Правила общения с ДПС: как корректно вести разговор и не попасть впросак? Остановка по требованию

У большинства водителей встреча на дороге с вызывает стресс, волнение и боязнь получить постановление о . Помочь преодолеть страх смогут знания и навыки общения с сотрудниками Госавтоинспекции. Итак, давайте поговорим о том, что делать и как себя вести, если остановили сотрудники ДПС, инспектора ГИБДД, какие грубые ошибки при общении с ними чаще всего допускают водители.

Правила общения при первой встрече с инспектором ДПС ГИБДД

Итак, как же вести себя с ДПС при остановке? Когда инспектор производит остановку транспортного средства, водитель обязан остановиться в любой ситуации. Однако следует осуществлять грамотно.

  • Необходимо включить поворотник и встать на обочину.
  • Если в месте торможения , то целесообразно проехать подальше и остановиться в разрешенном месте. Исключением является тот случай, когда своеобразным знаком остановки является автомобиль сотрудников ГИБДД с включенными сигналами. Нарушение правил парковки чревато тем, что инспектор выпишет за это штраф.

Инспектор обязан представиться водителю и сообщить причину торможения. Если она не названа, то автомобилист вправе не предъявлять никакие документы.

Покидать салон транспорта можно лишь по требованию стража правопорядка при наличии веских причин.

В видео ниже представлены полезные советы и новинки по общению с ГИБДД:

Видеосъёмка и аудиофиксация разговора

Нарушение законодательных норм возможно не только со стороны автомобилиста, но и инспекторов. В этой ситуации водители часто задаются вопросом о правомерности различных способов фиксации беседы с сотрудниками ГИБДД. Российское законодательство разрешает осуществлять видеосъёмку, фото- и аудиофиксацию, если отсутствуют запрещающие нормы. О них инспектор должен сообщить водителю.

Категорически запрещено снимать там, где в зоне видимости расположен стационарный пункт инспекции или в его помещении. В иных случаях требование сотрудника ГИБДД о прекращении фиксации является незаконным.

Как вести себя при совершении правонарушения на дороге

В ситуации, когда инспектор осуществляет остановку транспортного средства за нарушение ПДД, водителю помогут некоторые практические советы:

  • Когда инспектор сообщает информацию о том, что водитель совершил нарушение, следует потребовать доказательства. Такая мера целесообразна, когда автомобилист не совершал .
  • Если составлен, а , то свою позицию следует отразить соответствующими объяснениями. Это поможет в дальнейшем .
  • Когда водителю в вину вменяется , то он вправе потребовать предъявить показания радара. На нем должна быть зафиксирована скорость непосредственно перед остановкой машины, номерные агрегаты. По отзывам некоторых автомобилистов, инспекторы часто предъявляют показания других нарушителей.
  • Если водитель обвиняется в том, что во время движения, то инспектор обязан предъявить данные . В противном случае автомобилист может заявить, что отстегнул ремень сразу после остановки транспортного средства.

Важные нюансы при общении с ДПС водителя, нарушившего ПДД, представлены в видео ниже:

Применение навыков общения с инспекторами ГИБДД, а также использование следующих советов помогут водителям на дорогах:

  • При разговоре со стражем правопорядка необходимо быть вежливым, обходительным и тактичным.
  • При отстаивании прав и интересов следует ссылать на конкретные законодательные нормы, приводить факты и аргументы.
  • Не нужно выходить из автомобиля, если для этого отсутствуют причины.
  • Важно помнить, что инспектор должен представиться при остановке транспортного средства, по требованию водителя показать служебное удостоверение и нагрудный знак, а также обязательно сообщить о причинах остановки.
  • Инспектор обязан работать исключительно на служебном автомобиле, который должен быть хорошо виден всем участникам дорожного движения. В противном случае это считается нарушением должностных требований и чревато взысканиями.
  • При общении со стражем правопорядка необходимо заблокировать двери, а стекла опустить не полностью. Такие действия позволят обезопасить себя в случае с недобросовестными сотрудниками.

Про причины для остановки ТС инспектором ГИБДД и последующее в ним общение рассказывают специалисты в данном видеоролике:

Как вести себя с сотрудниками ДПС? Общение с сотрудниками ДПС не доставляет удовольствия, даже если вы ничего не нарушали и все документы у вас в полном порядке. Так уж повелось, что любой разговор с «работниками свистка и жезла» заканчивается стрессом и потраченными нервами. Чаще всего проблемы и сложности возникают у водителей, которые просто не знают своих прав и обязанностей в отношении сотрудников ДПС. А ведь если разобраться, все не так уж страшно!

