Понятие «парадигма» в социологии. Основные социологические парадигмы

Структура и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учёта того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности, в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами , которые определяют стратегию и направляют ход исследования, т.е. дают ответы на вопросы: что , как и зачем исследуется. Эти различия проявляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к той или иной концептуальной традиции: социология позитивизма, исторический материализм, интерпретативная социология, феноменологическая социология и др.

Основой для развития и существования в социологии разных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам .

Понятие «парадигма » (от лат. Paradeigma – пример, образец) было введено американским историком и социологом Томасом Куном (1922-1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций » (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентными для того, чтобы на длительное время привлечь группу сторонников и в то же время достаточно открытыми, чтобы новые поколения учёных могли в рамках этих концепций найти для себя проблемы, требующие решения.

Парадигма включает в себя:

- общие представления о предмете исследования , его принадлежности к обществу , человеку ;

- способы познания , которые являются необходимыми, обязательными и эффективными;

- технику исследования , т.е. конкретные процедуры;

- понятийный аппарат , описывающий предмет.

Парадигма претендует на универсальность описания и объяснения исследуемых явлений и процессов. Парадигма опирается на труды классиков и использует концепции применения данной парадигмы.

Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций . Смена парадигмы приводит к тому, что учёные видят мир своих исследовательских проблем в ином свете.

Парадигма в социологии – это концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательской задачи.

В социологии (как, впрочем, и в ряде других наук) парадигмы всегда включали в себя несколько теорий и их разновидностей, очевидно, поэтому «социальное » имеет гораздо большее многообразие проявления взаимосвязей изучаемых ими предметов и явлений, не носит столь жёсткого характера. Кроме того, могут быть разные отправные подходы анализа общественных явлений, что проявляется в своеобразии методики и техники исследования.

Следовательно, каждая социологическая парадигма избирательна в плане оценки факторов общественного развития. Именно поэтому ни одна из парадигм не даёт всеобъемлющего анализа общества, хотя и вносит свой конкретный и частичный вклад в его понимание. Каждая парадигма характеризуется также приоритетностью рассмотрения тех или иных сторон социокультурных реалий, своеобразием анализа поведения людей.

Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на три большие группы.

Первую группу образуют структурно-функциональные и конфликтологические парадигмы (или макросоциологические парадигмы).

Вторую группу парадигм составляют интерпретативные концепции микроуровнего изучения человеческого поведения (микросоциологические парадигмы).

Третья группа – интегральные (объединительные) парадигмы (мультипарадигмальность ).

Что касается последней группы парадигм, то идею мультипарадигмальности (или полипарадигмальности) впервые обосновал в середине 70-х годов XX века известный американский социолог Джордж Ритцер . Мультипарадигмальность означает, что парадигмы, созданные ранее, с появлением новой парадигмы не исчезают, а продолжают существовать наряду с новой. Вследствие этого увеличивается концептуальное разнообразие, что позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены . Напомню, что концепция – это научная теория в определённой отрасли знания с собственным понятийным аппаратом, гипотезами и методами, описывающая и объясняющая какую-либо часть человеческого мира.

Социологические парадигмы

Понятийный аппарат социологии зависит от того, что считается предметом социологии как науки. Современная социологическая наука представлена несколькими парадигмами, которые олицетворяют ту или иную методологическую стратегию.

Понятие ʼʼпарадигма ʼʼ означает совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определœенный период времени.

Широкое распространение понятие ʼʼпарадигмаʼʼ получило благодаря работе американского историка физики и философа Томаса Куна ʼʼСтруктура научных революцийʼʼ. Господство парадигмы (некоторой модели), согласно Куну, есть период ʼʼнормальной наукиʼʼ, когда происходит накопление знаний в ее рамках (прогресс науки). Смена парадигм представляет собой научную революцию, когда происходит кризис господствующей парадигмы и она ʼʼвзрываетсяʼʼ изнутри под давлением ʼʼаномалийʼʼ (проблем, неразрешимых в рамках данной парадигмы). Вследствие этого создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис решается победой одной из них и началом нового ʼʼнормальногоʼʼ периода, и весь процесс повторяется заново.

