Потенциальная опасность трудовой (производственной) деятельности. задачи обеспечения производственной. Проблемы безопасности труда и производственной деятельности в современных условиях Потенциальная опасность трудовой деятельности

В результате изучения этого раздела вы будете знать:

  • Общие понятия о трудовой деятельности человека.
  • Труд как источник существования общества и индивида.
  • Разделение труда и наемный (профессиональный) труд.
  • Двойственный характер труда: труд как процесс преобразования материального мира (простой процесс труда) и труд как социальное отношение (трудовые отношения нанимателя и наемного работника).
  • Общие сведения об организме человека и его взаимодействии с окружающей средой.
  • Понятие внутренней устойчивости (гомеостазис) и его приспособляемости к изменяющимся условиям (адаптация).
  • Медицинское определение понятий здоровья, болезни, травмы, смерти.
  • Условия труда: производственная среда и организация труда.
  • Опасные и вредные производственные факторы и их классификация.
  • Концепция порогового воздействия вредных факторов. Концепция беспорогового воздействия радиации.
  • Понятия о предельно допустимой концентрации (ПДК), предельно допустимом уровне (ПДУ), предельно допустимом значении (ПДЗ), предельно допустимой дозе (ПДД).
  • Тяжесть и напряженность трудового процесса.
  • Тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда.
  • Оптимальные и допустимые условия труда.
  • Социально-юридический подход к определению несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, утраты трудоспособности и утраты профессиональной трудоспособности.
  • Утрата профессиональной трудоспособности и возможности существования как социальная опасность для человека и общества.
  • Смерть работника как потеря возможности нормального существования его иждивенцев.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Трудовой кодекс Российской Федерации.
  3. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. РУКОВОДСТВО Р 2.2.2006-05. Утверждено руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.ОНИЩЕНКО, 29 июля 2005 года.

Человек в процессе своей деятельности постоянно включается в чрезвычайно многообразные отношения и сферы общественной жизни. Даже на протяжении одного дня жизни он может входить в состав самых разных социальных групп и в соответствии с этим выполнять все новые и новые социальные роли, предписываемые той или иной социальной группой.

Формирование социальных связей, наиболее подвижных, изменчивых на уровне малых социальных групп (производственные коллективы) и относительно устойчивых на уровне классовых, национальных и других отношений (макроструктура), является результатом исторического развития общества.

Деятельность — это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.

Активная деятельность имеет фундаментальное и основополагающее значение для существования человеческого общества.

Многообразие общественной жизни предполагает многообразие видов деятельности.

Деятельность, является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира. Если поведение свойственно и человеку, и животному, характеризуя приспособление к миру, адаптацию к уже сложившейся природной и социальной среде, то деятельность присуща только человеку, благодаря активности которого изменяется общество как целостный организм.

Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов:

  • человека (или субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками;
  • операций целесообразной деятельности;
  • объектов, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций.

Все усилия человека завершаются результатом или продуктом деятельности.

В видах человеческой деятельности часто выделяют труд как разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования. Все виды деятельности обладают признаками «труда», отличающими человека от животного.

Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Использование орудий труда является специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредствовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда — это различные устройства, служащие для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека.

В каждом из видов деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, обусловливая тем самым системный характер всех сфер общественной жизни.

Основываясь на различии видов деятельности по их объектам и результатам, выделяют материальную и духовную деятельность.

Материальная (практическая) деятельность связана с созданием материальных ценностей — вещей, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Сложная палитра производственных отношений и производительных сил в сфере экономики является предметом изучения политической экономии, разнообразных новых направлений, появившихся в рамках экономической науки на современном этапе (экономика труда, экономическая теория, микро- и макроэкономика и т. д.).

Для обеспечения безопасности и благополучного существования государства и граждан важнейшей формой управления является политическая и правовая деятельность, ее ориентация на нравственные ценности.

Развитие современного общества не возможно без социального партнёрства между работником и работодателем. Каким путём будет развиваться это партнёрство, во многом зависит от того, как решаются вопросы охраны труда на конкретном предприятии, и в государстве.

Современная медицина определяет здоровье как способность организма к самосохранению и совершенной само регуляции, поддержанию гомеостаза, а также как способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Потенциал физической, психической, умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека, а, следовательно, и общества. Болезнь же является вещественной альтернативой здоровья. Это качественно новое состояние организма, которое определяется как нарушение оптимального психосоматического состояния и способности удовлетворять свои потребности. При этом понятие болезни тесно связано с понятием нормы как функционального оптимума биологической системы, и патологии как нарушения этой нормы. Причинами болезней сегодня считается не индивидуальное, а совместное действие внешних и внутренних факторов, роль которых меняется в зависимости от уровня развития общества.

