Понятие права право в системе социальных норм. Особенности межличностных отношений. Понятие, признаки и функции права

Право в системе социальных норм .

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Рассмотрим общие признаки социальных норм.

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.

Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Рассмотрим виды социальных норм.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, например коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.

Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. В некоторых сообществах такие нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Но корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации.

Отличительным признаком корпоративных правил является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Они обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются различные меры воздействия, самое серьезное из которых - исключение из коллектива. Чтобы быть членом сообщества, необходимо выполнять его корпоративные предписания. Нарушение последних приводит лицо к разрыву с сообществом. Разумеется, корпоративные правила действуют строго в рамках закона.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются в освященных источниках (Библия, Коран и др.). Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.

Позитивные стимулы и санкции для нарушителей религиозных норм носят перспективный характер: речь идет об ответственности за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников. Идея «страшного суда» - мощное психологическое средство, обеспечивающее добровольное исполнение религиозных норм. Религиозные нормы действуют с ранних этапов развития цивилизации. Религиозные системы оказали огромное влияние на развитие различных правовых систем. Библия, Коран, буддистские источники, языческие ритуалы и традиции - многие правовые нормы обязаны своим появлением именно этим религиозным источникам.

В отличие от права религиозные нормы не отличаются четкой определенностью. Здесь, как правило, используется притчевая форма изложения, требующая тщательного истолкования. Причем толкованием религиозных норм занимаются специально подготовленные церковные деятели, то есть особо посвященные лица.

Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила могут быть внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.

Социальная норма – это установленное в обществе традиционное правило поведения, которое регулирует взаимоотношения между людьми, а также общественную жизнь.

Право в системе социальных норм

Право взаимосвязано с такими социальными нормами как мораль, обычаи, религия. Так право и мораль большим количеством общих характеристик: как правило, нормы права полностью повторяют основные нормы морали.

Именно поэтому реализация многих правовых норм осуществляется преимущественно потому, что люди считают их справедливыми. Также право поддерживает обычаи и традиции, которые признаются государством как общественно полезные.

Некоторые обычаи могут наделяться юридической силой. Следует отметить, что обычаи, имеющие юридическую, силу не касаются личностных взаимоотношений, а также бытового поведения людей.

Право имеет тесную связь с религией. В большинстве исламских государств нормы и догматы религии имеют большую юридическую силу, нежели нормы права.

Система права: основные отрасли, институты, отношения

Системой права называется внутренняя структура права, которая выражается в его дифференциации на институты и отрасли, в зависимости от тех сфер, которые они регулируют.

В современной науке, выделяются такие отрасли права:

Гражданское право;

Конституционное право;

Предпринимательское право;

Административное право;

Финансовое право;

Уголовное право;

Семейное право;

Экономическое право;

Социальное право.

Также существуют такие институты права:

1. Частноправовые институты: трудовые, семейные, гражданские.

2. Публичноправовые институты: конституционные уголовные, административные.

Публичное и частное право

В системе права выделяются две большие правовые подсистемы: публичное и частное право.

Публичное право – это структурная функциональная подсистема права, которая регулирует отношения в сфере судебной, исполнительно-распорядительной деятельности, а также в сфере государственной власти.

Частное право – это подсистема права, которая регулирует отношения, связанные с защитой индивидуальных интересов личности. К публичному праву относятся такие отрасли как конституционное право, муниципальное право, уголовно – исполнительное, земельное и арбитражное право.

К частному праву относится семейное, гражданское и трудовое право. Разграничение публичного и частного права происходит на основе анализа предмета, метода и интереса их регулирования.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др.

Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Общие признаки социальных норм:

1)Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. 2)Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения.

3)Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества.

4)Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить.

5)Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

6)Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Право в системе социальных норм

Социальные нормы – это правила поведения которые:

  1. обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц,
  2. регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями).

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны).

Виды социальных норм:

Нормы права

устанавливаются и охраняются государством, в том числе и путем государственного принуждения.

