Право граждан на судебную защиту. Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций

  • Гражданское процессуальное право
    • Формы защиты субъективных прав и интересов граждан и организаций
    • Понятие гражданского процессуального права
    • Нормы гражданского процессуального права
    • Источники гражданского процессуального права
    • Гражданская процессуальная форма
    • Гражданский процесс
    • Гражданское процессуальное право в системе отечественного права
    • Наука гражданского процессуального права
    • Гражданский процесс как учебная дисциплина
  • Гражданские процессуальные принципы
    • Понятие гражданского процессуального принципа
    • Система гражданских процессуальных принципов
    • Принцип законности
    • Принцип судебной истины
    • Принцип процессуального равенства
    • Принцип диспозитивности
    • Принцип состязательности
    • Правовые аксиомы в гражданском судопроизводстве
  • Гражданские процессуальные правоотношения
    • Понятие гражданских процессуальных правоотношений
    • Предпосылки возникновения гражданских процессуальных правоотношений
    • Объект и содержание гражданских процессуальных правоотношений
    • Субъекты гражданских процессуальных правоотношений
    • Классификация гражданских процессуальных отношений
  • Лица, участвующие в деле
    • Состав лиц, участвующих в деле
    • Понятие лиц, участвующих в деле, и характеризующие их черты
  • Стороны в гражданском судопроизводстве
    • Понятие сторон
    • Процессуальные права и процессуальные обязанности сторон
    • Процессуальное соучастие
    • Надлежащая и ненадлежащая сторона
    • Гражданское процессуальное правопреемство
  • Третьи лица в гражданском судопроизводстве
    • Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора
    • Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора
      • Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора - страница 2
  • Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
    • Цель и основание участия прокурора в гражданском судопроизводстве
    • Формы участия прокурора в рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции
    • Правовая природа участия прокурора в гражданском судопроизводстве
  • Субъекты, защищающие в гражданском судопроизводстве от своего имени права и интересы других лиц
    • Основания и цель участия в гражданском судопроизводстве субъектов, защищающих от своего имени права и интересы других лиц
    • Обращение в суд с иском (заявлением) в интересах другого лица
    • Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
  • Представительство в суде
    • Понятие представительства в суде
    • Виды представительства в суде
    • Полномочия представителя в суде
  • Гражданская процессуальная ответственность
    • Понятие и назначение гражданской процессуальной ответственности
    • Виды гражданской процессуальной ответственности
  • Судебная подведомственность гражданских дел
    • Понятие судебной подведомственности гражданских дел
    • Судебная подведомственность исковых дел
    • Судебная подведомственность неисковых дел
  • Подсудность гражданских дел
    • Понятие и виды подсудности
    • Родовая подсудность
    • Территориальная подсудность
      • Территориальная подсудность - страница 2
    • Передача дела из одного суда в другой
  • Процессуальные сроки
    • Понятие и назначение процессуальных сроков
    • Виды процессуальных сроков
  • Судебные расходы
    • Понятие и назначение судебных расходов
    • Государственная пошлина
    • Судебные издержки
    • Распределение судебных расходов
  • Судебное доказывание
    • Доказывание – разновидность судебного познания обстоятельств дела
    • Судебное доказательство и средство доказывания
    • Предмет доказывания
    • Распределение обязанностей по доказыванию. Доказательственные презумпции
    • Классификация доказательств
    • О непосредственности в исследовании доказательств
  • Средства судебного доказывания
    • Объяснения сторон и третьих лиц
    • Показания свидетелей
    • Письменные доказательства
    • Вещественные доказательства
    • Экспертные заключения
    • Иные средства доказывания
  • Судебный приказ
    • Судебный приказ как упрощенное судопроизводство
    • Судебный приказ как разновидность судебного постановления
    • Гарантии прав личности в упрощенном судопроизводстве

Формы защиты субъективных прав и интересов граждан и организаций

Граждане и организации наделены в России различными субъективными правами, что является значительным социальным достижением. Определяя вид, меру и пределы возможного поведения людей, права граждан обеспечивают удовлетворение их потребностей, регламентируют поведение и стиль жизни. Естественно, для этого права должны либо беспрепятственно осуществляться по желанию их носителей – быть бесспорными, либо обладать возможностью принудительного исполнения. Любые гражданские правонарушения и юридические споры создают помехи в деятельности граждан и организаций.