В уставе Всемирной организации здравоохранения указывается, что здоровье населения следует понимать как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов.

Адаптивная и экологическая норма отражают те или иные параметры сохранения приспособительных структур и функций определенного иерархического уровня. Она включает в себя также все жизненно важные биоэнергетические и экологические элементы и компоненты. В то же самое время адаптивная и экологическая норма показывают степень максимально допустимого воздействия на человека, которая обеспечивает выживание и оптимальное сохранение структуры и динамических качеств экосистемы. Ведь они находятся в диалектической и органической связи с естественной природой и адаптационной выносливостью человека, с его материальной и духовной деятельностью. При практическом использовании адаптивной и экологической нормы необходимо всегда учитывать психобиоэнергетические и экологические факторы неопределенности и неполноты знания, экоадаптационного риска и нарушения, которые могут привести к аномалиям и патологиям в экосистемах и природе, в обществе и человеке.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека».

Несчастный случай на производстве — это случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

Отравление профессиональное — это нарушение здоровья человека в результате непродолжительного действия вредных веществ на дыхательные пути, пищеварительный тракт, кожу.

Момент смерти человека определяется по факту прекращения деятельности его мозга.

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено. Либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме работника.

Безопасность производственной деятельности персонала зависит от состояния организации рабочего места, оборудования, технологической оснастки и приемов труда работающего.

Безопасность производственного процесса — это свойство данного процесса сохранять его безопасное состояние при протекании в заданных режимах в течение установленного времени.

Безопасность человека в процессе производственной деятельности обеспечивается применением максимально безопасных вариантов технологических процессов, выбором максимально безопасных оборудования и средств защиты, максимально безопасными вариантами организационно-технических мероприятий и правил личного поведения.

Опасные и вредные производственные факторы делятся на:

Физические факторы:

  • движущиеся машины и механизмы, подвижные элементы машин и оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;
  • запыленность и загазованность воздушной среды;
  • отклонение от нормы параметров микроклимата;
  • повышенный уровень шума, ультразвука, инфразвука;
  • повышенный уровень вибрации;
  • электрический ток и статическое электричество;
  • электромагнитное излучение, повышенный уровень магнитной и электрической составляющих;
  • ионизирующее излучение;
  • недостатки освещения, его пульсация, повышенное инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

Химические факторы:

  • обще токсические;
  • раздражающие;
  • сенсибилизирующие;
  • канцерогенные;
  • мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию человека.
  • физические перегрузки (статические, динамические, гиподинамия);
  • нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки, монотонность труда).

Потенциальная опасность и риск . Любая деятельность, как производственная, так и бытовая, потенциально опасны.

Совокупность условий взаимодействия человека и производственной среды, при которых потенциальные опасности превращаются в реальные, называются обстоятельствами, а непосредственные события, следствием которых стал несчастный случай или авария, — причинами несчастных случаев и аварий.

Здоровье человека в значительной степени зависит от тяжести и напряженности трудового процесса.

Работа в опасных условиях допускается в крайних случаях, например при чрезвычайных ситуациях, локализации и ликвидации аварии, проведении спасательных работ, когда не проведение работы грозит катастрофическими последствиями, человеческими и большими материальными потерями.

В зависимости от тяжести и напряженности труда, степени вредности или опасности условий труда определяется размер заработной платы, продолжительность отпуска, размер доплат и ряд других устанавливаемых льгот, призванных компенсировать отрицательные для человека последствия трудовой деятельности.

Таким образом, речь идет о создании таких условий, при которых негативные воздействия не превышали бы защитных способностей организма.

Для того чтобы выбирать средства и методы защиты от негативных факторов, необходимо знать их основные характеристики и действие на человека. Полностью исключить воздействие на человека негативных факторов практически невозможно как с технической, так и с экономической точек зрения. Иногда это и нецелесообразно, так как даже в естественной природной среде человек подвергается их воздействию — на нашей планете существует естественный радиационный и электромагнитный фон, в воздухе и воде содержатся вредные вещества, выделяемые природными источниками и т. д.