Нормы морали

складываются стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. Охраняются они моральной санкцией (напр., в виде осуждения со стороны окружающих или наложения епитимьи, отлучением от церкви и др.). Наряду со всеобщей моралью имеется профессиональная этика, например врачебная, педагогическая, судейская и т. п. Иногда ее несоблюдение влечет правовые последствия напр., судья может быть отстранен от должности. Для того чтобы аморальный поступок повлек правовые последствия, необходима правовая норма, которая отсылала бы к нормам морали.

Обычаи

складываются стихийно в результате неоднократного повторения. Выполняются добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Норма обычая может превратиться в правовую норму. ГК РФ предусматривает, что суд применяет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.

Нормы этикета

складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Обеспечиваются автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.

Нормы традиций

складываются стихийно и никак не охраняются (если не являются одновременно нормами морали, например, воинские традиции).

Нормы ритуалов

могут складываться стихийно, могут устанавливаться религиозными и иными организациями, они могут охраняться установившими их организациями, а могут и вовсе не охраняться.

Корпоративные нормы

устанавливаются общественными объединениями и охраняются этими объединениями.

Технические нормы не являются социальными и регулируют не общественные отношения между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. Они содержатся, напр. в инструкции к любой технике. Утверждаются не государством, а изготовителем устройства. Однако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последствия. Напр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. Иногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили тяжкие последствия. Но для того чтобы наступили правовые последствия в результате несоблюдения технических норм, необходима правовая норма, устанавливающая такие последствия. В таком случае технические нормы становятсятехнико-юридическими.

показать содержание

Право и мораль.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила.

Мораль - это также обусловленная природой человека и общества система социального регулирования, основывающаяся на нравственности и регулирующая нравственные аспекты поведения человека в обществе, обеспеченная возможностью общественного одобрения или порицания.

Общие черты : 1) право и мораль представляют собой разновидности единой системы социальных норм; 2) право и мораль имеют нормативное содержание, являются регуляторами поведения людей; 3) право и мораль основываются на общности социально-экономических интересов и культуры общества.

Различия: 1) по времени возникновения. Исторически мораль возникла раньше права и в определённом смысле является его прародителем. 2) По способу образования. Мораль формируется в недрах общества, основывается на его культурном уровне. Право же помимо этих установлений привлекает ещё и данные наук (например, экономики) и формулируется государством. 3) По степени детализации. Мораль по-прежнему является конкретной, носит казуальный характер, питается из конкретных примеров. Праву же свойственна, с одной стороны, абстракция, а с другой – чёткая квалификация конкретных действий, перечисление необходимых и достаточных признаков деяний. 4) по форме выражения. Право формализовано, строго документировано, носит системный характер. Мораль не имеет чёткой формы и является частью общественного сознания, мировоззрения. 5) По способу охраны от нарушений. Право охраняется государством, которое вправе применять за нарушение соразмерную санкцию, носящую характер ограничения или лишения определённых прав и свобод, а также возмещения причинённого ущерба. Мораль же ограничивается общественным осуждением, которое, несмотря на это, может быть очень строгим, но не всегда справедливым.

Право и мораль

Мораль – это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворения или стыда), а также основанных на них норм. Мораль – синоним нравственности. Есть и другая точка зрения (И. Кант): если мораль является объективно существующей нормативной системой, то нравственность – это субъективная способность человека априорно воспринимать добро и зло. В этом смысле нормы морали, существующие в нравственно неразвитом обществе, могут быть безнравственны.

Взаимодействие права и морали

1. Общее в праве и морали:

1. относятся к надстройке над экономическим базисом общества, они меняются в связи с изменением экономических отношений;

2. нормы права и морали являются социальными нормами, т. е. регулируют общественные отношения.

2. Различия права и морали:

1. право возникает одновременно с государством, а мораль значительно раньше (существование даже первобытной общины невозможно без морали);

2. нормы права устанавливаются государством, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитания;

3. мораль включает не только нормы, но и представления чувства;

4. нормы морали охраняются силой общественного мнения, нормы права охраняются государством;

5. право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли.