Итак, вы увидели, как в сторону вашей машины махнул жезлом сотрудник ДПС . Не спешите давить на тормоз и останавливаться в то же мгновение. Если инспектор останавливает вас вне стационарного поста, у него должны быть для этого весьма существенные причины: вы, к примеру, нарушили Правила дорожного движения, у вас под стеклом нет талона о прохождении техосмотра , вы или ваш пассажир находятся в розыске или на дороге проводится спецоперация. Просто так для обычной проверки документов останавливать вас на дороге не должны. Помните, что мошенники иногда «маскируются» под сотрудников ДПС и в темное время суток тормозят машины на пустынных дорогах. Если вас попытался остановить такой «боец-одиночка», лучше всего доехать до ближайшего поста и рассказать о случившемся настоящим ДПСниками.

Если же дело происходит возле стационарного поста или у инспектора действительно есть основания вас тормозить (всякое бывает!), лучше все-таки остановиться. Поставьте машину так, чтобы она не мешала другим участникам движения.

Приучите себя не выскакивать из автомобиля и не бежать к инспектору с документами наперевес и заготовленной заранее оправдательной речью. Для начала просто опустите стекло и дождитесь, пока остановивший вас сотрудник ДПС представится. Кстати, если вместо фамилии-имени и звания вы услышали невнятный бубнеж, можете смело переспросить или даже потребовать предъявить служебное удостоверение (по закону вы имеете на это право). Помимо своих данных инспектор также должен озвучить причину, по которой ваш автомобиль был остановлен.

Вам также будет полезно знать, что в российском законодательстве нет такого документа, который бы запрещал снимать сотрудника ГИБДД на видео или записывать разговор с ним на диктофон. Помните однако, что съемка стационарных контрольно-пропускных пунктов запрещена.

«Откройте багажник!» - это одна из самых распространенных фраз, которую слышат водители от инспекторов. Однако чаще всего особо рьяные ДПСники путают понятия «осмотр» и «досмотр» автомобиля. Если речь идет об осмотре, то он может быть визуальным или техническим. Инспектор может осмотреть автомобиль снаружи, заглянуть в салон через стекла или открытые вами двери, а . Если речь идет об изучении содержимого вашего багажника или детальном рассмотрении салона, требуйте составления протокола и приглашения двух понятых. По закону досмотр (а в данном случае речь идет именно о нем) проводится только в таких условиях. Кстати, согласно статье КоАП, при досмотре автоинспектор ни в коем случае не должен трогать или перемещать ваши вещи собственными руками, он может лишь попросить вас отодвинуть пакет или поднять коврик. В противном случае, это уже не досмотр, а обыск, для которого нужна соответствующая санкция.

Очень распространенная на наших дорогах процедура, которой подвергаются водители, - это проверка на алкогольное опьянение . Проще говоря, сотрудники ДПС просят вас «дыхнуть в трубочку», чтобы понять, пьяны вы или нет. Прибор, который используется для этой процедуры, должен обязательно выводить результаты теста на бумажный носитель. Если у вас есть сомнения в подлинности или корректности работы прибора, вы вправе потребовать у автоинспектора всю документацию на него. Если вы не согласны с результатами теста, обязательно зафиксируйте это в протоколе и требуйте проведения процедуры медицинского освидетельствования. Ее также проводят в том случае, если водитель вообще отказывается «дышать в трубочку». Поездка к врачу, конечно, отнимет у вас достаточно времени, зато поможет доказать вашу правоту.

К сожалению, сегодня очень распространены ситуации, когда сотрудник ГИБДД обвиняет водителя в нарушении, которого тот не совершал. Попросту говоря, «подставляет» или «разводит» не слишком грамотного автомобилиста. Если вы уверены в своей правоте и законопослушности, ни в коем случае не оправдывайтесь и не пытайтесь «уладить все на месте» (даже если жалко потраченного времени и нервов). Спокойно объясните инспектору свою позицию, потом зафиксируйте ее в протоколе. Отдельно укажите в документе, что с претензиями сотрудника ГИБДД не согласны и Правила дорожного движения не нарушали. Если в самом протоколе не хватило места для ваших объяснений и вы взяли чистый лист или вы хотите приложить какие-то дополнительные документы (схему, ходатайство и т.д.), укажите это в графе «Объяснения лица». Обязательно впишите в протокол данные свидетелей, если они существуют; не верьте сотруднику ГИБДД, что муж или другой родственник, ехавший с вами в машине, не может выступать в качестве свидетеля. Проследите, чтобы в протоколе не осталось пустых граф (поставьте на них знак Z), и не пишите ничего под диктовку автоинспектора.