В рабочей зоне необходимо обеспечить такие уровни негативных факторов, которые не вызывают ухудшения состояния здоровья человека, заболеваний. Для исключения необратимых изменений в организме человека медики-гигиенисты ограничивают воздействие негативных факторов предельно допустимыми уровнями.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) — это максимальное значение негативного фактора, который, воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с другими факторами) в течение рабочей смены. Воздействует ежедневно, на протяжении всего периода трудового стажа, не вызывает у него и у его потомства биологических изменений, в том числе заболеваний, а также психологических нарушений (снижения интеллектуальных и эмоциональных способностей, умственной работоспособности).

Для химической группы негативных факторов предельно допустимые уровни выступают в виде предельно допустимых концентраций (ПДК).

При установлении ПДУ (ПДК) руководствуются следующими основными принципами:

приоритетность всех медицинских и биологических показаний перед прочими подходами (техническая достижимость, экономические возможности, целесообразность и пр.);

пороговость всех типов действия негативных факторов , т. е. признание существования порога воздействия негативного фактора, ниже которого не наблюдается никакого отрицательного влияния (следует заметить, что для ряда негативных факторов, в частности радиации, принцип пороговости подвергается сомнению).

Сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности работающих за счет улучшения состояния здоровья, увеличило среднюю продолжительность жизни, что сопровождается увеличением трудового стажа; повышения профессионального уровня вследствие роста квалификации и мастерства.

Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социального значения охраны труда. Экономическое значение охраны труда определяется результатами изменения социальных показателей, которые определяются следующими экономическими факторами.

Повышение производительности труда, а, следовательно, и экономических результатов деятельности предприятия за счет создания комфортных условий для трудовой деятельности, например, путем обеспечения оптимальных параметров микроклимата, освещения и световой среды, учета психофизиологических и эргономических особенностей труда, формирования оптимальных режимов труда и отдыха, проведения лечебно-профилактических мероприятий.

Увеличение фонда рабочего времени за счет сокращения времени неявки на работу из-за травм и заболеваний. Следует обратить внимание на то, что условия труда существенно влияют не только на профессиональную заболеваемость, но и на возникновение и длительность общих заболеваний.

Экономия расходов на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Такие льготы и компенсации, как сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, связаны со значительными трудовыми потерями и сопровождаются выплатами больших денежных сумм за фактически не отработанное время. Такие разновидности льгот и компенсаций, как повышенные тарифные ставки, льготные пенсии, лечебно-профилактическое питание, бесплатная выдача молока, также требуют больших денежных средств. Создание условий, соответствующих допустимым нормативным требованиям, позволяет частично или полностью сократить эти расходы.

Снижение затрат из-за текучести кадров по условиям труда. Тяжелый труд, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда, монотонность работы и т. п. является немаловажной причиной увольнения работников по собственному желанию. Текучесть рабочей силы наносит существенный экономический ущерб предприятию, т. к. требуются затраты денежных средств на процесс увольнения-найма, процесс обучения и стажировки вновь поступившего на работу. При этом до приобретения необходимого опыта и навыков производительность труда вновь поступившего на работу невелика.

Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. Социальное значение охраны труда проявляется во влиянии на изменение трех основных показателей, характеризующих уровень развития общественного производства.

Рост производительности труда в результате увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения внутрисменных простоев путем предупреждения преждевременного утомления, снижения числа микротравм, уменьшения целодневных потерь рабочего времени по причинам временной нетрудоспособности из-за травматизма, профессиональной и общей заболеваемости.

Смерть работника, это потеря возможности нормального существования его иждивенцев, что в свою очередь становится причиной большого количества социальных проблем для общества.

Контрольные вопросы:

  1. В чём состоит принцип разделение труда?
  2. Что подразумевает понятие двойственного характера труда?
  3. Как происходит приспособляемость к изменяющимся условиям (адаптация)?
  4. Расскажите о взаимодействии человека с окружающей средой.
  5. В чём состоит смысл концепции порогового воздействия вредных факторов?
  6. Расскажите о предельно допустимой концентрации (ПДК) и предельно допустимом уровне (ПДУ).
  7. Назовите опасные и вредные производственные факторы, их классификация?
  8. В чём причины профессионального заболевания?
  9. Приведите примеры тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
  10. В чём состоит социально-юридический подход к определению несчастного случая на производстве?

Характеристика опасностей

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. Количество признаков характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Опасность хранят все системы имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области БЖД, позволяет глубже познать природу опасности. Совершенная достаточно полная таксономия пока не разработана.

