Практическая работа пожарная безопасноть в образовательном учреждении. Лабораторная работа: Пожарная безопасность. Основы пожарной профилактики. Причины возникновения пожара Практические задания по пожарной безопасности

Знак пожарной безопасности – это цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектови средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов.
Знаки безопасности предназначены для регулирования поведения человека с целью предотвращения пожара, определения ориентиров при выполнении им определённых действий при возникновении пожара или иных чрезвычайных ситуаций и для обеспечения безопасности на производстве.
Назначение знаковпожарной безопасности состоит в обеспечении однозначного понимания определенных требований, касающихся безопасности, сохранения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба, без применения слов или с их минимальным количеством.
Применение таких знаков является обязательным для организаций независимо от формы собственности на всей территории Российской Федерации.Эффективность применения знаков безопасности напрямую зависит от того, насколько правильно они размещены, четко выполнены и освещены.
1. Понятие о знаках пожарной безопасности и их использование.
Пожарная безопасность является неотъемлемой частью обеспечения нормальных условий жизни и труда человека. Знаки безопасности предназначены для привлечения вниманияработающих к непосредственной опасности, предупреждения о возможной опасности, предписания и разрешения определённых действий с целью обеспечения безопасности, а также для необходимой информации. Но они не заменяют необходимых мероприятий по безопасности труда и средств защиты работающих.
Виды, размеры и цвета знаков пожарной безопасности регламентируются документом НПБ 160-97 (Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования) и ГОСТ Р 12.2.143-2002 (Системы фотолюминесцентные эвакуационные). Кроме того, в процессе выбора и установки знаков пожарной безопасности следует руководствоваться действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности.
При выборе мест их установки необходимо соблюдать ряд требований. Знак должен бытьхорошо виден, его восприятию не должны мешать цвет окружающего фона или посторонние предметы. Расстояние между одноименными знаками, указывающими местонахождение эвакуационного выхода или пожарно-технического инвентаря, не должно превышать 60 метров. Знак должен располагаться в непосредственной близости от объекта, к которому он относится.
Знаки могут быть изготовлены из металла, пластика,силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, самоклеящейся бумаги, картона и некоторых других материалов. Самыми распространенными и доступными являются знаки, изготовленные на основе самоклеящейся полимерной пленки.
Так же в зависимости от применяемых материалов знаки могут быть несветящиеся, световозвращающие, фотолюминесцентные и с внутренним освещением поверхности знака(подсветкой).
Необходимо отметить, что использование знаков пожарной безопасности поможет избежать пожара или свести ущерб от огня к минимуму только в комплексе с такими мерами, как обучение персонала основам пожаробезопасного поведения и оснащение помещений пожарной сигнализацией, а при необходимости - и системой автоматического...

Министерство Образования и Науки РФ

Уральский Государственный Экономический Университет

Кафедра Машин и Аппаратов Пищевых Производств

Отчет по лабораторной работе №2

по дисциплине: БЖД

Противопожарная безопасность на производстве

Руководитель:

Легкий В.И.

Екатеринбург

1. Теоретическая часть

Цель работы : изучить основы пожарной безопасности на производстве и исследовать работу автоматической системы оповещения о пожаре.

1.1 Основы горения

Для возникновения процесса горения необходимо присутствие, как правило, горючего материала, окислителя и источника возгорания переходит в экзотермическое окислительное взаимодействие горючего вещества с окислителем (не только с кислородом, но и соединение ряда веществ с хлором, фтором, оксидов натрия и бария с диоксидом углерода, разложение взрывчатых веществ и т.д. сопровождающиеся интенсивным выделением тепла и свечением.). Согласно тепловой теории горение переходит в стадию пожара при условии, когда скорость выделения теплоты химической реакции превышает скорость отвода теплоты в окружающую среду. Если это условие обеспечивается, то происходит саморазогрев горючей смеси (материала) и скорость реакции увеличивается. Происходит самоускорение реакции окисления, т.е. переход в неконтролируемое горение вне специального очага, нанося материальный ущерб. И наоборот, превышение скорости отвода теплоты над скоростью ее выделения приводит к затуханию процесса горения.

Указанные закономерности являются основой решения задачи – выбора эффективного метода борьбы с пожаром, так как горение различных веществ имеет особенности. Горение газов является гомогенным и может носить характер взрывного или детонационного горения. При горение жидкости происходит ее испарение и сгорание паровоздушной смеси над поверхностью жидкости. Определяющим при этом является процесс испарения жидкости, который зависит от ее физико-химический свойств, теплового процесса в ней и т.п. Горение твердых веществ – гетерогеннодиффузное. Как правило, оно сопровождается выделением газо- и парообразных продуктов, которые образуют с воздухом горючую смесь. Повышенную горючую опасность имеет пыль. Причем с увеличением дисперсии (степень измельчения) пыли возрастает ее химическая активность, снижается температура самовоспламенения, приближая процесс горения пыли к взрывоопасному. Взрывоопасной является не только взвешенная, но и осевшая пыль, так как при воспламенении она переходит во взвешенное состояние, что приводит к вторичным взрывам.

Эффективность мероприятий пожарной профилактики в значительной степени зависит от правильности оценки пожарных характеристик веществ, используемых в производстве. При оценке пожарной опасности вещества нужно рассматривать, кроме того, возможность изменения ее с течением времени (хранение, нагрев, взаимодействие с другими веществами и т.д.)

По способности веществ и материалов к горению они подразделяются на три группы:

Негорючие (несгораемые) – вещества, не способные к горению в воздухе;

Трудногорючие (трудносгораемые) – вещества и материалы, способные гореть в воздухе в присутствии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления;

Горючие (сгораемые) – вещества и материала, способные самовозгораться, а так же возгораться при воздействия источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Результаты оценки группы горючести материалов служат основой для определения категории помещения по пожарной опасности и выбора материалов при проектировании для обеспечения его огнестойкости.

1.2 Классификация материалов и помещений по пожарной опасности

Ущерб, наносимый пожарами, в значительной степени определяется разрушением зданий под действием огня. В свою очередь, строительные материалы и конструкции реагируют на повышение температуры при пожаре по-разному: одни быстро поддаются воздействию огня, а другие – длительное время сохраняют несущую способность. По способности строительных материалов сопротивляться воздействию высокой температуры и сохранять при этом свои эксплутационные функции определяется огнестойкость помещения. В соответствии с нормами технологического проектирования (НПБ-105-95) все производственные и складские помещения подразделяются на категории А (высшая), Б, В, Г, Д.

Категория помещения Характеристика помещения

Взрыво- и пожароопасная

Горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости (t вспышки не более 28ºC), вещества, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом. Помещения, в которых может находиться одновременно более 50 человек.

Взрыво- и пожароопасная

Горючие пыли или волокна, воспламеняющиеся жидкости с t вспышки выше 28ºC, не дающие при взрыве в помещении избыточного давления более 5 кПа. Большое количество электрооборудования.

Пожароопасная

Горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие материалы, способные при взаимодействии с кислородом гореть и образовывать продукты горения. Общественные здания повышенной этажности (более 5), гостиницы, имеющие более 100 номеров, административные здания.

Пожароопасная

Общественные здания построенные более 50 лет назад, жилые многоквартирные дома, вычислительные центры, банки и другие общественные помещения, в которых может находиться одновременно не менее 25 человек (магазины, офисы, почта и другое), помещения с большим количеством мебели.

Пожароопасная

Жилые многоквартирные дома, имеющие 2-3 этажа, конференц-залы, учебные аудитории площадью до 150м2, больницы, офисы и другие помещения с числом присутствующих одновременно людей менее 25 человек. Горючие твердые материалы, малое количество электрооборудования, деревянные постройки.

Пожаробезопасная

Негорючие материалы, при обработке которых выделяется лучистое тепло, искры, пламя. Площадь помещения менее 50м2. Отдельно стоящие одноэтажные помещения.

Пожаробезопасная

Негорючие материалы в холодном состоянии.

В соответствии с НПБ-105-95 противопожарные стены должны иметь минимальные пределы огнестойкости не менее 2,5 ч, противопожарные перекрытия – 1ч, а противопожарные перегородки не менее 0,75 ч. Более подробно степень огнестойкости строительных конструкций внутри помещения в зависимости от огнестойкости здания приведены в приложениях 1,2.

1.3 Причины возникновения пожара

По статистическим данным наиболее частыми причинами возникновения пожаров могут быть следующие:

Нарушение правил внутреннего распорядка;

Нарушение правил эксплуатации и неисправность электрооборудования, электропроводки, розеток, выключателей;

Близкое расположение светильников, электронагревательных приборов и сгораемых конструкций;

Проведение сварочных работ без должной подготовки;

Неаккуратное обращение с огнём и несоблюдение мер пожарной безопасности.