Парадигма 1 → Нормальная наука → Аномалии →Кризис → Революция → Парадигма 2

Кун отрицал преемственность в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга. Прогресс, по Куну, – понятие, имеющее смысл только для ʼʼнормальнойʼʼ науки, где критерием прогресса выступает количество решенных проблем.

Парадигмальный статус науки характеризуется наличием одной или нескольких парадигм. В случае если наука не обладает парадигмальным статусом, то это означает, что она еще не выделила свой предмет среди других наук и потому не может считаться самостоятельной. Наука может иметь допарадигмальный, монопарадигмальный статус и мульти-, полипарадигмальный статус.

Объект социологии в социологической парадигме – социальная реальность и ее основные элементы. Критериями различия парадигм социологии являются: 1) содержательно отличные друг от друга основные социологические категории, 2) структурные элементы социальной реальности, соответствующие основным категориям, 3) интерпретация взаимодействия элементов социальной реальности. Парадигма может включать в себя несколько теорий.

В современной социологии выделяют несколько парадигм. Выделяют, к примеру,

Ø Парадигма ʼʼсоциального поведенияʼʼ (или поведенческая парадигма). Теории: бихевиоризм, теория социального обмена. Предметная область: неосознанное поведение индивидов как соответствующая реакция на определœенные внешние стимулы; особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения. Методы: эксперимент.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: бихевиоризм, теория социального обмена.

Бихевиоризм. Предмет исследований в бихевиоризме – факторы психической деятельности, не контролируемые сознанием и рассматриваемые как основные. В отличие от психоанализа бихевиоризм рассматривает не бессознательные, а условные реакции. Условная реакция - ϶ᴛᴏ целостный паттерн поведения, а не просто физиологический ответ организма. Условные реакции формируются как по принципу классического обусловливания, так и по принципу оперантного обусловливания, в последнем случае условные связи возникают между поведением и его последствиями. Важной категорией бихевиоризма является стимул , под которым принято понимать любое воздействие на организм со стороны среды, в т.ч. и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Представители: Д.Б. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, Д.Г. Мид.

Теория социального обмена. Теория социального обмена - одно из влиятельных направлений в западной социологии, рассматривающее обмен как основу социальных взаимодействий, на которой вырастают структурные уровни общественной жизни. Теория социального обмена опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, в случае если они считают, что вознаграждения, которые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты. Согласно этой теории, наше общественное поведение во многом обусловлено ожиданиями, что наши поступки по отношению к другим людям будут вознаграждены тем или иным образом. Отношения между людьми основаны на взаимовыгодном обмене. Представители: П. Блау, Дж. Хоманс.

Ø Парадигма ʼʼсоциальных фактовʼʼ (фактуалистская парадигма). Теории: структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта͵ теория систем. Предметная область: социальная реальность сводится к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам. Внимание акцентируется на изучении их природы и взаимодействия, но исследуется также их воздействие на индивидуальное мышление и действие. Методы: историческое сравнение, опросные методы.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта͵ теория систем.

Ø Парадигма ʼʼсоциальных определœений (дефиниций)ʼʼ (или дефиниционистская парадигма). Теории: теория социального действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Предметная область: внутри- и межсубъективность, и как результат – действие (социальная реальность рассматривается сквозь призму способа понимания, определœения людьми социальных ситуаций, влияния на последующее действие и взаимодействие). Методы: наблюдение, опросные методы.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: теория социального действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.

Социологические парадигмы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социологические парадигмы" 2017, 2018.

Парадигмальный статус науки. Как утверждает современное науковедение, любая наука достигает зрелости, т. е. становится самостоятельной, когда она переходит в парадигмальный статус.

Согласно концепции развития науки, тот или иной качественный этап такого развития - результат не эволюции, а революции. Ключевым понятием данной концепции науки является понятие парадигмы.

Понятие «парадигма» неоднозначно. Неоднозначно и отношение различных групп ученых к нему. Так, в книге Томаса Куна (р. 1922) содержится 21 дефиниция. Существенный момент концепции Куна в том, что он рассматривает любую науку определенного исторического этапа как задаваемую парадигмой, т. е. специфической структурой, включающей различные по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфических методах исследования.

