Порядок проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого. Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы. Присутствие педагога или психолога

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к Ст. 425 УПК РФ

1. Щадя психическое здоровье несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законодатель ограничил продолжительность допроса такого лица. Причем это ограничение распространяется и на очную ставку, суть которой заключается в допросе двух лиц в присутствии друг друга.

2. Согласно пункту 2 части первой статьи 51 УПК участие защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно; отказ от защитника как со стороны подозреваемого, обвиняемого, так и со стороны законных представителей подозреваемого, обвиняемого недействителен. Защитник вправе участвовать в допросах своего несовершеннолетнего подзащитного начиная с самого первого. По результатам каждого из допросов, сколько бы их ни было произведено в ходе предварительного следствия, защитник вправе знакомиться с протоколом следственного действия и делать замечания по поводу соответствия записей данным показаниям, а также по поводу соблюдения требований закона, регламентирующего допрос.

3. Третьим участвующим в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого является педагог или психолог, который принимает участие в данном следственном действии, если допрашиваемый не достиг 16-летнего возраста либо достиг данного возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в своем психическом развитии, если указанные обстоятельства подтверждены документально и по этому поводу заявлено ходатайство защиты. Следователь и дознаватель вправе привлечь указанных лиц к участию в допросе и по собственной инициативе, исходя из того, что педагог и психолог в данном следственном действии играют роль специалистов в области детской и подростковой психики и психологии и своим участием могут способствовать успешному официальному диалогу, имеющему своей целью получение достоверных показаний, а также своевременно прервать допрос, если его продолжение связано с угрозой здоровью допрашиваемого.

4. Вместе с тем и педагогу, и психологу предоставлены и процессуальные права, связанные с удостоверением правильности протокольной записи показаний допрашиваемого.

Участие детей в уголовном или гражданском процессах допустимо, но всегда имеет свои особенности, которые предусмотрены в отдельных нормах соответствующих кодексов. Ребенок может иметь разный статус: по уголовным делам он может быть потерпевшим, свидетелем и даже обвиняемым (с 14 лет). По гражданским делам чаще всего несовершеннолетний является свидетелем или истцом, интересы которого представляют родители. В любом случае, процессуальные действия полиции и суда так или иначе затрагивают права ребенка, на страже которых стоит закон. Обо всех особенностях допроса несовершеннолетнего на разных стадиях уголовных и гражданских дел (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого или обвиняемого) расскажем в нашей статье.

Вызов на допрос

Если потерпевшему, свидетелю или обвиняемому менее 16-ти лет, то на допрос он вызывается через законных представителей. Это означает, что повестка о явке может быть направлена на имя родителей ребенка, при этом в ней будет указано оба лица: и взрослый, и несовершеннолетний. В некоторых случаях дети могут быть вызваны через администрацию учебного заведения, где они обучаются (например, если ребенок находится на обучении в интернате – тогда вызывается еще и представитель образовательного учреждения).

Вопрос: Кто может быть законным представителем несовершеннолетнего по уголовному или гражданскому делу?

Ответ : В соответствии со ст. 5 УПК РФ, ст. 37 ГПК РФ им может быть:

  • родитель,
  • усыновитель;
  • опекун;
  • попечитель;
  • представитель учреждения, на попечении которого находится ребенок (например, сотрудник детского дома, если в нем пребывает несовершеннолетний).

В практике встречаются ситуации, когда ребенок не числится ни в одном детском учреждении, родители лишены родительских прав. Следственные органы сталкиваются с проблемой отсутствия взрослого, который бы представлял интересы несовершеннолетнего. В таких случаях для сопровождения дела могут быть приглашены сотрудники органа опеки и попечительства, которые обязаны проследить за тем, чтобы права детей были соблюдены.

В исключительных случаях закон допускает другой порядок извещения ребенка о явке, минуя законного представителя. Так, например, повестка может быть вручена через другое лицо (бабушка, тренер, учитель), если информирование родителя не желательно – например, когда он отрицательно влияет на ребенка или даже сам является обвиняемым.

Пример №1 . Корин Г.Ш. воспитывал 10-летнего сына один, при этом мужчина сильно выпивал и часто поднимал руку на мальчика. Тренер по плаванию неоднократно замечал у обучающегося Корина Дмитрия огромные синяки на теле, о происхождении которых Дима отвечать отказывался. Тренер обратился в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних. Дмитрия вызвали на допрос в качестве потерпевшего, но повестку передали через тренера, а не через родителя, который подозревался в причинении побоев.