1.4 Тушение пожаров

Для прекращения горения применять следующие способы:

1. изоляция очага горения от кислорода воздуха;

2. охлаждение зоны горения до температуры ниже температуры воспламенения горящего вещества;

3. Разбавление реагирующих веществ негорючими веществами;

4. механическое сбивание пламени с очага горения;

5. создание огнепреграждения на пути распространения пламени;

6. изоляция горючего вещества от зоны горения.

К огнетушащим составам и средствам относят воду, подаваемую в очаг горения сплошной струёй или в распылённом состоянии и обеспечивающую охлаждающий эффект; химическую пену, оказывающую в основном изолирующее действие; инертные газы, оказывающие разбавляющее действие; порошковые составы, обладающие универсальными огнетушащими свойствами; водогалогеноуглеродные эмульсии.

Выбор средств пожаротушения зависит от технологии производства, от условий протекания процесса горения и технических возможностей для тушения пожара.

Из перечисленных средств пожаротушения наиболее распространённым и универсальным является вода. Она обладает высокой теплоёмкостью, повышенной термической стойкостью, значительным увеличением объёма при парообразовании.

Воду подают в очаг горения в виде сплошных или распылённых струй. Сплошные струи сбивают пламя, одновременно охлаждая поверхность. Сплошные струи применяют для подачи воды при больших очагах пожара, не дающих возможности доставить близко к очагу горения ствол для пожаротушения.

Тушение пожара распылённой струёй во многих случаях более эффективно, чем сплошной, вследствие создания наилучших условий для испарения воды, и, следовательно, для энергичного охлаждения и разбавления горючей среды.

Учитывая высокую электропроводимость воды, её не применяют для тушения горящих приборов, установок и оборудования, находящихся под напряжением. Резко снижается эффект тушения водой нефтепродуктов, а также других, всплывающих в воде, горючих жидкостей и материалов. Повышение эффективности пожаротушения водой в последнем случае обеспечивается добавлением в воду галогенированных углеводородов, обеспечивающих одновременное охлаждающее действие воды и ингибирующее действие галогенированных углеводородов в парогазовой фазе.

Для подачи воды при тушении пожара используют стационарные и передвижные установки. Передвижными установками являются пожарные автомобили, а к стационарным системам относят внутренний и внешний противопожарный водопровод; сплинклерные и дренчерные установки. На производстве и в служебных помещениях наиболее широко используется пожарные стволы или оросители, которые подключаются через гидранты к пожарным системам водопровода или к пожарным автомобилям. Сплинклерные и дренчерные установки служат для автоматического включения системы пожаротушения или локализации зоны горения при повышении температуры среды внутри помещения до определённого предела. Эти установки представляют собой разветвлённые трубопроводы, размещённые под потолком помещения, а датчиками этих систем являются сплинклеры, лёгкоплавкий замок которых открывается при повышении температуры, или пожарные извещатели.

Для тушения и локализации небольших очагов горения используют огнетушители с газовыми огнетушащими составами (тип ОУ-2 огнетушитель углекислотный объёмом 2л), пенные (тип ОХП-10, ОВП-10 огнетушитель химический пенный объёмом 10л). Нормы оснащения первичными средствами пожаротушения помещений различных отраслей приведены в приложениях 3,4, а расход воды на пожаротушение в зависимости от объёма помещения – в приложении 5.

1.5 Организационные и технические меры по предотвращению пожаров

Совокупность организационных и технических мер призвана обеспечивать такую пожарную безопасность объекта, при которой с большой вероятностью предотвращается возникновение пожара, а в случае его возникновения обеспечивается эффективная защита людей и спасение материальных ценностей.

Технические мероприятия должны обеспечивать пожарную безопасность на всех стадиях эксплуатации помещения: установка оборудования, организация технологического процесса, монтаж электрооборудования, устройство вентиляции и т.п., а также противопожарное содержание территории. К организационным мероприятиям относится обучение производственного персонала противопожарным правилам, издание необходимых инструкций и плакатов, соблюдение режимных мероприятий по применению открытого огня в пожароопасных местах, курению, выполнению электро- и газосварочных работ и т.п.

Руководитель предприятия, являясь лицом ответственным за все стороны деятельности, несёт ответственность и за обеспечение пожарной безопасности, организует работу по предотвращению пожара.

При возникновении возгорания или пожара на любом участке предприятия необходимо немедленно объявить пожарную тревогу и сообщить о нём в пожарную охрану, даже если в подразделении есть автоматическая пожарная сигнализация.

Существенную роль в предотвращению пожаров обеспечивает разработка и внедрение систем предотвращения пожаров и систем пожарной сигнализации, позволяющие ещё на стадии возгорания предотвратить более серьёзные последствия.

2. Практическая часть

Исходные данные: Определить категорию по пожарной опасности общественного здания, имеющего общую площадь 2000м 2 . Количество сотрудников в каждой комнате от 5 до 7 человек при объеме рабочего пространства на каждого работающего по стандартным нормам 20м 3 .

Определить степень огнестойкости несущих стен здания, лестничных площадок и внутренних перегородок.

Определить необходимое количество воды на пожаротушение здания.

Из исходных данных по таблице 1 было установлено, что данное помещение относится к категории В 2 по взрывной и пожарной опасности. По таблице П1 в приложении, было установлено, что многоэтажное общественное здание имеет I степень огнестойкости. По таблице П2 в приложении по степени огнестойкости здания были определены: минимальный предел огнестойкости несущих стен равен 2,5, минимальный предел огнестойкости лестничных площадок равен 1, минимальный предел огнестойкости внутренних перегородок равен 0,5. По таблице П3 в приложении были рассчитаны нормы первичных средств пожаротушения для общественных зданий на 200м 2 одно углекислотное ручное средство пожаротушения ОУ-2, два химических пенных средства пожаротушения ОХП-10, а на данное общественное здание площадью 2000м 2 необходимо 10 углекислотных ручных средств пожаротушения ОУ-2, 20 химических пенных средств пожаротушения ОХП-10. По таблице П4 в приложении был рассчитан объем воды на пожаротушение

Приложение

Таблица П1

Степень огнестойкости зданий, допустимое число этажей и площадь этажа здания в пределах пожарного отсека

Категория помещения Число этажей (подчеркнуто – допустимое) Степень огнестойкости здания Площадь этажа в пределах пожарного отсека, м 2
Одноэтажного многоэтажного
2-3 этажа Более 3 этажей

Здания нефте -химической, газовой, химической промышленности

6 I Не ограничивается
А
Б
В 1 Не ограничивается
В 2 , В 3
Г
Общественные здания

Таблица П2

Минимальный пределы огнестойкости основных строительных конструкций, ч, в зависимости от степени огнестойкости здания

Таблица П3

Нормы первичных средств пожаротушения для предприятий различных отраслей

Обозначение столбцов: а – углекислотные ручные ОУ-2, б – углекислотные передвижные ОУ-40, в – химические пенные ОВП-100, д – ящик с песком, е –войлок, кошма, асбест (2*1,5)м, ж – бочка с водой V = 0,2м 2 , ведро.

Таблица П4

Расход воды на пожаротушение

Степень огнестой-

здания по пожарной опасности

Расход воды на пожаротушение л/с, при объеме здания, тыс.м3
До 2 От 2 до 5 От 5 до 20 От 20 до 50
I А,Б 10 15 20 25
II Б 10 10 15 20
III В,Г,Д 10 10 10 10
IV Г,Д 10 10 10 10
V Г,Д 10 10 10 10





Министерство образования Республики Башкортостан

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ


СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА «Экономические аспекты обеспечения пожарной безопасности»
специальность 280703 «Пожарная безопасность»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Уфа 2013 г.


Стр.

Предисловие

3

Практическая работа № 1 «Работа с нормативными документами»

5

Практическая работа № 2 «Расчет показателей использования основных производственных средств объектов защиты пожарной безопасности»

8

Практическая работа № 3 «Экономическая эффективность капитальных вложений систем пожарной безопасности»

14

Практическая работа № 4 «Расчет показателей использования оборотных фондов и оборотных средств систем пожарной безопасности»

20

Практическая работа № 5 «Формы и системы оплаты труда»

23

Практическая работа № 6 «Определение прямого ущерба от пожаров. Определение косвенного ущерба от пожаров»

Практическая работа № 7 «Расчет экономического эффекта от внедрения автоматической пожарной сигнализации на складе готовой продукции»

Практическая работа № 8 «Определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»

Практическая работа № 9 «Расчет экономического эффекта от создания и использования рекомендаций по ППЗ объекта»

Практическая работа № 10 «Системы страховой ответственности»


27
36

39
45
51

ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические указания для выполнения практических (лабораторных) работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Государственного образовательной учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальности СПО 090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной, заочной и заочной с элементами дистанционных технологий формы обучения.

Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе необходимо выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе необходимо выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.
Правила выполнения лабораторных работ

1. Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению практической работы.

2. После проведения практической работы студент должен представить отчет о проделанной работе.

