Право хозяйственного ведения и оперативного управления. Право оперативного управления. Понятие. Отличие от права хозяйственного ведения

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется их юридическая специфика. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах - унитарные предприятия и учреждения1.

Характер деятельности субъектов прав хозяйственного ведения и оперативного управления предопределяет и различия в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее предприятию как коммерческой организации, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности

учреждениям, либо казенным предприятиям, в ограниченной мере участвующим в имущественном обороте.

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и остающиеся объектами права собственности их учредителей). Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 299 ГК). Из этого прямо вытекает, что данное имущество становится объектом права собственности учредителей предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления становится имущество собственника-учредителя, находящееся у предприятия или учреждения на «ограниченном вещном» праве.

Следовательно, предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, что лишает всякой почвы рассуждения о возможности появления «права собственности трудовых коллективов», «права собственности работников» или их «коллективной собственности» на какую бы то ни было часть имущества предприятия или учреждения, включая фонды участия в прибылях («фонды экономического стимулирования») или вещи, подаренные учреждению частным собственником.

Все это имущество остается (или становится) объектом права собственности учредителя1.

Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи им этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п. 1 ст. 299 ГК). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете. Важность этого момента связана с тем, что начиная с него на предприятие или учреждение переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.

Прекращение названных прав происходит не только по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, но и в случаях правомерного изъятия имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в соответствии с п. 3 ст. 299 ГК в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности. Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий и учреждений допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников (ст. 235 ГК). Исключения из этого правила составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав названных субъектов. Например, они не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество в порядке, предусмотренном ст. 236 ГК, ибо это нарушает право собственности на данное имущество их учредителя.

К вещным правам наш закон и доктрина традиционно относят право хозяйственного ведения и право оперативного управления, которые выражают специфику российского гражданского права и не имеют аналогов в развитых правопорядках. Они характеризуют имущественную обособленность унитарных предприятий и учреждений - пока еще достаточно часто встречающихся видов юридических лиц. Субъекты обычных ограниченных вещных прав - граждане и юридические лица - одновременно являются собственниками своего имущества, ибо невозможно участвовать в гражданских правоотношениях только на основе использования чужого имущества. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть не любые субъекты гражданского права, а только юридические лица в форме унитарных предприятий и учреждений, которые ни при каких условиях не становятся собственниками своего имущества. Следовательно, эти права призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц - несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.

При этом собственники (главным образом публично-правовые образования) по сути лишаются возможностей непосредственно использовать свое имущество, распределенное ими между такими юридическими лицами. Они не вправе ни владеть, ни пользоваться таким имуществом и могут лишь давать или не давать согласие на совершение созданными ими юридическими лицами сделок по его отчуждению, т.е. по сути контролировать осуществление правомочия распоряжения. Иначе говоря, наделение имуществом унитарных предприятий и учреждений на правах хозяйственного ведения и оперативного управления есть способ осуществления права собственности, прежде всего для публично-правовых образований, но никак не юридическая форма экономически необходимого участия одного лица в праве собственности другого (что выступает главной предпосылкой существования самой категории ограниченных вещных прав).

Наконец, их объектом являются не только недвижимые, но и движимые вещи, которые по общему правилу не могут быть объектами ограниченных вещных прав. Интересно, что земельные участки из государственной и муниципальной собственности таким юридическим лицам предоставлялись, а некоторым из них и сейчас предоставляются не в хозяйственное ведение или в оперативное управление (ибо такие титулы на землю ЗК неизвестны), а на еще одном искусственно созданном для этого вещном праве - праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК; п. 1 ст. 20 ЗК).

Перечисленные особенности заставляют усомниться в обоснованности включения прав хозяйственного ведения и оперативного управления в группу ограниченных вещных прав. Появление этих прав в отечественном правопорядке связано с существованием планово-регулируемой, огосударствленной экономики, в которой была упразднена за ненадобностью сама категория вещных прав. Названные права появились в кодификации гражданского законодательства 60-х гг. прошлого века (до этого момента законодательство вообще прямо не признавало за тогдашними государственными предприятиями и тем более учреждениями каких-либо прав на государственное имущество). В Основах гражданского законодательства 1961 г. и в ГК РСФСР 1964 г. это право стало именоваться правом оперативного управления, а впоследствии (в союзном и российском законах о собственности 1990 г.) было разделено на более широкое по содержанию право полного хозяйственного ведения, предназначенное для производственных предприятий, и более узкое право оперативного управления, предназначенное для госбюджетных и аналогичных им учреждений.



