер­т­во­ва­ли”;
с ус­ред­нен­ны­ми, при­мер­но оди­на­ко­вы­ми по ве­ли­чи­не, свой­ст­ва­ми, для обес­пе­че­ния при­е­м­ле­мой ре­а­ли­за­ции ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля в ши­ро­ком ди­а­па­зо­не до­рож­ных ус­ло­вий.
По­э­то­му пе­ред вы­бо­ром шин не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить:
ка­кие свой­ст­ва шин, по­ми­мо на­деж­но­го сце­п­ле­ния, вам наи­бо­лее важ­ны - “спор­тив­ность”, ком­форт­ность, эко­но­мич­ность и т.п.
ус­ло­вия, в ко­то­рых бу­дет боль­шее вре­мя экс­плу­а­ти­ро­вать­ся ав­то­мо­биль;
ма­к­си­маль­ные гру­зо­подъ­ем­ность и ско­рость, га­ба­рит­ные раз­ме­ры ши­ны, ко­то­рые долж­ны со­от­вет­ст­во­вать ав­то­мо­би­лю.
При пе­ре­хо­де на дру­гую раз­мер­ность же­ла­тель­но, что­бы не из­ме­нил­ся на­руж­ный диа­метр ши­ны, ко­то­рый мож­но рас­счи­тать по фор­му­ле: D = 25,4d+2sh,
где d - по­са­доч­ный диа­метр ко­ле­са (дюй­мы), s - ши­ри­на про­фи­ля ши­ны (мм), h - серия шины (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля ши­ны к ее ши­ри­не в %). Рекомендуемые ва­ри­ан­ты за­ме­ны при­ве­де­ны в табл. 5.
Не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что экс­плу­а­та­ция шин на пре­дель­ных ско­ро­стях и на­груз­ке зна­чи­тель­но сни­жа­ет их ре­сурс.



Тонкости шинной МАРКИРОВКИ

Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:

Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.

Маркировка Что означает Примечание
All season или Tous terrain Всесезонная
R+W (Road+winter) Дорожная +зимняя (всесезонная)
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) Грязь и снег
XL (extra load) Повышенной грузоподъемности Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности
R или Radial Радиальная конструкция шины
Reinforced Усиленная
Retread Восстановленная
Regroovable Возможна нарезка/ углубление канавок
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) Направление вращения шины Только для шин с направленным типом протектора
Inside или Side facing inwards Внутренняя сторона боковины
Outside или Side facing outwards Внешняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
С (commercial) Для легких грузовиков и микроавтобусов Обычно расположена в конце маркировки размерности шины
P (passenger) Легковая
LT (light truck) Для легких грузовиков и автобусов На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
SUV Для вседорожников
Steel или Steel belted Металлокордный брекер
Tubeless или TL Бескамерная
Tube type или TT С камерой
TWI (Tread wear indication) Индикатор износа глубины протектора
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата.
Maximum load … Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности
Maximum Pressure … Максимально допустимое давление в шине по стандарту США
ETRO Европейская техническая организация по шинам и дискам
ECE Европейская комиссия по экономике
DOT Министерство транспорта США
FMVSS Федеральный стандарт безопасности транспортных средств

Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:

Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:

Примечание: Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.

Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.

О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.

Тату на плечах


1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.




2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки



3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»



4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)



5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.

6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам. Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.

В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин

Автомобильный аккумулятор, как и любая батарея, со временем при хранении теряет свои свойства из-за химических процессов, протекающих в ней. Не рекомендуется устанавливать на автомобиль «старые» батареи, если они не были заранее проверены. Однако не все водители понимают, как узнать дату изготовления аккумулятора, соответственно, они могут «нарвать» на покупку старого АКБ, который просто не будет эффективно работать, либо быстро выйдет из строя. В рамках статьи рассмотрим, как самостоятельно определить дату изготовления аккумулятора автомобиля прямо в магазине или в сервисе при покупке.

Оглавление:

Где находится маркировка на аккумуляторе

Чтобы узнать дату изготовления автомобильного аккумулятора, потребуется ознакомиться с его маркировкой. Но найти ее не всегда просто.

Большая часть производителей автомобильных батарей маркируют аккумуляторы по длинной стороне сверху. Некоторые отдают предпочтение размещению маркировки неподалеку от положительной клеммы.

Реже аккумуляторы маркируются на короткой боковине, и практически не встретить современные батареи, у которых метка стояла бы на днище или торце.

Обратите внимание: Чтобы найти маркировку на аккумуляторе, необходимо его внимательно осмотреть. Чаще всего метка хорошо видна, ее не стараются «спрятать от глаз». Если вы не можете найти маркировку на аккумуляторе, попробуйте воспользоваться поисковыми системами в интернете, чтобы узнать, где обычно производитель интересующей вас батареи маркирует свои продукты.

Как узнать дату изготовления аккумулятора

Помимо того что производители аккумуляторов выбирают разные позиции для размещения маркировки, также отличаются способы «прочтения» оставленной ими информации.

Распространенная маркировка батареи

Чаще всего производители батарей используют для их маркировки шифр из 9-10 цифр. Пример: 0000 523445. Рассмотрим, как читать такую маркировку:

  • Первые 4 цифры – это номер партии, из которой «вышел» данный аккумулятор и кодировка линии;
  • Следующая цифра – последняя цифра года, когда выпущен аккумулятор. В рассматриваемом варианте стоит цифра 5 – это значит, что батарея выпущена в 2015 году;
  • Далее – полугодие, когда выпущена батарея. В рассматриваемом примере цифра 2 – это говорит о том, что выпущен аккумулятор в период с июля по декабрь 2015 года;
  • Следующая цифра – месяц в полугодии, когда произведена батарея. У нас в примере 3 – это говорит о том, что батарея выпущена с конвейера в сентябре;
  • Далее – день месяца. Может быть как однозначное число, так и двузначное. В данном случае цифра 4 означает, что батарея выпущена 4 числа месяца;
  • Последняя цифра (может быть двузначной) – это номер бригады, которая ответственна за производство батареи. В примере бригада №45 работала над аккумулятором.

Делаем вывод после прочтения маркировки 0000 523445, что аккумулятор был выпущен 4 сентября 2015 года.

Чаще всего подобную систему маркировки можно встретиться на аккумуляторах таких производителей, как: FireBall, Uno, Dominator, FB, Forse и Курский Аккумулятор.

Маркировка около этикетки

Еще один распространенный способ маркировки, который позволяет очень просто узнать, когда была произведена батарея. Около этикетки производитель ставит код из 6 цифр. Пример: 122011. В данном случае:

  • Первые две цифры – это месяц, когда была произведена батарея;
  • Последние 4 цифры – это год выпуска аккумулятора.

Соответственно, после прочтения маркировки примера 122011 можно сделать вывод, что аккумулятор выпущен в декабре 2011 года.

Такую систему маркировки можно встретиться на батареях моделей: Ямал, Тюменский медведь (Tyumen Batbear или Arctic Batbear).

Явным минусом такого способа маркировки является невозможность определить, в какой конкретно день и какой сменной была создана данная батарея. Соответственно, производителям таких батарей сложнее разбираться, кто именно ответственен за проблему с батареей, если она имеется.

Маркировка аккумуляторов Tubor

Популярные аккумуляторы российского производителя Tubor имеют свою собственную маркировку, состоящую из букв и цифр. Пример: 401 S1. Расшифруем данную маркировку:

  • Первая цифра – это день недели, когда выпущен аккумулятор. В нашем случае 4 – это четверг;
  • Вторые две цифры – это порядковый номер недели, когда сделана батарея. Максимально данная цифра может достигать порядкового номера 53. В нашем случае 01 – это первая неделя года;
  • Буква – это год. Производитель на сайте указывает, какой год обозначается какой буквой: Z – 2014; P – 2015; A – 2016; S – 2017; T – 2018; X – 2019; L – 2020. В нашем случае S – это 2017 год;
  • Последняя цифра – номер смены. В нашем варианте смена №1.