3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале практических работ на листах формата А4 с одной стороны листа.
Оценку по практической работе студент получает, если:


  • студентом работа выполнена в полном объеме;

  • студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

  • отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы;

  • студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.
Зачет по выполнению практических работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой практических работ после сдачи журнала с отчетами по работам и оценкам.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Практическая работа № 1

«Работа с нормативными документами »
Учебная цель:

1. Знать действующие законодательные акты, ведомственные стандарты и организационно-распорядительные документы

2. Уметь применять на практике законодательные и нормативные акты, в том числе вносимые в них изменения и дополнения.

Студент должен

уметь:

знать:


  1. Учебно-методическая литература:

  • Современная экономика. Общедоступный учебный курс/ под ред. Проф.О.В. Мамедова – Ростов-на-Дону, Феникс, 2011;

  • Экономика предприятия, учебник для вузов/ под ред. Проф.В.Я Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.

  1. Справочная литература:

  • Рыночная экономика. Словарь/ под общ. Ред. Г.Я. Кипермана – М., Республика, 2010.

  1. Лабораторное оборудование и инструменты:

  1. Калькулятор – простой.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности». Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». ФГУ ВНИИПО МЧС РФ

  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях

  3. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

  4. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности»

  5. Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организация Государственной противопожарной службы МВД РФ»

  6. Приказ МВД РФ«Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации»

  7. Приказ МВД РФ «Об утверждении нормативных правовых актов в области организации деятельности государственной противопожарной службы»

  8. Приказ МВД РФ «Об информационно-пропагандистской работе

  9. Приказ ГПС МВД РФ «Об утверждении нормативных правовых
актов Системы сертификации продукции, услуг в области пожарной безопасности

  1. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования»

  2. НПБ 01-93 «Порядок разработки и утверждения нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  3. НПБ 02-93 «Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  4. НПБ 03-93 «Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  5. НПБ 04-93 «Порядок государственного пожарного надзора за строительством объектов иностранными фирмами на территории Российской Федерации». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  6. НПБ 05-93 «Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  7. НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  8. ППБ 01-93 «правила пожарной безопасности в Российской Федерации». Сборник нормативных документов.

Задания для практического занятия:


  1. Изучить документ об обеспечении пожарной безопасности в РФ и организации ГПС.

  2. Изучить документ об условиях оплаты труда работников ГПС МЧС России.

  3. Описать в каком документе изложены порядок и условия выплаты доплат, премий и оказание материальной помощи работникам ГПС, содержащимся за счет средств федерального бюджета.

  1. Указать в каком документе изложен порядок рассмотрения и согласования градостроительной и проектно-сметной документации

  2. Дать характеристику документа о порядке присвоения пожарным ГПС МЧС России классов квалификации.

  3. Дать характеристику нормативной документации, которая применялась при изучении материала и подготовки к практическим работам.

Контрольные вопросы

1. Какие федеральные законы применяются при изучении курса пожарной безопасности

2.Какие приказы о пожарной безопасности вы знаете?
Порядок выполнения отчета по практической работе


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.

  2. Записать краткий конспект теоретической части.

  3. Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.

  4. Продемонстрировать результаты выполнения предложенных заданий преподавателю.

  5. Ответить на контрольные вопросы.

  6. Записать выводы о проделанной работе.
Практическая работа № 2

«Расчет показателей использования основных производственных средств объектов защиты пожарной безопасности»
Учебная цель:

1. Овладеть навыками в экономических расчетах и их анализа.

2. Научится отыскивать пути улучшения использования

производственныхфондов объединения.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

Анализировать социально-экономическую эффективность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации пожаров;

Определять размер прямого и/или косвенного ущерба от пожара;

Разрабатывать экономически обоснованные мероприятия по защите от пожаров людей и имущества, определять капитальные затраты и текущие расходы на обеспечение пожарной безопасности;

знать:

Функции и роль системы обеспечения пожарной безопасности для создания и сохранения национального богатства страны;

Понятие и виды экономического ущерба от пожаров;

Значение и сущность страхования от пожаров;

Методы оценки экономической эффективности использования техники и пожарно-профилактических мероприятий;

Основы финансового и материально-технического обеспечения пожарной охраны;

Основы организации и планирования материально-технического снабжения и вещевого довольствия работников пожарной охраны;

Основы государственного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью.
Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

Современная экономика. Общедоступный учебный курс/ под ред. Проф.О.В. Мамедова – Ростов-на-Дону, Феникс, 2011;

Экономика предприятия, учебник для вузов/ под ред. Проф.В.Я Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
2. Справочная литература:

Рфночная экономика. Словарь/ под общ. Ред. Г.Я. Кипермана – М., Ресублика, 2010.
3. Лабораторное оборудование и инструменты:

Калькулятор – простой.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Производственные фонды состоят из основных и оборотных средств.

Среднегодовая стоимость основных средств определяется по формуле (руб.):

,

где Сн - стоимость основных средств на начало планового года, руб.;

Св - стоимость основных средств, вводимых в плановом году, руб.;

М - число месяцев функционирования основных средств, вводимых в плановом

году (начиная с первого числа месяца, следующего за сроком ввода объекта);

Свыб. - стоимость основных средств, выбывающих в плановом году, руб.;

М 1 - число месяцев функционирования основных средств, выбывающих в

плановом году (начиная с первого числа месяца, следующего за сроком выбытия объекта).

Амортизацией называется денежное возмещение износа основных средств. Расчет амортизации выполняется с помощью следующей формулы:

гдеФ 1 - стоимость основных средств на начало года, руб.,

Ф вв - стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию, руб.,

Ф выв - стоимость основных средств, выведенных из эксплуатации, руб.,

n l - количество месяцев работы основных средств с момента ввода их в эксплуатацию до конца года;

п 2 - количество месяцев с момента вывода основных средств из эксплуатации до конца года; .

На - норма амортизации, %

Физический износ основных средств определяется по формуле:

где Ск.р. – стоимость капитального ремонта основных средств, руб.;

Сп – первоначальная стоимость основных средств, руб.
Моральный износ основных средств определяется по формуле:

где Св – восстановительная стоимость основных средств, руб.
Общий износ основных средств определяется по формуле:

Амортизация основных средств определяется по формулам:

1) для основной группы основных средств (руб.)

где Соф – среднегодовая стоимость основных средств (фондов), руб.;

На - годовая норма амортизации, руб.
2) для автомобильного транспорта (руб.)

где П- пробег автомобиля, км;

На- годовая норма амортизации на 1000 км пробега, руб.
3) износ нематериальных активов (руб.)

где Сна – стоимость нематериальных активов, руб.;

где Н- норма износа нематериальных активов, %;

t - срок службы нематериальных активов, год.
Натуральные показатели использования основных средств определяются по следующим формулам:

1) коэффициент экстенсивного использования основных средств:

где tф и tн – фактическое время работы основных средств и по норме, графику, ч.
2) коэффициент интенсивного использования основных средств:

где Вф и Вн – объем продукции, выполненный фактически и по норме, руб.
3) коэффициент интегрального использования основных средств

4) коэффициент сменности

где Тф - фактическое число отработанных часов всем оборудованием за все установленные смены, ч.;

Т м - максимально возможное число отработанных часов по установленному графику всем оборудованием за одну смену, ч.
Стоимостные показатели использования основных средств определяются по следующим формулам:

1) фондоотдача
2) фондоемкость
3) фондовооруженность

4) производительность труда

где Р - численность работников, чел.

14.01.2016 г. ОДБ. 08. Основы безопасности жизнедеятельности

группа 199 ЭБ Специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет

План урока 17

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения

Тема 2. 3. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций

Тема урока : Практическое занятие № 5.

Цель проведения урока:

Обучающая:

Ознакомить студентов с основными способами, средствами и правилами пожаротушения,

Сформировать знания и умения по классификации, устройству и применению огнетушителей,

Научить правилам пользования огнетушителями;

Воспитательная:

Развитие у обучающихся коммуникативной культуры,

Воспитание чувства ответственности за собственную и другие жизни;

Развивающая:

Развитие мышления и мировоззрения

Методы обучения:

Практическое занятие,

Материально-техническое обеспечение урока:

Наглядные пособия

Методические указания, инструкционные карты

Дидактический материал: обучающий конспект, нормативные документы

Межпредметные связи:

Учебные дисциплины: Обществознание, Химия, Физика, Охрана труда,

Ход урока.

Организационный момент :

Отметить присутствующих, проверить готовность группы к уроку:– 5 мин.

План изложения нового материала:

1. Задание 1 (Учебник стр. 286-288). Записать основные термины и понятия, заполнить таблицу 1,

Наименование огнетушащих веществ

Характеристика воздействия на пожар

Положительное действие

Отрицательное действие

Запрещено применять

при тушении

2. Задание 2 (Учебник стр. 288-296). Записать основные термины и понятия, заполнить таблицу 2.

Марка огнетушителя

Продолжи-тельность действия, с

Дальность

струи, м

Огнегася-

щая способ-

ность, м 2

Область

применения

Хранение

3. Изучение общих правил пожаротушения.

4. Ответить на тестовые вопросы.

Вопросы на закрепление изучаемого материала:

1. Назовите основные способы пожаротушения.