В настоящее время правовой режим хозяйственного ведения вновь стал настолько "узким" и сблизился с режимом оперативного управления, что в проекте Концепции развития законодательства о вещном праве не без оснований предлагается считать его разновидностью последнего и упразднить в качестве самостоятельного вещного права. Сохранение этих вещных прав в действующем законодательстве свидетельствует о переходном характере нашего правопорядка, в свою очередь обусловленном переходным характером самой экономики, которая неизбежно, но временно и в модифицированном виде сохраняет определенные элементы прежней хозяйственной системы (к которым относятся и права хозяйственного ведения и оперативного управления).



Хозяйственное ведение и оперативное управление как особые вещные права.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются производными, зависимыми от прав публичного собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется их юридическая специфика. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах, соответствующих специфике рассматриваемых имущественных прав, - унитарные предприятия и учреждения.

Характер деятельности субъектов прав хозяйственного ведения и оперативного управления предопределяет и различия в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от публичного собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее предприятию как коммерческой организации, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям, в ограниченной мере участвующим в имущественном обороте.

Объектами этих прав являются движимые и недвижимые вещи, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и остающиеся объектами права собственности их учредителей). Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая вещи, приобретенные унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 299 ГК). Из этого прямо вытекает, что такие вещи также становятся объектом права собственности учредителей предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц. Предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, что лишает всякой почвы рассуждения о возможности появления права собственности трудовых коллективов, права собственности работников или их коллективной собственности на какую бы то ни было часть имущества предприятия или учреждения (включая вещи, подаренные учреждению частным собственником).

Право хозяйственного ведения или оперативного управления на движимые вещи собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи им этих вещей, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п. 1 ст. 299 ГК). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса соответствующего юридического лица. Названное вещное право на недвижимые вещи собственника возникает у них с момента его государственной регистрации. Важность этого момента связана с тем, что начиная с него на предприятие или учреждение переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.

Прекращение названных прав происходит по основаниям и в порядке, предусмотренным законом для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия у них имущества его собственником-учредителем (п. 3 ст. 299 ГК). Распространение на эти отношения общих правил о прекращении права собственности означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий и учреждений допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников (ст. 235 ГК). Исключения из этого правила составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав названных субъектов. Например, они не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от своих ограниченных вещных прав на имущество в порядке, предусмотренном ст. 236 ГК, ибо это нарушает право собственности на данные вещи их учредителя.

Право хозяйственного ведения.

Право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом и иными правовыми актами (ст. 294 ГК).

При этом имущество данного предприятия по прямому указанию Закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК) и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на "паи" или "доли" его работников или "трудового коллектива" (абз. 4 п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними имущество правом оперативного управления). Объектом данного права являются движимые и недвижимые вещи, находящиеся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.

Публичный собственник (учредитель) предприятия уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования, а в определенной мере - и правомочие распоряжения, но, однако, вовсе не лишается перечисленных правомочий. Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится "распределенным" государственным или муниципальным имуществом. Поэтому собственник - учредитель предприятия (уполномоченный им орган) не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом унитарного предприятия (или его частью), находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока он не реорганизовал или не ликвидировал это предприятие как самостоятельное юридическое лицо.

В отношении предприятия, наделенного имуществом на праве хозяйственного ведения, собственник-учредитель сохраняет следующие правомочия, прямо предусмотренные законом (п. 1 ст. 295 ГК). Он вправе:

Во-первых, создать такое унитарное предприятие - несобственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е. объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора);

Во-вторых, реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов);

В-третьих, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности);

В-четвертых, получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.

Вместе с тем теперь невозможно, как ранее, говорить о полной самостоятельности и свободе унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей его собственника-учредителя. Более того, осуществление принадлежащих унитарному предприятию правомочий может быть дополнительно ограничено специальным законом, иными правовыми актами (т.е. указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ) и уставом конкретного предприятия.