Есть и другие случаи вызова на допрос без информирования законного представителя - например, когда не достигшему 18-летнего возраста обвиняемому избрана мера пресечения в виде содержания под стражей и он находится в СИЗО. В такой ситуации повестка направляется отдельно родителям для того, чтобы они присутствовали при допросе, требование о доставке арестованного отсылается начальнику СИЗО.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля следователем

Потерпевшим по уголовному делу может быть любое лицо, вне зависимости от возраста. Чаще всего дети становятся пострадавшими из-за применения к ним насилия, в делах о ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью или даже смерти, по делам о половых преступлениях. Процессуальный статус «потерпевший» оформляется постановлением следователя, в котором указано, какой конкретно вред причинен ребенку и обстоятельства преступления. Одновременно следователь выносит постановление о признании одного из родителей (опекунов) законным представителем несовершеннолетнего: с этого момента и до принятия судом окончательного решения по делу представитель сопровождает подопечного во всех следственных и судебных мероприятиях.

В уголовно-процессуальном законе не сказано, с какого возраста ребенка можно допрашивать в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от обстоятельств совершенного преступления, от возрастного развития и психологического, эмоционального состояния потерпевшего. В практике были случаи, когда преступное деяние было совершено в отношении детей, которые в силу своего возраста не умели говорить – в таких случаях, конечно, не может идти и речь и допросе. Вопрос о том, стоит ли допрашивать малолетних, которые только что научились речи (например, дети 3-4-х лет), решается следователем индивидуально. Исходя из практики, следователи стараются не привлекать в качестве свидетелей детей, если есть лица, которые могут подтвердить обстоятельства преступления.

При допросе несовершеннолетнего участие педагога или психолога обязательно в случаях, когда:

  • допрашиваемому не исполнилось 16-ти лет;
  • допрашиваемый достиг этого возраста, но у него имеется подтвержденное врачами психическое расстройство или отставании в развитии. Обычно для выявления у ребенка отставания назначается психолого-психиатрическая экспертиза, в рамках которой проводится комплексное исследование поведения несовершеннолетнего, после чего выводы о соответствии или не соответствии биологическому возрасту делаются сразу несколькими специалистами.

Закон отдельно регламентирует порядок допроса по уголовным делам против половой неприкосновенности: здесь участие психолога всегда является обязательным.

Приглашенный психолог – лицо, которое обладает специальными познаниями в психологии (желательно, в детской), имеет высшее образования по профилю. Педагог, соответственно, должен иметь высшее педагогическое образование. Для явки этих специалистов следователь направляет извещение в министерство образования местного уровня или в ближайшее образовательное учреждение.

Если ребенок здоров и ему больше 16-ти лет, следователь вправе, но не обязан приглашать психолога или педагога - по большинству дел органы расследования все же их вызывают. Это связано с психологическими особенностями несовершеннолетних и малолетних детей. Присутствие детского психолога помогает вести допрос в правильном русле: специалист может скорректировать заданный вопрос или рекомендовать сделать перерыв, если сделает вывод, что ребенок устал.

Следственное действие, в том числе и допрос ребенка не может продолжаться более:

  • 30 минут без перерыва, при этом общее время не должно превышать одного часа (если допрашиваемому менее 7-ми лет);
  • одного часа без перерыва, общее время не должно превышать двух часов (если свидетелю или потерпевшему от 7-ми до 14-ти лет);
  • двух часов без перерыва, общее время не должно превышать четырех часов в день (если ведется допрос лица, которому от 14-ти до 16-ти лет).

Дети до 16-лет не предупреждаются об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, им разъясняется обязанность говорить правду.

Сама процедура допроса ребенка на стадии предварительного следствия ничем не отличается от обычного допроса взрослых: начинается с разъяснения прав, обязанностей и занесения в протокол данных обо всех участвующих лицах. Далее допрашиваемому предлагается рассказать о тех обстоятельствах, которые ему известны, задаются вопросы. В конце допроса ставится подпись всех участвующих лиц (если ребенок слишком мал, достаточно подписи законного представителя).