3. Соотношение норм права и морали по содержанию. Тут есть разные точки зрения. Р. Иеринг, например, считал право «этическим минимумом»

В советском правоведении преобладала точка зрения, что все незаконные действия аморальны уже ввиду того, что они незаконны.

Но при этом, например, организация Социалистической революции в 1917 г. не считалась аморальной. Вообще для марксизма характерен нравственный релятивизм – нравственным считается все, что выгодно рабочему классу в данный момент времени, цель оправдывает средства. Сам этот тезис представляется безнравственным.

План

2. Право в системе социальных норм.

3. Право и государство.

Литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч. 2. Теория права. – М., 1996.

2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1996.

4. Копаев В.С. Мораль и ее влияние на современное российское право // Юрист. – 1998. - № 10.

5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для ВУЗов. – М., 1999.

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1996.

11. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.

12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

13. Четвернин В.А. Понятия права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.

14. Энциклопедический юридический словарь / Румянцев О.Г., Донов В.Н. – М., 1997.

1. Понятие и виды социальных норм. Социальные и технические нормы.

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на социальные и технические.

Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

1) предмет регулирования здесь сугубо социальный – общественные отношения;

2) «субъективный» состав связан только с людьми как представителями социальный сферы.

Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. К ним относятся правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, ГОСТы, технические условия и др.

Особенности технических норм:

1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2) «субъективный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные и технические нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта.

2.1. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений

Система нормативного регулирования общественных отношений – это совокупность социальных норм, т.е. связанных с волей и сознанием людей общих правил регламентации поведения, форм их социального взаимодействия, возникающих в процессе исторического развития общества и соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Социальные нормы выполняют три основные функции:

1) регулятивную , т.е. установление правил поведения в обществе, регламентация социального взаимодействия;

2) оценочную , являясь критериями отношения к тем или иным действиям и поступкам;

3) трансляционную, т.е. передачу от поколения к поколению определенной культуры общественных отношений

Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям.

По сферам действия различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. нормы.

По механизму, т.е. регулятивным особенностям, принято выделять мораль, право, обычаи, и корпоративные нормы.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Право и мораль . Право и мораль характеризуются как единством, так и различием. Их единство проявляется в том, что они являются духовными ценностями, выработанными человечеством. Кроме того, они в конечном счете определяются уровнем экономического развития общества. В то же время они выражают различные стороны регулирования общественных отношений, поведения людей и различаются по способу существования (нормы права зафиксированы в нормативно-правовых актах, а нормы морали, в основном существуют в сознании людей, либо находят воплощение в произведениях искусства и религиозных канонах), по сфере действия (нормы морали охватывают более широкую область отношений), по способу привлечения к ответственности, по формам ответственности и т.д.

Право и обычаи. Обычай – это общие правила, возникающие в результате многократного повторения конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности существования вошедшие в привычку людей.

Обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период становления государств обычаям начали придавать общеобязательное значение. Записанные обычаи стали возводиться в ранг законов государства и превратились в первые источники права. Сегодня юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства. В то же время право может вытеснять вредные с точки зрения общества и государства обычаи, или занимать по отношению к некоторым из них нейтральные позиции.

Право и корпоративные нормы . Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных объединениях, распространяющиеся только на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного объединения. К таким нормам относятся нормы партий, профсоюзов, клубов и т.п.

По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические (записаны в соответствующих документах, систематизированы, принимаются по определенной процедуре). Однако предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически. Они не порождают права и обязанности, обеспеченные юридической защитой.

В условиях демократического общества и правового государства гармоническое взаимодействие права с другими социальными нормами является необходимым условием их эффективности.

2.2. Соотношение права и морали

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и поддерживаемая силой общественного мнения.

Мораль является синонимом понятия нравственность. Наукой о морали или нравственности является этика.

Единство между правом и моралью заключается в следующем:

1) в системе социальных норм они выступают самым универсальным, распространяющимся на все общество, средством регулирования;

2) у них единый объект регулирования – общественные отношения;

3) они исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью :

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то объективное право – вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – с специальных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных, например, не убий, не укради и др.