По природе происхождения опасности бывают: природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные.

Согласно ГОСТу опасности делятся на: физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на: импульсивные, кумулятивные.

По вызываемым последствиям: у томление, заболевания, травмы, аварии, летальные исходы.

По приносимому ущербу : социальный, технический, экологический и т.п.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на: активные , проявляющиеся за счет своей энергии (электричество, ультразвука и т.д.), пассивные , проявляющиеся как бы опосредованно (ржавчина, накипь), активно-пассивные , активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (острые колющие и режущие неподвижные элементы; неровности поверхности по которой перемещается человек; уклоны, подъемы, незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.)

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные (следы).

Опасности носят потенциальный, то есть скрытый характер.

Идентификация опасностей – процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий направленных на обеспечение БЖД.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасности, вероятность их проявления, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Причины и последствия – условия, при которых реализуются потенциальные опасности .

Другими словами причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия или ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, последствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д.

Триада «опасность - причины - нежелательные последствия» - логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствия). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является многопричинным.

Аксиома о потенциальной опасности – любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер.

Человека, которая существенно отличается от психики самого высшего животного. Во-первых, человек научился создавать, совершенствовать и сохранять . Во-вторых, человек способен абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть при реализации этой ситуации (примеры из различных областей знаний). Например, представить ситуацию-поражение в битве, ранение на охоте, аварию на производстве и т. д. В этих экстремальных условиях оценить свои действия и при необходимости

изменить их. В-третьих, отличительной чертой психической деятельности является общественного опыта. Личный опыт имеет и человек и животное в виде инстинктивных действий, но только человек усваивает общественный . Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. У человека развиваются высшие (человеческие) функции (произвольная , произвольное внимание, абстрактное ). В-четвертых, только человеку свойственно различие в чувствах - сопереживание в радости и к другому человеку. Воздействуя на природу и изменяя ее, человек меняет и свою собственную природу. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать тру-довым действием соплеменников, распределять отдельные действия между людьми создала потребность общения, главным инструментом которого стал (рис. 16).

Таким образом, человек является продуктом общественных отношений, и трудовая деятельность создала из первобытного стада людей. Благодаря труду и совершенствованию навыков изготовлений орудий труда происходило формирование человеческого общества и постепенное развитие производительных сил. постоянно расширяет сферу воздействия на природу, а это способствует увеличению материальных благ, возникновению новых отраслей хозяйства с новыми условиями труда, требующими более совершенных орудий труда.

Трудовая деятельность человека является многоплановой. Однако в конечном счете в работу включается двигательный организма - его скелетные . Тяжелая физическая работа требует правильной организации труда на основе учета ее интенсивности, которая обусловлена уровнем энергетических затрат (табл. 4.1).

При выполнении работы несколькими людьми успех ее зависит от согласованности, умения, надежности и многих других факторов.

В процессе формирования любой профессиональной группы складывается своеобразный резерв ее возможностей или «коллективная способность». Групповая особенно эффективна при решении проблем, которые могут иметь несколько решений.

Для организации безопасной высокопроизводительной и эффективной работы необходимо выполнить ряд мероприятий:

1. Установить состав группы, когда достигается эффективность в работе.

2. Обеспечить совместимость рабочих. Проблема совместимости может рассматриваться на физиологическом, психофизиологическом, социально-психологическом уровне.

3. Организовать возможность общения рабочих в процессе выполнения совместной работы.

4. Организовать сработанность рабочих, когда взаимодействия дает максимально возможный эффект при энергетических затратах и субъективной удовлетворенности друг другом.

Надежность работы человека определяется вероятностью безошибочной работы (Р).

где N - общее число выполненных операций;

п - число ошибок при выполнении данных операций. По мере утомления, недостаточности опыта и т. д. количество ошибок при выполнении работ увеличивается, что может привести к аварии, травме, появлению брака. Поэтому необходимо учитывать и интенсивность ошибок (Х0) при выполнении различных операций:

где Т - среднее время выполнения операций.

Для опасных и вредных работ и работ с высокой производительностью важным показателем является коэффициент рабочей установки (Кус):

Кус^Т1. (4-3)

где тср - среднее значение времени реакции; тм - время реакции в данный момент работы. Для стабильности работы группы в целом важное значение имеет «живучесть» группы. Под «живучестью» группы понимается число ее состояний, при которых сохраняет

работоспособность (Р):

Vd - 2(C- I) ■

p-”’2(c-i) ■ <4-4>

где С - число рабочих в группе;

d - число освоенных специальностей, профессий, число

связей оператора и т. д.