2. В каких случаях воду для тушения пожара использовать нельзя.

3. Что относится к первичным средствам пожаротушения.

4. Назовите основные виды огнетушителей.

5. Назовите основные правила тушения пожаров при помощи огнетушителей.

Домашнее задание для выполнения самостоятельной работы:

Изучить тему по учебнику стр.286-294. Прочитать конспект лекций. Оформить практическую работу.

Используемая литература:

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования, М.: Издательский центр «Академия», 2014

Инструкционная карта для практической работы № 5

«Изучение первичных средств пожаротушения»

Задание 1. Изучение основных способов пожаротушения и различных видов огнегасящих веществ.

Пожар - Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни

и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Огнегасящее вещество - Вещество, обладающее физико-химическими свойствами позволяющими создать условия для прекращения горения.

Горение - это сложный физико-химический процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, сопровождающийся выделением большого количества тепла и свечением.

Выбор способов и средств пожаротушения зависит от объекта (категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности), характеристики горящих материалов и класса пожара.

Для того, чтобы произошло возгорание, необходимо наличие

четырёх условий:

    Горючий материал,

    Окислитель,

    Источник огня,

    Наличие путей распространения пожара.

Горючие вещества и материалы могут быть в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Все горючие вещества на молекулярном уровне содержат углерод и водород, т. е. основные составляющие газо-воздушной смеси, необходимые для реакции горения.

Окислителем обычно бывает кислород воздуха.

Источник зажигания - открытый огонь, пламя, искра электрического или механического происхождения, молния, лучистая энергия, накаленные тела, химическая реакция, электроток, механическая энергия.

Возникновение и продолжение горения возможно при определенном количественном соотношении горючего вещества и кислорода, а также при определенной температуре и тепловой энергии источника воспламенения. Чтобы началось горение, горючая среда должна быть нагрета до определенной температуры при помощи источника зажигания.

Виды пожаров в зависимости от вида горящих веществ и материалов

Классификация по виду материалов, вовлечённых в пожар, важна для правильного выбора средств тушения, в первую очередь, ручных огнетушителей.

    класс А - пожары твердых горючих веществ и материалов.

    класс B - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов.

    класс C - пожары газов.

    класс D - пожары металлов.

    класс E - пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением.

    класс F - пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ.

Способы прекращения процесса горения.

Для прекращения горения необходимо либо снизить тепловыделение в зоне горения фронта пламени, либо увеличить из фронта пламени теплоотвод. Цель – понизить температуру горения до критической температуры гашения.

п/п

Способ прекращения горения

Применяемые огнетушащие вещества

Охлаждение зоны горения и поверхности горящих веществ

Вода (до 1700 0 С на пожаре сплошными струями и тонкораспыленной водой), вода со смачивателями и загустителями, водные растворы солей, твердый СО 2 , снег, перемешиванием.

Изоляция очага горения от атмосферного воздуха

Химическая и воздушно-механическая пены, огнетушащие порошковые составы, аэрозоли, негорючие сыпучие вещества (песок, земля, шлаки и т.п.), листовые негорючие материалы.

Химическое торможение (ингибирование) реакций горения.

Галогеноуглеводороды (хладоны, фреон в 10 раз эффективнее СО 2) огнетушащие порошковые составы, аэрозоли, (соли металлов)

Сбивание пламени.

Сильной струей газа или воды, слоем продуктов взрыва, подрывом в горючего вещества.

Изоляция горящих веществ от

зоны горения.

Негорючие газы (СО, N 42 0, дымовые газы), водяной пар, тонкораспыленная вода, газо-водяные смеси, аэрозоль.

Огнетушащие вещества

К огнетушащим веществам относятся вода, песок, земля, порошок, газ, пена.

Вода является основным средством тушения пожара, вследствие своей доступности, простоты и дешевизны. Вода, обладая высокой теплоемкостью и скоростью испарения, оказывает на очаг горения сильное охлаждающее действие. При этом, в процессе испарения образуется большое количество пара, который поглощает много тепла и оказывает изолирующее действие на очаг пожара.

К недостаткам воды следует отнести плохую смачиваемость и проникающую способность по отношению к большинству материалов и веществ.

Водой нельзя тушить:

Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (нефть, керосин, бензин, масла), т.к. плотность воды больше их плотности, вода тяжелее, поэтому горючая горящая жидкость поднимается вверх и продолжает гореть;

Электрические сети и установок, находящихся под напряжением, т.к. вода электропроводна и при попадании воды на электропровода может возникнуть короткое замыкание или возможно поражение человека электрическим током.

Песок, земля - одни из простейших средств тушения небольших очагов пожара. Их огнегасящее действие заключается в том, что они препятствует проникновению к очагу пожара кислорода воздуха, а так же могут охлаждать место очага пожара.

Пена образуется в результате смешивания воды и пенообразователя в установках тушения. Применяют также химические и воздушно-пенные огнетушители. Раствор пенообразователя, проходя через сетку насадка огнетушителя, смешивается с засасываемым воздухом и образует воздушно-механическую пену, которая, попадая на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода. Пеной можно тушить различные вещества и материалы, за исключением щелочных и щелочноземельных элементов, а также электроустановок, находящихся под напряжением.

Порошок для тушения применяют в составе огнетушителей и установок для тушения. Порошок попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода, содержащегося в воздухе, выделяет огнегасящие вещества, попав в зону огня.

Огнетушащие средства

Ломы, багры, топоры применяют для разборки горящих деревянных или металлических конструкций для проникновения в здание, спасение людей и окончательной ликвидации пожара.

Лопата - применяется для забрасывания места очага пожара песком, землей.

Кошма - плотная брезентовая ткань - предназначена для изоляции очага горения от доступа воздуха, применяется лишь при небольшом очаге горения.

Пожарная автоматическая сигнализация

Пожарная сигнализация является важной мерой предотвращения крупных пожаров.

Основная задача автоматической пожарной сигнализации

Обнаружение начальной стадии пожара,

Передача извещения о месте и времени его возникновения,

При необходимости включения автоматических систем пожаротушения

и дымоудаления.

Функционально автоматическая пожарная сигнализация состоит из приёмно – контрольной станции, которая через сигнальные линии соединена с пожарными извещателями и оповещателями.

Пожарный извещатель - техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре.
Пожарный оповещатель - техническое средство, предназначенное для оповещения людей о пожаре.

Задачей сигнальных извещателей является преобразование различных проявлений пожара в электрические сигналы. Приёмно – контрольная станция после получения сигнала от первичного извещателя включает световую и звуковую сигнализацию и при необходимости автоматические установки пожаротушения и дымоудаления. В настоящее время наиболее часто используют тепловые, дымовые, световые и звуковые пожарные извещатели.

Тепловые пожарные извещатели устанавливают под потолком в таком положении, чтобы тепловой поток, обтекая чувствительный элемент извещателя, нагревал его. Тепловые пожарные извещатели не обладают высокой чувствительностью, поэтому обычно не дают ложных сигналов срабатывания в случае увеличения температуры в помещении при включении отопления, выполнения технологических операций.

Дымовые пожарные извещатели обладают меньшей инерционностью по сравнению с тепловыми. Они бывают точечными и линейно- объемными. Точечные дымовые извещатели используют ионизационный эффект. При попадании дыма в открытую камеру происходит уменьшение электрического тока, в результате чего включается цепь электрического реле. Линейно – объемный дымовой извещатель оптического типа работает по принципу изменения силы света при задымлении.

Световые извещатели работают на принципе регистрации инфракрасного или ультрафиолетого излучения пламени. Они обладают высокой чувствительностью и включают сигнализацию почти немедленно после появления небольшого источника радиационной теплоты в пределах прямой видимости извещателя.

Звуковые пожарные оповещатели представляют собой приемопередатчик ультразвуковых колебаний, который настраивают на форму стоячей волны в пределах защищаемого объема. Принцип действия в результате изменения скорости звука в воздушном пространстве из-за влияния образующихся при пожаре конвективных потоков.

Автоматические средства пожаротушения

Эффективно справиться с огнем, сохранить жизнь человека, а также частное и коммерческое имущество позволяют автоматические установки пожаротушения. Автоматические системы пожаротушения (АСПТ) справляются со своей задачей оперативно и результативно

Автоматические стационарные установки пожаротушения в зависимости от используемых огнетушащих веществ подразделяют на водяные, пенные, газовые и порошковые. Наиболее широкое распространение получили установки водяного и пенного тушения двух типов спринклерные и дренчерные.

Спринклерная установка – наиболее эффективное средство тушения обычных горючих материалов в начальной стадии развития пожара. Спринклерные установки включаются в работу автоматически при повышении температуры в защищаемом объеме выше заданного предела. Вся система состоит из трубопроводов, прокладываемых под потолком помещения и спринклерных оросителей, размещаемых на трубопроводах с заданным расстоянием друг от друга.

