Право короля первой брачной ночи. Как лишают девственности в разных странах мира? Право первой ночи. Псковская судная грамота

" https://vk.com/detivich
https://vk.com/wall-69659144_243
=================================

Продолжение...

Итак, диагноз был установлен;

Лишь через несколько дней врачам впервые удалось собрать ПОДРОБНЫЙ эпидемиологический анамнез. Тема гомосексуализма в СССР была фактически табу, об этом не принято было говорить, задавать вопросов даже если общение происходило на уровне врач-пациент, более того, сообщать о себе такую информацию было чревато, ибо за гомосексуальные отношения в законодательстве СССР была предусмотрена уголовная ответственность. Впрочем, вероятно, в позднесоветские времена отношение к этому явлению смягчилось.

Врачам удалось выяснить, что больной К. был гомосексуалистом, никогда не вступавший в половые связи с женщинами. До поездки в Танзанию у него было несколько сексуальных партнеров в России. Во время пребывания в Африке на материковой Танзании и на острове Занзибар он имел анальный секс, по его словам, по крайней мере с одним африканцем, выступая в пассивной роли. Уже с января 1982 г. отмечал кровотечение из заднего прохода. С этого времени связь прекратилась. В конце мая-начале июня больной К. имел после совместной выпивки однократный половой анальный контакт с офицером местной пожарной службы. С точки зрения клинического течения ВИЧ-инфекции довольно правдоподобно, что больной К. заразился от пожарного, так как этот сообщенный им контакт наиболее подходит для ВИЧ-инфекции по длительности инкубационного периода (около 1,5 мес).

После возвращения в Россию и выписки из проктологической клиники больной К. некоторое время воздерживался от половых связей. Но вскоре он почувствовал себя достаточно здоровым, чтобы искать половых партнеров. Как рассказывал он сам, чтобы не заразиться венерическими болезнями, он искал половых партнеров не среди опытных гомосексуалистов, а среди молодых людей, неопытных в сексуальном отношении: солдат срочной службы, курсантов военных училищ и даже школьников, которым он преподавал английский язык. В период с 1984г. по 1986г. у него было более 20 половых партнеров, из которых 5 заразились ВИЧ. Эти 5 заразившихся вступали в половые связи с женщинами и заразили некоторых из них; один сдавал кровь в качестве донора, в результате чего еще 5 человек получили ВИЧ. Заразившиеся мужчины и женщины, вступая в половую связь, передавали ВИЧ своим партнерам. От женщин родились зараженные ВИЧ дети. От одного зараженного при переливании крови ребенка другой получил ВИЧ парентеральным путем из-за того, что медицинский персонал нарушал правила стерилизации медицинских инструментов, а от этого второго таким же путем заразился и третий. В последствие один из этих выросших детей заразил свою половую партнершу. Всего по цепочке, начавшейся от больного К., с 1984 г. по 1996г. заразились 25 человек, из них 5 мужчин при гомосексуальном (анальном) контакте, выступая в активной роли, 9 женщин и 2 мужчин при гетеросексуальном (вагинальном) контакте, 5 человек при переливании крови, 2 человека парентерально в больнице и 2 ребенка от матерей. У всех представителей этой цепочки был выделен один и тот же субтип А ВИЧ-1.

1 декабря ежегодно с 1988 года проводится Всемирный день борьбы со СПИДом , который является напоминанием о необходимости остановить масштабное распространение чумы конца ХХ – начала XXI века – ВИЧ/СПИДа .

На сегодняшний день, с момента фиксирования первых случаев заражения – около 78 миллионов человек были заражены вирусом иммунодефицита и уже более 35 миллионов . Подсчитано, что ежегодно более 5,5 тыс. человек им заражается, причем 1/3 это молодые люди в возрасте 15-24 года.

Признав, что ни одна страна не покончила со СПИДом и что ни в коем случае нельзя отступать от мер противодействия ВИЧ – в июне этого года Генеральной ассамблеей ООН была принята декларация по активизации усилий для прекращения эпидемии СПИДа к 2030 году, прописывающая цели для профилактики, предотвращения и снижения уровня заражения вирусом иммунодефицита в мире.

«В принятой Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года гарантировалось, что никто не будет забыт. Ни в одном из направлений деятельности важность этого принципа не проявляется столь очевидно, как в борьбе со СПИДом. Динамику эпидемии изменит оказание поддержки молодежи, уязвимым и маргинализированным группам населения» - Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Распостранение ВИЧ по странам

Вспомним же, каким образом болезнь, которую советские люди считали болезнью гомосексуалистов, наркоманов и проституток Запада – попала и начала развиваться в Советских Республиках и последующих независимых государствах.