В развитии науки Кун выделяет четыре стадии: стадии ее нормального и аномального состояния, кризиса и революции. Нормальная стадия в развитии науки - период аккумуляции имеющихся знаний в пределах существующей парадигмы. Этот период с неизбежностью заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научных данных не может быть объяснена с точки зрения существующей парадигмы. Наступает кризис, который приводит к научной революции: старая парадигма отбрасывается, и на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему научных фактов, теорий, методов.

Парадигмальный статус науки характеризуется наличием одной или нескольких ясно и четко выраженных парадигм.

В настоящем изложении мы исходим из понимания парадигмы как совокупности философских, общенаучных и метатеоре- тических оснований науки, в нашем случае - социологии.

В качестве указанных оснований выступают различного рода концепции, подходы и принципы, например, концепция детерминизма, системный подход, принцип историзма. Приверженность тех или иных ученых к той или иной парадигме позволяет дифференцировать одно научное сообщество от другого.

Критерии парадигмального статуса науки. Обычно в социологии науки выделяются три вида парадигм : во-первых, парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус определенной науки, отграничивающие на качественном уровне одно научное знание от другого (философию от социологии, социологию от экономики и т. д.); во-вторых, парадигмы, проводящие существенные различия между историческими стадиями в развитии науки (например, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм в социологии); в-третьих, парадигмы, дифференцирующие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития (три парадигмы современной западноевропейской социологии).

Если наука не обладает парадигмальным статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от других научных дисциплин и потому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигмальным статусом, если она имеет парадигму, которая признана данным научным сообществом. Это монопарадигмальный статус науки. После научной революции обычно складывается ситуация парадигмального дуализма: завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой и старая парадигма. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных парадигм.

Парадигмальные статусы науки в ряде случаев могут совпадать с исторической логикой ее развития. Эта логика, если отвлечься от некоторых специфических исторических особенностей и этапов, свойственна социологии, которая, минуя стадию монопарадигмального статуса, прошла путь развития от допа- радигмального к полипарадигмальному статусу.

Парадигма науки и научная теория. Понятие «парадигма» шире по объему, чем понятие «теория». Любая парадигма, кроме указанных ранее элементов, включает в свою структуру основные научные категории, интерпретирующие природу объекта данной науки, которые, во-первых, позволяют содержательно отличать данную парадигму от другой и, во-вторых, могут служить основанием для построения различных видов теорий в пределах данной парадигмы. В социологии такими категориями являются «общество», «культура», «личность», «социальное поведение», «социальные группы», «социальные институты», «социальные организации», «социальные факты» и др.

Теория - это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме, а также совокупность более или менее достоверных и логически взаимосвязанных суждений (выражаемых в форме законов, принципов или менее общих теорий), раскрывающих сущность исходных категорий, связей и отношений между ними. В теории, таким образом, выделяются: 1) основные научные категории, связи и отношения которых образуют структуру предмета данной науки; 2) система понятий, принятая для интерпретации этих категорий, фундаментальные законы и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения между понятиями; 3) вся совокупность логических следствий, которая вытекает из фундаментальных законов и принципов теории.

Социологическая парадигма и социологическая теория. В социологической парадигме объектом социологии является социальная реальность и ее основные элементы. Социологическая теория - это логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними.

Критериями разграничения парадигм социологии (с полипа- радигмальным статусом) выступают содержательно отличные друг от друга основные социологические категории и соответствующие им структурные элементы социальной реальности, интерпретация взаимодействия которых позволяет понять природу последней.

Социологическая теория и метатеория. Философское и общенаучное обоснование парадигмального статуса той или иной науки, будучи в конечном счете определяющим, в то же время не является достаточным. И тут в действие вступает другой уровень обоснования - метатеоретический.

Метатеория есть критическое изучение определяющих принципов какой-либо совокупности уже аккумулированного знания. На этом уровне устанавливается степень соответствия (несоответствия) наличной информации, методов и теорий реалиям окружающего мира. Если такое соответствие не выявляется или выявляется в крайне незначительной степени, то это означает, что данная наука не достигла зрелости, не поднялась до уровня парадигмального статуса.

