Порядок увольнения военнослужащего по категории в. Можно ли военнослужащему уволиться по собственному желанию? Что делать, если уволили незаконно

Увольнение военнослужащего происходит несколько по другому принципу, чем обычного работника, и это должно учитываться. Здесь же стоит отметить, что все трудовые отношения с военными регулируются уже не обычным Трудовым кодексом, а федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Причины

Основания для увольнения досрочно военнослужащего:

  • По возрасту. Как только человек достигает предельного возраста, он может уволиться. Однако это не является обязательным, он также может и продолжить свою службу, если пожелает.
  • В контракте, который подписывают военные, указываются сроки службы. Увольнение военнослужащих происходит сразу же после того, как эти сроки истекли.
  • Комиссия может признать человека негодным к службе. В таком случае увольнение производится в обязательном порядке.
  • Если нашлись основания для лишения служащего его звания. Здесь процедура очень похожа на увольнение обычного гражданского лица по статье 81 ТК РФ.
  • Человек был осужден и приговорен к лишению свободы на определенный срок. Это является веским основанием для того, чтобы уволить военнослужащего.
  • Есть также еще ряд оснований, по которым военного могут уволить со службы. Все эти основания перечислены в статье 51 федерального законодательства.

Несколько другие причины существуют для того, чтобы уволить человека, который проходит военную службу по контракту:

  • Человек постоянно нарушает условия контракта. Вряд ли кто-то будет увольнять сотрудника за одно мелкое нарушение. Однако если это происходит систематически, то увольнения точно не избежать.
  • По состоянию здоровья. Если после очередного осмотра обнаружится, что человек имеет какие-либо отклонения в здоровье, то его, скорее всего, отстранят от службы.
  • По семейным обстоятельствам.
  • По различным уважительным причинам.

Такого понятия, как увольнение с военной службы по собственному желанию, в военной службе не существует. Однако, согласно законодательству, это возможно сделать, если у военного имеются на это уважительные причины. Только вот, как и в Трудовом кодексе, в законе не уточняется, что именно является уважительными причинами, что может в значительной мере усложнить процедуру. Решать, можно ли расторгнуть контракт или нет, будет непосредственный командир по своему субъективному представлению. Конечно, здесь никто не отменял серьезные основания для увольнения с военной службы.

Состояние здоровья

На военную службу берут только тех людей, у которых очень крепкое здоровье. Именно поэтому, если у сотрудника обнаружились какие-либо проблемы, его могут уволить. Порядок увольнения с военной службы в таком случае выглядит следующим образом:

  • В первую очередь необходимо пройти комиссию. Обратиться к военно-врачебной комиссии можно в том случае, если у военного имеются хронические заболевания, появились травмы или ранения.
  • Производится осмотр. Если комиссия решит, что дальнейшее прохождение службы не представляется возможным, эти данные заносятся в протокол.
  • После того как военный получит справку на руки, он должен написать рапорт о своем увольнении со службы.
  • Отстранение от занимаемой должности происходит в течение одного календарного месяца.
  • В итоге человек может рассчитывать на единовременные выплаты, различные льготы, а также пенсию по инвалидности, если таковую ему присвоили.

Военнослужащему по контракту выплачивается оклад, а также дополнительные выплаты – надбавки и премии. Если срок службы был менее 20 лет, то единая выплата равна двум месячным заработным платам. В том случае, если служба продолжалась более 20 лет, то единоразовая выплата составит уже семь заработных плат.

В том случае, если причиной инвалидности стали травмы и ранения, полученные на военной службе, то военному дополнительно выплачивается единоразовая компенсация в размере от 500 тысяч рублей до 2 миллионов. Размер напрямую связан с состоянием здоровья и группой инвалидности, которую человеку прописали. Здесь стоит уточнить, что при таких же проблемах со здоровьем гражданам, проходящим срочную военную службу, будет положена компенсация в два раза меньше.

Важно! На данную компенсацию могут рассчитывать только те, кто признаны полностью непригодными к службе. Если же человека признали только ограниченно непригодным, то подобные выплаты ему не полагаются.