Спор о праве представляет собой индивидуальный юридический конфликт граждан или организаций, столкновение их интересов и стремлений. В споре его участники противостоят друг другу, но так как они равноправны, конфликт не может быть устранен желанием и волею одного из субъектов, а разрешается только совместными усилиями сторон или в исковом порядке.

Известны два вида спора о праве: нарушение прав лица и оспаривание их другим участником. При нарушении умаляются имущество и нематериальные ценности. Способ нарушения при этом не имеет квалифицирующего значения. Права могут быть нарушены совершением преступления, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, причинением вреда и т.п. При оспаривании материальные и духовные ценности не умаляются, но спорные правоотношения становятся неопределенными, неясными. В результате неочевидны взаимные права и обязанности участников, что затрудняет их осуществление. Данный вид спора о праве возникает при выдвижении требований на авторство какого-либо произведения, при заявлении о недействительности заключенной сделки или брака и т.п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска.

Разграничение споров о праве на указанные виды имеет практическое значение. Защита права при его нарушении состоит в восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждении к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков, во взыскании неустойки, в компенсации за моральный вред и т.п., а при оспаривании – в признании права или признании оспоримой или ничтожной сделки недействительной и др.

По действующему законодательству защита субъективных прав возможна в различных формах (порядках).

Самозащита заключается в том, что заинтересованное лицо принимает соответствующие меры к пресечению правонарушительных действий (ст. 14 ГК). Это самая древняя форма правовой защиты. Она наиболее проста, но результативна. Вместе с тем, при самозащите велика опасность неправомерных действий, проявления незаконности со стороны защищающегося субъекта, который, например, либо неверно оценивает ситуацию или защищает права, ему не принадлежащие, либо применяет меры, не предусмотренные законом. Именно поэтому в ст. 14 Гражданского кодекса специально оговорено, что способы защиты должны быть соразмерны нарушению.

Самозащита правомерна в немногих предусмотренных законом случаях: необходимая оборона (ст. 1066 ГК) и крайняя необходимость (ст. 1067 ГК). Законом установлена разновидность самозащиты в виде безакцептного списания кредитором с банковского счета должника суммы задолженности (п. 2 ст. 854 ГК).

Для самозащиты характерно то обстоятельство, что правозащитные действия совершает само заинтересованное лицо без и вне какого-либо нормативно установленного регламента.

Урегулирование споров о праве представляет собой самостоятельную форму правовой защиты, суть которой заключается в совместных действиях спорящих сторон по ликвидации возникающего конфликта. Участники спора заинтересованы в восстановлении нормальных, бесспорных правоотношений для осуществления своей экономической деятельности без помех и затруднений. Сказанное в первую очередь относится к юридическим лицам, стремящимся к сохранению длительных, оптимальных для них правоотношений с контрагентами.

В настоящее время урегулирование споров о праве предусмотрено Положением о претензионном порядке урегулирования споров от 24 февраля 1992 г., а в отношении трудовых споров – ст. 203–206 КЗоТ.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или оспорены, в нормативно определенный срок в письменной форме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмотрев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ. При урегулировании спора заинтересованные лица вправе обмениваться телеграммами, факсами; руководители спорящих сторон, а также их ответственные представители могут встречаться для выработки экономически обоснованного и хозяйственно целесообразного решения. При рассмотрении трудовых споров участвуют заинтересованный работник, администрация предприятия и представители профсоюзной организации, которые на заседании комиссии по трудовым спорам выносят решение по спору.

Достоинства урегулирования спора как способа правовой защиты заключаются в простоте и быстроте, его целесообразности и эффективности.

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. Так, прокурор может санкционировать выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК). Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы задолжника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы местного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут производить денежные взыскания с родителей и попечителей подростков.