Напоследок отдельный совет для женщин-водителей: не забывайте о том, что вас остановил не МУЖЧИНА, а СОТРУДНИК ДПС при исполнении. В общении с ним не стоит пускать в ход свои чары обольстительницы или пытаться разжалобить его образом «наивной дурочки». Есть вероятность, что ваши «этюды» произведут прямо противоположный эффект - вместо конструктивной беседы получится конфликт. Разговаривайте с автоинспектором вежливо и спокойно - этого вполне будет достаточно.

Как говорится, «предупрежден, значит, вооружен». Хочется верить, что знание законодательства и его соблюдение избавят вас от проблем в общении с сотрудниками ДПС.

Многие участники дорожного движения плохо разбираются в тонкостях законодательства, что позволяет сотрудником ГИБДД безнаказанно нарушать прописанные в нем пункты и постановления. В ситуации с остановкой авто по требованию инспектора – законные интересы и права граждан часто не учитываются. Случаи неправомерных действий экипажей ДПС не так уж и редки, так как же должен вести себя водитель? В этом поможет памятка водителю при общении с ДПС.

Инспектор, остановив любое транспортное средство, обязан действовать согласно основным процессуальным правилам, внутреннему распорядку действий сотрудника ДПС, а также административному регламенту.

Если инспектор ГИБДД просит остановить автомобиль

Во-первых , нужно обязательно остановиться, причем в том месте, на которое указал сам инспектор. Далее включается аварийная сигнализация, выключается все внешнее освещении (касается фар и габаритов), закрываются дверные фиксаторы, поднимаются стекла, выключается музыка в салоне. Водительское окно не закрывают полностью, двигатель не глушат.

Во-вторых , и это важно, не выходить из салона. Не сразу же после остановки, не в процессе беседы с инспектором. Исключение – обоснованные ситуации досмотра ТС.

Отлично, если у водителя ведется запись на видеорегистратор. Съемка должна настраиваться так, чтобы лицо инспектора постоянно находилось в кадре. Желательно, чтобы запись велась непрерывно. Инспектор обязан представится, четко и громко. После чего можно задать ему вопрос: «Выполнил/а ли я Ваше требование об остановке?». Обязательно получить положительный ответ.

В ситуации, когда инспектор ГИБДД, остановив машину, не начал двигаться в ее сторону, водитель имеет право уехать. То, что сотрудник ДПС проигнорировал остановку и не подошел – зафиксировать на видео и дать голосовые комментарии.

Как разговаривать с инспектором ДПС

Общение с сотрудниками ГИБДД надо начинать с уточнения законную причину для остановки авто. Проговорить ее вслух в форме вопроса, обращенного к ИДПС, дождаться положительного ответа, при этом все фиксируется на камеру.

  • Уточнить, какой именно пункт ПДД был нарушен водителем и какая статья КоАП будет задействована при протоколировании. А также получить от инспектора информацию о том, какой именно штраф предусмотрен за данное правонарушение. Все это должно быть зафиксировано на камере.
  • Водитель имеет право требовать у инспектора ДПС предоставить служебное удостоверение, причем в развернутом виде. Если он откажется это делать, или вместо официально документа предъявит справку/выписку – можно смело уезжать. А затем набрать 102 и передать им записанный разговор, сопровождая его информацией, что в таком-то месте некто, одетый как ИДПС пытался остановить авто, но удостоверения не предоставил, после чего автовладелец, опасаясь за свою жизнь и имущество, покинул место остановки.

Какие документы предоставляет водитель при общении с инспектором ДПС

При предъявлении удостоверения – записать номер жетона и удостоверения, личные данные, должность, до какого числа действует. После поинтересоваться у инспектора ДПС, по какой причине он требует водительские документы и что собирается с ними сделать.

На законных основаниях могут быть запрошены всего три документа: права, техталон, документ, подтверждающий регистрацию ТС. Все документы должны передаваться по одному, при этом водитель дает комментарии на камеру. Согласно законодательной базе – другие документы инспектор ГИБДД не имеет права требовать.