Проведение допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следователь обязан зафиксировать на видео . Исключение из этого правила составляют случаи, когда законный представитель или сам ребенок возражают против съемки (об этом делается запись в протоколе). Если съемка состоялась, диск с видеозаписью прикладывают к материалам дела, при необходимости к нему можно обратиться позже, при рассмотрении дела в судебном заседании.

Соблюдение конфиденциальности

В 2013 году в ФЗ «О средствах массовой информации» и Уголовный кодекс РФ были введены нормы, запрещающие публикацию сведений детях, пострадавших от преступлений. Прежде всего, такой запрет касается публикации ФИО, фото, видеоматериалов, аудиозаписи голоса и иных признаков, позволяющих идентифицировать ребенка. Целью введенной нормы является недопущение распространение информации, касающейся преступлений против половой неприкосновенности детей, против их здоровья и т.д. среди населения. Такой запрет логически обоснован, поскольку хорошо информированные о преступлении недобропорядочные соседи и подростки могут нанести колоссальный психологический вред ребенку обсуждениями, насмешками, обидными разговорами.

Законом разрешено публиковать сведения о несовершеннолетнем потерпевшем только в исключительных случаях – например, когда ребенок объявлен в розыск и его жизни угрожает опасность.

За нарушение запрета распространения сведений о потерпевшем возраста до 16-ти лет, для виновного представителя СМИ может наступить уголовная ответственность по ч. 3 ст. 137 УК РФ (наказание может быть в виде лишения свободы сроком до 5 лет).

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

Законом предусмотрена возможность оглашения показаний несовершеннолетних свидетеля или потерпевшего, которые были допрошены на стадии предварительного следствия. Таким образом, суду фактически разрешено не передопрашивать детей в судебном разбирательстве и опираться только на те сведения, которые были ими даны следователю, включая демонстрацию видеозаписи. Вместе с тем, при необходимости суд вправе принять решение о непосредственном допросе и обязать родителя явиться на заседание с ребенком.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в судебном заседании должен происходить особенно деликатно: здесь более выраженная официальная обстановка (в отличие от кабинетного допроса у следователя), зачастую присутствует большое количество «зрителей», в зале находится и подсудимый, который также вправе задавать вопросы. Обычно тактика допроса в открытом заседании заключается в создании судом спокойной, доброжелательной обстановки. Вопросы задаются спокойно, без давления.

По длительности допроса судьи ориентируются на те нормы, которые регулируют продолжительность следственного действия в досудебной стадии. Обычно несовершеннолетний дает показания в судебном заседании не более часа - все понимают, что такая процедура является тяжелой психологической нагрузкой для детей.

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в суде заключаются в следующем:

  • педагог приглашается для допроса, если ребенку не исполнилось 14-ти лет (если больше, суд вправе его пригласить по своему усмотрению);
  • педагог не только присутствует в заседании, но и может задавать вопросы свидетелю или потерпевшему. Иногда недолгое общение педагога с ребенком – своеобразный прием допроса, цель которого - расположить несовершеннолетнего давать показания. Педагог может задать любой вопрос – как относящийся непосредственно к обстоятельствам совершения преступления, так и к жизни ребенка;
  • приглашенный специалист присутствует только на время допроса несовершеннолетнего ребенка, после этого с разрешения председательствующего он вправе покинуть зал судебного заседания вместе с допрошенным и больше в суд не являться;
  • если ведется допрос лица, которому не исполнилось 14 лет, присутствие законного представителя строго обязательно. Если ребенок большего возраста, решение об участии родителей принимается судом по своему усмотрению. Законные представители вправе задавать ребенку вопросы, а также могут быть и сами допрошены составом суда;
  • если в качестве свидетеля или потерпевшего ведется допрос несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет, то суд разъясняет ему ответственность за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний, о чем берется подписка. Если допрашиваемому меньше 16-ти лет, подписка не отбирается, разъясняется необходимость давать только правдивые показания. Соответственно, при даче ложных показаний в отношении лиц, которым больше 16-ти, могут возбудить уголовное дело по ст. 307 УК РФ. Впрочем, такие случаи в судебной практике отсутствуют;
  • суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участников удалить подсудимого из зала заседания на время допроса несовершеннолетнего, оформив такое решение отдельным постановлением. При этом должны быть приведены мотивы удаления, ими могут быть: возрастные особенности ребенка, обстоятельства совершения преступления (например, применялось жестокое насилие и маленький потерпевший испытывает страх). После окончания допроса подсудимый возвращается в зал и до его сведения доводится существо показаний, записанных в протокол судебного заседания.