Обычно выделяются два основных вида метатеорий: те, которые служат предпосылками выработки социологической теории, и те, которые связаны с ее дальнейшим развитием.

Признавая правомерность обоих видов метатеорий, различные ученые, как правило, обычно отдают предпочтение одному из них. Согласно Дж. Тернеру, метатеоретический анализ начинается тогда, когда заканчивается анализ теоретический. С построением теории начинается метатеория, т. е. анализ допущений, стратегии и т. д. этой теории. В то же время нельзя не принять во внимание и аргументацию тех ученых, которые утверждают, что вряд ли можно приступить к построению завершенной теории, если не решены «фундаментальные» эпистемологические и метафизические вопросы. Тернер резко осуждает, но не отвергает этот вид метатеории. Он пишет: «...метатеоретизирование обычно увязает в значимых философских проблемах и демобилизует построение теорий... Оно вовлекает теории во внутренние неразрешимые и обычно дебатируемые противопоставления» .

Метасоциология. Различные виды метатеорий и метаанализа в социологии можно объединить общим названием «метасоциология».

Метасоциология - это анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии вообще, равно как и ее различных компонентов - концепций, теорий, моделей, методов и т. д.

Отличие метасоциологии от социологии состоит в том, что объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии - сама социология. Поэтому правомерно использовать наряду с понятием «метасоциология» понятия «социология социологии» и «рефлексивная социология», первое было введено в научный обиход Р. Фридрихсом , второе - А. Гоулднером .

Метасоциология анализирует социологию извне и изнутри. С внешней точки зрения социология - специфическое социальное явление, которое подобно другим явлениям доступно социологическому анализу. Это может быть изучение общественной роли данной социологической теории, ее функций (служебных или критических) по отношению к определенной политической системе, ее влияния в обществе за пределами узкопрофессиональной среды и др. С внутренней точки зрения социология исследуется как особая научная дисциплина, совокупность конкретных понятий, проблем, теорий и методов, отвлеченно от их социального контекста.

Метасоциология - это такая же наука, как и социология. Но в отличие от последней она связана с разработкой принципов анализа того, что уже создано социологией. Она берет ее в качестве объекта изучения. Исследование содержания и достоверности социологического знания является необходимым условием развития и совершенствования социологии - ее теории и методологии, упрочения ее научного статуса.

Многовариантный статус парадигм в социологии. Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и проч.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к полипарадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах. Начало этого пути было обусловлено трудами К. Маркса (Германия), Г. Спенсера (Великобритания), О. Конта, Ф. Ле Пле (Франция), Ф. Тенниса, Г. Зиммеля (Германия), У. Самнера, Л. Уорда (США), Н. Я. Данилевского (Россия) и др. Затем, так и не достигнув одновариантного, монопарадигмального статуса, минуя статус парадигмального дуализма, а также сложный исторический период быстрого становления и упадка многочисленных школ и направлений, социология перешла к многовариантному, полипарадигмальному статусу. Сложились и завоевали признание четыре социологических парадигмы: социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма .

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов: социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Социальные структуры и социальные институты отождествляются в этой парадигме с понятием реальных вещей.

Иное представление о социальной реальности содержится в парадигме социальных дефиниций. Ее основным элементом являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям. Важнейшим объектом изучения выступают внутри- и межсубъективность и как результат - действие. В отличие от бихевиористской концепции «стимул-реакция», социальное поведение людей строится в соответствии с их оценкой или пониманием социальной реальности. Социальная реальность в этой парадигме выступает как совокупность таких факторов (значений, символов и т. д.), исходя из которых, действующие личности оценивают свое окружение; эта реальность, сконструированная из различных символов и значений, в свою очередь, детерминирует их социальное действие.

Парадигма социального поведения уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии. Социальные бихевиористы считают, что парадигмы социальных фактов и социальных дефиниций являются метафизическими, поскольку они игнорируют человеческое поведение, которое представляет собой единственную социальную реальность. Особый акцент при этом делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного, т. е. нежелаемого социального поведения.