При требовании договора о страховании, водитель вправе отказать, поскольку этот документ может быть запрошен только при составлении протокола. Если инспектор не собирается этого делать, то страховой полис ему не нужен.

Неадекватные и незаконные действиях ДПС

Если инспектор, взяв документ, сел в патрульное авто и уехал – нужно немедленно ехать в РОВД и писать заявление о грабеже. Все данные сотрудника ГИБДД, совершившего правонарушение, у водителя должны быть зафиксированы.

В ситуации, когда инспектор ДПС взял документ и ушел – звонят по телефону доверия. Весь разговор также должен фиксироваться на камеру. Далее следует рассказать о своем случае, указав ФИО инспектора, госномер патрульного авто. Рассказывать по следующей схеме: какие обвинения предъявлены в устной форме, о том, что инспектор ушел с документами и намекает на дачу взятки, не составляя протокол. Попросить о том, чтобы с инспектором связались с целью возврата документов.

Водитель обязательно должен упомянуть в разговоре, что салон он не покинет, поскольку опасается противоправных действий со стороны экипажа ГИБДД. Если прошло время, протокол не составлен, а документы так и не вернули – звонить еще раз.

Если и это не помогает, то увы, придется выйти из машины, взять включенную камеру и подойти к инспектору ГИБДД. Четко проговорить ему: «Пишите протокол. Однако я с ним буду не согласен. Если протокол не пишете, то верните документ». Делать это до тех пор, пока не будут возвращены документы или написан протокол.

Если инспектор ДПС пытается уклониться от своих обязанностей, и при этом уже намерен останавливать другие машины – то он не имеет на это права, пока не будет решен предыдущий вопрос. Нужно все фиксировать на камеру, а потом писать жалобу.

Когда ДПС утверждает, что должен проверить что то по базе – звонят в 102, переключаются на дежурного по ГИБДД и требуют, чтобы дежурный обязал инспектора вернуть документы, после чего тот может проверять по своим базам все, что угодно.

После таких действий документ должны вернуть достаточно быстро. При желании, водитель может обратиться в Прокуратуру и написать заявление о превышении инспектором своих служебных полномочий.

Правила общения с сотрудниками ГИБДД при составленном протоколе

Когда протокол написан и предоставлен водителю, он вправе:

  • Сообщить инспектору ДПС, что собирается ходатайствовать об изменении сроков рассмотрения дела.
  • Уточнить, все ли важные данные были внесены им в протокол. Если есть подозрение, что не все – перепроверить протокол и попросить заполнить как надо.
  • Как только протокол получен, можно поднимать стекло.
  • Никогда, ни при каких условиях нельзя возвращать инспектору ДПС копию протокола. Она принадлежит водителю и никак иначе.
  • В протоколе есть место для подписи, а также пометка, что гражданин с претензиями ознакомлен и знает, где, кто и когда будет рассматривать дело. Нужно требовать, чтоб ознакомили, если этого не происходит, то так и записать «Не ознакомлен». Затем подписывать.
  • Если автовладелец не согласен с протоколом, то так и написать: «Не согласен. Не нарушал. Ходатайствую о переносе сроков рассмотрения дела не менее, чем на три дня. Поскольку нуждаюсь в обращении за юридической помощью».

Все, кто находился на тот момент в машине, могут быть вписаны в протокол как свидетели и инспектор не имеет права отказать в этом. Любые угрозы, нарушения и притеснения со стороны ИДПС должны быть зафиксированы в протоколе. Если экипаж ГИБДД также снимал все происходящее на камеру – следует указать ее марку и номер. Протокол должен быть заполнен в двух экземплярах, один из которых остается у владельца ТС.

Видео: Советы и правила общения с сотрудниками ГИБДД.

В пунктах 43 и 44 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России № 664 (ред.от 21.12.2017), описаны принципы, которых должен придерживаться сотрудник ДПС при общении с водителем. К основным относятся: вежливость, тактичность, проявление спокойствия и выдержки, обращение исключительно на «Вы». Среди прочего инспектор обязан воздерживаться от грубости, оскорбительных выражений и реплик, не быть заносчивым, не делать предвзятых замечаний.

Все эти правила работают и в обратную сторону, а значит крайне актуальны для каждого водителя. Даже если вы считаете, что ничего не нарушили, старайтесь вовремя умерить свой пыл и общаться c инспектором вежливо - так уладить все разногласия будет в разы проще.