Дренчерные установки отличаются от спринклерных отсутствием клапана в оросителе. Дренчерный ороситель всегда открыт. Включение дренчерной системы в действие производится вручную или автоматически по сигналу автоматического извещателя с помощью контрольно – пускового узла, размещаемого на магистральном пожарном трубопроводе. Спринклерная установка срабатывает над очагом пожара, а дренчерная орошает водой весь защищаемый объект.

Задание 2. Изучение назначения, устройства и принципа действия первичных средств тушения пожаров.

Виды огнетушителей и их применение
Огнетушителем называется устройство, предназначенное для тушения пожара в начальной стадии его возникновения. Тушение производится за счет содержащегося в огнетушителе вещества, способного быстро загасить пламя.

Потому-то в каждом офисе, средстве передвижения, а по-хорошему, и в каждом доме необходим противопожарный огнетушитель .

Обычно они представляют собой баллон, преимущественно красного цвета (традиционная маркировка противопожарного оборудования), с соплом или трубкой. Вещество, которым предполагается гасить огонь, находится в баллоне под давлением и при необходимости выходит через сопло или трубку.

Классификация огнетушителей

1 . По способу срабатывания :

Ручные . Запускаются человеком при обнаружении возгорания. К этому типу относится большая часть переносных огнетушителей, используемых в гражданских целях при работе в небольших помещениях или предназначенных для хранения в автомобилях.

Автоматические , то есть такие устройства, которые не требуют присутствия человека. Это стационарные виды, имеющие в своей конструкции датчики дыма. Их помещают обычно в местах повышенной пожарной опасности. Срабатывают тогда, когда температура превышает заданную величину.

2. В зависимости от объема баллона и мобильности огнетушители делятся на:

Ручные малолитражные (до 5 л). Зачастую используются в автомобилях, где они являются обязательными согласно правилам дорожного движения и в офисных помещениях;

Промышленные ручные (5-10-20 л ). Они применяются чаще всего в отдельно стоящих небольших цехах, где подобные способы тушения огня будут иметь эффективность;

Передвижные и стационарные (от 20 кг и до 400 кг). Этот тип предназначен для эксплуатации в больших складских или промышленных помещениях, где находится скопление легковоспламеняющихся материалов. Обычно передвижные огнетушители перевозят на тележке.

3. От способа подачи содержимого наружу . Содержимое выходит:

Под собственным давлением закачанного внутрь огнетушащего средства;

Под давлением газов, закачанных в корпус;

Под давлением газов, которые находятся в баллончике, встроенном внутри огнетушителя;

Под давлением газов, которые образуются в результате химической реакции всех присутствующих в огнетушителе компонентов.

4. По виду пускового устройства , которые бывают:

Пистолетного типа;

С вентильным затвором;

С пуском, который зависит от давления;

5. По веществу, содержащемуся внутри баллона:

Водные (обозначаются аббревиатурой ОВ);

Воздушно-эмульсионные огнетушители (ОВЭ).

Воздушно-пенные огнетушители (ОВП);

Газовые или углекислотные (ОУ или Х);

Порошковые (ОП).

Характеристика огнетушителей

1. Водные огнетушители (ОВ). Данный огнетушитель пригоден для пожаров класса А – тушение твердых горючих веществ. Если в состав воды входят специальные добавки, то этот огнетушитель также можно будет использовать и для тушения жидких горючих веществ, это уже называется пожар класса В. Сразу стоит сказать, что кроме указанных выше ситуаций водными огнетушителями ничего тушить не стоит, т.к. вода может вступить в реакцию с этими предметами. Водные огнетушители являются самыми экологически чистыми и безопасными из всех представленных далее видов огнетушителей.

2. Воздушно-эмульсионные огнетушители (ОВЭ ) ,всвоем составе гасящие вещества такого типа огнетушителей имеют фторосодержащие компоненты. По своему назначению этот вид огнетушителей также подходит для тушения пожаров класса А и В .

3. Воздушно-пенные огнетушители (ОВП) . В основе своего действия имеют процесс химического или воздушно-механического образования пены из водных растворов. При химическом образовании пены применяются различные кислоты и щелочи, а в воздушно-механической технологии за основу пенообразования берется воздействие различными газами, чаще всего азотом или углекислотой. Такими огнетушителями можно гасить пожары класса А, В, а иногда и класса С (при котором возникает горение газообразных веществ).

К недостаткам этого типа огнетушителей относится в первую очередь невозможность тушить ими пожары в электросетях из-за того, что пена является хорошим проводником электричества. Также малоэффективны они в тушении спиртов и активных металлов, поскольку те вступают в химическую реакцию с пеной. Еще один существенный недостаток воздушно-пенных огнетушителей – их характеристики, а именно низкий температурный режим, который позволяет работать с ними только в диапазоне от +5 до +45 градусов С.

4. Газовые огнетушители. Довольно большая группа огнетушителей. К ним относятся: углекислотные; аэрозольные; углекислотно-бромэтиловые.

Выпускаются такие огнетушители как ручные, так и передвижные.

Принцип их работы состоит в переведении гасящего вещества из жидкого состояния в газообразное при распылении. В процессе та же углекислота, к примеру, увеличивается в объеме в 400 раз, что сопровождается значительным понижением температуры (до -70-80 градусов). Также эффект тушения достигается за счет вытеснения кислорода из области возгорания углекислым газом.

Главное что стоит знать, при использовании углекислотных ручных огнетушителей

1) В момент выхода углекислоты из раструба не прикасаться к нему рукой, открытыми частями тела, т.к. можно получить обморожение,(т.к. углекислота охлаждает раструб при выходе до t - 79,4 С),

2) Нельзя тушить такие вещества, которые могут продолжать гореть и без доступа кислорода (различные сплавы магния, алюминия, натрия и пр.).

5. Порошковые огнетушители (ОП) являются наиболее универсальным видом. Они применяются практически во всех классах пожаров и в связи с этим подразделяются на ОП общего назначения, предназначенные для тушения пожаров класса А, В, С, E (возгорание электрооборудования, находящегося под напряжением), ОП специального применения, которые используются в сложных случаях классов В, С, Е.

Основу гасящего порошка в ОП составляют различные минеральные соли. К ним добавляются дополнительные вещества, препятствующие комкованию и увлажнению порошка.

Основными недостатками этого вида противопожарного оборудования являются высокая степень загрязнения порошком помещения, где производились мероприятия по тушению пожара, а также высокая степень запыленности воздуха при их применении. Также из-за предрасположенности порошков к отсыреванию и комкованию необходимо строго соблюдать условия хранения подобных огнетушителей, чтобы сохранить их в рабочем состоянии.

Общие принципы тушения пожаров при помощи ручных огнетушителей.

1. Огнетушители располагают у выходов из помещений в доступном месте, на высоте1,5 м от пола.

2. При приведении в действие огнетушитель необходимо поднести к месту очага пожара не ближе, чем на 1 м. Сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить раструб или ствол (для порошкового) на очаг пожара, нажать на рычаг, приступить к тушению.

3. Тушить очаг пожара с наветренной стороны (чтобы ветер или воздушный поток бил в спину) на расстояние не меньше минимальной длины струи ОТВ огнетушителя (2-4 метра). Необходимо учитывать, что сильный ветер мешает тушению, снося с очага пожара огнетушащее вещество и интенсифицируя горение.

4. На ровной поверхности тушение начинают с передней стороны очага, углубляясь постепенно, по мере тушения

5. При тушении горящего масла запрещается направлять струю заряда сверху вниз.

6. При проливе ЛВЖ тушение начинать с передней кромки, направляя струю порошка на горящую поверхность, а не на пламя

7. Жидкие вещества тушат сверху вниз.

8. Горящую стену или вертикальную поверхность тушат снизу вверх.

9. При тушении электроустановок порошковым огнетушителем подавай заряд порциями через 3-5 секунд.

10. Не подноси огнетушитель ближе 1м к горящей электроустановке.

11. Не берись голой рукой за раструб углекислотного огнетушителя во избежание обморожения.

12. При наличии нескольких огнетушителей следует применять все одновременно.

13. Следите, чтобы потушенный очаг не вспыхнул снова (никогда не поворачивайтесь к нему спиной)

14. Первичные средства пожаротушения всегда должны быть исправны и люди должны уметь ими пользоваться.

Ответить на тестовые вопросы

1. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется

обозначение класса «Е»?

А) горение газообразных веществ

Б) горение металла или металлосодержащих веществ

В) горение электрооборудования, находящегося под напряжением

2. В каких огнетушителях в качестве огнетушащего средства используется двууглекислая сода?

А) аэрозольных;

Б) порошковых;

В) пенных;

Г) углекислотных.

3. С какой целью используют при пожаре в помещении распылённую струю?

А) для понижения температуры среды;

Б) для повышения концентрации кислорода

В) для более эффективного тушения пламени.

4. Какие действия не допускаются при использовании углекислотного огнетушителя?

А) срывать пломбу и выдёргивать чеку;

Б) держать огнетушитель в горизонтальном положении;

В) направлять раструб руками непосредственно на пламя.

5. Пожар – это?