Из правомочия распоряжения в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижимостью, а также совершения некоторых сделок без предварительного согласия собственника (п. 2 и 4 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях). При этом своим имуществом унитарное предприятие вообще может распоряжаться только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять свою уставную (основную) деятельность (п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).

Право хозяйственного ведения сохраняется при передаче государственного или муниципального предприятия от одного публичного собственника к другому (п. 1 ст. 300 ГК; п. 3 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях), что говорит о наличии в его составе правомочия следования, характерного для ограниченных вещных прав.

Право оперативного управления.

Право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (п. 1 ст. 296 ГК).

Субъектами данного права могут быть как унитарные (казенные) предприятия, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Субъектов права оперативного управления создает публичный собственник - учредитель, определяя объем их правоспособности, утверждая их уставы и назначая их руководителей. При этом не допускается "соучредительство", т.е. создание таких юридических лиц за счет имущества нескольких публичных собственников. Собственники вправе также реорганизовать или ликвидировать созданные ими учреждения или казенные предприятия без согласия последних.

Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением или казенным предприятием функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете доходов и расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего).

Объектом рассматриваемого права также являются движимые и недвижимые вещи, закрепленные собственником за учреждением (казенным предприятием) или приобретенные им в процессе участия в гражданских правоотношениях. Собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество (вещи) и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника. У образовательных учреждений такое имущество вообще не может быть изъято собственником-учредителем пока данное учреждение не реорганизуется или не ликвидируется по его решению.

Столь узкий характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов. С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения и казенного предприятия распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника закон предусматривает субсидиарную ответственность последнего по их долгам, считая ее одной из основных особенностей имущественно-правового статуса этих юридических лиц (п. 5 ст. 115, абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК; п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).

Исключение составляют автономные учреждения, которые отвечают по своим обязательствам как денежными средствами, так и иным закрепленным за ними имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, что в свою очередь позволило устранить субсидиарную ответственность по их долгам учредителей-собственников (абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК; п. 4 и 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

В зависимости от субъектного состава право оперативного управления имеет свои особенности (разновидности). Они обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать права оперативного управления, признаваемые за казенным предприятием, за частным и бюджетным учреждением или за автономным учреждением.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия учредителя (уполномоченного им органа публичной власти) и лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены его уставом (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). В отношении производимой им (готовой) продукции закон устанавливает иной порядок: этой продукцией казенное предприятие по общему правилу может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами (п. 1 ст. 297 ГК). Собственник устанавливает и порядок распределения доходов казенного предприятия без согласования с ним (п. 2 ст. 297 ГК; п. 3 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях).

Казенные предприятия отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только денежными средствами (п. 5 ст. 113 ГК), ибо они все-таки являются коммерческими организациями, постоянно участвующими в имущественном обороте. Однако при недостатке у них имущества для погашения требований кредиторов их учредитель (публичный собственник) несет по их долгам дополнительную (субсидиарную) ответственность, что исключается для обычных унитарных предприятий - субъектов права хозяйственного ведения.

Автономное учреждение самостоятельно распоряжается закрепленным за ним имуществом публичного собственника, если иное не установлено законом (абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК). Однако недвижимым и особо ценным движимым имуществом (вещами), приобретенным за счет средств собственника, автономное учреждение может распоряжаться только с его согласия, которое требуется также и во всех случаях передачи имущества другим юридическим лицам, в которых автономное учреждение выступает в качестве учредителя или участника (п. 2 и 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Такое имущество не может стать и объектом взыскания со стороны кредиторов автономного учреждения, перед которыми оно отвечает денежными средствами и иным (малоценным движимым) имуществом.

Частное и бюджетное учреждения в соответствии с прямым указанием п. 1 ст. 298 ГК вообще лишены права распоряжения, в том числе и отчуждения закрепленного за ним собственником имущества, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых учреждением по смете в строгом соответствии с их целевым назначением <1>. Таким образом, такое учреждение по общему правилу даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество. При возникновении такой необходимости оно может просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Бюджетным научным учреждениям и вузам разрешено без согласия их собственников быть учредителями (соучредителями) хозяйственных обществ, созданных для использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим учреждениям. Они вправе вносить в уставный капитал таких обществ имущество, находящееся в их оперативном управлении, однако распоряжаться долями (акциями) созданных хозяйственных обществ такие учреждения могут только с предварительного согласия своих собственников. Доходы от указанных долей (акций) поступают в самостоятельное распоряжение этих бюджетных учреждений.