Несовершеннолетний обвиняемый или подсудимый

Напомним читателю, что лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если не достигло возраста 16-ти лет – это общее правило. По некоторым преступлениям (кража, разбой, убийство, вымогательство, угон и ряду других) подростки могут стать обвиняемыми уже с 14 лет. Подробно о нюансах исчисления возраста (например, когда преступление совершено подозреваемым в день 14-тилетия) мы писали в .

На всех стадиях уголовного преследования по делам с участием обвиняемых, не достигших 18-летнего возраста, должен быть обеспечен защитник, отказаться от этого права нельзя. Кроме того, уже с первого допроса несовершеннолетнего, который подозревается или обвиняется в совершении преступления любой тяжести, к участию в уголовном деле должен быть допущен законный представитель. Он обладает следующими правами:

  • знать, в совершении какого конкретно преступления обвиняется несовершеннолетний. Следователь обязан довести до сведения родителя не только номер статьи УК РФ, но и суть деяния;
  • присутствовать при оглашении следователем постановления о предъявлении обвинения – то есть при проведении процедуры, после который подозреваемый становится обвиняемым;
  • не только находиться рядом с несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым в ходе его допроса, но и знакомиться с составленным протоколом, делать письменные замечания, заявлять о неправильности или неполноте составления;
  • заявлять отвод следователю, приносить на его действия жалобы.

Допуск законного представителя, как и в случае с ребенком-потерпевшим, оформляется постановлением следователя, вышеназванные права разъясняются под роспись. Если следственные органы сочтут влияние допущенного к делу взрослого отрицательным для ребенка, представителя могут заменить на другого, оформив замену еще одним мотивированным постановлением. Законный представитель может быть признан одновременно и защитником обвиняемого, тогда он пользуется всеми правами, которые есть у адвоката.

Общее время следственного действия с участием обвиняемого, которому не исполнилось 18 лет, не может длиться более 4-х часов (не более 2-х часов без перерыва).

Процедура допроса обвиняемого, не достигшего совершеннолетия, производится следователем в следующем порядке:

  1. Присутствующим (адвокату, законному представителю, педагогу, психологу, подростку) объявляется, какое следственное действие проводится, по какому делу (в отношении кого, по какой статье и суть преступления).
  2. Всем разъясняются права и обязанности.
  3. Фиксируется отношение к предъявленному обвинению (признание или непризнание вины). Пояснения записываются (печатаются) в протокол, который подписывается всеми лицами.
  4. При наличии замечаний об этом указывается в протоколе. Представителем и ребенком записывается фраза «с моих слов записано (напечатано) верно, мною прочитано.

Протокол допроса несовершеннолетнего обвиняемого выглядит так:

ПРОТОКОЛ
допроса несовершеннолетнего обвиняемого

г. Самара «22» февраля 2019 г.
Допрос начат в 13 ч 00 мин
Допрос окончен в 13 ч 30 мин
Перерыв с ---- ч ---- мин до ---- ч ---- мин

Старший следователь Следственного Комитета РФ по г. Самара капитан юстиции Макаров П.О., в помещении кабинета № 20 отдела по расследованию преступлений против личности Следственного комитета Российской Федерации по г. Самара, по адресу: г. Самара, ул. Ленина, д. 20, с участием защитника Павлова Р.П., предъявившего удостоверение № 303, выданное УМЮ Российской Федерации по Самарской области, а также ордер № 02020202, а также с участием педагога Афанасьевой Р.Л., предъявившей диплом о высшем педагогическом образовании № 101010101; психолога Васильевой Р.Г., предъявившей диплом об окончании факультета психологии Самарского Государственного Университета № 49494949; с участием законного представителя – матери Петровой Р.Р.: иные лица не участвовали, в соответствии со ст. 173, 174, 187, 189, 190, 425 УПК РФ допросил по уголовному делу №6046018 в качестве обвиняемого:

1. Фамилия, имя и отчество Петров Геннадий Романович
2. Дата рождения 13.10.2002 года рождения
3. Место рождения г. Самара
4.

Место жительства и (или)

регистрации, телефон

зарегистрирован по адресу: г. Самара, ул. Плещеева, д. 9, кв.129; проживает по этому же адресу

5. Гражданство РФ
6. Образование неполное среднее
7.