При этом выплаты по инвалидности назначаются вне зависимости от остальных выплат. То есть, здесь нет каких-либо ограничений по итоговой сумме, которую военный получит после увольнения. В том случае, если инвалидности нет, то выплачивается премия, которая равна 50 тысячам рублей. Эта сумма не зависит от того, сколько времени человек пробыл на службе – более 20 лет или же менее. При инвалидности военные еще и ежемесячно получают выплаты, размер которых напрямую зависит от группы инвалидности.

Предельный возраст

Как уже писалось выше, военный может быть уволен, если он достиг своего предельного возраста для службы. Здесь стоит уточнить, что этот предельный возраст установлен для каждого звания свой, и это, конечно же, необходимо учитывать:

  • В шестьдесят пять лет уволиться могут маршалы, генералы, адмиралы флота и генерал-полковники.
  • В возрасте шестидесяти лет со службы могут уйти военные, которые имеют такие звания, как генерал-майор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал.
  • В пятьдесят пять лет на пенсию уходят полковники или капитаны первого ранга.
  • В пятьдесят – все лица, которые имеют какие-либо другие звания.
  • Женщины военные могут рассчитывать на пенсию уже в 45 лет. Это прописано в российском законодательстве.

Кроме того, в российском законодательстве указано и то, до какого возраста может быть продлена служба, если военный это пожелает. Лица, которые занимают звания, указанные в первой строке, могут нести службу на десять лет дольше, то есть до 75 лет. Все остальные имеют полное право оставаться на службе до 65 лет. Женщины также входят в эту категорию.

После того как подписан рапорт и служба окончена, уволенный военный может рассчитывать на дополнительные выплаты. Рассчитываются они, исходя из нескольких параметров. Здесь работает та же схема, что и при увольнении по состоянию здоровья. То есть, если человек был на службе менее 20 лет, то ему начисляется единовременная выплата в размере двух месячных окладов. Если же срок службы более 20 лет, то выплаты будут начисляться в семикратном размере от месячной заработной платы. Еще один дополнительный оклад начисляется тем, кто был удостоен государственной награды за какие-либо заслуги.

Особое внимание необходимо обратить на то, что не все могут рассчитывать на выплаты при увольнении. Выплаты не выдаются:

  • Если сотруднику по решению суда было запрещено занимать любые военные должности.
  • Лицо решили звания. В таком случае он, по факту, вообще не является больше военным.
  • Если военного лишили свободы за уголовное преступление. Здесь же учитываются и те преступления, которые были совершены по неосторожности.
  • Человеку был вынесен условный приговор.
  • Если человек решил перейти в другие органы, например, полицию или пожарную.
  • Человек нарушил условия, которые были прописаны в контракте.
  • Недобросовестное выполнение своих обязанностей.

Иногда к основным выплатам добавляются и дополнительные. Например, если военному полагались премиальные, то они будут выплачены вместе с остальными деньгами при расчете. Сюда же входят выплаты и за дополнительные обязанности, которые мог выполнять сотрудник. Размер премиальных зависит от того, к какой категории относится военный.

Нарушение дисциплины

Многие граждане решают проходить военную службу по контракту. И очень часто условия контракта нарушаются. В российском законодательстве четко указано, что контракт можно расторгнуть досрочно, если его будут нарушать. В таком случае военного увольняют. Обычно поводом для этого служат деяния административного или же уголовного кодекса. Расторжение контракта может произойти и в том случае, если гражданин систематически нарушает трудовую дисциплину. Все нарушения должны быть в обязательном порядке зафиксированы, так как если этого не сделать, то доказать уже будет нельзя.

При заключении контракта обе стороны берут на себя обязательства соблюдать его. Также в контракте указано, что несоблюдение правил ведет к немедленному увольнению. Для того чтобы решить, является нарушение действительно серьезным, необходимо обратиться в суд для вынесения приговора. Здесь стоит отметить, что решение не выносится на основании одного только рапорта. В деле учитываются семейные и финансовые обстоятельства, а также условия службы. В некоторых случаях суд выносит оправдательный приговор, и военного не увольняют. Например, нельзя назвать, что нарушения были систематическими, если они повторялись не два раза подряд. Систематическими нарушениям дисциплины являются нарушения, которые повторялись три раза подряд в короткий промежуток времени.