В настоящее время организацию работы невозможно представить без эргономики. - конструирования работы - основывается на медико-биологических науках: анатомии, физиологии и психологии.

Из анатомических аспектов (рис. 17) особое внимание уделяется антрогеометрии (размеры тела) и биомеханике (учет точки приложения сил при выполнении различных видов работ).

В проблемах физиологии выделяют физиологию труда (затраты энергии) и физиологию окружающей среды (влияние физических факторов окружающей среды), которые существенно могут влиять на качество, производительность работ, на травматизм и профессиональные заболевания (рис. 17).

Из психологических аспектов необходимо выделить психологию овладения навыками ( информации и принятие решений) и профессиональную психологию (предшествующая подготовка, усилия и индивидуальные различия).

Таким образом, за многие тысячи лет труд преобразовал структуру и функции человеческого организма.

4.2. Потенциальные источники опасности труда и их последствия

С позиций жизнедеятельности человека при сложившемся равновесии (стабильности) любых систем, когда отсутствует риск последствий (уравнение 2.1), отсутствуют и источники qria нести. Труд как основная жизнедеятельности человека тоже представляет систему, которая должна характеризоваться стабильностью, а следовательно, и безопасностью труда.

На безопасность труда влияют очень многие разнородные факторы: внешняя среда, организация производственного процесса в и на рабочих местах, инструмента и машин и т. д. Не меньшее на безопасность оказывает и функциональное состояние организма.

Любой из этих многочисленных факторов может оказать влияние на стабильность системы и привести к возникновению риска последствий (уравнения 2.2 и 2.11). Следовательно, во всей этой огромной массе факторов каждый их них может иметь скрытый (потенциально опасный) , влияющий на опасность труда (рис. 18). Например, поломка инструмента. На основании анализа этих уравнений следует , что любая трудовая деятельность потенциально опасна и охраны труда заключается в том, чтобы опасность труда свести к минимуму. Однако даже специалисты считали и считают, что существуют и могут существовать безопасные условия труда (уравнение 2.1). Даже существовал такой «От техники безопасности - к безопасной технике». Следует помнить, что даже при самом высоком уровне развития техники абсолютное устранение источников опасности невозможно. В этой работе” невозможно проанализировать все вопросы безопасности труда. Это и не входит в задачи данной работы. Основные вопросы безопасности труда будут проанализированы при изложении материала, освещающего различные виды строительных работ. Кроме того, вопросы безопасности рассматриваются в различных инструктажей и формах обучения рабочих и ИТР. Поэтому в данном параграфе попытаемся коротко охарактеризовать лишь некоторые отрицательные факторы, характерные для любых видов работ (рис. 18).

Характеристики производственного процесса определяются применяемым оборудованием, предметами и продуктами труда, технологией, системой обслуживания рабочих мест. Производственная среда характеризуется, прежде всего, санитарно-гигиеническими условиями труда (температура, шум, освещенность, запыленность, загазованность, вибрация и т. д.), безопасностью трудовой деятельности, режимом труда и отдыха, а также взаимоотношениями между сотрудниками предприятия, факторами трудового процесса (тяжести и напряженности труда).

Производственная безопасность является составной частью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», при этом предметом изучения является производственная деятельность человека, а объектом изучения – безопасность производственной деятельности человека.

Трудовая деятельность – осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

В производственной среде как части техносферы формируются негативные факторы, которые существенно отличаются от негативных факторов природного характера. Эти факторы формируют элементы производственной среды. Рассматривая производственную среду с точки зрения безопасности человека, можно заключить, что основным элементом этой среды является труд, который, в свою очередь, представляет сочетание взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда, состоящую:

Из субъектов труда;

Средств (машин, оборудования);

Орудий труда (технологической оснастки, режущего и мерительного инструмента);

Процессов труда, характеризующих действием, как субъектов, так и машин;продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей воздушной и водной среды и т. п.;

Производственных отношений (организационных, экономических, социальных, психологических и т. д.)

Производственные помещения - это замкнутые пространства производственной среды, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей, связанная с участием в различных видах производства, в организации, контроле и управлении производством. Внутри производственных помещений находятся рабочая зона и рабочие места.