Семейное положение,

состав семьи

холост, малолетних детей на иждивении не имеет
8. Место работы или учебы, телефон учащийся колледжа № 3 г. Самара
9. Отношение к воинской обязанности невоеннообязанный
10. Наличие судимости Не имеет
11. Паспорт (или иной документ удостоверяющий личность подозреваемого) паспорт гражданина Российской Федерации серии 12 08 №565656 выдан ОУФМС России по Самарской области в Ленинском районе г. Астрахани 20.10.2018
12. Иные данные о личности обвиняемого личность установлена материалами уголовного дела

Лица, участвующие в допросе, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств: персонального компьютера и принтера следователем Макаровым П.О.

Перед допросом следователем в соответствии с ч. 1 ст. 189 УПК РФ выполнены требования, предусмотренные ч. 5 ст. 164 УПК РФ, участвующим лицам разъяснены их права, обязанности и ответственность, порядок производства допроса.

Обвиняемый

Г.Р. Петров

(подпись) (инициалы, фамилия)

Перед началом первого допроса мне разъяснены права, предусмотренные
ч.ч. 3 и 4 ст. 47 УПК РФ:

1) защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите;

2) знать, в чем я обвиняюсь;

3) получить копию постановления о привлечении меня в качестве обвиняемого, копию постановления о применении ко мне меры пресечения, копию обвинительного заключения или обвинительного акта;

4) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному мне обвинению либо отказаться от дачи показаний. При согласии дать показания я предупрежден о том, что мои показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае моего последующего отказа от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ;

5) представлять доказательства;

6) заявлять ходатайства и отводы;

7) давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым я владею;

8) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

9) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных УПК РФ;

10) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса, без ограничения их числа и продолжительности;

11) участвовать с разрешения следователя (руководителя следственного органа, дознавателя) в следственных действиях, производимых по моему ходатайству или ходатайству моего защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;

12) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта;

13) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;

14) снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

15) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, и принимать участие в их рассмотрении судом;

16) возражать против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 27 УПК РФ;

17) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении меня меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных п. 1–3 и 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ;

18) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

19) обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений;

20) получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;

21) участвовать при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;

22) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.

Также мне разъяснено, что в соответствии с ч. 5 ст. 47 УПК РФ участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.

Кроме того, мне разъяснено, что в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации я не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Сущность предъявленного мне обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 162 УК РФ, мне разъяснена и понятна.

Виновным себя в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 162 УК РФ, не признаю.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Дать показания по существу предъявленного обвинения не желаю, пользуюсь ст. 51 Конституции РФ.

(подпись) (инициалы, фамилия)

По окончании допроса протокол предъявлен для ознакомления обвиняемому Г.Р. Петрову, его защитнику Павлову Р.П., законному представителю Петровой Р.Р. При этом указанным лицам разъяснено их право делать подлежащие внесению в протокол оговоренные и удостоверенные подписями этих лиц замечания о его дополнении и уточнении. Ознакомившись с протоколом путем личного прочтения обвиняемый Г.Р. Петров, его защитник Р.П. Павлов, законный представитель Р.Р. Петрова замечания о его дополнении и уточнении не сделали.

Настоящий протокол составлен в соответствии со ст. 166 (167), 174, 190, 425 УПК РФ.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Как видно из протокола, несовершеннолетний воспользовался своим правом не давать показания. Повторно в качестве обвиняемого можно его можно будет допросить только при наличии ходатайства от него самого, защитника или законного представителя.

Все правила допроса обвиняемого, которому нет еще 18-ти, распространяются и на порядок допроса в последующем в судебном заседании.

В практике нередко встречаются ситуации, когда на момент возбуждения дела обвиняемый является несовершеннолетним, а когда дело назначили к рассмотрению судом, ему уже исполнилось 18 лет. При таких обстоятельствах действуют правила допроса, предусмотренные законом для взрослых – законный представитель, педагог и психолог могут не присутствовать. В исключительных случаях судья может разрешить участие перечисленных лиц и далее, если придет к выводу о низком уровне образованности, развития и других особенностей подростка.

Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля по гражданскому делу

Дети в гражданских судебных делах тоже могут быть допрошены. Так, по семейному законодательству при решении вопроса, затрагивающего интересы ребенка (о проживании с одним из родителей, о порядке общения и т.д.) учитывается его мнение при условии достижения возраста 10 лет.