В том случае, если с военным досрочно расторгается контракт, так как он его нарушил, с гражданина могут взиматься еще и различного рода штрафы. Обычно штрафы взимаются только за очень грубые нарушения – уголовные или же административные. Стоит уточнить, что уволенный может обжаловать решение суда. Для того чтобы этого не произошло, необходимо провести аттестацию проведенной им работы. Порядок увольнения военнослужащих выглядит следующим образом, всё это указано в статьях федерального закона:

  • В течение 10 дней с момента нарушения проводится расследование. Без него никак не обойтись, так как необходимо всё четко зафиксировать и в дальнейшем доказать. Без этого уволить сотрудника будет просто невозможно.
  • Далее, после того как собраны все документы, подается рапорт начальнику.
  • Начальник уже принимает решение о расторжении контракта и издает приказ.

В некоторых случаях назначается дополнительная комиссия для внеплановой аттестации. Для этого необходимо:

  • Создается специальная комиссия для проверки.
  • Проходит непосредственно сама аттестация.
  • Если по решению комиссию будет выявлено, что человек не соблюдал должным образом условия контракта, так называемого военного договора, составляется рапорт.
  • Командир издает приказ об увольнении.

Стоит отметить, что увольнение за нарушение дисциплины влечет за собой множество неприятных моментов. Если в других случаях военному полагается множество дополнительных выплат, то здесь такого не предусмотрено. В первую очередь служащего лишают выплат, которые равны 2 или 7 месячным окладам. Здесь не важно, что является причиной увольнения – систематические нарушения или уголовное преступление. Военный также лишается премий, даже если он их честно заработал. Ему не полагаются ежегодные пособия. При этом не учитывается, какое время человек провел на службе – пять лет или двадцать. Всё это четко прописано в статьях федерального закона.

Принимая решение, пойти служить по контракту, необходимо учитывать, что всё это очень серьезно. Если человек не готов в должной мере выполнять все обязательства, то ему лучше отказаться от этой затеи, так как в итоге он просто останется ни с чем. Во всех остальных случаях военные могут рассчитывать на очень хорошие пособия и льготы, даже если увольнение произошло раньше положенного срока. Важно помнить, что на выплаты можно рассчитывать только при увольнении по уважительным причинам, например, по состоянию здоровья. При этом не стоит беспокоиться, что маленький срок службы лишит гражданина выплат, просто они будут несколько меньше, чем у человека, который отслужил уже более 20 лет.

Можно сделать вывод, что получить хорошие пособия и льготы от военной службы можно только в том случае, если человек добросовестно выполняет свои обязанности. Увольнение при этом возможно и досрочно, если лицо не может продолжать службу по уважительным причинам. Ни на какие пособия после увольнения нельзя рассчитывать в том случае, если военный не выполнял условий контракта или систематически нарушал дисциплину. Со всеми нюансами можно ознакомиться в статьях конкретного законодательства.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Подписав контракт и распределившись в часть, военный не всегда остается доволен условиями службы. До окончания действия документа закон не позволяет ему покинуть армейские ряды просто потому, что он передумал служить. Сложившиеся обстоятельства и не знание правовых норм приводят к тому, что военнослужащий готов на увольнение по любой статье, не задумываясь о последствиях.

Законом предусмотрена возможность досрочного по контракту. Достаточно выяснить, какие основания для ее прекращения существуют, и правильно использовать данную информацию. Юридическая грамотность помогает избежать и тех случаев, когда исключение из воинских рядов происходит неправомерно по инициативе командования.

Рассмотрим, по каким причинам, установленным законодательством, можно прекратить службу, находясь на контракте, и какова должна быть процедура увольнения. Знание правовых нюансов и типичных нарушений прав военнослужащих позволит грамотно и без негативных последствий покинуть ряды ВС.