А) неконтролируемый процесс горения;

Б) любое возгорание с образованием пламени и дыма;

В) неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением

материальных средств и создающий опасность для жизни людей.

6. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А) направить на него струю огнетушителя
Б) повалить человека на землю и накрыть плотной тканью
В) сорвать с него одежду.

7. Можно ли тушить горящие газы водой и пеной?

В) при определенных условиях.

8. Какие средства пожаротушения относятся к первичным?

А) пожарные краны, ручные огнетушители, ящики с песком, асбестовые и войлочные

полотна, бочки с водой

Б) пожарные краны, ручные огнетушители, установки пожаротушения, ящики с песком, асбестовые и войлочные полотна, бочки с водой

В) ручные огнетушители, ящики с песком, асбестовые и войлочные полотна, бочки с водой.

9. Что относится к огнетушащим средствам

А) вода, пена, газ,

Б)песок, земля, порошок,

В) ломы, багры, топоры, лопаты, кошма.

10. Переносные малолитражные огнетушители имеют объем гасящего вещества

А) до 4-х литров,

Б) от 4-х до 8 –и литров,

В) свыше 8-и литров.

11. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется

обозначение класса «Д»?

А) горение жидких веществ

Б) горение металлов и металлосодержащих веществ

В) горение твердых веществ.

12. По способу срабатывания огнетушители подразделяются на:

А) ручные, автоматические, комбинированные,

Б) переносные, стационарные, передвижные,

В) водные, пенные, порошковые.

13. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется

обозначение класса «А»?

А) горение жидких веществ,

Б) горение твердых веществ,

В) горение газообразных веществ.

14. Первичные средства пожаротушения используют:
+ А) для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения
Б) для тушения большого пожара
В) для локализации стихийного бедствия природного характера.

15. Для тушения каких пожаров применяются воздушно-пенные огнетушители

А) Пожаров класса А и В

Б) Пожаров класса С и D

В) Пожаров класса Е и F.

16. Какие сведения обязательны для наличия в паспорте огнетушителя?

А) дата последней зарядки (проверки) и вес заряда

Б) дата изготовления

В) дата последнего использования (если было)

Г) место изготовления и приобретения огнетушителя.

17. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы?
+ А) водой,

Б) песком,
В) пеной.

18. Назвать тип огнетушителя , предназначенного для тушения разнообразных материалов,

предметов, веществ:

А) пенный;

Б) углекислотный;

В) воздушно-пенный.

19. Пожар какого класса можно потушить водным огнетушителем

А) Пожар класса А,

Б) Пожар класса В,

В) Пожар класса С.

20. Назвать огнетушитель, предназначенный для тушения возгораний различный

материалов, кроме веществ горение, которых происходит без доступа воздуха:

А) углекислотный;

Б) химический пенный;

В) воздушно-капельный.

Преподаватель Жеребко Т.В.


РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

" МИР В НАШИХ РУКАХ!"

Изучение пожарной безопасности

МОУ-СОШ№7

Атюнин Дмитрий

учащийся 8А класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

Привокзального района г. Тулы

научный руководитель:

Ефремова Ольга Николаевна

педагог-организатор

План работы.

1. Введение: постановка целей, задач, методов и способов решения данных задач.

2.Описание хода работы.

2.1 Организационный момент

2.2. . Изучение нормативно -правовой базы по обеспечению пожарной безопасности МОУСОШ №7 ГОРОДА ТУЛЫ.

2.3 . Анкетирование учащихся по знанию и выполнению требований по пожарной безопасности.

2.4. Изучение оборудования кабинетов и служебных помещений школы. Проведение химического эксперимента.

2.5. Изучения наличия средств пожаротушения в школе.

III. Достигнутые результаты и выводы.

VI. Перспективы продолжения.

V. Используемая литература.

IVПриложение:

Приложение №2.Тест: Пожарная безопасность.

Приложение №3 Эксперимент по изучению горения некоторых материалов, которые используются для оборудования школьных кабинетов

Приложение №4Эвакуационные схемы, которые расположены на каждом этаже школы. На схемах показаны места расположения огнетушителей и ПК, а также кнопок противопожарной безопасности.

Приложение №5. Результаты экспериментального исследования материалов.

Приложение №6. Средства пожаротушения.

Приложение №7. Сравнительная характеристика огнетушителей.

I Введение

За последние годы в России произошли много крупных пожаров в школах и интернатах, в которых погибли или были ранены ученики или сотрудники образовательных учреждений. Например: три из них случились в апреле 2003 года.

В ночь на 20 мая 2003 года в интернате для умственно отсталых детей в Иркутске произошло возгорание в актовом зале на втором этаже спального корпуса. Воспитатели вывели около 200 детей и подростков на улицу, а пожарные быстро потушили огонь, не дав ему распространиться за пределы актового зала. Причиной пожара стал поджог: кто-то разбил окно и забросил в актовый зал горящие тряпки.

В результате пожара в здании школы-интерната для слабослышащих детей в Махачкале, который произошел в ночь на 10 апреля, погибли 28 детей, 29 получили ранения. Впоследствии еще двое школьников скончались в больнице от полученных ожогов.

Одно из последних возгораний произошло в школе №546 на Симферопольском бульваре (дом 23А) 31 января 2011 года. Пожар произошел на первом этаже школы в кабинете канцелярии. Школа находится на карантине в связи с эпидемией гриппа, потому в момент пожара детей внутри не было.

В связи с такими факторами я решил проверить как обеспечена моя школа пожарной безопасностью. Я убежден что какая бы причина пожара не была, главное безопасность людей, которые находятся в этом здании.

Цель моей работы следующая:

Изучить меры пожарной безопасности принятые в МОУ-СОШ №7 г. Тулы;

Исходя из данной цели я поставил в своей работе следующие задачи:

Изучить нормативную базу школы по пожарной безопасности.

Как учащиеся моей школы подготовлены к экстремальной ситуации, во время возникновения пожара.

Исследовать какие материалы используются для оборудования школьных кабинетов №7.

Изучить какие средства пожаротушения применяются в школе;

Для решения поставленной цели и выполнения выше перечисленных задач я выбрал следующие методы и способы решения:

Анализ документов школы по пожарной безопасности.

Анкетирование учащихся нашей школы по пожарной безопасности.

Экспериментальный метод исследования материалов использованных для оборудования школьных помещений.

Изучение средств пожаротушения которые применятся в школе.

Данная проблема пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях широко обсуждается в СМИ и в печатных изданиях, а так же на уроках и классных часах общения, но для каждой отдельно взятой школы эта проблема остается очень актуальной и важной.

II Описание хода работы.

2.1. Организационный момент. Перед тем как приступить к выполнению моей работе я решил выяснить, что такое пожарная безопасность, какие составляющие входят в данное понятие.

Пожарная безопасность - состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями. Изучив школьную декларацию (приложение №1) для себя я составил следующую схему.

Схема №1 Пожарная безопасность.

Исходя из схемы я составил план работы, который полностью описан в данной работе.

2.2. Изучение нормативно -правовой базы по обеспечению пожарной безопасности МОУСОШ №7 ГОРОДА ТУЛЫ.

Таблица №1. Наличие документов по пожарной безопасности МОУ-СОШ №7

Название документа

Декларация по пожарной безопасности

Приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность

Приказ о противопожарном режиме в учреждении

Инструкция о мерах противопожарной безопасности

План мероприятий по усилению надзорно-профилактической работы по пожарной безопасности в МОУ-СОШ № 7

План противопожарных мероприятий на 2010-2011учебный год

План схема эвакуации

Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.

Журнал регистрации противопожарного инструктажа Журнал учета первичных средств пожаротушения.

Приказ о назначении лица, ответственного за средства пожаротушения.


2.3. Анкетирование учащихся по знанию и выполнению требований по пожарной безопасности. Вопросы анкеты приложение №2

Анкетирование проходило в школе среди учащихся трех возрастных групп: 1-4 класс, 5-8 класс, 9-11 класс. В ходе работы по анкетированию были получены следующие результаты.

Таблица №2. Количество учащихся принимавших участие в анкетировании.


Диаграмма №1. Результаты анкетирования по пожарной безопасности.

Из диаграммы №1 можно сделать следующий вывод, что большинство учащихся нашей школы хорошо знают правила пожарной безопасности, стараются их соблюдают, смогут научить своих товарищей. Однако учащиеся начальной школы, слабо знают правила пожарной безопасности и им требуется дополнительные занятия по данной теме.

Диаграмма №2 Анализ вопросов

При анализе ответов детей на вопросы наиболее сложные для детей вопросы оказались,2,4,8, менее сложными 6,7,9,10, не вызвало ни каких затруднений вопросы №1,№3,№5.

2.4. Изучение оборудования кабинетов и служебных помещений школы.

Но пожарная безопасность складывается не только из знаний учащихся, как действовать при экстремальных ситуациях но и из того как оборудованы наши школьные кабинеты и служебные помещения. Для этого с помощью наблюдения и визуального исследования я пришел к следующим результатам.