Кредиторы частных и бюджетных учреждений могут требовать обращения взыскания не на все имущество этих юридических лиц, а только на находящиеся в их распоряжении денежные средства, при недостаточности которых к дополнительной (субсидиарной) ответственности привлекается собственник-учредитель. Все иное имущество таких учреждений забронировано от взыскания кредиторов.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 12

Бюджетные учреждения являются основными участниками бюджетного процесса при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, выступая в роли получателей бюджетных средств. Эффективное использование бюджетных средств напрямую зависит от их работы. Поэтому на современном этапе реформирования бюджетного процесса изучение механизма функционирования бюджетных учреждений является для бухгалтеров важнейшей задачей.

Правовую основу финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений составляет право оперативного управления. Изучению этого гражданско-правового явления посвящена данная статья.

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования вправе создавать юридические лица, передавая им имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с гражданским законодательством к таким юридическим лицам относятся унитарные предприятия и учреждения. Унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям и могут быть созданы как на праве хозяйственного ведения, так и оперативного управления. Учреждения являются некоммерческими организациями и создаются на праве оперативного управления.

Учреждением признается некоммерческая организация, образованная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона N 175-ФЗ <1> в ГК РФ внесены изменения, определившие понятия частного и государственного или муниципального учреждения. Частным является учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом. Государственным или муниципальным является учреждение, созданное соответственно РФ, ее субъектом или муниципальным образованием.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" вступает в силу по истечении 60 дней с момента официального опубликования.

Согласно внесенным изменениям государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным и автономным. Бюджетное учреждение относится к государственным или муниципальным организациям, так как может быть создано соответственно РФ, ее субъектом или муниципальным образованием. В силу п. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.

В соответствии с Законом N 174-ФЗ <2> автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Автономное учреждение не является бюджетным, поскольку его деятельность не финансируется учредителем. Последний возмещает автономному учреждению только расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также на финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" вступает в силу по истечении 60 дней с момента официального опубликования.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним учредителем на праве оперативного управления. Режим оперативного управления распространяется также на особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. При этом под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (ст. ст. 2, 3 Закона N 174-ФЗ).

Однако автономное учреждение может владеть на праве собственности имуществом, в том числе недвижимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Указанным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться без согласия учредителя, за исключением внесения денежных средств или иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачи этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (п. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Распоряжение имуществом, принадлежащим автономному учреждению на праве собственности, осуществляется с учетом установленных Законом N 174-ФЗ условий о размере суммы сделки и заинтересованности в ее совершении.

Право оперативного управления автономного учреждения распространяется только на недвижимое имущество, закрепленное за ним учредителем, или особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Таким образом, режим оперативного управления является системой правоотношений, возникающих между собственником - учредителем учреждения и учреждением по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным собственником учреждению. Право оперативного управления представляет совокупность правомочий учреждения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником имущества.

Право оперативного управления относится к вещным правам (ст. 216 ГК РФ), для которых характерны следующие свойства:

  • они предоставляют субъектам гражданских правоотношений полномочия по владению и пользованию имуществом, но ограничивают право распоряжения им;
  • могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества;
  • их защита от нарушений осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ, а именно субъекты права оперативного управления могут истребовать имущество из чужого незаконного владения и требовать устранения нарушений правомочий пользования переданным имуществом, в том числе от его собственника.

Право оперативного управления на движимое имущество возникает с момента его передачи учреждению (п. 1 ст. 299 ГК РФ), на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением (п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 22.07.1997 N 122-ФЗ). Передача имущества учреждению осуществляется при его создании.

Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления прекращается по правомерному решению собственника имущества об его изъятии у предприятия или учреждения. С учетом того, что указанное вещное право принадлежит учреждению, прекращение его связано с реорганизацией или ликвидацией данного юридического лица. Поэтому под решением собственника об изъятии имущества у учреждения следует понимать решение собственника о реорганизации или ликвидации учреждения.