Любое решение, выработанное в административном порядке, может быть обжаловано в суде (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку судебный (процессуальный) порядок является наиболее совершенной формой защиты субъективных прав.

Процессуальная (судебная) форма характеризуется следующими преимуществами:

  • а) защиту осуществляет специальный орган – суд, созданный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, мировой, специальные суды – арбитражный, третейский, военный);
  • б) суд разрешает заявленные требования на основе применения норм гражданского, семейного, трудового и другого права в порядке гражданской юрисдикции;
  • в) обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;
  • г) защиту осуществляют беспристрастные судьи;
  • д) в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица. Это повышает эффективность судебной процедуры и, в конечном счете, способствует правовому воспитанию граждан.

Процессуальная деятельность по защите нарушенного или оспоренного права регулируется гражданским процессуальным правом.

1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан. Общий порядок производства по обращениям граждан. Государственные и муниципальные органы, их руководители, другие должностные лица обязаны принимать и в соответствии со своими полномочиями, в установленные порядке и сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Предложения и заявления подаются гражданами в те государственные и муниципальные органы, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалобы подаются обычно в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Органы, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Руководители и другие должностные лица органов обязаны проводить личный прием граждан. Государственные и общественные органы, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны: внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса. Гражданин, не согласный с решением, принятым по его обращению, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы. Все государственные органы, муниципальные органы обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им организациях, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб.

Специальный порядок производства по обращениям граждан. Обращения в органы прокуратуры Российской Федерации. Порядок рассмотрения обращений в органы прокуратуры РФ играет чрезвычайно важную роль при защите прав граждан, так как именно прокуратура РФ осуществляет, в частности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за исполнением законов различными организациями и должностными лицами. В органах прокуратуры разрешаются обращения граждан и иных лиц, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу. Обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина - надлежащим образом уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись. По каждому обращению в прокуратуре может быть выполнено одно из следующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе. Обращения граждан, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 5-дневный срок направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться. По итогам разрешения жалоб и заявлений граждан может быть принято одно из следующих решений: 1) удовлетворено - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; 2) повторное удовлетворенное - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения; 3) отклонено - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; 4) разъяснено - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера; 5) иное направление. По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Обращения граждан разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - обычно не позднее 15 дней. Обращения граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.

Обращения в органы и учреждения Министерства юстиции Российской Федерации. Специальные нормы о порядке обращений граждан в органы юстиции установлены приказом Минюста России «Приказ Минюста РФ от 28.06.2001 № 191 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации". При рассмотрении обращения гражданину должно быть обеспечено право лично изложить доводы лицу, рассматривающему его обращение, ознакомиться с материалами проведенной проверки, представить дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом, рассматривающим жалобу, получить письменный или устный ответ о принятых решениях. На обращение, поступившее впервые, заводится алфавитная учетная карточка и производство (специальный документ, в который подшиваются все документы и материалы, отражающие ход рассмотрения данного обращения и принятые по нему решения).

Обращения к депутатам представительных органов местного самоуправления, депутатам Государственного Совета Республики Татарстан, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения к депутатам всех уровней власти.

Одной из форм деятельности всех депутатов является работа с избирателями, которая подразумевает, что депутат: 1) рассматривает устные и письменные обращения избирателей, 2) отвечает на их письма, 3) ведет прием граждан (обычно в своих общественных приемных, но возможен и прием непосредственно в представительном органе), 4) вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Невыполнение законных требований депутата (в частности, адресованных должностному лицу государственного органа, муниципального органа, организации или общественного объединения) влечет административное наказание.

Обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный рассматривает жалобы со следующими характеристиками: 1) жалобы направлены гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства; 2) жалобы затрагивают решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо внесудебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе; 3) жалобы не относятся к решениям Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, решениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. Судебный порядок защиты граждан от решений и действий (бездействий), нарушающих их права и свободы. В соответствии со ст. 1 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" устанавливает, что «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что «неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

Закон определил круг органов и лиц, решения и действия которых могут быть обжалованы в суд. Действие положений Закона в отношении государственных служащих распространено также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, на основании ст. 2 Закона об обжаловании относятся «коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности».