ГПК РФ не ограничивает возможных свидетелей по возрасту. Теоретически абсолютно любое лицо может быть допрошено в гражданском процессе. На практике малолетние дети, в основном, допрашиваются судьями только по делам о лишении родительских прав, алиментных обязательствах, об устранении препятствий для общения с детьми, об усыновлении и т.д. Но и по таким категориям дел судьи далеко не всегда привлекают ребенка к даче показаний. В каждой ситуации решение о допросе принимается с учетом всех обстоятельств. В том числе, обращается внимание на уровень важности показаний для дела – ведь без участия детей в процессе можно обойтись, если есть достаточно других веских доказательств.

Пример №2 . В суд был подан иск Егоровой Е.Н. о возмещении морального вреда, ее сына избили в школе. По ходатайству истицы суд принял решение о вызове и допросе в качестве свидетелей учащихся школы, поскольку избиение происходило на их глазах, а других очевидцев не было.

Пример №3 . При рассмотрении иска о возмещении вреда здоровью, причиненного в результате ДТП, ответчик заявил ходатайство о допросе всех свидетелей, которые находились в пострадавшей машине (всего 3 взрослых и один ребенок). Суд удовлетворил ходатайство частично: были допрошены только взрослые, поскольку в даче показаний несовершеннолетним необходимости не было – и без него было достаточно очевидцев. Кроме того, суд учел психологическое состояние ребенка, которому пришлось пережить страшную аварию.

Процедура допроса ребенка производится по общим правилам ГПК РФ (читайте нашу статью о ), с учетом некоторых особенностей:

  1. Судом обеспечивается явка и участие педагога в допросе лица, которому не исполнилось 14 лет . Для несовершеннолетних, которым больше 14-ти лет, педагог приглашается по усмотрению суда. В качестве педагога может быть допущен не только учитель, но и воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Основным требованием для допуска в заседание является наличие специального педагогического образования и опыта работы с детьми.
    Задача педагогического работника в гражданском деле – предотвратить отрицательное воздействие на ребенка, а также, при необходимости, объяснить суду особенности его поведения во время дачи показаний. Педагог, по сути, является специалистом, участие которого в суде регулируется ст. 188 ГПК РФ.
  2. На время допроса несовершеннолетнего в судебном заседании присутствуют вызванные родители (опекуны, попечители) , которые с разрешения судьи могут задавать вопросы свидетелю, разъяснять некоторые особенности поведения своего ребенка и т.д. Все вопросы и ответы должны быть записаны в протокол процесса.
  3. В исключительных случаях из зала заседания суд может удалить любое участвующее лицо на время допроса ребенка – даже представителя одной из сторон. Такое решение должно быть мотивировано – например, если есть сведения о причинении участником разбирательства насилия или оказания другого негативного влияния на допрашиваемого. По тем же причинам из зала может быть удален кто-либо из присутствующих, не являющихся участником судопроизводства.Пример №4 . По делу о лишении родительских прав отца допрашивался мальчик 7-ми лет. В зале присутствовали родственники со стороны ответчика, которые накануне приходили домой к матери и сыну, где устроили скандал с рукоприкладством в отместку за подачу иска. В судебном заседании об этих обстоятельствах истица заявила суду, было принято решение удалить из зала присутствующих родственников на то время, пока ребенок допрашивался. Отдельное определение об удалении лиц выносить суду не обязательно, допускается устное объявление, которое заносится в протокол судебного заседания.
  4. Свидетель, кому еще не исполнилось 16 лет, сразу после допроса освобождается от дальнейшего участия и присутствия в судебном заседании . Лишь в редких случаях, обусловленных необходимостью повторного допроса, суд может принять решение об оставлении несовершеннолетнего в зале при продолжении разбирательства.
  5. Как и в уголовном судопроизводстве, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний .

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психоло-гическими особенностями допрашиваемых.
К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.
Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.
Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях.
Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения.
Вызов на допрос лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не находящегося под стражей,
производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в спе
циализированном учреждении для несовершеннолетних,- через администрацию этого учрежде
ния (ст. 424 УПК РФ). ¦ : .
Если несовершеннолетний вызывается повесткой, то повестка адресуется законному представителю несовершеннолетнего с указанием его фамилии, имени и отчества, либо руководителю заве-
368

Глава 22. Допрос
дения, где учится или работает несовершеннолетний. Законному представителю или руководителю заведения, где учится или работает несовершеннолетний, предлагается явиться вместе с несовершеннолетним, вызываемым на допрос в орган предварительного следствия или дознания, с указанием адреса, номера кабинета, фамилии, имени и отчества следователя юга дознавателя, даты и времени прибытия в часах и минутах. В повестке должно быть также указано, в качестве кого будет допрашиваться несовершеннолетний (Приложение 149 к ст. 476 УПК РФ).
Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.
В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.
1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершенно
летние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя - в месте
нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля или
потерпевшего, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен
в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением сле
дователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность
происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних
свидетелей и потерпевших следует избирать иное место, более ему привычное (школа, дом, дошко
льное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где под
росток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.
Несовершеннолетний обвиняемый и подозреваемый допрашиваются в рабочем кабинете следователя либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы обвиняемый или подозреваемый не воспринял допрос как увещевательную беседу.
2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего
должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с со
бытием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего, если наблю
даемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхно
стно, и поэтому образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под
влиянием новых восприятий. Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что
несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и не
преднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное
восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате
сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологи
ческая затороможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний смо
жет давать показания.
Дата допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с учетом сроков, установленных для производства допроса.
Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос, следователь должен учитывать особенность их психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос. Следует также иметь в виду, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов (ч. 2 ст. 187 УПК РФ).
Время допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого необходимо планировать с учетом требований ч. 1 ст. 425 УПК РФ, согласно которой «допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день».
3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологическо
го контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отноще-
ние к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и
т.п.), черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.), круг интересов и увлечений, а
также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической
характеристикам несовершен-нолетнего. С этой целью необходимо тщательно изучить материалы
уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить законных пред
ставителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.
4. Определить круг участников допроса. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего
или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевше
го и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

Глава 22. Допрос
При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
С особой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении ее родителей. Тяжелые переживания потерпевшей, связанные с насилием, усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, следователь (желательно чтобы это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса й делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 3-5 ст. 425 УПК РФ).
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов - с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.
В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе. Если между несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому или обвиняемому порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога- знакомого или незнакомого- он предпочитает давать показания.
По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.
В соответствии со ст. 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 УПК РФ. Таким образом, до начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого следователь обязан решить вопрос о том, кто из числа лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ, должен быть допущен к участию в уголовном деле в качестве законного представителя. Принятое решение излагается в постановлении, содержание которого установлено Приложением 59 к УПК РФ.
В постановлении должны быть указаны, в частности, основания допуска к участию в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и кто конкретно (с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения) допускается в качестве законного представителя.
Постановление под расписку объявляется лицу, допущенному к участию в д«ле в качестве законного представителя.
Одновременно законному представителю разъясняется, что он вправе:

  • знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  • присутствовать при предъявлении обвинения;
  • участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разреше
    ния следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием
    защитника;
370
  • знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать
    письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; :
  • заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дозна
    вателя, следователя, прокурора;
  • представлять доказательства;
  • по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного
    дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ч. 2 ст. 426 УПК РФ).
В последующем законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь выносит постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ч. 4 ст. 426 УПК РФ).
5. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно:
а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права;
б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений не
совершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить
участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и выска
зывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и
содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить об
становку на допросе.
При наличии данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель или потерпевший неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.
  1. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь
    должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало
    психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершен
    нолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь. С учетом этого следователь в ходе подготовки к
    допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним
    искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и потому не способст
    вующей установлению психологического контакта.
  2. Составить тан допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо
    тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопро
    сы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для
    того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воз
    действия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повыше
    нием или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.
  3. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков про
    токола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует
    проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, для того чтобы не при
    шлось приводить в рабочее состояние во время допроса.
Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении процессуальных прав несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему следователь указывает им на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).
Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления документов лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следователю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым.
На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь должен установить психологический контакт с допрашиваемым.
Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.
Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя в данном случае требуется умение применять тактические приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло. Задавая вопросы, необходимо убедиться