Право оперативного управления также прекращается по общим основаниям, за исключением случаев перехода права собственности на государственное или муниципальное имущество, находящееся во владении учреждения, к другому собственнику, когда право оперативного управления сохраняется за указанным учреждением на переданное ему имущество (ст. 300 ГК РФ).

Признаки вещного права характерны как для права оперативного управления, так и для права хозяйственного ведения. Различия между ними заключены в их содержании. Чтобы раскрыть содержание права оперативного управления, его необходимо сравнить с правом хозяйственного ведения. В таблице представлены их сравнительные характеристики.

Сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и

оперативного управления

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты вещного права

Государственные и

муниципальные унитарные

предприятия (ст. ст. 114,

Государственные и муниципальные

унитарные предприятия (казенные

предприятия) и учреждения

(частные учреждения, бюджетные и

автономные государственные или

муниципальные учреждения)

(ст. ст. 115, 120 ГК РФ)

2. Собственник имущества

РФ, ее субъекты и

муниципальные образования

(ст. 114 ГК РФ)

РФ, ее субъекты и муниципальные

образования (ст. 115 ГК РФ), а

также физические и юридические

лица (ст. 120 ГК РФ)

3. Правомочия субъектов в отношении переданного им имущества

Распоряжение движимым

имуществом без согласия его

собственника.

Распоряжение недвижимым

имуществом с согласия

собственника имущества (п. 2

ст. 295 ГК РФ)

Распоряжение имуществом с

согласия его собственника.

Если в соответствии с

учредительными документами

учреждению предоставлено право

осуществлять приносящую доходы

деятельность, то доходы,

полученные от такой деятельности,

и приобретенное за их счет

имущество поступают в

самостоятельное распоряжение

учреждения (ст. 298 ГК РФ).

Казенное предприятие

самостоятельно реализует

производимую им продукцию (п. 1

ст. 297 ГК РФ)

4. Права собственника в отношении имущества

Собственник имеет право на

получение части прибыли от

использования имущества,

переданного в хозяйственное

ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ)

Собственник имущества вправе

изъять лишнее, неиспользуемое

либо используемое не по

назначению имущество и

распоряжаться им по своему

усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Собственник вправе распределять

доходы казенного предприятия

(только для казенных предприятий)

(п. 2 ст. 297 ГК РФ)

5. Ответственность собственника

Если несостоятельность

(банкротство) унитарного

предприятия вызвана

действиями собственника

переданного ему имущества,

то на него в случае

недостаточности имущества

предприятия может быть

возложена субсидиарная

ответственность по его

обязательствам (п. 7 ст. 114

Собственник несет субсидиарную

ответственность по обязательствам

такого предприятия при

недостаточности имущества (п. 5

ст. 115 ГК РФ). Указанное правило

не распространяется на

учредителей автономного

учреждения

С учетом установленных различий права хозяйственного ведения и оперативного управления следует отметить, что первое предоставляет больше прав предприятию по владению, пользованию и распоряжению переданным ему имуществом, чем второе. Юридические лица, созданные на праве оперативного управления, не могут распоряжаться переданным им имуществом без согласия его собственника. Данное правило не является исключением и для нового вида учреждения - автономного (п. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Различия в указанных вещных правах, на наш взгляд, объясняются тем, что государственное и муниципальное имущество в первую очередь предназначено для выполнения государственных задач. Поэтому РФ, ее субъекты и муниципальные образования, обладая имуществом разного государственного значения, создают юридические лица либо на праве хозяйственного ведения, предоставляя широкие правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, либо оперативного управления, оставляя за собой право распоряжения имуществом.

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Понятие права хозяйственного ведения, субъекты права хозяйственного ведения

Хозяйственное ведение - форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

В перечень прав собственников имущества входят:

  • создание организации;
  • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
  • назначение руководителя юридического лица;
  • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.

Лицо, получившее право хозяйственного ведения, не может свободно распоряжаться имуществом - нельзя передавать объекты в аренду, продавать, отдавать в качестве залога. Для распоряжения имуществом необходимо согласие собственника.

Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа - это юридические лица, которые не имеют прав собственности. Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства. В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

  • имущество неделимо, как и сама организация;
  • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
  • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.

Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения

Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

Унитарное предприятие - юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества - не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение - договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

Владение имуществом на праве хозяйственного ведения

Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Вопрос о правомерности заключения договора непосредственно с самим собственником.

Здравствуйте, Правомерно ли заключить государственный контракт на энергосбережение непосредственно с собственником объекта (4х этажное нежилое здание). Данный объект передан на праве хозяйственного ведения в другую организацию. Но в связи с тем, что данный объект до этого находился в хозяйственном ведении у другой организации, которая ликвидтровалась и долги по данному объекту так и не выплачены. Энергоснабжающая организация хочет заключить договор непосредственно с самим собственником, правомерно ли это?

АНтонина Николаевна 21.01.2019 03:41

Добрый день! Заключение договоров непосредственно с самими собственниками правомерно.

Дубровина Светлана Борисовна 15.02.2019 13:43

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 18.02.2019 09:00

Задать дополнительный вопрос

Возникновение права хозяйственного ведения или оперативного управления

Когда возникает право на недвижимое имущество, закрепляемое за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления? - С момента его передачи или с момента государственной регистрации по аналогии п. 2 ст. 223 ГК РФ?

Александр 18.12.2018 09:03

Дубровина Светлана Борисовна 18.12.2018 09:57

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 19.12.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

Банкротство

В собственность МУП Было передано помещение, позже в данное помещение собственник имущества (учредитель МУП) установил оборудование, оборудование МУПу не передавалось. Сейчас МУП банкрот, какая судьба оборудования установленного собственником не переданном МУПу?

Денис 01.11.2018 07:59

Дубровина Светлана Борисовна 01.11.2018 08:04

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 02.11.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

Способы управления муниципальной собственностью

Форма получения дохода у хозяйственного ведения

Виктория 22.10.2018 23:37

Добрый день! В ст. 295 ГК определены права и самого собственника. Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом. Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению. (а. 3 п. 5 Пост. Плен. ВС РФ и Плен. ВАС РФ от 29.04.2010 г. 10/22). Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

Сенькина Елена Николаевна 23.10.2018 09:33

Задать дополнительный вопрос

Ознакомьтесь с данной статьей.

Сазонов Сергей Владимирович 23.10.2018 10:21

Задать дополнительный вопрос

Налог на имущество за 2017 год

какую ставку налога на имущество в 2017 году применить МУП на недвижимость. Находимся на УСНО, налоговая база - кадастровая стоимость, владеем имуществом на праве хозяйственного ведения.

Наталья Владимировна 15.08.2018 12:20

Малов Дмитрий Владимирович 07.10.2018 15:39

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 08.10.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

хозяйственное ведение

Может ли администрация поселения передавать МУПу в хозяйственное ведение материалы(трубы, муфты), которые будут использоваться для ремонтных работ? спасибо

Ди 13.08.2018 10:46

Да. Такая ситуация возможна, но только на основании заключенного договора на право хозяйственного ведения между муниципальным образованием и соответствующим МУП. В нормативно-правовых актах нет запрета на заключение подобного рода соглашений.

Федорова Любовь Петровна 13.08.2018 15:50

Задать дополнительный вопрос

Такие правоотношения между указанными субъектами будут правомерны.

Дубровина Светлана Борисовна 14.08.2018 00:00

Задать дополнительный вопрос

Право хозяйственного ведения

На территорию ООО «Х» по распоряжению Совета Министров Республики К. въехало в помещение на праве хозяйственного ведения государственное предприятие «К» с 10.03.2017 и подписан акт приема-передачи имущества. Договор на возмещение эксплуатационных расходов по содержанию имущества ГУП «К» не заключался. С 10.03.2017 по 31.10.2017 образовалась задолженность по расходам 65 тысяч рублей. На претензию ГУП «К» не ответил. Каковы действия ООО «Х»?

Юлиана 07.08.2018 23:24

Малов Дмитрий Владимирович 07.10.2018 16:51

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 08.10.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

затраты на текущий ремонт

Затраты по содержанию имущества (текущий ремонт или кап. ремонт) кто несет? владелец или мунициальное унитарное предприятие? и каким правовым актом это регламентируется?