Таблица №3. Оборудование кабинетов и служебных помещений

Название кабинета

Особенности стен

Особенности пола

Особенности мебели

Особенности потолка

Коридоры 1-4 этаж

Покраска водоэмульсионной краской. Стенды

Деревянный паркет

Отсутствует мебель. Наличие огнетушителя. Наличие противопожарных ниш в стенах. На окнах решеток нет

Лестничные пролеты

Покраска водоэмульсионной краской

Каменные лестница.

Отсутствует мебель. На окнах решеток нет. Лестничные пролеты оснащены поручнями из железа и дерева.

Эвакуационные выходы.

Покраска водоэмульсионной краской.

Полы каменные

Двери деревянные. эвакуационные выходы свободны. Обозначены сигнальными вывесками

Спортивный зал

Большие оконные пролеты. Покрашены водоэмульсионной краской

Пол деревянный. покрашен эмалью

Деревянные щитки и лавочки, железные кольца и основания для скамеек. наличие огнетушителя. Решеток на окнах нет

Актовый зал

Большие оконные пролеты. Покрашены эмалью

Пол деревянный, паркет, не покрашен.

Сцена деревянная, украшена специальными жалюзями. Наличие огнетушителя

Решеток на окнах нет

Школьные кабинеты

Стены покрашены водоэмульсионкой

Один кабинет покрашен на половину водоэмульсионной краской и эмалью.

Один кабинет полностью покрашен эмалью.

Деревянные покрашенные

В трех кабинетах постелен на полу линолеум

Мебель изготовлена из материала ЛДСП, парты - крышки ЛДСП, КАРКАС-МЕТАЛЛ, на окнах шторы. в семи кабинетах жалюзи. На окнах нет решеток.

Школьные кабинеты химии и физики Лаборатории

Стены выкрашены водоэмульсионной краской, на стенах стенды В кабинете физики на окнах жалюзи, в химии- шторы.

полы деревянные выкрашены эмалью

Мебель изготовлена из материала ЛДСП, парты - крышки ЛДСП, КАРКАС-МЕТАЛЛ. В кабинете находится порошковый огнетушитель. Специальный ящик для хранения средств пожаротушения. На окнах нет решеток

Раздевалка

Стены выкрашены водоэмульсионной краской

Полы каменные не крашеные

Оборудована железно - деревяными вешалками. наличие огнетушителей. Противопожарного щитка. Нет окон

Стены выкрашены эмалью. стенды

Полы каменные

Мебель ЛДСП. Мешень деревянные. Наличие огнетушителя и противопожарного ящика. Нет окон

Столовая

Стены выкрашены водоэмульсионной краской. На окнах Жалюзи

Выложены специальной плиткой для пола

Столы основа металл, крышки столов ЛДСП.

Наличие огнетушителя.И противопожарного ящика. На окнах решеток нет.


Таблица №4. Сравнительная характеристика материалов, которые применяются в оборудовании кабинетов.

Название материала

Химический состав

положительные стороны материала

Отрицательные стороны материала

Водоэмульсионная краска

В состав водоэмульсионных красок входят обычно 10-15 компонентов, в т.ч. (% по массе): 40-60%-ная водная дисперсия пленкообразователя 35-40; пигменты и наполнители 30-37; пластификатор 0-7; функциональные добавки 2-6. Содержание в водоэмульсионных красках сухого остатка 50-60%.

Не имеет резкого неприятного запаха и не создает вредных испарений. Легко смывается с рук и инструментов при помощи мыла

Выцветает Плохо моется.

Алкидная эмаль

Алкидные эмали производят на базе алкидных смол. Алкидную смолу получают из трех основных ингредиентов – спирта (глицерина либо пентаэритрита), кислоты (ангидрида фталевой кислоты) и важного модифицирующего агента – растительного. А также в состав входит маслаалкидный лак, диоксид титана, сиккатив, уайт-спирит, наполнитель, функциональные целевые добавки.

Повышенная укрывистость, благодоря использованию высококачественного диоксида титана; устойчивы к воздействию воды, масел и моющих средств; стойко к перепам температуры от -50 °С до +60 °С; Обладает отличными защитными и декоративными свойствам

Едкий запах при покраске, при необходимости разбавляют уайт-спиритом, сольвентом или скипидаром

Линолеум

однородное по всей толщине полотно, при производстве которого используются гранулы ПВХ и красители.

Повышенная износосотойкость. сравнительно дешев, наиболее пригоден для мест с повышенными показателями влажности и загрязнения. Срок службы 5-7 лет.

Основным недостатком многослойных поливинилхлоридных линолеумов является их значительная усадка.

При низких температурах эти линолеумы теряют гибкость.

Панели ПВХ

панели ПВХ - поливинилхлорид, красители.

легко моются и имеют стойкую окраску.

Долговечны, влагостойки, выдерживают механические нагрузки, обладают высокой термостойкостью и хорошей изоляцией

При высоких температурах не горят, а выделяют хлористый водород HCl

древесностружечная плита, произведённая на основе высококачественных ДСП, облицованная пленками с высоким содержанием меламина и покрытая специальным лаком, наличие формальдегида.

устойчивым к влаге и механическим повреждениям, такая плита обеспечивает превосходные потребительские качества, .

Рыхлость материала, наличие формальдегида

После того как был проведен анализ состава материалов из которых сделано оборудование большинства кабинетов.

Некоторые материалы подверглись небольшому лабораторному исследованию. Описание эксперимента приложение №3

Таблица №5. Результаты экспериментального исследования.

Материал горения

Визуальные наблюдения горения.

Физиологигические ощущения при горении данного материала.

Соскоб краски водоэмульсионный

Светлый дым, желтое пламя огня. Тлеет долго со светлым дымом.

Дым без запаха, но в горле першит

Соскоб краски акриловая эмаль

Светлый дым. Пламя желто-голубое. Тлеет долго, едкий неприятный запах.

Дым с едким неприятным запахом, першение в горле.

Линолеум

Дым светлый, горение с потрескиванием. Пламя желто-синее. Линолеум плавится и превращается в вязкую жидкую массу, едкий запах.

Першение в горле, слезы в глазах, вязкая масса может привести к ожогам кожи.

ЛДСП. Образец паркетной доски.

Дым светло-серый, горение с потрескиванием и искрением, Пламя темно желто-оранжевое,

Першение в горле, неприятный запах


2.5. Изучения наличия средств пожаротушения в школе.

Таблица №4. Наличие средств пожаротушения в помещении школы.

Огнетушитель.

Наличие противопожарных ящиков

Др. средства пожаротушения

Коридоры

ПК. В каждом коридоре. и в лестничных пролетах.

АПС 001/2007, С2000М, автоматическая пожарная сигнализация и оповещение людей при пожаре. По всей школе.

кабинеты

31, 28, 9, 39, 2, 3.

Библиотека

Раздевалка

Спорт.зал

Актовый зал

Плотная ткань, ящик с песком.

Столовая


Расположение огнетушителей показано на схемах эвакуации которые расположены на каждом этаже нашей школы, приложение №4. В школе используются порошковые огнетушители.

III. Достигнутые результаты и выводы.

В ходе проделанной работе можно сделать следующие выводы.

1. Все документы по противопожарной безопасности в школе есть и содержаться администрацией школы в порядке. Постоянно проводятся иструктажи как сотрудников школы так и учащихся школы.

2. В ходе анкетирования были получены удоволетворительные результаты, но однако часть учащихся не подготовлены к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть во время пожара, особенно плохо подготовлены по противопожарной безопасности младшие школьники. Это дает мне право говорить о том что в школе надо чаще проводить занятия в игровой форме с младшими школьниками по пожарной безопасности.

3. В ходе изучения оборудования кабинетов сделаны следующие выводы. Материалы которые использованы для кабинетов, при высоких температурах выделяют ядовитые вещества которые влияют на организм человека негативно (приложение №5). Следовательно школьной администрации надо стремиться к тому что бы применялись огнестойкие (негорючие) покрытия и покрытия с пониженной горючестью (не способные поддерживать горения) получают следующими путями:

  1. применением красок, не содержащих органических компонентов (силикатные, известковые, цементные);
  2. использованием галоген-, фосфор- и кремнийсодержащих пленкообразователей (полимеры и сополимеры винилхлорида, хлоркаучук, фтор- и фосфорсодержащие полимеры, полиэфиры на основе хлорэндикового, тетрахлор- и тетрабромфталевого ангидридов, органосиликатные материалы и др.);
  3. введением в состав красок веществ, задерживающих горение- антипиренов; в ряде случаев такие вещества могут выполнять функции пластификаторов, модификаторов, отвердителей.

4. В школе используются порошковые огнетушители, противопожарные ящики, централ изованная сигнализация в каждом кабинете (приложение №6). Преимущество порошкового огнетушителя показаны в таблице приложения №7. Но из результатов проведенного тестирования было видно что не все учащиеся школы умеют пользоваться огнетушителем, следовательно надо чаще проводить практические занятия в которых будут рассказаны правила работы с порошковым огнетушителем.