Закон об обжаловании устанавливает пределы своего действия, значительно расширяя сферу судебного контроля за исполнительной властью. Общее правило состоит в том, что в соответствии со ст. 3 «Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования».

Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида: а) право на административное обжалование (в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию) б) право на судебное обжалование.

Вместе с тем, часть 2 ст. 4 Закона об обжаловании не исключает право гражданина сначала использовать административный канал обжалования. В этом случае соответствующий орган (должностное лицо) должны рассмотреть жалобу в срок до 1 месяца.

Статья 5 Закона устанавливает предельные сроки обращения с жалобой в общий суд. Если гражданин обращается в суд непосредственно, минуя административный канал обжалования, то в этом случае он должен подать жалобу в течение «трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права». Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. По смыслу жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействующими в соответствии со ст. 251-253 ГПК РФ.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

Вывод: Конституция РФ провозгласила, что Россия есть демократическое, правовое государство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства. К сожалению, большая часть населения России обладает низкой правовой культурой, не знает своих прав и не может отстоять их в суде.

Граждане и организации наделены в России различными субъективными правами, что является значительным социальным достижением. Определяя вид, меру и пределы возможного поведения людей, права граждан обеспечивают удовлетворение их потребностей, регламентируют поведение и стиль жизни. Естественно, для этого права должны либо беспрепятственно осуществляться по желанию их носителей - быть бесспорными, либо обладать возможностью принудительного исполнения. Любые гражданские правонарушения и юридические споры создают помехи в деятельности граждан и организаций.

Спор о праве представляет собой индивидуальный юридический конфликт граждан или организаций, столкновение их интересов и стремлений. В споре его участники противостоят друг другу, но так как они равноправны, конфликт не может быть устранен желанием и волею одного из субъектов, а разрешается только совместными усилиями сторон или в исковом порядке.

Известны два вида спора о праве: нарушение прав лица и оспаривание их другим участником. При нарушении умаляются имущество и нематериальные ценности. Способ нарушения при этом не имеет квалифицирующего значения. Права могут быть нарушены совершением преступления, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, причинением вреда и т.п. При оспаривании материальные и духовные ценности не умаляются, но спорные правоотношения становятся неопределенными, неясными. В результате неочевидны взаимные права и обязанности участников, что затрудняет их осуществление. Данный вид спора о праве возникает при выдвижении требований на авторство какого-либо произведения, при заявлении о недействительности заключенной сделки или брака и т.п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска.

Разграничение споров о праве на указанные виды имеет практическое значение. Защита права при его нарушении состоит в восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждении к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков, во взыскании неустойки, в компенсации за моральный вред и т.п., а при оспаривании - в признании права или признании оспоримой или ничтожной сделки недействительной и др.

По действующему законодательству защита субъективных прав возможна в различных формах (порядках).

Самозащита заключается в том, что заинтересованное лицо принимает соответствующие меры к пресечению правонарушительных действий (ст. 14 ГК). Это самая древняя форма правовой защиты. Она наиболее проста, но результативна. Вместе с тем, при самозащите велика опасность неправомерных действий, проявления незаконности со стороны защищающегося субъекта, который, например, либо неверно оценивает ситуацию или защищает права, ему не принадлежащие, либо применяет меры, не предусмотренные законом. Именно поэтому в ст. 14 Гражданского кодекса специально оговорено, что способы защиты должны быть соразмерны нарушению.

Самозащита правомерна в немногих предусмотренных законом случаях: необходимая оборона (ст. 1066 ГК) и крайняя необходимость (ст. 1067 ГК). Законом установлена разновидность самозащиты в виде безакцептного списания кредитором с банковского счета должника суммы задолженности (п. 2 ст. 854 ГК).

Для самозащиты характерно то обстоятельство, что правозащитные действия совершает само заинтересованное лицо без и вне какого-либо нормативно установленного регламента.