Основными элементами парадигмы социально-исторического детерминизма являются структурные и личностные элементы социальной реальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупности то, что называется социальной реальностью. Действующие личности в системе этой парадигмы выступают как объекты и субъекты социальной реальности. (О понятии социально-исторического детерминизма см. в § 2 гл. 3.)

Исторические корни этих видов парадигм уходят в концепции Э. Дюркгейма , М. Вебера , Б. Скиннера , К. Маркса.

Специфические и логически организованные комплексы понятий, объясняющие отношения между элементами социальной реальности, рассматриваемыми данной парадигмой в качестве основных (исходных), составляют разные виды теоретического осмысления процессов их взаимодействия, или различные виды социологических теорий.

Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентаций, двумя противоположными тенденциями в социологическом мышлении - дивергенции и интеграции. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации среди научной общественности еще шире распространено убеждение в том, что неоднородность предмета такой дисциплины, как социология, дает право на жизнь множеству очень разных теорий. Последнюю из названных позиций обычно именуют программой «критического плюрализма».

Названным основным социологическим парадигмам соответствуют и определенные виды социологических теорий. Парадигма социальных фактов интерпретируется с позиций структурно-функциональной, системной и конфликтной теорий (заметим, что системные теории обычно рассматриваются в западной социологии как составные части или разновидности структурно-функциональных теорий). Парадигма социальных дефиниций исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма социального поведения трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.

Однако социология, как и любая научная дисциплина, самоопределяется по специфическому для нее относительно самостоятельному множеству существенно взаимосвязанных проблем. Как таковые они становятся предметом теоретического осмысления. Между проблемами данной науки имеются определенные связи. Существует возможность отобрать одну или несколько центральных проблем, с которыми соотносятся другие. В качестве таких центральных проблем социологии были выдвинуты две. Первая из них была обоснована в исследованиях Тернера, - это проблема социального порядка. Вторая - проблема уровней социальной реальности - получила развитие в трудах Д. Ритцера. Соответственно было положено начало формированию, помимо указанных, еще двух парадигм - парадигмы социального порядка и интегративной социальной парадигмы.

Cm.: Friedrichs R. Sociology of Sociology. N. Y., 1970.

  • Cm.: Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology. N. Y., 1970.
  • Подробнее об этом см.: Осипов Г. В. Социология и социализм. М.,1990. С. 74.
  • См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  • См.: Weber М. The Theory of Social and Economic Organization. N. Y.,1897.
  • Cm.: Skinner B. The Behavior of Organisms. N. Y., 1938.
  • 5. Основные парадигмы социологии

    Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

    Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

    Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

    Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:

    1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

    2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

    3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

    В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

    Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

    Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

    Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

    Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

    Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .

    Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

    Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

    Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

    Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

    Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

    Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

    Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

    Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

    Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.


    | |

    Что такое социология?

    Социология и другие науки

    3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ………………………………10

    4. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ………………………………..13

    5. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ ……………………………………………...18

    6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….21

    7. ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………...23

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 году и продолжавшиеся в течении всего ХIХ века, послужили импульсом для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно упорядоченной жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка в обществе.

    Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социального устройства.

    Представим «социологические портреты» некоторых ученых, заложивших основы социологии и внесших вклад в ее развитие.

    Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин «социология» от латинского – socium,societas (общество) и греческого – logos (изучение).В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) он устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.



    На первой , теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил.

    На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира.

    Что касается третьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: « человеческий Ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений», чтобы заниматься лишь «открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними».

    Карл Маркс (1818-1883) – политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учений Маркса – идея материалистического понимания истории.

    Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты (см. гл. 6 и 8).

    «… Всякая историческая борьба… в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов и вместе с тем и их столкновение между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства определяемого ими обмена. ]

    Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества.

    В России процесс становления социологии был обусловлен ходом социального развития русского общества. Период правления Александра III в России связан с началом великих реформ. Именно в этот период зарождаются основы русской социологии. Как отмечал Н.О. Лосский, «в конце ХIХ и начале ХХ века значительная часть русской интеллигенции

    Высвободилась из плена… болезненного моноидеизма. Широкая публика стала проявлять интерес к религии… идее нации и вообще… к духовным ценностям.