Не требуйте

«Немедленно сообщите, почему вы меня остановили!» - не самая лучшая формулировка, согласитесь? А если добавить к подобному вопросу пренебрежительный, высокомерный тон, то каши уже явно не сваришь.

Инспектор обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, а также, если вы об этом попросите, показать удостоверение, затем сообщить причину и цель своего обращения (п. 45 Административного регламента). В противном случае водитель может сам проявить инициативу и в вежливой форме попросить сотрудника ДПС представиться, а также пояснить причину остановки. Главное - выражать свои просьбы тактично.

Не запрещено лишний раз уточнить или попросить инспектора дополнительно разъяснить свои требования,замечания, основание и причину, по которой ограничиваются права и свободы автомобилиста, суть нарушения и конкретную норму закона, на которую ссылается сотрудник ГИБДД (пп. 43, 45, 50 Административного регламента). Максимально доступно и недвусмысленно отвечать на вопросы водителя - прямая обязанность сотрудника ДПС. «Качать права» - не лучшее решение, куда продуктивнее общаться уважительно и опираться на конкретные нормы регламента.

Не забывайте о своих правах и обязанностях

Добрая половина дорожных споров с сотрудниками ДПС чаще всего возникает из-за банального незнания норм ПДД, КоАП,ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Административного регламента. Каждый, кто садится за руль, должен досконально изучить Правила дорожного движения (п. 11 Административного регламента и п. 1.3 ПДД).

Не менее важно знать и правила общения с инспектором ГИБДД. Нюансов много. К примеру, автомобилист не обязан в случае остановки авто сразу же покидать салон машины: достаточно опустить стекло со стороны водителя и ждать, когда инспектор подойдет к вам (п. 48 Административного регламента). Правда, если есть объективные обстоятельства, по которым находиться на проезжей части и подходить к двери водителя для инспектора небезопасно, он может обратиться к водителю с противоположной стороны машины или действовать по ситуации. Например, попросить открыть любое другое окно и даже предложить переместить машину в указанное им место (пп. 48 и 93.2 Административного регламента). Раздражаться, удивляться, спорить в таких случаях не стоит, ведь это право сотрудника ДПС, которым он может воспользоваться. Кроме того, в определенных ситуациях инспектор вправе предложить автомобилисту выйти из авто.

Перечень случаев, в которых сотрудник ДПС может предложить покинуть салон авто:

  • наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции (п. 93.1 Административного регламента);
  • если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда поведение участника дорожного движения создает угрозу личной безопасности сотрудника (п. 93.1 Административного регламента);
  • занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов (п. 93.3 Административного регламента).

Еще один из важных аспектов касается документов. Передавая инспектору на проверку документы, нужно позаботиться о том, чтобы они были без обложек, удерживающих устройств, лишних предметов, денег и ценных бумаг (п. 53 Административного регламента). Знание основных правил поможет избежать недопониманий.

Не оправдывайтесь

Водитель бывает в корне не согласен с тем,что он нарушил ПДД. Что в таких случаях происходит чаще всего? Как правило, он либо оправдывается, либо красноречиво доказывает, что ничего не нарушал. Хотя первое, что нужно сделать, это потребовать доказательства своей вины. К примеру, данные фото- видеосъемки, на которых отчетливо зафиксировано нарушение. Помните, что водитель не обязан доказывать свою невиновность (презумпция невиновности), кроме случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (ст. 1.5 КоАП РФ).

Доказывать вину водителя должен сотрудник Госавтоинспекции. Поэтому достаточно корректно сообщить ему о своей невиновности и праве не свидетельствовать против себя (п. 1 ст. 51 Конституции).

Когда дело дойдет до составления протокола, водителю должны разъяснить права и обязанности, о чем делается отметка в документе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ). Оформляя саму бумагу, внимательно читайте каждый ее пункт. В протоколе должно быть описано нарушение, которое водитель совершил, с обязательным указанием места и времени. Проверьте дату, указание на место составления протокола, должность, фамилию и инициалы сотрудника ГИБДД, собственные данные и данные свидетелей, если таковые имеются (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Если ваше мнение по определенной ситуации идет вразрез с позицией инспектора, смело дополняйте документ своими объяснениями, замечаниями, аргументированно излагайте собственную точку зрения (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Ставьте прочерки в незаполненных строчках и обязательно снабдите протокол формулировкой «С нарушениями не согласен. ПДД не нарушал». Корректно настаивайте на том, чтобы в документе фигурировал термин «водитель», а не «нарушитель». И не забудьте попросить копию протокола (ч. 6 ст. 28. 2 КоАП РФ). Не теряйтесь, не робейте, не идите на конфликт, просто запомните, на что вы имеете право, и тактично настаивайте на своем.