Рабочей зоной называется пространство (до 2 м) над уровнем пола или площадки), на котором находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Рабочее место - часть рабочей зоны; оно представляет собой место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности. Постоянным называется рабочее место, на котором работник проводит большую часть своего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно).

Условия труда - сочетание различных факторов, формируемых элементами производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Основными направлениями производственной безопасности является обеспечение безопасности конкретной деятельности . При этом решаются следующие задачи :

- первая – идентификация опасностей;

- вторая – разработка мер защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей;

- третья – разработка мер защиты от остаточного риска данной деятельности (в силу невозможности обеспечить полную безопасность). Эту задачу реализуют на производстве службы здравоохранения, пожарной охраны, подразделения МЧС.

Любой объект производства может стать при определенных условиях потенциальным источником опасности в результате невнимательности, неосторожности или халатности. Причиной несчастного случая может быть также наличие у рабочего дефекта какого-то органа, сильная усталость, эмоциональное возбуждение, словом состояние, мешающее концентрации психических процессов. Такие работники не должны использоваться на опасных работах.[ ...]

Несчастному случаю подвержены и рабочие, не удовлетворенные работой, не имеющие интереса к ней, вследствие чего они не могут психически правильно настроиться и сосредоточить свое внимание на выполнении приемов и движений.[ ...]

Количество несчастных случаев особенно увеличивается, если допускается несправедливость по отношению к рабочему.[ ...]

На практике можно встретиться и с такими факторами, когда неожиданно возникшее сильное чувство радости увеличивает невнимательность, что может привести к несчастному случаю. Повышенной опасности подвержен работник и в состоянии напряженного ожидания. Таким образом, неожиданное отвлечение внимания в момент, когда безусловно необходима концентрация внимания, приводит к несчастным случаям.[ ...]

При этом усматриваются две причины несчастных случаев: с одной стороны, работник становится временно неосторожным, с другой - утрачивается уверенность в движениях.[ ...]

Нередко труд бывает связан с опасностью как для самого трудящегося, так и для окружающих. Это может быть опасность травмы, ожога и других вредных или неприятных воздействий внешней среды, но это может быть н опасность моральных неприятностей.[ ...]

Деление профессий на опасные и безопасные сугубо условно. Техника безопасности стремится возможно более полно обезопасить рабочего от возможных травм и повреждений на производстве, «надеть намордники на все машины, которые могут кусаться». Одна из задач психологии безопасности труда- содействовать этому. В машиностроительной промышленности были очень опасны малые штамповальные прессы. Зарубежные фирмы, поставлявшие нам раньше эти машины, не ставили на них никаких приспособлений по технике безопасности, и отвлечение внимания работницы нередко вело к потере пальцев. Сейчас с введением специальных приспособлений эта работа стала безопасной. Однако работа водолаза, бактериолога противочумной станции, летчика, оперативного работника уголовного розыска, шофера, монтажника-высотни-ка, подрывника, электрика-высоковольтника, рабочих, изготавливающих взрывчатые вещества, и рабочих ряда других специальностей в большей или меньшей степени еще остается опасной для самих работающих.[ ...]

Многие из этих профессий опасны и для окружающих. Работа железнодорожного или авиационного диспетчера физически для него не опасна, но его ошибка может стоить жизни другим. Работа любого руководителя производства, который должен принимать ответственные решения, чревата для него опасностью моральных неприятностей.[ ...]

Осознание опасности может вызвать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма - астеническая реакция страха - проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается она по механизму пассивнооборонительного рефлекса, унаследованного от животных, у которых он был биологически целесообразен. «То, что психологически называется страхом, трусостью, боязливостью, - писал И. П. Павлов, - имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий, представляют различные степени пассивно-оборонительного рефлекса» (Полное собрание сочинений. Т. IV. М. - Л., 1951, с. 432). Эта форма реакции на опасность отрицательно отражается на трудовой деятельности.[ ...]

Положительна для трудовой деятельности третья форма - стеническое боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью в момент опасности; определяется второй сигнальной системой. В художественной литературе эта форма реакции на опасность описана А. С. Пушкиным в «Пире во время чумы», Л. Н. Толстым в «Войне и мире» и «Севастопольских рассказах». В психологическую литературу °на введена Б. М. Тепловым, показавшим, что опасность может совершенно непосредственно вызвать’ эмоциональное состояние стенического типа, положительно окрашенное, т. е. связанное со своеобразным наслаждением и активизирующее психическую деятельность.