Когда возможно досрочное увольнение

Законодательные нормы, дающие права на досрочное увольнение с военной службы, подробно изложены в ФЗ №53.

Согласно ст.51, расторгнуть соглашение с МО раньше срока военнослужащий может по:

  • собственной инициативе;
  • решению командира;
  • вине сложившихся обстоятельств.

Попав в условия, при которых военный вынужден бросать службу (п.1, ст.51), ему не приходится выбирать «статью» увольнения.

Продолжать службу не сможет тот, кто:

  • признан негодным по состоянию здоровья, в соответствии с заключением ВВК;
  • не может продолжить работу в своей должности из-за ограничений, наложенных медиками, а другой должности в МО для него нет;
  • признан виновным по уголовной статье, лишен свободы, воинского звания или возможности и дальше занимать свой пост;
  • совершил умышленные виновные действия и осужден условно;
  • совершил противоправные действия, в результате чего потерял доверие руководства.

Также из армии исключают тех офицеров, прапорщиков и мичманов, которые сменили гражданство.

Досрочно уйти по собственной инициативе военный может только в исключительных случаях (п.3, ст.51).

Кроме желания нужны объективные причины, объясняющие необходимость увольнения.

Ими могут стать:

  • нежелание служить после окончания срока контракта, или наступил возраст выхода на пенсию, утвержденный для звания военного или его пола;
  • невозможность продолжать службу в существующих условиях (когда прописанные в контракте права военного ущемляются, а обязанности МО в отношении его не исполняются);
  • наличие уровня физического здоровья, препятствующего исполнению текущих обязанностей в полном объеме (признание военного ограниченно годным по заключению ВВК);
  • необходимость покинуть службу, связанную с семейными сложностями;
  • получение выборного или высокого государственного поста (избрание депутатом, назначение на должность в Совет Федерации и так далее).

Особо следует сказать о личных обстоятельствах, которые могут быть приняты в расчет комиссией при увольнении. Их количество не просто ограничено, но и строго регламентировано в законе.

Чтобы использовать одно из данных оснований, военнослужащему придется документально подтвердить, что:

  • член его семьи по заключениям врачей не может проживать в месте службы бойца;
  • его вторая половина переведена военным ведомством на должность в иной местности;
  • одному из близких родственников требуется постоянный уход, и осуществить его, кроме военного некому.

Иные семейные обстоятельства не могут стать причиной увольнения. Максимум, что можно получить для их решения - дополнительный отпуск.

Независимо от того, кто является инициатором ухода, досрочное увольнение военного всегда связано с одобрением командования. Наличие причины только создает объективные предпосылки к прекращению службы.

Окончательное решение должен принять командующий на основании имеющихся сведений и заключений комиссий.

Юридические нормы разрешают командиру по собственной инициативе уволить армейца при:

  • изменении штатного расписания (если по ОШМ упраздняется должность военнослужащего);
  • неудовлетворительных выводах аттестационной комиссии о результатах испытаний бойца;
  • достижении бойцом возраста, признанным предельным для службы;
  • окончании срока действия контракта;
  • систематических или грубых нарушениях условий службы (НУК);
  • желании армейца перейти на службу в ведомственные или государственные структуры;
  • наличии приговора суда, определившего действия военного неосторожными, но назначившего условный уголовный срок;
  • отказе армейца от наркологического освидетельствования;
  • наличии административного проступка, совершенного военным под воздействием наркотических, токсических и иных препаратов;
  • получении иностранного подданства у бойца рядового состава или прекращении гражданства РФ.

Имеющиеся по закону права позволяют руководству убирать из армии неугодных подчиненных, подобрав необходимое основание. Хотя процедура увольнения достаточно четкая, и организована так, чтобы избежать в данном вопросе самовольных и необоснованных решений, опыт и самомнение некоторых командиров провоцируют их к пренебрежению законом.

Сокращение должности (ОШМ), прекращение контракта по возрасту или состоянию здоровья сохраняют за армейцем все социальные гарантии и выплаты, заслуженные им на момент увольнения.