Урегулирование споров о праве представляет собой самостоятельную форму правовой защиты, суть которой заключается в совместных действиях спорящих сторон по ликвидации возникающего конфликта. Участники спора заинтересованы в восстановлении нормальных, бесспорных правоотношений для осуществления своей экономической деятельности без помех и затруднений. Сказанное в первую очередь относится к юридическим лицам, стремящимся к сохранению длительных, оптимальных для них правоотношений с контрагентами.

В настоящее время урегулирование споров о праве предусмотрено Положением о претензионном порядке урегулирования споров от 24 февраля 1992 г., а в отношении трудовых споров - ст. 203-206 КЗоТ.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или оспорены, в нормативно определенный срок в письменной форме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмотрев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ. При урегулировании спора заинтересованные лица вправе обмениваться телеграммами, факсами; руководители спорящих сторон, а также их ответственные представители могут встречаться для выработки экономически обоснованного и хозяйственно целесообразного решения. При рассмотрении трудовых споров участвуют заинтересованный работник, администрация предприятия и представители профсоюзной организации, которые на заседании комиссии по трудовым спорам выносят решение по спору.

Достоинства урегулирования спора как способа правовой защиты заключаются в простоте и быстроте, его целесообразности и эффективности.

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. Так, прокурор может санкционировать выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК). Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы задолжника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы местного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут производить денежные взыскания с родителей и попечителей подростков.

Любое решение, выработанное в административном порядке, может быть обжаловано в суде (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку судебный (процессуальный) порядок является наиболее совершенной формой защиты субъективных прав.

Процессуальная (судебная) форма характеризуется следующими преимуществами:

  • а) защиту осуществляет специальный орган - суд, созданный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, мировой, специальные суды - арбитражный, третейский, военный);
  • б) суд разрешает заявленные требования на основе применения норм гражданского, семейного, трудового и другого права в порядке гражданской юрисдикции;
  • в) обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;
  • г) защиту осуществляют беспристрастные судьи;
  • д) в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица. Это повышает эффективность судебной процедуры и, в конечном счете, способствует правовому воспитанию граждан. Далее мы по подробнее рассмотрим судебную форму защиты нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, как наиболее эффективную и распространенную форму защиты прав.

При нарушении прав граждан или организаций со стороны других лиц, а также какой-либо угрозе нарушения права в будущем и при отсутствии добровольного восстановления нарушенного права у потерпевшего всегда возникает объективная потребность применения определенных мер защиты (способов защиты) по отношению к обязанной стороне.

Как известно, способ защиты права является категорией материального (регулятивного) права.

В ст. 12 ГК перечислены все способы защиты права, которое осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и т. д.

Помимо «способа защиты права» существует также и «форма защиты права», которая является категорией процессуального характера.

Под формой защиты* права в гражданском судопроизводстве, в отличие от способа защиты права, следует понимать определяемую законом деятельность компетентных органов по защите права, заключающуюся в установлении фактических обстоятельств гражданского дела, применении соответствующих норм права, определении способов защиты права и вынесении решения. Применение к нарушителю перечисленных в законе способов защиты права осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

* Под «формой» защиты субъективных прав следует понимать определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом (органом рассмотрения и разрешения гражданских дел).

Действующее законодательство предусматривает судебную, общественную и административную формы защиты права, отдавая приоритет судебной форме. Многообразие форм защиты права объясняется правовыми традициями, спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой наличия правоотношений между сторонами гражданского процесса и защиты соответствующих прав и т.д.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах. Как известно, любые гражданские правонарушения и юридические споры создают помехи в деятельности граждан и организаций.

Спор о праве представляет собой индивидуальный юридический конфликт граждан или организаций, столкновение их интересов и стремлений. В споре его участники противостоят друг другу, но так как они равноправны, конфликт не может быть устранен желанием и волею одного из субъектов, а разрешается только совместными усилиями сторон или в исковом судебном порядке.

Известны два вида спора о праве: нарушение прав лица и оспаривание их другим участником. Объектами спора при нарушении прав лиц являются, как правило, имущество или нематериальные ценности. Способ нарушения при этом не имеет квалифицирующего значения. Права могут быть нарушены совершением преступления, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, причинением вреда и т.п.