В то же время возможны и противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов.) Например, советское право запрещало калым, в то время как мораль среднеазиатских народов считала его общеобязательным и всячески поощряла.

2.3. Право и обычаи. Их единство, различие и взаимодействие

Обычаи – это общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности. Это обусловливает многообразие обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Рознятся обычаи и в зависимости от регионов.

В отличие от права или морали обычаи предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.

Исторически обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период образования государств им стали придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в систематизированные своды обычаи возводятся в ранг законов государства (Законы Хаммурапи, Законы Ману и др.) и становятся первыми источниками права.

Сегодня возможны три основных варианта взаимодействия права и обычаев:

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства и создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы способствуют вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям.

Обычаев, к которым юридические нормы безразличны, большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

От взаимодействия права и обычая следует отличать правовой обычай, как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее санкционирования. Иначе говоря, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в нормативном акте. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания и ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

2.4. Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером таких норм являются нормы общественных организаций – партий, профсоюзов, клубов и т.д.

По формальным признакам корпоративные норы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. В то же время корпоративные нормы не обладают общеобязательностью норм права, не обеспечиваются государственным принуждением.

Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они «принадлежат» структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних.

В связи с этим важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Последние, хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Это означает, что в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Например, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

3. Соотношение государства и права

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Единство государства и права состоит в том, что они:

1) возникают и развиваются совместно;

2) выступают средствами управления, инструментами власти;

3) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

4) определяются одними и теми же социально-экономическими, политическими, культурными и другими факторами.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право является социальным регулятором;

2) если государство выражает силу, то право – волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимосвязь государства и права:

1) с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также регулирует и охраняет его (правоприменение);

2) с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:

1) государство стоит над правом, выступая определяющим фактором, что характерно для антидемократических стран;

2) право стоит над государством, выступая его ограничителем, что характерно для правовых государств.

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Их следует отличать от технических норм, определяющих правила пользования приборами и механизмами (пылесосом, автомобилем), веществами (прием лекарств) и осуществления технологических процессов (приготовление пищи).

Первоначально поведение людей регулировалось мононормами - едиными, нерасчлененными социальными нормами, которые содержали в себе и религиозные нормы, и запреты (табу), и мифологические представления первобытного человека.

Виды социальных норм:

1. Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Могут быть полезными для общества (обычай воспитывать ребенка матерью) и вредными (обычай кровной мести).

2. Нормы морали - правила поведения, регулирующие поведение человека, исходя из представлений о добре и зле, справедливости, понятий «хорошо» и «плохо» (уважение старших, защита слабых).

3. Религиозные нормы - регулируют поведение верующих исходя из догм религии (отправление религиозных таинств - крещения, причащения, венчания; соблюдение поста).

4. Корпоративные нормы - нормы, принятые внутри организации и распространяющиеся только на ее членов (устав партии, обязанность носить униформу).

5. Традиции - исторически сложившиеся правила поведения, регулирующие внешнюю сторону поведения (застолье по поводу заключения брака, празднование Нового года).

6. Обряды - правила поведения, имеющие символическое значение и особый смысл (обряд похорон).

7. Нормы права - исходящие от государства общеобязательные, неперсонифицированные (обращенные ко всем), формально-определенные правила поведения.

С появлением государства на первое место в системе социального регулирования вышли нормы права как самые эффективные и обеспеченные силой государственного принуждения.

Еще по теме 29. Право в системе социальных норм:

  1. ПраВо В СиСтеме Социальных норм СоциалиСтичеСкоГо общеСтВа
  2. if(!cssCompatible) { document.write("\ \ Розділ 17\ \ \ СИСТЕМА ПРАВА І ЇЇ ОСНОВНІ ЕЛЕМЕНТИ\ \ \ 17.1. Поняття і структура системи права\ \ \ При вивченні ознак права значна увага приділяється його системності, адже регулювання і охорону суспільних відносин право здійснює через відповідну систему правових норм.\ \ \ Як відомо, право складається з правових норм, але це не проста сукупність, а система взаємозалежних і взаємопов"язаних норм. Право являє певне цілісне утворення, що складається