    В России были популярны марксистские идеи. Это объясняется прогрессистскими настроениями общественного сознания и верой в науку. Русская социология конца ХIХ – начала ХХ в. не только находилась на уровне мировой науки в целом, но по некоторым направлениям предопределила ее развитие.

    СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

    Что такое социология?

    Зачем существует социология, когда уже и так есть столько наук об обществе?

    В самом деле, общество и человека изучает множество наук – история, политология, экономика, психология, философия… Зачем понадобилось придумывать еще одну?

    У каждой из перечисленных наук свой предмет и свои задачи. Цель исторической науки состоит в познании прошлого всего человечества или конкретных обществ. Она также дает описание того, что происходило с отдельными людьми, группами людей и народами в определенном месте и в определенный период.

    География – это наука, которая изучает человека и его деятельность на земном пространстве. Ведь пространство, в котором мы живем, представляет собой перекресток и место действия различных социальных факторов: индивида, семьи, группы, предприятия, сообщества и государства. С одной стороны, география входит в область естественных наук, а с другой – в область гуманитарных.

    Предметом изучения политических наук является государство и власть. Политологи исследуют то, каким образом власть влияет на жизнь людей. Власть – это способность определять поступки и действия других людей. Важнейшим предметом исследования политологии является государство как аппарат реализации власти.

    Экономика изучает то, как организованные в общество люди используют дефицитные ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Экономисты исследуют рыночные механизмы с тем, чтобы иметь возможность прогнозировать денежно-кредитную и бюджетную политику государства.

    Антропология занимается исследование обществ прошлых веков и культурной деятельности индивидов в существовавших ранее и современных обществах.

    Психология изучает взаимодействие факторов, влияющих на функционирование человека, с целью объяснить человеческое поведение в целом.

    Социология – это изучение социальной реальности как таковой. Предметом ее исследования является общество; она дает объяснение всех типов человеческого поведения под социальным углом зрения. Социология возникла как результат конфликта дисциплин, которые сформировались до ее появления. Для того, чтобы ей развиваться, ей необходимо было отделиться от философии, психологии и истории.

    Психология и социология .

    Изучение взаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии. В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами. Психология изучает основные виды психической деятельности человека, а также базовые элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранее психологи утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредством психологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельные предметные области.

    Создается впечатление, что социологию пытаются отделить от психологии на том основании, что первая занимается изучением групп, институтов и общества, а вторая изучением индивида и его развития.

    Действительно, психологов интересует поведение индивида, его проблемы и личностные проблемы (помешательство, тревога, депрессия и т.д.). Однако социологи ищут в этих типах поведения определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловлены социальными нормами, а также структурами и развитием общества.

    Поэтому было неправильно считать, что поведение человека является то индивидуальным, то социальным. Психология и социология – это просто два разных подхода к изучению индивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как вторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другими индивидами.

    История и социология .

    Историки изучают общества прошлых веков, восстанавливая с помощью документов события, которые отмечали основные этапы эволюции этих обществ вплоть до нашего времени. Современная историческая наука уделяет больше внимания истории народов и великих изменений, оказавших влияние на общества. В ХIХ веке история и социология находились в конфликтных отношениях. Каждая из этих дисциплин претендовала на то, что может создать полную картину прежних и существующих обществ. В целом, историк рассматривает каждое историческое событие как уникальное, в то время как социолог основное внимание уделяет изучению обществ и открытию общих исторических законов.

    Чтобы лучше понять эти интеллектуальные споры, необходимо иметь в виду, что социология зародилась как изучение законов функционирования обществ. При изложении этих законов необходимо было отвлечься от отдельных значительных событий, происходящих в обществе.

    Затем история постепенно перестает заниматься известными личностями и принимает на вооружение методы общественных наук для изучения основных экономических, политических и культурных феноменов обществ, которые существовали прежде, и тех,

    которые находятся на стадии становления. Действительно, многие социологи обращаются к истории, чтобы лучше понять обстановку, в которой происходит взаимодействие между акторами. С другой стороны, многие историки пользуются социологическими понятиями, такими, как социальные классы, культура, социализация, семья и эволюция общества. Несмотря на столкновения, порою довольно жестокие, в истории и социологии есть много общих точек соприкосновения.