Кроме того, принудительно уволить военного по вышеназванным основаниям нельзя, если:

  • он еще не выслужил необходимый до назначения пенсии срок;
  • не решен вопрос жилищного обеспечения, а военнослужащий числится в списках нуждающихся.

Право получить квартиру от государства законодательно закреплено за теми, чей срок службы превышает 10 лет.

Если же увольнение произведено на основаниях, связанных с виновными действиями военного, он получает только положенное на момент ухода ДД, лишаясь всех дополнительных компенсаций, пособий и льгот.

Несмотря на это бойцов часто увольняют по НУК, провоцируя их на административное или дисциплинарное нарушение, фабрикуя личные карточки, а иногда даже при отсутствии каких-либо взысканий просто «по статье». Некоторые граждане, отчаявшись добиться увольнения, сами пишут на себя рапорта, указывая причиной НУК, при этом они сознательно считают, что без компенсаций и льгот как-нибудь обойдутся.

Такое поспешное решение может привести к весьма плачевным последствиям на гражданке.

Для таких военнослужащих практически закрыты возможности:

  • продолжить службу, если появится такое желание;
  • устроится на работу в силовое или военное ведомство;
  • получить должность в государственных структурах.

Иногда это становится препятствием даже при приеме на работу в частные фирмы, например, связанные с охранной деятельностью.

Военные юристы советуют:

  • если служба стала в тягость, лучше выбрать для ее прекращения иное основание, либо потерпеть до конца контракта;
  • оспаривать решение аттестационной комиссии или приказ командира у вышестоящего начальства или военном суде, если военнослужащий считает свое увольнение неправомерным;
  • напрямую обращаться в , когда в процессе службы командир позволяет себе нарушать существующие законы и права армейцев.

Любое решение руководства может быть оспорено в течение месяца после ознакомления с ним.

Если у вас остались вопросы на тему досрочного увольнения с военной службы, или вы имеете интересный опыт в прохождении данной процедуры, напишите нам в поле «Комментарии».

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

Увольнение с военной службы во многом похоже на обычное расторжение договора, но при этом регламентируется оно специальными нормами Закона «О военной службе», а не только Трудовым Кодексом.

К примеру, военнослужащему, который работает по контракту не так легко уволиться до окончания срока действия контракта – увольняющийся должен предоставить подтверждение, что такое расторжение трудовых отношений является вынужденным. Увольнение с военной службы будет прежде всего отличаться в зависимости от того, по контракту работает человек или же попал в армию по призыву.

Любое увольнение с воинской службы возможно несколькими способами. Каждый выбирается из них зависит от того, какова причина ухода и дополнительные обстоятельства. Итак, уйти с военной службы уволенный может:

  • в запас. Будь то увольнение по окончанию контракта или увольнение военнослужащего по собственному желанию в любом случае его положено увольнять в запас. Там, где они живут, увольняемых прикрепляют к военному комиссариату, где они постоянно должны стоять на учете. Для таких граждан регулярно проводится переподготовка военнослужащих. При этом если человек ушел из армии по здоровью, по возрасту или из-за назначения судебного наказания в запас его не относят;
  • в отставку. Теперь уже военнослужащий уходит с работы навсегда, так как службу он покидает по состоянию здоровья или же из-за достижения предельного возраста для службы в армии;
  • приказ об увольнении на основании вступившего в силу судебного решения, если человек осужден по уголовной статье.

Также увольнение из армии возможно несколькими способами. Каждый конкретный случай имеет свои особенности и применяется индивидуально для каждой ситуации:

  • 2 раза в год Министр Обороны подписывает Приказ об увольнении солдат, которые несут срочную службу;
  • увольнение по окончанию контракта. Если сотрудник не планирует увольняться, то он должен за полгода до даты окончания сообщить о своем желании продлить контракт. Зачастую такие контракты заключаются в среднем на 10 лет. Если сотрудник не изъявил желания и сроки прошли, то автоматически должен быть подготовлен приказ об увольнении, когда истечет срок контракта;
  • увольнение с военной службы по собственному желанию. Если человек работает по контракту, то должны быть серьезные основания для увольнения военнослужащего до окончания контракта. Каждый такой случай должен рассматриваться в индивидуальном порядке в зависимости от оснований.