Соответственно, из маркировки 401S1 можно сделать вывод, что батарея создана в четверг на первой неделе 2017 года.

Маркировка аккумуляторов Актех

Данный производитель имеет довольно простую маркировку, тем не менее, правило ее прочтения нужно знать. Его маркировка состоит из 4 цифр. Пример: 0117. Расшифровывается это следующим образом:

  • Первые две цифры – месяц;
  • Вторые две цифры – год.

В нашем случае батарея сделана в январе 2017 года.

Обратите внимание: подобная маркировка может встречаться также на некоторых моделях батарей от Ориона и Зверя.

Маркировка немецких аккумуляторов (Bosch, Varta)

На батареях некоторых немецких брендов, например, Bosch и Varta, можно встретить маркировку, состоящую из 24 символов. Среди них имеются буквы, цифры, а некоторые моменты выделены цветом. Здесь важно знать, что дата производства аккумулятора – это цифры с 4 по 6.

Четвертая цифра при такой маркировке – это год. А пятая и шестая – это месяц. При этом месяц определяется следующим образом:

  • 17-январь;
  • 18 - февраль;
  • 19 - март;
  • 20 - апрель;
  • 53 - май;
  • 54 - июнь;
  • 55 - июль;
  • 56 -август;
  • 57 -сентябрь;
  • 58 - октябрь;
  • 59 - ноябрь;
  • 60-декабрь.

Цветовые кодировки обозначают квартал, когда выпущена батарея.

Маркировка других аккумуляторов

Многие другие производители используют свои собственные маркировки, и выше мы рассмотрели лишь самые распространенные варианты. Лучше информацию о «чтении» маркировок узнавать непосредственно на сайте производителя аккумулятора.

Обратите внимание: Многие производители обозначают дату производства аккумулятора стандартным для потребителя образом – дд.мм.гг.

Маркировка товара обеспечивает потребителя комплексом необходимой ему товарной информации. Информационная функция маркировки является основной, кроме того, маркировка пред

назначена для идентификации товара, а также должна вызывать положительные эмоции у покупателя и мотивировать принятие им решения о покупке товара.

Товар маркируют текстом, краткой аннотацией, условным обозначением, рисунком и др. Различают производственную маркировку и торговую. Производственная маркировка может быть выполнена на ярлыках, вкладышах, этикетках, контрольных лентах и др. Торговая маркировка выполняется на ценниках, кассовых чеках, упаковочных пакетах и др.

Производственная маркировка может содержать условные обозначения или информационные знаки, которые требуют специальной расшифровки. В информационных знаках применяют также и общепринятые, легкоузнаваемые символы. К информационным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные, размерные, знаки наименования мест происхождения товара, эксплуатационные, экологические.

Размерные знаки - знаки для обозначения физических величин (массы, объема), определяющих количественную характеристику товара.

К условному обозначению физической величины добавляется фактический размер этой величины в принятых единицах измерения.

Так, для обозначения массы нетто применяется размерный знак Е (от англ. exactly, нем. exakt - точно, равно).

Манипуляционные знаки - знаки, информирующие о способах обращения с товарами. Эти знаки наносят в основном на транспортную тару, реже - на потребительскую.

Экологические знаки информируют потребителя об экологической чистоте потребительских товаров, о способах использования или утилизации упаковки. Наиболее распространенный эко-знак - немецкий знак «зеленая точка» («Der griine Punkt»).

Этот знак обозначает, что на упаковку распространяется гарантия ее возврата, приема и вторичной переработки.

Товарный знак - обозначение, по которому можно отличить товар одного производителя от другого. Товарный знак регистрируется патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Закон РФ «О товарных знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г.). Товарный знак может быть графическим изображением, оригинальным названием,- сочетанием букв, цифр или слов. Многие покупатели, приобретая товар, ориентируются на товарный (фирменный) знак. В нашей стране и за рубежом известны разные виды товарных знаков.

Изобразительный знак - обозначение в виде фигур, любых форм, пятен, линий на плоскости и в пространстве.

Звуковой - предназначен для восприятия органами слуха, но не относящийся к человеческой речи.

Объемный - имеющий вид трехмерного объекта; а также товарные знаки: комплексный, описательный, рельефный, простой, плоскостной, цветной, черно-белый.

Словесный товарный знак (логотип) - наиболее распространенный, его проще создать и воспроизвести. Он представляет собой сочетание букв или слов. Словесные товарные знаки: «Дары моря», пиво «Балтика», «Рот Фронт» (кондитерские товары).

Товарный знак - это как клеймо (бренд) продукции, он выделяет фирменные товары на рынке однотипных товаров, позволяет продавать их по ценам на 20-30% выше. Отсутствие товарного знака на товаре снижает цену на 10-20%.

По степени значимости товарные знаки подразделяются на обыкновенные и престижные. Престижный знак присваивается фирме за особые заслуги перед государством.

В России в 1997 г. было разработано положение о программе «Сто лучших товаров России». Предприятиям, имеющим такие товары присваивался знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России» (рис.).

Рис. Знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России»

Для повышения качества товаров был объявлен конкурс Премии Правительства Российской Федерации (рис.). Это знак качества XXI века.

Рис. Знак лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области качества

В России разработана национальная программа по качеству товаров «Российская марка» (рис.). Проводятся периодические выставки - конкурсы, в результате которых лауреатам конкурсов присваиваются престижный знаки: платиновый, золотой, серебряный и бронзовый.

Рис. Знак лауреата конкурса «Российская марка»

Знаки качества присваиваются на два года. По истечении этого срока фирма должна подтвердить знак, или она лишается награды. Присваивает знаки качества Всероссийский центр испытаний и сертификации Госстандарта. Предприятие, номинированное на платиновый знак качества получает паспорт «Надежное предприятие Российской Федерации».

В маркировке используются компонентные знаки, например предназначенные для информации о пищевых добавках. Пищевые добавки применяются, чтобы улучшить некоторые потребительские свойства (внешний вид, сохраняемость товара, его консистенцию и т.д.) продуктов.

Наиболее часто пищевые добавки обозначаются буквой Е (Европа) и трехзначным или четырехзначным цифровым кодом. Классификация пищевых добавок:

Красители Е100-182;

А также применяются подкислители, разрыхлители, глазури, газы-вытеснители (для продуктов в аэрозольной упаковке и др.).

В настоящее время каждая страна имеет нормативно утвержденный перечень разрешенных и запрещенных к применению пищевых добавок. Для потребителя очень важна информация о пищевых добавках на этикетке товара, так как от их присутствия в товаре возможны вредные последствия. В нашей стране перечень разрешенных добавок и их предельно-допустимых концентраций регламентируются «Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов» и «Санитарными правилами по применению пищевых добавок».

Маркировка продуктов питания должна содержать основные сведения:

Наименование продукта;

Сведения об изготовителе;

Стандарты, которым соответствует товар;

Информация о сертификации;

Срок годности и срок хранения;

Основные потребительские свойства (масса, объем, состав, включая пищевые добавки);

Пищевая ценность (калорийность);

Противопоказания к применению;

Условия хранения.

Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов.

Требования к торговой маркировке устанавливаются «Правилами продажи отдельных групп продовольственных товаров», а также «Правилами розничной торговли».

Общие требования к маркировке:

Достоверность сведений: они не должны вводить покупателя в заблуждение относительно изготовителя, страны происхождения, количества и качества товара;

Доступность: информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей; информация должна быть понятной, используемые термины и определения не должны требовать пояснений и определений;

Достаточность информации: маркировка не должна быть неполной, но и излишняя информация может содержать бесполезные сведения, не вызывая интереса у потребителя.