При оспаривании прав другим участником спорные правоотношения становятся неопределенными, неясными. В результате неочевидны взаимные права и обязанности участников, что затрудняет их осуществление. Данный вид спора о праве возникает при выдвижении требований на авторство какого-либо произведения, при заявлении о недействительности заключенной сделки или брака и т.п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска.

Разграничение споров о праве на указанные виды имеет практическое значение. Защита права при его нарушении состоит в восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждении к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков; во взыскании неустойки; в компенсации за моральный вред и т.п., а при оспаривании - в признании права или признании оспоримой или ничтожной сделки недействительной и др.

Такая форма защиты права, как самозащита, характеризуется тем, что заинтересованное лицо самостоятельно принимает соответствующие меры к пресечению правонарушительных действий (ст. 14 ГК). Это самая древняя форма правовой защиты. Она наиболее проста, но результативна.

Вместе с тем при самозащите велика опасность неправомерных действий, проявления незаконности со стороны защищающегося субъекта, который, например, либо неверно оценивает ситуацию или защищает права, ему не принадлежащие, либо применяет меры, не предусмотренные законом. Именно поэтому в ст. 14 ГК специально оговорено, что способы защиты должны быть соразмерны нарушению.

Однако самозащита правомерна в некоторых предусмотренных законом случаях: необходимая оборона (ст. 1066 ГК) и крайняя необходимость (ст. 1067 ГК). Также законом установлена разновидность самозащиты в виде безакцептного списания кредитором с банковского счета должника суммы задолженности (п. 2 ст. 854 ГК).

Для самозащиты характерно то обстоятельство, что правозащитные действия совершает само заинтересованное лицо без и вне какого-либо нормативно установленного регламента.

Самостоятельную форму защиты права представляет также урегулирование споров о праве, суть которой заключается в совместных действиях спорящих сторон по ликвидации возникающего конфликта.

Участники спора заинтересованы в восстановлении нормальных, бесспорных правоотношений для осуществления своей экономической деятельности без помех и затруднений. Это в первую очередь относится к юридическим лицам, стремящимся к сохранению длительных, оптимальных для них правоотношений с контрагентами.

В настоящее время урегулирование споров о праве предусмотрено Положением о претензионном порядке урегулирования споров от 24 февраля 1992 года, а в отношении трудовых споров - Трудовым кодексом.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или оспорены, в нормативно определенный срок в письменной форме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмотрев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ. При урегулировании спора заинтересованные лица вправе обмениваться телеграммами, факсами, и использовать сеть Интернет.

Руководители спорящих сторон, а также их ответственные представители вправе встречаться для выработки экономически обоснованного и хозяйственно целесообразного решения. При рассмотрении трудовых споров участвуют заинтересованный работник, администрация предприятия и представители профсоюзной организации, которые на заседании комиссии по трудовым спорам выносят решение по спору.

Достоинства подобного урегулирования спора как способа правовой защиты, заключаются в простоте и быстроте, его целесообразности и эффективности,

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. Так, прокурор может санкционировать выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК).

Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы задолжника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы местного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут производить денежные взыскания с родителей и попечителей подростков.

Любое решение, выработанное в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку гражданско-процессуальный порядок рассмотрения и разрешения возникшего спора является наиболее совершенной формой защиты субъективных прав.

Судебная форма защиты права характеризуется следующими преимуществами:

1) защиту осуществляет специальный орган - суд, созданный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, арбитражный и третейский суды);

2) суд разрешает заявленные требования на основе применения норм гражданского, семейного, трудового и другого права в порядке гражданской юрисдикции;

3) обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;

4) защиту осуществляют беспристрастные судьи;

5) в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица.

Все это в совокупности повышает эффективность судебной процедуры и, в конечном счете, способствует правовому воспитанию граждан.

Процессуальная форма представляет собой последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий определенную систему гарантий. Соблюдение процессуальной формы - непременное условие законности судебных постановлений.