Альбина 30.05.2017 11:06

Здравствуйте Альбина! Затраты на текущий ремонт оплачивает наниматель или собственник (ежемесячная плата за содержание и текущий ремонт), ст. 154 ЖК РФ. Затраты на капитальный ремонт оплачивает наймодатель(ст. 154 ЖК РФ) или собственник(плата за капитальный ремонт) ст. 154 ЖК РФ.

Малов Андрей Владимирович 30.05.2017 12:02

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Последствия прекращения права собственности в силу закона
  • Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
  • Расчеты при возврате имущества из незаконного владения
  • Истребование имущества от добросовестного приобретателя
  • Истребование имущества из чужого незаконного владения
  • Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику
  • Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
  • Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
  • Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
  • Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение
  • Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Раздел имущества, находящегося в совместной собственности, и выдел из него доли
  • Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли
  • Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности
  • Момент перехода доли в праве общей собственности к приобретателю по договору
  • Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности
  • Понятие и основания возникновения общей собственности
  • Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
  • Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собстенности

Понятие. Отличие от права хозяйственного ведения. Право учреждения на доходы от разрешенной деятельности.

1. Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения, является ограниченным вещным правом. Главное и единственное принципиальное отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения заключается в содержании этих вещных прав, объеме правомочий обладателей.

Это право имеет еще более узкие пределы имущественной самостоятельности субъектов - оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений.

2. Ограниченность права оперативного управления как вещного права настолько велика, что "оставшиеся" правомочия позволили законодателю использовать конструкцию права оперативного управления для принципиально разных организационно-правовых форм юридических лиц:

а) казенного предприятия и

б) учреждения.

Хотя по формальным признакам казенное предприятие относится к коммерческим организациям, а учреждение - к некоммерческим, известная имущественная обособленность, обеспечиваемая правом оперативного управления, достаточна для участия этих лиц в экономическом обороте. Особенности учреждения и казенного предприятия как участников гражданских правоотношений рассматривались в главе "Юридические лица".

2. По основаниям возникновения, содержанию и прекращению права оперативного управления принципиальных отличий от права хозяйственного ведения нет. Тем не менее, право оперативного управления имеет и ряд следующих особенностей.

Первая. Право оперативного управления по общему правилу находится в большей "подчиненности" праву публичной собственности. Отношения казенного предприятия (в меньшей степени) или учреждения (в большей степени) с публичным собственником носят разрешительный характер.

Вторая. По общему правилу распоряжение любым имуществом, переданным в оперативное управление, производится только с согласия собственника (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями).

Третья. Правом оперативного управления могут обладать не только исключительно государственные или муниципальные юридические лица, но и учреждения, создаваемые на праве частной собственности.

Четвертая. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

3. Право оперативного управления содержит положение о том, что доходы, полученные от разрешенной законом и собственником деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на особом балансе.



В литературе не утвердилось единое мнение о правовой сущности этого правомочия учреждения.

Право учреждения на доходы - это особое вещное право (но в любом случае не право собственности).

(Ю.К. Толстой, В.А. Плетнев и др.)

Право учреждения на доходы является разновидностью вещных прав, прямо поименованных в п. 1 ст. 216 ГК, - это или "суженное" право хозяйственного ведения, или "расширенное" право оперативного управления.

(Е.А. Суханов)

Право учреждения на доходы, полученные от разрешенной деятельности, обладает всеми признаками ограниченного вещного права и, следовательно, можно признать его таковым, наряду с сервитутом, правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления.

Литература

Аскназий С.И. Проблема вещных и обязательственных прав в гражданском праве // Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М.: Статут (серия "Классика российской цивилистики"), 2008.

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность // Избранные труды по гражданскому праву: в 2 т. Т. 2. М.: Статут (серия "Классика российской цивилистики"), 2004.

Копылов А.В. Строение на чужой земле: от суперфиция до права застройки // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995.

Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб., 2004.

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч. 1: Вотчинные права. М.: Статут (серия "Классика российской цивилистики"), 2002.

Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000.

Суханов Е.А. Понятие и виды ограниченных вещных прав // Вестник Московского университета. Серия "Право". 2002. N 4.

Суханов Е.А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. 2006. N 12.

Толстой Ю.К. Собственность и оперативное управление // Проблемы гражданского права. Л., 1987.

Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. N 8.

Глава 22. Право собственности и иные вещные права на земельные участки