Маркировка должна иметь четкий текст, быть наглядно и красочно оформлена.

Любой товар, который можно приобрести в магазине или супермаркете, проходит долгий путь от производителя через несколько поставщиков на прилавок ближайшей к потребителю торговой точки. И если производитель знает, что он производит, и как со своим товаром обращаться, то поставщики, а уж тем более - их наёмные работники этого могут не знать. Поэтому нередко на полки попадает испорченный или повреждённый товар, а бывает, что и вовсе контрафактный. Чтобы доставить конечному потребителю только качественную продукцию, в том виде, в котором она была задумана производителем, существует обязательная маркировка товара.

Понятие маркировки

Под маркировкой следует понимать знак, который может состоять из слов, символов, условных обозначений, с элементами голографической защиты или без таковых. Задача маркировки - предоставить человеку, держащему товар в руках, исчерпывающую информацию о нем без нарушения целостности упаковки.

Виды маркировки товаров

В зависимости от предназначения той или иной маркировки, различают:

1. Предупредительную маркировку - извещающую об особенностях использования товара, например, перечёркнутый аквариум означает, что нельзя сверху на товар ставить тяжёлые вещи.

2. Маркировку общих потребительских сведений о товаре - данная маркировка наносится по требованию ГОСТа и должна содержать в текстовой форме основную информацию о потребительских свойствах товара: вес, цвет, и т. д.

3. Транспортную маркировку - указывающую на правила перевозки товара и возможные манипуляции с ним. Например, перевёрнутый бокал означает, что товар хрупкий. Бывает и транспортная маркировка в форме текста, например, надпись «Не бросать», которая не требует комментариев.

4. Маркировку сертификационными знаками - в связи с тем, что некоторые товары можно производить, только имея специальное разрешение или лицензию, наличие на товаре сертификационного знака свидетельствует о наличии такого разрешения у производителя. Как правило, сертификационные знаки состоят из рисунка, текста и символов с голографической защитой. Самым популярным сертификационным знаком является акцизный знак.

5. Товарные знаки - указывающие на принадлежность товара к определенной Наличие такого знака свидетельствует о подлинности такой продукции.

6. Экомаркировку - она указывает на то, что использование товара не вредит экологии, а также может свидетельствовать о наличии в товаре тех или иных вредных для природы и человека ингредиентов.

7. Специальную маркировку, которая свойственна опасным и особо опасным группам товаров, таким как кислоты и взрывчатые вещества. Специальная маркировка товара сообщает о максимально допустимых свойствах окружающей среды для хранения и перевозки такого товара.

8. Штрих-код, или, как его раньше называли, полосковый код, является международной унифицированной маркировкой. Штрих-код легко узнаваем по своим полосам, и содержит всю необходимую информацию о товаре для его реализации на рынке, а именно - информацию о стране-изготовителе, код товара согласно международному классификатору, код изготовителя, а также код, свидетельствующий о наличии лицензий и разрешений.

Штрих-код бывает двух основных форм: линейный, собственно, полосковый код и двухмерный, известный как способен уместить больше информации, нежели линейные, поскольку позволяет считывать информацию не только по горизонтали, но и по вертикали. Как правило, в qr-коде товара содержится адрес производственных мощностей и веб-сайт производителя, а, возможно, и телефоны представительств. В принципе, в двухмерный код можно зашифровать совершенно любую информацию. Штрих-коды также упрощают ведение складского учёта и кассового обслуживания в супермаркетах при помощи компьютеризированного торгового оборудования.

Маркировка по ГОСТу

Российская Федерация унаследовала и сохранила Государственный общесоюзный стандарт, который теперь называется государственный стандарт Российской Федерации. Ценность его в том, что для каждого привычного продукта или вещи существует единый стандарт качества, о чём свидетельствует соответствующая маркировка товара.