Для процессуальной формы характерны следующие черты.

1. Конституционные гарантии, прежде всего независимость суда и подчинение его только закону, гласность, в том числе национальный язык судопроизводства.

2. Нормы гражданского процессуального права в совокупности образуют процессуальную форму в широком значении; ею строго и исчерпывающе определяется и направляется процессуальная деятельность - в процессе допустимы только действия, предусмотренные процессуальным законом.

3. Решение суда должно основываться только на фактах, доказанных и установленных судом предусмотренными законом способами.

4. Лицам, заинтересованным в судебном решении, предоставляется право участвовать в разбирательстве дела судом для защиты своих интересов. Суд не вправе принять решение, не выслушав и не обсудив доводы этих лиц, явившихся по извещению суда в судебное заседание.

Процессуальная деятельность по защите нарушенного или оспоренного права регулируется гражданским процессуальным правом.

Еще по теме § 2. Формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций:

  1. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ЗАКОНННЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ИХ ЗАЩИТЫ, МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ
  3. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
  4. 8.5. Формы распоряжения исковыми средствами защиты прав и интересов
  5. 1.4. Учет и защита прав и интересов граждан при нарезке избирательных округов
  6. § 3. Защита прав и законных интересов ответчика в заочном производстве
  7. Совершенствовать правовые формы защиты прав граждан от административного произвола.
  8. ГЛАВА 9. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
  9. § 2. Обращение в суд с иском (заявлением) в защиту нарушенных прав и законных интересов другого лица
  10. § 6. Надзор за соблюдением конституционных прав и законных интересов граждан при осуществлении дознания и предварительного следствия
  11. 14.3. Защита прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации
  12. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

1.Гражданское процессуальное право - это система правовых норм, регулирующих гражданско-процессуальные действия и правоотношения, складывающиеся между судом и другими участниками процесса при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Предметом гражданского процессуального права выступают общественные отношения, юридические связи, складывающиеся в сфере гражданского судопроизводства между судом и иными участниками гражданского дела, а также непосредственно сама процессуальная деятельность по реализации этих отношений.

Метод гражданского процессуального права традиционно определяется в науке как императивно-диспозитивный. Императивность метода гражданского процессуального права заключается в том, что обязательным участником гражданских процессуальных правоотношений является суд, чья деятельность жестко регламентирована Гражданским процессуальным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами. Диспозитивность метода реализуется в свободном выборе вариантов поведения заинтересованных лиц: возникновение гражданского процесса, его движение от стадии к стадии и т.д. По своей инициативе суд не имеет права возбуждать гражданских дел.

Система ГПП - это норма институтов отрасли права, обусловленных

предметом прав регулирования. Она определяется структурой ГПК и состоит из

двух частей - общей и особенной.

Система гражданского процессуального права состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Общая часть – содержит в себе основные положения, институты, относящиеся ко всему гражданскому судопроизводству: принципы судопроизводства и гарантии их реализации, правовое положение суда и лиц, участвующих в деле, представительство, процессуальные сроки, судебные расходы, ответственность, общие правила доказывания и т. д.

^ Особенная часть – содержит в себе совокупность норм, регламентирующих движение, развитие гражданского судопроизводства по стадиям от его возбуждения до вынесения и пересмотра судебного решения, а также особенности процесса по отдельным категориям дел (приказным, исковым, особым, возникающим из публично-правовых и исполнительных правоотношений) и в отношении различных субъектов (в частности, иностранцев).