Не будьте голословными

Спор без фактов лишен смысла. Старайтесь всегда подкреплять свою позицию ссылками на конкретные нормы. Когда вы апеллируете к букве закона, найти контраргументы крайне сложно. Скажем, если вас остановили и утверждают,что во время движения вы были не пристегнуты, то обязательно попросите инспектора ГИБДД предоставить фотографии или видео, на которых будет четко видно,что это так. Если доказательств нет, а упор сделан на то, что в момент разговора с инспектором вы не пристегнуты, то можно ссылаться на ст.12.6 КоАП РФ, в которой четко сказано, что пристегиваться нужно только во время движения автомобиля. Из чего прямо следует, что автомобилист может отстегнуться непосредственно после остановки машины, чтобы извлечь, примеру, документы из кармана.

Если в машине есть видеорегистратор, который одновременно снимает и происходящее в салоне, и за его пределами, это подтвердит вашу позицию. Если же камеры нет, так же как и доказательств, а инспектор все равно настаивает на своем, попросите составить протокол и укажите все свои доводы, отметив, что прямых доказательств вашей вины нет.

Случаются также ситуации, когда замок ремня выходит из строя или рвется прямо в дороге (всякое может быть). В этом случае тоже не стоит паниковать. Нужно объяснить сотруднику ДПС, что инцидент случился прямо в пути и вы направляетесь к месту стоянки либо СТО для устранения неисправности (п. 2.3.1 ПДД). И наконец, если конструкцией вашей машины вообще не предусмотрено наличие ремней безопасности, то нарушения с вашей стороны также не будет (ст. 12.6. КоАП РФ).

Правовая грамотность поможет тактично разрешить массу спорных моментов, опираясь на конкретные факты, а не на голословные заявления. Общаясь с инспектором ГИБДД, не стоит идти на поводу у эмоций, какой бы ни была ситуация. Залог успешного диалога -вежливость и знание норм права.

Проезжая мимо стационарного или мобильного поста ГИБДД, нужно следить за действиями полицейского. Если ваша машина одна на дороге и инспектор машет жезлом, то его требование об остановке явно относится к вам. Если вы следуете в транспортном потоке, то инспектор должен указать жезлом или другой рукой именно на вашу машину. Частой ошибкой водителей является остановка по любому взмаху жезла полицейского. Если вы не уверены, что взмах жезла относится к вам, то проехав пост, посмотрите на инспектора в зеркало, не машет ли он вслед вам вслед, требуя остановить машину.

Требование инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства должно быть обязательно исполнено, независимо от того, было нарушение ПДД или не было. Невыполнение требования полицейского является правонарушением, предусмотренным ст.12.25 ч.2 КоАП, которое наказывается штрафом в 500-800 рублей. При этом остановка должна производиться не спонтанно, а без нарушения требований ПДД. Для этого следует включить правый поворотный фонарь, убедиться, что нет помех для выполнения манёвра, съехать на обочину или к правому краю дороги и остановиться в указанном месте.

Основные правила общения с инспектором ДПС

При остановке машины водитель вправе вести переговоры с инспектором, не покидая автомобиль. Однако согласно п.70 пп. «а» Административного регламента, который был утвержден Приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. за номером 185, полицейский может потребовать у водителя покинуть салон авто последующим причинам:

  • для устранения каких-либо нарушений в правилах грузоперевозки или неисправностей в автомашине;
  • при обнаружении у водителя каких-либо признаков наркотического, алкогольного опьянения или признаков нездоровья водителя;
  • для выполнения номерной сверки основных агрегатов машины при его участии;
  • для осмотра перевозимого груза, автомашины или личного досмотра;
  • для оказания помощи инспектору или участникам происшествия в проведении процессуальных действий;
  • если поведение водителя угрожает личной безопасности полицейского.

Инспектор должен представиться водителю, озвучит звание и должность, а также сообщить причину остановки. Далее он вправе потребовать передачу ему нужных документов для проведения проверки и составления протокола правонарушения. Водитель также имеет право на встречное требование о представлении служебного удостоверения, которое должно быть показано ему в развёрнутом виде без передачи в руки (см. п.20 абзац 5 Приказа МВД РФ №185 об Административном регламенте от 2.03.09).