ГОСТ в СССР устанавливал стандарты абсолютно для всей продукции, выпускаемой в Советском Союзе. Сохранившись, маркировка товара ГОСТ позволила уберечь аутентичность продукции, выпускаемой ещё с советских времён. Например, докторская колбаса, кем бы она не выпускалась, должна состоять из одних и тех же ингредиентов, прописанных в ГОСТе, и приготовлена, придерживаясь стандартной рецептуры. Конечно, современные производители, пытаясь сэкономить, идут на хитрости, выпуская товар по специально разработанным техническим условиям, при этом немного изменив название продукта. Например, не "Вологодское масло", а "Вологодское масло экстра", и т. д. Сегодня каждый производитель может получить разрешение на выпуск продукции по собственным техническим условиям, но никто не имеет право выпускать товар с названием по маркировке ГОСТа, не соответствующий требованиям стандарта.

Маркировка продуктов питания

На всех продуктах питания, производимых в России или ввозимых на её территорию, должна производиться обязательная маркировка товара. ГОСТ требует от производителей и других лиц следовать установленным правилам. На маркировке продукта обязательно должно быть указано название продукта, согласно ГОСТу или техническим условиям, указаны его объём или вес, государство-производитель и импортёр, состав продукта, его энергетическая ценность. А также, при каких условиях необходимо хранить данный товар, его срок годности и зависимость этого срока от условий хранения. Если продукт требует дополнительной обработки, на этикетке должен быть указан рецепт приготовления, а также как данный продукт должен приниматься в пищу. Маркировка может содержать и прочую информацию по желанию производителя. Например, могут быть указаны и рекомендации по сочетанию с другими продуктами.

Конечно, правила маркировки товара относительны, и их разрешается применять со здравым смыслом. Разумеется, никто не будет привлекать к ответственности производителя картофельных чипсов, который не разместил на упаковке информацию о том, как и нужно употреблять в пищу, но в тоже время импортёр ананасов, или каких-то более экзотических фруктов просто обязан соблюсти все вышеописанные правила маркировки товара и указать на этикетке инструкцию по его приготовлению в пищу. Ведь о кожуру ананаса можно и пораниться, если попытаться ее разжевать, а тропические фрукты и вовсе могут содержать токсические несъедобные части.

Правила устанавливаются и для упаковки определённых видов товаров. Например, пластиковые контейнеры или тара должны быть выполнены только из пищевого пластика. Молочные продукты должны быть упакованы только в герметичную тару. Яйца можно реализовывать только в специальных лотках, и т. д.

Маркировка непродовольственных товаров

Всё, что не предназначено для употребления в пищу, также подлежит обязательной маркировке, требования к которой уже менее критичны.

Маркировка непродовольственных товаров должна состоять из наименования товара, юридического названия происхождения товара, правил его эксплуатации, важных свойств и прочей информации, которую производитель посчитает нужным донести до потребителя. Поскольку большинство этой информации умещается в штрих-код, очень часто им и ограничивается производитель непродовольственного товара, чем озадачивает потенциального покупателя, не желающего покупать "кота в мешке".

Маркировка Российских товаров всё ещё пребывает на стадии развития, поэтому не всегда может содержать исчерпывающую информацию о товаре. Разъяснения Правительства РФ о порядке маркировки товара, с одной стороны, гласят о необходимости строго придерживаться установленных стандартов, с другой - действовать по усмотрению, а с третьей - не помещать на товар все существующие виды маркировки товаров на всякий случай. В таких правилах несложно и запутаться, поэтому до сих пор маркировка делается в первую очередь для представителей торговли, а лишь потом - для потребителя.

Конкретных требований к упаковке непродовольственных товаров нет, за исключением товаров, относящихся к опасным, особо опасным и легковоспламеняющимся, а также к разрешённым видам оружия. Такая продукция может храниться и транспортироваться только в специальных ёмкостях, контейнерах и футлярах, а также сопровождаться соответствующей предупреждающей маркировкой, которая должна содержать манипуляционные знаки маркировки товаров.