Основания для увольнения военнослужащего

Определяет статья 51 основания увольнения с военной службы (Закон «О военной службе»). Перечень достаточно широк и прежде всего объясняет как уволиться с военной службы по контракту или же уйти по собственному желанию со срочной службы в армии (кстати, в данном случае к перечню добавляется также еще и смерть одного из близких родственников во время службы в армии или во время исполнения своих служебных обязанностей, если находился на военной службе).

Главные причины, по которым военнослужащий имеет право уволиться по своему желанию:

  • проблемы со здоровьем. В данном случае должно быть обязательно заключение медицинской экспертизы. Если имеет место предоставление такого документа вместе с рапортом, то в обязательном порядке нужно указать, что военнослужащий готов пройти дополнительную независимую экспертизу. К уважительным проблемам со здоровьем относят: заболевания сердечнососудистой системы, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата, СПИД, рак, психический расстройства, туберкулез, проблемы со зрением;
  • наличие несовершеннолетнего ребенка, за которым второй родитель в силу каких-либо причин не может или не хочет следить;
  • смерть близкого родственника;
  • болезнь близкого родственника, за которым нужно ухаживать;
  • не способность содержать семью на жалование военнослужащего. В данном случае учитывается не субъективный взгляд на этот вопрос, а вполне конкретный объективный показатель: учитывается прожиточный минимум на каждого члена семьи и, соответственно, на всю семью и затем сравнивается с зарплатой военного (это касается служащих по контракту);
  • наличие высшего образования, которое отличается от специфики работы военного. Если военный хочет работать по специальности, то он имеет право уйти с военной службы;
  • невыполнение условий контракта. В данном случае чаще всего речь идет о выплатах и премиях, которые изначально были предусмотрены условиями контракта. Но здесь порядок таков: вначале военнослужащий должен подать рапорт руководству с просьбой урегулировать ситуацию. Если же никакой реакции не будет, то только тогда он может написать , ссылаясь на эту причину.

Кроме того законодательство предусматривает также и основания, по которым работник может быть уволен и против своей воли. Эти основания указаны в ст. 51 Закона «О военной службе».

Итак, основные причины для увольнения по статье 51:

  • — увольнение военнослужащего по предельному возрасту;
  • — увольнение военнослужащего по окончании контракта;
  • — из-за проблем со здоровьем;
  • — из-за утраты доверия руководства. Тогда сотрудник мог быть замечен в нарушении конфиденциальности, из-за чего мог потерять допуск к военной тайне;
  • — утрата звания. Чаще всего происходит из-за вынесения обвинительного приговора судом по уголовной статье;
  • — нарушение условий контракта. Если сотрудник отказался переезжать в другую местность или переходить на другую должность, когда это предусмотрено условиями контракта. Также к таким основаниям относится отказ от выполнения своих обязанностей, предоставления сведений о своих доходах (а также доходах членов семьи), выезд за пределы РФ без разрешения командира;
  • из-за нарушений дисциплины и требований. При этом необходимо минимум два нарушения за разные проступки (несколько наказаний за один и тот же проступок не учитываются). Это может быть и не получение ВПД в отпуск. Перевозочный документ – обязательное условие перемещения военнослужащего. Без него любые переезды считаются незаконными и приравниваются к нарушению дисциплины и условий контракта.

Если происходит увольнение по окончанию контракта, то здесь особых тонкостей нет. Приказ об увольнении готовится заранее на основании истечения срока действия срочного трудового договора.

Запись в трудовой делается соответственно стандартным нормам: указывается основание расторжения трудового договора, дата и номер приказа.