Видео: Общение с ДПС, остановка без причины. Беспредел ГИБДД

Несмотря ни на какие обстоятельства остановки, автомобилисту важно выдержать корректный тон общения с сотрудником полиции, не допускать при этом излишнего волнения, страха, оскорблений, угроз, попыток неисполнения законных требований, не предлагать денежного вознаграждения. Следует помнить, что моральное или физическое оскорбление полицейского, находящегося при исполнении должностных обязанностей преследуется по закону:

1. публичное оскорбление должностного лица при исполнение служебных обязанностей при посторонних лицах влечёт наказание по ст.319 УК РФ, включающее в себя одно из трех наказаний:

  1. штрафом в размере до 40 000 рублей или 3-х месячной зарплаты виновника;
  2. обязательными работами на общественных работах в пределах 360 рабочих часов;
  3. исправительные работы на срок до 12 месяцев.

2. личное оскорбление наедине квалифицируется по ст.20.1 ч.2 КоАП РФ как мелкое хулиганство и наказывается заключением под стражу на 15 суток или штрафом от 1 до 2,5 тыс. рублей.

Если Правила были действительно нарушены, то автомобилисту следует спокойно выслушать все доводы инспектора ДПС, проверить правильность применяемой статьи ПДД и КоАП, подписать протокол и получить штрафную квитанцию, по которой оплатить в ближайшей кассе Сбербанка или платёжном терминале требуемую сумму штрафа. Если водитель не согласен с решением инспектора, то ему следует указать своё несогласие и доводы в протоколе правонарушения, подписать документ и готовиться к обжалованию штрафного постановления в вышестоящем органе ГИБДД или в суде.

Видео: Как нужно правильно снимать разговор с инспектором ДПС на видеорегистратор

  1. Убедившись, что требование инспектора ГИБДД об остановке относится именно к его машине, водитель обязан остановиться в указанном месте, не нарушая при этом ПДД.
  2. Если это происходит в позднее время суток в отсутствие других машин, то в целях безопасности нужно заблокировать двери, включить диктофон или мобильный аппарат в режим записи и произнести число, место и время события, поджидая прибытия полицейского. Согласно пп.24-25 обеим сторонам разрешено во время общения применять звуко- и видеозаписывающие приборы.
  3. По прибытии полицейского нужно открыть немного приспустить окно, чтобы выслушать его представление и причину остановки, а также требование о предъявлении необходимых документов, которые он должен сообщить в соответствии с положениями п.20 Регламента. При обвинении в совершении правонарушения полицейский должен указать пункты ПДД и КоАП, которые явились основанием его действий по остановке транспорта. Если же машина остановлена по другим причинам, перечень которых приведён в п.63 Регламента, то он обязан изложить их ясно и вежливо, разъясняя при этом обязанности и права водителя.
  4. Если действия полицейского носят невежливый или противоправный характер, а также при несогласии с его обвинением, водитель вправе потребовать предъявления служебного удостоверения. При этом следует записать данные и номер нагрудного жетона инспектора, заявив, что его действия будут обжалованы. Также нужно уточнить наименование районного отделения ГИБДД, которое он представляет.
  5. Согласно требованиям ст.5 Закона о полиции полицейский обязан в каждом случае ограничения гражданских прав давать разъяснения об основаниях и возникающих при этом обязанностях и правах граждан. Жалобу на незаконные действия полицейского гражданин может подавать в любое время по единому телефонному номеру 8 800 200 53 35 или «горячим телефонам» своего районного отделения ГИБДД.
  6. Не садиться в полицейскую машину без основательной причины, при необходимости пригласить пассажира поучаствовать в составлении протокола в качестве свидетеля.
  7. Не следует оправдываться и давать объяснения по поводу совершённого нарушения, нужно требовать доказательств своей вины.
  8. При несогласии с решением инспектора надо зафиксировать это в протоколе и потребовать себе копию документа с подписями привлечённых свидетелей нарушения.
  9. Допускать полицейских к осмотру машины только в присутствии понятых.
  10. При обвинении в употреблении спиртных напитков не следует дуть в трубку прибора, а нужно требовать направления на медицинское освидетельствование, помня, что лишить прав может только судебный орган.