5. В целом в школе ведется полноценная работа по противопожарной безопасности.

VI. Перспективы продолжения.

Школа, объединяя учеников и учителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие учащимся навыков пожарообезопасной жизнедеятельности должно стать нормой школьной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью наравне с другими предметами.

Приложение к работе

"Изучение пожарной безопасности

МОУ-СОШ №7

Привокзального района г. Тулы."

Приложение №2.

Тест: Пожарная безопасность.

Кол. баллов.

Если случится пожар, как ты будешь действовать?

а) позвоню по телефону "01"

б) позову на помощь

в) убегу, никому ничего не сказав

Если комната начала наполнятся густым едким дымом?

а) открою окно, не закрыв дверь

б) буду продвигаться к выходу

в) закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу прижимаясь к полу

Если загорелась электропроводка?

а) буду тушить водой

б) обесточу электросеть, затем приступлю к тушению

в) буду звать на помощь

Если вас отрезало огнем в кабинете на 3-4 этаже (телефона нет), что вы будете делать?

а) мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в деревянном проеме, сократив приток дыма через окна, буду звать на помощь

б) сделаю веревку из крученных штор и буду спускаться

в) буду звать на помощь

Ваши действия в случаи если во время урока сработала пожарная сигнализация?

а) продолжу выполнять задание урока,

б) быстро встану из-за парты, оставлю вещи, на своих местах, закрою окна, вместе с классом покину помещение, плотно прикрыв входную дверь в кабинет,

В) встану из-за стола, соберу вещи в портфель, покину помещение, плотно прикрою входную дверь в кабинет.

Если на вас загорелась одежда?

а) побегу, попытаюсь сорвать одежду

б) остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя

в) завернусь в одеяло

Ваши действия если вы увидели что из подвального помещения школы идет густой, едкий дым?

а) пойду домой и позвоню 01

б) посмотрю какая причина привела к такому дыму

в) сообщу администрации или охраннику школы, позвоню по телефону 01

Как пользоваться порошковым огнетушителем?

а) поставить его на пол выдернуть чеку, направить сопло на пожар, нажать на рычаг, уйти с места пожара

б) направить сопло и ствол пожара на очаг пожара, держать в вертикальном положении, сорвать пломбу выдернуть чеку, нажать на рычаг приступить к тушению пожара

в) направить сопло на очаг пожара, потрясти в разных направлениях, выдернуть чеку, сорвать пломбу, нажать на рычаг, приступить к тушению пожара

Вы подошли к классному кабинету и увидели, что из-под двери кабинета валит дым. Ваши действия.

а) войти в кабинет и узнать причину задымления

в) пойти к первому попавшемуся на пути учителю, сообщить об увиденном, позвонить по телефону «01» в пожарную охрану

Для тушения пожара используют:

а) мусор, воду, бензин, песок, масло

б) воду, песок, плотную ткань

в) огнетушитель, вода, плотная ткань,

г) воду, огнетушитель, песок, плотную ткань,


Если дети набрали 25-30 очков, то они хорошо знают правила пожарной безопасности, стараются их соблюдают, смогут научить своих товарищей.

Если 20-24 очка, то они должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.

Если менее 20 очков, необходимо серьезно заняться изучением правилам пожарной безопасности. что поможет избежать пожара, а в экстремальной ситуации - сохранить свою жизнь.

Приложение №3.

Эксперимент по изучения горения некоторых материалов, которые используются для оборудования школьных кабинетов.

Выяснить как происходит горение материалов: водоэмульсионной краски, акриловой эмали, линолеума, панели ЛДСП, паркетной доски.

Какие вещества выделяются при горении, как они действуют на организм человека.

Оборудование и материалы.

Образцы исследуемых материалов, горелка, огнеупорные емкости, емкости для сбора газа.

Ход работы.

1. взять образцы исследуемых материалов:

Соскоб со стен водоэмульсионной краски, акриловые краски, образец линолеума

5см Х 5см, образец ЛДСП 5 смХ5см, образец паркетной доски.

2. Распределить образцы по несгораемым емкостям. Пронумеровать образцы.

3. Поджечь последовательно образцы. Проанализировать явления которые происходят с образцами. Наблюдения записать в таблицу.


4.Обосновать с помощью дополнительного материала, какие продукты горения выделяются при горении и какой вред они наносят. Вывод сделать в табличной форме.


Приложение №4

Эвакуационные схемы, которые расположены на каждом этаже школы. На схемах показаны места расположения огнетушителей и ПК, а также кнопок противопожарной безопасности.

Приложение №5.

Результаты экспериментального исследования материалов.

Приложение №6

Средства пожаротушения.

Огнетушитель ОП-4 порошковый закачной предназначен для тушения горящих жидкостей, твердых веществ, газов и электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В.


Приложение №7

Сравнительная характеристика огнетушителей.

Название огнетушителей

Применение

Недостатки

Жидкостные огнетушители(ОЖ)

В качестве жидких огнетушащих составов обычно применяют водные растворы различных химических соединений или воду с добавками поверхностно-активных веществ, то есть перекрывающих доступ кислороду.

применяют главным образом при тушении загорании твердых материалов органического происхождения: древесины, ткани, бумаги и др.

несмотря на простоту конструкции и обслуживания, имеют ограниченное применение, так как (за исключением огнетушителей с раствором “легкая вода”) не пригодны для тушения нефтепродуктов, а также потому, что водные растворы минеральных солей очень сильно корродируют корпус и выводят его из строя, то есть корпуса просто напросто ржавеют.

Пенные химические огнетушители(ОХП)

Огнетушители воздушно пенные(ОВП)

Огнетушители углекислотные(ОУ)

Порошковый огнетушитель

В пенных огнетушителях применяют либо химическую пену, полученную из водных растворов кислот и щелочей, либо воздушно-механическую пену, образованную из водных растворов пенообразователей потоком рабочего газа: воздуха, азота или углекислого газа.

Огнетушащим средством СОз-огнетушителей является сжиженный диоксид углерода (углекислота, как в газированной воде). Углекислотные огнетушители подразделяются на ручные, передвижные и стационарные.

Заряжены огнетушащим порошком и инертным газом под давлением 16 атм., это может быть азот, углекислота или воздух. (в отличие от газогенераторного огнетушителя).

Огнетушители химические пенные. ОХП имеют широкую область применения, за исключением случаев, когда огнетушащий заряд способствует развитию процесса горения или является проводником электрического тока.

Предназначены для тушения воздушно механической пеной средней кратности пожаров всех горючих материалов, за исключением щелочных металлов, электроустановок под напряжением и веществ, горение которых происходит без доступа воздуха

Ручные маломагнитные предназначены для тушения загорании в электроустановках под напряжением до 1000В, а также различных веществ и материалов, за исключением тех, которые могут гореть без доступа воздуха. передвижные предназначены для тушения пожаров горючих и легковоспламеняющихся жидкостей на площади до 5 м 2 , электроустановок небольших размеров, находящихся под напряжением, двигателей внутреннего сгорания, а также загорании и пожаров в тех случаях, когда применение воды не дает положительного эффекта или нежелательно (например, в музеях, картинных галереях, архивах и т. п.).

Данным типом огнетушителя возможно тушение пожаров класса А, В, С или ВС в зависимости от вида применяемого порошка. В конструкцию данного огнетушителя входит запорное устройство, которое позволяет открывать и закрывать его простым движением руки, не прикладывая особых усилий. Преимуществом данного типа огнетушителя является манометр, установленный на головке огнетушителя и показывающий степень его работоспособности

Узкий температурный диапазон работы; зависимость параметров (время выброса заряда, дальность струи) от температуры окружающей среды; возможность повреждения объекта тушения; невысокая огнетушащая способность; необходимость перезарядки (1 раз в год); необходимость усиленного антикоррозионного покрытия корпуса.

К недостаткам огнетушителей ОВП относятся опять же узкий температурный диапазон применения, высокая коррозионная активность заряда, а так же, как и при работе с огнетушителями типа ОЖ и ОХП, невозможность применения при тушении пожаров и загорании электроустановок под напряжением, так как смесь проводит ток, и попытка тушения приводит к удару током.

К недостаткам ОУ можно отнести то, что при работе с ним нельзя прикасаться оголенными частями тела к раструбу огнетушителя т.к. при выходе углекислоты из раструба огнетушителя создается температура -75 0 С что может привести к изотермическим ожогам, так как холод серьёзно обжигает.

Отсутствие при тушении охлаждающего эффекта, что может привести к повторному воспламенению уже потушенного горючего от нагретых элементов строительных конструкций или оборудования;

Значительное загрязнение порошком защищаемого объекта не позволяет использовать порошковые огнетушители для защиты вычислительных залов, электронного оборудования, электрического оборудования с вращающимися элементами, музейных экспонатов и т. п.

В результате образования порошкового облака при тушении образуется высокая запыленность и резко снижается видимость (особенно в помещениях небольшого размера);