2. Источниками ГПП признаются НПА, регламентирующие деят-ть субъектов гр. Процесса. Гр. судопроизводство в фед. судах общей юрисдикции базируется на К РФ, ФКЗ от 31.12.1996г. № 1-ФК3 «О судебной системе РФ», ГПК и принимаемых в соответствии с ними др. ФЗ-ах. Порядок гр. судопроизводства у мирового судьи определяется вышеназванными НПА-ми, а также ФЗ «О мировых судьях в РФ». Помимо указанных законодательных актов, нормы ГПП содержатся во многих др. ФЗ-ах: ГК РФ; СК РФ; ТК РФ и др. Международные договоры по К РФ выступают источниками ГПП. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила гр. судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применются правила м\днар. договора. Действие норм гр. процессуального зак-ва во времени. Зак-во о судопроизводстве в судах общей юрисдикции, являясь федеральным, вступает в силу одновременно на всей территории РФ. По общему правилу законы не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие. Однако из этого правила могут быть исключения тогда, когда в самом законе предусматривается распространение его действия и на отношения, возникшие до вступления данного закона в силу. Действие норм гр. процессуального зак-ва в пространстве. Фед. статус зак-ва о гр. судопроизводстве в судах общей юрисдикции предопределяет его действие на всей территории России. Ограничение территориального действия закона может вводиться только ФЗ-ом. Такое положение нехарактерно для процессуального законодательства.

3. Формы защиты субъективных прав и интересов граждан и организаций

Под формой защиты субъективных прав понимается определенный порядок защиты права лицом самостоятельно или определённым органом разрешения гражданских дел.

Формами защиты субъективных прав являются:

    самозащита;

    урегулирование спора о праве;

    административная защита;

    судебная (процессуальная) защита.

Самозащита - это эффективная форма защиты субъективных прав, при которой заинтересованное лицо принимает необходимые правозащитные действия (ст. 14 ГК) без нормативно определенного регламента в виде мер, направленных для пресечения правонарушительных действий. Следует учитывать, что самозащита содержит опасность неправомерных действий со стороны защищающегося субъекта, который применяет меры, не соответствующие закону, либо защищает права, ему не принадлежащие. Способы защиты должны быть |соразмерны нарушению (ст. 14 ГК). Самозащита оправданна при необходимой обороне (ст. 1066 ГК) и крайней необходимости (ст. 1067 ГК). Самозащита может быть в виде безакцептного списания кредитором с банковского счёта должника суммы задолженности (п. 2 ст. 854 ГК).

Урегулирование спора о праве - это самостоятельная форма правовой защиты, которая характеризуется простотой и целесо­образностью при совершении совместных действий спорящих сторон с целью ликвидации возникшего конфликта. Это относится в большей степени к юридическим лицам, прилагающим усилия для сохранения необходимых правоотношений с контрагентами. Урегулирование представляет собой определенные действия лица, чьи права оспорены либо нарушены. Они заключаются в доведении до сведения второй стороны притязаний в письменной форме и в установленный законом срок. Вторая сторона, рассмотрев заявление и прилагаемые к нему документы, должна удовлетворить претензию либо предоставить мотивированный отказ в этом. Урегулированию спора о праве свойственны такие обоюдосторонние действия, как обмен информацией по телефону или с помощью электронных носителей, встречи с целью выработки обоснованных и взаимовыгодных решений. Следует иметь в виду, что если одной из сторон возникшего спора будет выступать физическое лицо, то предъявление претензии будет необязательным.

Административная защита – это предусмотренная законом правовая защита, осуществляемая органами государственного управления или ОМСУ, которые компетентны без вызова заинтересованных лиц и вне развернутой процедуры принять решение о восстановлении нарушенною права либо устранении юридических неопределенностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

ОМСУ вправе взыскивать с организаций ущерб за повреждения деревьев и других насаждений. Центральный банк РФ и его отделения на местах при осуществлении контроля могут применять безакцептное (бесспорное) списание суммы должника с его банковского счета.

Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 11 ГК).

Судебная защита (процессуальная форма защиты)имеет следу­ющие особенности:

    производится лишь судом, наделенным особой функцией по осуществлению правосудия;

    производится на основе применения норм гражданского, трудового, семейного и других отраслей права в порядке и строгой последовательности, установленной законом;

    осуществляется в установленной законом процессуальной форме, гарантирующей законность и обоснованность решения;

    производится при участии сторон и других заинтересован­ных лиц, что способствует повышению эффективности прини­маемого решения;

    регулируется гражданским процессуальным правом;

    производится независимыми и беспристрастными судьями.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, ОМС, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции).

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.