По данным Московского научно-практического центра наркологии – первые случаи инфицирования в СССР произошли вследствие незащищенных половых контактов со студентами из Африки в конце 1970-х – начало 80-х годов. Именно у иностранца из черного континента в 1985 году и был зарегистрирован первый случай ВИЧ-инфекции .

В 1986 -ом году в Москве даже открылось первое специализированное отделение для оказания медицинской помощи инфицированным иностранцам. Им оказывалась возможная медицинская помощь, после чего они были депортированы из государства.


Африканские студенты в СССР

И уже в следующем году, летом 1987-го , был зарегистрирован первый случай ВИЧ-инфицирования у советского гражданина . Им оказался работавший длительное время в посольстве одной из африканских стран переводчик . Впоследствии, к концу года, насчитывалось 25 ВИЧ-зараженных, имевших с ним контакт.

В 1988 году профессором Андреем Козловым была зафиксирована первая смерть в СССР от СПИДа – скончалась 29-летняя жительница Ленинграда . После этого Верховным Советом СССР было принято решение о мерах по профилактике ВИЧ-инфекции в Советском Союзе. Обследование на ВИЧ стало обязательным для доноров крови и групп риска, к которым также причислялись иностранцы и побывавшие за границей советские граждане. Тогда же и появились первые кабинеты анонимной диагностики .

В конце 1988 года случилась страшная трагедия в Калмыцком городке Элиста – по вине медсотрудников произошло массовое заражение ВИЧ-инфекцией . В одной из больниц города было зафиксировано заражение женщины-донора и маленького ребёнка. Впоследствии выяснилось, что ВИЧ-инфекция была обнаружена ещё у 75 детей и четырех взрослых женщин. Комиссия Центрального медицинского научно-исследовательского института официально объявила, что женщины и дети были заражены из-за грубой халатности врачей во время проведения медицинских процедур. Расследование подтвердило, что медперсонал проглядел ВИЧ-инфицированного и использовал нестерильные шприцы по время переливания крови .

«…к групповому заражению детей и матерей вирусом иммунодефицита привели грубые нарушения лечебно-диагностического процесса и преступно-халатное отношение ряда медицинских работников к исполнению профессиональных обязанностей…»

Заражение в Элисте повлекло за собой волну заражений в ряде других городов СССР – в частности в Волгограде, Ростове-на-Дону и Ставропольском крае. К апрелю 1990 года число зараженных детей достигло уже 270 – более половины из них уже нет в живых. Жители Советского Союза стали массово отказываться от донорства и медицинских процедур. В результате многие больницы разрешили пациентам приносить шприцы с собой.

В 1989 году было возбуждено уголовное дело по отношению к медицинским работникам, которое со временем закрыли. Реального же наказания за массовые заражения никто из них так и не понес. Министр здравоохранения СССР Евгений Чазов ограничился только вынесением выговора медперсоналу.

С распадом Советского Союза единая эпидемиологическая служба СССР пришла в упадок и в 1993-1995 уже в независимой Украине эпидемиологическая служба оказалась неспособна вовремя локализовать две вспышки ВИЧ-инфекции, произошедшие среди потребителей инъекционных наркотиков в Николаеве и Одессе . За 1994-1995 в этих двух городах было выявлено уже несколько тысяч ВИЧ-инфицированных.

В российском Калининграде в 1995 также происходит вспышка ВИЧ-инфекции среди инъекционных наркоманов, затем в Москве и Петербурге, далее вспышки шли уже одна за другой по всей России. Молекулярно-эпидемиологический анализ показал, что направления движения эпидемии имеют своё происхождение от изначальных вспышек в Николаеве и Одессе.

По данным Украинского центра контроля за социально опасными заболеваниями МОЗ Украины на 1 ноября 2016 год (без учета Крыма и Донецкой и Луганской Народных Республик), было зарегистрировано 13 тысяч 381 новый случай ВИЧ-инфекции (из них 2 349 детей до 14 лет). Всего c 1987 года в Украине официально зарегистрировано 293 тысячи 739 случаев ВИЧ-инфекции, за это время от СПИДаумерло 40 тысяч 816 человек (при населении на 1 июля 2016 года - 42 488 512 постоянных жителей и 42 658 149 человек наличного населения).