Глава 22. Допрос
в тем, что допрашиваемый правильно уяснил его содержание, ив случае необходимости изменить
формулировку вопроса или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов. :
Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на вопросы, в которых следователь путем постановки уточняющих, напоминающих и дополняющих вопросов получает интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.
Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные, неточные показания, следователь задает уточняющие, дополняющие и напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными недвусмысленными и не содержать терминов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний. При постановке детализирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние запоминают выборочно события (факты, явления) и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.
Для несовершеннолетних зачастую бывает легче узнать тот или иной объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, и поэтому эффективным способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.
В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа и стадии ответов на вопросы, и некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т.п.
Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с учетом установленных обстоятельств применять тактические приемы, направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения или переубеждения.
Следует иметь в виду, что на процесс формирования показания несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направленность внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы, обстановка восприятия события и т. д.) (подробнее см. §3 настоящей главы). Если в показаниях несовершеннолетнего свидетеля обнаруживается неполнота и неточность, следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы, которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание свидетелем того или иного события (факта, явления).
В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается применением такого тактического приема, как использование положительных свойств личности допрашиваемого. Это предполагает постановку вопросов, рассчитанных на стимулирование известных следователю положительных качеств допрашиваемого. В следственной практике встречается немало случаев, когда следователь, используя смелость, правдолюбие, стремление быть первым и другие качества несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, получает от них полные и правдивые показания.
Акцентирование следователем (дознавателем) внимания без особой в том необходимости на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается давать показания.

При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это - эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (14-16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием - порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может "отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

Дети до"14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

Допрос потерпевших.

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

Текст статьи 425 УПК РФ в новой редакции.

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 425 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. В протоколе допроса обязательно должно точно фиксироваться время начала и окончания допроса. Продолжительность допроса не может быть увеличена даже при согласии на то допрашиваемого.

2. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно.

3. В ч. 3 комментируемой статьи возраст обвиняемого указан применительно к моменту производства допроса.

4. Вопрос об участии в допросе или педагога, или психолога решается прокурором, следователем, дознавателем в зависимости от особенностей личности допрашиваемого.

5. Наличие психического расстройства у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должно быть подтверждено медицинскими документами. Вывод об отставании в психическом развитии формулируется экспертом-психологом по результатам проведения психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

6. В связи с участием в допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагога или психолога в протоколе допроса указываются их должностное положение, фамилия, имя, отчество, адрес, отношение к подозреваемому, обвиняемому, делается отметка о разъяснении им прав и обязанностей. У них может быть отобрана подписка о неразглашении данных предварительного следствия.

7. Заданные защитником, педагогом или психологом вопросы подозреваемому, обвиняемому подлежат занесению в протокол. Замечания могут делаться относительно правильности и полноты произведенных в протоколе записей и вноситься ими в протокол собственноручно после записи показаний допрашиваемого. При отсутствии у педагога, психолога замечаний об этом в протоколе делается отметка.

8. В судебном разбирательстве участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого может быть признано судом целесообразным, если это будет способствовать установлению контакта между судьями и допрашиваемым, получению более полных, точных и правдивых показаний.

Следующий комментарий к статье 425 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 425 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. В ч. 1 ст. 425 указывается время непрерывного допроса несовершеннолетнего (2 часа) и в целом в течение дня (4 часа). Это общее правило надо рассматривать как допустимый лимит, особенно когда речь идет о допросе без перерыва. Оно должно корректироваться в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и уровнем физического и психического развития подростка, сложностью дела. Допрос подростков младших возрастных групп необходимо делать с более частыми перерывами.

2. При допросе несовершеннолетнего, особенно младшего возраста или отстающего в психическом развитии, необходимо использовать простой язык с доходчивыми понятиями, избегая сложной юридической терминологии. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого для всех случаев его допроса обязательно.

3. В ст. 425 (ч. 3) включено положение об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Для учета психологических особенностей личности несовершеннолетних необходим психолог. Отставание в развитии, особенно у правонарушителей младшей возрастной подгруппы, профессионально ближе педагогу.

4. Процессуальное положение педагога и психолога сходно с процессуальным положением специалиста, но не идентично ему. Педагог, психолог приглашаются не только для помощи лицу, ведущему расследование, в формулировке профессионально правильных вопросов. Закон дает им право задавать вопросы допрашиваемому с разрешения ведущего допрос, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать по нему замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права свидетельствуют о большей профессиональной активности и свободе действий педагога и психолога по сравнению с теми, которые закон предоставляет специалистам в рамках уголовного процесса.