Подакцизные товары

Самые суровые требования к маркировке товара касаются подакцизной группы. К в России относятся алкоголь, кроме пива и сидра, табачные изделия и горюче-смазочные материалы. Маркировка подакцизных товаров заключается в нанесении на товар акцизной марки - таким образом, чтобы вскрыть тару или упаковку, не повредив марку, было невозможно. Акцизная маркировка товаров включает в себя информацию о производителе, номер его лицензии, сумму акцизного сбора за конкретный товар, а также его наименование.

Является фискальным документом государственной отчётности и находится под строгим контролем.

Особняком стоит маркировка лазерных дисков с записанными на них объектами авторских прав. Такой товар маркируется специальными лицензионными марками, которые по своей структуре напоминают акцизные, но, в отличие от них, производятся вместе с лазерной продукцией специальными предприятиями под строгим государственным контролем.

Правила маркировки и упаковки товара для транспортирования воздушным транспортом

Воздушные перевозки сопряжены с повышенной опасностью, поэтому к товару, перевозимому таким транспортом, применяются более жёсткие требования, в том числе и относительно маркировки. К воздушным перевозкам допускается только товар в прямоугольных или квадратных контейнерах, цистернах, и прочих ёмкостях правильной геометрической формы. Маркировка на контейнерах и другой прямоугольной и квадратной упаковке должна находиться по бокам и сверху такого контейнера. Она должна включать в себя обязательную маркировку непродовольственных или продовольственных товаров, специальную маркировку, экологическую, транспортную маркировку с манипуляционными знаками. В маркировке должна содержаться информация о весе товара нетто и брутто, то есть как с упаковкой, так и без неё.

Размер упаковки товара должен соответствовать габаритам одного транспортного места, определяемым правилами внутренних и международных перевозок воздушным транспортом. При этом каждый товар должен занимать одно место.

Обязанность соблюдать требования маркировки

На кого по закону возлагается упаковка и маркировка товара и соблюдение установленных требований - главный вопрос, волнующий каждого субъекта хозяйствования в сфере торговли. Согласно действующему законодательству, такие обязательства возлагаются на все субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с производством транспортировкой и реализацией товара. Но эти обязанности имеют некоторые различия.

Производитель обязан произвести, или в случае с акцизными или лицензионными марками - приобрести необходимое количество маркировок для своей продукции и обеспечить правильное их нанесение на товар. Производитель отвечает за соответствия качества своего товара данным, указанным на маркировке, с момента выхода товара с конвейера до его приобретения конечным потребителем.

Перевозчик, который осуществляет транспортировку товара, отвечает за целостность маркировки на товаре с момента приёма товара у отправителя до его доставки получателю. При этом перевозчик никогда не несёт ответственности за содержание маркировки и его соответствия товару, а также за повреждения маркировки, если факт нарушения целостности был зафиксирован в момент приёма груза у отправителя.

Оптовый и розничный торговцы обязаны обеспечить целостность и читаемость маркировки товара, находящегося на его прилавках. Что характерно, продавец не несёт ответственности за несоответствие данных маркировки реальным свойствам товара, но в то же время несёт ответственность перед покупателем за несоответствие информации на магазинной этикетке, то есть устной оферты продавца, реальному качеству товара. Таким образом, если производитель сознательно или случайно нанёс на ламповый телевизор маркировку плазменного, и продавец, не изучив товар, продаёт его по заводской маркировке, то он будет отвечать перед покупателем за несоответствие качества товара заявленному в оферте, согласно законодательству «о защите прав потребителей». В таком случае продавец получит право предъявлять аналогичные претензии заводу-изготовителю.