    Философия и социология .

    Если перечисленные нами выше науки исследуют конкретные факты и выводят из них закономерности, то философия, издавна занимающаяся человеком и его жизнью в мире других людей, стремится найти общий закон человеческого бытия. Что первично, чем определяется существование человека на земле, откуда он приходит и куда идет, на что он может надеяться и во что верить,- на все эти вопросы пытается ответить философия. В частности, социальная философия стремится выявить единый закон существования человеческого общества. Ее основные проблемы таковы: как и почему возникло общество, какая сила определяет его жизнь, развивается ли оно или деградирует, какова направленность его развития, свободен ли человек в обществе или обретает свободу лишь вне его, каковы законы развития общества и являются ли они едиными для всех конкретноисторических обществ, в чем историческая задача человеческой жизни, как члены общества должны относиться друг к другу и т.д.

    В отличии от философии, социология не ставит перед собой задачи открыть единый закон жизни общества. Это одна из множества конкретных наук об обществе, имеющая практическую базу и строящая свои выводы на основании фактических данных, полученных в результате эмпирических исследований. Однако она сохраняет генетическую связь с философией. Это проявляется в том, что наиболее общий уровень социологических исследований смыкается с уровнем социальной философии, и тогда возникают концепции и обобщения, очень близкие к философским.

    Итак, социология изучает тот же объект, что и остальные гуманитарные науки – человеческое общество. Однако в отличие от всех других наук, ее предмет составляет сама ткань эмпирической социальной жизни.

    Может ли социология называться наукой?

    Для того чтобы иметь право называться наукой, социология должна обладать сущностными признаками научного знания: объективностью и нейтральностью.

    Социология занимается интерпретацией человеческих действий. Это гуманитарная наука. Объект, изучаемый гуманитарными науками, наделен сознанием. С помощью сознания индивидуум может изменять свое поведение, развивать речь и передавать свои ценностипоколениям, живущим в другую эпоху. Так что социолог, сам обладающий сознанием и являющийся носителем ценностей, вступает в контакт с «объектом», который может иметь совсем иные ценности. В интерпретацию собранных сведений могут вкрадываться ошибки и искажения. Почему утверждают, что объект изучения в гуманитарных науках трудно поддается точному и объективному анализу? Потому, что на социолога могут повлиять культура, профессиональная ориентация и определенные теоретические установки.

    В заключении можно сказать, что для понимания того, как на нас воздействует общество, необходимо как можно более полно учитывать собственные ценности. Объективность состоит не в утверждении, что все точки зрения одинаково равноправны,- ведь из ряда фактов социологи все равно отдают предпочтение какому-то одному.

    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

    Понятие «парадигма» имеет множество значений, но применительно к науке означает «общий угол зрения на изучаемые феномены». В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями.

    Парадигма социальных фактов, связанная с именем Э.Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и независящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов – социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А.Рэдклифф-Брауна и Б.Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон) и теория конфликта (Р.Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.

    Парадигма понимания, или социологии действия, основы которой заложены М.Вебером и В.Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия – индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание, и социолог должен докопаться до него, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А.Шюца, этнометодология Г.Гарфинкеля, символический интеракционизм Т.Лукмана и Г.Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.

    Парадигма социального поведения, представленная социальным бихевиоризмом Б.Скиннера и теориями социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау. Эта парадигма получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, то есть детерминировано простыми биологическими реакциями, и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

    Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К.Маркса и его последователей. Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее, роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, поскольку единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественноисторичечкого процесса. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.

    Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции З.Фрейда, согласно которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняется происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств.

    Существует и другая классификация социологических парадигм, о которой упоминает российский социолог В.П.Култыгин. Здесь парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три: натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

    Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, приближающихся к методу естественных наук. Типичными представителями такой парадигмы являются, например О.Конт, Г. Спенсер. В рамках этой парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы.

    Интерпретирующая парадигма основывается на признании принципиального различия между предметом и методами естественных и социальных наук. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» М.Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодология и феноменологическая социология.

    Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей социологии являются К.Маркс, К.Поппер, А.Этциони, Ч.Райт Миллз.