Украина по-прежнему остается лидером в Европе по масштабам распространения ВИЧ-инфекции.

В России по состоянию на апрель 2016 года было зарегистрировано – 1 миллион 23 тысячи 766 человек с ВИЧ . Из них 803 тысячи 766 живет с ВИЧ и 220 000 уже погибло (при количестве населения 146 544 710 человек).

В Беларуси ВИЧ положительный статус зафиксирован у 17 тысяч граждан. ВНациональном статистическом комитете сообщили , что за весь период наблюдения с 1987 года по 1 ноября 2016-го в Беларуси зарегистрирован 21 тысяча 805 случаев ВИЧ-инфицированных, в том числе больных СПИДом – 5 тысяч 541 человек (при населении 9 505 200 человек).

И напоследок – к каким мукам приводят болезни, вызванные вирусом иммунодефицита, прежде чем человек умрет. Слабонервным и несовершеннолетним не рекомендуется смотреть.

В европейских странах право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая её девственности . В некоторых случаях крестьянин имел право откупиться от этого уплатой особой подати.

Многие историки сегодня придерживаются мнения, что право первой ночи на практике почти не применялось.

Некоторые исследователи (Шмидт) совершенно отвергают существование такого обычая в качестве правомерного явления, но большинство приводит ряд фактов, свидетельствующих о несомненном существовании «права Первой ночи». Оно было распространено почти во всех странах Европы; пережитки его доходили до XIX века.

Относительно происхождения этого права существуют различные мнения. Некоторые, как Вольтер , видят в нём неизбежное следствие рабства: «человек, могущий распоряжаться другим человеком, как животным, имеющий власть над его жизнью, может столь же легко спать с его женой». Другие объясняют происхождение права Первой ночи тем, что крепостные могли жениться и выходить замуж не иначе, как с разрешения своего господина. Виллан , чтобы получить такое разрешение, должен был пойти на некоторые «уступки»; иные господа давали своё разрешение только под известного рода условиями, а из единичных случаев развился малу-помалу обычай, обратившийся в право.

Как ни справедливы такого рода объяснения для отдельных случаев, но факт существования права Первой ночи в различных странах и у различных народов указывает на более древнее происхождение этого обычая. Бахофен , Морган , Энгельс видят в праве Первой ночи остаток группового брака. В эпоху, когда уже начинала складываться парная семья, мужчины сохраняли ещё право на всех женщин своего племени. С постепенным развитием культуры круг людей, имеющих право на женщин, становится все меньше, осуществление этого права ограничивается и во времени, и, наконец, оно сводится к одной лишь брачной ночи, сначала для всех, потом только для главы семьи, для жреца, военачальника и для сеньора - в средние века. По данным, приводимым Фридрихом Энгельсом, у многих народов друзья и родственники жениха и невесты предъявляли свои исконные права на невесту в брачную ночь, и жених стоял только в конце этого ряда. Так было в древности у балеаров, у некоторых африканских племён; до сих пор этот обычай существует у бареа в Абиссинии . У других должностное лицо, представитель племени или рода - касик , шаман , жрец , князь - заступает место общественной группы и пользуется правом Первой ночи.

Появление обычая, вероятно, связано со страхом пролития крови при лишении девственности. Считалось, что данный акт связан с утратой большого количества маны , и оттого вредит обычному человеку. Именно поэтому приглашали колдуна или вождя.

Право Первой ночи как остаток группового брака в конце 19-го века существовало ещё у большинства жителей Аляски (Bankroft, «Nature Races», I, 181), у таху в Северной Мексике (ib., стр. 584) и у некоторых других народов.

Существование права Первой ночи подтверждается многими обычаями и обрядами, надолго удержавшимися в народе. Уже тот факт, что у многих народов старший сын был лишаем наследства (переходившего к младшим), указывает на то, что его не считали принадлежащим к семье.

«Jungferzins» (подать девственности), сохранившаяся до самых последних дней господства феодализма, самим своим названием свидетельствует, что она явилась прямым продолжением jus primae noctis. Знаменателен также обряд, по которому господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был перешагнуть через брачную кровать или поставить на неё свою ногу. К этому символическому подтверждению права на Первую брачную ночь относится характерный указ 1486 года , изданный Фердинандом Католиком и подтверждающий сам факт существования jus primae noctis; «мы полагаем и объявляем, - гласит указ, - что господа (сеньоры) не могут также, когда крестьянин женится, спать Первую ночь с его женой и в знак своего господства в брачную ночь, когда невеста легла в кровать, шагать через кровать и через упомянутую женщину; не могут также господа пользоваться против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы» (цитировано в каталонском оригинале у Зугенхайма: Sugenheim, «Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft», СПб., 1861, стр. 35).

Когда вышло из употребления право Первой ночи - сказать трудно, так как не во всех странах оно удержалось одинаково долго. Во Франции, этой классической стране феодализма, ещё в 1789 году были единичные случаи пользования этим правом - правда, случаи, окончившиеся печально для феодалов. В пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро » (), действие которой происходит в современной автору Испании, граф Альмавива особым постановлением отказывается в честь своей юной невесты от этого права относительно своих подданных.

Указание на существование права Первой ночи в России исследователи (Шлецер , Эверс , Татищев , Елагин) видят в рассказе летописи о замене княгиней Ольгой «княжьего» чёрной куной. Обычай давать выкуп помещику перед свадьбой удержался до отмены крепостного права; подать эта известна была под названием «выводной куницы». Во всяком случае насилие со стороны помещика над новобрачными из крепостных в последние столетия были фактом, а не правом. Князь Васильчиков в своей книге «Землевладение и земледелие» удостоверяет, что в бытность предводителем дворянства ему не раз случалось встречаться с фактами подобного насилия помещиков над крестьянками. В 1855 году , за 6 лет до отмены крепостного права, тайный советник Кшадовский был судим и присужден к денежному штрафу за пользование правом Первой ночи.

Современным отголоском "права первой ночи" в России можно также считать то, что многие свадьбы включают (уже снова почти традиционный) обряд "выкупа невесты", который, впрочем, не имеет ничего общего со средневековыми обычаями, а служит, как бы, их возместителем, требующим от жениха компенсации отнюдь не денежной, а исключительно в виде демонстрации своей сообразительности и остроумия. Впрочем, отсутствие этих качеств не налагает на жениха практически никаких обязательств.

Что такое право первой ночи ? Это древний обычай, предусматривающий половой контакт невесты не с мужем, а с другим мужчиной. Таковым мог быть вождь племени, помещик, феодал или какое-либо другое лицо, от которого молодожёны зависели. Зависимость эта выражалась по-разному. Крепостное право, долговые обязательства, религиозные устои, древняя традиция, соблюдаемая неукоснительно.

Для современного человека данное действо представляет собой довольно унизительный и неприятный факт в самом начале семейной жизни. Но в давние времена люди иначе смотрели на подобные вещи. Деревенская девочка уже с ранних лет знала, что лишать её девственности будет не будущий муж, а, скажем, граф, живущий в большом и красивым замке, стоящем на холме возле деревни.

При этом бабушка и мать ребёнка также в своё время подвергались подобной процедуре, поэтому ничего постыдного и ужасного юное создание в этом не видело. Девочке даже льстила мысль, что целую ночь она проведёт с господином благородных кровей. Если к тому же она будет послушной и сумеет понравиться, то очень возможно, что ей дадут какой-нибудь подарок.

Что касается жениха, добровольно отдающего невесту другому мужчине, то здесь опять же надо понимать менталитет людей, живших в то далёкое время. Если человек рождался крестьянином, то он и умирал крестьянином. А если человек рождался дворянином, то и умирал дворянином.

Между разными социальными группами или классами лежала пропасть. Представители низшего сословия вовсе не считали себя равными представителям высшего сословия. Крестьяне смотрели на знатных господ с искренним почтением и раболепием. Поэтому жених считал за честь отдать свою невесту важному господину благородных кровей. Его привело бы в ужас, если бы, скажем, граф отказался от своего права. Это был бы страшный позор как для молодого мужа, так и для его жены.

В демократические времена подобного обычая не было. Его не знали в Древней Греции и Древнем Риме, так как в этих государствах отсутствовало жёсткое разграничение на социальные группы. Любой солдат мог стать императором, а рядовой городской житель философом. То же самое наблюдалось и в Киевской Руси. Во многих городах практиковалось вече , и простой народ назначал князей или смещал их. Поэтому почтение и уважение заслуживались не происхождением, а конкретными делами.

А вот в Западной Европе картина была совсем иная. Феодалы, жившие в своих замках, имели неограниченную власть над крестьянами. У каждого такого герцога или графа имелся свой вооружённый отряд, и любое неповиновение наказывалось жесточайшим образом. Рыцари даже частенько игнорировали власть короля, что уж говорить про отношение к простолюдинам. Крестьяне являлись такой же собственностью, как коровы или овцы. Ни о каком чувстве собственного достоинства и разговора не велось.

Когда же появилось право первой ночи в европейских землях? Тут сложно назвать конкретную дату и даже столетие. Всё теряется в нескончаемой череде лет и веков. А вот закончился этот обычай примерно в XVII веке. В Швейцарии он приказал долго жить ещё в начале XVI века, в Германии на 100 лет позже. Во Франции о нём забыли в середине XV столетия. Чуть позже подобное перестали практиковать и в Англии.

Многое также зависело от самих дворян. Просвещённые и умные люди сами отказывались от позорной практики, а невежды и сластолюбцы с удовольствием занимались этим делом, пока на защиту простых людей не встало законодательство.

Истоки же возникновения обычая ищут, как правило, в родовом и общинном строе. Это было время, когда люди жили племенами, а женщина являлась собственностью не отдельного мужчины, а всего сообщества. Затем начал развиваться институт брака, но некоторые древние традиции остались. Именно они и стали причиной права на первую ночь сильных мира сего.

Данная практика превалировала у германских племён. Они покорили Рим, расселились на землях империи, но значительно отставали в своём социальном и нравственном развитии от местных жителей. Переняв у них всё передовое и новое, они в то же время сохранили свои первобытные нравы, которые мало изменились за последующую 1000 лет.

Что касается других уголков планеты, то право первой ночи практиковалось у народов Африки и Южной Америки. Но африканцы не уподоблялись чванливым феодалам Средневековой Европы. Не вождь племени лишал невесту девственности, а самые уважаемые гости на свадьбе. При этом их могло быть несколько человек. Все они вступали в половое сношение с девушкой.

Но совсем не значит, что имел место полноценный половой акт, каким он представляется в наше время. Гости просто «входили в невесту и выходили». Это был ритуальный обряд, связанный с древними обычаями и традициями, о которых мы ничего не знаем.

Девственная плевра и менструальный цикл всегда представлялись людям чем-то мистическим, связанным с высшими божественными силами. Поэтому женихам, в силу их неопытности, не доверяли такой важный вопрос, как лишение девственности. Эту обязанность брали на себя опытные мужчины, которые знали, как правильно и безболезненно лишить женщину невинности.

Поэтому групповые соития на свадьбах можно рассматривать как дружеское участие и отеческую заботу о молодых людях. Жених же практически ничего не терял. С годами он приобретал опыт и потом уже сам принимал участие в подобных обрядах. Здесь не было ни унижения, ни поругания чести. Всё делалось на глазах у всех и вызывало только чувство глубокого удовлетворения и уважения.

Африканцы и индейцы относились к половой жизни как к естественному физиологическому процессу. Они никогда не ограничивали себя в телесных радостях и не смущались присутствия других людей. А вот европейцы совсем иначе воспринимали процесс соития.

Католическая церковь всегда проповедовала воздержание и ограничения. Священники давали обет безбрачия, а остальные граждане рассматривали интимную жизнь как необходимую, но греховную часть человеческой жизни. Без полового акта невозможно зачать ребёнка, поэтому супруги, сделав главное, прекращали всякие половые контакты, пока не возникала необходимость в следующем малыше.

Ещё в XIX веке такая практика считалась нормой. Истинные католики всегда были аскетами и придерживались строгих нравов. Что касается православия, то здесь было больше вольностей. Практиковались даже общие бани, в которых совместно мылись и мужчины, и женщины. Но это вовсе не указывает на половую распущенность, а просто говорит об определённом менталитете наших предков.

Держать свои страсти в узде считалось высшим проявлением силы духа. Те же, кто кидался на каждую юбку, не пользовались уважением, так как представлялись для окружающих людьми духовно убогими и безвольными.

Право первой ночи вовсе не являлось признаком деградации и безнравственности. Это был древний обычай, и люди относились к нему с уважением и пониманием. Другое дело, что уже в более поздние времена некоторые помещики в той же крепостной России, пользуясь своей властью, склоняли молодых крестьянок к сожительству.

Но с древним обычаем это не имело ничего общего. Скорее здесь можно усмотреть связь с нынешними временами, когда начальники сексуально домогаются своих сотрудниц. Они грозят увольнением в случае отказа. Некоторые дамы сами не прочь вступить в интимные отношения с руководством, чтобы обеспечить себе беспроблемное существование. Так что у каждого времени свои понятия о морали и этических нормах.