Следует отметить, что продавец обязан известить покупателя о всех свойствах покупаемого товара, а не о данных, указанных в маркировке, которые покупатель и сам может прочесть. Также важно понимать различие между обязанностями продавца за реализацию товара без обязательной маркировки, и продажу подакцизного товара с аналогичными дефектами. Привлечь продавца первой категории товаров к ответственности можно, только установив факт продажи товара без надлежащей маркировки. В случае же с подакцизным товаром достаточно просто обнаружить такой товар на складе продавца, не сопровождённый накладными на возвращение в связи с нарушением акцизной маркировки.

Ответственность за нарушения правил маркировки

За нарушение правил маркировки товаров предусматривается административная ответственность в виде штрафа с конфискацией продукции или без таковой. Размер и вид ответственности зависит от объективной стороны правонарушения, то есть от того, какое конкретно неправомерное действие совершило лицо, ответственное за наличие маркировки.

Ненадлежащая маркировка продовольственных товаров и непродовольственных товаров сама по себе карается штрафом, но может скрывать за собой и более тяжкое правонарушение, или даже преступление - реализация и контрабанда. Напомним, что обязательная маркировка включает указание наименования производителя товара и страну происхождения. Таким образом, маркировка позволяет проверить легальность производства или ввоза определённой продукции, а её реализатору - подтвердить легальность её приобретения, в случае если по каким-то причинам на товар отсутствуют накладные. Например, если товар приобретён на оптовом рынке.

Продажа подакцизного товара без соответствующей маркировки, или если упаковка и маркировка товара повреждены, также карается штрафом. Такая продажа также является основанием для подозрения в другом более тяжёлом налоговом правонарушении, а именно - неоприходовании товара и наличных средств. А всё потому, что реализация подакцизного товара за наличные допускается только с помощью кассового аппарата, в который вводится весь оприходованный товар с указанием в том числе и данных акцизных марок. Таким образом, повреждённая или отсутствующая акцизная марка на товаре позволяет усомниться в том, что этот товар был завезен на склад магазина, и внесен в кассовый аппарат, а не продаётся на разлив или поштучно из под полы. Разумеется, доказать легальность продукции с поврежденной или отсутствующей маркировкой возможно, но на это придётся потратить драгоценные нервы, поэтому лучше такого не допускать.

Проверить субъекта хозяйствования, который изготавливает и реализует товары, подлежащие маркировке, могут несколько контролирующих и правоохранительных органов, а именно - органы федеральной налоговой службы, налоговая полиция и полиция, прокуратура, органы контроля за оборотом спиртосодержащих продуктов и табачных изделий, органы защиты прав потребителей, органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического контроля, органы пожарного надзора. В исключительных случаях в рамках уголовного расследования проверка маркировки товаров может проводиться прокуратурой и ФСБ.

Что нужно знать потребителю о маркировке

По сути, потребитель является главным лицом, в интересах которого применяется маркировка товаров, но вместе тем он же является и наиболее неосведомлённым в этом вопросе в нашей стране. С одной стороны, уже сейчас вносятся изменения в законодательство, благодаря которому маркировка российских товаров должна стать более понятной для потребителя. Также новый закон обяжет наносить специальную маркировку на более широкую группу товаров. С другой стороны, потребителю уже сейчас не помешает разобраться в том, какую пользу для себя можно извлечь из маркировки. Во-первых, маркировка является информированием потребителя о свойствах, количестве и качестве товара в понимании закона «О защите прав потребителей» и «Гражданского кодекса». То есть, если содержимое товара не соответствует маркировке, значит, продавец или производитель вас неверно проинформировали о купленном товаре, и потребитель имеет право на соответствующее возмещение ущерба. Во-вторых, маркировка гарантирует легальность товара, а в случае с алкоголем или мясомолочной продукцией это жизненно важно.

В-третьих, маркировка товара помогает узнать настоящее место производства товара, что позволит определить даже высококачественную подделку.

Таким образом, требования к маркировке товара, а также его упаковке стимулируют производителей и продавцов придерживаться определённых стандартов качества и соблюдать права потребителей.