Увольнение с военной службы происходит по четко установленному плану в соответствии с такой последовательностью:

  1. Подача . Воинский сотрудник должен это сделать не за 14 дней, как все остальные граждане, кто увольняется в соответствии с нормами Трудового Кодекса, а за месяц до предполагаемой даты увольнения.
  2. Рапорт по своей структуре схож с обычным заявлением на увольнение, но имеет некоторые особенности. Причину увольнения важно не просто указать в рапорте, но и предоставить документы, подтверждающие действительно значительную важность этой причины.
  3. Рапорт рассматривается специальной комиссией, учитываются все обстоятельства и выносится решение. Обычно на это Законом предусмотрено 14 дней, но, как показывает практика, такое решение принимается за 7-10 дней.
  4. После этого сотрудник все равно еще дорабатывает до даты, указанной в рапорте. В день увольнения ему выдаются все документы.

Выплаты при увольнении

Выплаты военнослужащим при увольнении обычно больше по размеру, чем другим гражданам РФ. Даже если это увольнение по окончанию контракта, то выплаты все равно предусмотрены. При этом их размер зависит от среднемесячного оклада с учетом доплаты за звание.

Если сотрудник вынужден уйти с работы по состоянию здоровья, то ему выплачивается дополнительно страховая помощь – ее размер определяется в каждом случае индивидуально специализированной комиссией в зависимости от каждого конкретного случая и прежде всего исходя из будущих перспектив – сможет ли военнослужащий еще работать или нет (годен, частично или не годен совсем к службе).

Во всех других случаях при увольнении выплачивают пособие в размере двух окладов. Если сотрудник прослужил более 20 лет, то 7 окладов. Для солдат срочной службы или служащих по контракту – одна ежемесячная зарплата.

Если военнослужащий – сирота (солдат срочной службы) или же во время службы имел государственные награды, то помощь может быть увеличена. Но если военнослужащий за время службы имел какие-то дисциплинарные взыскания, то в таком случае выплата пособия может быть снижена либо вовсе отменена.

Дополнительные особенности

Согласно нормам законодательства увольнение с воинской службы имеет различные дополнительные особенности:

Конечно, нормы данного Закона не могут противоречить во многом Трудовому Кодексу, но все же для военнослужащих они являются первоочередными и при разрешении любых трудовых споров в первую очередь ссылка идет именно на Закон «О военной службе».

а) признанный военно - врачебной комиссией не годным к военной службе;
б) проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, или проходящий военную службу по призыву, - признанный военно - врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) которому назначено уголовное наказание в виде лишения свободы;
г) лишенный воинского звания.
2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно - штатными мероприятиями;
б) за невыполнение им условий контракта;
в) за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего;
г) если военнослужащий перестал отвечать установленным к нему в соответствии с настоящим Законом требованиям.
Военнослужащий, проходивший военную службу по первому контракту, заключенному им в возрасте до 27 лет, не прошедший военную службу по призыву и уволенный с военной службы до истечения срока контракта в случаях, предусмотренных пунктами "б" - "г" настоящей части, направляется в установленном министром обороны Российской Федерации (руководителем министерства, государственного комитета или ведомства, в которых настоящим Законом предусмотрена военная служба) порядке для прохождения военной службы по призыву на срок, по окончании которого продолжительность военной службы этого военнослужащего станет равной установленному настоящим Законом сроку военной службы по призыву, если к моменту досрочного увольнения с военной службы по контракту он не выслужил установленный срок военной службы по призыву и не имеет права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
Решение командования о досрочном увольнении военнослужащего может быть обжаловано в суд.
3. При досрочном увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы в случаях, предусмотренных пунктами "в", "г" части первой и пунктами "б" - "г" части второй настоящей статьи, к нему применяются санкции, установленные Положением о материальной ответственности военнослужащих.
4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случае:
признания его ограниченно годным к военной службе по заключению военно - врачебной комиссии;
невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит военную службу;
наличия у него оснований, предусмотренных пунктами "б", "в", "е" части первой статьи 21 настоящего Закона.
5. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных частью второй статьи 20 и пунктами "б" - "е" части первой статьи 21 настоящего Закона.
6. Военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или умерший (погибший), исключается из списков личного состава воинской части.
Раздел VII. ЗАПАС (РЕЗЕРВ) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ И ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК